aracs.ru

Жюльен сорель характеристика на украинском языке. Жюльен Сорель, его характер и судьба (по роману Стендаля «Красное и черное»). Жюльен Сорель - нечто большее, чем обычный главный герой романа, стягивающий узел интриг и формируемый соприкосновением с разли

Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля) обосновал главные принципы и программу формирования реализма и блестяще воплотил их в своих произведениях. Во многом опираясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей, писатели-реалисты видели свою задачу в изображении общественных отношений современности, быта и нравов Реставрации и Июльской монархии.

В 1830 году Стендаль закончил роман "Красное и черное", в котором с. тончайшими оттенками анализирует мысли и поступки человека переломной эпохи, его противоречивые жизненные взгляды и устремления. "Красное и черное" - ярчайший образец социально-психологического романа мировой реалистической литературы XIX века.

Фабула романа основана на реальных событиях. Был приговорен к казни молодой человек, сын крестьянина, который решил сделать карьеру и стал гувернером в семье местного богача, но, уличенный в любовной связи с женой хозяина - матерью своих воспитанников, потерял место. Потом юношу выгнали из духовной семинарии, затем - со службы в парижском аристократическом особняке, где он был скомпрометирован отношениями е дочерью хозяина, и вскоре пытался покончить жизнь самоубийством. Жюльен Сорель - сын плотника из французской провинции. Юному герою Стендаля, свидетелю разгрома французской армии при Ватерлоо, было суждено узнать суровую правду войны и расстаться со своими иллюзиями. Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период реставрации Бурбонов. При Наполеоне одаренный юноша из народа сделал бы, возможно, военную карьеру, но сейчас единственной возможностью достичь верхов общества было окончить духовную семинарию и стать священником.

В начале романа воспитатель детей мэра города Верьера господина де Реналя, Жюльен, был одержим честолюбивыми планами, сознательно подражая лицемерному мольеровскому Тартюфу. Жюльен хочет "выйти в люди", утвердиться в обществе, занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного. Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и обществом возможно лишь при условии, что Жюльен полностью подчинится нравам и законам этого общества. Жюльен вдвойне чужой в мире Реналей и ла Молей: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Пройдя через ряд испытаний, он осознал, что карьеризм невозможно совместить с возвышенными человеческими порывами, которые жили в его душе. Брошенный в тюрьму за покушение на жизнь госпожи де Реналь, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права по рождению. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор. "Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия... Вот мое преступление, господа", - заявляет он своим судьям. "Господа! - говорит он. - Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия... Но даже если бы я был виновен, это все равно, Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания... и желающих покарать во мне и раз навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах.... имели счастье получить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом".

В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX века, который вобрал в себя важнейшие черты своего народа, пробужденного к жизни Великой французской революцией: безудержную отвагу и энергию, честность ж твердость духа, непоколебимость в продвижении к цели. Но герой всегда ж везде остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного в своих правах сословия, поэтому Жюльен - революционер, и с этим согласны его классовые враги - аристократы.. Молодой человек близок по взглядам с отважным итальянским карбонарием Альтамирой и его другом - испанским революционером Диего Бустосом.

В его душе идет постоянная напряженная борьба, вступают в противоречие стремление к карьере и революционные идеи, холодный расчет и светлые романтические чувства.

Жюльен, стоя на вершине утеса и наблюдая за полетом ястреба, завидует парению птицы, хочет быть похожим на нее, возвысившись над окружающим миром. Наполеон, чей пример, по словам Стендаля, "породил во Франции безумное и, конечно, злосчастное честолюбие", является идеалом для Жюльена. Но безумное честолюбие - важнейшая черта Жюльена - увлекает его в лагерь, противоположный лагерю революционеров. Он страстно желает славы и мечтает о свободе для всех, но первое пересиливает. Жюльен строит дерзкие планы достижения славы, полагаясь и не сомневаясь в собственной воле, энергии и таланте.

Но Жюльен Сорель живет в годы Реставрации, а в это время такие люди опасны, их энергия - разрушительна, потому что таит в себе возможность новых социальных потрясений и бурь, и поэтому Жюльен не может прямым и честным путем сделать достойную карьеру. Основа сложного характера героя - противоречивое соединение революционного, независимого и благородного начала с честолюбивыми стремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления. По словам Роже Вайяна, Жюльен "вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал". Путь наверх Жюльена Сореля - это путь утраты им лучших человеческих качеств и путь постижения настоящей сущности власть имущих.

Когда герой уже достиг цели и стал виконтом де Верней, стало понятно, что игра не стоила свеч. Такое счастье не могло удовлетворить героя, потому что живая душа, вопреки насилиям над ней, в Жюльене все-таки сохранилась. Пережитое нравственно просветляет и поднимает героя, очищает его от пороков, привитых обществом. Жюльен видит иллюзорность своих честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он недавно связывал представления о счастье, и поэтому, ожидая казни, отказывается от помощи сильных мира сего, которые могут вызволить его из тюрьмы и вернуть к прежней жизни. Столкновение с обществом завершается нравственной победой героя. Значительную и определяющую роль в судьбе Жюльена Сореля играет любовь. С Луизой де Реналь герой снимал маску, с которой обычно появлялся в обществе, и позволял быть самим собой. Образ Матильды - честолюбивый идеал Жюльена, во имя нее он готов пойти на сделку с совестью. Перед Матильдой Жюльен представал незаурядной, гордой, энергичной личностью, способной на великие, дерзкие и жестокие дела.

На судебном процессе перед смертью Жюльен дает последний, решающий открытый бой своему классовому врагу. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих судей, он бросает им в лицо грозную правду: его вина не в том, что он стрелял в госпожу де Реналь, а в том, что он осмелился возмутиться социальной несправедливостью и восстать против своей жалкой участи.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели. Такая концовка показательна: Стендаль не смог решить, что ждет героя, осознавшего несостоятельность своей теории, как должен он перестроить свою жизнь, преодолев заблуждения, но оставшись в буржуазном обществе, и потому Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он больше не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ (фр. Julien Sorel) - герой романа Ф.Стендаля «Красное и черное» (1830). Подзаголовок романа - «Хроника XIX века». Реальные прототипы - Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте - сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее и себя в церкви во время богослужения. Оба остались живы, но Берте судили и, приговорив к смерти, казнили (1827). Лафарг - краснодеревщик, убивший любовницу из ревности, раскаявшийся и просивший себе смертной казни (1829).

Образ Ж.С.- героя, совершающего уголовное преступление на почве любовной страсти и одновременно преступление против религии (поскольку покушение на убийство произошло в церкви), раскаявшегося и казненного - использован Стендалем для анализа путей общественного развития. Литературный тип Ж.С. характерен для французской литературы XIX в. - молодой человек из низов, делающий карьеру, опираясь только на свои личные качества, герой воспитательного романа на тему «утраты иллюзий». Типологически Ж.С. родствен образам романтических героев - «высшим личностям», в гордыне презирающим окружающий мир. Общие литературные корни можно наблюдать в образе индивидуалиста из «Исповеди» Ж.-Ж.Руссо (1770), объявившего тонко чувствующую и способную к самоанализу личность (благородную душу) «исключительной личностью» (1"homme different).

В образе Ж.С. Стендаль осмыслил опыт рационалистической философии XVII-XVIII вв., показав, что место в обществе добывается ценой нравственных потерь. С одной стороны, Ж.С.- прямой наследник идей Просвещения и Великой французской революции, трех ключевых фигур начала «буржуазного века» - Тартюфа, Наполеона и Руссо; с другой - экстраполяция нравственных метаний романтиков - его талант, индивидуальная энергия, интеллект направлены на достижение общественного положения.

В центре образа Ж.С.- идея «отчужденности», противостояния «против всех» с конечным выводом о своей абсолютной несовместимости с любым образом жизни. Это необычный преступник, ежедневно совершающий преступления для утверждения себя как личности, отстаивая «естественное право» на равенство, образование, любовь, решающийся на убийство с целью оправдать себя в глазах любимой женщины, усомнившейся в его честности и преданности, карьерист, руководствующийся идеей своей избранности. Психологическая драма его души и жизни - постоянные колебания между благородной чувствительной натурой и макиавеллизмом его изощренного интеллекта, между дьявольской логикой и доброй, гуманной натурой.

Феномен личности Ж.С., эмансипированной не только от вековых общественных устоев и религиозных догматов, но и от всяких принципов, кастовых или классовых, выявляет процесс зарождения индивидуалистической этики с ее эгоизмом и эгоцентризмом, с ее пренебрежением средствами в достижении поставленных целей. Ж.С. не удается убить свою благородную душу до конца, он пытается жить, руководствуясь внутренним долгом и законами чести, в конце своей одиссеи придя к выводу об ошибочности идеи утвердить «благородство духа» путем карьеры в обществе, к выводу о том, что земной ад ужаснее смерти. Он отрекается от стремления встать «над всеми» во имя безудержного чувства любви как единственного смысла существования.

Образ Ж.С. оказал огромное влияние на дальнейшее осмысление проблемы «исключительной личности» в литературе и в философии. Сразу после выхода романа критика назвала Ж.С. «чудовищем», угадав в нем тип будущего «плебея с образованием». Ж.С. стал классическим родоначальником всех терпящих крах одиноких завоевателей мира: Мартин Иден Дж.Лондона, Клайд Гриффите Т.Драйзера. У Ницше есть примечательные ссылки на поиски у автора Ж.С. «недостающих черт» философа нового типа, заявившего о главенстве у «высшей личности» некоей «воли к власти». Однако Ж.С. послужил и прототипом героев, переживающих катарсис и покаяние. В русской литературе его наследник - Раскольников Ф.М.Достоевского. По словам Николо Кьяромонте («Парадоксы истории», 1973), «Стендаль учит нас отнюдь не эгоцентризму, который он провозглашал своим кредо. Он учит нас давать беспощадную оценку заблуждениям, в которых повинны наши чувства, и всяким небылицам, которыми полон окружающий нас мир».

Знаменитым исполнителем роли Ж.С. во французской экранизации романа был Жерар Филип (1954).

Лит.: Fonvieille R. Le veritable Julien Sorel. Paris et Grenoble, 1971; Ремизов Б.Г. Стендаль. Л., 1978; Горький A.M. Предисловие

//Виноградов А.К. Три цвета времени. М., 1979; Тимашева О.В. Стендаль. М., 1983; Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. М., 1985; Эсенбаева P.M. Стендаль и Достоевский: типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание». Тверь, 1991.

Л.Г.Вязмитинова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ" в других словарях:

    жюльен сорель - Еще не написан советский Жюльен Сорель человек, выдирающийся из социальной группы, к которой приписан, сделавший инструментом своего возвышения образование. ЗС 1995 8 113. Жил в нем <Есенине> Жюльен Сорель. Покоритель. То есть заведомо… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр. Jullien или Julien): Содержание 1 Фамилия 2 Литературные персонажи 3 Другие значения … Википедия

    Сорель, Станислав французский изобретатель магнезиального цемента (1867); Сорель, Агнесса куртизанка XV века; любовница французского короля Карла VII; Сорель, Густав бельгийский живописец (1905 1981); Сорель, Жорж … … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). Красное и чёрное … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). {{{Название}}} Le Rouge et le Noir … Википедия

    Фредерик (настоящее имя Анри Бейль, 1783 1842) французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в. Р. в Гренобле в буржуазной семье, почти все члены которой (за исключением деда вольтерьянца, оказавшего… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). Красное и чёрное Le Rouge et le noir … Википедия

    Рождение реалистического романа. Стендаль - 30 е и 40 е годы XIX в. во французской литературе ознаменованы подъемом реализма. В этот период с особенной яркостью обнаружились противоречия между идеалами буржуазной демократии и реальной действительностью, развитием капитализма. Обнищание… … Всемирная история. Энциклопедия

    Красное и чёрное (фильм, 1976) У этого термина существуют и другие значения, см. Красное и чёрное (значения). Красное и чёрное [[Файл:‎|200px|Постер фильма]] Жанр драма Режиссёр Сергей Герасимов … Википедия

    Красное и чёрное Le Rouge et le Noir Автор: Стендаль Язык оригинала: французский Оригинал издан: 1830 г. Переводчик: Сергей Бобров, Мария Богословская Издательство … Википедия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова»

Кафедра зарубежной литературы и теории межкультурной коммуникации

РЕФЕРАТ

по дисциплине « Зарубежная литература »

ОБРАЗ ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ «КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ»

Нижний Новгород

2011

Введение………………………………………………………… ………………3

Основная часть…………………………………………..………………… …..5

Заключение…………………………………………………… ……………….15

Список использованной литературы………….…………………………….16

Введение.

К литературному творчеству Анри Бейль (1783-1842) пришел через стремление познать самого себя: в молодости он увлекся философией так называемых «идеологов» – французских философов, стремившихся выяснить понятия и законы человеческого мышления.

В основе художественной антропологии Стендаля лежит противопоставление двух человеческих типов – «французского» и «итальянского». Французский тип, отягощенный пороками буржуазной цивилизации, отличается неискренностью, лицемерием (часто вынужденным); итальянский тип привлекает своей «варварской» импульсивностью, откровенностью желаний, романтической беззаконностью. Основные художественные произведения Стендаля изображают конфликт главного героя «итальянского» типа со сковывающим его «французским» укладом общества; критикуя это общество с точки зрения романтических идеалов, писатель одновременно проницательно показывает и душевные противоречия своих героев, их компромиссы с внешней средой; впоследствии эта черта творчества Стендаля заставила признать его классиком реализма 19 в.

В 1828 году Стендаль набрел на сюжет сугубо современный. Источник был не литературный, а реальный, который соответствовал интересам Стендаля не только по своему общественному смыслу, но и по крайней драматичности событий. Здесь было то, что он давно искал: энергия и страсть. Исторический роман уже был не нужен. Теперь нужно другое: правдивое изображение современности, и не столько политических и общественных событий, сколько психологии и душевного состояния современных людей, которые независимо от собственного желания готовят и создают будущее.

«Молодые люди, подобные Антуану Берте (одному из прототипов главного героя романа «Красное и черное»), – писал Стендаль, – «если им удается получить хорошее воспитание, вынуждены трудиться и бороться с настоящей нуждой, почему и сохраняют способность к сильным чувствам и ужасающую энергию. Вместе с тем у них легко уязвимое самолюбие». А так как из сочетания энергии и самолюбия нередко рождается честолюбие. Когда-то Наполеон сочетал в себе те же особенности: хорошее воспитание, пылкое воображение и крайнюю бедность.

Основная часть.

Психология Жюльена Сореля (главного героя романа «Красное и черное») и его поведение объясняются классом, к которому он принадлежит. Это психология, созданная Французской революцией. Он трудится, читает, развивает свои умственные способности, носит пистолет, чтобы защитить свою честь. Жюльен Сорель на каждом шагу проявляет дерзкую храбрость, не ожидающую опасность, а предупреждающую ее.

Итак, во Франции, где господствует реакция, нет простора для талантливых людей из народа. Они задыхаются и гибнут, словно в тюрьме. Тот, кто лишен привилегий и богатства, должен для самообороны и, тем более, чтобы добиться успеха, приспособляться. Поведение Жюльена Сореля обусловлено политической обстановкой. Ею связаны в единое и неразрывное целое картина нравов, драматизм переживания, судьба героя романа.

Жюльен Сорель – один из самых сложных персонажей Стендаля, долго над ним размышлявшего. Сын провинциального плотника стал ключом к пониманию движущих сил современного общества и перспектив его дальнейшего развития.

Жюльен Сорель – юноша из народа. В самом деле, сын крестьянина, имеющего лесопилку, должен работать на ней, как и его отец, братья. По своему социальному положению Жюльен – рабочий (но не наемный); он чужой в мире богатых, воспитанных, образованных. Но и в своей семье этот талантливый плебей с «поражающе своеобразным лицом» – словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят «щуплого», бесполезного, мечтательного, порывистого, непонятного им юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик. А в нем таится и клокочет огромная энергия – сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, «неистовой чувствительности». Его душа и воображение – пламенные, в глазах его – пламя. В Жюльене Сореле воображение подчинено неистовому честолюбию. Честолюбие само по себе не отрицательное качество. Французское слово «ambition» означает и «честолюбие» и «жажду славы», «жажду почестей» и «стремление», «устремленность»; честолюбия, – как сказал Ларошфуко, – не бывает при душевной вялости, в нем – «живость и пыл души». Честолюбие заставляет человека развивать свои способности и преодолевать трудности. Жюльен Сорель подобен кораблю, оснащенному для большого плавания, и огонь честолюбия в иных социальных условиях, предоставляющих простор для творческой энергии народных масс, помог бы ему преодолеть самое трудное плавание. Но теперь условия благоприятствуют не Жюльену, и честолюбие заставляет его приспособляться к чужим правилам игры: он видит, что для достижения успеха необходимы жестко-эгоистическое поведение, притворство и лицемерие, воинственное недоверие к людям и завоевание превосходства над ними.

Но природная честность, великодушие, чувствительность, возвышающие Жюльена над окружением, вступают в противоречие с тем, что ему диктует в существующих условиях честолюбие. Образ Жюльена «правдив и современен». Автор романа смело, необычайно ясно и рельефно выразил исторический смысл темы, сделав своего героя не отрицательным персонажем, не пронырой-карьеристом, а даровитым и мятежным плебеем, которого социальный строй лишил всех прав и таким образом заставил бороться за них, не считаясь ни с чем.

Но многих смущало то, что Стендаль сознательно и последовательно противопоставляет выдающиеся дарования и природное благородство Жюльена его «злосчастному» честолюбию. Видно, какими объективными обстоятельствами обусловлена кристаллизация воинственного индивидуализма талантливого плебея. Мы убеждаемся и в том, насколько губительным для личности Жюльена оказался путь, на который его толкнуло честолюбие.

Герой «Пиковой дамы» Пушкина, Герман, молодой честолюбец «с профилем Наполеона и душой Мефистофеля», он, как Жюльен, «имел сильные страсти и огненное воображение». Но ему чужда внутренняя борьба. Он расчетлив, жесток и всем существом устремлен к своей цели – завоеванию богатства. Он действительно ни с чем не считается и подобен обнаженному клинку.

Таким же, быть может, стал бы и Жюльен, если бы преградой перед ним не возникал непрестанно он сам – его благородный, пылкий, гордый характер, его честность, потребность отдаваться непосредственному чувству, страсти, забывая о необходимости быть расчетливым и лицемерным. Жизнь Жюльена – это история его безуспешных попыток вполне приспособиться к общественным условиям, в которых торжествуют низменные интересы. «Пружина» драматизма в произведениях Стендаля, герои которых молодые честолюбцы, – целиком состоит в том, что эти герои «вынуждены насиловать свою богатую натуру, чтобы играть гнусную роль, которую они себе навязали». Эти слова точно характеризуют драматизм внутреннего действия «Красного и черного», в основе которого душевная борьба Жюльена Сореля. Патетика романа – в перипетиях трагического единоборства Жюльена с самим собою, в противоречии между возвышенным (натурой Жюльена) и низменным (его тактикой, диктуемой общественными отношениями).

Жюльен плохо ориентировался в новом для него обществе. Все было там неожиданно и непонятно, и потому, считая себя безукоризненным лицемером, он постоянно делал ошибки. «Вы чрезвычайно неосторожны и опрометчивы, хотя сразу это и незаметно, – говорил ему аббат Пирар. – И, однако, по сие время сердце у вас доброе и даже великодушное, и разум большой».

«Все первые шаги нашего героя, – пишет Стендаль от своего имени, – вполне уверенного в том, что он действует как нельзя более осторожно, оказались, как и выбор духовника, крайне опрометчивыми. Введенный в заблуждение той самонадеянностью, которой отличаются люди с воображением, он принимал свои намерения за совершившиеся факты и считал себя непревзойденным лицемером. «Увы! Это единственное мое оружие! – размышлял он. – Будь это другое время, я бы зарабатывал свой хлеб делами, которые говорили бы сами за себя перед лицом неприятеля».

Воспитание доставалось ему с трудом, потому что требовало постоянного самоуничижения. Так было в доме Реналя, в семинарии, в парижских светских кругах. Это сказывалось в его отношении к любимым женщинам. Его контакты и разрывы с г-жей де Реналь и Матильдой де Ла-Моль свидетельствуют о том, что он почти всегда поступал так, как подсказывало ему побуждение минуты, потребность проявить свою личность и бунтовать против любого действительного или кажущегося оскорбления. А каждое личное оскорбление он понимал как общественную несправедливость.

Поведение Жюльена определено идеей природы, которой он хотел подражать, но в реставрированной монархии, хотя бы и с Хартией, это невозможно, поэтому приходится «с волками выть» и действовать так, как действуют другие. Его «война» с обществом происходит скрыто, а делать карьеру, с его точки зрения – значит подрывать это искусственное общество ради другого, будущего и естественного.

Жюльен Сорель – синтез двух, как будто прямо противоположных, направлений – философской и политической 19 века. С одной стороны – рационализм в сочетании с сенсуализмом и утилитаризмом, – необходимое единство, без которого ни то, ни другое не могло бы существовать согласно законам логики. С другой стороны – культ чувства и натурализм Руссо.

Он живет словно в двух мирах – в мире чистой нравственности и в мире рассудочного практицизма. Эти два мира – природы и цивилизации – не мешают друг другу, потому что оба вместе решают одну задачу, построить новую действительность и найти для этого верные пути.

Жюльен Сорель стремился к счастью. Своей целью он поставил уважение и признание светского общества, которое он проник благодаря своему усердию и талантам. Восходя по лестнице честолюбия и тщеславия, он как будто приближался к заветной мечте, но счастье изведал он только в те часы, когда, любя г-жу де Реналь, был самим собою.

Это была счастливая встреча, полная взаимного сочувствия и симпатии, без рационалистических и классовых препон и перегородок, встреча двух людей природы – таких, какие должны быть в обществе, созданном по законам природы.

Двойное мировосприятие Жюльена проявлялось по отношению к хозяйке дома Реналей. Госпожа де Реналь остается для него представительницей класса богачей и потому врагом, и все его поведение с ней вызвано было классовой враждой и полным непониманием ее натуры: Г-жа де Реналь полностью отдалась своему чувству, но домашний учитель действовал иначе – он все время думал о своем общественном положении.

«Теперь полюбить г-жу де Реналь для гордого сердца Жюльена стало чем-то совершенно немыслимым». Ночью в саду ему приходит в голову завладеть ее рукой – только для того, чтобы в темноте посмеяться над ее мужем. Он осмелился положить свою руку рядом с ее рукой. И тут его охватил трепет; не сознавая, что он делает, он осыпал страстными поцелуями протянутую ему руку.

Сам Жюльен теперь не понимал, что он чувствовал, и, очевидно, забыл о причине, заставившей его рисковать этими поцелуями. Социальный смысл его отношений к влюбленной женщине исчезает, и вступает в свои права давно начинавшаяся любовь.

Что же такое цивилизация? Это то, что мешает естественной жизни души. Размышления Жюльена о том, как он должен поступить, как относятся к нему другие, что они о нем думают, – это все надуманное, вызванное классовой структурой общества, то, что противоречит природе человека и естественному восприятию действительности. Деятельность разума здесь сплошная ошибка, потому что разум работает в пустоте, не имея под собой твердой основы, ни на что не опираясь. Основа рационального познания – это ощущение непосредственное, не подготовленное никакими традициями, идущее из глубины души. Разум должен проверять ощущения во всей их массе, делать из них правильные выводы и строить заключения в общих понятиях.

История взаимоотношений между плебеем- завоевателем и аристократкой Матильдой, презирающей бесхарактерную светскую молодежь, беспримерна по оригинальности, точности и тонкости рисунка, по естественности, с какой изображены чувства и поступки героев в самых необыкновенных ситуациях.

Жюльен без памяти был влюблен в Матильду, но ни на минуту не забывал, что она в ненавистном лагере его классовых врагов. Матильда сознает свое превосходство над окружающей средой и готова на «безумства», чтобы вознестись над ней.

Жюльен Сорель и другие персонажи в романе «Красное и черное»

В своем романе «Красное и черное» Стендаль создал объективную картину жизни современного ему общества. «Правда, горькая правда», - говорит он в эпиграфе к первой части произведения. И этой горькой правды придерживается до последних страниц. Справедливый гнев, решительная критика, едкая сатира автора направлены против тирании государственной власти, религии, привилегий. Именно этой цели подчинена и вся система образов, созданных писателем. Это обитатели провинции: дворянство, буржуазия, духовенство, мещанство, мировой судья и представители высшей аристократии.

Роман фактически делится на три части, в каждой описываются быт и нравы отдельных сословных групп: Верьер - вымышленный провинциальный городок, Безансон с его семинарией и Париж - олицетворение высшего света. Напряженность действия все более увеличивается по мере продвижения событий из провинции в Безансон и Париж, однако везде господствуют одни и те же ценности - личный интерес и деньги. Перед нами предстают основные герои: де Реналь - аристократ, женившийся ради приданого, стремившийся выдержать конкуренцию агрессивных буржуа. Он завел, как и они, фабрику, но в конце романа ему приходится уступить в борьбе, потому что мэром города становится Вально, который «собрал самую шваль от каждого ремесла» и предложил им: «Давайте царствовать вкупе». Автор показывает посредством этого образа, что именно господа, подобные Вально, становятся в его времена социальной и политической силой. И маркиз де Ла Моль принимает этого невежду, провинциального жулика, надеясь на его помощь во время выборов. Стендаль раскрывает также основные тенденции развития общества, в котором аристократия и духовенство всеми силами стремятся удержать власть. Для этого они затевают заговор, сущность которого писатель вскрывает в ироническом эпиграфе: «Основной закон для всего существующего - это уцелеть, выжить. Вы сеете плевелы и надеетесь взрастить хлебные колосья». Характеристики, которые дает им Жюльен Сорель, красноречивы: один из них «всецело поглощен своим пищеварением», другой полон «злости дикого кабана», третий похож на «заводную куклу»... Все они заурядные фигуры, которые, по мнению Жюльена, «боятся, как бы он их на смех не поднял».

Критикуя и высмеивая политические стремления буржуазии, автор направляет свою иронию также в адрес духовенства. Отвечая на свой вопрос о том, в чем же смысл деятельности духовного лица, Жюльен приходит к выводу, что этот смысл в том, чтобы «продавать верующим места в раю». Стендаль открыто называет омерзительным существование в семинарии, где воспитывают будущих духовных наставников народа, так как там господствует лицемерие, мысль там сочетается с преступлением. Не случайно аббат Пирар называет духовенство «лакеями, необходимыми для спасения души». Не скрывая ни малейшей детали жизни общества, где господствует «гнет морального удушья» и где «малейшая живая мысль кажется грубостью», автор рисует систему общественных отношений Франции начала XIX века. И эта хроника совершенно не вызывает симпатий.

Конечно, Стендаль не отказывает своим героям в способности мыслить, страдать, подчиняться не только выгоде. Он показывает нам и живых людей, таких как Фуке, живущий вдали от города, маркиз де Ла Моль, способный увидеть личность в бедном секретаре, аббат Пирар, которому даже друзья не верили, что он не воровал на посту ректора семинарии, Матильда, госпожа де Реналь и, в первую очередь, сам Жюльен Сорель. Образы госпожи де Реналь я Матильды играют очень важную роль в развитии событий. Потому им автор уделяет особое внимание, показывая, как общество, окружающая среда изломали их души. Госпожа де Реналь - искренняя, честная, немного простодушная и наивная. Но среда, в которой она существует, заставляет и ее лгать. Она остается женой де Реналя, которого презирает, понимая, что ценность для него представляет не она сама, а ее деньги. Самолюбивая и гордая Матильда, убежденная в своем превосходстве над людьми только потому, что она дочь маркиза, выступает полной противоположностью госпоже де Реналь. Она часто жестока и безжалостна в своих суждениях о людях и оскорбляет плебея Жюльена, заставляя изобретать хитроумные средства, чтобы подчинить ее себе. Но есть то, что сближает ее с первой героиней, - Матильда, хоть и рассудочно, а не инстинктивно, тоже стремится к искреннему чувству любви.

Таким образом, созданные Стендалем картины общественной жизни постепенно подводят нас к мысли о том, как «уныло» описанное время, и какими мелкими и ничтожными под действием этого времени становятся люди, даже те, кто от природы наделен не такими уж плохими качествами.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ (фр. Julien Sorel) – герой романа Ф. Стендаля “Красное и черное” (1830). Подзаголовок романа – “Хроника XIX века”. Реальные прототипы – Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте – сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее и себя в церкви во время богослужения. Оба остались живы, но Берте судили и, приговорив к смерти, казнили (1827). Лафарг – краснодеревщик, убивший

Любовницу из ревности, раскаявшийся и просивший себе смертной казни (1829). Образ Ж. С.- героя, совершающего уголовное преступление на почве любовной страсти и одновременно преступление против религии (поскольку покушение на убийство произошло в церкви), раскаявшегося и казненного – использован Стендалем для анализа путей общественного развития.
Литературный тип Ж. С. характерен для французской литературы XIX”Шв. – молодой человек из низов, делающий карьеру, опираясь только на свои личные качества, герой воспитательного романа на тему “утраты иллюзий”. Типологически Ж. С. родствен образам романтических героев – “высшим личностям”, в гордыне презирающим окружающий мир. Общие литературные корни можно наблюдать в образе индивидуалиста из “Исповеди” Ж.-Ж. Руссо (1770), объявившего тонко чувствующую и способную к самоанализу личность (благородную душу) “исключительной личностью”. В образе Ж. С. Стендаль осмыслил опыт рационалистической философии XVII-XVIII вв., показав, что место в обществе добывается ценой нравственных потерь. С одной стороны, Ж. С.- прямой наследник идей Просвещения и Великой французской революции, трех ключевых фигур начала “буржуазного века” – Тартюфа, Наполеона и Руссо; с другой – экстраполяция нравственных метаний романтиков – его талант, индивидуальная энергия, интеллект направлены на достижение общественного положения. В центре образа Ж. С.- идея “отчужденности”, противостояния “против всех” с конечным выводом о своей абсолютной несовместимости с любым образом жизни. Это необычный преступник, ежедневно совершающий преступления для утверждения себя как личности, отстаивая “естественное право” на равенство, образование, любовь, решающийся на убийство с целью оправдать себя в глазах любимой женщины, усомнившейся в его честности и преданности, карьерист, руководствующийся идеей своей избранности. Психологическая драма его души и жизни – постоянные колебания между благородной чувствительной натурой и макиавеллизмом его изощренного интеллекта, между дьявольской логикой и доброй, гуманной натурой. Феномен личности Ж. С., эмансипированной не только от вековых общественных устоев и религиозных догматов, но и от всяких принципов, кастовых или классовых, выявляет процесс зарождения индивидуалистической этики с ее эгоизмом и эгоцентризмом, с ее пренебрежением средствами в достижении поставленных целей. Ж. С. не удается убить свою благородную душу до конца, он пытается жить, руководствуясь внутренним долгом и законами чести, в конце своей одиссеи придя к выводу об ошибочности идеи утвердить “благородство духа” путем карьеры в обществе, к выводу о том, что земной ад ужаснее смерти. Он отрекается от стремления встать “над всеми” во имя безудержного чувства любви как единственного смысла существования. Образ Ж. С. оказал огромное влияние на дальнейшее осмысление проблемы “исключительной личности” в литературе и в философии. Сразу после выхода романа критика назвала Ж. С. “чудовищем”, угадав в нем тип будущего “плебея с образованием”. Ж. С. стал классическим родоначальником всех терпящих крах одиноких завоевателей мира: Мартин Иден Дж. Лондона, Клайд Гриффите Т. Драйзера. У Ницше есть примечательные ссылки на поиски у автора Ж. С. “недостающих черт” философа нового типа, заявившего о главенстве у “высшей личности” некоей “воли к власти”. Однако Ж. С. послужил и прототипом героев, переживающих катарсис и покаяние. В русской литературе его наследник – Раскольников Ф. М.Достоевского. По словам Николо Кьяромонте (“Парадоксы истории”, 1973), “Стендаль учит нас отнюдь не эгоцентризму, который он провозглашал своим кредо. Он учит нас давать беспощадную оценку заблуждениям, в которых повинны наши чувства, и всяким небылицам, которыми полон окружающий нас мир”. Знаменитым исполнителем роли Ж. С. во французской экранизации романа был Жерар Филип (1954).

  1. Создавая свой роман “Красное и черное”, Стендаль ставил перед собой задачу отобразить все сферы жизни, охватить все слои общества, передать основные тенденции, проблемы, конфликты, возникающие в обществе. Поэтому сценой для...
  2. Луиза де Реналь – жена мэра, не имеющая никакого влияния на мужа, как и на ход дел в городе Верьер, вверенном его попечению. По местным понятиям, почти дурочка, упускающая “удобные...
  3. Становление реализма как художественного метода происходило в период, когда ведущую роль в литературном процессе играли романтики. И одними из первых писателей, вставших на путь классического реализма, стали такие мастера слова,...
  4. Роман “Красное и черное” справедливо считается одним из шедевров Стендаля. Это роман о современности, о французском обществе периода Реставрации, взятое в широком диапазоне. Перед читателем разворачивается жизнь провинции и столицы,...
  5. Подзаголовок романа – “Хроника XIX века”. Реальные прототипы – Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте – сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи...
  6. Роман Стендаля “Красное и черное” разнообразный за тематикой, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чему же научили меня две героини – госпожи де Реналь и...
  7. В литературе, живописи и музыке “реализм” в широком смысле слова означает способность искусства правдиво отображать действительность. В основе реалистических взглядов на жизнь – представление о том, что человек зависит от...
  8. В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произведениях. Первый большой роман Стендаля, “Красное и черное”,...
  9. Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля) обосновал главные принципы и программу формирования реализма и блестяще воплотил их в своих произведениях. Во многом опираясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей,...
  10. 1830 году вышел в свет роман Стендаля “Красное и черное”. Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодого человека, осужденного к казни, – Берте, который стрелял в мать детей, гувернером...
  11. Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем обозначенные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и,...
  12. Философия сенсуализма была очень близка Стендалю, но он опирался и на новую философию. Учитель Стендаля написал “Идеологию”, по которой все поступки человека обусловлены его стремлением к счастью, которое в свою...
  13. В своем романе “Красное и черное” Стендаль создал объективную картину жизни современного ему общества. “Правда, горькая правда”, – говорит он в эпиграфе к первой части произведения. И этой горькой правды...
  14. Стендаль уже с 1816 года упорно боролся за новую литературу, которая должна была отвечать запросам и надобностям: общества, выросшего из Французской революции. Эта литература, как думал Стендаль, должна была стать...
  15. Творчество Стендаля относится к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героические традиции только что отзвучавшей революции и Просвещения. Связь его с просветителями,...
  16. Лучшие книги – это те, каждую страницу которых читаешь с огромным увлечением. Именно такой книгой является роман Фредерико Стендаля “Красное и черное”. Его замысел возник осенней ночью 1829 года. Толчком...
  17. Роман выдающегося французского писателя Стендаля (псевдоним Анри-Мари Бейля) (1830) можно без преувеличения назвать центральным как в творчестве самого Стендаля, так и в процессе становления французской литературы прошлого столетия в ее...
  18. Герой романа Жюльен Сорель – юноша из народа. Он живет во Франции 20-х годов XIX в. Умственно одаренный сын плотника из провинции, он при Наполеоне сделал бы военную карьеру. Сейчас...
  19. ФАБРИЦИО дель ДОНГО (фр. Fabrice del Dongo) – герой романа Стендаля “Пармская обитель” (1839). Исторический прототип -Алессандро Фарнезе (1468-1549), кардинал, с 1534 г. римский папа Павел III. Сын маркиза дель...
Загрузка...