aracs.ru

Архитектурно этнографический музей хохловка. Архитектурно-этнографический музей хохловка пермь. История музея-заповедника под открытым небом «Хохловка»

Хохловка - это архитектурно-этнографический музей, расположенный в 43 километрах от Перми, на полуострове Варнач. Это первый уральский музей деревянного зодчества под открытым небом, он основан в 1969 году, всего на 3 года позже, чем знаменитые Кижи.

Место для музея было выбрано очень удачно. Комплекс расположен не в искусственном парке, а окружен девственным лесом.

С северной стороны музея между живописных холмов вьётся красавица Кама.

А в южной части комплекса вы точно надолго задержитесь на набережной Камского водохранилища, любуясь синевой воды и величественными скалами.

Более 20 деревянных сооружений, привезенных из разных районов Пермского края, разбросаны по территории 30-40 га и очень органично вписаны в ландшафт.

Всё выглядит настолько естественно, что невольно возникает ощущение, что ты случайно попал в машину времени и прокатился лет на 200 назад.

Возле избы, как и положено, растет картофель, ограда сооружена без единого гвоздя, а водосток деревянный.

В некоторых избах размещены этно-стилизованные интерьеры.

Все строения соединены между собой различными лестницами и переходами, вдоль которых то и дело встречаются лавочки и смотровые площадки.

Чтобы незабываемые впечатления от прогулки остались не только у взрослых, по всей территории тут и там можно найти различные деревянные фигуры и детские городки, конечно, современные, но так гармонично вписывающиеся в общую картину, что действительно забываешь, что ты в 21 веке.

На территории комплекса живет олень Айхо. Хотя северные олени постоянно и не живут на территории Пермского края, но периодически заходят в северные его районы. А манси, представители одного из коренных народов, населявших Прикамье, занимались охотой на оленей и разводили их в качестве домашних животных.

А подруга Айхо, олениха Най, совсем не против время от времени оторваться от свежих веточек и составить компанию посетителям музея.

Последуем примеру Най и прогуляемся по экскурсионной тропе, разглядывая памятники деревянного зодчества.

Типичные практически для любой российской местности ветряная мельница и колокольня 1781 года постройки.

Пожарное депо 1930-х годов.

Сторожевая башня, копия 1905 года оригинала 1660 годов.

Тропинка петляет между строений и через мостик приводит к охотничьему становью. Сделано оно исключительно стильно: лесной полумрак, запах хвои, тишина. И вот ты уже чувствуешь себя утомленным охотником, а твоим единственным желанием является - спрятать пушнину в лабаз и отдохнуть в охотничьей избушке, переночевать в которой может любой.

Охотничье становье охраняет то ли леший, то ли какой-то другой лесной дух.

А теперь покинем тишину леса и переместимся в индустриальный район, на территорию солевого завода 1880 года, доставленного из Соликамска.

Вообще история Пермского края началась с солеварения, работа на любом этапе производства была крайне тяжелая, рабочие буквально «просаливались», отсюда и пермяк - соленые уши. Технология производства не менялась веками, так что примерно так могли выглядеть первые постройки пермяков.

В рассолоподъемной башне рассол поднимался по стволу скважины.

А это не просто бревнышко, это трубопровод, по которому рассол поступал в следующее сооружение.

В варнице рассол выпаривался при очень высокой температуре, готовую соль выгребали специальными граблями.

И последний «цех» соляного завода - амбар, куда соль переносили огромными мешками.

На всей территории музея в большей или меньшей степени стоит запах дерева. А вот рядом с заводом пахнет по-особенному, здесь стоит запах соленого дерева, который постепенно тает в воздухе по мере удаления от завода вверх по тропе.

И напоследок рассмотрим главные жемчужины музея, деревянные церкви конца 17 - начала 18 веков.
Богородицкая церковь 1694 года - из южного района Пермского края.

Преображенская церковь, срубленная в 1707 году, из северного района. То есть две церкви строились разными мастерами, но северная сестра отличается от южной в основном только крещатой бочкой под главной башней, то есть пересечением «двух бочек».

Башни церквей покрыты лемеховой кровлей, так что купола выглядят, как настоящее произведение искусства.

Вот и подошла к концу прогулка, пора возвращаться в настоящее время, а Хохловка остается на своем месте ждать следующих посетителей, заинтересовавшихся историей Пермского края.

Архитектурно-этнографический музей Хохловка — один из интереснейших архитектурных музеев. Расположен он недалеко от Перми, прямо под деревней с одноимённым названием — Хохловка. Благодаря стараниям Московского проектного института, музей был разделён на этнографические зоны: Северное и Южное Прикамье, Коми-Пермяцкая зона. Из истории мы помним, что был богат на соляную промышленность (сейчас все вспомнили знаменитый памятник в Перми «Пермяк — солёные уши»), это нашло отражение и в этом музее — на берегу Камского водохранилища установлены солепромышленные сооружения.

Вообще, соль добывать начали несколько раньше, чем это стали делать в . Началось это где-то около пяти тысяч лет до нашей эры. А вот на Руси же солеварением начали заниматься позднее — в 12 веке уже нашей эры. В 17-м веке на заводе в Соликамске (в то время он назывался Соль Камская) вываривали до 7 миллионов пудов соли в год — это около семидесяти процентов от всего количества соли, что производили в . Один из таких соликамских солеварных комплексов и находится в музее.

История музея начинается в 1966 году, именно тогда поступило предложение о создании музея под открытым небом. Вообще, шестидесятые были насыщенными в плане архитектурных музеев. Тот же , «Витославлицы» в Великом Новгороде или «Костромская слобода» в — все они были основаны в одно время (ну, хорошо, Костромской музей на десяток лет раньше, но масштаб бедствия не столь велик, тем более для истории). По проекту, что утвердило Министерство культуры РСФСР в музей свезли десяток экспонатов и в 1980 году музей официально открылся.

Коми-пермяцкая изба 18-го века, принадлежавшая Павлу Кудымову. Перевезена из деревни Яшкино, что в Юсьвенском районе. В этом доме нет перегородок, разделяющих помещение на зоны (кухня, жилая зона), вся жизнь проходила на виду у всех. А семья в таком доме жила немалая.

Усадьба Баяндиных-Боталовых, 19-й век. Перевезена из того же района, что и изба Кудымова. Усадьба 19-го века — это не просто постройки, это целый комплекс, в который входит и сад и цветники. По сути, каждая усадьба может быть самостоятельным музеем — в стенах годами накапливаются исторические и художественные ценности.

Церковь Преображения 1702 года из села Янидор Чердынского района. Церковь имеет высокий подклет (нижняя часть постройки, которую использовали под хозяйственные нужды, хотя иногда он спасал и от наводнений), в нём когда-то хранили пушнину.

Церковь корабельная — все постройки выстроены в одну линию по типу корабля и при постройке не было использовано ни одного гвоздя.

Ещё одна церковь — Богородская, 1694 года из села Тохтарёво, что в Суксунском районе. В большом подклете хранилось зерно, орудия труда, а служба проходила этажом выше.

Сторожевая башня, 17 век. Эта башня была первым экспонатом, что отреставрировали на территории музея. Она была привезена из села Торговище Суксунского района. Этот острожек ранее имел ров и частокол — набеги местных племён ещё имели место быть. В народе эта башня называется «Пугачёвской» — один из отрядов Емельяна сжег острожек, однако башня уцелела. Как и положено сторожевой башне, расположена она на высоком холме, с которого открывается вид на ближайшие земли.

Колокольня, 1781 год. Единственная уцелевшая на территории колокольня шатрового типа. Перевезена из деревни Сыра Суксунского района.

Сельское пожарное депо, 1930 года, перевезено из деревни Скобелевка, что находится всего в нескольких километрах от музея.

Изба Игошева, конец 19 века, из деревни Грибаны Уинского района.

Охотничье становище. Лабаз-чамья. Чамья (чамя) — кладовая, расположенная на высоком уровне. Делалось это для того, чтобы охотник мог оставить свою добычу и уйти на промысел дальше. Чамья оставалась недоступна для зверей и тем самым сохраняла добычу в сохранности. Кстати, чамья очень тесно пересекается с мифологией — вспомним избушку на курьих ножках и посмотрим на этот лабаз...

Дом охотника — пывзен. Внутри дома печь-каменка. По стенам дома установлены крюки для дичи и жерди для развешивания шкур.

А вот и часть музея, которая рассказывает о солеварении. Это — рассолоподъёмная башня 1880 года из Соликамска. Дело в том, что соль вываривали из рассола, а вот рассол ещё надо было поднять из скважины. Выкачивали рассол с помощью паровых машин. Рассолоподъёмные башни устанавливались только в Прикамье.

Рассол, поднятый с помощью рассолоподъёмной башни, хранился в соляном ларе. Поступал он туда самотёком по рассолопроводной трубе.

Михайловский соляной ларь.

Непосредственно соль получали уже в варнице, где вываривали рассол. Эта солеварня 1880 года тоже из Соликамска. Внутри расположена печь, над которой установлена жаровня — в неё и выпаривали рассол. Выше расположены полати, которые служили для просушки соли.

Готовая соль хранилась в соляных амбарах. Это самый крупный объект солепромышленного комплекса. Привезён был (откуда? правильно...) из Соликамска.

Залив Камы.

Общественный зерновой амбар — магазея, 1906 год. Из села Хохловка. Такие амбары строились всей деревней вскладчину (или же силами нескольких хозяев). Соответственно, и запасы, которые в нём хранились, принадлежали нескольким хозяевам. Такие амбары, как правило, были больше обычных, а иногда и в несколько этажей.

Гумно с овином, 1920 год, деревня Ошиб Кудымкарского района. И ещё раз. Гумно — это место для хранения убранного хлеба. Здесь же его и молотят. Овин — место, где сушится сено. Обычно это было два независимых сооружения, хоть и расположенных рядом, но иногда их совмещали под одной крышей.

Пермь. Часть II. Хохловка.

Пермь очень вытянута вдоль Камы и поэтому добраться до архитектурно-этнографического музея (АЭМ) «Хохловка», расположенного в пригороде не так-то просто и быстро. Около часа автобус петляет либо по правому, либо по левому берегу реки чтобы, проехав район Гайва, оказаться на Ильинском тракте.

Как только вы проехали выездной знак «Пермь» до Хохловки будет уже совсем недалеко.

Осенью тут очень красиво. Лес пламенеет оттенками желтого и красного.

Первое что поражает - название произноситься как ХОхловка (с ударением на первый слог) и это очень чудно и непривычно. Хотя здесь все так - КИзел, ЧЕрдынь и т. п. Представители других регионов выдают себя неправильным произношением сразу и с головой:) Для антуража территория у входа огорожена вот такой стеной.

Попасть на территорию стоит 100 рублей, снимать можно невозбранно. Т.е. конечно бы цену назначили, если бы могли проконтролировать, но на таких пространствах туристов подвергать репрессиям не получается.

История.

Предложение об организации подобного музея появились в 1966 г. и, после утверждения во всевозможных инстанциях, в 1969 г. коллекцию изб, усадеб и промышленных сооружений стали потихонечку собирать. Открыт же для посетителей он был только в 1980 г., когда подготовили экспозицию (нужно было собрать, привезти, починить, грамотно расположить). Изначально объектов было 12, на данный момент их 21.

Вот план музея, маршрут проложен в виде петли и посетитель обязательно увидеть все объекты.

18 сентября 2010 г. я попал как раз на день открытых дверей и бесплатный вход посвященный 30-летию музея (официальное открытие правда состоялось 17 сентября 1980 г., но нынешнее празднование просто подвинули на один день, на ближайшую субботу).

В путеводителях пишут дескать инфраструктура у музея не развита... Это правда - немного сувениров в кассе и рядом, маленький сельский продуктовый магазин, а вот с туалетами все просто отлично (их много по всей территории). Т.е. советую еду брать с собой.

Территория разделена на 6 отделов. Посмотрим, что же тут есть -

а) Коми-Пермяцкий сектор («Северо-Западное Прикамье»).

Объект №1. Усадьба Кудымова из д. Яшкино Юсьвинского района.

Середина XIX века.

Настоящая усадьба с домом, хоздвором, сараем, баней и ледником. Коми-пермяки не украшают окна наличниками и поэтому окна кажутся какими-то слеповатыми. Вся изба собрана без единого скрепляющего элемента (гвоздя или скобы) а стыки бревен проложены берестой.

Внутри всякая-разная утварь.

А во дворе - сани.

Объект №2. Усадьба Светлакова из д. Дема Кочевского района.

1910-1920 гг., т.е. достаточно поздняя.

Отличается грандиозным внутренним двором. Усадьба мелкого ремесленника-отходника (изготовление жерновов) существенно отличается от первого чисто крестьянского дома.

Объект №3. Усадьба Баяндиных-Баталовых из д. Дмитриево Юсьвинского района.

Это копия, построенная в 1989 (?) году.

А вот это натуральный многофункциональный зажиточный дом с красильной мастерской, лавкой и жилой частью. Крыльцо богатое а наличников опять нет.

б) Сектор «Северное Прикамье».

Объект №4. Церковь Преображения из с. Янидор Чердынского района.

1702 г. (!). Уникальное здание, помнит еще Петровскую Россию.

Явный и узнаваемый северорусский стиль, отсыл к архитектуре Архангельской и Вологодской областей. В Коми подобное не сохранилось.

У здания очень высокий двухметровый подклет (т.е. цокольный этаж) и поставлена она без единого гвоздя - только пазы и выемки. Разобрали ее по бревнышку в Янидоре и к 1985 г. собрали здесь.

Картинка из жизни Древней Руси просто.

Объект №5. Усадьба Васильевых из д. Гадья Чердынского района.

1880-е годы.

Странное сооружение, по сути две жилые избы под одной крышей. Т.е. от входа налево - одна семья, от входа направо - другая.

Расписные прялки -

Внутри собрано еще много всяких расписных штук. Ресурсы у крестьян были небольшие, а красоты хотелось.

в) Сектор «Южное Прикамье».

Объект №6. Сторожевая башня Торговищенского Острога из с. Торговище Суксунского района.

Центральная проезжая башня Торговищенского острога (т.е. маленькой крепости с гарнизоном) построена была около 60-х годов XVII века для защиты от нападений башкир. Но больше всего пригодилась в 1773 г. против мятежников-пугачевцев (и единственная из всего острога уцелела).

Оборонное значение потом она конечно потеряла и в 1899 году даже сгорела, но местными жителями самостоятельно (!) отстроена заново (к 1905 г.). Вот эта уже столетняя реплика и экспонируется в музее. Самый первый объект, который перевезли в будущий музей «Хохловка».

Объект №7. Богородицкая церковь из с. Тохтарево Суксунского района.

1694 г. (Самое старое здание экспозиции).

Очень затейливое здание высотой более 20 метров. Изнутри полностью пуста, к сожалению. Никаких следов алтаря и икон не сохранилось.

Объект №8. Колокольня из с. Сыра Суксунского района.

Видно, что некоторые бревна заменены. Как жалко, что дерево такой непрочный материал.

«— Мы вывозим только то, — говорил Канторович, — что невозможно уберечь на месте. Колокольня, например, была сильно наклонена, и, не встань она на Заповедном холме, мы бы потеряли ее... »
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1594/

Без крыльца здание еще более величественно.

Объект №9. Пожарное депо из с. Скобелевка Пермского района.

Первая треть XX века.

В свете современных лесных пожаров невредно будет знать, как эту проблему решали наши предки. Вот, например, оснастка добровольной (!) пожарной дружины в селе Скобелевка. Здешняя дружина, организованная в 1906 г., насчитывала 23 человека, что очень немало. И это помимо отличного здания и пожарной техники.

Телеги с бочками.

Там и рында была, да.

Здание перенесено всего лишь на 6 километров от своего первоначального сельского расположения.

Объект №10. Усадьба Игошева из д. Грибаны Уинского района.

Середина XIX века.

г) Сектор «Охотничье становье».

Охотничий комплекс расположен в очень похожем на настоящий диком лесу, но все постройки построены в настоящее время. По древним образцам конечно но тем не менее...

Объект №11. Охотничья изба.

На местных языках эта избушка зовется «пывзен».

Объект №12. Навес с очагом-костром «нодья».

На самом деле это не стойка для сушки жердей, а полушалаш с костром под ним. Строился в любом месте ночевки скатом к ветру - очень удобно.

Объект №13. Лабаз-чамья на одном столбе.

Этот амбар для припасов вполне мог стать источником слухов об «избушке на курьих ножках».

Объект №14. Лабаз-чамья на двух столбах.

Обнаружить не удалось. Похоже, что его увезли на реконструкцию или просто убрали. то же, что и наверху, только с двумя ногами:). На дом бабы-яги смахивал еще больше:)

Пройдя еще чуть-чуть по страшной дорожке в темном лесу мы выходим к исключительно интересному не природному, ни архитектурному, а промышленному (!) комплексу.

д) Сектор «Солепромышленный комплекс».

Представлен сооружениями Рязанцевских солеварен Усть-Боровского завода (ныне часть г. Соликамска), иллюстрирующими почти от начала до конца способ добычи пищевой соли. В XII-XVII веках соль была исключительно ликвидным и высокодоходным товаром, из-за нее воевали и бунтовали (например Московский соляной бунт 1648 г.). Соликамск интенсивно развивался именно в это время.

Технология, кстати, изменилась совсем немного хотя, конечно, автоматизации стало гораздо больше и там где раньше были человеческие руки и пар сейчас уже давно электричество.

А вот условия труда в солепромышленности того времени были не просто тяжелыми а смертельно опасными для здоровья. Во-первых одежда. К концу рабочего дня она просто стояла отдельно от хозяина, пропитавшись солью. Во-вторых совершенно ненормированное поднятие тяжестей. Работа была сдельная и чем больше мешков (их носили на голове) перенесла твоя бригада тем больше заплатят. Люди себя конечно не жалели да и отдыхать во время погрузки не полагалось.

Если ты работал в варнице то добавлялась еще и высокая температура и соляные испарения.
Поработав в таких условиях десяток лет у соленосов, например, деформировался череп и позвоночник, кожу за ушами проедало до мяса и разрушались мышцы поднимающие веки на глазах.

В этом бизнесе существовали весьма экзотические профессии:
1. «Вертельщики-бурильщики» - шахта бурилась вручную и без профессионалов никуда.
2. «Кочегары» - это понятно.
3. «Повара» - те, кто выпаривал соль и вообще следил за технологическим процессом варки.
4. «Вынимальщики» - выемка готового продукта.
5. «Соленосы» - те, кто занимались переносом мешков соли на баржу. Самый распространенный, неквалифицированный и малооплачиваемый труд. Нанимались и мужчины, и женщины, и дети.
6. «Солерубы» - когда соль слеживалась и превращалась в камень требовались именно они.
7. «Резатые» - счетчики мешков при погрузке на баржу.
8. «Весовщики» - тоже понятно, продукт дорогой и без строгого учета никак.

Рязанцевские солеварни в Усть-Боровой основаны в 1882 г. и прекратили свою деятельность в январе 1972 (!) г. Т.е. в музее представлена совершенно аутентичная, рабочая система.

Объект №15. Рассолоподьемная башня.

XIX в. Перевезена на Усть-Боровской сользавод с Островского завода.

Сооружение над соляной шахтой для подъема рассола из скважины. Бурение и разработка рассолоподъемного колодца было достаточно сложным процессом, занимавшим от 3 до 5 лет. В день при тяжелых грунтах могли не пройти и 2 см. В разработку загонялись полые сосновые стволы и изначально соляной раствор поднимали ведрами, потом с помощью лошади а уж потом стали использовать и электрические машины. Но в музее представлена еще архаичная ручная система.

Объект №16. Михайловский соляной ларь.

Внутри этого с виду обыкновенного сооружения находится натуральный «ларь» т.е. в данном случае бассейн для хранения рассола. Деревянный чан на первом этаже служит резервуаром для последующего разлива рассола по варницам. Перевозили его из Соликамска в 1975 г. целиком, не разбирая, на речной барже.

«...Сначала тащили стотонный ларь к берегу. Надо было преодолеть метров триста. Тащили осторожно, при помощи домкратов, различных блоков и полиспастов. Для этого на берегу реки, в Усть-Боровой, построили специальный причал, закопали якорь-мертвяк. То же самое пришлось делать и в конце пути, у берегов Заповедного холма. Триста километров плыл ларь на барже вниз по Каме. Весной. По большой воде » .
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1594/

Вот на фото из того же журнала «Вокруг Света». Собирают рассолоподъемную башню.

Объект №17. Варница.

Сердце всей индустрии - варница. т.е. место. где из рассола выпаривают соль. Процесс элементарен но как и любое ремесло обладает массой тонкостей и особенностей. Соль выпаривали, разводя под гигантским импровизированным протвинем огонь...

Рассол льется по желобам...

и, высыхая, застывает белыми кристаллами.

Вот историческое фото, все выглядело так.

Объект №18. Никольский соляной амбар.

Амбар он и есть амбар но поражают его размеры. Многосекционный, с высокими потолками с несколькими воротами для погрузки товара на речные баржи и сейчас легко бы мог выполнять свою роль. И размеры и планировка позволяют.

Вот погрузочный комплекс. Впечатляет.

Весь комплекс специально перенесен на берег Камского водохранилища в очень красивое место. Напротив - абсолютно дикий скальный берег, поросший соснами.

Кама здесь широ-о-о-о-окая.

Праздничные мероприятия музея включали в себя и несколько поющих народных хоров из бабушек.

е) Сектор «Сельскохозяйственный комплекс».

Объект №19. Ветряная мельница из д. Шихири Очерского района.

Музей деревянного зодчества без мельницы - не музей.

Эта построена крестьянином Ратмановым и долгое время принадлежало его потомкам. а В 1931 г., в связи с известными событиями, перешла к колхозу «Красный Боец». Проработала «по профилю» до 1966 г.

Объект №20. Амбар для хранения зерна из села Хохловка (местный!) Пермского района.

Начало XX века.

Обыкновенный в общем склад для зерна. Его только чуть-чуть подновили в 1976 г.

Объект №21 и последний. Гумно с овином из с. Ошиб Кудымкарского района.

Фотографии снаружи у меня нет, но больше всего здание напоминает большой коровник. На самом деле предназначен не для скота, а для сушки, обмолота и веяния зерна.

Вот с помошью такого механизма.

Еще немного антуража.

Все, экспозиция кончилась и нам пора на выход.

Следующий пост будет посвящен прогулке по плотине Камской ГЭС.

В 45 км от г. Перми, возле села Хохловка, на живописном высоком мысу, с трех сторон

Омываемом водами Камского водохранилища, расположен причудливый деревянный городок – это

Пермский архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом. Здесь, на площади

В 42 гектара, перед посетителями предстают 19 памятников деревянной архитектуры Пермской

Области конца XVII - начала XX вв. Во многих из них размещаются интерьеры и выставки,

Создаваемые научными сотрудниками музея.
Идея создания архитектурного музея под открытым небом была предложена ещё в 1966 году

Известным пермским архитектором А.С. Терехиным. В 1968 г. главный архитектор области Н.Н.

Кукин предложил разместить музей деревянного зодчества около с. Хохловка. Для окончательного

Решения из Москвы выезжала комиссия во главе с архитектором В.В. Маковецким. В результате

Пермский облисполком в апреле 1969 года принял постановление о создании около Хохловки музея

Деревянного зодчества, строительство которого поручили Пермским специализированным

Научно-реставрационным мастерским. Все работы по созданию музея финансировали Всероссийское

Общество охраны памятников истории и культуры, затратившее в 70-80-е гг. свыше 2 млн. руб.,

И областное управление культуры. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило

Эскизный проект музея разработанный архитекторами Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторовичем и А.С.

Терехиным. По этому проекту, Пермскими реставраторами перевезены и восстановлены на

Территории музея 12 памятников архитектуры.
В начале 80-х годов был рассмотрен эскизный вариант генерального плана выполненный

Архитекторами Пермгражданпроекта Н.Д. Зелениной и Ф.Н. Нигматуллиной.

В 1981 году для детализации генерального плана музея "Хохловка" были привлечены специалисты

Московского проектного института. Они предложили выделить в составе музея три территориально

Этнографические зоны - Коми - Пермяцкий сектор, Северное и Южное Прикамье, и два

Комплекса: солепромышленный -сооружения Усть-Боровского завода из г. Соликамска

(технологическая ячейка) и сельскохозяйственный с амбарами, овином, гумном, мельницами,

Полями. В основу экспозиции каждого из секторов было положено характерное для того или иного

Народа, края типологическое поселение, а также объекты, связанные с традиционными занятиями

Народов: земледелием, охотой, рыболовством, различными промыслами по обработке дерева,

Камня, металла, глины, кож и т.д. Проведенные исследования позволили архитекторам

Разработать несколько вариантов размещения будущих секторов и комплексов на территории музея

"Хохловка", которые были рассмотрены на научно-реставрационном совете объединения

"Росреставрация" в Москве.

Почти у самой Камы, в наиболее живописном природном уголке музея, размещен уникальный

Архитектурный ансамбль промышленных сооружений, связанных с древним промыслом нашего края -

Солеварением.

История солеварения в Прикамье насчитывает свыше пяти веков. Первый промысел был основан еще

В начале XV века, а с XVI века пермская соль, или "пермянка", становится известной во многих

Районах Русского государства. Основными районами солеварения в Прикамье были Соликамск,

Пыскор, Дедюхин, Ленва, Усолье. Все постройки соляного комплекса вывезены из города

Соликамска с Усть-Боровского солеваренного завода, основанного в 1882 году промышленником

А.В. Рязанцевым - интересно, что "рязанцевские солеварни" закрылись недавно, в январе 1972

Здесь сосредоточен весь технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из

Скважины до погрузки. Рассол выкачивали из-под земли. Для этого сооружали скважину, бурение

Которой продолжалось от 3 до 5 лет. В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна

Диаметром "с край на край аршин без двух вершков" - 62 сантиметра! По ней бадьями поднимали

Рассол. С XVII в. стали применять насосы - над скважиной появился сруб рассолоподъемной

Башни, прототипом которой, как полагают некоторые исследователи, послужила башня крепостная.

Комплекс вывезен на барже из Усть-Боровского солеваренного завода Соликамска, где еще в XV

Веке варили знаменитую во всем мире соль-пермянку. Авторы проекта реставрации архитекторы

Г.Д. Канторович, Г.Л. Кацко, Т.К. Муксимов. Соляной комплекс включает несколько построек:

12-метровую рассолоподъемную башню, соляной ларь-отстойник, в который по деревянным трубам

Самотеком переливался рассол. Ларь весом более 100 т, по предложению пермских реставраторов,

Перевезен в музей без разборки. Из ларя рассол поступал в варницу, внутри которой

Расположена печь, а над ней на цепях укреплялся цирен - чугунная сковорода, где и

Выпаривался рассол. Длина соляного амбара составляет 28 м. Амбары ставили на "ряжи" -

Бревенчатые клети, которые предохраняли соль от намокания во время разлива реки, - и делили

На отсеки - закрома, куда соль загружали сверху.

В 1984 году состоялось обсуждение и утверждение проекта генерального плана развития

Архитектурно-этнографического музея плана детальной планировки Коми-Пермяцкого сектора, -

Разработанных группой архитекторов-реставраторов института "Спецпроектреставрация" под

Руководством Е.Ю. Барановского. Согласно проекту, Коми-Пермяцкий сектор размещается у

Входной зоны на месте нынешней д. Гора. В него входят 5-6 крестьянских усадеб, в том числе

Усадьба зажиточного крестьянина и изба бедняка, зимовье охотника и другие объекты.

Выше размещается сектор "Северное Прикамье" с уникальными деревянными постройками,

Замечательными образцами жилой архитектуры. В основу планировочной структуры русского

Поселения принята застройка с. Янидор Чердынского района. Здесь предусмотрен показ

Транспортных средств - лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в

Хозяйстве северных народов.

Ядро сектора "Южное Прикамье" составляют колокольня, привезенная из с. Сыра, островерхий

Шатер которой виден издалека, и Богородицкая церковь из с. Тохтарево (рублена в 1694 году),

Покоряющая своей красотой и изяществом. Оба памятника вывезены из Суксунского района и

Установлены на самой высокой точке полуострова. Вокруг них разместятся усадьбы,

Хозяйственные сооружения. В этой части музея будут широко представлены крестьянские ремесла

И промыслы, найдут отражение культура и быт не только русского, но и татарского и других

Народов.

Источник фото и текста.

Говорят, поселок Хохловка (Пермский край) с каждым годом привлекает к себе все больше и больше посетителей со всего мира.

В чем же причина такой популярности? Неужели скромный населенный пункт может на самом деле стать объектом столь пристального внимания? Стоит ли отправляться туда во время своего очередного отпуска?

Оказывается, на все три поставленных выше вопроса можно безо всяких сомнений дать положительный ответ.

Данная статья не только расскажет про удивительное место под названием Хохловка (Пермский край), достопримечательности которого действительно способны удивить даже самого искушенного туриста. Читатель также получит дельные советы о том, как добраться до данного населенного пункта, на что обратить особое внимание, и какие объекты посетить в первую очередь.

Раздел 1. Общее описание

Деревня Хохловка (Пермский край, кстати, имеет достаточно обширную территорию) - небольшой населенный пункт, который мог бы жить привычной в этих краях сельской жизнью, если бы не одно «но». В его окрестностях сооружен удивительный музей деревянного зодчества. Расположен данный объект под открытым небом, и на сегодняшний день по праву считается одной из главных

Географически на карте это место можно найти в 43 км от Перми, на берегу недалеко от одноименного села. Музей был создан в конце 60-х годов прошлого столетия, но открытие состоялось только в 1980 году. На территории комплекса собрана уникальная экспозиция из 23 памятников деревянной архитектуры XVII-XX веков.

Раздел 9. и пожарное дело

Мельница, построенная зажиточным крестьянином К. Рахмановым в XIX в., была привезена из д. Шихари Очерского района в 1977 году. В основе конструкции лежит восьмигранный сруб, напоминающий северные культовые сооружения шатрового типа. Крыша мельницы вращается по благодаря специальному рычагу.

Пожарное депо, построенное в д. Скобелевка в 30-е годы прошлого века, появилось в музее в 1977 году. К прямоугольному сооружению с выступом примыкают подсобные помещения. Дозорная вышка находится на столбах, опирающихся на стены из балок.

Под шатром вышки установлен колокол. Внутри стоят сани и телеги с ручными насосами, а также двуколки с бочками для воды.

По мнению бывалых путешественников, далеко не единственной российской достопримечательностью такого плана является Хохловка. Пермский край отдых выходного дня может организовать великолепно, однако интересующимся именно этим направлением на самом деле придется все же поездить по стране.

Следует также посетить и другие подобные музейные объекты с архитектурно-этнографическими экспозициями. Самыми востребованными, пожалуй, считаются следующие:

  • Город Чайковский. Музейный комплекс «Сайгатка» при Чайковском краеведческом музее.
  • Чусовской этнографический заповедник, расположенный рядом с г. Чусово. Здесь желающие могут трогать руками все музейные экспонаты.
  • Множество памятников архитектуры находится в г. Усолье (Спасо-Преображенский собор, палаты Строгановых и т. д.).
Загрузка...