aracs.ru

Сочинение Булгаков М.А. Мини-сочинение на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита Добро и зло в понимании булгакова


Знаменитый роман «Мастер и Маргарита» повествует нам о жизни Москвы в 30-е годы. Однако, читая, понимаешь насколько произведение актуально в наши дни. «Рукописи не горят», а хорошую литературу не портит время.

Мир героев Булгакова разделен на высшие силы и простых людей. В каждом лагере присутствует, как зло, так и добро. Эти деления очень условны.

Воланд и его свита

Олицетворение зла. Сила, которая противопоставлена Богу. Но автор стремится показать, что в мире существует баланс добра и зла. И стражем этого баланса является Воланд. Эпиграф из «Фауста» гласит, что эта сила вечно хочет зла, но вечно совершает благо.

- так кто же ты, наконец?

- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

“Фауст” И. Гете

Темные силы в романе нельзя назвать абсолютным злом. Они часто совершают поступки, которые можно одобрить. Наказывают человеческие пороки: лицемерие, мелочность, жадность, предательство. Но методы их отличны от методов сил добра, жестоки.

Свита Воланда часто вызывает улыбку. Обаятельный Кот Бегемот и веселый бывший регент Коровьев нередко радуют читателя. Раздавая, деньги всем желающим, которые потом превращаются в фантики, наказывают алчность, жадность. Но в то же время, эти создания пугают. Они равнодушны к смерти, в них нет жалости, искреннего сострадания.

Фрида

Юная девушка, над которой надругался хозяин кафе, где она работала. В следствии, чего родился нежеланный ребенок от насильника. Младенец напоминал ужас и боль, которые испытала героиня. К тому же, она понимала, что не сможет выкормить, воспитать малыша. Она душит его, вложив в рот платок, после чего закапывает в лесу. Теперь Фрида живет в аду. Во всех смыслах этого слова. Ведь ад, как известно, у каждого свой. Ежедневно, просыпаясь, девица видит на тумбочке свой роковой платок. Она его сжигала, топила, рвала, уничтожала. Но все это бесполезно.

Женщина постоянная гостья на балу у Сатаны. Среди преступников, убийц, висельников, моральных инвалидов. Но можно ли считать ее злом? Она стала жертвой насилия. А у ребенка не могло быть хорошей жизни. Малыш рос бы голодным оборванцем, всеми унижаемым, возможно, стал бы преступником.

Абадонна

Абадонна – демон войны, предвестник смерти. Один из помощников Воланда. Пожалуй, самый непонятный для читателя, персонаж. Оттого наиболее мистический. Этот второстепенный герой, производит сильное впечатление. А образ противоречив. Маргарите становится страшно в его присутствии, этим она навлекает на себя раздражение Воланда. Демон беспристрастен, сочувствует всегда обеим сторонам. А, возможно, никому. Он слеп, как Фемида, оттого, не оказывает предпочтения.

У героя особая миссия. «Работа» Абадонны заключается в убийстве маленьких, невинных детей, чтобы они не успели нагрешить. Тогда чем он лучше Фриды?

Иешуа как образ добра в романе

Зло у Булгакова многогранно. Оно проявляется в Дьяволе и его свите, в людях. Маргариту также нельзя назвать абсолютным добром. Она всего лишь женщина. Ее слабость проявляется в том, что гнев выходит из-под контроля. Получив, магические способности, силу, она жестоко мстит критику, погубившему Мастера. Сам же возлюбленный героини – Мастер тоже не может быть символом добра. Он также слаб, иногда кажется отстраненным, равнодушным.

Выходит, что единственным образом добра становится Иешуа Га-Ноцри. Но это добро абсолютно. Здесь нет оттенков и граней. Некоторые читатели считают Иешуа слабым. Думают, что добро невыразительно в романе. Но это далеко не так. Сила героя в его вере в людей. В том, что он даже перед лицом смерти не отказывается от своей веры, идей, идеалов. Все люди для него добрые, а если они совершают дурные поступки, то оттого, что несчастливые.

Га-Ноцри не врет, не изворачивается, даже, когда сам Понтий Пилат отчаянно намекает ему на ложь. Зло получилось выразительнее оттого, что у зла развязаны руки. Зло может позволить себе быть добрым. Но добро бесхитростно, он не может быть навязчивым, агрессивным.

Вывод

М.А. Булгаков в своем романе тонко показал баланс добра и зла. Сам Воланд сообщает читателю, что каждое «ведомство» должно заниматься своим делом. Однако, человеку кажется, что эти грани размыты. Зло обаятельно в романе. А добро стойкое и абсолютное.

Порой жизнь бывает крайне непростой и непонятной. К сожалению, для правильных поступков не предусмотрены инструкции, поэтому такие вопросы, как «прощать — не прощать?» или «мстить – забыть?» становятся риторическими. Это стало почвой для многих литературных произведений, в частности, роман «Мастер и Маргарита» пропитан философией жизни и «напичкан» вопросами о человеческой добродетели.

  1. (Можно ли оправдать жестокость?). «Мастер и Маргарита» — роман, осветивший всевозможные философские темы и затронувший проблемы человеческой жизни. Произведение начинается с рассказа о двух приятелях — Берлиозе и Иване Бездомном, спорящих о вере людей, а точнее, о существовании Бога. В ход их беседы включается таинственный незнакомец, пытающийся рассудить господ в столь тонком вопросе. Однако товарищи проявили упрямство и отказались поверить в существование высших сил. Спустя совсем немного времени Берлиоз попал под трамвай. Мораль, заключенная устами Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Можно ли считать это жестокостью со стороны Сатаны, и, если да, то оправданной ли? С его стороны, он заслуженно наказал неверующих, преподал урок. С этого урока началась месть Воланда людям – таким грешным и безбожным. Упрекнуть его можно лишь в радикальности принятых мер, но ведь нельзя не согласиться, что наказания были заслуженными.
  2. (Ложная доброта, превратившаяся в жестокость) Может ли доброта обернуться жестокостью? Да, если обратиться к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд – воплощение Сатаны, он на протяжении всей книги даёт людям жизненные уроки. Стоит вспомнить эпизод из театра Варьете. Воланд решил изучить изменившуюся натуру москвичей, и его свита обнажила человеческие пороки своими фантастическими фокусами. Во время этого представления граждане были в буквальном смысле щедро осыпаны деньгами, женщины одарены последними моделями платьев и самыми модными аксессуарами. Сатана не скупился на такие подарки, которые полностью подчеркнули меркантильность и скупость людей. Жадность, с которой они пытались ухватить «лакомый кусочек», превратила их в животных, которые готовы грызться за желаемую вещь. За своё поведение жадные москвичи поплатились сполна: были раскрыты грешные похождения зрителей, деньги превратились в пыль, а женщины и вовсе оказали обнаженными на улицах города. Воланд проучил поколение, испортившееся квартирным вопросом. Отсюда необходимо вынести, что доброта, воплощенная в поступке, нередко имеет под собой совершенно иные мотивы. Нередко именно она является орудием изощренной жестокости, которой так знаменит Сатана.
  3. (Доброта невозможна без самопожертвования) Что такое доброта? Я думаю, это качество включает в себя такой элемент, как готовность к самопожертвованию. К примеру, главная героиня романа «Мастер и Маргарита», отличающаяся добросердечием, оказалась в довольно непростой жизненной ситуации, со своими проблемами и вопросами без ответов. Ей явно нужна была помощь высших сил, чтобы разобраться в сложившейся обстановке. К её счастью, если так можно сказать, она оказывается интересна явившемуся в город Сатане – Воланду. Она удостаивается чести быть приглашённой на его Великий бал, да ещё и в качестве королевы. По соглашению с дьяволом, в конце бала девушка имела право на просьбу, которую неоспоримо должен был исполнить Воланд. Оказавшись на торжестве нечистых сил, Маргарита заполняет своё одиночество и страх новыми знакомствами. Так, на её пути встречается порочная Фрида, тронувшая героиню своей печальной историей. Жертва страдает от мстительного испытания за свой грешный поступок – она удушила своего нежеланного новорождённого ребёнка. Маргарита настолько проникается судьбой новой знакомой, что в конце бала использует свою просьбу на спасение Фриды от мук. Попросив не за себя, а за другого человека, Маргарита обескуражила участников бала, да и многих читателей. Вместо своего счастья она выбрала помощь нуждающемуся человеку, такая доброта с её стороны заслуживает отдельного поклона. Таким образом, готовность к самопожертвованию – это основной элемент доброты, без которого проявление данного качества невозможно.

-Так кто ж ты, наконец?

Я - часть той силы,

что вечно хочет зла

и вечно совершает благо.

Гёте

Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, эти силы будут бороться друг с другом, добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как раз посвящен борьбе добра и зла. Автор с большим мастерством изобразил эту борьбу, он сумел заглянуть в душу человека, передать внутренний мир своих героев. Булгаков открыл читателям богатейшую гамму чувств, переживаний своих героев, поэтому этот роман прочно вошел в ряд любимейших произведений русской литературы. Произведение Булгакова - это учебник для каждого нового покааления молодежи, потому что проблемы, затронутые в нем, с удивительным постоянством возникают во все времена.

Перед читателем одновременно раскрываются два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы двадцатых годов нашего века, другой - с легендой или правдой (в зависимости от веры и убеждений человека) о неком Иешуа Га-Ноц-ри, в котором мы сразу узнаем Иисуса Христа. Булгаков дает нам «роман в романе», и оба они объединены одной идеей - поисками нравственной истины и борьбой за нее. Сначала мы переносимся на много веков назад в далекий Ерша-лаим, во дворец императора Иудеи Понтия Пилата. Вместе с ним во дворце находится молодой человек, лет двадцати семи, у которого связаны руки, под глазом синяк, в углу рта ссадина с запекшейся кровью. Этого человека зовут Иешуа, он обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма.

Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир делится на властвующих и подчиняющихся им. И вдруг появляется человек, который нарушает это правило и готов спорить с самим прокуратором. Он не боится возражать ему, отстаивая свою точку зрения, и делает это так умело, так хладнокровно, что даже приводит прокуратора в замешательство. Иешуа считает, что на свете нет злых людей, есть люди несчастливые. Он думает, что этих людей можно изменить в лучшую сторону, просто надо их заставить поверить в себя, заинтересовать их, вселить в них уверенность, и тогда получится полноценный человек, имеющий цель в жизни, способный своими действиями принести благо окружающим.

Арестант показался прокуратору интересным, ему многое понравилось в нем. Понтий Пилат сразу убедился в его невиновности и простодушии. Ему даже приснился сон о том, что они вдвоем идут по лунной дорожке и мирно беседуют. Но он уже ничем не мог помочь Иешуа. Иешуа бросил вызов не только самому прокуратору, но и всему режиму, который царил в этом городе несколько поколений, поэтому он обречен на смерть. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Понтий Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И поэтому Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник!» Иешуа казнен. На самом деле могущество прокуратора оказалось мнимым. Понтий Пилат трус: верный пес порядка, он не может пойти против большинства, а потому он жалок и недостоин уважения. Иешуа, напротив, бросает вызов существующему порядку, для него важнее всего идея, и мы, замирая от ужаса, который вызывает его судьба, одновременно испытываем восхищение.

Но как связаны «ершалаимские» главы с основным содержанием романа? Мы переносимся в 20-е годы нашего столетия. Зависть, злоба, недоверие к людям инакомыслящим царствуют и в мире, который окружает главных героев. Добро представлено в лицах Мастера и Маргариты - двух влюбленных, борющихся за свою любовь и справедливость. Им противостоит Воланд -переосмысленный автором образ Сатаны. Воланд творит зло, его цель обнажить, усилить, выставить на всеобщее обозрение человеческие недостатки и пороки. Что только не делает он, чтобы достичь своей цели! Все его трюки и фокусы направлены на одно: доказать, что люди по сути своей несправедливы, алчны и завистливы, а порой и просто злобны. Воланд подводит читателя к выводу, что все люди мелочны и продажны, что все любят деньги.

Хотя прошло много веков, но остаются на земле доброта и любовь. Мастер, главный герой романа М. Булгакова, создает свой роман о Христе и Пилате. В образе Христа Мастер показывает все доброе и светлое. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Мастер, как и Иешуа, пытался донести до людей всю правду, которая его окружает. Он хочет проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Мастера занимают вечные проблемы, и он ни перед чем не останавливается, добиваясь правды, потому его имя пишется с большой буквы. Мастер, бесспорно, добр, честен, порядочен, потому он добивается уважения в обществе и достоин любви Маргариты.

Маргарита в романе является носительницей огромной и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». Маргарита обладает сильным характером, огромной волей, ее не смущают никакие трудности. Маргарита борется за Мастера. Она идет даже на встречу с самим Сатаной, чтобы вернуть Мастера, при этом она не боится пожертвовать собой и переходит в вечность.

В итоге Мастер и Маргарита вознаграждены. Это люди, которые несут добро и любовь окружающим, поэтому их будут помнить и уважать. Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Роман М. А. Булгакова учит будущее поколение тому, что всегда нужно бороться за правду и идти вперед до победного конца, как это делали Мастер и Иешуа. Роман остается в истории русской и мировой литературы не только как гимн человеку-, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве и человеку, который во веки веков будет стоять на защите добра и справедливости.

Роман Булгакова трагичен, он полон горечи и скептицизма, надежда сплетена в нем с отчаянием, а вера - с неверием в ее торжество. Эпоха определила трагичность романа, и Булгаков не солгал: он написал в конечном счете роман о своем времени, но написал так, что «Мастер и Маргарита» и роман о вечной борьбе добра и зла.

Роман М. А. Булгакова - неповторимый шедевр русской и мировой литературы, который никогда не потеряет актуальность.

В мире нет ничего абсолютно белого и абсолютно черного, как говорится: «Даже на солнце есть пятна». Без зла не было бы добра, следовательно, две эти силы дополняют друг друга. В романе Булгакова зло олицетворял Воланд, но он же и содействовал добру, обращая и высмеивая человеческие пороки, воздавая всем наказание по справедливости. Воланд помог воссоединиться и Мастеру с Маргаритой, пусть и путем нелегких испытаний.

Олицетворением добра в романе является Иешуа, проповедующий любовь, милосердие и сострадание. Ему удалось затронуть сердца многих людей, пробудив в них истину и веру в любовь. И несмотря на то, что Иешуа был распят, посеянные им семена добра остались, они продолжали расти и давать свои плоды. Если брать за основу Библию и говорить об Иешуа как об Иисусе Христе, то можно сказать, что память о нем жива по сей день. Миллиарды людей по всему миру верят в него, живя по оставленным им заповедям, значит, посеянное им добро продолжает жить, меняя людей к лучшему, направляя их к истине и к свету.

В романе добро и зло как партнеры в парном танце: один дополняет другого и вместе они составляют отличный тандем. Булгаков показал в своем произведении, что зло и добро всегда рядом, постоянно сменяют друг друга. В жизни, как и в этом романе, человеческая добродетель граничит с подлостью, трусостью, предательством и малодушием.

Самым ярким примером проявления малодушия является поступок Прокуратора, отправившего на казнь Иешуа. Булгакову отлично удалось выстроить и переплести сюжетную линию романа с главами Библии. И в своем произведении он, на мой взгляд, попытался донести до людей главную идею, что всё в этом мире относительно, кроме вечной и всепобеждающей силы - силы любви. Бог есть любовь - об этом сказано в Библии, любовь всё побеждает, всему верит...Так и в романе Булгакова добро и зло объединились для того, чтобы любовь восторжествовала. А значит, любовь важнее и выше всех сил добра и зла вместе взятых. Добро и зло в знаменитом романе служат в качестве инструментов, взаимно дополняющих друг друга.

Например, Воланд устраивает зрелищное представление, участниками которого являются сами люди, здесь с них слетают маски и открываются истинные лица. «Весь мир - театр, а люди в нем - актеры» - так сказал Шекспир. И порой люди действительно выступают в роли кукол-марионеток в руках судьбы и высших сил, но побеждает эти силы и восстанавливает баланс двух начал - добра и зла - истинная любовь, всепобеждающая и всепрощающая.

Воплощением любви в произведении является сама Маргарита, и она тоже соединяет в себе как добро, так и зло. Ей приходится стать настоящей ведьмой, чтобы бороться за свою любовь. Не взаимодействуя с силами зла, она не смогла бы добиться добра, не исполнила бы своё главное предназначение - вернуть своего любимого.

Булгаков затронул в своем романе моральные ценности, продемонстрировав то, что жизнь состоит из вечной борьбы добра и зла, из света и тьмы, и как рассвета не бывает без ночи, так не бывает и любви без боли и страданий.

Сочинение по произведению на тему: Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

В булгаковском романе четко прослеживаются различия между двумя этими силами. Добро и зло здесь персонифицированы: олицетворением добра выступает Иешуа Га-Ноцри, а воплощением зла - Воланд.

Иешуа - это воплощение чистой идеи. Он - философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». «Добрый человек», - обращается он к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра.

Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус - жив в душах людей. Мастер, главный герой романа, пишет роман о Христе и Пилате.

Мастер пишет роман, восстанавливая евангельские события, придавая им статус реальных. Через него Добро и Истина снова приходят в мир и снова остаются неузнанными.

Воланд, как Мефистофель и Люцифер, является воплощением зла. Считается, что главное занятие Сатаны - неутомимое сеяние соблазнов и разрушения. Но, вчитываясь внимательно в роман, можно убедиться, что Воланд для этого как-то слишком гуманен.

Мне кажется, что Воланд, олицетворяя зло, явился в данном случае посланником добра. Во всех поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия (эпизоды со Степой Лиходеевым, Никанором Босым), или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.

Поэтому Воланд в художественном мире романа - не столько противоположность Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло в жизни удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег. Думается, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда - не цель, а средство справиться с людскими пороками.

На первый взгляд, итоги романа неутешительны. И в романе мастера, и в романе о мастере добро в борьбе со злом терпит поражение: распят Иешуа, сожжен роман. Столкновение творческого духа с неправедной реальностью заканчивается страданием и смертью. Но Воланд говорит: «Все будет правильно. На этом построен мир». Это значит, что действительность существует все-таки ради добра. Мировое зло и страдание - нечто преходящее, они закончатся вместе со всей драмой бытия.

Но в жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя путать. Трусость, предательство - самые тяжкие человеческие пороки.

Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.

bulgakov/master_i_margarita_37/

Загрузка...