aracs.ru

Чарли паркер биография. Музыканты ХХ века: Charlie Parker (Чарли Паркер). Он стал одним из основателей жанра «бибоп»

Чарли «Птица» Паркер (Charlie «Bird» Parker) (род. 29 августа, 1920 Канзас, США - ум. 12 марта, 1955 Нью-Йорк, США) - гениальный альт-саксофонист, стоявший у истоков жанра «бибоп», впоследствие легшего в основу всего современного джаза.

Паркер - один из немногих артистов, которого при жизни называли гением, имя которого было и остается легендарным. Он оставил необычайно яркий след в воображении современников, что отразилось не только в джазе, но и в других искусствах, в частности в литературе. Сегодня трудно представить себе подлинно джазового музыканта, который в той или иной мере и форме не испытал бы не только покоряющего влияния Паркера, но и его конкретного воздействия на свой исполнительский язык.

Чарлз Паркер родился в 1920 году в негритянском квартале Канзас-Сити. Отец был водевильным артистом, мать - медсестрой. Чарли учился в школе, где, конечно, был большой оркестр, и первые музыкальные впечатления связаны с игрой на духовом баритоне и кларнете. Постоянно слушая джаз, мальчик мечтал об альт - саксофоне. Мать купила ему инструмент, и в пятнадцать лет он оставил школу, чтобы стать профессиональным музыкантом.

Подрабатывать можно было только в танцевальных заведениях. Новичку платили доллар с четвертью и учили всему на свете. Многие безжалостно смеялись, когда у Чарли что-то не получалось, но он только закусывал губу. Видимо, тогда и дали ему кличку «Ярдберд» - дворовая пташка, салажонок. Но, словно по предсказанию сказочника, гадкий «ярдберд» превратился в прекрасную птицу. «Бёрд» - «Пташка» - так стали звать Паркера джазмены, что приобрело совсем иной смысл и породило небольшую, но яркую джазовую идиоматику: тут и темы «Орнитология», «Птичье гнездо» и «Опавшие листья», тут и знаменитый нью-йоркский клуб «Бёрдлэнд» (Страна птиц) с его колыбельной Ширинга и маршем Завинула.

«Музыка - это твой собственный опыт, твоя мудрость, твои мысли. Если ты не живешь ею, то из твоего инструмента никогда ничего не выйдет. Нас учат, что у музыки есть свои определенные границы. Но искусство границ не имеет…» -
Чарлз Паркер

Покинув дом, Чарли стал кочующим из бэнда в бэнд и из города в город джазменом, пока в 1940 году не попал в Нью-Йорк, уже познав жизнь «до самого черного дна». В ту пору среди джазменов были популярны так называемые «after hours» - игры после работы, которые потом стали называться джем-сейшены. На каждый джем собиралась своя компания музыкантов. На таких «сессиях» Паркер искал музыку, которая уже вертелась в голове, но никак не давалась в руки. Он сам потом рассказывал, как однажды в первые месяцы нью-йоркской жизни, импровизируя на тему «Чероки» под аккомпанемент одного гитариста, он обнаружил, что, особым образом акцентирует верхние тона (ноны и ундецимы) сопровождающих аккордов, он получает то, что он слышал внутри себя. Такова легенда стиля, который стали называть то бибопом, то рибопом, то бопом. На самом деле новый стиль джаза, как любого искусства ансамблевой импровизации, мог родиться в практике совместного музицирования многих музыкантов. Начало процессу рождения стиля было положено на джемах в гарлемских клубах, прежде всего в клубе Генри Минтона, где помимо Паркера регулярно собирались трубачи Диззи Гиллеспи и Фэтс Наварро, гитарист Чарли Крисчен, пианисты Теллониус Монк и Бад Пауэлл, барабанщики Макс Роуч и Кенни Кларк. Сам термин «бибоп» скорее всего звукоподражательный. Паркер с самого начала усвоивший манеру многих музыкантов Канзас-Сити, имел привычку как бы «захлопывать» звук в конце фразы, что давало ей большее ритмическое насыщение. Вообще создатели джаза никогда не расчитывали на теоретиков. Бибоп не принес с собой радикально нового тематического материала. Наоборот, музыканты с особой охотой импровизировали на обычные двенадцатитактовые блюзы или тридцатидвухтактовые периоды типа ААВА, которые у всех на слуху. Но на гармонические сетки этих тем они сочиняли свои мелодии, становящиеся новыми темами. С непривычки даже тонкому слуху было непросто узнать источник. При этом новые гармонические сетки насыщались секвенционными оборотами, хроматизмами, функциональными заменами, а новые мелодии дробились причудливо разбросанными препинаниями, поражали ассиметричностью, перестали быть песенными и становились чисто инструментальными.

В бибопе классическая форма строгих вариаций достигла своей высшей ступени. Новаторство гармонического языка заключалось в очень широком использовании тональных отклонений, но зато в пределах каждого тонального сдвига гармонические цепочки содержали толко основные функции и, как правило, не были длинными. На этой стадии полностью оформилась речевая музыкальная логика мышления и языка импровизаторов -джазменов - результат широкого, буквально массового процесса практического ансамблевого музицирования. Наибольший вклад в этот процесс внес Чарли Паркер. Его пальцы порхали над клапанами. Лицо его становилось похожим на летящую птицу. В звуке, ритме, гармонии, технике, в любой тональности он был свободен как птица. Поражала его интуиция, музыкальная фантазия и фантастическая память. Поражала и беспорядочность его жизни, сочетание в нем высокого и низкого, его медленное самосжигание. И тем не менее, каким бы ни было его состояние, на каком бы инструменте он не играл (а у него часто не оказывалось своего), ему легко удавалось сыграть то, что других ставило в тупик. Послушайте его концерт в Масси Холле, это хороший пример, когда он играл на дешевом прокатном пластиковом инструменте.

Главные вехи жизни Паркера после его опытов у Минтона в 1941 году немногочисленны. Стоит упомянуть его работу в симфоджазе Нобла Сисла на кларнете (1942), в оркестре Билли Экстайна (1944), собравшего всех будущих звезд бибопа - Гиллеспи, Наварро, Ститта, Эммонса, Гордона, Деймрона, Блейки. Возвратившаяся с войны молодежь с восторгом приняла бибоп и Пташку. 52-я улица, законодательница в джазе, становится улицей боперов, Боп-Стрит. Там царит Паркер, который открывает 19-летнего трубача Майлза Дэвиса. В 1946 году в Лос-Анжелесе Паркер «сорвался», попал в больницу Камарилло, после выхода из которой музыканты собирали ему деньги на одежду и инструмент. В 1949 году Паркер выступил на первом международном джаз-фестивале в Париже и возвратился в Нью-Йорк, чтобы открыть клуб «Birdland». На следующий год - Скандинавия, Париж, Лондон и снова больница. Затем - череда клубных выступлений, запоев, записей, скандалов и попыток самоубийства. На этом фоне яркой жемчужиной сияет концерт в Масси-Холле в Торонто, который случайно оказался записанным. Смерть настигла Чарлза Паркера 12 марта 1955 года. Он был основоположником современного джаза, одной из главнейших фигур в джазе ХХ века.

Дополнительная информация:

Леонид Аускерн. Charlie Parker. Рабство и свобода джазового саксофониста

Непревзойденный исполнитель, Чарли Паркер является не просто культовым музыкантом. Он был одним из родоначальников совершенно нового музыкального направления – бибопа. Как говорил он сам: «Бибоп не имеет к джазу никакого отношения, это что угодно, но не джаз. В нем нет свинга». Тем не менее джазовые музыкальные заслуги Паркера нельзя недооценивать, ведь его учителями были известнейшие джазмены, у которых он перенял манеру игры, некоторые исполнительские приемы и чувство стиля. Паркер – величайший импровизатор, выходящий далеко за пределы классических общепринятых джазовых традиций. Недаром бибоп называли «прогрессивным джазом». Яркий новатор, Паркер был одним из тех молодых исполнителей, которые искали собственный путь к славе – и в итоге нашли его.

Краткая биография

Чарльз Кристофер Паркер, как его назвали родители, появился на свет 29 августа 1920 года в городе Канзас Сити, штате Канзас. Отец мальчика – Чарльз Паркер, был достаточно музыкальным человеком. Он подрабатывал в нескольких амплуа: играл на фортепиано, танцевал и пел. А вот мать – Эдди Паркер, не имела музыкальных талантов и работала уборщицей. Несмотря на то, что Чарльз был единственным ребенком в семье, отец не баловал его вниманием, а всю заботу о воспитании взяла на себя мать.


Через 7 лет после рождения Паркера семья переезжает в штат Миссури, в город с аналогичным названием – Канзас Сити. В нем маленький Чарли и провел все свое детство и юношество, в этом же городе он пошел в общеобразовательную школу.

В начале 1930-х годов отец Паркера бросает семью, что очень сильно отразилось на душевном равновесии мальчика. Чтобы отвлечься, он начинает играть в школьном ансамбле на разновидности медного духового инструмента – эйфониуме, а его мать покупает ему саксофон-альт , чтобы поднять сыну настроение.


Когда Паркеру исполнилось 14 лет, Эдди Паркер зачисляет сына в Высшую школу Линкольна. Но обучение абсолютно не давалось Чарльзу, так как все его мысли всецело начала поглощать музыка. Пользуясь тем, что мать отсутствовала по вечерам, работая уборщицей, Паркер сбегал из дома и отправлялся в ночные клубы. В одном из них он услышал альтового саксофониста Лестера Янга, который стал для мальчика кумиром. Через год, когда ему исполнилось 15 лет, Чарли бросает школу и присоединяется к выступающим городским музыкантам. В этом же возрасте подросток начинает употреблять наркотики.

В скором времени Паркер начинает выступать в ночных клубах, не имея никакого музыкального образования. Отчасти, его спасала наглость, ведь как исполнитель он был все еще очень слабым. Пальцы не поспевали за стремительными идеями, рождавшимися у него в голове, поэтому он мог сбиться с ритма или вовсе остановиться посреди произведения. За это он зачастую бывал осмеянным, что очень сильно его задевало. Например, в 1937 году посреди джем-сессии в клубе «Reno» Паркер потерял чувство гармонии и прекратил играть, замерев в растерянности, за что был осмеян публикой и с позором выгнан из зала.


Чтобы доказать всем свое превосходство, Чарли стал заниматься по 15 часов в день, абсолютно не жалея себя. Он вступает в группу «Buster Smith » и перенимает у них многие приемы игры.

Поворотным для Паркера стал 1938 год, когда он присоединился к биг-бенду Джея МакШенна. В 1939 он отправляется с ними в турне в Нью-Йорк и решает остаться в этом городе. Чтобы заработать денег на еду, он моет посуду, одновременно с этим участвуя в джем-сессиях в ночных клубах. На одной из них к Паркеру внезапно приходит осознание того, что если использовать верхние ноты сложных аккордов в качестве мелодической линии, можно модулировать в любую тональность, не ограничивая себя ничем. Это открытие позволило ему наконец-то выразить то, что он не мог передать с помощью обычной музыки.

В 1941 году вместе с оркестром Джея МакШенна Паркер записывает композицию «Honeysuckle Rose» и к нему приходит известность. В это время он и заработал свою кличку «Yardbird». В 1942 году Чарльз вместе с группой единомышленником, среди которых был Диззи Гиллеспи, начинает экспериментировать с джазом в ночных клубах Гарлема. Уже через 3 года Чарли создает собственную группу, играющую бибоп. Доведя новый стиль до совершенства, коллектив Паркера совершает революцию в джазовой музыке. Десятки оркестров начинают пытаться играть в той же манере, что и коллектив Паркера. В 1947 Чарли создает квинтет, с которым записывает свои известнейшие произведения. С этого момента он начинает вести активную гастрольную и творческую деятельность.

В 1949 году Чарли Паркер делает запись шести произведений совместно со струнным оркестром. Его звук в этих записях гораздо чище и мягче, а импровизации более продуманные и гармоничные. В это время Паркер не принимал наркотиков, и это ясно слышно по более изящным и естественным сольным вставкам.


В 1954 году, из-за смерти своего ребенка, Паркер окончательно теряет волю к жизни. Последний его концерт был дан в клубе «Birdland», названного в честь музыканта. Выступление окончилось скандалом и от Паркера отвернулись все владельцы клубов. Ни одно заведение не хотело больше пускать к себя человека, впадающего в ярость от любых мелочей.

Паркер уехал от всех и стал жить у своей поклонницы – баронессы де Кенигсвартер. В один из дней, смотря телевизор, Чарли Паркер скончался. Произошло это 12 марта 1955 года.



Интересные факты

  • Насчет появления прозвища «Птаха» есть несколько разных мнений. Самое распространенное – это имя пошло от его друзей, из-за чрезмерного пристрастия Паркера к жареным цыплятам. Еще одно гласит, что во время путешествия со своей группой Паркер случайно въехал в курятник. Поэтому его в шутку прозвали «Yardbird» (Птичий двор), а затем сократили до простого «Bird» (птаха). Ну и последнее гласит, что так его прозвали из-за неимоверно легких, «порхающих» пальцев.
  • Названия многих произведений, записанных им, имеют отсылки к птицам.
  • Паркер просто обожал музыку скрипача Яши Хейфеца и мог часами слушать его пластинки.
  • Его любимые записи со струнным оркестром оттолкнули от него многочисленных поклонников. Они утверждали, что Паркер продался за деньги, чем сильно ранили музыканта.
  • Величайший джазмен – Луи Армстронг , сравнивал звучание бибопа с разучиванием упражнений.
  • По свидетельствам его друзей, Паркер прекрасно разбирался в музыке: от классической европейской до латиноамериканской и кантри.
  • Всю жизнь он пытался избавиться от героиновой зависимости, заменяя ее пристрастием к алкоголю.
  • Его композиция «Night and Day» звучит в компьютерной игре Grand Theft Auto IV.
  • В 1948 году он заслужил титул «музыкант года» по версии авторитетного журнала «Метроном».


  • Он очень интересовался музыкой Игоря Стравинского , находя в нем своего единомышленника в некоторых моментах использования музыкальной фактуры.
  • В классический квинтет Паркера входил известнейший впоследствии трубач Майлс Дэвис.
  • В 1953 году Паркер использовал пластиковый саксофон фирмы Grafton на одном из своих концертов.
  • Он играл на 5 саксофонах , в том числе на одном, изготовленном специально для него на заказ фирмой «King».
  • Под конец жизни Паркер принял ислам, став членом ахмадийского движения в США.
  • Врач, делавший посмертное вскрытие, оценил возраст Паркера от 50 до 60 лет , хотя ему было всего 34 года.
  • Похороны Паркера были оплачены Диззи Гиллеспи.

Личная жизнь


Чарли Паркер был очень популярен у женского пола, настолько, что некоторые поклонницы преследовали его из штата в штат. Неудивительно, что с таким отношением к себе он был женат несколько раз, причем женитьба абсолютно не мешала его разгульным похождениям. Первая его жена – Ребекка Раффин, вышла за него в 1936 году, когда Паркеру было всего 15 лет. От этого брака у Чарльза появилось двое детей – Леон и Фрэнсис. Брак был недолгим и распался уже через 3 года.

В 1943 году он женился на танцовщице Джеральдине Скотт, но вместе они прожили совсем недолго. Из-за постоянных ссор пара быстро разошлась. Натура Паркера не терпела одиночества и вскоре он женится снова, на этот раз на Дорис Снайдор. Из-за пристрастия Паркера к наркотикам брак продержался всего 2 года, хотя официально они так и не развелись. В 1950 году он начинает жить с моделью Чан Ричардсон и ее дочерью Ким. Официально расписаться они не могли, так как Паркер не хотел разводиться с прежней женой – Дорис. Чан родила ему двоих детей, но в 1954 году маленькая дочка При умирает, что окончательно погружает великого джазмена в пучину наркозависимости.

Лучшие композиции

«Ornithology» – чуть ли не самое известное произведение в стиле бибоп, впервые записанное ансамблем Паркера в 1946 году. Название намекает на прозвище Паркера – Птаха.

«Parker"s Mood» – прекрасный блюз, записанный и исполненный Паркером в 1948 году вместе с Джоном Льюисом, Керли Расселлом и Максом Роучем.

«Yardbird Suite» – очередная отсылка к прозвищу Чарли, джазовый стандарт, записанный в 1946 году. Эта композиция стала своеобразным гимном бибопа.

«Confirmation» – чрезвычайно сложная композиция со рваным ритмом и очень сложной гармонией, записанная в 1946 году. Как и почти каждая вещь Паркера, стала джазовым стандартом.

«Lover man» – эта вещь считается одной из лучших, записанных Паркером. Во время записи музыкант находился под действием героина, так что его продюсеру Россу Расселлу пришлось поддерживать его перед микрофоном, пока произведение не было записано.

«Moose the Mooche» – записана Чарли вскоре после ухода из его ансамбляДиззи Гиллеспи. Есть предположение, что вещь названа в честь прозвища дилера, который снабжал Паркера наркотиками в течение нескольких лет.

«Billie"s Bounce» – отличный блюз, записанный Паркером в 1945 году. В 2002 году включен в Зал славы премии «Грэмми».

Фильмы с участием Чарли Паркера и его музыкой


  • «Jivin" in Be-Bop» (1946)
  • «The Cool of the Evening» (1967)
  • «Sven Klangs kvintett» (1976)
  • «Птица» (1988)
  • «The Last Days of Chez Nous» (1992)
  • «Куда бы ветер не дул» (2003)
  • «Professor Norman Cornett» (2009)
  • «Совсем низко» (2014)

К сожалению, жизнь талантливого музыканта оборвалась чересчур рано. Неизвестно, сколько еще он мог бы сказать миру, и сколько нереализованных идей оставалось у него в запасе. Признанный при жизни гений, не терпящий ничьих советов и живущий по своим правилам, Чарли Паркер навсегда вошел в историю как бунтарь, чью манеру игры не под силу повторить практически ни одному человеку. Смело и решительно отвергавший классические правила и традиции, он создавал новую музыку, настолько объемную по содержанию, что ее практически невозможно измерить.

Видео: слушать Чарли Паркера

Чарли Паркер родом из Канзас-Сити. Отец Чарли Паркера играл на пианино и пел в цирке, а мать всю жизнь проработала в почтовом отделении.

В конце 30х годов парень начал усердно оттачивать навыки игры на саксофоне. Он рассказывал, что в течении 4 лет играл каждый день по 14 часов, а иногда даже не спал. Большое влияние на Чарли оказал Каунт Бейси. Паркер выступал с местными бендами в местных клубах города. В 1938 году сотрудничал с пианистом Джеем МакШенном, именно с этим парнем он сделал первую запись.

Когда Паркер был подростком, он попал в автокатастрофу и лежал в госпитале, где пристрастился к морфию, после чего привычка переросла в наркотическую зависимость от которой он впоследствии скончается.

В 1939 году Чарли уехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить музыкальную карьеру и перейти на новый уровень. Начало было не легким. Приходилось зарабатывать деньги не музыкой, а мытьем посуды в местном ресторане. В 1942 он покинул ансамбль МакШенна и продолжил свой творческий путь в бенде Эрла Хайнса. Они играли в местных ресторанах на окраине Нью-Йорка.

Паркер и Гиллеспи перевернули мир джаза после своего концерта в Нью-Йоркском «Таун Холл». Запись с этого концерта была переиздана и выпущена в 2005 году. Именно тогда бибоп получил признание среди музыкантов и слушателей. Вскоре музыканты решили устроить гастроли по Америке которые провалились по крупному. Гастроли заканчивались в Лос Анджелесе, откуда музыканты отправились обратно в Нью-Йорк, но Паркер решил обменять свой билет на грамм героина и остался в Калифорнии.

Паркер сидел на героине, потерял постоянный заработок и начал играть на улице. Он стеснялся клянчить деньги на героин у друзей и знакомых, а если ему не давали, то приходилось закладывать саксофон в ломбард. Организаторы часто выкупали саксофон за считанные минуты до выступления. Когда он окончательно переехал в Лос Анджелес, наркотики стало труднее достать, ибо они там не были распространены как в Нью-Йорке, тогда Паркер заменил героин алкоголем постоянно находясь в алкогольном опьянении.

Многие студийные записи были сделаны в состоянии сильного алкогольного опьянения. Иногда во время записи его даже приходилось подпирать, чтобы он стоял на ногах. В последствии Паркера отправили на 6 месяцев в психушку.

Когда Паркера выписался из клиники, он чувствовал себя в отличной форме и записал несколько песен, которые по сей день считаются его лучшими. Позже Паркер вернулся в Нью-Йорк, где снова начал колоться.

Чарли умер во время просмотрела телевизора. Он выглядел так плохо, что когда скорая помощь приехала забрать его, то в графе «возраст» поставили 53 года, хотя ему было 34 года.

Советую посмотреть биографический фильм «Птица». Режиссером которого стал Клинт Иствуд.

Чарли Паркер, известный также как "Берд", может быть по достоинству назван отцом современного джаза. Его смелые импровизации, совершенно свободно уходящие от мелодического материала тем, явились своеобразным мостом между сладким звучанием популярного джаза и новыми формами импровизационного искусства. Его влияние на последующие поколения джазовых музыкантов можно сравнить только с влиянием Луи Армстронга.

Чарлз Кристофер Паркер появился на свет 29 августа 1920 года в Канзас-Сити. Детство Паркера прошло в черном гетто Канзас-Сити, где было множество кабачков, увеселительных заведений и всегда звучала музыка. Отец, третьеразрядный певец и танцор, вскоре бросил семью, и мать, Эдди Паркер, отдававшая весь жар своей любви мальчику, здорово его избаловала. Очередным, и как оказалось впоследствии, судьбоносным подарком стал видавший виды альт-саксофон, купленный за 45 долларов. Чарли стал играть и забыл обо всем остальном. Он учился самостоятельно, в одиночку продираясь сквозь все проблемы, в одиночку открывая для себя законы музыки. Страсть к музыке с тех пор не покидала его. Вечерами он слушал игру городских музыкантов, днями учился сам.

На учебники времени не оставалось. В 15 лет Чарли бросает школу и становится профессиональным музыкантом. Впрочем, профессионализма в этом себялюбивом, замкнутом юноше было еще мало. Он пытается копировать соло Лестера Янга, играет в джемах, меняет различные местные составы. Он вспоминал позже: "Нам приходилось играть без перерыва с девяти вечера до пяти утра. За ночь мы получали по одному доллару двадцать пять центов".

Несмотря на быстрый прогресс в технике игры, юный Чарли не очень вписывался в слаженные, гладкие звучания биг-бэндов. Он всегда пытался играть по-своему, постоянно нащупывая свою, неповторимую музыку. Это нравилось далеко не всем. Хрестоматийна история о том, как на одном из ночных джем-сейшнз ударник Джо Джонс, выведенный из себя "штучками" Паркера, запустил в зал тарелкой. Чарли собрался и вышел.

В 15 лет Чарли женился на 19-летней Реббеке Раффинг - это был его первый брак, но столь же скоротечный и неудачный, как и последующие. В 17 лет "Берд" (сокращение от первоначального прозвища Yardbird) впервые становится отцом. Тогда же или чуть раньше он впервые знакомится с наркотиками.

Перебрав целый ряд составов, побывав в Чикаго и Нью-Йорке, и вернувшись в конце 1938 года в Канзас-Сити, Берд поступает в оркестр пианиста Джея Мак-Шенна. С этим составом он играл более трех лет, и первые известные записи Паркера были сделаны также с этим оркестром. Здесь он стал зрелым мастером. Коллеги высоко ценили его как альт-саксофониста, но то, что ему приходилось играть, по-прежнему не удовлетворяло Чарли. Он продолжал искать свой путь: "Я был по горло сыт стереотипными гармониями, которыми все пользовались. Я постоянно думал о том, что должно же существовать что-то иное. Я слышал это, но не мог сыграть". А потом все-таки сыграл: "Я долго импровизировал на тему Cherokee и вдруг заметил, что выстраивая мелодию из верхних интервалов аккордов и придумывая на этой основе новые гармонии, мне вдруг удалось сыграть то, что постоянно было во мне. Я словно заново родился".

После того, как Берд открыл свой путь к свободе, он не мог больше играть с Мак-Шенном. В начале 1942 года он ушел из оркестра и, ведя полуголодное, нищенское существование, продолжал играть свою музыку в разных нью-йоркских клубах. В основном, Паркер работал в клубе "Uptown House" Кларка Монро. Именно там его впервые услышали единомышленники.

С 1940 года в другом клубе, "Minton"s Playhouse" собирались, как сказали бы сегодня, поклонники альтернативной музыки. В клубном составе постоянно работали пианист Телониус Монк, барабанщик Кенни Кларк, басист Ник Фентон м трубач Джо Гай. Вечерами и ночами регулярно проводились джем-сейшнз, где частыми гостями были гитарист Чарли Крисчиен, трубач Диззи Гиллеспи, пианист Бад Пауэлл и другие музыканты. Одним осенним вечером Кларк и Монк отправились в Аптаун послушать тамошнего альт-саксофониста, слухи о котором докатились до клуба Минтона.

Лучшие дня

Кенни Кларк (ударные): "Берд играл нечто неслыханное. Он играл фразы, которые, как мне казалось, придумал я сам для ударных. Он играл в два раза быстрей Лестера Янга и в таких гармониях, которые Янгу и не снились. Берд шел по нашей же дороге, но намного опередил нас. Вряд ли он знал цену своим находкам. Это была просто его манера играть джаз, это была часть его самого."

Естественно, вскоре Паркер оказался в клубе Минтона. Теперь он был среди своих. Обмен свежими музыкальными идеями пошел еще интенсивнее. И первым среди равных здесь был Берд. Его свобода торжествующе вырывалась наружу каскадами удивительных, неслыханных звучаний. Рядом с ним стоял в те годы Диззи Гиллеспи, практически не уступавший Берду в творческой фантазии, но имевший гораздо более жизнерадостный и общительный характер.

Музыка, которая родилась, была названа бибоп.

MIDI запись представляет транскрипцию соло Паркера на собственную тему "Орнитология".

"Лучше было бы, если бы бибопу присвоили другое имя, более соответствовавшее серьезности целей его создания". (Бад Пауэлл)

Королем ее почти все считали Паркера. Король вел себя как абсолютный и весьма капризный монарх. Казалось, признание, которое получила его музыка, только осложнило взаимоотношение этого человека с окружающим миром. Берд стал еще более нетерпимым, раздражительным, безапелляционным в своих отношениях с коллегами и близкими людьми. Одиночество обматывало его все более плотным коконом. Зависимость от наркотиков становилась все сильнее, а попытки избавиться от нее бросали Паркера в объятия алкоголя.

Однако, карьера Паркера продолжала в то время еще свое восходящее движение. В 1943 году Паркер играет в оркестре у пианиста Эрла Хайнса, а в 1944 году - у бывшего вокалиста Хайнса Билли Экстайна. К концу года Берд стал выступать в одном из клубов на 52 улице.

В феврале-марте 1945 года Берд и Диззи записали серию пластинок, во всем блеске представивших новый стиль. Очередные, не менее значимые записи, появились в ноябре в Калифорнии у Росса Рассела на фирме "Dial". Здесь Паркера настиг первый серьезный нервный кризис.

Джазовый мир вновь увидел Берда вернувшимся к активной деятельности лишь в начале 1947 года. На этот раз в квинтет Чарли Паркера вошли молодые Майлс Дэвис (труба) и Макс Роуч (ударные). Общение с Бердом оказалось неоценимой школой для этих крупнейших впоследствии музыкантов. Но выдержать такое общение они смогли не очень долго. Уже в 1948 году оба отказались от дальнейшего сотрудничества. Но еще до этого, в сентябре 1947 года, Паркер триумфально выступил в Карнеги-Холл. В 1948 году Берд был назван музыкантом года в анкете журнала "Метроном".

Европейцы впервые, но не в последний раз увидели Паркера в 1949 году, когда он со своим квинтетом прибыл на джазовый фестиваль в Париж. Но теперь, после расставания с Гиллеспи, а затем с Дэвисом и Роучем, рядом с ним были уже другие люди - крепкие профессионалы, но не столь яркие, безропотно сносившие эскапады своего лидера.

Последовавшие вскоре записи со струнным оркестром дали Берду дополнительный повод для стрессов. Принеся хорошие деньги, эти записи оттолкнули некоторых, еще недавно горячих идеологических поклонников. Раздавались обвинения в коммерциализации. Гастроли стали все чаще перемежаться с визитами в психиатрические клиники. В 1954 году Берд получил тяжелый удар - умерла его двухлетняя дочь При.

Все попытки Берда вернуть психологическое равновесие оказались тщетными. Спрятаться от себя в идиллической сельской глуши не удалось - его тянул к себе Нью-Йорк, мировой центр джаза. Серия его выступлений в Нью-йоркском клубе, названном в его честь "Birdland", закончилось скандалом: в очередном приступе ярости Паркер разогнал всех музыкантов и прервал выступление. Хозяева клуба отказались иметь с ним дело. В аналогичных отношениях с ним оказались и многие другие концертные площадки. Птица была изгнана из своей страны.

Последним прибежищем Паркера стал дом его богатой поклонницы баронессы де Кенигсвартер. 12 марта 1955 года он сидел у телевизора и смотрел шоу оркестра братьев Дорси. Смерть застигла его в этот момент. Врачи причиной смерти назвали цирроз печени и язву желудка. Берд не дожил и до 35 лет.

За свои 34 года, прожитые на Земле, Чарли Паркер по прозвищу «Птица» сделал для музыки XX века столько – от сочинения до блестящего исполнения – что мы по сей день ощущаем его присутствие с нами. В честь 96-летия этого выдающегося джазового саксофониста мы приводим 6 фактов о музыканте, который, по мнению Los Angeles Times, «играл так, как будто его коснулась рука самого бога музыки … и который, без сомнения, был источником неисчерпаемого вдохновения для сотни музыкантов».

1 Ребенком он играл на саксофоне по 15 часов в день

Большая часть успеха Паркера – упорный труд

Наряду с получением среднего образования, Паркер был участником школьного бэнда. Впервые мальчик взял в руки саксофон в 10 лет, позаимствовав его у школьной группы. Мать видела, насколько сильно мальчик влюбился в свое новое занятие, поэтому, когда ему исполнилось 11 лет, на сэкономленные 45 долларов она купила сыну его первый инструмент – он был очень старым, и выдувать из него воздух было крайне сложно. Однако это не умалило стремлений мальчика продолжать играть красивую музыку. В одном из интервью на радио в 1954 году Паркер рассказывал, что «однажды соседи даже пригрозили матери переездом, если я не прекращу играть. Она ответила, что без ума от моей игры, и тогда, как в понимаете, я стал упражняться еще больше – от 11 до 15 часов в день».

2 Паркер работал в том же ресторане, что и Редд Фокс


История восхождения Паркера необыкновенно сложная

К концу 1930-х годов Чарли Паркер стремился найти музыкальную среду, более приближенную к джазу, чем мог предложить ему его родной город Канзас-Сити. В 1939 году после того, как его выгнали из дома, он продал саксофон и отправился в Нью-Йорк. Он устроился мойщиком посуды в известном местечке в Гарлеме Jimmy’s Chicken Shack. Паркеру довелось увидеть несколько выступлений пианиста Арта Тейтума, а спустя пару лет он уже наблюдал за концертами Редда Фокса.

3 Он стал одним из основателей жанра «бибоп»


Чарли Паркер вместе с Диззи Гиллеспи придумал новый стиль джаза – бибоп

Впервые в печати термин «бибоп» появился в поздние 30-е, хотя популяризовали его , Чарли Паркер и другие музыканты на заре 40-х. Этот жанр представлял собой совершенно новую форму музыки, которая по тем временам нарушала каноны звучания джаза в биг-бэнде и шла вразрез с джазовыми хитами, допуская мелодические и ритмические отклонения. Бибоп служил символом обновления джазовой эпохи и наметил новые направления для импровизации.

Критик и исследователь Эрик Лотт (Eric Lott) объяснял это явление так:

«Бибоп был чем-то вроде мерила живого воображения и давал ответы на внешние изменения в социуме своего времени».

4 Паркер был настоящей иконой джаза


Прозвище Птица получил из-за страсти к поеданию цыплят

Когда слушаешь музыку, невозможно не думать о ее исполнителе. Птица пользовался признанием у поклонников и друзей. Тромбонист Клайд Бернардт (Clyde Bernhardt) вспоминал в своей автобиографии, как Паркер однажды рассказал ему, что «свое прозвище получил из-за того, что он ни дня не мог прожить без курицы на своем столе: жареной, тушеной, копченой, да любой! Он обожал ее. А здесь, на юге, все курицы назывались yardbirds».

Загрузка...