aracs.ru

Спартанцы: правда и мифы. Древняя Спарта — история

Я, конечно же, никого не удивлю, если скажу, что фильм «300 спартанцев» не является исторически точным их изображением, однако эта картина на самом деле опирается на существующий миф. Мы все выросли, будучи убежденными в том, что спартанцы были настоящими крутыми вояками. Верно ли это?

Триумфы спартанцев

Никто не будет отрицать, что спартанцы были одной из наиболее впечатляюще организованных военных культур в истории. Их манера ведения военных действий с использованием непоколебимого строя и стены из щитов и копий глубиной в восемь человек позволяла им побеждать почти любого противника, сражавшегося против них. Их интенсивные тренировки, начинавшиеся в возрасте восьми лет и официально продолжавшиеся 10 лет — а неофициально они никогда и не прекращались, — способствовали формированию абсолютной дисциплины. Их участие в битве при Фермопилах в 480 году справедливо признается одним из поворотных моментов в истории.

В некотором смысле можно сказать, что достоинства спартанцев слишком недооцениваются. Они не были простым, однообразным и тупым инструментом, как их часто представляют. Они располагали различными боевыми частями — армией, флотом, а также элитными войсками. Как все успешные военные общества, они использовали и продвигали по службе искусных военных тактиков.

Спартанцы в числе первых военных формирований осознали важность шпионажа и инфильтрации. Специально подготовленное подразделение (kryptea) функционировало как нечто среднее между шпионским ведомством и тайной полицией — следило за завоеванными территориями, а также за войсками у себя дома. Спартанскую империю нельзя сопоставить с другими мировыми империями, но, тем не менее, она была достаточно крупной в сравнении со своими соседями. Так продолжалось в течение нескольких веков. И это не было случайностью.

Особенности общества

Сегодня всем известно, что Спарта была рабовладельческим обществом. Поражение от персов означало бы порабощение для спартанцев, но одновременно оно могло бы также означать освобождение для завоеванных соседних территорий. Вместе с тем не часто обсуждается вопрос о том, каким образом рабовладельческое общество оказывало влияние на Спарту. Почти с самого начала рабы — илоты — были более многочисленными, чем спартанцы.

Все рабовладельческие общества опасаются восстания рабов. Спартанцы имели еще больше основания для подобного рода опасений. Общепринятый милитаризм их общества не был проявлением их атлетического совершенства или идеала силы. Это объяснялось способом их выживания. Чем больше Спарта расширялась, тем больше ее жители должны были уделять внимания собственной безопасности. Спарта, как многие другие культуры, обладавшие тайной полицией, была культурой паранойи.

Во время восстания илотов Афины направили свои войска для того, чтобы помочь Спарте его подавить. Спартанцы отправляли афинян домой. Они не хотели, чтобы афинские ценности распространялись среди спартанского населения, особенно среди илотов. Сегодня спартанцев изображают как свободолюбивых людей. В действительности их действия и мысли полностью определялись правительством и законом.

Но это не означает, что у спартанцев вообще не было никаких свобод. Их женщины обладали самой большой свободой в Древней Греции — среди них поощрялось чтение, письменность, владение землей, выражение своего мнения в политических вопросах, а также занятия спортом. Верхние эшелоны воинов, выжившие в сражениях и достигшие высокого ранга и власти в обществе, почитались и обладали свободой действий.

Темная сторона этой свободы действий может быть продемонстрирована на примере, по крайней мере, одного из тех 300 легендарных спартанцев. Аристодем был одним из воинов, принимавших участие в битве при Фермопилах. Он и один из его солдат начали сражение с глазной инфекцией. Леонид, их царь и командир, приказал им вернуться домой.

Этот другой солдат в последний день сражения в сопровождении раба появился на поле битвы. Тогда как Аристродем выполнил приказ и направился домой. Он был назван «трусом», и его ждала судьба всех тех, кто был лишен смелости. К его плащу было пришита соответствующая надпись для того, чтобы всем было известно о его трусости. Все его знакомые от него отвернулись. Если кто-то приказывал ему уступить дорогу во время общественных мероприятий, он должен был повиноваться, независимо от статуса человека.

Спартанцы уже в то время были сторонниками евгеники, и Аристодем показал, что его гены содержали изъян, и поэтому его дочерям было запрещено выходить замуж.

Спустя год, когда спартанцы столкнулись с другой вторгшейся силой — с персами, Аристодему было разрешено участвовать военных действиях, и он явно искал смерти в бою. Его желание умереть было замечено, его статус труса был официально отменен, и его детям после этого уже не запрещали вступать в брак. Спартанские солдаты должны были либо сражаться до своей смерти, либо спартанское общество заставляло их самих желать смерти.

Ничто из этого не умаляет впечатляющих военных побед спартанцев, но просто помещает их в определенный контекст. Когда мы пытаемся представить себе «воинскую культуру» или «милитаристское общество», они часто видятся нам как культуры, сфокусированные на чести, смелости, свободе или даже на простой радости от битвы. Именно так многие и видят спартанцев, и, вероятно, именно так спартанцы воспринимали самих себя — однако отнюдь не идеализм создал их общество. Их военная система была практическим способом решения вопросов. В конечном итоге она оказалась единственным решением существовавших проблем.

И хотя отдельных воинов учили — и они в это верили, что смелость является самой главной добродетелью, их идеализм был скреплен не только моралью. Каждый солдат знал, что он может рискнуть своей жизнью и получить все, или сохранить ее, и не иметь ничего. Не то, чтобы смерть для них была лучше позора. На самом деле смерть была лучше бесконечных оскорблений и презрения.

Спартанцы не были одни в Фермопилах

Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,

Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

Это известное стихотворение Симонида Кеосского посвящено памяти самой известной битвы в западной истории. Нападающая персидская армия вынуждена была пройти через узкое ущелье, а ее продвижение сдерживали всего лишь 300 спартанцев. А также несколько сотен их рабов. А еще несколько сотен греков из других городов-государств. Кроме того, рядом разворачивалось морское сражение, смысл которого состоял в том, чтобы персы не могли «послать все к черту» и на кораблях обойти спартанские силы.

Вторжение персов пришлось на неудобное время для спартанцев. Оно совпало с Олимпийскими играми, а также с религиозным праздником. Если и была еще одна вещь, к которой спартанцы относились так же серьезно, как к своим сражениям, то это их религия. Они не могли отказаться от религиозных праздников, однако все, включая жителей других греческих городов-государств, осознавали ту опасность, которую представляли собой персы. В конечном итоге Леонид повел в бой элитную группу, состоявшую из 300 спартанцев. (Леонид, вероятно, испытывал особо сильное давление по поводу участия в боевых действиях, поскольку в то время ходили слухи о том, что он якобы убил предыдущего царя Спарты и женился на дочери царя для того, чтобы взойти на трон). Другие города-государства также прислали своих солдат, и в результате общая их численность в Фермопилах составила 5000 человек.

После несколько дней сражения, в течение которых греки удерживали этот узкий проход, персы нашли горную (козлиную) тропу, которая позволила им обойти греков с фланга. Остается неясным, выдал ли ее существование предатель среди греков, или персам просто удалось ее обнаружить в ходе разведки местности. (Мы вправе обвинить в этом и козлов).

Греческие гонцы, участвовавшие в походе, предупредили Леонида, и он приказал большинству из оставшихся солдат вернуться домой. Никто не сомневался в том, что спартанцы останутся. Кроме того, они милостиво позволили остаться с ними своим рабам. Удивительно то, что, по крайней мере, тысяча других греков также решили остаться, хотя они понимали, что будут уничтожены. Спартанцы возглавляли вооруженные отряды в Фермопилах, и их смелость не вызывает никаких сомнений. Но они не были единственными солдатами, которые, проявив смелость, продолжили бой. Не только спартанцы погибли в Фермопилах — они даже не составили большинство. Но у них лучше был поставлен пиар.

Поражения спартанцев

Но даже в то время спартанцев почитали за их способность сражаться. Их действия в Фермопилах стали вечным мифом, и некоторые историки действительно верят в то, что в результате греки, объединив свои силы, успешно противостояли персидскому вторжению. Однако спартанцы на самом деле не были непобедимыми.

Наиболее известное поражение спартанцев произошло во время Пелопоннесской войны — этого продолжавшегося несколько десятилетий вооруженного конфликта между Афинами и Спартой, который возник вскоре после того, как персидская угроза перестала существовать. Поражение спартанцев шокировало всех греков, в том числе Афины и Спарту, потому что спартанцы не просто были разбиты. Они сдались.

Речь идет о битве при Сфактерии в 425 году до рождения Христа. Сфактерия — это небольшой остров, на котором спартанские силы оказались изолированными после того, как одно крупное сражение пошло не по плану. Афиняне осадили спартанцев, укрывшихся в скалистой местности, они обрушили на них град стрел и в конечном итоге окружили их. 120 спартанцев сложили свое оружие и сдались.

Даже в то время считалось чем-то неслыханным, если спартанцы сдавались. Когда одного спартанца спросили о причинах поражения, он обвинил афинян, которые, по его мнению, использовали стрелы типа «веретено» вместо обычного «мужского оружия». И еще: «Они вели себя так недостойно, что мы вынуждены были сдаться». В целом это поражение оказалось настолько сокрушительным, что Спарта запросила мира. Уверенные в своих силах афиняне прервали мирные переговоры — о чем они, вероятно, пожалели, когда в итоге проиграли войну в 404 году до рождения Христа (характерно, что Спарта попросила денег у Персии для строительство целого флота кораблей, которые были необходимы для победы над Афинами).

Была еще одна известная группа, сумевшая нанести поражение спартанцам: это Священный отряд из Фив. Фивы имели своих 300 суперсолдат, однако о них не был снят фильм, и, возможно, это объясняется тем, что все они были любовниками. Возможно также, что про них не сняли фильм потому, что к моменту появления Священного отряда из Фив спартанцы уже пережили несколько неудач. Фиванцы сформировали этот отряд уже после того, как выбили спартанцев из своей столицы. Священный отряд из Фив выиграл три сражения у спартанских сил.

Одним из них было сражение в 378 году до рождения Христа, и они победили просто потому, что отказались следовать за спартанцами в невыгодное для них место. Спартанцы прорвали внешнюю блокаду перед Фивами, после чего фиванская армия отступила за внутренние стены своего города. Когда спартанцы начали наступление в надежде расстроить ряды противника, фиванцы отдали приказ об отдыхе, назвав действия спартанцев блефом. Спартанцы ушли, а затем, действуя предсказуемо, заявили, что их следует признать победителями, поскольку фиванцы неправильно с ними сражались.

Священный отряд из Фив непосредственно сражался со спартанцами по двум различным поводам, и каждый раз они уступали в количественном отношении своему противнику. В сражении при Тегирах это превосходство составляло два к одному, но они, тем не менее, смогли убить спартанского командира и так смело наступали, что спартанцы открыли для них проход, полагая, что фиванцы используют его для отхода. Вместо этого фиванцы атаковали их изнутри, после чего начали преследовать спартанских солдат. В битве при Левкрах фиванская кавалерия быстро расправилась со спартанской пехотой, несмотря на то, что фиванцев было 6000, а спартанцев 10 тысяч.

На самом деле крупнейшее поражение спартанцам нанесли их собственные рабы. Военные поражение сказались на судьбе Спарты, и свою роль в этом сыграло медленное увеличение количества врагов. В конечном итоге та катастрофа, на предотвращение которой была направлена спартанская культура, произошла, и илоты организовали успешное восстание. Спарта была основана на рабстве, а когда большинство рабов покинули ее, она оскудела. Спарта превратилась в своего рода Диснейленд, где традиционные спартанские ритуалы показывали за деньги приезжим. Последний ее царь умер, пытаясь собрать средства для города и предлагая свои услуги в качестве наемника.

Ни одна страна не разрушается красиво, и ни одно сообщество не соответствует полностью своему мифу. Смысл мифа состоит в том, чтобы взять вдохновляющую историю и превратить ее в совершенный сюжет. Спартанская легенда — легенда о суперсолдатах — основывалась на реальности, но она не соответствовала в полной мере действительности даже во времена спартанцев. Миф о 300 спартанцах, о Фермопилах и о Спарте, как культуре совершенных воинов, имеет определенный смысл. Но имеет смысл и реальность Спарты, как несовершенного общества.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В следующий, классический, период эллинской истории главными ведущими центрами греческого мира становятся области балканской Греции-Спарта и Афины. Спарта и Афины представляют два своеобразных типа греческих государств, во многом противоположных друг другу и в то же время отличных и от колониально-островной Греции. История классической Греции, главным образом, и сосредоточивается на истории Спарты и Афин, тем более что эта история полнее всего представлена в дошедшей до нас традиции. По этой причине в общих курсах истории этих обществ уделяется больше внимания, чем другим странам эллинского мира. Их социально-политические и культурные особенности выяснятся из дальнейшего изложения. Начнем со Спарты.

Своеобразием своего социального строя и быта Спарта в немалой степени обязана природным условиям. Спарта находилась в южной части Балканского полуострова-в Пелопоннесе. Юг Пелопоннеса, где находилась древняя Спарта, занимают две равнины-Лаконская и Мессенская, разделяемые высоким горным хребтом Тайгетом. Восточная, Лаконская, долина, орошаемая рекой Эвротом, собственно и была основной территорией Спарты. С севера Лаконская долина замыкалась высокими горами, а на юге терялась в пространстве малярийных болот, тянувшихся до самого моря. В центре находилась долина в 30 километров в длину и 10 в ширину-это и есть территория древней Спарты,-местность плодородная, богатая пастбищами и удобная для посевов. Скаты Тайгета покрыты лесами, дикорастущими фруктовыми деревьями и виноградниками. Однако Лаконская долина невелика по своим размерам и не имеет удобных гаваней. Отрезанность от моря предрасполагала спартанцев к замкнутости, с одной стороны, и захватническим порывам в отношении их соседей, в особенности плодородной западной долины Мессенпи,-с другой.

Древнейшая история Спарты, или Лакедемона, мало известна. Произведенные на месте Спарты английскими археологами раскопки указывают на более тесную связь Спарты с Микенами, чем это предполагалось раньше. Додорийская Спарта-город микенской эпохи. В Спарте, по преданиям, жил басилей Менелай, брат Агамемнона, муж Елены. Как протекало оседание до- рян в завоеванной ими Лаконике и в каких первоначально отношениях они находились с туземным населением, при современном состоянии вопроса, сказать невозможно. Сохранился лишь смутный рассказ о походе Гераклидов (потомков героя Геракла) в Пелопоннес и о завоевании ими Аргоса, Мессении и Лаконики, как наследства их великого предка Геракла. Так, согласно легенде, утвердились доряне в Пелопоннесе.

Как в других общинах Греции, так и в Спарте рост производительных сил, частые столкновения с соседями и внутренняя борьба привели к разложению родовых отношений и образованию рабовладельческого государства. Государство в Спарте возникло очень

Долина Эврота. Вдали снежные вершины Тайгета.

рано, оно образовалось в результате завоевания и в нем удержалось гораздо больше родовых пережитков, чем в каком-либо другом полисе. В сочетании сильной государственности с родовыми учреждениями и заключается главная особенность спартанского, а частично и вообще дорийского строя.

Многие спартанские учреждения и обычаи связываются с именем полулегендарного спартанского законодателя-мудреца Ликурга , в образе которого слились черты человека и бога света Ликурга, культ которого справлялся в Спарте и в исторические времена. Лишь в V в. Ликург, деятельность которого относится приблизительно к VIII в., стал считаться создателем спартанского государственного строя и поэтому помещен был в одну из спартанских царских фамилий. Из густого тумана, окутывающего деятельность Ликурга, тем не менее просвечивают некоторые реальные черты законодателя. При ослаблении родовых союзов и освобождении индивида от кровных, локальных, племенных и прочих стеснений появление на исторической арене таких личностей, как Ликург, вполне правдоподобно. Это доказывается всей греческой историей. Легенда представляет Ликурга дядей и воспитателем молодого спартанского царя, фактически управлявшим всем государством. По совету дельфийского оракула Ликург в качестве исполнителя божественной воли обнародовал ретру. Ретрами назывались краткие изречения в виде формул, заключавшие в себе какие-либо важные постановления и законы.

Выраженная архаическим лапидарным языком Ликургова ретра заложила основу Спартанского государства.

Кроме того, Ликургу приписывали крупную земельную реформу, покончившую с существовавшим дотоле земельным неравенством и преобладанием аристократии. По преданию, Ликург всю занимаемую Спартой территорию разделил на девять или десять тысяч равных участков (клеров) по числу спартиатов- мужчин, составлявших ополчение.

После этого, рассказывает предание, Ликург, считая свою реформу законченной и цель своей жизни выполненной, покинул Спарту, предварительно обязав граждан клятвой не нарушать принятой ими-конституции.

После смерти Ликурга в Спарте был выстроен ему храм, а сам он объявлен героем и богом. Впоследствии имя Ликурга для спартанцев стало символом справедливости и идеального вождя, любящего свой народ и свою родину.

В течение всей своей истории Спарта оставалась земледельческой, аграрной страной. Захват соседних земель являлся движущей силой спартанской политики. В половине VIII в. это повело к длительной войне с соседней Мессенией (первая мессенская война), окончившейся покорением Мессении и порабощением ее населения. В VII-в. последовала новая, вторая мессенская война, вызванная тяжелым положением покоренного населения илотов, также окончившаяся победой Спарты. Своей победой спартанцы были обязаны новому государственному строю, сложившемуся в период мессенских войн.

Порядки, сложившиеся в Спарте в период мессенских войн, сохранялись в течение трехсот лет (VII-IV вв.). Спартанская- конституция, как уже отмечалось выше, представляла соединение родовых пережитков с сильной государственностью. Все способные носить оружие и вооружаться на собственный счет спартанцы, члены боевой фаланги, составляли «общину равньш. По отношению к гражданам-спартиатам спартанская конституция была демократией, а по отношению к массе зависимого населения-олигархией.т. е. господством немногих. Число равноправных спартиатов исчислялось в девять или десять тысяч человек. Община равных представляла военную общину с коллективной собственностью и коллективной рабочей силой. Все члены общины считались равноправными. Материальную основу общины равных составляла земля, обрабатываемая покоренным населением-илотами.

Строй древней Спарты в главном представляется в таком виде. Издавна спартанцы делились на три дорийских (родовых) филы. Каждый спартиат принадлежал к какой-либо филе. Но чем дальше, тем все больше родовой строй вытеснялся государственным и родовые деления сменялись территориальными. Спарта делилась на пять об. Каждая оба представляла собой деревню, а вся Спарта, по словам древних авторов, не была городом в собственном смысле, а представляла собой соединение пяти деревень.

Немало архаических черт сохраняла также и царская власть в Спарте. Спартанские цари происходили из двух влиятельных родов-Агиадов и Эврипонтидов. Цари (архагеты) командовали ополчением (причем в поход отправлялся один из царей), разбирали дела, касавшиеся, главным образом, семейного права и исполняли некоторые жреческие фупкпии. Высшим политическим органом в Спарте был Совет старейшин , или герусия. Герусия состояла из 30 человек-2 царей и 28 геронтов, избираемых народным собранием из влиятельных спартанских родов. Само народное собрание (апелла ) собиралось один раз в месяц, выносило решения по всем вопросам, касавшимся войны и мира, и выбирало членов герусии и эфоров. Институт эфоров (наблюдателей)- очень древний, восходящий еще к «долпкурговской Спарте». Первоначально эфорат был демократическим учреждением. Эфоры в количестве пяти человек выбирались народным собранием и были представителями всего народа-спар"тиатов. Впоследствии же (V-IV вв.) они выродились в олигархический орган, защищавший интересы верхнего слоя спартанского гражданства.

Функции спартанских эфоров были чрезвычайно обширны и разнообразны. От них зависел набор ополчения. Они сопровождали царей в поход и контролировали их действия. В их руках находилась вся высшая политика Спарты. Кроме того, эфоры обладали судебной властью и могли привлекать к ответственности даже царей, стремившихся расширить свои полномочия и выйти из-под контроля общины. Каждый шаг царей находился под контролем эфоров, выполнявших своеобразную роль царских опекунов.

Спартанская организация имеет много сходных черт с домами мужчин современных отсталых народов. Весь строй и вся жизш в Спарте имела своеобразный военный характер. Быт мирного времени спартанцев мало чем отличался от быта военного времени. Бблыпую часть своего времени спартанцы-воины проводили вместе в укрепленном лагере на горе.

Походная организация сохранялась и в мирное время. Как i походе, так.и во время мира спартанцы делились на эномотии- лагеря, занимались военными упражнениями, гимнастикой, фех тованием, борьбой, упражнениями в беге и т. д. и лишь на ноч) возвращались домой к своим семьям.

Каждый спартанец приносил из своего дома определенное количество продуктов для общих товарищеских обедов, носивших название сисситий, или фидитий. Дома обедали только жены и дети. Весь остальной распорядок жизни спартанцев также был целиком подчинен интересам всей общины. Чтобы затруднить возможность обогащения одних и разорения других свободных граждан, в Спарте был затруднен обмен. В ходу были только громоздкие и неудобные железные деньги. С. самого рождения и до конца


Гимнастические упражнения. Изображение на вазе из Ноли. В центре два кулачных бойца. Им дает указание , держа в руках длинный прут , руководитель. Слева юноша держит веревку , служащую для измерения

прыжка.

жизни спартанец не принадлежал самому себе. Отец новорожденного ребенка не мог его воспитывать без предварительного на то разрешения геронтов. Отец приносил своего ребенка геронтам, которые после освидетельствования ребенка либо оставляли его в"живых, либо отсылали в «апофеты», на кладбище в расщелине Тайгета. В живых оставляли только крепких и сильных, из которых могли выйти хорошие солдаты.

Военный отпечаток лежал и на всем воспитании спартанца. В основу этого воспитания был положен принцип: побеждать в сражении и повиноваться. Молодые спартанцы круглый год ходили без обуви и носили грубую одежду. Большую часть времени они проводили в школах (гимнасиях), где занимались физическими упражнениями, спортом и обучались грамоте. Спартанец должен был говорить просто, кратко, по-лаконски (лаконически).

Спартанские гимнасиасты пили, ели и спали вместе. Спали на жестких подстилках из тростника, приготовленных собственными руками без ножа. Для проверки физической выносливости подростков устраивались в храме Артемиды под религиозным предлогом настоящие бичевания. *3а экзекуцией наблюдала жрица, державшая в руках статуэтку бога, то наклоняя, то поднимая ее, указывая этим необходимость усиления или ослабления ударов.

На воспитание юношества в Спарте обращалось особое внимание. На них смотрели, как на главную силу спартанского строя как в настоящем, так и в будущем. С целью приучить юношество к выносливости, подросткам и юношам назначали трудные работы, которые они должны были /выполнять без всякого возражения и ропота. За поведением юношей вменялось следить не только властям, но и частным лицам под угрозой штрафа и бесчестия за нерадивость.

«Что касается юношества, то на него законодатель обратил особое внимание, считая, что для государственного благополучия имеет очень важное значение, если юношество будет воспитано надлежащим образом» .

Такому вниманию военному обучению, несомненно, способствовало и то обстоятельство, что Спарта являлась как бы военным лагерем среди порабощенного и всегда готового подняться на восстание населения окружающих областей, главным образом Мессении.

Вместе с тем крепкие физически и хорошо дисциплинированные спартанцы были прекрасно вооружены. Военная техника Спарты считалась образцовой во всей Элладе. Имевшиеся в Тай- гете большие запасы железа дали возможность широко развернуть производство железного оружия. Спартанское войско делилось на отряды (лохи, впоследствии моры) по пятисот человек. Мелкой боевой единицей была эномотия, состоявшая приблизительно из сорока человек. Тяжеловооруженные пехотинцы (гоплиты) составляли главную военную силу Спарты.

В поход спартанское войско отправлялось стройным маршем йод звуки флейт и хоровых песен. Спартанское хоровое пение пользовалось большой славой во всей Элладе. «В этих песнях было нечто, воспламенявшее мужество, возбуждавшее энтузиазм и призывавшее на подвиги. Слова их были просты, безыскусственны, но содержание их серьезно и поучительно».

В песнях прославлялись павшие в бою спартанцы и порицались «жалкие и нечестные трусы». Спартанские песни в поэтической обработке пользовались большой известностью во всей Греции. Образцом спартанских военных песен могут служить элегии и походные марши (эмбатерии) поэта Тиртея (VII в.), прибывшего в Спарту из Аттики и восторженно воспевавшего спартанский строй.

«Вражеских полчищ огромных не бойтесь, не ведайте страха!

Каждый пусть держит свой щит прямо меж первых бойцов.

Жизнь ненавистной считая и мрачных предвестников смерти Столько же милыми, сколь милы нам солнца лучи...»

«Славно ведь жизнь потерять, средь воинов доблестных павши,- Храброму мужу в бою ради отчизны своей...»

«Юноши, бейтесь же, стоя рядами, не будьте примером Бегства постыдного иль трусости жалкой другим!

Не покидайте старейших, # у коих уж слабы колена,

И не бегите, предав старцев врагам.

Страшный позор вам, когда среди воинов первый упавший Старец лежит впереди юных летами бойцов...»

«Пусть же, широко шагнув и ногами упершися в землю,

Каждый на месте стоит, губы зубами прижав,

Бедра и голени снизу и грудь свою вместе с плечами Выпуклым кругом щита, крепкого медью, прикрыв;

Правой"рукой пусть он потрясает могучую пику,

Ногу с ногою поставив и щит свой о щит опирая,

Грозный султан-о султан, шлем-о товарища шлем,

Плотно сомкнувшись грудь с грудью, пусть каждый дерется с врагами, Стиснув рукою копье или меча рукоять» 1 .

До самого конца греко-персидских войн спартанская фаланга гоплитов считалась образцовой и непобедимой армией.

Вооружение всех спартанцев было одинаково, что еще более подчеркивало равенство всех спартанцев перед общиной. Одеянием спартиатов служили багровые плащи, вооружение состояло из копья, щита и шлема.

Немалое внимание в Спарте уделялось также и воспитанию женщин, занимавших очень своеобразное положение в спартанском строе. Молодые спартанки до замужества занимались теми же самыми физическими упражнениями, что и мужчины,- бегали, боролись, бросали диск, бились в кулачном бою и т. д. Воспитание женщин рассматривалось как важнейшая государственная функция, ибо на их обязанности лежало рождение здоровых детей, будущих защитников родины. «Девушки-спартанки должны были для укрепления тела бегать, бороться, бросать диск, кидать копья, чтобы их будущие дети были крепки телом в самом чреве их здоровой матери, чтобы их развитие было правильно и чтобы сами матери могли разрешаться от бремени удачно и легко, .благодаря крепости своего тела» .

По выходе замуж спартанка всецело отдавалась семейным обязанностям-рождению и воспитанию детей. Формой брака в Спарте была моногамная семья. Но в то же время, как отмечает Энгельс, в Спарте сохранялось немало пережитков старинного группового брака. «В Спарте существует парный брак, видоизмененный государством в соответствии с местными воззрениями и во многих отношениях еще напоминающий групповой брак. Бездетные браки расторгаются: царь Анаксандрид (за 650 лет до н. э.), имевший бездетную жену, взял вторую и держал два хозяйства; около того же времени царь

Аристон, у которого были две бесплодные жены, взял третью, но зато отпустил одну из первых. С другой стороны, несколько братьев могли иметь общую жену; человек, которому нравилась жена его друга, мог делить ее с ним... Действительное нарушение супружеской верности, неверность жен за спиною мужа, было поэтому неслыханным делом. С другой стороны, Спарта, по крайней

Девушка , состязающаяся в беге. Рим. Ватикан.

мере в лучшую свою эпоху, не знала домашних рабов, крепостные илоты жили обособленно в имениях, поэтому у спартиатов было меньше соблазна пользоваться их женщинами. Естественно поэтому, что в силу всех этих условий женщины в Спарте занимали гораздо более почетное положение, чем у остальных греков» .

Спартанская община создалась не только в результате длительной и упорной борьбы с соседями, но и вследствие своеобразного положения Спарты среди многочисленного порабощенного и союзного населения. Массу порабощенного населения составляли илоты , земледельцы, расписанные по клерам спартиатов группами по десять- пятнадцать человек. Илоты платили натуральный оброк (апофора) и несли различные повинности в отношении своих господ. В состав оброка входили ячмень, полба, свинина, вино и масло. Каждый спартанец получал 70 медимнов (мер), ячменя, спартанка-12 медимнов с соответствующим количеством плодов и вина. Не освобождались илоты и от несения военной службы. Сражения начинались обычно выступлением илотов, которые должны были расстраивать ряды и тыл противника.

Происхождение термина «илот» неясно. По мнению одних ученых, «илот» означает покоренный, захваченный в плен, а по мнению других, «илот» происходит от города Гелос, жители которого находились со Спартой в неравных, но союзных отношениях, обязывавших их к уплате дани. Но каково бы ни было происхождение илотов и к какой бы формально категории-рабов или крепостных-их ни относить, источники не оставляют сомнения,что фактическое положение илотов ничем не отличалось от положения рабов.

Как земля, так и илоты считались общинной собственностью, индивидуальная собственность в Спарте не была развита. Каждый полноправный спартиат, член общины равных и член боевой фаланги гоплитов получал от общины по жребию определенный надел (клер) с сидевшими на нем илотами. Ни клеры, ни плоты не могли быть отчуждаемы. Спартиат по своей воле не мог ни продать, ни освободить илота, ни изменить его взносы. Илоты находились в пользовании спартапца и его семьи до тех пор, пока он оставался в общине. Общее число клеров по числу полноправных спартиатов равнялось десяти тысячам.

Вторую группу зависимого населения составляли периэки, (или периойки)-«вокруг живущие»-жители союзных со Спартой областей. Среди периэков были земледельцы, ремесленники и торговые люди. По сравнению с абсолютно бесправными илотами периэки находились в лучшем положении, но они не имели политических прав и не входили в состав общины равных, но служили в ополчении и могли иметь земельную собственность.

«Община равных» жила на настоящем вулкане, кратер которого грозил постоянно разверзиться и поглотить всех на нем живущих. Ни в одном греческом государстве в такой резкой форме не проявлялся антагонизм между зависимым и господствующим населением, как в Спарте. «Все,-замечает Плутарх,- кто считает, что в Спарте свободный пользуется высшей свободой, а рабы суть рабы в полном смысле этого слова, совершенно правильно определяют положение» .

В этом причина вошедшей в поговорку консервативности спартанских порядков и исключительно жестокого отношения господствующего класса к бесправному населению. Обращение спартанцев с илотами было всегда сурово и жестоко. Между прочим илотов заставляли напиваться допьяна, и после того спартанцы показывали молодежи, до какого омерзения может довести пьянство. Нив одном греческом полисе антагонизм между зависимым населением и господами не проявлялся так резко, как в Спарте. Сплочению илотов и их организации не в малой степени способствовал самый характер их поселений. Илоты жнлп сплошными поселками на равнине, по берегам Эврота, сильно заросшим камышами, где они могли в случае надобности укрыться.

С целью предупреждения плотских восстаний спартанцы время от времени устраивали криптии , т. е. карательные экспедиции на илотов, уничтожая наиболее сильных и крепких из них. Сущность криптий состояла в следующем. Эфоры объявляли «священную войну» илотам, во время которой отряды спартанской молодежи, вооруженные короткими мечами, отправлялись за город. Днем эти отряды скрывались в глухих местах, ночью же выходили из засады и внезапно набрасывались на поселения илотов, создавали панику, убивали наиболее крепких и опасных из них и снова скрывались. Известны и иные способы расправы с илотами. Фукидид рассказывает, что во время пелопоннесской войны спартиаты собрали илотов, желавших получить за свои заслуги освобождение, надели им па головы венки в знак скорого освобождения, привели к храму, и после того эти илоты неизвестно куда исчезли. Таким образом сразу исчезло две тысячи илотов.

Жестокость спартанцев, однако, не предохраняла их от восстаний илотов. История Спарты полна крупными и мелкими восстаниями илотов. Чаще всего восстания происходили во время войны, когда спартанцы были отвлечены военными действиями и не могли с обычной зоркостью следить за илотами. Особенно сильно было восстание илотов во время второй месеенской войны, о чем говорилось выше. Восстание грозило смести самую «общину равных». Со времени мессенских войн и возникли криптии.

«Мне кажется, что спартанцы такими бесчеловечными сделались с тех. пор, когда в Спарте произошло страшное землетрясение, во время которого илоты восстали» .

Спартанцы изобретали всевозможные меры и средства, чтобы удержать исторически сложившийся общественный порядок в равновесии. Отсюда происходила их боязнь всего нового, неизвестного и выходящего из рамок привычного, строя жизни, подозрительвое отношение к иностранцам и т. п. И тем не менее жизнь все-таки брала свое. Спартанский порядок при всей его несокрушимости разрушался как извне, так и изнутри.

После мессенских войн Спарта пыталась подчинить и другие области Пелопоннеса, прежде всего Аркадию, но сопротивление горных аркадских племен заставило Спарту отказаться от этого плапа. После этого Спарта стремится обеспечить свое могущество путем союзов. В VI в. путем войн и мирных договоров спартанцам удалось добиться организации Пелопоннесского союза, который охватывал все области Пелопоннеса, кроме Аргоса, Ахайи и северных округов Аркадии. Впоследствии в этот союз вошел и торговый город Коринф, соперник Афин.

До греко-персидских войн Пелопоннесский союз был самым крупным и сильным из всех греческих союзов. «Сам Лакедемон после заселения его дорянами, живущими теперь в этой области, очень долго, насколько мы знаем, страдал от внутренних волнений. Однако с давних уже пор он управлялся благими законами и никогда не был под властью тиранов. В течение четырехсот с небольшим лет, протекших до окончания этой [пелопоннесской] войны, лакедемоняне имеют одно и то же государственное устройство. Благодаря этому" они стали могущественны и организовывали дела в остальных государствах» .

Спартанская гегемония продолжалась до Саламинской битвы, т. е. до первой крупной морской битвы, выдвинувшей на первый план Афины и передвинувшей экономический центр Греции с материка на море. С этого времени начинается внутренний кризис Спарты, в конце концов приведший к разложению всех вышеописанных учреждений древнеспартанского строя.

Порядки, подобные тем, какие наблюдались в Спарте, существовали и в некоторых других греческих государствах. Это касалось прежде всего областей, завоеванных дорянами, особенно городов о. Крита. По свидетельству древних авторов, Ликург заимствовал многое у критян. И действительно, в критском строе, который сложился после дорийского завоевания, известного нам по надписи из Гортины, немало общих черт со Спартой. Сохраняются три дорийские филы, существуют общественные обеды, которые в отличие от Спарты устраиваются на счет государства. Свободные граждане пользуются трудом несвободных земледельцев (кларотов ), которые во многом напоминают спартанских илотов, но имеют по сравнению с последними больше прав. У них есть собственное имущество; усадьба, например, считалась их собственностью. Они имели даже право на имущество господина, если у того не было родственника. Наряду с кларотами на Крите существовали и «покупные рабы», служившие в городских домах и не отличавшиеся от рабов в развитых греческих полисах.

В Фессалии положение, подобное спартанским илотам и критским кларотам, занимали пенесты, платившие оброк фессалийцам. В одном источнике говорится, что «пенесты передали себя во власть фессалийцев на основании обоюдной клятвы, согласно которой они ничего дурного не будут терпеть при работе и не уйдут из страны». О положении пенестов-а это же можно отнести к илотам и кларотам-Энгельс писал следующее: «Несомненно, крепостное отношение не является специфической средневеково-феодальной формой, мы встречаем его всюду, где завоеватели заставляют старых жителей обрабатывать землю-так было, например, в Фессалии в очень раннее время. Этот факт затемнил мне и многим другим взгляд на средневековое крепостничество. Было очень соблазнительно обосновать его простым завоеванием, таким образом все выходило необыкновенно гладко» 2 .

Фукидид, I, 18. ! Маркс и Энгельс, Письма, Соцэкгиз, 1931, стр. 346.

Спартанцы - жители одного из древнегреческих полисов (городов - государств) на территории Древней Греции, существовавшего с 8 в. до н.э. Спарта прекратила существование после римского завоевания Греции во 2 половине 2 в. до н.э, однако упадок Спарты начался уже с 3 в. до н.э. Спартанцы создали оригинальную и самобытную цивилизацию, разительно отличающуюся от цивилизации остальных древнегреческих полисов, и до сих пор привлекающую к себе внимание исследователей. Основой спартанского государства были законы Ликурга - спартанского царя жившего в 7 в до н.э.

Природа

Спартанское государство располагалось в южной части греческого полуострова Пелопоннес. Географическое положение Спарты отличалось изолированностью. Спарта располагалась в долине зажатой между рекой и горами. В долине находилось большое количество плодородных земель, а предгорья изобиловали дикорастущими фруктовыми деревьями, реками и ручьями.

Занятия

Основным занятием спартанцев было военное дело. Ремеслом и торговлей занимались периэки - лично свободные, но лишенные политических прав жители Спарты. Земледелием занимались илоты - жители покоренных спартанцами земель, превращенные в государственных рабов. В связи с нацеленностью спаратанского государства на равенство всех свободных граждан (причем равенство не в правовом, а в буквальном - бытовом смысле) из ремесел было распространено только изготовление самых необходимых предметов - одежды, посуды и прочей хозяйственной утвари. В связи с военной направленностью Спарты на высоком техническом уровне находилось лишь изготовление оружия и доспехов.

Средства передвижения

Спартанцы использовали лошадей, повозки и колесницы. Согласно законам Ликурга спартанцы не имели право быть моряками и воевать на море. Однако в более поздние периоды спартанцы имели военный флот.

Архитектура

Спартанцы не признавали излишеств и потому их архитектура (как внешнее, так и внутренне убранство строений) отличалась крайней функциональностью. Естественно, что при таком подходе спартанцы не создали выдающихся архитектурных сооружений.

Военное дело

Армия спартанцев имела жесткую организационную структуру, которая, эволюционировала и отличалась в разные временные периоды. Тяжеловооруженные пехотинцы - гоплиты набирались из граждан Спарты и составляли основу армии. Каждый спартанец являлся на войну с собственным оружием. Комплект оружия был четко регламентирован, и состоял из копья, короткого меча, круглого щита и доспехов (бронзовые шлем, панцирь и поножи). Каждый гоплит имел слугу-оруженосца из илотов. В армии также служили периэки, вооруженные луками и пращами. Спартанцы не знали фортификации и осадного дела. В поздние периоды истории Спарта имела военный флот и одержала ряд морских побед, однако спартанцы никогда не уделяли большого внимания военному делу на море.

Спорт

Спартанцы с детства готовились к войне. С 7 лет ребенка забирали у матери, и начинался длительный и сложный процесс обучения, длящийся 13 лет. Это позволяло к 20 годам воспитать сильного, умелого и опытного воина. Спартанские воины были лучшими в Древней Греции. В Спарте практиковалось множество видов атлетических занятий и соревнований. Спартанские девочки также проходили военно-атлетическую подготовку, включающую в себя такие разделы как бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья.

Искусство и литература

Спартанцы презирали искусство и литературу, признавая только музыку и пение. Спартанские танцы имели скорее военную, чем эстетическую направленность.

Наука

Спартанцы изучали только азы грамоты - чтение, письмо, военные и религиозные песни; историю, религию и традиции Спарты. Все остальные виды науки и образования (в том числе люди ими занимающиеся) были изгнаны из страны и запрещены.

Религия

В целом Спартанцы придерживались древнегреческой политеистической религии, с тем отличием, что в Спарте справлялось меньше религиозных праздников, и справлялись они с меньшей помпой. До определенной степени роль религии в Спарте взяла на себя спартанская мораль.

По берегам реки Эврот, на территории современной Греции, росли ивы. Их гибкие ветви склонялись к прохладной воде. С долины реки открывался прекрасный вид на величественную гору Тайгет. По горному хребту проходила западная граница Лакедемона – государства, столицей которого была известная нам Спарта. На гору Тайгет поднимали младенца, рожденного в Лакедемоне, и сбрасывали с утеса, если развитие ребенка старейшины Спарты находили слабым.
Большинству наших современников мало что известно о Спарте, а между тем, уклад жизни в этом государстве стоит того, чтобы проникнуть глубже в его историю.

Более всего город-государство Спарта прославилось во время правления Ликурга (после 600 г. до н. э.). Именно в то время в стране появились законы, создавшие общественный уклад, вошедший в историю как спартанский образ жизни.
Раскопки английских археологов подтвердили теорию, выдвинутую историками на основании письменных памятников, что до 600 г. до н. э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств: не было особого отличия от других эллинских городов с их высоким уровнем культуры, изящным искусством и поэзией. И лишь с приходом к власти Ликурга Спарта превратилась в крупнейшую военную державу, державу, которая готовила только солдат.

Ученые-историки утверждают, что спартанский образ жизни весьма импонировал древнегреческому философу Платону, который включил в свое идеальное государство многие милитаристские, тоталитарные и коммунистические черты, свойственные Спарте. Однако, вопрос о целесообразности подобного государственного устройства очень спорный, да и сама история распорядилась так, что Спарта исчезла с лица земли. Не наводит ли это на мысль, что путь, выбранный Ликургом, тупиковый и что, по сути, произошел естественный отбор, в котором все, что не жизнеспособно, отмирает?

Законы, отрицающие власть

Ликург, один из сыновей царя Спарты, волею случая оказавшийся наследником престола, прослыл человеком мудрым и справедливым и тем самым заслужил любовь и уважение сограждан. Он был уступчивым, терпимым и скромным, всячески желал добра и благополучия своему народу.

В то время в Спарте уже начались волнения, причиной которых было резкое разделение граждан на богатых и бедных. Ликург решил укрепить государство, введя такие законы, при которых деньги и власть перестали бы быть значимыми. На первый взгляд, такие преобразования – кардинальный скачок в развитии общества, но никто не задумывался, куда это может привести.

Итак, важнейшим государственным органом, по законам Ликурга, стала герусия – совет старейшин. Герусия решала споры и давала указания даже царям.
Для того чтобы геронты из совета старейшин и народ не спорили между собой из-за власти, Ликург составил соглашение между ними – закон о разделении власти.
Еще одним из фундаментальных законов, изданных царем Ликургом, был закон о переделе земли. Правитель Спарты убедил сограждан отказаться от владения участками в пользу государства. И с того времени в Лакедемоне никто не мог ни продавать, ни покупать землю.

Всеобщее равенство

Всю землю разделили на равные участки, и каждая спартанская семья получила равный надел. На нем можно было вырастить самое необходимое, чтобы хватило для поддержания жизни. Ликург считал, что человеку достаточно немного ячменной муки и растительного масла в день – продукты, которые можно получить с небольшого земельного надела. Тем самым Ликург хотел уничтожить несправедливость и заставить всех жить в одинаковых условиях. Он создал всеобщее равенство. На столе в любой семье одна и та же пища, одна и та же мебель в каждом доме, да и сами дома похожи своей неприхотливостью, все граждане, одетые в скромные одежды, похожи друг на друга. Спартанца могли казнить лишь за то, что он украсил свой гиматий (верхнюю одежду) яркой полосой, – так описывает обычаи спартанцев древнегреческий философ Плутарх из Херонеи.

В государстве даже существовал закон, согласно которому, никто не должен был быть полнее, чем это необходимо.
Не было ли это равенство насильственным? Не шло ли оно вразрез с законами природы, которая не терпит однообразия? Можно ли найти двух человек с одинаково хорошим аппетитом, двух людей в равной степени талантливых или бездарных, ленивых или трудолюбивых? Даже степень здоровья у всех разная. В созданном Ликургом искусственном равенстве уже был заложен механизм уничтожения общественного уклада, самого государства, а по сути, механизм уничтожения самой идеи.

Но царь Спарты пошел дальше. Чтобы окончательно уравнять граждан, Ликург захотел разделить поровну между всеми еще и движимое имущество граждан. Он запретил пользоваться золотой и серебряной монетой и приказал принимать только железные деньги. Железные деньги были тяжелыми, громоздкими и хрупкими. Да, в Спарте прекратились преступления: кому нужны монеты, на которые ничего нельзя было купить в других государствах?! Исчезла роскошь. Богатый ли, бедный ли человек – между ними не было разницы. Сами по себе ушли из характера человека такие отвратительные качества, как жадность, зависть, корыстолюбие, соперничество, которые заставляют людей идти на преступления. Значит, была достигнута еще одна ступень равенства. Однако равенство это было искусственным.

Если бы верховье и устье реки Эврот, которая питала Спарту, были бы на одной высоте, стала бы река течь? Были бы свежи ее струи, росли бы ивы на берегу, давала бы спасительную прохладу их тень? Вода в Эвроте загнила бы и превратилась в болото. Когда в обществе нет ни верха, ни низа, то нет и течения, а застой, как известно, ведет к загниванию.

Жить как одна семья

Все преобразования, которые вводил Ликург, предназначались для укрепления государства, чтобы все спартиаты жили, как одна семья. Однако, кроме законов, по которым должно жить общество, нужна была сильная армия, которая могла бы охранять государство. Именно поэтому мальчиков с младых ногтей воспитывали в спартанском духе: отучали от капризов, от боязни холода, голода и темноты, заставляли есть пищу без разбора. Таким образом, дети вырастали крепкими, здоровыми, неприхотливыми.
Для девочек в Спарте также было введено особое воспитание: лакедемонянки обязаны были обладать крепким телом, чтобы производить на свет здоровое потомство.

Само государство, где мужчины и женщины жили каждый своей жизнью, напоминало военный гарнизон, в котором мужчины постоянно готовились к войне, а женщины…
Предоставленные сами себе, женщины стали предаваться роскоши и распущенности, иные стали вмешиваться в дела своих супругов, желая влиять на политику государства. По этому поводу Аристотель сокрушается, обвиняя и одновременно оправдывая женщин: «Какая разница, – пишет древнегреческий философ, – правят ли сами женщины или же начальствующие лица находятся под их властью?» Результат один и тот же. В конце концов, Спарта лишилась своей былой военной мощи во второй половине IV века до н. э.

Тотальный контроль

Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. С момента появления на свет ребенка в семье спартанца, отец не имел права определять его судьбу. Только совет старейшин, осмотрев младенца, решал, достаточно ли здоров ребенок, и тогда разрешали отцу его растить. Если новорожденный оказывался слабым, то считалось целесообразным сбросить его со скалы Тайгет, чтобы в обществе не было больных и слабых.

В 7 лет мальчиков отлучали от родителей, объединяли в группы и воспитывали в особо строгой дисциплине, закаляли физически. Спартанцы должны были терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах. Воспитание сводилось к обучению безоговорочного повиновения.

В 20 лет молодой человек попадал в компанию своих ровесников из 15 человек – фидитию, здесь начиналось его военное обучение. Питание у молодых людей было очень скудным, чтобы будущий воин лучше был подготовлен к длительным военным походам и легко переносил голод и другие лишения. К тому же, считали в Спарте, скудная пища делает человека более крепким и здоровым, а тело гибким и легким.
Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием, одеждой в виде прямоугольного куска ткани. Они ходили немытые, изредка посещая бани.
Обучаясь в фидитиях, молодой человек мог вступать в брак, но жить продолжал вместе с товарищами, навещая жену тайком. Однако холостых мужчин презирали, поэтому брак в Спарте также был регламентирован государством, личные чувства в расчет не принимались – мужчина должен был создавать семью ради того, чтобы его жена могла рожать будущих солдат.
В Спарте правили законы, которые связывали человека по рукам и ногам, уничтожая его личную свободу.

Долой науки!

Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Юношам давали лишь самые азы, чтобы они могли прочесть приказ и расписаться под ним.
Все же остальные виды образования были выдворены из страны; выдворяли не только науки, но и людей, которые ими занимались. Ликург ввел ксеноласию – изгнание иноземцев, чтобы те, приезжая в Спарту, не научили местных граждан чему-либо дурному. Отсутствие гостеприимства в Спарте было самым известным явлением в древнем мире. Если пользоваться современной терминологией, в Спарте был установлен «железный занавес».

Имущество, рабы и дети

Существовал обычай, по которому младшие по возрасту отчитывались старшим – куда и зачем они ходят. С другой стороны, молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но и заботиться обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не шуметь в их присутствии. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к собственным.

Каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей.
Торговля в стране была запрещена. Если возникала нужда в чем-то, можно было пользоваться вещами соседей, а также их собаками и лошадьми. Отдаленно это напоминало советский колхоз 30-х годов.

Замкнутый круг развития не имеет

Ликург создал государство, в котором солдаты могли воспроизводить только солдат. Все, что не касалось воинского долга, отсекалось законами общества. Да, государство было сильным, оно могло защитить себя от врагов. Однако не ущербным ли было общество, отказавшееся от главного, от того, что дала человеку природа, – от разума? Оно также отказалось от чувств. Народ подчинялся государственным законам, которые были больше похожи на казенный военный устав. Люди отринули науки, искусства, а ведь именно творчество развивает человека, воспитывает его личность, совершенствует разум, возвышает душу, приближает творенье Божьих рук к его Создателю. Поэтому спартанский образ жизни был обречен уже с самого начала.

Спарта была главным государством дорийского племени. Её имя уже играет роль в сказании о троянской войне , так как Менелай, муж Елены , из-за которой возгорелась война греков с троянцами, был спартанский царь. Историю позднейшей Спарты начинали с завоевания Пелопоннеса дорянами под предводительством Гераклидов. Из трех братьев один (Темен) получил Аргос, другой (Кресфонт) – Мессению, сыновья третьего (Аристодема) Прокл и Эврисфен – Лаконию. В Спарте было два царских рода, ведших свой род от этих героев через их сыновей Агиса и Эврипонта (Агиды и Эврипонтиды).

Род Гераклидов. Схема. Две династии спартанских царей - в правом нижнем углу

Но все это были лишь народные сказания или догадки греческих историков, не имеющие полной исторической достоверности. К числу таких сказаний следует отнести и большую часть бывшего весьма популярным в древности предания о законодателе Ликурге время жизни которого относили к IX в. и которому прямо приписывали все спартанское устройство. Ликург, по преданию, был младшим сыном одного из царей и опекуном своего малолетнего племянника Харилая. Когда последний сам начал править, Ликург поехал странствовать, при чем посетил Египет, Малую Азию и Крит, но должен был вернуться на родину по желанию спартанцев, которые были недовольны внутренними раздорами и самим царем своим Харилаем. Ликургу поручено было составить для государства новые законы, и он принялся за это дело, испросив совет у дельфийского оракула . Пифия сказала Ликургу, что не знает, назвать ли его богом или человеком, и что его постановления будут самыми лучшими. Окончив свое дело, Ликург взял со спартанцев клятву, что они до тех пор будут исполнять его законы, пока он не возвратится из нового путешествия в Дельфы. Пифия подтвердила ему свое прежнее решение, и Ликург, послав этот ответ в Спарту, лишил себя жизни, дабы уже не возвращаться на родину. Спартанцы чтили Ликурга, как бога, и выстроили в честь его храм, но в сущности Ликург и был первоначально божеством, которое превратилось позднее в народной фантазии в смертного законодателя Спарты. Так называемое законодательство Ликурга хранилось в памяти в виде кратких изречений (ретры).

102. Лакония и её население

Лакония занимала юго-восточную часть Пелопоннеса и состояла из долины реки Эврота и ограничивавших ее с запада и востока горных хребтов, из которых западный назывался Тайгетом. В этой стране были и пахотные земли, и пастбища, и леса, в которых водилась масса дичи, а в горах Тайгета было много железа; из него местные жители выделывали оружие. Городов в Лаконии было мало. В центре страны у берега Эврота лежала Спарта, иначе называвшаяся Лакедемоном. Это было соединение пяти слобод, которые оставались неукрепленными, тогда как в других греческих городах обыкновенно существовала крепость. В сущности, однако, Спарта была настоящим военным лагерем, державшим в повиновении всю Лаконию.

Лакония и Спарта на карте древнего Пелопоннеса

Население страны состояло из потомков дорийских завоевателей и покоренных ими ахеян. Первые, спартиаты, были одни полноправными гражданами государства, вторые делились на два класса: одни назывались илотами и были крепостными крестьянами, подчиненными, впрочем, не отдельным гражданам, а всему государству, другие же носили название периэков и представляли собою лично свободных людей, но стоявших к Спарте в отношении подданных без каких бы то ни было политических прав. Большая часть земли считалась общею собственностью государства, из которой последнее давало спартиатам для пропитания отдельные участки (клеры), первоначально бывшие приблизительно одинаковой величины. Обрабатывались эти участки илотами за известный оброк, платившийся ими натурою в виде большей части сбора. Периэкам была оставлена часть их земли; жили они в городах, занимаясь промышленностью и торговлею, но вообще в Лаконии эти занятия были мало развиты: уже в то время, когда у других греков была монета, в этой стране, как орудие мены, употреблялись железные прутья. Периэки обязаны были платить налог в государственную казну.

Руины театра в древней Спарте

103. Военная организация Спарты

Спарта была военным государством, и её граждане были прежде всего воинами; к войне привлекали также периэков и илотов. Спартиатов, делившихся на три филы с подразделением на фратрии, в эпоху процветания было только тысяч девять на 370 тысяч периэков и илотов, которых они силою удерживали под своею властью; главные занятия спартиатов составляли гимнастика, военные упражнения, охота и война. Воспитание и весь образ жизни в Спарте были направлены к тому, чтобы быть всегда наготове против возможности восстания илотов, каковые вспыхивали на самом деле время от времени в стране. За настроением илотов следили отряды молодежи, и все подозрительные безжалостно умерщвлялись (криптии). Спартанец не принадлежал сам себе: гражданин был прежде всего воин, всю жизнь (собственно до шестидесятилетнего возраста) обязанный службою государству. Когда в семье спартанца рождался ребенок, его осматривали, годен ли он будет впоследствии к несению военной службы, и хилых младенцев не оставляли жить. От семи до восемнадцати лет все мальчики воспитывались вместе в государственных «гимназиях», где их учили гимнастике и упражняли в воинском деле, а также обучали пению и игре на флейте. Воспитание спартанской молодежи отличалось суровостью: мальчики и юноши всегда были одеты в легкую одежду, ходили босыми и с непокрытой головой, питались очень скудно и подвергались жестоким телесным наказаниям, который должны были переносить без крика и стонов. (Их секли для этого нарочно перед алтарем Артемиды).

Воин армии спартанцев

Взрослые тоже не могли жить, как хотели. И в мирное время спартанцы разделялись на боевые товарищества, даже обедавшие вместе, для чего участники общих столов (сисситии) вносили известное количество разных продуктов, да и пища их была обязательно самая грубая и простая (знаменитая спартанская похлебка). Государство наблюдало, чтобы никто не уклонялся от исполнения общих правил и не отступал от предписанного законом образа жизни. У каждой семьи был свой надел из общей государственной земли, и этот участок нельзя было ни разделить, ни продать, ни оставить по духовному завещанию. Между спартиатами должно было господствовать равенство; они так прямо и называли себя «равными» (ομοιοί). Роскошь в частной жизни преследовалась. Например, строя дом, можно было пользоваться лишь топором и пилою, которыми трудно было сделать что-либо красивое. На спартанские железные деньги нельзя было ничего купить из произведений промышленности в других государствах Греции. Притом спартиаты не имели права покидать свою страну, а чужеземцам запрещалось жить в Лаконии (ксенеласия). Об умственном развитии спартанцы не заботились. Красноречие, которое так ценилось в других частях Греции, было в Спарте не в ходу, и лаконское немногословие (лаконизм ) вошло у греков даже в поговорку. Спартанцы сделались лучшими воинами в Греции – выносливыми, стойкими, дисциплинированными. Их войско состояло из тяжеловооруженной пехоты (гоплиты) с легковооруженными вспомогательными отрядами (из илотов и частью периэков); конницей они не пользовались в своих войнах.

Древний спартанский шлем

104. Устройство спартанского государства

105. Спартанские завоевания

Это военное государство очень рано выступило на путь завоеваний. Возрастание числа жителей заставляло спартанцев искать новых земель, из которых можно было бы делать новые наделы для граждан. Овладев постепенно всей Лаконией, Спарта в третьей четверти VIII века завоевала Мессению [Первая Мессенская война ] и её жителей тоже обратила в илотов и периэков. Часть мессенцев выселилась, но и оставшиеся не хотели мириться с чужим господством. В середине VII в. они восстали против Спарты [Вторая Мессенская война ], но были снова покорены. Спартанцы сделали попытку распространить свою власть и в сторону Арголиды, но были сначала отбиты Аргосом и лишь позднее овладели частью берега Арголиды. Больше удачи имели они в Аркадии, но уже сделав первое завоевание в этой области (город Тегея), они не присоединили его к своим владениям, а вступили с жителями в военный союз под своим предводительством. Этим было положено начало большому Пелопоннескому союзу (симмахии) под спартанским главенством (гегемонией). К этой симмахии мало-помалу пристали все части Аркадии, а также и Элида. Таким образом к концу VI в. Спарта стояла во главе почти всего Пелопоннеса. Симмахия имела союзный совет, в котором под председательством Спарты решались вопросы войны и мира, и Спарте же принадлежало самое предводительство на войне (гегемония). Когда персидский шах предпринял завоевание Греции , Спарта была самым сильным греческим государством и потому могла стать во главе остальных греков в борьбе с Персией. Но уже во время этой борьбы ей пришлось уступить первенство Афинам .

Загрузка...