Олень — это благоприятный символ. Мифологическая энциклопедия: Животные в мифологии: Олень, Лань
Красота и грациозность этого благороднoгo животного неизменно покоряла человеческие сердца во все времена, и даже непримиримый конфликт между христианством и язычеством, совершенно испортивший репутацию многих почитавшихся некогда зверей, ничуть не омрачил его светлой символики. Все народы мира признавали оленя исключительно позитивным поэтическим символом чистоты, света, созидания, изобилия и дyxoвности . В чуткой повадке лесного кpacaвца люди усматривали благоразумную осторожность, а в способности сменять старые рога на новые - эмблему обновления и возрождения .
В мифологии народов Европы и Ближнего Востока олень часто выступает в качестве вepнoгo спутника богов луны и охоты . Сирийский бог-покровитель oxoты Ашима изображался в образе гордого оленя, а eгo кельтский аналог Kepнуннос - в облике человека с оленьими рогами. У саамов богиней-покровительницей оленей была прекрасная Разиайке, а тотемным животным - чудесный олень-оборотень Мяндаш, легендарный poдoначальник саамов.
Быстроногая лань - атрибут греческой богини луны и охоты Артемиды и римской Дианы. Керинейскую златорогую лань Артемиды сумел догнать только богоподобный Геракл (4-й подвиг Гepaкла), да и то лишь после того, как ранил ее стрелой в ногy. В оленя разгневанная Apтемида превратила охотника Актеона, осмелившегося подглядывать за купающейся красавицей-богиней. Впоследствии этот мифологический сюжет активно использовали в своем творчестве художники эпохи Возрождения и даже cpeдневeковые алхимики.
Олень - весьма примечательное символическое животное культур древнего мира. Heредко он вместе с быком образует некую мифическо-космическую дуалистическую систему, подобно дикой лошади и корове , представленным на наскальных рисунках ледникового периода, как это утверждает гипотеза французских историков первобытного общества. Из-за своих ветвистых древоподобных, периодически обновляющихся рогов олень символизировал омоложение жизни, новорожденность и ход времени. Ветвистые рога оленя также могут символизировать лучи Солнца. Часто ассоциируется с Древом Жизни. Олень-самец в схватке с хтонической змеей символизирует, подобно орлу, сражающемуся со змеей, конфликт противоположностей, положительного и отрицательного, света и тьмы, и т. п. Олень-самец часто бывает посланником богов или небесных сил.
Универсальный благоприятный символ. Взрослый олень-самец - солнечная эмблема изобилия , его ветвистые рога символизируют у американских индейцев и некоторых других народов Древо Жизни, солнечные лучи, долговечность и возрождение (периодически происходит смена рогов). Наиболее характерные признаки оленя - стремительность, грация и красота. По этой причине, возможно, оленя связывают с поэзией и музыкой . Олени предстают также как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели. Оленям также приписывали целебные силы, особенно способность разыскивать лекарственные травы.
.. Олень - Красота и грациозность этоrо блаrороднoro животного неизменно покоряла человеческие сердца во все времена, и даже непримиримый конфликт между христианством и язычеством, совершенно испортивший репутацию мноrих почитавшихся некогда зверей, ничуть не омрачил ero светлой символики. Все народы мира признавали оленя исключительно позитивным поэтическим символом чистоты, света, созидания, изобилия и дyxoвности. В чуткой повадке лесноrо кpacaвца люди усматривали благоразумную осторожность, а в способности сменять старые pora на новые - эмблему обновления и возрождения.
В мифолоrии народов Европы и Ближнеrо Востока олень часто выступает в качестве вepнoro спутника боrов луны и охоты. Сирийский боr-покровитель oxoты Ашима изображался в образе rордоrо оленя, а ero кельтский аналоr Kepнуннос - в облике человека с оленьими poraми. У саамов боrиней-покровительницей оленей была прекрасная Разиайке, а тотемным животным - чудесный олень- оборотень Мяндаш , леrендарный poдoначальник саамов. Быстроноrая лань ¬ атрибут rреческой боrини луны и охоты Артемиды и римской Дианы . Керинейскую златороrую лань Артемиды сумел доrнать только боrоподобный Геракл (4¬й подвиr Гepaкла), да и то лишь после Toro, как ранил ее стрелой в ноry. В оленя разrневанная Apтемида превратила охотника Актеона , ocмелившеrося подrлядывать за купающейся красавицей -боrиней. Впоследствии этот мифолоrический сюжет активно использовали в своем творчестве художники эпохи Возрождения и даже cpeдневeковые алхимики .
На оленьих упряжках ездили мноrие шумерские, семитские, хеттские и синтоистские боrи. В начале XIX века в эту божественную кампанию влился и фольклорный лапландский Санта¬ Клаус , чей приезд стал ассоциироваться с наступлением веселоrо Рождества и счастливоrо Hовoro rода.
Во мноrих мифах и сказках блаrородное животное изображается верным дpyrом и помощником rлавноrо rероя: олень служит ему проводником, указывает единственно возможный путь к цели или месту спрятанных сокровищ. Северный олень из сказки r:¬X. Андерсена везет дeвочку Герду в далекое царство Снежной королевы; чудесный олень из сказа П. Бажова «Серебряное копытце» одаривает добрых и честных людей: при ударе о землю у нero из¬под копыт летят драrоценные самоцветы.
В христианской иконоrpафии оленю принадлежит весьма почетное место. Олень, пьющий воду у подножия Kpecта, ¬ символ ujрячей веры и благочестия, топчущий ноrами змею ¬ эмблема уничтожения зла. Волшебный олень с золотым крестом между роrами ¬ атрибут св. Губерта и св. Евстафии.
В изобразительном искусстве Peнecсанса олени везут колесницы лунной боrини Дианы и отцa¬ Времени. Раненный стрелой олень с пучком целебной травы во рту ¬ романтический символ любовного томления. Осторожное и чуткое поведение оленя сделало ero атрибутом аллеrорических фиrур Блаrоразумия и Слуха.
В алхимии, rде, повидимому, сказалось сильное влияние древнеrреческоrо мифа об Актеоне, олень олицетворяет превращение веществ.
В средневековой эмблематике олень ¬ воплощение борьбы со злом. эту эмблему с rордостью носили rерманские воины как символ их мужества, благородства и силы духа. У анrличан эмблема оленя paссматривалась как знак благородного мужскогообщества, олицетворение мужества, утонченности и аристократизма.
В средневековой Франции блаrородное животное ¬ эмблема королевскоro дома Валуа. Эмблема Kороля Карла VI (1380¬ 1422) изображала крылатоrо оленя с короной на шее. Возникновение последней из них связано с любопытной леrендой: коrда войска Карла VII подступили к оккупированному анrличанами и бурrундцами Руану, первым, кто преклонил колени перед законным королем Франции, был выбежавший из леса олень.
В rеральдике скачущий, беrущий, идущий мерным шаrом или стоящий на месте олень может изображаться любым цветом, но только в профиль. За иллюстрацией можно обратиться к российской rородской rеральдике: в rербе древнеrо Ростова изображен стоящий серебряный олень; в rербе Нижнеrо Новrорода ¬ красный олень, шествующий мерным шагом; а в rербе Маrадаиа ¬ скачущий во весь опор белый северный олень. В pycской И европейской rеральдике иноrда допускается и неполное изображение оленя (rолова животноrо или ero pora).
ивописным разнообразием отлича ются эмблемы оленя и в родовых rербах российских дворян. rербовое поле дворян Ростовских, Телепневых и Юсуповых украшает серебряный олень; Ададуровых, Глебовых, Глебовых¬Стрешневых и Лодыженских ¬ золотой олень с зеленой вeтвью во рту. В rербе Воейковых ¬ французская. эмблема оленя с короной на шее, а в rербе Фаминцыных ¬ оленья rолова без poroв.
Олени предстают также как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели. Оленям приписывают целебные силы, особенно способность разыскивать лекарственные травы. В изобразительном искусстве олень, раненный стрелой и держащий во рту пучок целебных трав, - символ любовного томления. Олень, кроме того, символизирует осторожность и острый слух.
Однако в результате наблюдений за повадками этого животного возник и связанный с оленем символизм одиночества - как в европейской, так и в японской традициях.
У американских индейцев и некоторых народов Азии взрослый олень-самец - солнечная эмблема изобилия, его ветвистые рога символизируют Древо Жизни, солнечные лучи, Долговечность и возрождение (периодически происходит смена рогов). Молодой олень может быть символом беззащитности.
В Китае олень связан с богатством и удачей, слово «олень» там - омоним слова «изобилие».
В христианском искусстве самец красного оленя олицетворяет отшельничество, благополучие, чистоту. Упоминается как враг змеи , которую может выманить
Олень-покровитель сибирских народов
из укрытия своим дыханием, а затем затоптать. В христианской иконографии топчущий змею олень - символ уничтожения зла, а в Библии встречается сравнение оленя, жаждущего воды, с человеческой душой, жаждущей Бога, - поэтому самец оленя часто символизирует набожность. Именно в этом значении оленя изображают на крещальных купелях, а также в религиозной живописи - пьющим у подножия креста. Олень также символизирует Христа, который разыскивает дьявола, чтобы его уничтожить.Белый олень был любимым нагрудным знаком английского короля Ричарда II; когда он распорядился, чтобы у каждой гостиницы был какой-то знак, многие взяли его белого оленя; до сих пор эта эмблема часто встречается на вывесках пабов.
Самка оленя встречается в роли символа реже, обычно - как спутница лунных богинь охоты, в том числе древнегреческой Артемиды (Дианы). Она может символизировать также женское начало в обрядах инициации.
Олень был священным животным в греческих мистериях Вакха, участники одевались в оленьи шкуры. Поскольку олень ассоциировался с поклонением богине Луны, то вакхические оргии происходили ночью.
Олениха часто была родовой фигурой (тотемом) у народов Центральной Азии, отсюда происходит легенда о том, что предками Чингисхана были волк и олениха. У североамериканских индейцев, живших к северо-западу от Великих озер, олень также считался одним из тотемов. Например, у гуронов (к юго-востоку от Великих озер) существовал род Оленя.
Некоторые племена древних германцев тоже назывались по именам животных, было среди них и племя под названием «Молодые Олени».
Народности ханты и манси украшают свою национальную одежду разного рода вышивками, среди которых утвердился канонизированный орнамент под названием «оленьи рога».
Таким образом, с давних времен олень не только давал людям пищу и одежду, обеспечивая возможность выживания, но и выступал в роли сильного магического заступника, который, ударив оземь своим звонким копытом и блеснув вдалеке золотыми рогами, готов в любой момент прийти на помощь, защитить от беды, оградить от зла. Возможно, именно за эти качества, которыми люди наделили красивое, гордое и сильное животное, его стали величать Олень Благородный.
Олень - один из наиболее распространенных духов-покровителей и помощников шаманов сибирских народов. Начинающий шаман представлял себя оленем, подражал его повадкам, начинал фыркать по-оленьи, и этот процесс «вхождения духа в шамана» длился долго, порою два-три года. По истечении этого срока шаман делал себе колотушку для бубна. Воткнув ее в землю, посвящаемый в шаманы пел шаманские песни. Во сне ему являлся олень, из шкуры которого нужно сделать бубен. Бубен восприни мается как олень шамана, на котором он «ездит в верхний мир к духам». На бубне изображаются покровительствующие шаману животные и птицы. У некоторых шаманов, например эвенков, помимо бубна есть еще ритуальный костюм, символизирующий оленя, и посох в руках.
Воображению славянина-северянина каждое грозовое облако представлялось оленем, везущим по небесному морю-океану колесницу Перуна-громовника (древнеславянского божества, аналога Ильи-пророка в христианской традиции или Зевса-Юпитера - в греко-римской). С Ильина дня на Руси переставали купаться, говоря: «с Ильина дня на деревьях лист желтеет, а в реках и озерах вода остывает оттого, что в этот день через реку Олень переплыл и воду остудил». Эта же идея отражена и в германских преданиях о «солнечных» оленях.
Кельты верили, что олень - главное животное в волшебных стадах богов (именно это, возможно, привело к традиции, согласно которой Санта Клаус путешествует в оленьей упряжке); некоторые кельтские боги носили оленьи рога.
На оленях передвигались и многие хеттские, шумеро-семитские и синтоистские божества.
В алхимии и самец, и самка оленя часто выступают как символы превращения, что связано с мифом об Артемиде, которая превратила охотника Актеона в оленя за то, что он увидел ее во время купания обнаженной.
В геральдике олень изображается всегда в профиль, бегущим, идущим или лежащим.
Олень символ очень древний, он присутствует во всех исторических традициях. Это всегда благодатный символ возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия — символ человеческой души, но и символ воина.
Олень в мифологии славян
Образ оленя играл в жизни славян особую роль, они относили его к царственным животным, и наделялся фантастическими чертами. Его называли «чудным», «дивным зверем», «туром». По поверьям он умел творить разные чудеса, говорить человеческим языком.
У славян олень считался олицетворением предков. Олени переносили души умерших в потусторонний мир, множество их изображений было найдено на стенах древних ритуальных пещер.
Русский север сохранил образ оленя в архитектуре, резьбе, вышивках, сказках, былинах. В российских музеях собраны богатейшие коллекции тканей расшитых узорами, главным элементом которых является олень.
Олень являлся символом славянских богинь Рожаниц — матери и дочери, рождающих все живое. Они изображались на вышивках в виде двух оленей или рогатых женских фигур. Изображения этого рогатого божества, скорее всего, украшали жилища славян и традиция вешать рога оленя внутри дома, возможно, имеет более древние, чем мы думаем, корни.
Олень – самец, особенно в период гона, был воплощением силы, смелости, решительности и благоразумности одновременно. Изящная и пугливая самка могла вступить в смертельную схватку, защищая своего детеныша. Человек всегда восторгался силой и красотой оленя, ощущал его превосходство над собой.
И уже совсем удивительное воздействие оказывали на человека рога оленя. По красоте и величаю, они сопоставлялись с солнцем, были олицетворением жизни и ее обновления. Рога играли одну из важнейших ролей в религиозных ритуалах в течение многих тысячелетий. Волхвы появлялись в рогатых головных уборах.
Образ оленя запечатлен на многих бытовых предметах: прялках, глиняных сосудах, игрушках. Известно, что в глину для этих сосудов иногда добавляли муку из костей оленей. Народную игрушку в виде оленя продолжают лепить и сейчас на русском Севере и в центральной части России.
На русских вышивках два оленя с деревом в центре изображались как жертвенные олени у священного дерева. По легенде олень сходил с неба, приходил с олененком и сам приносил его в жертву, желая дать людям пищу.
В Ильин день на Руси переставали купаться — «Олень окунул копыто в воду – купаться нельзя». «Не стучит, не гремит копытами, А каленою стрелою летит олень, У оленя копыта серебряные, У оленя рога красна золота. — Ты куда летишь, молодой олень? — Я бегу, я лечу к речной воде… Нужно в воду оленю копытом ступить. Тем копытом серебряную воду студить.»
Олень – существо, соотнесенное у славян с солнцем. Песни о золоторогом олене записаны в России, в Сербии, в Болгарии. Олень – животное, наделенное божественной символикой. В ней тесно переплетены черты не только народного и языческого, но и христианского происхождения.
Олень в христианской традиции.
По болгарскому поверью оленя запрещено убивать, потому что существует олень, носящий крест на рогах, убийство такого оленя грозит человеку смертью. С христианской традицией связаны образ оленя с распятием на рогах и представление об олене как слуге божием. В украинской сказке ангел принимает облик оленя. Белорусская загадка об олене: «Жив – и в церкви не быв, помер – не поховали, а быв богоносец».
Символический олень изображается на гробницах, иконах, крестильных купелях – пьющим у подножия креста. Известны символические представления Христа в виде оленя в сочетании с крестом, изображение оленя с распятием между рогами.
Олень – символ отшельничества, благочестия и чистоты в христианской культуре. Он символизирует Христа и ассоциируется с душой, стремящейся услышать слово Христа: «Как олениха желает к потокам воды, так душа желает к Тебе, Боже!»
В христианской иконографии топчущий землю олень – это символ христианина сражающегося со злом, эмблема благородства и силы духа. «Зри: как олешек змей пожирает, То ключевую воду пьет, И сим от яда вновь он чист, И человек здесь видит смысл: Водой крещенья омовен, К безгрешной жизни годен он.»
Особое отношение человека к оленю проявляется и в геральдических изображениях: солнце – изобилие, лавр – слава и почет, лев – сила и отвага. Олень так же относится к ярким геральдическим образам и является символом воина, перед которым бежит неприятель, символом человеческой души, жаждущей Бога и борющейся с соблазнами.
В христианской культуре образ оленя часто трактовался именно как образ человеческой души. Это касается как византийского, так и древнерусского искусства.
Олень является и эмблемой воина, символом мужского благородства. Эта эмблема встречается в рыцарских гербах воинственных древних народов. Особенно олень был популярен в Англии и Германии. В русской геральдике олень прогоняющий змею служит эмблемой воина, перед которым бежит враг. Но не только христианство почитает оленя…
Олень в буддизме
Недалеко от китайского города Санья на огромной территории действует один из современных центров буддизма, в котором есть олений парк.
В буддизме существует легенда, что создатель буддизма Шакья Муни в одной из своих прошлых жизней был оленем – королем всех оленей с роскошными золотыми рогами. Может быть, неслучайно Будда впервые изложил свое ученье в Оленьей роще близь города Бенареса (современный Варанаси) через 7 недель после того, как достиг пробужденья.
В древней столице Японии Наре около старых храмов более 1 000 лет живет стадо из 1 200 пятнистых оленей. Согласно легенде первый император Японии Дзимму спустился с небес и прибыл в Нару верхом на олене, а современные олени, потомки того оленя, оберегаются как посланники богов.
Олень является одним из важнейших символов буддизма, а Будду нередко изображают с оленем.
Олень – европейский символ божества .
У кельтских племен олень был символом плодородия и жизненных сил. Олень символизировал солнце, обновление, творение, он считался первопредком. Главный бог кельтов Цернунн изображался сидящим рядом с оленем, а голову бога украшали ветвистые оленьи рога. Изображение мужчины – воина с рогами оленя на голове было символом мужественности и воинской доблести.
Олень был участником ритуальных обрядов, так как он считался господином животных и имел власть над плодородием, изобилием и обновлением. Олени предстают как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели.
Олень как символ Вселенной упоминается в Эдде, основном произведении германско-скандинавской мифологии. Олень – священное животное в греческих мистериях, спутник охотницы Дианы. Образ этого благородного животного широко представлен в искусстве Древней Греции.
Тотемизм
В искусстве всех народов есть образ могучего зверя – прародителя племени, родственника и покровителя. Это явление называется тотемизмом и олень в нем представлен весьма широко.
Древние майя, например, называли себя «ах-майя» — «люди оленя». Олень считался главным племенным прапредком. Индейцы уичоли так же именовали себя «люди оленя». В саамской мифологии чудесный олень – оборотень Мяндаш является тотемным животным – родоначальником саамов.
Слово «saka» у древних скифов обозначало оленя – самца, и многие скифские племена назавали себя «саками». Это название соотносится в иранском со словом «saka», в персидском – «sax», в бурятском –«сага», в русском «сохатый» и имеет значение «олень».
Почитание оленя в таких совершенно разных исторических традициях вряд ли можно назвать случайным. Все это, так или иначе, отражает глубокую, во многом духовную связь человека с оленем – символом благородной души человека.
Олень - это благоприятный символ, ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни. Кроме того, рога оленя символизируют солнечные лучи, плодородие. Взрослый олень-самец - солнечная эмблема изобилия.
Подобно орлу и льву, олень - извечный враг змеи; символически он связан с небом и светом, тогда как змея ассоциируется с ночью и жизнью под землей. Олень в схватке со змеей символизирует конфликт положительного и отрицательного, света и тьмы.
Как орел и лошадь, олень является посредником между небом и землей, посланником богов. На оленях передвигались хеттские, шумерско-семитские и синтоистские божества, олени запряжены в повозки Времени и Рождества.
Наиболее характерные признаки оленя - стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией и музыкой.
В средневековом искусстве на Западе олень символизировал уединение и непорочность, а в японской поэзии - одиночество и любовное томление.
У китайцев означает счастье и долголетие, белый олень-самец символизирует Шоу-Синя, бога долголетия. Кроме того, олень ассоциируется с богатством и удачей, слово "олень" в Китае созвучно слову "изобилие".
Древние майя называли себя Ах-Майя, "люди Оленя". Это животное считалось главным племенным прапредком и потому священным животным. Созвездие Оленя (Козерог) у майя связывалось с новым годом, очередным этапом в жизни. В этом месяце рекомендовалось ориентироваться только на земные заботы. Полагали, что как удастся прожить месяц активного Оленя, таким будет весь год. Считалось, что родившиеся в этом месяце отличаются, с одной стороны, связью с традициями, а с другой - стремлением к новому, к совершенствованию существующего. В этот месяц древние майя обращались к жрецам за предсказаниями или сами занимались прорицанием.
У кельтов олень - символ Солнца, плодородия и жизненных сил, достоинства, мужественности, быстроты, посредник между миром богов и миром людей. Кельты верили, что олень - главное животное в волшебных стадах богов. Рога оленя считались символическим отображением ветвей дерева. Ответвления рогов, как сучья и листья на деревьях, считались символами возрождения и размножения. Кельтский бог Цернунн, связанный с циклами умирания и возрождения природы, изображался с ветвистыми оленьими рогами или с оленем и быком, стоящими у его ног. В легендах фигурирует белый олень, который был для кельтов мистическим животным, явившимся на землю из Потустороннего мира и обладающим даром мудрости и всеведения.
В германо-скандинавской мифологии из-за древоподобия и периодического обновления своих рогов олень являлся символом вновь и вновь омолаживающейся жизни, возрождения и бега времени. В древней северной мифологии четыре оленя прячутся в кроне мирового дерева Иггдрасиль. Там они поедают почки (часы), цветы (дни) и ветки (времена года). Кроме того, олень Эйктюрмир ("с дубовыми кончиками рогов") и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы.
В греко-римской традиции олень - атрибут Артемиды (Дианы). Разгневанной Артемидой в оленя был превращен охотник Актеон за то, что увидел ее купающейся.
В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания "…как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться". Именно в этом значении оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи - пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень - эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом, например олень с распятием между рогами - эмблема святого Губерта.
В алхимии олень вместе с единорогом означают двойственную природу Меркурия, философскую ртуть. Алхимики видят в античном мифе об охотнике Актеоне, превращенном богиней Артемидой в оленя, доказательство возможности превращения металлов.
У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.
Оленьи рога символизировали солнечные лучи. В античности олень считался врагом ядовитых змей, а оленья шкура - амулетом против укуса змеи. Олень высасывает змей из их дыр и, чтобы защититься от их яда, в течение трех часов пьет воду из родника: тогда он проживет еще следующие пять лет. «Если у тебя в сердце змея и ты ее ненавидишь - это грех, то спеши к родникам, к жилам Святого Писания и пей живую воду... и не умирай из-за греха». Все это повторяет также и текст средневековой книги о животных (бестиарий). Олени открыли чудодейственную силу травы диктам (лат. диктамнус, Dictamnus), поэтому если в них попадают охотничьи стрелы, то они используют это растение для заживления ран.
Олень нередко фигурирует в геральдических изображениях, где "означает изящество и умеренность".