aracs.ru

Как играть на гитаре простой блюзовый аккомпанемент. Аккорды, бой и переборы для гитары

Начинающие гитаристы, услышав новую песню, нередко задаются вопросом: каким перебором играется аккомпанемент? Или каким лучше перебором сыграть композицию, если речь идёт об аранжировке для одной гитары?

Однозначно ответить на эти вопросы нельзя. В большей степени выбор будет зависеть от художественного вкуса и индивидуального стиля исполнителя. Вариантов этого способа звукоизвлечения великое множество.

Гитарист должен регулярно пополнять свой музыкальный арсенал различными видами переборов. Чем их больше у исполнителя, тем лучше, тем красивей и оригинальней будут звучать аккорды песни. Кроме этого значительно расширяются средства выразительности для более тонкой передачи настроения и эмоций слушателю.

Так, например, великий итальянский гитарист М.Джулиани в своё время разработал 120 переборов. Они представлены в виде отдельных упражнений и разбиты на 10 отдельных групп. Эти достижения великого мастера, несомненно, заслуживают похвалы и представляются плодотворной почвой для взращивания своих идей.

Немного теории перед занятием

Что же такое перебор с точки зрения музыкальной теории? Это арпеджио – поочерёдное извлечение звуков аккорда: от самой низкой ноты, к самой высокой (восходящее) и наоборот (нисходящее). Звуки аккорда могут варьироваться в своей очерёдности.

В рамках этой статьи будут рассматриваться самые распространённые и простые в исполнении виды арпеджио, применяемые в гитарном аккомпанементе.

В упражнениях возле каждой ноты арпеджио стоит обозначение, указывающее каким пальцем правой руки необходимо извлечь ноту. Со всей схемой можно ознакомиться на рисунке с рукой.

Чтобы быстро запомнить соответствие латинских букв к каждому пальцу, нужно их условно соединить в одно слово pimac и как бы побуквенно проговаривать, мысленно перебирая пальцы, начиная от большого.

В некоторых упражнениях встречаются аккорды со сложными буквенно-цифровыми обозначениями – не обращайте внимания, если они будут сложны для восприятия, к этой теме можно будет вернуться позже, сейчас главная задача – освоение видов перебора. Все аккорды просты в исполнении и не представляют особой сложности.

Виды переборов на гитаре (арпеджио)

Простой перебор из 3-х звуков.

В этом виде арпеджио задействовано всего лишь три струны. Предварительно нужно проанализировать какую ноту, каким пальцем играть. Нужно строго придерживаться аппликатуры правой руки. Сначала перебор отрабатывается на открытых струнах, это позволяет больше сконцентрироваться на оттачивании техники. Почувствовав уверенность, можно уже проигрывать этим перебором аккордовые последовательности.

Не забываем про репризы – повтор 1и 2 тактов, 3и 4, 5 и 6. В гитарных сетках указана аппликатура правой руки.

Простой перебор из 4-х звуков.

Играется очень просто – басовая струна, и поочередное перебирание струн, начиная с третей до первой и обратно. Этот вид арпеджио, несмотря на всю тривиальность, может довольно эффектно звучать. Ярким примером является аккомпанемент во втором куплете красивейшей блюзовой баллады Гарри Мура – still got the blues. Посмотрите видео с этой музыкой:

Освоившись на открытых струнах, можно приступать к проигрыванию аккордов:

Два небольших упражнения в до мажоре и ля миноре

Перебор на отдалённых струнах

Освоение этого вида арпеджио может поначалу показаться неимоверно сложным. Хотя при детальном рассмотрении ничего в нём сверхсложного нет. Первые четыре звука этого перебора не что иное, как перебор рассмотренный в первом упражнении, затем идёт звукоизвлечение на первой струне, и снова 3,2 и опять 3 струна. Играть это арпеджио, нужно начиная с очень медленного темпа, контролируя очередность извлечения звуков соответствующими пальцами.

Перебор с одновременным защипыванием 3-х струн в темпе вальса

Пальцы i,m,a, как бы предварительно закладываются за струны, в таком соответствии i -3 ,m -2, a -1 (но звук пока не извлекается). Затем удар по басовой струне и одновременное защипывание тремя пальцами. Ритмично на счёт – раз, два, три – раз, два, три – и т.д.

Обратите внимание, как попеременно в каждом такте меняется басовая струна, имитируя партию баса:

Перебор с одновременным защипыванием 2-х струн в темпе 2/4

Этот вид арпеджио очень часто используется в классических романсах. Одновременно защипывается 2 и 1 струна. Как видите, часто виды переборов и их выбор зависят именно от того, к какому жанру относится та или иная песня. Кое-что про жанры можно почитать здесь – “ “. А вот вариант этого перебора в ля миноре:

С увеличением исполнительского опыта, чёткие грани в понятии “вид перебора” стираются, каждый аккорд в песне могут подчёркивать разные штрихи. Арпеджио может растягиваться на несколько тактов и ритмически преобразовываться, выражая характер темы.

Упражнения по отработке арпеджио не нужно играть механически и бессмысленно. В медленном темпе, равномерно выдерживая размер – сначала на открытых струнах и затем с аккордами. Последовательности в упражнениях это всего лишь примеры, арпеджио можно играть произвольно, понравившейся гармонии.

Если вы хотите пройти полный курс по игре на гитаре, то вам сюда:

Красивых переборов и оригинального звучания!

Соловьев Павел Викторович представляет свою Школу гитарного аккомпанемента.

ОТАВТОРА

Эту мою работу я посвящаю моему другу, надежному и исключительно порядочному человеку, гитаристу Дамиру Мухаметхабировичу Галееву, директору фирмы«ДО мажор» (ИП Галеев). Он - первый человек, который поверил в мои возможности, осуществил первую публикацию моей «Школы» (начальный период обучения) в журнале «ДОмажор» (№ 1, 2005)

Неизвестный никому музыкант горячо доказывал Дамиру Мухаметхабировичу, что его система и опыт массового обучения игре на гитаре уникальны. Соловьев Павел Викторович нагло утверждал, что его система обучения - самая простая и действенная в России.

По Школе легко можно научиться играть и без преподавателя (иногда его негде взять - небольшие города, отдаленные села и т.п.). Правда, документальных подтверждений тому, что кто-то самостоятельно научился играть на гитаре по моей Школе - у меня нет. Сейчас положение может быть исправлено.

Я обращаюсь к людям, которые благодаря моей Школе самостоятельно научились играть на гитаре и ко всем ребятам и взрослым, кто обучался в разное время игре на гитаре у меня: - Пожалуйста, отправьте свои отзывы о моей работе:

E - mail : [email protected]

Фирма «ДО мажор» (ИП Галеев) обладает эксклюзивным правом на издание и распространение моей «Школы» в печатном либо в электронном виде. Автором «Школы аккомпанемента» является Соловьев Павел Викторович.

ЧТЕНИЕАККОРДОВСЛИСТА-вот залог успеха, стремительного развития исполнительского уровня начинающих гитаристов.

Ничего нового я не придумал, просто правильно использую опыт преподавания.

Самое основное, что я понял - нужно научить детей играть на гитаре, совсем не используя прием «Баррэ» (когда все струна пережимаются указательным пальцем). Этот прием труден для начинающих - значит, нужно обойтись без него.

Пришло понимание того факта, что при работе с малышами нельзя опираться на детский песенный репертуар (детские песни все, как правило, сложны для исполнения из-за того, что в них сплошь и рядом используются аккорды G, G7, C , F , H 7).

Пришлось подыскивать подходящий репертуар. За эти годы я могу перечислить эти песни на память:

1. Остров невезения

2. Не унывай! (туристическая песня)

3. Ты у меня одна (Визбор)

4. Там, за туманами (ЛЮБЭ)

5. Осень (ДДТ)

6. Дождь (Шевчук)

7. Плот (Ю.Лоза)

8. Конь мой (ЛЮБЭ)

9. Давай за.. (ЛЮБЭ)

10. Три танкиста

11. Катюша

После нескольких первых занятий дети способны по моей Школе обучать других людей игре на гитаре с использованием только четырех аккордов (разумеется, без применения приема«баррэ»). Важен подбор песен!

При работе с моим Песенным приложением к Школе игры, учтите, что большинство песен записаны мною на слух, с дисков или с плохих магнитофонных записей. Если будет расхождение в гармонии с печатным оригиналом, то это следует приписать несовершенству моего слуха.

Многие песни переработаны мной с печатных оригиналов.

Не забудьте, пожалуйста - любительский вариант обучения игре на гитаре предусматривает вольную посадку (не так, как обучают игре на классической гитаре).

Большой палец левой руки зачастую лежит вдоль грифа гитары, либо выглядывает в верхней части грифа чуть ли не наполовину (как у балалаечников). Струны могут быть любыми - хоть металлическими, хоть синтетическими. Строгих домашних заданий не бывает - учащиеся приходят с осознанным желанием научиться. Есть лишь одна рекомендация - заниматься дома каждый день не менее 15 минут!

На смотре-конкурсе «Сердце отдаю детям»я давал открытый урок. Условия были такие: группа специально отобранных детей из 10 человек(никто из них ранее музыке не обучался) должна была быть обучена определенным навыкам игры на гитаре в течении часа.Я учил их играть, ив конце часа они все сыграли по одной песне, причем каждому из них я дал другую песню. Единственно, о чем я сообщил жюри - это то, что голова у этих детей уже неплохо работает, авот руки следует долго и упорно тренировать (пришлось всем участникам помогать в перемещении аккордов).

Все прошло успешно. Вот это и была первая официальная презентация моего метода мелкогруппового обучения гитарному аккомпанементу

Потом я был крайне удивлен, что стал лауреатом смотра, занял третье место . И получил в награду большой итальянский сервиз из 99 предметов и памятный приз победителя - кубокс надписью:

Управление образования Калининского района. Победителю конкурса«Педагог - внешкольник. Челябинск. 2006»

Экспресс - курс для начинающих.

Как нужно заниматься ежедневно.

Именно от выполнения требований, которые изложены в этом разделе, и будет зависеть, как скоро вы освоите гитару.

Посадка. Можно ставить гитару на правое колено, можно играть стоя.

Первое время можно смотреть на гриф гитары.

Главное - не правая рука, не уделяйте на первых порах ей много времени.

Тут главное - удар по струнам нужно наносить всегда расслабленной кистью, чтобы не оборвать все струны одним мощным ударом.

Упражнение на расслабление кисти левой руки.

Поставить пальцы в позицию Am . Затем мысленно нанесите удар правой рукой по струнам (только мысленно!). В это время прижать струны левой рукой, затем, оставаясь на струнах, мгновенно расслабить кисть. Очень медленно повторяйте это упражнение до тех пор, пока не появится автоматизм. Это очень важно для вашей последующей жизни в музыке.

С «зажатыми руками»просто нельзя играть! В результате - травма рук, в переводе на музыкальный язык - «Проф. непригодность» или «переигранные руки». По сути дела - это инвалидность: человек не может сжать мячик в руке, когда переносит тяжесть - пальцы разжимаются сами. Смена погоды доставляет массу неприятных и болезненных ощущений.

Будьте внимательны, чередования напряжения кисти и последующего мгновенного расслабления - самое важное для Вас!

Теперь о том, как невероятно быстро научится играть на гитаре. Все очень просто.

Каждый день начинайте Ваши занятия с отработки переноса аккордов из одной позиции в другую. Это упражнение можно выполнять только левой рукой, при этом можно смотреть фильм по телевизору. Совершенно исключив даже малейший прижим струн левой рукой, отрабатывайте медленно перенос аккорда Am в позицию аккорда E. Этот перенос нужно отрабатывать каждый день примерно по 500 раз, но никак не менее! Тут весь секрет не в суетливом переносе, а в быстром броске обязательно расслабленной кисти левой руки. Примерно через неделю-другую таких занятий у вас включится«автомат» - при одном только взгляде на аккорд пальцы автоматически, не спрашивая Вашего согласия, сами мгновенно займут нужную позицию. Через неделю занятий вы уже никогда не будете смотреть на гитарный гриф - это Вам будет не нужно.

Теперь ваш взгляд будет всегда направлен только на цифровку или на нотный текст, табулатуру.

Последнее - если вы умеете ровно считать до двух (двухдольный размер), до трех (трехдольный размер), и до четырех (четырехдольный размер) - то вся песенная музыка распахнула перед вами двери!

Вам совершенно неважно, одну сотню песен сыграть - или десять сотен.

Известные вам аккорды просто чередуются в разных сочетаниях.

Если Вам неизвестен аккорд - просто загляните в таблицу аккордов (они есть и на моем диске, есть и в продаже в магазине «ДО мажор», и в других музыкальных магазинах.)

Берите в руки гитару, ежедневно занимайтесь, выполняйте все требования из«Экспресс - курса для начинающих» - и через кратчайшее время я по адресу [email protected] - жду от вас радостных сообщений о том, как вы в совершенстве освоили искусство гитарного аккомпанемента в кратчайший период времени.

С уважением и пожеланием успехов - ваш автор,

Соловьев Павел Викторович.

Скачать Школу гитарного аккомпанемента можно по следующим ссылкам:

Рассматриваемая ситуация выглядит так: начинающий гитарист более или менее легко может исполнить простейший “дворовый” аккомпанемент, а клавишник, обладающий навыком игры и некоторыми знаниями теории музыки, испытывает с этим определенные трудности. Если дело не в знаниях и умении игры, то тогда в чём? В инструменте. Для получения красивого сочетания звуков они должны располагаться друг относительно друга определенным образом. При игре на синтезаторе исполнитель сам задаёт расположение звуков аккорда путём нажатия на клавиши. Клавишник может руководствоваться своими знаниями, опытом, слухом или воспользоваться справочником аккордов. Например, аккорд С включает в себя ноты до , ми и соль . Гитарист же пользуется табулатурами, на которых показано то, какие струны и на каких ладах нужно зажать для исполнения того или иного аккорда. Например, в самом простом случае для получения ми-минорного аккорда (Em) нужно зажать только две струны. Остальные четыре струны будут звучать гармонично с этими двумя! Это возможно благодаря устройству звукоряда гитары и настройке гитары. Восхитительно, не правда ли? Для получения аналогичного аккорда клавишнику придется нажать 6 клавиш! Каких? Скоро узнаем.

Специфика игры аккомпанемента на гитаре такова, что начинающий гитарист воспринимает гармонию как нечто само собой разумеющееся и не думает о ней вообще. Ему показали Am -> Dm -> E и для получения гармоничного аккомпанемента достаточно правильно зажимать аккорды. Клавишник тоже знает гармонический оборот Am -> Dm -> E, но для получения красивого аккомпанемента ему нужно не просто играть аккорды, а играть их согласно правилам гармонии. Чувствуете разницу?

Гитара “направляет” гитариста по пути гармонии и за счёт ограничений. Посмотрите на звукоряд шестиструнной гитары (рис.1).

Рис. 1. Звукоряд шестиструнной гитары (с сайта akgitara.ru)

Первым ограничителем является количество струн. Гитара позволяет сыграть аккорд, который состоит максимум из 6 звуков. На синтезаторе один исполнитель может взять двумя руками аккорд, состоящий из десяти звуков. На практике чаще используются аккорды из 7-8 звуков.

Второе ограничение связано с ограничением звукоряда. Самый низкий звук на гитаре - ми большой октавы. По этой причине ля -тональности для гитаристов и бас-гитаристов играют особенную роль среди всех остальных тональностей. Объясняется это просто: доминанта является кульминацией в гармоническом обороте, а в ля -тональностях доминантой будут аккорды E с самым низко звучащим основным звуком, что хорошо подходит для получения “мощной” кульминации. Клавишники могут возрадоваться тому, что благодаря функции изменения строя синтезатора подобного ограничения у них нет, и они могут ”заряжать” сабвуфер звуками и на две октавы ниже!

Ещё одно ограничение связано со структурой гитарного звукоряда. В гитаре используется двумерная структура (струны - строки, лады - столбцы), а на синтезаторе одномерная (клавиши в ряд). Разница в том, что структура гитарного звукоряда не позволяет осуществить произвольную выборку звуков, что возможно сделать на синтезаторе. Например, на синтезаторе без проблем можно сыграть аккорд Fsus2 (фа-соль-до ) от любой ноты фа на клавиатуре. На гитаре звук фа - 6 струна первый лад, соль - 6 струна третий лад, до - 5 струна третий лад. Невозможно на одной струне одновременно сыграть два звука фа и соль . Значит, от одной ноты на синтезаторе можно сыграть намного больше аккордов, чем на гитаре. К преимуществу двумерной гитарной структуры относится компактность, с чем связан важный психологический момент. Гитарист видит компактный массив из 6 струн и 3-5 ладов, а клавишник - пару десятков клавиш в ряд. Распределить четыре пальца левой руки и три пальца правой на гитаре проще, нежели уследить за двумя руками на клавиатуре синтезатора.

Указанные выше ограничения заметно сокращают количество возможных вариантов игры на гитаре. Гитару можно представить как лес со множеством тропинок, а синтезатор как чистое поле - играй куда хочешь!

На рис. 2. показана клавиатура пятиоктавного синтезатора, звуковые диапазоны гитары и певческих голосов.

Рис. 2. Диапазон звуков гитары.

Звуковой диапазон гитары охватывает все мужские и женские певческие голоса (за исключением редкого баса-профундо). Гитара поёт - это действительно так, а наиболее ярко её аккомпанирующие возможности проявляются в среднем певческом диапазоне, в котором может петь практически каждый. Среди всех типов аккомпанемента выделяется аккомпанемент “бас и аккорд”. Его можно рассматривать в качестве основы для изучения остальных. С него и начнем. В каком диапазоне играется бас, а в каком аккорд? Давайте сначала попробуем понять это самостоятельно, а потом сверим с тем, как это имеет место быть при игре на гитаре. Бас - самый низкий звук в аккомпанементе. Значит, основной тон аккорда не должен находиться ниже баса. Это возможно, если аккорд берется справа от него. Выделяем для баса одну октаву, чтобы в качестве него можно было сыграть любой из 12 звуков октавы. Тогда область аккордов попадает в диапазон альта. Брать аккорды выше альта на гитаре достаточно сложно (особенно на классической гитаре), да и в большинстве случаев это не требуется. Примем ограничение верхнего тона аккорда на уровне нот фа второй октавы. Теперь можно ответить на поставленные вопросы: если вы считаете, что левая рука играет в диапазоне гитары, то область баса будет от ноты ми большой октавы до ноты ре-диез малой октавы (черная линия на рис. 2). Если вы так не считаете, то область баса будет от ноты ре-диез малой октавы и влево до упора. Аккорды в обоих случаях играются в диапазоне альта. На практике все несколько сложнее, но показанное разделение областей является неплохой отправной точкой для тех, кто теряется при виде большого количества клавиш на синтезаторе и затрудняется с игрой аккомпанемента. Начинающие гитаристы выбирают простые аппликатуры и играют базовые аккорды Am, Dm, E, C, F, G на первых трех ладах.Аккомпанемент “бас и аккорд на трёх первых струнах”. На рис. 3 показаны табулатуры базовых аккордов и их нотная запись. Под басовыми нотами указ номер струны, на которой она играется.

Рис. 3. Базовые аккорды на гитаре.

На всех клавиатурных схемах клавиатура начинается от ноты до большой октавы (крайняя левая клавиша на пятиоктавных синтезторах).

Рис. 4. Базовые аккорды на клавиатуре.

Аккорд G дан в двух вариантах. Гитарист играет первый вариант, а клавишнику лучше и удобнее использовать второй (на этом остановимся позже). Потренируйтесь в игре показанного на рис. 4 аккомпанемента. Левая рука играет бас, а правая аккорд. При игре аккорда бас продолжает звучать. Пример 1. Гитарный аккомпанемент “бас и аккорд” двумя руками. Теперь попробуйте сыграть аккомпанемент одной левой рукой. Для получения плавных переходов потребуется сустейн-педаль, использование которой обладает спецификой. Сустейн-педаль действует на всю область клавиатуры и гитарные тембры при её работе начинают звучать с призвуком гавайской гитары. Было бы неплохо, если бы сустейн-педаль могла работать в только в определённом диапазоне.Из-за больших скачков между басом и аккордом играть на синтезаторе показанный аккомпанемент непросто. Умение играть аккомпанемент одной рукой позволит вам в дальнейшем одновременно с ним играть мелодию правой рукой. Пример 2. Гитарный аккомпанемент “бас и аккорд” одной рукой. Проанализируем показанное на рис. 3 и 4.Бас Бас меняется от аккорда к аккорду. Это неудивительно, так как вид аккорда задаёт именно он. В рассматриваемом случае для извлечения басовых звуков используются три нижние струны гитары.Аккорды Аккорды расположены в диапазоне альта. Многие поют в этом диапазоне и, следовательно, рассматриваемые аккорды отлично подходят для аккомпанемента. При игре любой последовательности голоса аккордов сменяются плавно и не перекрещиваются - терцовые тоны (синего цвета) не берутся ниже основных или выше квинтовых тонов аккорда. Плавное голосоведение и отсутствие перекрещивания - основные правила музыкальной гармонии.Плавное голосоведение обеспечивается за счёт того, что все аккорды, за исключением Am, берутся в обращениях! Остановимся на этом моменте подробнее. Если попросить начинающего клавишника сыграть гармонический оборот Am -> Dm -> E, то с большой степенью вероятности он сыграет его с использованием аккордов в основном виде, потому что так проще. Начинающий гитарист тоже не прочь сыграть проще, но у него получится так: Am - аккорд в основном виде, Dm - квартсекстаккорд, E - секстаккорд. Вот причина, по которой один и тот же аккомпанемент у гитаристов часто звучит намного лучше, чем у клавишников. Гармонический оборот один и тот же, а гитарист и клавишник играют его по-разному! Ничего удивительного в этом нет. Буквенная система обозначения аккордов - это упрощенная запись точной нотной записи. Базовые аккорды, взятые в основном виде, показаны на рис. 5.

Рис. 5. Базовые аккорды в основном виде на синтезаторе.

Даже без знания нот можно увидеть, что аккорды берутся по одному шаблону.

Рис. 6. Базовые аккорды в основном виде на клавиатуре.

Нетрудно заметить, что плавное голосоведение происходит только в некоторых случаях, например, при переходе F -> G. В других случаях появляется одиночное или двойное перекрещивание голосов. Например, при переходе Am -> С верхний голос (соль в аккорде С) берётся ниже нижнего голоса (ля в аккорде Am) в предыдущем аккорде! В результате получаем рваный, скучный и негармоничный переход.

Гитарист со слабой техникой игры понимает, что он играет плохо, но звучит же! Это вызывает у него интерес к продолжению занятий. Клавишник со слабой техникой игры понимает, что он играет плохо, да ещё и звучит никак. Стоит ли в таком случае продолжать занятия? Уникальность гитары состоит в том, что она помогает начинающему гитаристу ощутить быстрый успех , что крайне важно при самообучении. Выучил три аккорда и уже можно петь под гитару популярные песни! А на синтезаторе сначала надо разобраться с аккомпанементом. Но ощущение быстрого успеха может вызвать и обратную реакцию. Проходят годы, а он всё топчет траву у подножия горы вместо того, чтобы подниматься выше.

Из рис. 4 видно, что аккорды находятся в узком расположении. Расстояние по частоте между соседними звуками в звукоряде увеличивается от низкого регистра к высокому. По этой причине аккорды в тесном расположении гармонично звучат в среднем регистре . Чем дальше в низкий регистр будет смещен аккорд в тесном расположении, тем хуже будет его читаемость по тонам и тем больше гула будет в его звучании из-за сближения частот между его тонами. Гитарист спокоен по этому поводу, а клавишник должен учитывать и этот момент.

Бас и аккорд

Бас во всех рассматриваемых гитарных позициях расположен через один или несколько аккордовых звуков (красные кружки на рис. 7), что придаёт гармонии основательность и сильный звуковой контраст между басом и аккордами E, F, G, средний между басом и аккордом Am, умеренный между басом и аккордами С и D. Слабого контраста, когда бас и основной тон аккорда находятся на соседних аккордовых звуках, ни в одной позиции нет.

Рис. 7. Расположение баса относительно аккорда.

Выбрав ту или иную гармоническую последовательность можно услышать изменение контраста в звучании между басом и аккордом на гитаре.

Перейдем от теории к практике и сыграем аккомпанемент с мелодией.

Пример 3. Аккомпанемиент с мелодией.

Для получения разнообразного аккомпанемента типа “бас и аккорд” его следует рассматривать не просто как чередование одного басового тона и одного относящегося к нему аккорда, а как взаимодействие басовой линии (несколько звуков) и аккордовой вариации (несколько аккордов), исполненных в выбранном ритме. На гитаре можно сыграть простую басовую линию и простую аккордовую вариацию.

В самом простом случае используется движение баса на аккордовые или неаккордовые звуки с использованием соседних струн:

  • при игре аккордов E, F, G возможен переход только на струну ниже.
  • при игре аккорда С возможны переходы в обе стороны, но для перехода С -> G нужно ещё суметь зажать свободным пальцем струну на соль , а переход С -> E используется в качестве проходящего. С учетом сказанного после С чаще переходят на струну ниже.
  • После игры аккорда Am можно перейти в обе стороны.
  • При игре Dm возможен переход только на струну выше.

При смене басового тона возможна ситуация, когда один и тот же звук повторяется два раза, например, при игре Am -> E ход баса может быть ля -> ми , ми -> соль-диез . Здесь два раза подряд играется ми , что звучит не лучшим образом. Для исключения повтора можно использовать:

  • неаккордовый звук, например: ля -> фа , ми -> соль диез, где фа - неаккордовый звук
  • заменить повторяющийся на другой аккордовый звук, например: ля - > ми , соль-диез -> си , где ми заменен на соль-диез

Пример 4. Использование неаккордового звука.

Пример 5. Замена на другой аккордовый звук.

Для получения аккомпанемента в нужном стиле используем ритмическую фигурацию.

Пример 6. Ритмическая фигурация в басовой линии.

Также можно использовать ритмическую фигурацию в аккордовой вариации.

Пример 7. Ритмическая фигурация в аккордовой вариации.

Мы разобрали простые варианты аккомпанемента ”бас и аккорд” не только для того, чтобы увидеть, как он исполняется на гитаре, но и для того, чтобы на его основе придумать и исполнить более сложные варианты, одним из которых является аккомпанемент ”басовая линия и аккорд”, который можно использовать для развития навыка игры левой рукой.

Пример 8. Аккомпанемент “басовая линия и аккорд”.

На основе рассмотренного аккомпанемента ”бас и аккорд” играются короткие переборы с использованием трех верхних струн. При игре перебором струны не глушатся и для его игры на синтезаторе одной рукой также требуется сустейн-педаль.

Короткий перебор на трех верхних струнах

Одним из простых гитарных переборов является перебор “четверка” (четыре звука в последовательности)

Пример 9. Перебор "четверка".

Пример 10. Вариация на тему песни "В горнице моей светло".

Основная сложность исполнения на синтезаторе перебора на трех струнах заключается в большом расстоянии между басом и остальными звуками. Нужно не только четко на бас нажимать сустейн-педаль, но и успеть взять следующий после баса звук без разрыва. Другая трудность - необходимость коррекции партии мелодии, чтобы она часто и сильно не залезала в область аккомпанемента, некоторые звуки которого берутся достаточно высоко.

Ещё один популярный перебор -"“шестерка".

Пример 11. Перебор "шестерка".

Пример 12. Вариация на тему песни "House Of The Rising Sun".

Более сложен в исполнении перебор "восьмерка".

Пример 13. Перебор "восьмерка".

Пример 14. Импровизация с использованием перебора "восьмерка".

В переборе "2+2" первая пара играется как обычно, а вторая пара с верхнего тона

Пример 15. Перебор "2+2".

Длинный гитарный перебор

При игре длинного гитарного перебора часто используются все струны. На рисунке показано распределение тонов базовых аккордов на клавиатуре.

Рис. 8. Гитарные аккорды

Аккорды E, F и G играются с использованием шести, Am и С с использованием пяти, а Dm с использованием четырех струн.

Обращают на себя внимание аккорды G и C , которые можно взять на третьем ладу без приема баре или с ним. Начинающие гитаристы избегают позиций с баре и выбирают первые варианты исполнения этих аккордов, которые звучат легче и не столь насыщено. В одних случаях это будет звучать неплохо, а в других может получиться провал в звучании, например, при переходе F->G в ярком по смыслу припеве. Клавишникам лучше выбирать вторые варианты исполнения данных аккордов.

Из рисунка видно, что бас везде располагается через аккордовый звук, а остальные тоны аккорда расположены тесно (рядом друг с другом. Смотрим вторые варианты аккордов G и C).

Посмотрите на аккорд E. Он состоит из 6 звуков, которые являются звуками натурального звукоряда (поэтому и звучат гармонично). Нижние три звука образуют любимый рок-гитаристами квинт-аккорд, а верхний - трезвучие в тесном расположении. Вот оно что! Теперь мы можем без труда играть шеститоновые гитарные аккорды: строим от баса квинт-аккорд и присоединяем к нему трезвучие по аккордовым звукам.

Начинающий гитарист независимо от вида аккомпанемента и количества используемых струн ставит все пальцы согласно табулатуре. При игре аккорда F на первом ладу при игре боем используется шесть струн, а при игре “бас и аккорд на трёх верхних струнах” четыре. В обоих случаях гитарист зажимает все струны, несмотря на то, что во втором случае 4 и 5 струны не используются. Зачем ставить пальцы на струны, которые не используется? Так проще и удобнее для начинающих. С опытом, естественно, гитарист оптимизирует свою игру и использует свободные пальцы для усложнения аккордов, игры мелодических вставок и др., что обогащает аккомпанемент.

Из рис. 8 видно, что за исключением аккорда Dm в остальных случаях используется 5 или 6 струн, что позволяет сыграть длинный перебор “восьмерка”, в котором большим пальцем правой руки гитарист играет на двух нижних струнах, а остальными тремя на трёх верхних струнах. Давайте схитрим, и сыграем аккомпанемент на аккорд Dm на октаву ниже.

Пример 16. Длинный перебор "восьмерка".

При игре аккордов E, F, G получается перебор на 2 октавы, при игре Am и C перебор на полторы октавы. Это любопытно, так как клавишник для простоты сыграл бы такую фигурацию на одинаковую длину для всех аккордов.

Не обязательно играть гитарный перебор в точности. Для передачи характера композиции можно воспользоваться имитацией.

Пример 17. Упражнение на тему песни "О Solo mia!".

Если вы хотите продолжить знакомство с гитарным аккомпанементом, то рекомендую обзавестись программой Guitar pro, благодаря которой можно одновременно видеть гитарную табулатуру аккорда, его нотную запись и расположение на клавиатуре. А на следующем занятии мы подробно рассмотрим аккомпанемент типа "гармоническая поддержка". Кстати, этот аккомпанемент является одним из основных при игре на аккордеоне и при желании вы можете подсмотреть то, как его исполняют аккордеонисты.

При написании музыки используется два правила: во-первых, любое музыкальное произведение подчиняется определенным закономерностям и, во-вторых, эти закономерности могут нарушаться. Так как составление аккомпанемента - это тоже написание музыки, то оно подчиняется этим двум правилам. Здесь я привожу лишь небольшую часть теории гармонии, которая, однако, позволяет проследить известные гармонические законы.

Например, нам нужно гармонизировать мелодию или написать аккомпанемент для песни, делаем следующее: выбираем тональность, минор или мажор; если мелодия записана в нотах, то тональность известна, если же нот нет или имеем дело с песней, полагаемся на слух. Пытаемся гармонизировать в миноре, не получается - переходим в мажор. Выписываем ноты тональности, для частоиспользуемой на гитаре Ля-минор это Ля , Си , До , Ре , Ми , Фа , Соль . Устойчивыми ступенями являются I, IV и V, это значит, что при гармонизации мы, главным образом, используем аккорды образованные от 1-й, 4-й и 5-й нот в этой тональности и параллельной ей (параллельная Ля-минор - До-мажор ; смотрим – параллельные расположены друг под другом). Нужные нам аккорды:

Am Dm E7

Для минора на 1-й и 4-й ступени минорные аккорды, на 5-й - доминантсептаккорд, для мажора на 1-й и 4-й ступени мажорные аккорды, на 5-й тоже доминантсептаккор. При гармонизации, вообще говоря, могут использоваться все известные аккорды, но основными являются эти шесть. Если, скажем, нужная нам тональность Фа-мажор , то основные аккорды будут такими:

F H C7

Dm Gm A7

Пример: хотим подобрать аккорды для Старинной французской песенки. Она написана в тональности Ми-минор (видно из нот). Ноты тональности Ми-минор по порядку: Ми , Фа , Соль , Ля , Си , До , Ре. Ноты параллельной ей тональности Соль-мажор : Соль , Ля , Си , До , Ре , Ми, Фа . Основные аккорды:

Em Am H7

Впрочем, аккорды уже написаны, их нужно только выделить из нот:


Новый аккорд всегда начинается с сильной доли, то есть тогда же, когда и ударная нота в музыке (в начале такта) или словесное ударение в песне. Также в конце фразы аккомпанемент очень часто сваливается в тонику через доминантсептаккорд, в данном случае в Em через H7 .

И в заключении мне бы хотелось сказать следующее: любая техника, даже самая хорошая, имеет обратную сторону - она мешает и ограничивает простор для творчества. Если Вы учитесь играть сами, лучше полагаться на интуицию, чем на книжки. Если занимаетесь с преподавателем, имейте в виду, что очень часто он нацелен не на то, чтобы научить Вас играть, а на то, чтобы учить. Что Вам больше подходит: первое или второе - это дело выбора.

АККОМПАНЕМЕНТ

Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с гитарным аккомпанементом, то советовал бы, для начала, ознакомиться с текстом на главной странице. Не исключено, после прочтения вам захочется овладеть всем миром под названием "Гитара", вместо того, чтобы довольствоваться его крохами, представленными на этой странице.

Мысли по поводу…

Тот материал, с которым вы могли ознакомиться на данной странице, безусловно, принесёт большую пользу гитаристам, заинтересованным в повышении качества аккомпанемента. Но он не предназначен для обучения игре на гитаре в высоком смысле этого слова. Не предназначен потому, что в нём не содержится сведений о правильном приложении рук к инструменту; нет упражнений, развивающих силу пальцев рук, их выносливость и скоростные характеристики. В общем, нет азов.

Поэтому, если вы намерены с помощью этого материала (или любого другого, связанного с аккомпанементом "боем" или "перебором") учиться гитаре играя песни, советую одуматься. Знаю-знаю, сами умные и так далее… Но вдумайтесь, вы ещё ничего не знаете о гитаре. Не знаете как обустроить её для комфортных занятий; как избежать болевых ощущений на начальном этапе; как заставить слушаться собственные пальцы, упорно не желающие занимать нужное место на струнах; как освоить гитарные приёмы "баррэ" и "арпеджио" – сколь основные, столь и по своему трудные, – без которых не обходится ни одна мало-мальски продвинутая песня. Значит, если вам и удастся начать занятия, то на освоение каждой песни будете тратить гигантское время, и за годы труда наберёте весьма скудный репертуар сомнительного качества. И главное, привычка располагать руки не так, как нужно, а так, как хочется, не позволит совершенствовать свою игру. Совершенствовать не в плане развития аккордовой техники или действий правой руки, отвечающей, при условии стандартного расположения гитары, за извлечение звука, а в развитии навыков сольной игры. Спросите, зачем нужен этот навык? Во-первых, затем, что, если вы человек молодой, не ясно ещё, что вам захочется в дальнейшем больше: петь под гитару или просто играть на ней. Во-вторых, у вас может попросту не оказаться голоса, а расстаться с гитарой будете не в силах. В-третьих, чтобы суметь сыграть вступление, проигрыш или окончание к любимой песне, присутствующей, не исключено, в оригинале.

Теперь рассмотрим другую сторону медали. Пройдя обучение в моей гитарной Школе, или любом другом квалифицированном месте, вы научитесь играть на гитаре музыку разных жанров и направлений, в том числе по нотам. Причём, играть соло, выдавая качественную музыку без поддержки других музыкальных инструментов или голоса (качественной музыкой, применительно к сольной игре на гитаре, я называю одновременное воспроизведение не менее трёх звуковых потоков). Освоите все известные гитарные приёмы (у меня они все). Приобретёте навыки, способствующие будущему прогрессу и творческому росту. А уже песни-то будут покоряться с потрясающей лёгкостью. И всё это, заметьте, за то время, которое вы потратили бы на освоение пары десятков песен при самодеятельном их разучивании. Есть разница?
Как поступить, решать, безусловно, вам. Но, если надумаете – милости прошу в раздел "Уроки". 5 первых уроков даны для бесплатного ознакомления, а стоимость каждого последующего равна 40 рублям, что, как вы понимаете, не может служить препятствием к их покупке.

Ну, а чтобы подогреть ваш интерес к гитаре, предлагаю посетить раздел "Библиотека гитариста" и послушать, что можно сделать на гитаре (рубрики "Ноты + Табы", "Песни и романсы", "Гитарные ансамбли" состоят исключительно из моих аранжировок).

Буквенно-цифровые обозначения – это способ записи отдельных звуков, аккордов и тональностей музыкальных произведений с помощью букв латинского алфавита, математических и нотных знаков, а также прочих специальных символов (подробности здесь: "Гитарная Школа А.Носова"/"В помощь гитаристу"/"Аккомпанемент"/"Буквенно-цифровые обозначения аккордов").

Данная система записи имеет ряд преимуществ и недостатков.

ПЛЮСЫ. Во-первых, это простой способ разучивания новых произведений для музыкантов, играющих аккордами и не владеющих нотной грамотой.

Во-вторых, удобство считывания при игре аккордами (по сравнению с нотами). Причём, если музыкант хорошо знаком с обозначениями (точнее, умеет связывать их с реальными аккордами), то может играть с листа, без предварительной подготовки. Если же не знаком, то всегда может воспользоваться каталогом аккордов (большой каталог аккордов для 6-ти струнной гитары доступен для просмотра и скачивания здесь: "Гитарная Школа А.Носова"/"В помощь гитаристу"/"Аккомпанемент"/"Каталог аккордов для гитары").

В-третьих, буквенно-цифровые обозначения оказывают помощь музыкантам, играющим в импровизационном стиле (независимо от того, какому инструменту эта роль отводится). Достигается это тем, что данные символы несут в себе точную информацию о текущей гармонии, что позволяет избежать фальши в сочетании с другими инструментами и не "заблудиться" в партитуре. Правда, для реализации данной возможности необходимо знание нотации и основ теории музыки. Поэтому, если вы ещё не в теме, можете изучить всё это здесь: "Гитарная Школа А.Носова"/"Уроки игры на гитаре".

В-четвёртых, буквенно-цифровые обозначения, как и ноты, имеют единый стандарт для всего цивилизованного мира, а потому понятны любому музыканту, независимо от того, носителем какого языка он является. Данное качество представляется особенно ценным с наступлением эпохи Интернета и, как следствие, активного слияния культур. Причём не только с точки зрения аккордов, но и всех музыкальных дисциплин, в которых буквенно-цифровые символы находят весьма широкое применение.

МИНУСЫ. Во-первых, данные обозначения не дают представления ни о взаиморасположении звуков аккордов, ни об их высоте. Поэтому исполнитель вынужден сам решать, как расставить звуки аккорда и в каком месте грифа или клавиатуры их извлечь, что может не совпасть с задумкой автора, как правило предполагающего определённый нижний звук (для гитары басовый, основополагающий) и определённую высоту звучания аккорда.

Во-вторых, данные обозначения не сообщают о моменте вступления аккорда и о его протяжённости без дополнительных инструментов, в виде элементов нотации (нотные станы, тактовые размеры) или текстов песен (подробности в документе "Буквенно-цифровые обозначения аккордов"/"Применение буквенно-цифровых обозначений аккордов").

В-третьих, буквенно-цифровые обозначения не раскрывают каким образом извлекать звуки аккорда – одновременно (бой на гитаре) или попеременно (перебор на гитаре), и с какой ритмикой.

ВЫВОДЫ. Буквенно-цифровые обозначения, несмотря на некоторые недостатки, будут полезны всем, чья деятельность, так или иначе, связана с музыкой.

Аккорды в моём (Андрея Носова) каталоге записаны нотами, содержат подробную аппликатуру левой руки, отвечающую за прижатие струн к грифу, и сопровождены табулатурой, позволяющей разобраться в аккордах гитаристам, не искушённым в нотации. Аккорды имеют все возможные обозначения, используемые в разных странах мира и в разных музыкальных жанрах. Поэтому вы не будете иметь проблем с расшифровкой аккордовых символов, принятых за рубежом или, скажем, в джазе.

Аккордов в каталоге много, и их, без сомнения, хватит для всех игровых ситуаций, связанных с аккомпанементом, независимо от стиля его ведения – переборы или бой (кстати, именно удобство ведения боя и явилось решающим фактором для подбора аккордов: все они исполняются исключительно на соседних струнах). Но... это лишь малая часть аккордов, которые можно взять на гитаре. Сюда не вошли аккорды, смежные звуки в которых располагаются через струну или несколько струн друг от друга. Равно, как не вошли и аккорды, содержащие открытые струны в середине структуры (за малым исключением). Количество таких аккордов несметно, поэтому ни записать их, ни выучить не реально. Впрочем, квалифицированные гитаристы аккорды и не учат, как не пользуются и шпаргалками типа сборника аккордов. Они используют теоретические и практические схемы построения, дающие возможность составить и воспроизвести нужный аккорд любой сложности. Пополнить ряды квалифицированных гитаристов, выделяющихся не только отменной аккордовой техникой, но и блестящей сольной игрой, я вас и приглашаю, пройдя обучение в моей гитарной школе. Подробности на веб-сайте Гитарная Школа А.Носова, в разделе "Уроки игры на гитаре".

Желаю успешного освоения материала, коллеги!

Загрузка...