aracs.ru

Маски цам значение. Мистерия цам в воспоминаниях участников и очевидцев. открытка, Царская Россия, Бурятия, праздник Цам

Которым, мне кажется, Википедия и пользовалась)

«Нет такого места, где бы не присутствовал Будда. А раз так, священные танцы с подношениями Будде, наполненные верой и благими намерениями, имеют двойную цель. Люди, наблюдающие за танцами, могут получить пользу через приятные ощущения радости, а сами участники танцев совершают подношения всем Буддам, Бодхисаттвам и другим просветленным существам»

Цам — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях. Цам может быть не приурочен к историческому событию или определённому дню. Цель его — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.
Истоки Цам - в религии Бон - это древнейшая форма гималайского язычества. Люди, живущие в необычайно суровом и непредсказуемом климате Тибета и не имеющие возможности что-либо изменить в окружающем их мире, отождествляли все, что их окружало со своенравными и враждебными духами, которых они не видели, но которых, как они полагали, можно было контролировать только с помощью оккультного мастерства. Большинство бонских духов были враждебны человеку и имели ярко выраженные черты демонов дре. Но были также и духи, которых можно было задобрить или победить. Они превращались в благодетелей и защитников и рассматривались после этого как боги - лха.
Умилостивлять одних духов и подчинять других должен был шаман, бон-по.
Считается, что Цам возник и развился в Тибете, и связан с тантрийской системой буддизма и ламаизма. Традиция приписывает идею исполнения первых священных танцев в масках богов Гуру Падма Самбхаве - великому деятелю буддийской веры, при сооружении монастыря Самьяй в VIII веке. Якобы тогда этот торжественный обряд богослужения помог великому Учителю, главе секты красношапочников победить сопротивление местной религии бон-по. Предполагается происхождение этих танцев из Индии, где в древности особые актеры в масках и одеждах богов танцевали и вели диалоги на языке богов, демонов и людей. Хотя, исходя из всего вышеизложенного, становится понятным, что священные танцы пришли в тибетский буддизм из традиции Бон.

Обряд состоит из танцевальной пантомимы, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок
В течение нескольких недель перед исполнением мистерии в монастырях идут специальные службы, проводятся приготовления к церемонии.

Изначально, в классическом варианте, маски изготавливались из дерева и были очень тяжеловесными. Но из-за их непрактичности, на смену им пришли маски в более облегченном варианте - из папье-маше. Маски, изображающие высших тантрических божеств, наделены тремя глазами. Особенно зловещий вид имеют маски гневных и грозных божеств из ряда докшитов - персонажей докшитского Цама - "защитников закона" - хранителей веры. Один их внешний вид должен был отпугивать врагов буддизма и вселять ужас в сердца зрителей. Окраска «лиц» у них зловещая: красная, синяя, зеленая, выражение хищное, свирепое, кровожадное. Предназначение докшитов заключалось в том, чтобы уничтожить еретиков и врагов религии, и внешний вид этих гневных защитников веры соответствовал их предназначению. Маска зачастую в два-три раза превышает размер человеческого лица, поэтому монахи, исполняющие танцы в масках, смотрят не через глаза, а через ноздри и рот. Перед использованием маска должна быть освящена. Лама читает соответствующие молитвы, бросая зерна освященного риса. Маски, особенно те, что передаются из поколения в поколение, считаются священными реликвиями, обладающими магическими свойствами.

Сама по себе мистерия - это тайная религиозная церемония. А "цам" это целостный многочасовой комплекс танцев-пантомим монахов и лам в специальных ритуальных масках, изображающих различных божеств, духов и героев. Религиозная мистерия, ставшая храмовым ритуалом во многих крупных буддийских монастырях, преследует несколько целей. Прежде всего, это способ усмирения и нейтрализации злых духов, которые мешают вере. Кроме этого, танец призван очистить сознание и душу. Практически каждая маска у высших дхармапал, а точнее, черепа в ее венце, олицетворяют какой-нибудь из пяти пороков - зависть, жадность, гнев, гордыню, корысть. Однако праведный гнев приветствуется, потому что таким гневом можно очиститься. Во время танца докшитов (суровых, «гневных» хранителей веры), происходит уничтожение духовного негатива. Во-вторых, мистерия Цам проводится, когда человек готовился к состоянию «бардо», то есть умирал. Или, согласно буддизму, переходил в другое состояние, именуемое «бардо», когда душа человека должна за короткое время найти себе место, новое обиталище. В-третьих, Цам - это средство, ведущее к просветлению.
Не следует забывать и о главной задаче мистерии Цам - распространение блага для местности, где она проводится.

Энергия, излучаемая монахами-танцорами и их энергетика, проецируемая на зрителей, просто зашкаливала все разумные и неразумные пределы.
Танец Цам не является сам по себе «конечным» ритуалом. Он представляет собой лишь часть, хоть и довольно обширную часть, тантрической практики целостного ритуала. Танец есть дополнением к другим более значимым составляющим. Особый метод позволяет исполнителю представить в танце движения, которые он визуализировал до начала танца и в его процессе, а потому эту сложную форму поклонения способны выполнять лишь немногие исполнтели в каждом поколении, достигшие высоких результатов.

И несколько слов от себя. Во-первых, хотя для многочисленных зрителей танец - это представление и развлечение (зрителей потом покажу отдельным постом), по сути - это сложный ритуал, к которому ламы специально готовятся, и во время танца находятся в измененном состоянии сознания, чпстично перевоплощаясь в духа, маску которого они носят.
Воздействие танца на зрителя зависит от его подготовки. Нам, непосвященным, не удалось погрузиться в состояние транса и отправиться "за грань своего сознания". И однако же воздействие очень сильное. И сознание - да, меняет.

Мы были зрителями танца Цам в течение двух дней подряд. Первый покаду без комментариев, о втором немн6ого скажу.
В первый день мы приехали не к началу (которое во времени жестко не фиксировано), а немного позже


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.Второй день. Начинается все с выхода музыкантов, часть из которых потом занимеет места "оркестра", и лам без масок


24.


25. Совсем маленькие мальчики


26. Портрет в хоте церемонии находится над оркестром


27. А потом уже выходят маски

Ламаизм распространился в Монголии в XVI веке, придя уже в развитой своей форме из Тибета, принеся свои традиции и культуру.

Тем не менее, интересной является монгольская мистерия "Цам" и, особенно, маски, изготовляющиеся к ней.


При монастырях происходило изготовление масок для религиозной церемонии. Маски делались из папье-маше и ярко раскрашивались. Они изображали различные божества и мифологические персонажи, надевались монахами вместе с ярким одеянием из шелка при исполнении религиозных танцев и представлений в монастырских дворах при большом стечении народа.


открытка, Царская Россия, Бурятия, праздник Цам

Суть этой церемонии — показ борьбы персонажей ламаистской веры с иноверцами. После церемонии маски вешались в монастырях рядом с тан-ка (ламаистскими иконами), так как считались большой ценностью.

"Цам" - значит «танцы по кругу». Сам обряд зародился, по некоторым данным, в Индии, в Монголии же он появился лишь с середины XVIII века. Точных сведений о происхождении этой мистерии нет. MAXANTO полагает, что наиболее достоверной можно считать следующую версию:

"Один монах из «красного» течения буддизма Ловон Бадамжунайн прибыл в Тибет в 775 г., где им был основан монастырь Самъяа. Для усмирения духов, обладающих по не человечески черной силой, им была совершена молитва "Жахар", совмещенная с ритуальными танцами, что послужило началом исполнения "Цам" в Тибете".


Цам 19-20 век

Есть и еще одна версия, заслуживающая внимание, по крайней мере, своей поэтичностью. Так, по словам известной русской ученой-монголоведа Н.Шастиной, в одной легенде рассказывается о том, как "тибетский император "Ландрам" (841-901), являющийся поклонником шаманства и всей душой ненавидящий буддизм, уничтожал монастыри и всячески притеснял монахов, которые бежали в горы и стали жить в пещерах. Из 70 000 монахов выжили лишь 7. Чойжин-монах Лхал-хумбалдорж сшил себе черно-белый костюм с широкими рукавами, в них был спрятан лук со стрелами. Его лошадь была перекрашена из белой в пёструю. Надев свой наряд белой стороной наружу и приехав в императорский дворец, он начал танец напротив дворцовых ворот. Он прыгал и размахивал своими рукавами. Заинтересовавшись, император вышел посмотреть на монаха, и тогда тот вытащил лук и застрелил Ландрама. Перевернув свои одеяния черной стороной, он прыгнул в реку, бежав от императорской охраны. С этого времени он прятался в горах, живя отшельником. А его танец стал популярным, как мистерия против врагов буддизма.

В настоящее время танец "Цам" распространен во многих монастырях в Монголии, где привлекает внимание тысяч зрителей.

Сегодня "Цам" в Монголии - это танцевальная пантомима, которая исполняется ламами. Половина из них надевают маски (о которых мы уже писали выше) и именуются докшитами (хранителями), вторая группа лам, не одевает масок, их называют шанаками (ламами-созерцателями). Все они начинают танец, двигаясь по кругу и размахивая руками. В танце рассказывается о борьбе добра со злом.
Интересной частью мистерии "Цам" являются танцы скелетов. Среди них - «защитники четырех кладбищ», принадлежащие к божествам высокого ранга. На них - короны с тремя или пятью миниатюрными черепами. К их маскам, прикрепляются вееры радужных цветов. Монголами они именуются «бабочками». Танцоры облачены в белые обтягивающие костюмы, на которых нарисован скелет.


Сушильные шкафы для одежды и обуви выпускает много компаний. Большая часть российского рынка занята производителями из нашей страны. Здесь мы рассмотрим два бренда "КУБАНЬ" (Ампаро) и "РШС" от московского завода Рубин. Московское производственное объединение «Рубин» выпускает как традиционные сушильные шкафы, так и инфракрасные. Производство сертифицировано, продукция представлены на рынке уже 23 года. ...

Сушильные шкафы для одежды и обуви

0 880


MAXANTO предлагает посмотреть видео о том, как крепостной крестьянин рассказывает о чудачествах барина-индуиста и загадочной и непостижимой Сансаре! ...

Театр одного актера: крепостной, барин-индуист и Сансара

0 1369


Говорят, что лицедеи - это люди, которые раскрывают человеческую сущность. Эмоции, бьющие через край, пантомима на грани фола. Всё это в видео, которое MAXANTO разместили прямо под этим текстом. ...

Кто ты на самом деле? Ты изменился?

0 806


Энни Вейч - художница из Онтарио (Канада). На ее картинах маслом - женские фигуры. Она исследует и преподносит нам простую красоту тела, а также пытается передать спектр сложных человеческих эмоций. ...

Картины сна на полотнах канадки Annie Veitch

0 1724


История возникновения и развития урду чрезвычайно интересна. В IX веке с появлением в Индии мусульманских завоевателей североиндийский хиндави—развитой язык с богатым фольклором — начал обогащаться множеством персидских и арабских слов и перенял несколько видоизмененную арабскую письменность. ...

Индия: язык урду (хиндустани)

0 1301


Когда подходит время готовности документов для подключения газа, нужно заняться выбором газового котла. Марок котлов очень много, и в этой пестроте оборудования, необходимо выбрать котел, который бы удовлетворял всем Вашим требованиям. Разговоры с соседями, у которых уже давно подключен газ, как правило, ничего определенного не дают. Каждый рассказывает свои истории, кто хвалит котел, а у кого уже третий, а последний очень хороший. ...

Как выбрать газовый котел, бойлер, систему удаленного доступа и т.д.

0 1126


Сейчас в интернете представлено множество компаний, которые предлагают своим клиентам широкий ассортимент самой разной продукции.В этой статье мы расскажем про популярные интернет-магазины, которые продают уборочную технику и оборудование. Итак, топ-5: ...

Обзор интернет-магазинов, где можно купить уборочное оборудование

0 970


Строительство храмового комплекса Тупден Шедудлинг в Отрадном идет своим чередом. Уже построена Ступа Просветления рядом с Временной Ступой. ...

Ступа Просветления Храмового комплекса Тупден Шедублинг - Москва

0 1547


Необоснованность мысли не дает мне покоя. Лучезарные мальчики поют свои речи с ютуб каналов, собирая миллионы подписчиков. Отдышавшись, я понял, что не завидую им, а где-то даже восхищаюсь. Вы только представьте, сколько желающих обучиться бизнесу и стать «Биг боссом». ...

Тренинги: как учиться, чтобы не уйти разочарованным?

0 1266


Инструкция о том, как подключить комбинированный бойлер косвенного нагрева к системе отопления газового котла. ...

Подключение комбинированного бойлера косвенного нагрева (БКН) к системе отопления газового котла

0 2111


Порядок и сроки оформления документов и выполнения работ по подключению газа. При условии, что рядом с Вашим домом проходит газовая магистраль. ...

Подведение газа к частному дому в Подмосковье, в ТСН.

0 1042


Как только дирижер откланивается публике, взмахивает своей палочкой, по мановению которой распахиваются красные театральные портьеры и вступает оркестр, понимаешь: это Имре Кальман. Его музыка, торжественная и вечная, переносит в удивительный мир венских оперетт, пусть даже сейчас они называются мюзиклами. ...

Принцесса цирка московского театра мюзикла

0 1681


Новый клип группы Queen с вокалом Фредди Меркьюри на песню All Dead, All Dead с альбома News of the world. ...

Новый клип группы Queen c вокалом Фредди Меркьюри

0 2326


12 октября 2017 года Центробанком России были представлены купюры, чей номинал - 200 и 2000 рублей. ...

Центробанк представил новые купюры номиналом 200 и 2000 рублей

0 1959


Как полагают ученые, первые часы сбыли созданы и сделаны общественным достоянием древними греками. Для того, чтобы жившие в древних Афинах горожане не чувствовали себя вне времени, по улицам города сновали специальные люди, за небольшую плату сообщавшие, где на данный момент находится отметка тени солнечных часов. ...

Кто придумал часы? История изобретения

0 1920


"Баня лечит душу", так говорили на Руси, и были правы. Можно вспомнить, как в фильме "Гардемарины", француз, решивший пойти в русскую парную, кричал матом на своем языке и с позором бежал из стен святого места. Для русского, баня - это часть его жизни. В бане человек очищает тело и душу после трудовой недели. ...

Баня для тела и души

0 1220


Лунатизм, снохождение - это особое состояние сна, наблюдаемое чаще у детей и подростков. При лунатизме отмечается расстройство сознания, сопровождающееся автоматическими сложными действиями во время ночного сна. ...

Лунатизм

0 1585


Традиционно, в северных странах для отопления дома в холодное время использовалась печь, в то время как в южных довольствовались каминами. Так было до недавнего времени, когда некоторые производители создали симбиоз печи с камином, который совместил в себе эстетику открытого огня и тепло от настоящей печи. Мы расскажем о шведском производителе KEDDY, который вот уже третье десятилетие выпускает целый модельный ряд печей с суперкассетами - закрытыми стеклом топками, сквозь которые вы можете наблюдать за тем, как огонь пожирает дрова. ...

Шведские печи-камины Keddy Maxette

0 2026


Оформление земельного участка и загородного дома в собственность на участке, предназначенном для строительства жилья (если это не садовое и не дачное товарищество) С 1.01.2017 года вместо свидетельства о регистрации права на землю введен новый документ, который называется «выписка из ЕГРН» (единого государственного реестра недвижимости). В состав выписки из ЕГРН вошли: выписка из ЕГРП (прав) и государственного кадастра недвижимости. ...

Оформление земельного участка и загородного дома в собственность

0 1282


После просмотра шоу Точь-в-точь, где в роли судьи выступает Геннадий Хазанов, складывается тягостное впечатление. Глядя на него, можно решить, что эпоха лицедейства закончилась. Именно поэтому корреспондент MAXANTO с настороженностью шёл на спектакль театра Антона Чехова "Ужин с дураком"; каково же было его удивление, когда он вынес вердикт, что Хазанов, пожалуй, единственный, кто "унаследовал" феерическую манеру игры штрихами, по чуть-чуть, свойственную Аркадию Райкину. И не просто унаследовал, а пронес сквозь толщу десятилетий, нисколько не расплескав жидкость из этого драгоценного сосуда. ...

Ужин с дураком - Геннадий Хазанов

0 1360


Есть такой анекдот, когда монах постучался в дверь к женщине на ночлег. Женщина поставила условие для ночлега: выпить с ней, съесть мясо или провести ночь. Монах отказался, но выбор был невелик, иначе ночью он бы замерз, так как находился в горах, где лежал снег. И монах согласился выпить с ней немного вина. И только выпив, он съел мяса, ну а после уже и переспал с ней. ...

Исповедь вегетарианца или как я снова стал есть мясо

0 1670

Москва. Красная площадь. Сколько было сказано, сколько написано. На Красной площади проходили и проходят военные парады, люди идут на встречу с Лениным в мавзолее. Все-таки чудо, а вдруг скоро уберут? ...

Москва. Красная площадь. Лето 2017.

0 2299


31 мая, в канун лета, корреспондент MAXANTO побывал на клубной встрече, которую провел Андрей Веселов на тему: "Стратегические изменения: разбудите силу 5П!" ...

Стратегические изменения: разбудите силу 5П

0 2248


Тех, кто привык летом смотреть себе под ноги, знают, что на природе, да и в городских джунглях, по земле ползает множество самых разных жуков. При этом иногда мы даже как-то и не задумываемся над тем, что некоторые виды занесены в Красную книгу… Одним из исчезающих видов является жужелица кавказская...

Жужелица кавказская - жук из Красной книги

0 7526


Многие задумываются о постройке загородного дома. На что обратить особое внимание при его постройке и монтаже инженерных коммуникаций? С чего начать? ...

Ошибки при строительстве загородного дома

0 1919


В Калининграде строится завод, где планируется производить автоматические коробки. Согласно бизнес-плану, площадь производственной территории составит 80 тысяч квадратных метров, а планируемый объем производства должен достигать 30 тысяч АКП в год. ...

КАТЕ: российские автоматические коробки передач

0 5865


Илон Маск предлагает кардинальное решение - постройку новых линий метрополитена именно для машин. На первый взгляд это выглядит футуристично и не реализуемо. Но давайте на миг отвлечемся и вспомним о том, что другой не менее правдоподобный проект Илона Маска - Hyperloop (постройка труб, в которых будут передвигаться поезда со скоростью свыше 1200 км/ч), уже реализуется. Поэтому, давайте посмотрим, как видится разработчикам андерграунд для автомобилей. ...

Метрополитен для автомобилей

0 1408


Установка ТЭНа в бойлер косвенного нагрева Baxi Premier Plus

0 5067


Первый УАЗ ДЕВОЛРО будет готов в начале июля 2017! Орлов обозначил срок появления первого автомобиля в США. УАЗ ДЕВОЛРО можно будет впервые увидеть (и купить) уже в июле 2017 года! Цена будет зависеть от комплектации, начало от 15,000$ и до 35,000$. ...

Первый УАЗ ДЕВОЛРО можно будет купить в начале июля 2017 года

0 1762


Сегодня диспоузеры уже не являются удивительными приборами. Во многих квартирах и загородных домах их применение стало обыденным. Тем не менее, среди широких слоёв населения еще нет полной уверенности в том, что они действительно нужны. Более того, словосочетание «измельчитель пищевых отходов» порой ставит в тупик, потому как не совсем понятно, для чего вообще что-то измельчать? ...

Диспоузеры Bone Crusher и InSinkErator

0 1549


Известно, что нет в природе двух одинаковых людей. Даже двойники, при близком рассмотрении совсем не являются идентичными. Природой заложено бесчисленное разнообразие видов, что, в конечном счете, является элементом эволюции. Наверняка многие обращали внимание на то, что в человеке различно всё: и даже уши. Так, существует несколько классификаций ушных раковин.Безусловно, когда речь заходит об идентификации личности, в первую очередь имеется в виду опознание трупов в криминалистике. Так, по данным Министерства внутренних дел, каждый год в стране обнаруживают более двадцати тысяч (!!!) неопознанных трупов. Поэтому данная проблема интересна в большей степени именно экспертам в уголовном розыске. ...

Идентификация личности по ушным раковинам в криминалистике

0 2815


Гусеницы - известные вредители. Конечно, потом они станут бабочками и, хотя останутся такими же истребителями урожаев, но при этом приобретут определенную красочность и будут радовать глаз. Что касается их предтечи - гусениц, или, как их еще называют, личинок, то они не вызывают симпатий. Хотя некоторые представители определенно фотогеничны. ...

Гусеницы - фитофаги, поедающие листья

0 2337


Кроме России и Европы «проворные ящерицы» обитают даже на северо-западе Монголии. Впрочем, быть может, именно из Монголии они пришли на Русь вместе с полчищами Чингисхана! Взгляните на две карты - ареал обитания «проворных ящериц» и очерченную границу Монгольской империи - они частично совпадают. Существует альтернативное мнение, что это неспроста. ...

Путь ящерицы: из Монголии в Европу

0 1817


Ипох - город в Малайзии, который стал бурно развиваться на рубеже 19 столетия. Сейчас в нем проживает свыше семисот тысяч жителей, вокруг - современные постройки. Впрочем, сохранились и здания колониальной эпохи. Достаточно интересными являются и граффити на стенах старого города (Old town), которые были созданы Эрнестом Захаревичем. Рисунки появились после поездки художника по стране. Так получились такие образы, как "велорикша", "старик с чашкой кофе", "дети на бумажном самолетике", "чайные пакетики", "девочка на табуретке" и "колибри". ...

Граффити на стенах Ипоха, Малайзия

0 1288


Корреспонденты MAXANTO посетили тренинг «103 новые фишки активных продаж», который провел известный тренер по продажам Дмитрий Ткаченко. ...

103 новые фишки активных продаж

0 2020


Сегодня международное издание motor1.com опубликовало серию фотографий «загадочного прототипа большого седана». Снимки были сделаны фотографами издания во время проведения ходовых испытаний на одном из замерзших озер в Швеции. И если некоторые иностранные читатели не вполне знакомы с дизайном будущего президентского лимузина, который должен быть готов к предстоящей инаугурации в 2018 году, то читатели MAXANTO без труда угадают под камуфляжем будущий лимузин марки AURUS, а вовсе не Rolls-Royce или Bentley. ...

Тест президентского лимузина (проекта "Кортеж") в Швеции

0 1976


Говорят, что научить торговать нельзя. Но это не так. Например, скончавшийся совсем недавно Дэвид Рокфеллер-старший, несмотря на унаследованный капитал, учился в Лондонской школе экономики и политических наук. В Москве уже не первый год проходит, организованная под эгидой и при непосредственной поддержке B2Bbasis конференция "Продажи и маркетинг-2017". Корреспонденты MAXANTO побывали на этом интересном мероприятии, чтобы ознакомиться со всеми актуальными тенденциями в сфере маркетинга и продвижения услуг на рынок. ...

Продажи и маркетинг - 2017: тренды этого года

0 1928


Когда Жан-Клод Ван Дамм показал шпагат на двух движущихся грузовиках Volvo, мир захлебнулся в рукоплесканиях. Но ролик с Ван Даммом - это далеко не первый случай, когда артисты показывали растяжку между движущимися объектами. Конечно, первыми, кто стал показывать людям такие трюки, были циркачи. MAXANTO удалось разыскать фотографию учеников Владимира Дурова. По всей вероятности, снимок датируется 60-ми годами прошлого века. На снимке - артистка цирка Владислава Варьякоене. ...

Шпагат на слонах, грузовиках, мотоциклах

0 1726

В течение последнего десятилетия Сатоши Сайкуса создал ряд проектов, в которых затронуты такие темы, как ночь, память и хрупкость бытия.Независимо от того, работает ли он в серии портретов, натюрмортов или инсталляций, сквозь всё творчество, по его словам, проходит буддийская концепция непостоянства - с акцентом на memento mori. ...

Фотограф Сатоши Сайкуса: темы смерти, рождения и сна

0 1910


Ева Грин - роковая красотка из последнего перезапуска фильмов про Джеймса Бонда. Та самая Веспер Линд, оставившая шрамы на сердце агента 007. Мы не будем размышлять о притягательности этой женщины. Сегодня MAXANTO покажет вам образы, созданные ею в сотрудничестве с японским фотографом Сатоши Сайкуса. ...

Ева Грин: девушка Бонда в японском объективе

0 2256


Конечно, мы не будем оригинальными, если скажем, что богомолы - это инопланетные существа. Конечно, они живут на Земле и очень распространены на ней. Но присмотритесь к ним внимательно: не их ли головы копировали и копируют американские киностудии, создавая свои фильмы про ужасных пришельцев из космоса?Глядя на них, успокаивает только одно: богомолы маленькие насекомые. Если же представить, что они были бы размером хотя бы с кошку или собаку, уверяем, при встрече с ними вам стало бы не по себе. ...

Богомолы: исчадия ада с другой планеты?

0 1903


Спектакль концептуален, впрочем, как и место, где он играется - ведь Дом культуры имени Зуева - один из наиболее ярких и известных в мире памятников конструктивизма.Но сегодня мы говорим не об этом. Дело в том, что фильм Олега Дьяченко "Быстрее, чем кролики" начисто лишен видеоряда про фобии из спектакля, что сразу же будто обезглавливает повествование. Заслуживают внимания и комичные эпизоды с Гамлетом и в Третьем Рейхе. MAXANTO предлагает посмотреть на эпизоды, не вошедшие в фильм. ...

Быстрее, чем кролики: фобии, Гамлет, Буратино и Третий Рейх

Первому настоятелю монастыря Чопелу Сангпо в образе яка явился просветленный защитник Ямантака, которого он долго созерцал в медитации и к которому обращал свои молитвы о Просветлении. Пребывающий в глубоком сосредоточении настоятель видел, как одно за другим появлялись перед ним просветленные божества в сопровождении свиты грозных защитников в коронах, увенчанных черепами.

Божества исполняли причудливый танец, каждое движение которого Чопела Сангпо каким-то образом запомнил до мельчайших подробностей. Вскоре он решил воссоздать явленную ему мистерию, обучив своих монахов нездешним танцам просветленных божеств. Он отчетливо помнил каждое движение, лязг железного трезубца в руках богини Цамуди, безудержные прыжки скелетов, взмывающий ввысь треугольный флаг защитника Махаякши и трубы, заполняющие своими низкими голосами все пространство на много миль вперед.

Мистерия Чопела Сангпо, воссозданная великим ламой в мельчайших деталях, по сей день остается главным событием духовной жизни монастыря Дзонгкар Чоде. В Тибете этот вид ритуальных служб называют «Чамом», в России он больше известен в его монгольском произношении «Цам».

Тибетское слово чам означает «танец», «пляска». Мистерия, ежегодно совершаемая и в буддийских монастырях Монголии, выглядит завораживающе. Экзотические костюмы: страшные, птичьи или звероподобные маски с клыками в оскаленных пастях, украшенные черепами; резкие, пугающие движения танцоров - таково первое впечатление от мистерии. Прототипы масок цама ученые находят в древних петроглифах и наскальных рисунках Центральной Азии. В каждом монастыре существует свой набор масок, костюмов и музыкальных инструментов.

Ритуал мистерии Цам – сложный и многоаспектный. Он включает религиозный, философский, эзотерический и экзотерический пласты. Это красочный и торжественный обряд, посвященный защитникам буддийского учения, торжеству будд и бодхисаттв над миром сансарического бытия и врагами веры.

Число участников мистерии колеблется от 4–5 до 108 – священного числа буддизма. Являясь мостом между невидимым миром просветленных божеств и миром людей, Цам требует многочисленных и тщательных приготовлений. Задолго до начала ритуала, ламы, исполняющие роли главных персонажей, проходят длительное затворничество, созерцая то божество, которое затем будут представлять в танце. Обращаясь к нему с молитвами, начитывая его священные слоги-мантры, представляя себя в его образе, они стремятся впитать его энергию и духовную силу, чтобы затем, облачившись в старинную маску и костюм из золотой парчи, стать божеством, явив людям его благословение.

Монастырь Дзонкар Чоде принадлежит к школе Гелуг тибетского буддизма, поэтому центральным персонажем монастырского Цама здесь является Каларупа, главный защитник этой школы. Танец Каларупы и его супруги Цамуди, а также многочисленных божеств царственной свиты составляет костяк Цама, в повествовательную канву которого изящно вплетены появления и других героев – трехметровой Палден Лхамо (охранительницы Тибета и Далай-ламы), молниеносных снежных львов, скелетов-охранителей кладбищ и «черных шапок».

Танец черных шапок уходит корнями во времена небуддийского царя Ландармы, который благоволил последователям шаманской религии Бон и беспощадно разрушал буддийские монастыри и храмы. Он был убит буддийским монахом, которому удалось скрыться с места преступления целым и невредимым, используя простой трюк с переодеванием.

Вымазав сажей собственное лицо и свою белую лошадь, облачившись в черный плащ с белой подкладкой и черную шапку, спрятав в широких рукавах своих одежд лук и стрелы, он отправился ко двору. В таком облачении он скорее походил на злобного духа, нежели на служителя Дхармы. Представ перед дворцом, он принялся исполнять неистовый ритуальный танец бонского мага-колдуна. Когда же царь, заинтересовавшись, приблизился к нему на расстояние выстрела, то тот тотчас же поразил его стрелой, вскочил в седло и помчался к реке. Переплыв реку и смыв сажу с себя и коня, он вывернул плащ и шляпу белой изнанкой кверху – преследователи уже не могли обнаружить на другой стороне реки «черного колдуна»…

Эту историю тысячелетней давности хорошо знают в Тибете, ведь она - напоминание о том, что и прежде на долю страны Снегов выпадали тяжелые времена. После жестокого правления Ландармы в стране осталось только три буддийских монаха. Но сегодня их – тысячи, и они сохранили для нас танцы и образы просветленных миров.

Цам (монг. Цам; тиб. Чам; бур. Сам)

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

Исторический фон

Торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях (дацанах) Забайкалья, Монголии и Тибета.

По одной из версий, происходит от древних шаманских практик. Был включён в буддийский ритуальный комплекс. В Монголии и Забайкалье Цам стал одной из основных религиозных мистерий.

Монастырский Цам может быть не приурочен к историческому событию или определённому дню. Цель его - показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.

Обряд состоит из танцевальной пантомимы, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок, но в соответствующем одеянии, совершают по намеченному кругу религиозный танец, жестикулируя руками.

Цам проводится во дворе дацана. В течение нескольких недель перед исполнением мистерии в монастырях идут специальные службы, проводятся приготовления к церемонии.

Типы Цама

  • разговорный - с диалогами и импровизациями, актёры-ламы разговаривают со зрителями;
  • пантомима - с участием от 4-5 до 108 человек;
  • посвящённый какому-либо персонажу или событию буддистской истории и мифологии. Исполняется только посвящёнными монахами, незначительные роли доверяются монастырским послушникам.

Функции Цама

  • средство, ведущее к просветлению;
  • способ умиротворения и нейтрализации злых духов;
  • подготовка человека к смерти, переходу в состояние бардо.

Сюжеты танцев

Одним из популярных сюжетов является история попытки тибетского царя Ландармы уничтожить буддизм в Тибете.

Главные сцены мистерии

  • танец с мечами в исполнении мирян;
  • танец чёрных шапок с участием 13, 17, 21 или 23 танцоров;
  • танец с барабанами;
  • танец читипати - «хранителей кладбищ»;
  • танец зверей: птица, олень, як, лев;
  • танец стражей сторон света, в котором участвуют 4 или 8 человек.

Действующие лица Цама: быкоголовый Чойчжал (Эрлик-Хан), Махакала, Джамсаран, докшиты - гневные защитники веры, Белый Старец.

Заканчивается Цам умерщвлением линга. Его рисуют на бумаге, или делают фигуру из теста. Бумажное изображение сжигают, а фигуру из теста рассекают на 7, 9 или 13 частей. Линг - олицетворение Ландармы или его министра Машанги.

В дацанах Бурятии Цам проводится в летние праздники.

Портфель экскурсовода


National Library of Russia , Public Domain

Источники

  • Цам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Вестник Академии наук СССР. М ., 1982. С. 117.
  • Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М .: Наука, 1988.
  • Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. СПб. , 1887. С. 392-403.

Впервые в новейшей истории России: полная мистерия Цам в исполнении 32 тибетских монахов монастыря Дзонкар Чоде

Незадолго до трагических событий 1959 года желтый глаз огромной белоснежной маски яка, считавшейся одной из главных реликвий тибетского монастыря Дзонкар Чоде, внезапно выпал из глазницы. Старшие ламы нахмурились, усмотрев в этом знак грядущей и неотвратимой беды. В тот год в Тибете во многих монастырях защитные божества посылали свои предзнаменования ламам-хранителям учения Будды.

Для монастыря Дзонкар Чоде маска белоголового яка, что хранилась в погруженной в полумрак комнатке, примыкающей к главному залу молитвенных собраний, вместе со священными изображениями и статуями защитных божеств, была не просто маской дикого необузданного зверя. В образе яка явился первому настоятелю монастыря, Чопелу Сангпо, просветленный защитник Ямантака, которого он долго созерцал в медитации и к которому обращал свои пламенные молитвы о Просветлении. Пребывающий в глубоком сосредоточении настоятель видел, как одно за другим появлялись перед ним просветленные божества в сопровождении свиты грозных защитников в коронах, увенчанных черепами …

Божества исполняли причудливый танец, каждое движение которого каким-то неведомым образом отпечаталось в сердце Чопела Сангпо.

Вскоре он решил воссоздать явленную ему мистерию, обучив своих монахов нездешним танцам просветленных божеств. Он так отчетливо помнил каждое движение, лязг железного трезубца в руках богини Цамуди, безудержные прыжки скелетов, взмывающий ввысь треугольный флаг защитника Махаякши и трубы, заполняющие своими низкими голосами все пространство на много миль вперед …

Эти трубы затем на протяжении нескольких столетий звучали у тибетско-непальской границы, в горной долине Дзонка, давшей свое название монастырю. В 1959 году, после кровавых событий в Лхасе, монахи Дзонкар Чоде ушли в изгнание в Индию, забрав с собой драгоценные монастырские реликвии и древние маски, в которых танцуют и поныне.

Мистерия Чопела Сангпо, воссозданная великим ламой в мельчайших деталях, по сей день остается главным событием духовной жизни монастыря Дзонгкар Чоде. В Тибете этот вид ритуальных служб называют «Чамом», в России он больше известен в его монгольском произношении «Цам». В Дзонгкар Чоде эта чрезвычайно сложная многочасовая церемония исполняется один раз в году, на 29 лунный день последнего месяца уходящего года. По вечерам, когда спадает нестерпимая индийская жара, громогласные звуки длинных труб возвещают о том, что ламы начали готовиться к самому важному дню года, когда накануне новогодних празднований будут отсечены все трудности и преграды.

Дата предстоящего ритуала хорошо известна всем жителям прилежащих тибетских поселений. Для них Цам - живое соприкосновение с миром буддийских божеств, которые в остальное время года неподвижно взирают на них с живописных изображений и храмовых фресок. Являясь мостом между невидимым миром просветленных божеств и миром людей, Цам требует многочисленных и тщательных приготовлений.

Ламы, исполняющие роли главных персонажей, проходят длительное затворничество, созерцая то божество, которое затем будут представлять в танце. Обращаясь к нему с молитвами, начитывая его священные слоги-мантры, представляя себя в его образе, они стремятся впитать его энергию и духовную силу, чтобы затем, облачившись в старинную маску и костюм из золотой парчи, стать божеством, явив людям его благословение.

Остальные участники церемонии в эти дни оттачивают свое мастерство, вспоминая разученные ранее па. Всевозможные технические приготовления также занимают немало времени – часто монахам приходится заниматься ремонтом старых и изготовлением новых масок, восстанавливать поврежденные костюмы и украшения.

Поскольку церемония Цам - одна из основных духовных практик Дзонкар Чоде, традиция ритуального танца сохраняется здесь с особой бережностью. Сегодня в монастыре около двухсот монахов, большинство из них – ребятишки 8-10 лет, которые пока лишь внимательно следят за танцующими старшими ламами, чтобы затем, незаметно для остальных, повторять непростые движения.

Они прыгают и веселятся, глядя на то, как натягивают в монастырском дворе белый тент, под которым завтра будут священнодействовать те, кого они каждый день видят в простых монашеских одеяниях, - молодые парни, коротко подстриженные, коротающие дни в бесконечной учебе и мечтающие о возвращении в Тибет. Завтра они сойдут со ступенек храма совсем в другом обличии. Пружинистыми прыжками спустятся они к пестрой толпе, и малыши-монахи замрут, испуганные силой и мощью этого немыслимого представления.

Чам монастыря Дзонкар Чоде называют «Чамом яка», поскольку выход из храма на монастырский двор белоголового яка - один из самых зрелищных моментов церемонии. Он - такой огромный, что под его мохнатой черной шкурой скрываются одиннадцать монахов! Ими руководит монах-дирижер, который в нужный момент подает им короткие команды, и огромное животное слажено и изящно спускается вниз по ступенькам, поворачивает то вправо, то влево, величественно обходя монастырский двор.

Его царственного выхода ждут с нетерпением, а в известный всем жителям близлежащих тибетских поселений момент к нему обращаются за благословением, поднося белые церемониальные шарфы-хадаки. Первыми подходят к волшебному яку самые пожилые и уважаемые беженцы из Тибета, чья связь с монастырем Дзонкар Чоде исчисляется десятилетиями – многие из них до 1959 года жили Дзонке, где монастырь стоял до вторжения китайцев. Сегодня они не только поддерживают связь с монастырем, но и самым активным образом участвуют в Чаме, где все роли расписаны и выполняются с безукоризненной точностью. Они следят за танцорами, чтобы в нужный момент успеть поправить костюм, разносят напитки для лам и угощения для гостей, снимают с танцующих божеств шарфы-хадаки, которые во множестве возлагают на них собравшиеся зрители.

Монастырь Дзонкар Чоде принадлежит к школе Гелуг тибетского буддизма, поэтому центральным персонажем монастырского Чама здесь является Каларупа, главный защитник этой школы. Танец Каларупы и его супруги Цамуди, а также многочисленных божеств царственной свиты составляет костяк Чама, в повествовательную канву которого изящно вплетены появления и других героев – трехметровой Палден Лхамо (охранительницы Тибета и Далай-ламы), молниеносных снежных львов, скелетов-охранителей кладбищ и «черных шапок».

Танец черных шапок уходит корнями во времена небуддийского царя Ландармы, который благоволил последователям шаманской религии Бон и беспощадно разрушал буддийские монастыри и храмы. Он был убит буддийским монахом, которому удалось скрыться с места преступления целым и невредимым, используя простой трюк с переодеванием.

Вымазав сажей собственное лицо и свою белую лошадь, облачившись в черный плащ с белой подкладкой и черную шапку, спрятав в широких рукавах своих одежд лук и стрелы, он отправился ко двору. В таком облачении он скорее походил на злобного духа, нежели на служителя Дхармы. Представ перед дворцом, он принялся исполнять неистовый ритуальный танец бонского мага-колдуна. Когда же царь, заинтересовавшись, приблизился к нему на расстояние выстрела, то тот тотчас же поразил его стрелой, вскочил в седло и помчался к реке. Переплыв реку и смыв сажу с себя и коня, он вывернул плащ и шляпу белой изнанкой кверху - преследователи уже не могли обнаружить на другой стороне реки черного колдуна…

Эту историю тысячелетней давности хорошо знают в Тибете, ведь она - напоминание о том, что и прежде на долю страны Снегов выпадали тяжелые времена. После жестокого правления Ландармы в стране осталось только три буддийских монаха. По счастью, сегодня их несколько тысяч, и они сохранили для нас танцы и образы просветленных миров.

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче о мистерии ЦАМ

Я помню, как впервые увидел ЦАМ в исполнении монахов Дзонкар Чоде – мне было тогда всего одиннадцать лет. Конечно, это было очень давно, но я навсегда сохранил чувство восхищения тем, что тогда открылось моим глазам…

В этом году мы отмечаем 400-летие вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства, и этот праздник стал для нас прекрасным поводом, чтобы пригласить ЦАМ в Калмыкию. Это предмет особой гордости для нас представить вам полномасштабную мистерию ЦАМ, которая будет исполняться впервые не только в Калмыкии, но и в России в целом.

ЦАМ – это очень важный буддийский ритуал. До революции традиция его исполнения существовала и в Калмыкии. Она была утрачена в годы репрессий и больших потрясений, и сегодня мы привозим ЦАМ в Калмыкию с единственной целью – возродить традицию ритуального танца в самом ближайшем будущем.

ЦАМ – это не только буддийский ритуал, но еще и невероятной красоты танцевальное действо, где отточено каждое движение, и царит атмосфера, от которой, стоит мне на мгновенье воссоздать ее в памяти, мурашки бегут по коже.

Созерцание ЦАМа очищает наш ум и меняет повседневную жизнь к лучшему.

ЦАМ – это выражение благодарности Дхарамапалам, защитникам буддийского учения за ту опеку и защиту, которой они окружали нас в прошлые годы; это также ритуал за мир во всем мире и счастье всех живых существ. Он будет способствовать распространению буддизма и всех прочих религиозных конфессий, в которых отсутствует предвзятость. Он устраняет страдания, которых никто из нас не желает, и дарит нашим сердцам счастье и умиротворение.

Пусть уйдут болезни, войны и голод, и в современном мире воцарятся любовь и сострадание.

Я всегда говорю, что наши двери открыты для всех, и мы будем рады видеть вас в Калмыкии. Убежден, вам запомнится тепло и гостеприимство калмыков, чьи сердца исполнены сострадания.

С молитвами,

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Загрузка...