aracs.ru

Смех - единственное честное лицо в комедии гоголя "ревизор". Христианское понимание смеха в комедии ревизор

Урок по литературе в 8 классе

«Смех - честное и благородное лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Подготовила

Учитель Стороненко Н. В.

Г. Ростов-на-Дону

Цели урока для учителя:

    Развивать навыки и умения анализа художественного текста.

    Развивать творческие способности учащихся.

    Помочь учащимся извлечь нравственный урок.

Задачи урока для обучающихся:

Планируемые результаты:

Личностные:

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

Умение определять нравственные ценности комедии;

- умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценности для людей.

Метапредметные:

-Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

- Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей; умение самостоятельно организовать собственную деятельность в решении задач, поставленных на уроке; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать и использовать в своей деятельности.

- Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание; уважать чужое мнение; проявление взаимопомощи; умение работать в группах.

Предметные : умение анализировать произведение; владение литературоведческой терминологией, различными формами творческой работы.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование собственного отношения к произведению; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступки героев.

Осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

Формы работы на уроке : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока по форме : диалогический.

Тип урока по содержанию : поисково-исследовательский.

Оформление урока:

    Афиша, нарисованная обучающимися.

    Компьютерная установка (показ презентации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Ход урока.

Тема урока: «Смех - честное и благородное лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Ребята, выделите в названии темы ключевое слово.

- (Смех). Совершенно верно.

Попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.

Цели урока :

    Научиться анализировать художественный текст.

2. Посмотреть, какие нравственные уроки можем извлечь из этого произведения

Задачи урока:

    Обобщить материал по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».

    Выявить положительных и отрицательных героев пьесы.

    Понять своеобразие гоголевского смеха.

Учитель: (слайд «Портрет Гоголя»)

Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как писатель сатирик. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображаться в героев своих озорных шуток. Ему прочили славу великого комика.

Судьба свела его с интереснейшими литераторами и художниками, и самым первым другом и вдохновителем для него стал А. С. Пушкин (слайд «Портрет Пушкина»).

Что мы знаем об истории создания комедии?

(Замысел комедии Гоголю подсказал Пушкин. Он рассказал ему «чисто

русский анекдот». В 1833 году в Нижнем Новгороде его приняли за

ревизора. А также рассказал и том, как один его знакомый выдавал себя в

Бессарабии за важного петербургского чиновника. Эта история так

привлекла Гоголя, что он сразу же зажегся мыслью написать «Ревизора». И в 1835 году комедия была написана.)

Слово учителя (слайд «Слова Гоголя») Когда Гоголь работал над комедией, он поставил перед собой цель: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».

И теперь, листая страницы комедии, посмотрим, над чем же посмеялся автор, в чем своеобразие гоголевского смеха, можно ли утверждать, что смех -положительное лицо комедии?

Работа над текстом.

слайд «Город»)

- Назовите место действия комедии.

(Провинциальный городок, от которого «хоть три года скачи, ни до какой границы не доедешь».)

Почему у города нет названия?

(В маленьком городке собраны типические черты общественного строя. Гоголь хотел показать, что те порядки, которые царят в городе, происходят повсеместно. Объект сатиры Гоголя – сама современная жизнь в ее комических уродливых проявлениях.

(слайд «К нам едет ревизор»)

Комедия начинается с фразы:

«К нам едет ревизор».

Откуда чиновники узнают о приезде ревизора?

(Из письма городничему).

Что смешного в этой сцене?

(Городничий спешит читать письмо. И это выглядит смешно. В письме уже звучит разоблачение городничего: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать, то, что плывет в руки…»

Какая же реакция на письмо у чиновников?

(Чиновники всполошились и пытаются найти причину этому. Явл.1 Лука Лукич: «Зачем же, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Явление 1. Аммос Фед. : «Я думаю, что здесь тонкая и большая политическая причина.

Россия хочет вести войну…»

Явление 2 . Почтмейстер: «А что, думаю, война с турками будет».

Какие указания дает городничий чиновникам?

Попечителю богоугод. заведений Артемию Фил. Землянике, – колпаки поменять,

лечить больных, написать историю болезни, устранить грязь, запах капусты.

Судье, Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяп. - в передней убрать гусей, охотничий арапник, заседателя- пьяницу.

Смотрителю учеб заведений , Луке Лукичу Хлопову - навести порядок среди

учителей.

Почтмейстеру, Ивану Кузьмичу Шпекину – не вскрывать и не читать чужие письма.

Над чем же смеется Гоголь с первых страниц?

(Над невежеством чиновником, нелепостью их суждений, которые сами себя обличают).

Уродливое правление чиновно-полицейских властей, их желание скрыть недостатки, страх за наказание вызывают у зрителей смех.

(слайд «Бобчинский и Добчинский»)

Гоголь усиливает комедийную ситуацию, показывая нам сцену сообщения новости о приезде ревизора Добчинским и Бобчинским (явл.3), а также распоряжения городничего (явл. 5.)

Как смеется Гоголь над помещиками и над городничим?

(Над Бобчинским и Добчинским смеется непринужденно, весело, озорно,

Они приняли за ревизора человека в партикулярном платье», который не платит за проживание и обеды, да еще он из Петербурга. Над городничим он скорее издевается, чем просто смеется, потому что за его волнением картина вопиющего состояния города. «Квартальный Пуговицын пусть стоит для благоустройства на мосту…разметать наскоро старый забор да поставить соломенную веху…». Характерна ремарка «надевает коробку вместо шляпы».)

Как называется веселый, беззлобный смех, насмешливое отношение к чему-либо?

Как называется обличающая ирония, высмеивающая отрицательные недостатки?

Значит, Гоголь смеется по-разному и выступает в комедии и как юморист, и как сатирик.

Назовите эпизоды в комедии, в которых звучит насмешка, непринужденный, веселый смех?

(Это сцена в трактире. Любовное объяснение Хлестакова Марье Антоновне).

(Слайд «В трактире»)

Чем же эта сцена смешна?

(Городничий и Хлестаков оба испытывают страх. Один боится тюрьмы, другой жалобы министру.

Итак, смех основан на недоразумении. Правда, сказанная Хлестаковым, принимается за ложь, а ложь – за правду. На ошибке основана комическая ситуация.

Слайд Любовное объяснение

(Очень смешон Хлестаков во время своих жарких объяснений в любви дочери городничего, потом ее матери, и снова дочери. Он уже сам не может понять, кто он такой: мелкий служащий, не получивший никаких высоких чинов и по сему отозванный отцом домой, или “ваше превосходительство”, управляющий департаментом, известный всем чиновникам в Петербурге человек. Не понимая, что ему грозит разоблачение, он продолжает врать дальше. Он признается в любви дочери и жене Городничего, причем объяснение происходит в одних и тех же выражениях, он даже просит руки Марьи Антоновны).

Какой эпизод в комедии можно назвать кульминационным?

(Д.3. явл.6 - сцену вранья, потому что особенно смешон Хлестаков) .

(слайд «Задание по группам»)

Задание по группам.

1.Что в рассказе Хлестакова является вымыслом, а что правдой?

2.Как меняется поведение чиновников во время рассказа Хлестакова о петербургской жизни?

3. Действительно ли Хлестаков обладает «легкостью необыкновенной в мыслях»?

4. Что помогает Хлестакову вознестись до фельдмаршала?

5. Почему в ремарке употреблен глагол «шлепается», а не «падает»?

6. Какую дают оценку чиновники Хлестакову?

Вывод : в этой сцене Гоголь совместил тонкий юмор и острую сатиру. Автор смеется не столько над тем, что «елистратишку» приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека.

(слайд «Нет ли у вас взаймы?»

Давайте обратимся к сцене взяток (действ. 4 явл.3-7)

Почему Гоголь показал именно всех чиновников, дающих взятки, а не ограничился, например, одним чиновником?

(Все чиновники ведут себя одинаково, все дают взятки, т.е. автор хотел подчеркнуть массовость таких явлений, как угодничество, взяточничество, подлость, доносы).

(Обличающий, сатирический, чтобы убедительнее, ярче обнажить общественные пороки, подчеркнуть всю масштабность взяточничества).

В какой сцене Хлестаков. выступает как настоящий ревизор: в сцене со взяткой у Добчинского и Бобчинского или в сцене появления жалоб на городничего?

(В появлении жалоб на купцов, слесарши с унтер-офицерской вдовой, т.к. настоящий ревизор и взятки берет, и отдает распоряжения, и грозится расправой («в Сибирь»)

Можно ли назвать сцену жалоб слесарши или унтер-офицерши смешной (сценка из действия 4 явл.11)? И смешны ли Анна Андреевна и Марья Антоновна?

(Женские образы не вызывают сочувствия, они смешны, невежественны, некультурны, они лишь дополняют представление о жителях уездного города в целом).

Чем заканчивается комедия?

(Чтением письма Тряпичкина, из которого узнают, что Хлестаков не ревизор. И как гром среди ясного неба звучат слова о приезде настоящего ревизора.

Немая сцена. (слайд «Немая сцена»)

Какое значение придавал Гоголь немой сцене?

(Очень важное значение, т.к. это итог, приговор подлости и лицемерию, но и надежда на торжество справедливости.

В этой сцене наряду со всеми героями незримо присутствует гоголевский смех как действующее лицо.

Вспомним тему урока.

«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех».

Можно ли смех назвать положительным героем и почему?

(Кроме смеха, в комедии нет положительных героев. Смех помог писателю выполнить высокую гражданскую цель: собрать все дурное и посмеяться над всем разом, потому что смех помогает увидеть недостатки.

Кто же является главным героем комедии?

(Конечно, смех.. В комедии он отражает высоту нравственной позиции писателя, его мечту о совершенной действительности. Смех –это то, что заставляет человека быть человеком).

«Ревизор» на сценах театров.

(слайд «Афиша» БДТ)

Актуальна ли комедия в наши дни?

(Да, потому что проблемы комедии, к сожалению, существуют и в нашем современном обществе.

Поэтому, комедия постоянно в центре внимания театров. В том числе и нашего театра им. Горького (слайд сцен из театральной постановки).

Слово заранее подготовленному обучающемуся.

Ростовский академический театр драмы им. М. Горького - один из старейших на юге России. Истинные почитатели ростовской драмы ведут летоисчисление с 4 июля 1863 года, когда спектаклем «Ревизор» Н. Гоголя, с участием М. Щепкина, начала своё существование первая постоянная труппа антрепренёра Ф. Надлера. Именно для неё было построено первое каменное здание, сразу ставшее архитектурной достопримечательностью страны.

Смешная и искромётная комедия. Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» - замечательная «комедия ошибок», жемчужина отечественного и мирового театрального репертуара.

«К нам едет ревизор!». Эта знаменитая фраза из не менее знаменитого гоголевского произведения вот уже несколько столетий служит ключевым моментом постановок «Ревизора».

Столь хорошо выписаны образы в этой действительно бессмертной для России комедии и столь же актуальна во все времена тема, что, казалось, играй – не хочу. Потому прямо из окружающей жизни можно «писать» персонажей, что, судя по всему, и делают актеры труппы, играющие чиновников. До чего приторным получился попечитель богоугодных заведений Земляника у Сергея Витченко! Пусть больные мрут, как мухи, зато колпаки у них чистые, и лекарь Христофор Иванович водку мнимому ревизору лихо подносит. Мрачен и открыто говорит о своих взятках судья Ляпкин-Тяпкин (заслуженный артист РФ Сергей Галкин ). Правда, и у него дрожат коленки, когда самому приходится купюры из сжатой руки доставать и «ревизору» всовывать да признаваться в выгодности своего промысла. Хорош в своей убогости и Лука Лукич Хлопов, деятель народного образования (Андрей Тихонов). А уж как суетлив (почта бы так у него работала!) почтмейстер Шпекин (Андрей Ребенков), любитель читать чужие письма.

Итог урока

    Понравилась ли комедия Гоголя «Ревизор»?

    Вы видели постановку комедии. Но если будет возможность, пойдете ли вы в театр еще раз?

    Понравилась ли игра ребят в сценках?

    Как вы можете охарактеризовать смех Гоголя? (мы увидели разный смех: комический, смешной, трагический, сатирический и даже грустный; смех как действующее лицо, своеобразный прием, необходимый писателю для решения задач.)

    Чему учит нас Гоголь? (не быть Хлестаковыми, городничими, вести достойную жизнь, бороться с недостатками).

Интерес к творчеству Гоголя не пройдет никогда.

Рефлексия.

Достигли ли мы целей и задач, поставленных в начале урока?

Что на уроке вам показалось наиболее удачным, а что вы бы изменили и сделали по-другому?

Поставьте отметки сами себе.

Выставление отметок.

Домашнее задание . Как будут развиваться события с приездом нового ревизора? (Представить свой сценарий продолжения пьесы).

Спасибо всем участникам урока.


«Смех - честное и благородное лицо в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

  • Цели урока :
  • Научиться анализировать художественный текст.
  • 2. Посмотреть, какие нравственные уроки можем извлечь из этого произведения
  • Задачи урока:
  • Обобщить материал по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».
  • Выявить положительных и отрицательных героев пьесы.
  • Понять своеобразие гоголевского смеха.



  • « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».
  • Итак, давайте перелистаем страницы комедии и посмотрим, над чем посмеялся автор, в чем своеобразие гоголевского смеха, можно ли утверждать, что смех -положительное лицо комедии?

Замысел Гоголя








Заслуженный артист Росси Олег Ширшин (городничий), Александр Богданов (Хлестаков) Заслуженный артист РФ Сергей Галкин (Ляпкин-Тяпкин) Марина Любимова (Анна Андреевна)


Задание по группам.

  • 1.Что в рассказе Хлестакова является небылицей, а что правдой?
  • 2.Как меняется поведение чиновников во время рассказа Хлестакова о петербургской жизни?
  • 3. Действительно ли Хлестаков обладает «легкостью необыкновенной в мыслях»?
  • 4. Что помогает Хлестакову вознестись до фельдмаршала?
  • 5. Почему в ремарке употреблен глагол «шлепается», а не «падает»?
  • 6. Какую дают оценку чиновники Хлестакову?



Что говорил Гоголь о положительном герое комедии «Ревизор»?

Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех».


Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».

Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».

И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские «для порядку» ставят всем подряд и так далее.

Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.

Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице…», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр» и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?... Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.

Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.

Как в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»?

Положительный идеал Н.В. Гоголя в комедии «Ревизор» звучит во всем пафосе повествования, в структуре и стиле ко­медии, в авторском отношении к описываемому. И сам автор писал: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благород­ное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это че­стное, благородное лицо был - смех».

Гоголь задумывал «общественную» комедию в духе Арис­тофана, где мы видим сочетание грубого комизма и полити­ческой сатиры. Одновременно писатель стремился создать на­циональную по духу комедию, передающую всю абсурдность реальной русской жизни. «Я хотел собрать в одну кучу все дур­ное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», - пи­сал Гоголь.

Исследователи и критики отмечали оригинальность этого произведения - в нем отсутствовал любовный элемент, не было положительных героев. Но в пьесе этой видели острую социальную и моральную сатиру. И от этого она только выиг­рала. Какие же приемы использует писатель?

Один из них - использование алогизмов, основанных «на внешне абсурдных умозаключениях». И мы видим это уже в самой завязке. Бобчинский и Добчинский явились к Город­ничему со своим сообщением о том, что в гостинице уже две недели живет молодой человек, денег не платит, заглядывает в тарелки к посетителям, и подорожная прописана ему в Сара­тов. Из всех этих фактов чиновники и Городничий делают вывод, что перед ними - ревизор. Здесь как раз мы видим использование такого алогизма.

Сатира Гоголя проявляется и в его обрисовке образов го­родских чиновников. И здесь, действительно, воплощен ав­торский смех «сквозь слезы». В городе царят беспорядки, кру­гом - воровство и произвол. Городничий берет взятки с куп­цов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназна­ченные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На ули­цах города - «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту долж­ность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, не­высокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебре­жительное отношение к народу - эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Для создания этих образов писатель использует различ­ные художественные средства: авторские ремарки, письма (в письме Чмыхова очерчены некоторые личностные качества Городничего, в письме Хлестакова Тряпичкину дана уничи­жительная характеристика всех чиновников), комические ситуации (Антон Антонович вместо шляпы надевает бумаж­ный футляр). Речь героев индивидуализирована. Так, Город­ничий часто употребляет канцеляризмы, просторечия, бран­ные слова, идиоматические выражения. Язык Сквозник-Дму­хановского по-своему яркий, образный, в речи звучат порой иронические интонации («до сих пор… подбирались к другим городам», «добрался до Александра Македонского», «задам перцу», «какие пули отливает!»).

Исследователи отмечали, что внутренняя пружина, скреп­ляющая и развивающая отношения героев, - это желание ге­роев (Хлестакова и Городничего) стать выше. Сквозник-Дму­хановский прямо говорит зрителям о своей мечте, Хлестаков тоже хочет, по словам Гоголя, «сыграть роль чином выше сво­его собственного». И это единство Хлестакова и Городничего создает трагикомический гротеск пьесы, делает возможной исключительную ситуацию присутствия в городе лжеревизора. Показательна в этом плане сцена вранья Хлестакова. Мно­гие критики считают ее кульминационной, так как герой фак­тически подтвердил, что он - важный чиновник. Однако автор разоблачает своего персонажа одной маленькой ремаркой. За­метив то, что его «завтра же произведут в фельдмаршалы», Хле­стаков поскользнулся и «чуть-чуть не шлепнулся на пол». Так нам открывается авторская позиция: Н.В. Гоголь смеется над тем, что пустышку приняли за значительного человека.

Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».

Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху».

Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по‑новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».

И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе: в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают какие бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по‑русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера, а полицейские «для порядку» ставят всем подряд и так далее.

Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.

Но и просто забавных комических ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице…», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр» и др. Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?… Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.

Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.

    • Имя чиновника Сфера городской жизни, которой он руководит Информация о положении дел в этой сфере Характеристика героя по тексту Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются «Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо […]
    • В письме к Пушкину Гоголь обращается с просьбой, которую принято считать началом, исходной точкой «Ревизора»: «Сделайте милость, дайте какой‑нибудь сюжет смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта». И Пушкин рассказал Гоголю и об истории с литератором Свиньиным, и о происшествии, случившемся с ним самим, когда он отправился в Оренбург за материалами для «Истории […]
    • Период творчества Николая Васильевича Гоголя совпал с мрачной эпохой Николая I. После подавления восстания декабристов все инакомыслящие жестоко преследовались властями. Описывая действительность, Н. В. Гоголь создает гениальные, полные жизненных реалий литературные произведения. Темой его творчества становятся все слои российского общества - на примере нравов и бытописания маленького уездного городка. Гоголь писал, что в "Ревизоре" он наконец-то решился собрать в кучу все то дурное в Российском обществе, которое […]
    • Н. В. Гоголь не входит в топ-10 моих любимых писателей. Может быть, потому, что многое прочитано о нем как о личности, о человеке с недостатками характера, болячками, межличностными конфликтами многочисленными. Все эти биографические данные к творчеству не имеют никакого отношения, тем не менее, на личное мое восприятие они очень влияют. И все же следует Гоголю отдать должное. Его произведения - это классика. Они - будто скрижали Моисеевы, из камня цельного сотворены, письменами одарены и на веки вечные с […]
    • Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают […]
    • Комедия в пяти действиях самого величайшего сатирического автора России, безусловно, является знаковой для всей литературы. Закончил Николай Васильевич одно из своих величайших произведений в 1835 году. Гоголь сам говорил, что это первое его творение, написанное с определенной целью. Что же главного хотел донести автор? Да показать он хотел нашу страну без прикрас, все пороки и червоточины общественного строя России, которые и до сих пор характеризуют нашу Родину. "Ревизор" - бессмертное, безусловно, […]
    • Хлестаков – центральный герой комедии "Ревизор". Представитель молодежи своего времени, когда хотели быстрого роста карьеры, не прилагая для этого никаких усилий. Безделье породило то, что Хлестаков желал показать себя с другой, выигрышной, стороны. Такое самоутверждение становится болезненным. С одной стороны, он себя превозносит, с другой – ненавидит. Персонаж пытается подражать нравам столичных бюрократических верхов, подражает им. Его хвастовство иногда пугает окружающих. Кажется, что Хлестаков и сам начинает […]
    • Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
    • Хлестаков - центральная фигура комедии Гоголя "Ревизор". Герой этот - один из самых характерных в творчестве писателя. Благодаря ему появилось даже слово хлестаковщина, которое обозначает явление, порождённое российским бюрократическим строем. Чтобы понять, что такое хлестаковщина, нужно поближе познакомиться с героем. Хлестаков - это молодой человек, любитель погулять, промотавший деньги и поэтому постоянно в них нуждающийся. По воле случая он оказался в уездном городе, где его приняли за ревизора. Когда […]
    • К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
    • Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами». А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат грешный, литератор, […]
    • Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]
    • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя‑идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. Группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных Гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти […]
    • Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
    • Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30‑е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы. И все же комедия «Ревизор» ― это художественное […]
    • Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
    • Что такое образ литературного героя? Чичиков – герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей – пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение […]
    • Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
    • Легендарная Запорожская Сечь - это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они - особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, - это лишь малая часть того, что нужно юноше. "Всё это дрянь, чем набивают […]
    • Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
  • Загрузка...