aracs.ru

Описание сравнительной характеристики чацкого и молчалина. Сочинение на тему: «Сравнение Чацкого и Молчалина в произведении «Горе от ума

Коллекция сочинений: Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика героев)

А. С. Грибоедов родился в Москве в семье отставного воен­ного. Поступает на философский факультет в Московский университет. Оканчивает его, затем поступает в Коллегию иностранных дел.

В 1820 году приступает к осуществлению замысла коме­дии "Горе от ума». В связи с работой комедию заканчивает только через несколько лет.

"Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и является образцо­вым произведением. В нем нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука. Все детали не сочинены, а взяты из московских гостиных и перенесены в книгу.

Комедия "Горе от ума» - одно из самых ярких произве­дений не только писателя, но и всей литературы.

Основной конфликт комедии - столкновение консерва­тивного дворянского общества с миром новых людей. К обще­ству принадлежит Молчалин, к "новым людям» с увереннос­тью можно отнести Чацкого. Бесспорно, Чацкий главный герой, он не только умнее всех прочих, но и положительно умен. Ему принадлежат 300-400 душ, и он возвращается после отдыха на кислых водах в Москву. До его приезда Мос­ква была носительницей старых взглядов (город тирании об­щественного мнения и преклонения перед мундиром и чина­ми). Защищал этот город Фамусов, а прислуживался у него Молчалин. По мнению автора, в отличие от Чацкого, это глав­ный отрицательный персонаж комедии, глупый любовник и сердечный друг Софьи. Но мне знакомы в нем эти черты, ведь все иногда бегают в поисках впечатлений за противополож­ным полом. То есть одной он говорит одно, а другой - другое. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: "угождать всем людям без изъятья», даже "собаке дворника, чтоб ласкова была».

Чацкий - человек честный, искренний, способный трез­во и независимо мыслить, видеть пороки и противоречия свое­го общества. Особенно ярко показывает Грибоедов эти каче­ства, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лице­мера Молчалива.

Чацкий, приехав, сразу отправляется к Софье в надежде найти ответ на прежние чувства - и не находит. Но его по­разили две перемены: она необыкновенно похорошела и ох­ладела к нему - тоже необыкновенно. У него возникает со­мнение, что она влюблена. Он пытается узнать, кто это, и по возможности вернуть чувства и расположение Софьи.

Чацкий -сторонник новых рассуждений о жизни, он не старается кого-то переубедить. Он выступает за введение новых порядков и поэтому с самого начала неодобрительно относится к членам фамусовского общества и Молчалину в том числе. Поначалу Чацкий всем приходится по душе. За него даже хотят выдать дочь одной графини, но та, узнав о том, что он не очень богат, опровергает это. Молчалин же пробивается по жизни сам. Он служит секретарем у Фамусова. В сцене бала он услужливо восхваляет шпица Хлестовой, чем заслуживает ее расположение.

На протяжении всей комедии продолжается сюжетный мотив "падения»: Чацкий, едва появившись в доме, расска­зывает, что по дороге падал много раз. Но падение Молчалива с лошади, при вести о котором Софья лишается чувств, "риф­муется» с образцовым падением фамусовского дяди Максима Петровича: "Упал он больно - встал здорово». Это вписывает его в ту неизменную московскую традицию, против которой выступал Чацкий.

Молчалин видит в своем благополучии: "И награжденья брать, и весело пожить». А Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести поль­зу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым». В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодниче­ство, карьеризм. Он "служить бы рад», но ему "прислужи­ваться тошно».

Единственное, для чего он приехал в Москву, - это уви­деть Софью. А когда он узнает, что она влюблена в Молчалина, начинает всячески ругать его.

В итоге Софья застает Молчалива в объятиях своей слу­жанки Лизы. Чацкого, находившегося наедине с Софьей, после этого увидел Фамусов и посчитал, что это свидание. Чацкий должен покинуть дом и уехать.

По существу, никто из них не выиграл. Чацкий уехал, разо­чаровавшись, Молчалин покинул дом в стыдливом положении.

Мораль комедии такова: во всем, что получим мы от жизни плохого, подчас виноват наш ум. (Самый лучший при­мер - Чацкий.)

"Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пере­жило их, прошло невредимо гоголевский период и проживет еще много эпох.

Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.

“Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захотел бы, был бы деловой,

Жаль, очень жаль, он малый с головой.

И славно пишет, переводит”.

Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных…

Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:

В мои лета не должно сметь,

Своё суждение иметь.

Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.

Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:

“Кто делу служит, а не лицам…”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно. Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу.

В комедии “Горе от ума” автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого.

(379 слов)

В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов отобразил столкновение двух разных мировоззрений, борьбу между консерватизмом и тягой к свободе. Выразителем первой стороны выступает московский «фамусовский» высший свет, в котором вращается Алексей Молчалин, а по ту сторону баррикад находится одинокий в своих убеждениях Александр Чацкий.

По внешним признакам Чацкий и Молчалин практически неотличимы. Молодые люди, дворяне, умны, образованы, интеллигентны. Но на этом сходства заканчиваются. Чацкий — максималист и мечтатель, много лет он путешествовал по миру, расширив свой кругозор. Вернувшись в Россию, он отчётливо видит все её недостатки и проблемы. Взяточничество, кумовство и карьеризм, поразившие всё общество, вызывают в нем неподдельное отвращение. Будучи уверенным в своих силах, он считает, что способен расшевелить это болото, и вступает в жёсткое противостояние сначала с Фамусовым, а потом со всем его окружением.

Молчалин совсем не такой, им руководит лишь желание возвысится над окружающими, и на этом пути герой не останавливается ни перед чем. Если Чацкий пытается изменить, очистить систему, его визави использует пороки и недостатки общества на пользу себе. Подавив свою индивидуальность, он успешно влился в высший свет, где льстит и подлизывается к власть имущим. Когда Александр разносит своих оппонентов в пух и прах гневными монологами, Алексей хранит свои мысли при себе и всецело повинуется общественному мнению. В итоге московская знать отвергла благородного, но чуждого ей просветителя, окрестив его сумасшедшим, в то время как подлый, но обольстительный подхалим был ею всячески обласкан.

Ещё более очевидным различие между ними становится во время их борьбы за сердце Софьи Фамусовой. Чацкий видит в Софье идеал, любовь всей своей жизни, и в этой любви он слеп. До самого конца он не мог понять, что его возлюбленная уже давно стала частью «фамусовского» общества. Своими дерзкими, язвительными комментариями о московской жизни и её нравах Александр настраивает девушку против себя. В итоге она позорит и отвергает его. Другое дело Молчалин, который своей учтивостью и напускной скромностью околдовал Софью Павловну, которая в своём воображении превратила посредственность в героя любовных романов. Для Алексея роман с дочерью начальника -лишь очередной способ подняться выше по социальной лестнице. В его голове господствует один холодный расчёт. К счастью, хоть наш герой и победил оппонента, но и сам был разоблачён и отвергнут.

По итогам борьбы Чацкий потерпел полное поражение, но не сломался и остался верным своим убеждениям. Так Грибоедов выражал надежду на то, что когда-нибудь «Чацкие» победят «Молчалиных».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, а также показал свое отношение к ним.

В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек», который наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.

Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина - Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.

Чацкий уверен, что в его время все изменилось:

Нет, нынче свет уж не таков.

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.

Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.

Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.

Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее.

Для того, чтобы более ярко показать характер Чацкого, в комедии рисуется и его антипод – Молчалин. Этот человек очень изворотлив, способен найти подход к любому влиятельному лицу.

Мировосприятие Молчалина, его жизненная позиция ни в коей мере не укладывается в моральный, нравственный кодекс жизни. Он один из тех, кто служит чину, а не делу. Молчалин уверен, что такая форма общественных отношений единственно верная. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет…

Кроме того, это человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства. Именно такие перспективы вынуждают героя обратить свое внимание на Софью. Молчалин пытается вызвать в себе чувства к девушке, но симпатия его фальшива. Если бы отцом Софьи был не Фамусов – она была бы ему безразлична. И если вместо Софьи была более посредственная девушка, но дочь влиятельного человека – Молчалин все равно изображал бы любовь.

Удивителен и другой факт: реплики Молчалина кратки, лаконичны, что свидетельствует о его стремлении казаться кротким и уступчивым:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Единственный человек, видящий истинную натуру Молчалина, – Чацкий. Он всем своим существом отрицает таких людей, как Алексей Степаныч. Чацкий язвительно говорит Софье об истинном положении дел:

Вы помиритесь с ним, по размышленье зрелом.

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей.

Чацкий дает точное определение Молчалину и ему подобных: «… не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея». Главный герой видит основную проблему Молчалина – его неспособность быть искренним из-за чрезмерного эгоизма и стремления из всего извлечь выгоду.

Таким образом, Чацкий и Молчалин – совершенно разные люди, которые, казалось бы, принадлежат к одному поколению. Оба они молоды, живут в одно и то же время. Но насколько различаются их натуры! Если Чацкий – человек прогрессивный, наполненный идеями «нового времени», то Молчалин – порожденье «фамусовской Москвы», продолжатель их идей.

В своем произведении Грибоедов показывает, что, хотя внешне победа осталась за философией жизни Молчалина, но будущее несомненно за Чацким и его сторонниками, количество которых увеличивается с каждым днем.

ЧАЦКИЙ И МОЛЧАЛИН. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от > дает правдивую галерею узнаваемых характеров. Проходят сто. летия, но она по-прежнему интересна читателям, так как созда. на гением, прекрасно умеющим отобразить «вечные» человечес-кие пороки и добродетели. В «Горе от ума» противопоставлены два героя: Молчалин а Чацкий - напрямую они не сталкиваются, но читатель постоянно слышит высказывания о них других персонажей, судит о героях сам по их поступкам. Чацкий буквально «врывается» в сюжет комедии. Он молод, влюблен, безумно счастлив видеть Софью. Он только ею занят, ему интересно мнение девушки о нем, готов на многое закрыть глаза, не замечает очевидную холодность любимой. Чуть свет - уж на ногах! и я у ваших ног, Ну, поцелуйте же, не ждали? говорите! Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите, Удивлены? и только? вот прием! Как будто не прошло недели; Как будто бы вчера вдвоем Мы мочи нет друг другу надоели. Чацкий забывает законы приличия, хочет все знать о Софье: как она жила, чем интересовалась, кого любила. Ему и невдомек, что у него нет никакого права на это. Любовь к Софье он считает основанием для такого бесцеремонного поведения. В семнадцать лет вы расцвели прелестно, Неподражаемо, и это вам известно, И потому скромны, не смотрите на свет. Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ. Без думы, полноте смущаться. Напористость Чацкого выглядит довольно неуместной. В глазах Софьи он бывший знакомый, друг ее детских забав. Молчалин занял ее сердце. Мы ее глазами часто будем видеть обоих героев. «Не человек, змея»,- зло бросает она в сторону Чацкого. О Молчалине с восторгом же говорит сначала Лизе, потом и Чацкому: Кого люблю я, не таков: Молчалин за других себя забыть готов, дерзости, - всегда застенчиво, несмело целую с кем можно так провестъ! ЛиМ а на дворе давно уж побелело... Возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины, души вздохнет, .г слова вольного, и так вся ночь проходит, с рукой, и глаз с меня не сводит... Диза и Фамусов называют Чацкого умным человеком. Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий! Павел Афанасьевич представляет его Скалозубу (о Чацком): Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, И славно пишет, переводит. Сначала только Софья настроена против Чацкого, да и то за его нелицеприятный отзыв о Молчалине. Она смотрит на Алексея Степановича глазами влюбленной, не желая замечать его недостатки, «превращая» их в достоинства. Но даже из ее похвал вырастает достаточно жалкий образ «героя ее романа». Чацкий не может поверить, что такого лицемера можно любить. Он уверен, что Софья высмеивает Молчалина. Молчалин вам наскучил бы едва ли, Когда б сошлись короче с ним. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел, При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит. И между прочим Веселостей искать бы мог; Ничуть: от старичков не ступит за порог. Алексей Степанович «маленький человек», потому что сам себя считает таковым. Его никто не унижает, он сам делает это Добровольно, видя в подобострастии путь к поставленной Цели - стать своим в этом обществе. Без малейшего стеснения °а Рассказывает: завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Софья - часть его плана, с ее помощью он надеется «пр0 браться» в высшее общество, но рабская душонка Молчалиня не может противостоять соблазну, ему надоела роль смирении, ка, поэтому Алексей Степанович ищет благосклонности Лизы и сожалеет: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека... В Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» учит читателя бес-га помиссно отстаивать свои взгляды, бесстрашно «бороться» К° пом глупцов и лицемеров, которых предостаточно, к сожа-» в любое время. Зачем она не ты! Чацкий честен, ему претит любая ложь, поэтому он открывает душу этим ничтожным людям. Александр Андреевич никогда не унизится до обмана, и ему трудно понять Софью с ее любовью к Молчалину. А ведь он сам толкнул ее на этот шаг своим отъездом. В разговоре с Лизой барышня невольно высказывает свою обиду на Чацкого: ...ко где же изменила? Кому? чтоб укорять неверностью могли. Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом... Охота странствовать напала на него, Ах! если любит кто кого. Зачем ума искать, и ездить так далеко? В комедии «Горе от ума» Чацкий «терпит поражение» от фа-мусовского общества, он с горечью замечает: Молчалины блаженствуют на свете! А мы можем сказать, что и в жизни так, к сожалению, происходит. Ловкие, изворотливые, бесцеремонные лгуны добиваются своих целей, но автор своей комедией «Горе от ума» протестует против этих несправедливых законов общества. OH разоблачает лжецов и лицемеров, злобных посредственностей и мягкотелых соглашателей. Его Чацкий - пример вечного борца, способного «кинуться» в бой с целым светом, лишь бы отстоять свои идеи, справедливость и право на счастье.

Задачи и тесты по теме "Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»"

  • Степени сравнения имён прилагательных - Имя прилагательное 5 класс

    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

  • Имя прилагательное как часть речи - Имя прилагательное 6 класс
Загрузка...