aracs.ru

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству, посвященное жизни и творчеству художника-пейзажиста И.И. Шишкина. I. Вступительное слово учителя




В.Л.Боровиковский В 18 веке эту болезнь лечить не умели. Мария в скором времени умерла, ее жизнь была очень короткой и несчастливой. Портретом восхищались не только современники. К примеру, спустя сто лет, поэтом Я. Полонским написаны эти замечательные строки, посвященные ей: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали. Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. О какой картине идет речь и о какой болезни говорит автор




Художник-самоучка, всегда шел в искусстве своим путем ища новые методы в технике изобразительного искусства. Почти каждая его картина разжигала нешуточные сплетни и страсти: его обвиняли в стремлении к дешевым эффектом, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен, использовании светящихся красок. О каком художнике идет речь.


Архип Иванович Куинджи ()


Художник снял комнату в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Долго стоял у окошка, смотрел на хмурое небо да узловатые голые березы с черными прошлогодними гнездами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Надевал сапоги, долго шел по побуревшей от навоза дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. В сапогах мерзли ноги. Надел валенки- за первый же час промокли насквозь. -Весна близко, -сказала хозяйка, помогая художнику переобуться. Она печально вздохнула. -Далеко еще до весны, Дарья Петровна. Ой далеконько… Но весна пришла, как приходит всегда,- неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул за окошко и рассмеялся: за окном голубое небо. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось! О создании какой картины идет речь, назовите автора картины?


Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели» Саврасов ()




Архип Иванович Куинджи () «Березовая роща»


До глубокой старости дожил художник и до последнего дня не выпускал кисти из рук. Ни возраст, ни болезни не могли заставить его отказаться от любимой работы. Когда ему было за пятьдесят, у него стала сохнуть правая рука он был в расцвете своего дарования, не мог бросить живопись, не выполнив своих замыслов. Пришлось писать левой рукой, для чего он сделал привесную палитру: прикрепляя ее к поясу на ремнях. Назовите имя художника?


Иван Иванович Шишкин ()


Виктор Михайлович Васнецов () Как художник называл свою картину «Три богатыря» ?



ИГРА ПО ТВОРЧЕСТВУ ШИШКИНА

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы. Правила проведения:

В игре участвуют 2 команды по одинаковому количеству человек. Игра состоит из конкурсов. За каждый конкурс команда получает по определенному количеству баллов.

Перед входом в зал участники получают фигурки кругов и треугольников (равное к-ву участников). Круги образуют первую команду, треугольники - другую. Команды рассаживаются по местам. Предлагается выбрать капитанов. Капитанам вручается знак отличия (табличка с надписью»Капитан»).

Добрый вечер, дамы и господа! Мы рады видеть вас сегодня здесь, в нашем клубе « Интеллектуальной игры».

Последний штрих и, если хотите напутствие перед открытием. Как любое уважающее себя заведение, мы имеем свои правила:

    Чем активнее каждая команда будет действовать, тем больше заработает баллов.

    Чем больше каждый из участников заработает баллов для своей команды, тем реальнее выигрыш всей команды.

    Команда сама решает, кто в её рядах оказался самым большим умником.

И так,дамы и господа, мы начинаем!

1. «Разминка» (максимальное количество баллов – 5)

Начнём с разминки. Суть этого конкурса заключается в следующем: я буду задавать вам вопросы о жизни и творчестве художника по очереди, а вы давать ответы:

Даты:

    В каком году родился Иван Иванович Шишкин (1832г.)

    В каком году Шишкин поступил в Московское Училище живописи и ваяния. (1852г)

    В каком году Шишкин закончил Академию Художеств. (1860г.)

    В каком году художник едет за границу как пенсионер Академии. (1862г.)

    В каком году художник получил звание академика за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». (1865 г.)

Семья:

    Фамилия племянницы ученицы художника. (А. Т. Комарова)

    Кем был отец художника (купец, городской староста, увлекался краеведением, археологией)

    Как звали мать художника (Дарья Романовна – посвятила себя 6 –м детям и дому)

    Как звали первую жену художника (Васильева Евгения Александровна «Милая Женька») в октябре 1868 года обвенчались, умерла в 1874 году от болезни.

    Шишкин с детства любил рисовать. Какое прозвище дали Ване дома за его увлечение? («мазилка»).

Друзья соратники:

    Имя любимого ученика Шишкина. (Фёдор Александрович Васильев 1850-1873г.)

    Кто наряду с Крамским и Шишкиным были инициаторами создания Товарищества Передвижных Выставок? (Г.Г. Мясоедов, В. Перов, И.М. Прянишнико,в устав был подписан в 1870 году)).

    Имя художника передвижника написавшего в картине «Утро в сосновом лесу» 1889 г. – медведей. (Константин Аполлонович Савицкий 1844-1905)

    В 1891 году Шишкин и Репин организовали в залах Академии художеств выставку «Подобной выставки у нас ещё не было», - заявляли газеты. Что было выставлено. (Этюды – 300, рисунков - 200)

    «Верстовым столбом русского пейзажа» был назван И. И. Шишкин, - чьи это слова? (Иван Николаевич Крамской)

Творчество:

    Кто в 1873 году написал портрет Шишкина с этюдником на плече? (Иван Николаевич Крамской)

    Где наиболее полно представлены произведения Шишкина? (В Русском музее в Ленинграде, в Третьяковской галерее в Москве, В Киевском музее русского искусства

    Как называется картина за которую в 1860 году художник получил Золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу («Кукко» -урочище на Валааме)

    Как называется первая картина, приобретённая известным собирателем русской живописи П. М. Третьяков. («Полдень»).

    В 1897 году художник написал свою последнюю картину. Как она называлась? («Корабельная роща»)

Разное:

    Где находится могила И. Шишкина (на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, но до 30-х годов 20 века был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге)

    В картине Шишкина «Дождь в дубовом лесу» написанной в 1891 году К.А.Савитский вписал в картину некоторые элементы. Что вписал этот художник? (Фигуры человека)

    Как называлась река на берегу которой стоял дом Шишкиных (Река Тойма которая впадает в Каму)

    Какая местность стала для Шишкина подлинной школой, местом летней работы на натуре, духовной подпиткой художника (остров Валаам)

    В 1898 году художник начал писать картину, на которой хотел изобразить» целое море соснового леса – лесное царство», но художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. Как называлась эта картина? («Краснолесье»)?

2. «История в деталях» (максимальное количество баллов – 5)

Я выдам каждой команде карточку с репродукциями картин, внизу которой будет написан вопрос. У вас есть 5 минут для размышления.

Как называются эти картины? Когда картины были написаны? Что общего в картинах? Как называется местность изображённая на этих картинах?

Вопросы

Картина №1

Картине №2

Название картины?

«Корабельная роща»

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

Время написания

картины?

Что общего в картинах?

Обе картины показаны с одной и той же точки зрения

Как называется местность изображённая на картине?

Афонасовская корабельная роща близь Елабуги

Картина №1

Картина №2

3. Видеоряд (максимальное количество баллов – 10)

Название картины

Болото в Полесье

Дубки

Золотая осень

Корабельная роща

Папоротник в лесу

Кама близь Елабуги

Ручей в лесу

За грибами

В лесу графини Мордвиновой. Петергоф.

Утро в сосновом лесу

4. «Параллели» (максимальное количество баллов – 5)

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

(Н. Заболоцкий)

Сейчас прозвучат поэтические иллюстрации к отдельным произведениям И. И. Шишкина. Эти стихи, на мой взгляд, созвучны отдельным картинам художника. Вам предстоит за одну минуту провести такую параллель, и после прочтения стихотворения написать названия картин. А думать будем под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

(Звучит музыка П. И. Чайковского)

1. Послушайте внимате6льно первое стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского

С природой одной он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье…

«Ручей в лесу» 1880 г.

2. А какой картине И. И. Шишкина созвучны, по-вашему, эти строки…

(А. Плещеев. Отчизна)

Покинул я тогда заветную мечту

О стороне волшебной и далёкой…

И в родине моей узрел я красоту,

Незримую для суетного ока…

Святая тишина убогих деревень…

«Кама близ Елабуги». 1895.

3. Послушайте отрывок стихотворения Николай Алексеевич Некрасова.

Всё рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо сторона родная,

За твой врачующий простор…

«Рожь» 1878г.

4. Эпиграф к следующей картине звучит в строках Алексея Федоровича Мерзлякова:

Среди долины ровныя,

На гладкой высоте

Цветёт, растёт высокий дуб

В могучей красоте.

Высокий дуб развесистый,

Один у всех в глазах;

Один, один, бедняжечка,

Как рекрут на часах!

«Среди долины ровныя…» 1883г.

5. Последнее стихотворение поэта Ф. И. Тютчева

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

«Зима» 1890г.

Название картины

«Ручей в лесу» 1880 г.

«Кама близ Елабуги». 1895.

«Рожь» 1878г.

Среди долины ровныя…» 1883г.

«Зима» 1890г.

5. «Знатоки живописи» (максимальное количество баллов – 5)

А теперь проведём викторину. Командам будут задаваться вопросы. Кто даст больше правильных ответов, тот и выиграет этот конкурс.

    Как называется торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашённых лиц – художников, деятелей культуры и искусства? (Вернисаж)

    Назовите художественный музей, включающий преимущественно собрание картин. (Галерея)

    Как в переводе с французского переводиться слово «пейзаж»? (местность, страна»)

    В переводе с французского слово «офорт» обозначает «крепкая водка» - что это за жидкость? (азотная кислота - служила для травления металлической доски для создания печатной формы гравюры)

    Как называется техника настенной живописи водяными красками по свежей, сырой штукатурке? (фреска)

6.«Сам себе художник» (максимальное количество баллов – 5)

Следующий конкурс для настоящих художников. Я выдам вам репродукции картины И. И. Шишкина «Дорога в лесу». 1880г. Дорисуйте, пожалуйста, недостающий эпизод картины. Чем достовернее получится изображение, тем больше у вас шансов принести победу своей команде.

(Лёгкая музыка)

(Команда выполняет задание)

7. «Самый умный» (максимальное количество баллов - 10 )

1. Основное художественно-выразительное средство живописи?

2. Живопись одним цветом, чаще всего серым?

а) гризайль;

б) акварель;

в) силуэт;

г) монотипия.

3. К ахроматическим цветам относятся:

а) чёрный;

б) красный;

в) жёлтый;

4. Основной цвет, какого либо предмета без учёта внешних влияний носит название:

а) основной;

б) локальный;

в) тёплый;

г) составной.

5. Техника живописи и рисования, а также карандаши для неё в виде коротких разноцветных палочек:

а) акварель;

б) темпера;

в) пастель;

г) сангина.

6. Жанр живописи, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной, обычной, частной или общественной жизни человека:

а) бытовой жанр;

б) батальный жанр;

в) автопортрет;

г) анималистический жанр.

7. На картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» нарисован уголок леса, в котором резвятся медведи. К какому жанру вы отнесёте это произведение:

а) пейзаж;

б) исторический жанр;

в) марина;

г) анималистический жанр.

8. Ведута - это картина, на которой изображается:

а) морской вид;

б) образ города;

в) исторические деятели и события;

г) неодушевлённые предметы.

9. «Широкой панорамой раскинулись нескончаемые лесные массивы северного края нашей необъятной родины. Далеко-далеко – на сколько хватает глаз – тянутся они по холмам и долинам. Хвойные занимают огромные пространства, десятки и сотни километров». Как называется эта картина И. Шишкина?

а) «На севере диком»;

б) «Рожь»;

в) «Дубовая роща»;

г) «Лесные дали».

10. В изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполненного с натуры:

а) набросок;

б) рефлекс;

г) композиция.

Подведение итогов.

Подводятся итоги, и объявляется победитель. Команда победитель получает Диплом 1 степени, проигравшая - Диплом 2 степени.

Команда сама решает, кто в её рядах оказался самым большим умником, который награждается почётной грамотой в номинации «Самый умный».

Парить бы над этой красотой вечно.

Ю.Фролов.

Цели:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина;
  • учить детей видеть красоту родной природы, чувствовать восторг и интерес к живой природе;
  • воспитывать уважение и чувство гордости к людям, чья жизнь является примером для молодого поколения.

Примечание: занятие проводится в компьютерном зале.

Оборудование: диск “Город Елабуга”, иллюстрации произведений Шишкина, буклеты о Шишкине – 10 штук.

Выставка:

  • И.Шишкин. Журнал “Татарстан” № 9 за 1996 год.
  • И.И. Шишкин Переписка. Дневник. Современники о художнике.
  • Александра Пистунова “Родник в лесу”. Повесть о художнике И.И. Шишкине.
  • Открытки с произведениями Шишкина “Музей изобразительных искусств”.
  • Рисунки учащихся 4 класса – пейзаж.

Слова Шишкина на плакате: “…Надеюсь, придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

Учитель: Ребята! Наше занятие под названием “Парить бы над этой красотой вечно!” я хочу начать строчками стихов Баратынского:

Ученик:

С природой одною он жизнью дышал!
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.

– Когда-то именно эти строки маленький мальчик Ваня записал на полях своего учебника по естествознанию. Отец пожурил Ванечку: “Нельзя, сынок, писать на книжках”. И купил ему новый учебник. Отец не знал, что именно эти строки затронули душу мальчика и будут являться гимном всей его жизни.

II. Постановка задачи

– Сегодня мы познакомимся с этим мальчиком Ваней, который вырос и стал великим русским художником-пейзажистом Иваном Ивановичем Шишкиным. Познакомимся с его жизнью, творчеством, а также совершим заочное путешествие в город Елабугу, в дом-музей, в котором жила семья Шишкиных.

III. Работа над новым материалом

Показ портрета.

– Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в старинном городе Елабуге на берегу реки Камы в семье небогатого купца. Мальчик родился в тот самый январский день, когда его отец, провалившийся в полынью на Каме, лежал в горячке и почти умирал. Назвали малыша Иваном, чтоб не потерять Ивана из семьи – примета верная…
Отец поправился.
Отец, Иван Васильевич, был купцом, торговал хлебом, отправляя его по Волге и Каме на баржах. Он был образованным человеком того времени, любил науку, занимался изучением родной старины.
Мама – Дарья Романовна – женщина с сильным и добрым характером, строгая и справедливая мать, хорошая и экономная хозяйка. Она хотела, чтобы Ваня пошел по стопам отца.
Но у Вани из всех увлечений постоянным и самым сильным было рисование. Целыми днями бродил Иван по окрестностям Елабуги, “…зачерчивая, наблюдая и усваивая ту природу, к которой постоянно возвращался позднее в своих картинах”. На рисунки он изводил всю бумагу в доме. Разрисовывал заборы, малевал на стенах.
Художников в Елабуге не очень-то жаловали. А матушка Дарья Романовна их особенно не любила.
Родители хотели видеть Ивана Ивановича Шишкина купцом, продолжателем семейных традиций. Он же тянулся к карандашу и бумаге.
В 1843 году отец отвез сына в Казань, где определил в первую городскую гимназию (мальчику 11 лет). В гимназии он получил первые навыки в рисовании карандашом, тушью, красками.
Приехав на лето в 1848 году в Елабугу, Иван решает не возвращаться в гимназию, чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь.
В 1852 году Шишкин едет в Москву и поступает в Московское училище живописи. Мама, провожая сына учиться на художника, сокрушалась, говорила такие слова:
– Пропали Шишкины! Никогда у них в роду художника не было! Господи, да неужели мой сын будет маляром!
А спустя четыре года, в 1856 году, Иван едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Окончив в 1860 году Академию с Большой золотой медалью, Шишкин получил право на заграничную командировку.
Весной 1861 года Шишкин возвращается в Елабугу, в которой не был пять лет. Все лето он работал в окрестностях Елабуги, много рисовал, писал маслом.
В это же лето он побывал в Казани и ее окрестностях, где написал много этюдов. Среди них “Мельница в поле”, “Шалаш” – которые мы с вами рассмотрим сегодня.
Много и плодотворно работал Шишкин за границей. Он был в Германии: в Мюнхене, Лейпциге, Дюссельдорфе.
В 1965 г. ему присвоено звание академика. Он становится известным художником-пейзажистом. Его картины участвуют в различных выставках.

IV. Заочное путешествие в город Елабугу

– Сейчас мы совершим с вами заочное путешествие в город Елабугу, на родину художника, и побываем в доме-музее имени Шишкина.

Работает диск:

1. Герб Елабуги.
2. Дом Шишкина – на крутом речном откосе уже более 150 лет стоит большой белый двухэтажный дом, в нем провел свои детские и юношеские годы И.И. Шишкин. Сюда неоднократно приезжал он и в годы зрелого творчества, черпая вдохновение в прикамских лесах и просторах. Сейчас в этом доме мемориальный дом-музей его имени – единственный в стране, в котором экспонируются подлинные вещи и живописные полотна.
3. Портрет № 1. Этот портрет написал Крамской в 1873 г. Шишкин запечатлен в дорожном костюме, сапогах, с зонтом и дорожной сумкой. Так он выглядел во время своих многочисленных походов по окрестностям Елабуги.
4. Портрет № 2. Этот портрет написан в 1880 году Крамским – другом Шишкина.
5. Большая гостиная. Здесь часто принимали гостей.
6. Малая гостиная. На рояле играл брат Ивана Николай.
7. Кабинет отца художника. Много семейных фотографий. На стене портрет в большой раме, где изображен Иван Иванович Шишкин. Портрет написан Верещагиным в 1862 году.
8. Буфет. Столовая.
9. Мастерская художника, где он работал над своими картинами.
10. Спальная комната.

V. Работа над картинами

“Утро в сосновом лесу” – одна из самых популярных произведений русской живописи (1889 г.). Художник как бы открывает перед зрителями глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Над густо заросшим оврагом голубеет утренний туман. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотя верхушки деревьев. Проснулись и обитатели леса. Играющие медвежата и медведица дополняют образ дремучего леса.

Картина “Полдень” написана в 1869 году. Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста. Особенно ценно то, что в этой картине Шишкин сумел проникновенно передать обновленную после дождя природу, дыхание освеженных земли и травы, трепет бегущих облаков.

“Березовая роща” , 1870 г.

“Дождь в дубовом лесу” - на этой картине прекрасно показано состояние природы во время теплого летнего дождя. С большим мастерством передана глубина пространства, погруженного в дождливую мглу, сквозь которую проступают неясные очертания деревьев дальнего плана.

“Сосновый бор” – более всего Шишкин любил изображать хвойный лес. Он был первым в русской живописи, кто раскрыл обаяние могучего старого бора, пахнущего мхом и смолой, показал его красоту и величие. В картине “Сосновый бор” все залито ярким летним солнцем. В теплых лучах нежатся стройные сосны, журчит по чистому каменистому дну лесной ручей. Нотки тонкого народного юмора вносят потешные фигуры двух бурых мишек, заглядевшихся на дупло с дикими пчелами. Пейзаж в картине светел и чист.

Прекрасны и другие картины: “Шалаш” , “Мельница в поле” , “Пейзаж с сосной” .

“Корабельная роща” – художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Он передал тишину, успокоенность леса. Состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. “Корабельная роща” - лебединая песня художника. В ней он передал то чувство любви и гордости за красоту земли-матери, которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни.

“Рожь” – одно из лучших произведений в творчестве художника. Это полотно принесло Шишкину заслуженную славу. Широкие просторы ржаного поля изобразил художник в картине. Насколько может охватить глаз, до самого горизонта раскинулось золотое волнующееся от ветра море поспевающих хлебов. Высокой стеной подошли они к дороге, уходящей в даль. Над полем ржи высятся могучие сосны-великаны, словно охраняя это несметное золотое богатство. Сосны уходят в глубину до самого горизонта, и это усиливает ощущение бесконечного простора русского равнинного пейзажа. Спокойный ритм темных силуэтов деревьев придает еще большую монументальность полотну, помогает созданию эпического художественного образа.
Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи.
С большой любовью и мастерством написан передний план картины: и покрытая легкой пылью дорога с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые колосья, и белые головки ромашек, и голубеющие в золоте ржи васильки. Все эти детали обогащают картину, придают ей жизненную убедительность и задумчивость.
Картина “Рожь” – это обобщенный образ родины. В ней победно звучит торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли. Огромная вера в мощь и богатства природы, которым она вознаграждает труд человека, – вот основная мысль, которая руководила художником при создании этого произведения.

VI. Работа по рисункам ребят

VII. Беседа по выставке книг о Шишкине

VIII. Обобщение

– Иван Шишкин – художник громадной творческой страсти, целеустремленности. Своей работоспособностью он поражал современников. Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким он запомнился своим друзьям. Он и умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Это было 20 марта 1898 года.
Огромное наследие оставил художник: более 500 живописных полотен, около 2000 рисунков и графических работ.
Весь творческий путь Шишкина предстает перед нами как великий подвиг русского человека, который в своих произведениях прославил родину, горячо и нежно им любимую. В этом сила его творчества. В этом залог того, что его картины будут жить вечно.
“Шишкин – художник народный”, – пиcал В.В. Стасов еще в 1892 г. И это право на почетное звание закрепил за Шишкиным наш народ.

«ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ»

180-летие со дня рождения И.И. Шишкина

Оформление сцены: «Гостиная купеческого дома»

Медленно звучит музыка.

Перед сценой плакат

«Я люблю по-настоящему лес и только его и пишу»

И.И. Шишкин

В истории каждой страны, каждого города есть замечательные имена, имеющие мировое значение. Судьбы многих выдающихся людей России связаны с Елабугой. Здесь же родился великий русский художник Иван Иванович Шишкин. В январе 2007 года Елабуга, в частности, Мемориальный дом-музей Шишкина, отметили 175-летие со дня рождения знаменитого художника. И мы в свою очередь отдаем дань уважения великому художнику и посвящаем ему этот вечер.

С именем Ивана Шишкина неразрывно связано представление о русском пейзаже, о лесах, о бескрайних полях. Он принадлежит к числу тех выдающихся мастеров кисти, чьи гениальные творения составляют гордость отечественной живописи. Живописные окрестности Елабуги нашли свое отражение на полотнах известного художника-пейзажиста И.И. Шишкина.

Суровая величественная природа, вековые леса, раскинувшиеся по берегам Камы, с детства были для нашего героя источником постоянного интереса и вдохновения. Девять своих лучших полотен посвятил Иван Иванович Шишкин своей малой родине. Среди них - «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали», «Святой ключ близ Елабуги», «Утро в сосновом бору».

Портрет Шишкина. Автопортрет

Иван Иванович Шишкин родился 26 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии в многодетной небогатой семье. Отец будущего художника, Иван Васильевич, был купцом, торговал хлебом. Это был человек широкого круга интересов. Он желал дать сыну хорошее образование, поэтому после окончания уездного училища в 1844 году отвез его в Казань, где определил в первую городскую гимназию. В этом учебном заведении Ваня Шишкин получил первые уроки рисования карандашом, тушью, красками.

Первый ученик.

«Мел и уголь не исчезали из его рук. Все двери и стены комнат были исписаны самыми замысловатыми фигурами... Бывало и так, что в жаркие дни у ворот собирались няни, хвастались скромностью и кротостью детей купеческих. В разговорах никто не

замечал, что пятилетний непоседа нарисовал на воротах соседнего дома целую галерею: то человеческий глаз, то руку, то дерево. В таких случаях хозяева дома шли обычно жаловаться родителям Вани. Няня и соседи прозвали его «мазилкой».

Из воспоминаний двоюродной сестры художника Е.В. Шишкиной.

Второй ученик.

Иван еще ребенком увлекался резьбой по дереву и камню, помогаю отцу в различных поделках. На токарном станке он выточил из камня-песчаника модель Александровской колонны с памятником Петру I , для чего долго собирал изображения монумента на всевозможных ярлычках и спичечных коробках.

Дом Шишкиных стоял на высоком берегу Тоймы. Из окна было видно, как петляет по заливным лугам река и у «Чертова городища» впадает в Каму. А вокруг - озёра с густотравьем, дубравы, сосновые боры и таинственные хвойные леса.

Вся внешняя обстановка детства Вани Шишкина сильно действовала на воображение. Поэтическое настроение преобладало в нем с ранних лет. В большой гостиной часто встречались люди разных интересов и взглядов. Купцы Стахеевы, промышленники Ушковы, художники И. Осокин, К. Гун, братья Верещагины, прославленная «кавалерист-девица» Н.А. Дурова. Старший брат Николай хорошо играл, импровизировал и пел. Он являлся душой литературно-музыкальных вечеров, на которые порой съезжалось избранное городское общество.

Звучит музыка

Отец, замечая тягу сына к рисованию, принялся выписывать книги по искусству и биографии знаменитых художников. В 1851 году в городе появились московские художники, приглашенные для расписывания иконостаса соборной церкви. С одним из них - Осокиным, Иван вскоре познакомился. Москвичу по душе пришлась тяга молодого человека к живописи и в меру своих сил он принялся помогать Ивану. Своими рассказами о белокаменной Москве, о знакомых художниках Осокин способствовал утверждению молодого человека в мысли о возможности поездки в Москву и поступлении в Училище живописи и ваяния.

В августе 1852 года Иван Шишкин поступил в Училище живописи и ваяния. За внешний вид и молчаливость новые друзья прозвали его Монахом. Своих сотоварищей он поразил редкой работоспособностью. «Образование, труд, любовь к знаниям» - таков был девиз Шишкина в ту пору.

Работал он без устали, многие диву давались. За день нарабатывал столько, сколько иные за неделю едва могли осилить. Рисовал и дома до глубокой ночи, по памяти.

Успехи Шишкина к концу учебы в Москве были неоспоримы, и в 1855 году он отправился в Санкт-Петербург в Академию Художеств.

Первый ученик.

Итак, Иван Иванович в Петербурге. Первое время его не покидало чувство одиночества. Работа, и еще раз работа, до полного изнеможения. Преподаватели обратили внимание на прилежание и талант Шишкина, ему было предложено рисовать с натуры. Годы учения в Академии (1856-1860) сыграли важную роль в формировании мировоззрения художника. «Это было удивительное время, - время, когда всякий захотел думать, читать и учиться, и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко...»

Шишкин принадлежал к кругу передовой академической молодежи. В 1860 он окончил курс обучения в Академии с высшей наградой - большой золотой медалью и правом на заграничную командировку.

В то время талантливых выпускников отправляли на стажировку за границу лет на пять. Но Иван Шишкин не спешил в чужие края. Его манили родные места, где он отсутствовал несколько лет. Поэтому сначала он направился на родину, где два года с упоением рисовал родные леса и просторы. И лишь в 1862 году уехал в Европу, где также много и плодотворно работал. Бывал на выставках и в мастерских художников, знакомился с их взглядами на современное искусство. Шишкин посетил Швейцарию, Чехословакию, Германию. В 1865 году он выставил в Дюссельдорфе три своих рисунка. Успех был полным. Иван Иванович получил приглашение показать свои работы в Бонне, Аахене, Кельне.

За границей Шишкин остро почувствовал свою связь с Россией. Среди чужих ландшафтов художник томился, не находя привычного размаха и раздолья. Всем сердцем он рвался домой.

К 1865 году, когда Иван Шишкин вернулся в Россию, о нем уже гремела слава как о талантливом рисовальщике. Его рисунки пером, виртуозно исполненные мельчайшими штрихами с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей как в России, так и за ее пределами. Две его работы были приобретены Дюссельдорфским музеем. А полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика.

По возвращении на родину Шишкин сблизился с И.Н. Крамским, не только выдающимся художником, но и человеком беспримерной честности. Дружба с Крамским стала важным этапом в развитии Шишкина как художника и гражданина. Портрет работы Крамского считается одним из лучших изображений Ивана Шишкина.

Портрет Шишкина работы Крамского

В 1870 году Шишкин, вместе с художниками Крамским и Куинджи, выступил одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Здесь наш герой нашел истинных друзей-единомышленников, а его работы - отзывчивого зрителя.

«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».

Первый ученик. В 1870 году Шишкин уже занял ведущее положение среди художников-пейзажистов. На первой же передвижной выставке появилась его известная картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Она ознаменовала наступление творческой зрелости мастера. Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве, выразил свое эстетическое кредо. Перед зрителем предстал образ могучего, величавого русского леса. Впечатление глубокого покоя не нарушает ни медведи у дерева с ульем, ни летящая птица.

«Среди долины ровныя».

В 1883 году Шишкин написал одну из наиболее впечатляющих своих картин «Среди долины ровныя», избрав сюжетом литературный образ, содержащийся в первой строфе стихотворения Ф. Мерзлякова, ставшего народной песней.

«Рожь».

Второй ученик. На одном из эскизов художника можно найти такую запись: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Благодать. Русское богатство». В этой более поздней авторской ремарке выражена сущность образа, созданного в замечательном полотне «Рожь». Оно было выставлено в 1878 году на Четвертой передвижной выставке и принесло художнику мировую славу.

«Лесные дали».

Большое значение имеют пространственные планы для содержания картины «Лесные дали» (1884 год). Широта лесных просторов, увиденных с возвышенности, громадность неба, отразившегося в далеком озере, - вот то поэтическое начало, которое покоряет ум и сердце зрителя.

«Утро в сосновом бору».

Создавая большие картины, Шишкин продолжал интенсивно работать с натуры, изучая природу, рисуя каждую травинку, каждый цветочек. Все более настойчиво разрабатывал проблему цвета, света и воздуха. Итогом плодотворной работы стала в 1889 году картина «Утро в сосновом бору», получившая наиболее широкую известность. Соавтором в написании этого большого полотна был К.А. Савицкий, кисти которого принадлежат фигуры медведей.

Истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой лес, а утро с его еще не рассеявшимся туманом, слегка порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чаще. Мастерски передана глубина оврага, на краю которого расположилось медвежье семейство.

В 1890 году Шишкин обратился к сравнительно редкому для него сюжету и написал большую картину «Зима». Он поставил в ней трудную задачу выражения едва уловимых рефлексов в почти монохромной живописи. Тогда же он вновь обратился к литературным образам, на этот раз как иллюстратор произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она...

И опять работа, работа... Заканчивая одну картину, Иван Иванович натягивает холст на подрамник для следующей. Он немало трудился в технике офорта. Офорт это гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой. Шишкин создает подлинные шедевры - «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник».

Рисунки углем, предоставленные на выставке Академии художеств, привели в восхищение всех, ибо такого богатства черного цвета в русской живописи до И.И Шишкина не показывал никто.

Графика занимает в творчестве Шишкина особое место. За долгую жизнь он создал десятки тысяч рисунков, тысячу офортов, 68 литографий, 39 цинографий. Около полусотни офортов хранятся в Елабуге.

Каждый художник в зрелые годы создает произведение, через которое он как бы высказывает свое отношение к жизни и которое принято образно называть завещанием. Таковым у Шишкина является полотно «Корабельная роща».

«Корабельная роща»

На картине реальная Афанасьевская роща близ Елабуги и одновременно символ родины, ее спокойствия, величавости, незыблемости. «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены: браво!», писал К.Савицкий. Эта работа - торжественная ода во славу родной природы. Созданная в год кончины художника, она стала его лебединой песней.

21 марта 1898 года смерть застала Ивана Ивановича за мольбертом с кистью в руках. «Он упал, как могучий дуб, пораженный молнией», - писал один из критиков, пользуясь любимым образом живописца.

Ретроспективный показ картин художника под музыку Свиридова или Лунная соната.

Произведения И.И. Шишкина входят в сокровищницу российской культуры. Они украшают коллекции картинных галерей и музеев более 30 городов России, находятся в частных собраниях российских, французских, американских, немецких ценителей живописи. Крупнейшие коллекции работ художника хранятся в Третьяковской галерее города Москвы и Государственном Русском музее С.-Петербурга. Довольно представительным собранием картин Шишкина может похвастаться Государственный музей изобразительного искусства РТ. Здесь насчитывается порядка сорока произведений живописи, 25 рисунков, 400 офортов и литографий.

Звучит «Лунная соната» Бетховена

Картины «Лесная поляна», «На даче» экспонировались в 1898 году на выставке в Казанской художественной школе в числе произведений русских художников того времени. Пейзажи Шишкина, пронизанные воздухом и светом, имели столь большой успех у казанской публики, что власти города обратились к художнику с просьбой оставить картины в Казани. Шишкин ответил согласием. Эта телеграмма была последней весточкой художника в родные места.

А на картине живет яркий солнечный день раннего лета - трава сочна и пушиста, небо сияет светлой лазурью, оттеняемой белыми облаками.

«Шишкин - человек-школа», сказал о нем Крамской и оказался прав. А вот какая оценка была дана ему в альбоме «Сто русских деятелей искусства», изданном в Париже: Роль Шишкина «в истории развития глаза» русских пейзажистов огромна и совершенно исключительна. Он очень крупный и оригинальный ум, он создал целую школу, заставил смотреть по-новому целое поколение художников. Он первый вдумался в глубину пейзажа, для него каждое дерево и даже каждый лист стали целым миром. Шишкин был первым анатомом природы...»

«С тех пор, как я взялась за кисть, я не знаю школы лучше, чем обучение у полотен Шишкина». Л. Бродская.

Дети, занимающиеся в изостудии ЦДТ, тоже очень любят рисовать пейзажи. Свои работы они посвятили И.И. Шишкину. Давайте послушаем наших ребят, посмотрим их работы.

Классный час на эстетическую тему: “ И. И. Шишкин – великий художник”

  • познакомить учащихся с творчеством художника – земляка И. И. Шишкина;
  • воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству, умение ценить и беречь прекрасное.

Наглядность: картины И. И. Шишкина “Осень”, “Рожь”, “Сосновый бор”, книга Александры Пистуновой “Родник в лесу”. В.С. Кузин Э. И. Кубышкина “Изобразительное искусство в начальной школе”.

I. Вступительное слово учителя

Мы с вами поговорим о художниках.

– Каких художников вы знаете?

Ученик. Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Виктор Васнецов.

– Ребята! Сегодня мы познакомимся с биографией и картинами И. И. Шишкина. Вы уже, наверное, многие слышали про И. И. Шишкина и видели его картины.

Послушайте биографию художника.

II. Знакомство с биографией художника.

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, в семье небогатого купца.

Елабуга – один из старейших городов Республики Татарстан. Город уютно расположился вдоль реки Тоймы, впадающей в Каму, среди могучих вековых лесов.

И. И. Шишкин с помощью отца – любителя – археолога и краеведа – научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы. Он полюбил просторы уходящей вдаль Камы, бесконечные леса Вятского края. С детских лет увлекался рисованием. Родители пытались привлечь его к занятиям торговлей, но безуспешно. Отец – человек широких интересов – единственный из близких поддержал (после долгих колебаний) желание сына стать художником.

Будущий художник в 1852 году отправился в Москву для поступления в Училище живописи и ваяния и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. Шишкин много читал и размышлял об искусстве и пришел к выводу, что художнику необходимо изучать природу и следовать ей.

В Москве он учился под руководством профессора А. А. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). В 1856–60 гг. продолжает свое обучение в Петербургской Академии художеств у пейзажиста С. М. Воробьева. Его развитие идет стремительно. С другими молодыми пейзажистами работал на острове Валаам. За свои успехи Шишкин получает все возможные награды.

В 1860 году был награжден Большой золотой медалью за пейзаж “Вид на острове Валаам”. Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, но сначала он отправился в Казань и дальше на Каму. Хотел навестить свой родной край. Только весной 1862 года он уехал заграницу.

В течение 3-х лет жил в Германии и Швейцарии. Занимался в мастерской живописца и гравера К. Роллера. Еще до своей поездки был известен как блестящий рисовальщик. В 1865 году за картину “Вид в окрестности Дюссельдорфа” получил звание академика. С 1873 года он стал профессором художеств.

И. И. Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. В 1870 – х годах он стал создавать первые картины, передающие меняющиеся состояния природы – вечер, сумерки, закат солнца, – сохраняя при этом четкость и предметность изображения. Тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.

III. Знакомство с картинами художника.

Вопрос: Какие картины И. И. Шишкина вы знаете?

Ответ ученика: “Осень”, “Рожь”, “Утро в сосновом бору”, “Перед грозой” и другие.

Учитель показывает картину “Осень”.

Рассказ ученика о картине “Осень”.

Учитель делает вывод.

– Красота природы, смена времен года, каждое из них – осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. И. И. Шишкин в своей картине показал восхищение щедрой красотой осени, любовь и глубокую привязанность к родным местам.

Учитель показывает картину “Перед грозой”.

Рассказ ученика о картине “Перед грозой”.

Учитель делает вывод.

– Кажется, мы тоже стоим на берегу реки и с тревогой смотрим на темно – синюю грозовую тучу, затянувшую небо, в ожидании что вот – вот начнется сильный ливень.

Учитель показывает картину “Утро в сосновом бору”.

Ученик рассказывает о картине “Утро в сосновом бору”.

Вывод учителя.

– На картине художник изображает родную природу, показывает красоту родной природы, он любуется просторами полей, лугов, исполинами деревьями и мощью сказочно – загадочных дремучих лесов.

Шишкин занимался не только рисованием, но и в 1894 году начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты.

В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением.

Видное место в творчестве художника занимали этюды, часто они были самостоятельными художественными произведениями. Лучшие достижения художника проявились в картине “Корабельная роща”.

И. И. Шишкин много работал в гравюре. В 1894 – 95 годах руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств.

Жизнь Шишкина была заполнена постоянной деятельностью. Он написал много картин и этюдов, создал прекрасные рисунки, много сделал для развития и популяризации гравюры в России, был активным и авторитетным участником Товарищества передвижников, занимался с начинающими художниками.

В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Выставка давала представление об огромном труде художника, глубоко чувствовавшего и стремившего передавать красоту и богатырскую силу российской природы.

Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией “Корабельная роща” (1898, ГРМ) в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. На полотне, написанном незадолго до смерти, изображена афонасовская корабельная роща близ Елабуги.

Огромный талант И. И. Шишкина был высоко оценен.

В родном городе Елабуга есть музей И. И. Шишкина, одна из школ города носит его имя. Когда входишь в музей, будто встречаешься с живым художником.

IV. Закрепление творчества И. И. Шишкина.

Ребята! Мы с вами познакомились с известным русским художником, нашим земляком И. И. Шишкиным.

Что нового вы узнали о художнике? Ответьте на вопросы.

  1. Когда, где родился И. И. Шишкин?
  2. Где он обучался?
  3. Какие картины художника вы знаете?
  4. Расскажите о картинах И. И. Шишкина.
  5. Какие чувства вызвали у вас картины И. И. Шишкина?

Литература

  1. И. И. Шишкин. Текст А. Н. Савинова. М.: Издательство “Искусство” 1971 г., стр. 5-12.
  2. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. “Изобразительное искусство в начальной школе”. М.: Издательский Дом “Дрофа”. 1997 г., стр. 38,77.
  3. Александра Пистунова “Родник в лесу” (Повесть о художнике И. И. Шишкине). М.: Издательство “Детская литература”. 1987 г., стр. 12.
  4. Шишкин И. И. Альбом репродукций. Вступ. статья Юровой Т. Москва. 1961 г.
  5. Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. “50 кратких биографий мастеров русского искусства”. Ленинград. 1971 г.
Загрузка...