aracs.ru

Тимуровское движение: история возникновения, идеология и различные факты. Тимуровское движение: прошлое и настоящее первых добровольцев ссср Тимуровское движение в ссср

В годы Великой Отечественной войны возникло тимуровское движение - массовое патриотическое движение школьников и пионеров, идеология которых призывала быть полезным Родине. «Тимуровец» - звание, которое обязывало ребят быть дисциплинированным, вызывало в них благородные и патриотические поступки. Их деятельность имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение.

Тимуровцы оказывали помощь семьям фронтовиков: ремонтировали квартиры, ухаживали за больными и детьми, помогали по хозяйству. Одним из важнейших аспектов своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы.

Нельзя не отметить работу этого движения в подшефных госпиталях. Ребята организовывали концерты художественной самодеятельности, дежурили в госпиталях, писали письма по просьбе раненых, выполняли разные хозяйственные работы. У каждого тимуровца было свое дело.

В августе 1941 года сельскохозяйственным трудом было занято 5 тысяч школьников. Подростки 11-13 лет трудились на полях колхозов, учились жать рожь, собирали оставшиеся колоски и вязали снопы. Из металлолома, собранного тимуровцами был построен и отправлен на фронт танк «Таня», названный так в честь подвига отважной девушки 3ои Космодемьянской.

В годы войны предприятия выпускали: ящики для мин, тормозные колодки для танков, саперные лопатки, лыжи, противопехотные мины, корпуса для авиационных бомб, стволы для минометов, маскировочные сети, ложки, солдатские котелки. За всем этим стоит труд детей-тимуровцев, которые заменили у станков ушедших на фронт мужчин.

Патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, весьма высокую оценку Коммунистической партии и Советского правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, волевых усилий и практических дел - было горячее желание ребят отдать Родине все свои силы.

Герои-Пионеры

Во время Великой Отечественной войны многие пионеры были в составе партизанских отрядов. Там их использовали для заданий, которые не могли выполнить взрослые. Например, их отправляли на разведку. Подростки, оборванные и изможденные, не вызывали подозрений у немецкой администрации. Они свободно могли появляться в городах и приносить необходимую информацию о расположении войск, количестве охранников на важных объектах, и т.д. Партизаны их использовали также для диверсий. Они участвовали в подрыве поездов и отравляли пищу на немецких солдатских кухнях. Дети часто участвовали в подпольной деятельности.

За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями. Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

Леонид Голиков

Родился 17 июня 1926 в деревне Лукино, которая расположена на берегу реки Поло. Окончил 5 классов. Когда его родное село оккупировали фашисты, мальчик ушел в партизанский отряд.

Леня не раз бывал в разведке, участвовал в поджогах вражеских складов и поездов. Одной из самых важных схваток в его жизни, был бой один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная Голиковым, подбила вражескую машину из которой выбрался гитлеровец с портфелем и отстреливаясь, бросился бежать. Не растерявшись мальчик бросился за ним. Спустя километр погони, Леня убивает генерала. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг.

На счету разведгруппы, в которой состоял Голиков насчитывалось: 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами.

Леонид Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области, где особенно лютовал враг чувствовав скорую расправу.

2 апреля 1944 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

6 июля 2017

По большому счету, тимуровцами были почти все школьники СССР. Желание помочь нуждающимся было абсолютной нормальной реакцией на то или иное событие. Быть может, это нравственность, быть может, это воспитание. Но благодаря такому отношению к миру, эти дети, тимуровцы, со временем стали настоящими и отзывчивыми людьми. У них традиции тимуровского движения навсегда сохранились. И это, наверное, самое главное…

Книга, которой могло не быть

Тимуровское движение возникло в 1940-м. То есть когда только-только А. Гайдар опубликовал свою последнюю книгу о некой детской организации, помогающей людям. Произведение называлось, конечно же, «Тимур и его команда».

Спустя неделю один из отрывков уже был напечатан. Кроме того, начались соответствующие радиотрансляции. Успех книги был просто колоссальным.

Через год произведение вышло довольно большим тиражом. Несмотря на это, пришлось его допечатывать несколько раз.

Хотя этой книги могло вообще не оказаться на полках магазинов. Дело в том, что идея Гайдара об объединении детей, которые заботятся о старших, выглядела очень подозрительно. Напомним, шли последние годы 30-х.

К счастью, ответственность за опубликование произведения взял на себя секретарь ЦК ВЛКСМ Н. Михайлов. Когда книга была напечатана, появилась и одноименная кинокартина. Удивительная популярность ленты объяснялась жизненностью образа главного героя. Тимур стал примером и идеалом юного поколения той эпохи.

Трилогия о Тимуре

Еще до опубликования произведения Гайдар был заинтересован проблемами военного образования школьников. Во всяком случае, следы подобных интересов отразились в его дневнике и всех произведениях о Тимуре. О первой книге мы только что говорили. Но немногим позже писатель написал и второе произведение. Оно называлось «Комендант снежной крепости». Персонажи уже занимались некой военной игрой. Ну а в самом начале войны Гайдар успел написать и киносценарий «Клятва Тимура». Со страниц он поведал о необходимости детской организации в военных условиях. Члены этого сообщества будут дежурить во время затемнения и бомбежек. Они будут охранять территорию от диверсантов и шпионов, будут помогать семействам красноармейцев и крестьянам в их сельскохозяйственных работах. Собственно, так и случилось. Другой вопрос, хотел ли автор в действительности своими произведениями о Тимуре создать некую альтернативу пионерской организации… К сожалению, доподлинно это мы уже не узнаем.

Идея Гайдара

Говорят, что Гайдар в книгах о Тимуре он описывал опыт деятельности скаутских организаций в 10-х двадцатого столетия. Кроме того, в свое время он руководил дворовой командой. И тайком, как и его персонаж Тимур, делал добрые дела, не прося за них никакой награды. По большому счету, подростков, которые помогают нуждающимися, именуют сейчас волонтерами.

Кстати, о подобной детской организации писали в свое время такие именитые личности, как Антон Макаренко и Константин Паустовский. Но только одному Гайдару, вольно или невольно, удалось воплотить этот замысел в жизнь.

Старт

Какое событие послужило началом тимуровского движения? Ответ на этот вопрос кажется вполне очевидным. Именно после появления книги о Тимуре началось неформальное тимуровское движение. Появились и соответствующие отряды.

Сами тимуровцы стали, по сути, частью идеологической системы Советского Союза. При этом им удалось сохранить некий дух волонтерства.

Тимуровцы были образцовыми подростками. Они бескорыстно совершали хорошие поступки, оказывали помощь престарелым людям, помогали колхозам, детским садам и многое-многое другое. Одним словом, появилось настоящее массовое движение школьников.

Кто был основателем тимуровского движения? Самый первый отряд появился в 1940-м в Клине, что в Московской области. Кстати, именно здесь Гайдар написал свою «нетленку» о Тимуре и его команде. В этом отряде было всего лишь шесть подростков. Они учились в одной из клинских школ. Вслед за ними такие отряды возникли и по всей территории Советского Союза. Причем, порой в одной из небольших деревень существовали 2-3 таких команды. Из-за этого происходили и курьезы. Скажем, подростки неоднократно рубили дрова для пожилого человека и трижды подметали двор...

Эпоха великой войны

Во время войны тимуровское движение в СССР росло в арифметической прогрессии. В 1945-м в Советском Союзе уже было порядка 3 миллиона тимуровцев. Эти подростки на самом деле оказались незаменимыми.

Такие отряды функционировали в детских домах, в школах, при дворцах пионеров и внешкольных учреждениях. Подростки шефствовали над семьями офицеров и солдат, продолжали помогать собирать урожай.

Также отряды провели колоссальную работу в госпиталях. Так, тимуровцам Горьковской области удалось организовать для раненных почти 10 тысяч представлений художественной самодеятельности. Они постоянно дежурили в госпиталях, по поручению солдат писали письма, выполняли ряд разнообразных хозяйственных работ.

Другой пример тимуровского движения произошел летом 1943-го. Пароход «Пушкин» отправился по маршруту «Казань - Сталинград». На судне в качестве груза - подарки, которые были собраны тимуровцами республики.

А в осажденном гитлеровцами Ленинграде движение тимуровцев приобрело особое значение. В 753 тимуровских отрядах северной столицы действовали двенадцать тысяч подростков. Они оказывали помощь семействам фронтовиков, инвалидам и пенсионерам. Им приходилось заготавливать для них топливо, убирать квартиры и получать по карточкам продовольствие.

Кстати, в начале 1942-го по всей территории СССР были проведены первые слеты тимуровцев. На этих мероприятиях они рассказывали о результатах своей успешной деятельности.

Также к этому времени появляются первые песни о тимуровском движении, среди них «Четверка дружная ребят», «Как высоко над нами наше небо» и, конечно, «Песня тимуровцев» Блантера. Позднее были написаны такие популярные музыкальные композиции, как «Гайдар шагает впереди», «Песня красных следопытов», «Орлята учатся летать», «Тимуровцы» и пр.

Уральский отряд

Возвращаясь к периоду войны, одной из известных тимуровских команд был отряд из шахтерского городка Пласт, что в Челябинской области. В нем участвовало двести подростков. А возглавляла его 73-летняя Александра Рычкова.

Отряд был создан в августе 1941-го. На первом же сборе Рычкова заявила, что трудиться придется буквально на износ. При этом не будет никаких скидок на возраст. Она объявила, что, если кто-то передумает, может сразу уйти. Но никто не ушел. Подростков разбили на отряды и назначили главных.

Каждый день Рычкова раздавала план работ. Они помогали нуждающимся, рассказывали горожанам о ситуациях на фронтах, проводили концерты для раненных в госпитале. Кроме того, они собирали лекарственные растения, металлолом, заготавливали дрова, трудились на полях, шефствовали над семействами фронтовиков. Также им доверяли и серьезное дело: тимуровцы заползали в отвалы шахт и отбирали горные породы.

Заметим, несмотря на работу, подростки всё-таки продолжали ходить на школьные уроки.

В результате, за шесть месяцев команда из Пласта смогла завоевать поистине безукоризненную репутацию. Даже чиновники выделили ребятам комнату для своего штаба. О тимуровцах из этого шахтерского городка неоднократно писали в периодике. Между прочим, данный отряд упоминается в энциклопедии Великой Отечественной.

Процесс слияния пионеров и тимуровцев

В 1942-м педагоги были в некотором смятении. Дело в том, что тимуровские отряды, по сути, начали вытеснять пионерские дружины. Напомним, книга о Тимуре повествовала о «самодисциплинирующемся» коллективе. В нем все обязанности подростки брали на себя и сами решали все проблемы, без контроля взрослых.

В итоге, руководители ВЛКСМ приняли решение, связанное с объединением пионеров и тимуровцев. Через некоторое время комсомольцам удалось взять их под свой контроль.

По большому счету, в данной ситуации были и свои очевидные плюсы, и большие минусы. Деятельность тимуровцев стала считаться дополнительной формой работы пионерии.

Послевоенный период

Сразу после победы над фашистскими захватчиками тимуровцы продолжали помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым. Также они старались ухаживать за могилами красноармейцев.

Но одновременно движение начало угасать. Быть может, причиной стало то, что тимуровцы не испытывали особого желания «вливаться» в ряды пионерской организации. Они теряли свободу выбора.

Возрождение движения началось только при хрущевской «оттепели»…

60-80-е

История тимуровского движения в России продолжалась. В этот период подростки продолжали заниматься общественно полезной деятельностью. Лучшим вручали награды. К примеру, одиннадцатилетней школьнице М. Наханговой из Таджикистана удалось перевыполнить норму для взрослого человека в семь раз по сбору хлопка. Ее наградили орденом Ленина.

Тимуровцы начали заниматься и поисковой работой. Так, они стали изучать жизнь А. Гайдара и, в результате, помогли открыть музеи писателя в ряде городов. Также организовали библиотеку-музей имени писателя в Каневе.

А в 70-х при редакции известного советского журнала «Пионер» был сформирован так называемый Всесоюзный штаб Тимура. С завидной регулярностью проходили и сборы тимуровцев. Активно слагались и читались стихи про тимуровское движение. В 1973-м в лагере «Артек» состоялся первый Всесоюзный слёт. На мероприятии присутствовали три с половиной тысячи делегатов. Им тогда удалось принять даже программу тимуровского движения, направленную на его активное развитие.

Заметим, такие команды был созданы в Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Крах и возрождение движения

В самом начале 90-х роль ВЛКСМ и пионерии была объявлена исчерпанной. Эти организации официально прекратили существовать. Соответственно, такая участь ждала и тимуровское движение.

Но зато практически одновременно была создана «Федерация детских организаций», независимая от любой политической партии. Через несколько лет российский президент объявил о создании движения школьников России. Заметим, эту идею поддержали и педагоги.

Немногим ранее официально было сформировано и новое тимуровское (добровольческое) движение, которое призвано помочь социально незащищенным группам населения.

Новое время

Таким образом, в наше время традиции тимуровского движения сохранились. Такие отряды существуют в нескольких регионах. Скажем, в Шуе, что в Ивановской губернии, функционирует молодёжное движение тимуровцев. Как и раньше, они не только помогают нуждающимся, но и стараются быть полезным обществу.

Радует, что это движение снова распространяется повсеместно…

Проблема. В законодательном акте – «Закон об образовании»- дается определение, что «…образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…». Именно воспитание стоит на первом месте. Образование – в первую очередь – целенаправленный процесс воспитания. И с этим нельзя не согласиться. Моя позиция такова: обучить наукам можно почти всегда и почти всех, а вот научить стать человеком – задача посложнее. В этом вопросе в современной школе имеются недостатки. Увлекшись всевозможной техникой, электроникой, современными образовательными технологиями, мы забываем порой о нравственности. Мы воспитываем и обучаем через отдельные мероприятия (День вежливости, милосердия, декада борьбы с курением и т.п.), а ведь это процесс постоянный, системный. Мы всегда должны быть вежливыми, милосердными, вести здоровый образ жизни. И вот когда это станет потребностью, а не сиюминутной необходимостью, мы сможем сказать, что воспитали нравственного и образованного человека, который будет вершить добрые и нужные людям дела. Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущие годы это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Патриотическим воспитанием, как и всем прочим, в первую очередь обязаны заниматься классные руководители. В Федеральной программе патриотического воспитания развитие тимуровского движения выделено отдельной строкой. А это означает важность его для общества в целом. По многим причинам социально-экономического и политического характера мы надолго были лишены организации, призванной воспитывать детей и организовывать их разумный досуг. Это не могло не вызвать всплеск многих негативных явлений, которые начали серьезно беспокоить общество: усиление криминогенности среди подростков и, в частности, движение так называемых скинхедов, фанатов спортивных клубов, алкоголизм и наркомания, праздное времяпрепровождение, крайний индивидуализм и агрессивность одних и уход от действительности в компьютерные игры других. Во избежание углубления и расширения этих негативных процессов необходимо возрождение и развитие тимуровского движения, цель которого помочь организовать разумный и созидательный досуг детей, способствовать воспитанию детей в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних . И начинать это воспитание нужно, как можно раньше. Возможно, что со старшего дошкольного возраста.

Сегодня ставится задача возрождения и развития тимуровского движения в России. Возможно ли это, и нужно ли? Мое мнение следующее: нужно, но следует учесть ряд особенностей:

Первое, тимуровское движение нужно обществу. Как это ни покажется странным, но без помощи детей мы уже не сможем обойтись. А возможно ли тимуровское движение, то есть добровольная и безвозмездная помощь детей взрослым в наш меркантильный век? Разумеется, в той форме, в которой оно описано в повести «Тимур и его команда», возрождение тимуровского движения практически невозможно. Дело в том, что дети организовали свою команду в каникулы, в дачном поселке, будучи там не вместе с родителями. Досуг, не ограниченный повседневными учебными обязанностями, отсутствие мелочного надзора и позволили детям самостоятельно создать свою самоуправляющуюся маленькую организацию (команду). Такого неограниченного досуга у современных школьников нет.

Второе, школа также не должна стоять в стороне от организации тимуровского движения. Но есть опасность того, что классные руководители, в 80-е годы имевшие опыт работы в этом направлении, не смогут избежать искушения использовать «старые, проверенные» методы работы, которые в свое время и привели тимуровское движение к вырождению в обычную обязаловку, «отработку», не вызывающую у детей ничего, кроме скуки и ощущения потерянного времени. Перед школой стоит задача найти новые формы организации тимуровской работы , которые могут заинтересовать современных детей. На мой взгляд, это:

Деловые игры, специализированные смены в лагерях «Я - лидер», опыт проведения которых имеется во многих городах. Помочь в работе новым Тимурам могут, в том числе и так называемые уличные психологи , которые достаточно давно работают с подростками на Западе, а теперь эту должность пытаются ввести и в наших крупных городах.

- Замена командно-административных форм партнерскими отношениями взрослых и детей. Это одна из центральных задач при организации тимуровского движения на современном этапе.

- Работа с родителями . Родители нынешних 10-12-летних ребят, пережившие все экономические и политические потрясения и испытавшие массированное давление средств массовой информации, пропагандировавших западные ценности индивидуализма и личного преуспеяния любой ценой, вряд ли благосклонно отнесутся к тому, что их дети тратят время на «чужого дядю». Классным руководителям нужно предусмотреть соответствующую работу с родителями.

. Тимуровское движение – это не только массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, но и действенная (с элементами игры) форма общественно-полезной деятельности детей, способствующая их духовно – нравственному, физическому, героико-патриотическому воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности, социализации личности подростка.

В нашем классе ребята давно заботятся о пенсионерах и ветеранах. Постепенно эта добровольная помощь переросла в организацию отряда быстрого реагирования. К нам часто присоединяются старшеклассники, родители. В этом году нами был разработан Устав отряда.

ОТРЯД БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ (ОБР) – это объединение, созданное для мальчишек и девчонок, пап и мам, учителей, всех желающих творить добрые и полезные дела, любящих свой родной край, свой народ.

В ОБР входят дети, которых с полным правом можно назвать добрыми, дружными, бескорыстными, общительными.

Они очень любят совершать добрые дела, активно участвовать в жизни школы, поселка, района.

Они очень не любят , когда обижают малышей, не уважают старших, не берегут свое здоровье и наносят вред окружающей природе.

УСТАВ.

Членами ОБР являемся МЫ - дети и наши друзья взрослые, объединенные общим стремлением, общей идеей: «Гори сам, зажги другого».

Мы собрались вместе в своем отряде для того, чтобы творить добрые дела и совершать только хорошие поступки , делать окружающий мир теплее и добрее.

Нас объединяет ВЕРА в то, что ДОБРО может спасти мир.

Мы ставим и реализуем высокие ЦЕЛИ:

Приобщение к заботам и проблемам людей;

Оказание помощи нуждаюшимся;

Проявление любви и заботы к родной природе и животному миру.

В нашем отряде царит ДУХ …

Понимания,

Доброты

Милосердия.

Сострадания,

Заботы,

Дружбы,

Доверия.

Мы защищаем:

Слабых,

Престарелых и одиноких,

Природу.

Наш отряд отличает особое родство :

Душ,

Мнений,

Единого благородного дела.

Мы чтим и бережем ТРАДИЦИИ:

Уважения к старшему поколению: забота о ветеранах,

Памяти о тех, кто отдал свои жизни за свой народ, за свою Родину,

Дружбы: не оставлять друг друга в беде,

Взаимопомощи: помоги всем в трудную минуту,

Слова и дела: выполнять все обещания,

Точности: не опаздывать.

В нашем отряде действуют ЗАКОНЫ:

ДОБРОТЫ: «Доброта порождается добротой»;

ПРАВДЫ: «Где правда, там и счастье»;

ОТВЕТСТВЕННОСТИ: «Если не я, то кто – же?!»;

ЧЕСТИ: «Не тот прав, кто сильней, а тот, кто честней»;

ЗАБОТЫ: «Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим».

Здесь бережно относятся:

К человеку,

Его здоровью (физическому и моральному),

К взаимоотношениям,

К красоте и гармоничности природы во всякое время года.

Здесь всегда помнят о том, что:

Жизнь – главная ценность.

Милосердие – это высшая бескорыстная форма любви.

Добро способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Наша главная деятельность – ЗАБОТА о:

Ветеранах труда и войн,

Одиноких и престарелых людях,

Четвероногих и пернатых.

В нашем отряде разрешается:

Творить только добрые дела,

Совершать только хорошие поступки,

Фантазировать и воплощать свои фантазии.

В нашем отряде поощряется:

Доброта,

Уважение,

Трудолюбие,

Любовь к природе,

Здоровый образ жизни.

Отношения взрослых и детей в отряде строятся на основе взаимопомощи и взаимопонимания. Здесь берегут добрые отношения.

Взрослые для младших являются помощниками и единомышленниками.

Самоуправление.

В нашей школе тимуровская работа ведется уже много лет. Ведется систематически, а главное - с желанием. Наша работа нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята узнали много нового о своем селе, традициях и обычаях, а также слушали их воспоминания о событиях давно минувших дней.

Ребята участвовали в различных операциях “Снег”, “Ветеран живет рядом”, “Салют ветеранам” и “Обелиск”. Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь: расчищали дорожки от снега, сбрасывали снег с крыши, убирали в комнате, мыли пол, носили воду.

Выражение чуткого отношения ребят к людям проявляется не только в помощи пенсионерам в домашнем хозяйстве. Наряду с этим школьники оказывают им моральную поддержку: поздравляют по случаю праздника, организовывают встречи с ветеранами войны. А разве не забьется взволнованно сердце бывшего воина, когда в День Победы ребята поздравят его и преподнесут подарок, изготовленный своими руками.

Наряду с помощью ветеранам школьники помогают животным и птицам пережить зиму, а весной и летом заботятся о зеленых насаждениях, ухаживают за школьным садом.

Вывод: проведенная работа позволила убедиться в том, что внешкольные коллективы в лице тимуровских отрядов значительно влияют на степень роста требовательности друг к другу. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными и уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев. Выполняемые тимуровцами дела – это обретение гражданственности, воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, приобщение к делам взрослых, развитие детской инициативы; это создание условий, благоприятствующих формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

ОБЩИЙ СБОР

Комитет «Тревога»

(приём заявок и распределение дел)

Комитет «Шефство»

(тимуровский пост)

Комитет «Творчество»

(сувенирная мастерская «Радость»)



Тимуровское движение сохранилось и до наших дней. Деятельность тимуровцев в новом столетии принципиально не изменилась. Их задача осталась прежней: помочь тому, кто в этом нуждается.

В наши дни тимуровская работа ведется во всех образовательных учреждениях Лопатинского района. Генеральщин-ские школьники с удовольствием участвуют в тимуровском движении, правда, теперь они называют себя волонтерами.

Тимуровская работа в первую очередь идет на пользу самим детям, - отмечает заведующая генеральщинским филиалом И.Ю. Кондрашова. - Они учатся умению сочувствовать, бескорыстно помогать, чувствовать ответственность за то, что делают. Сейчас привлечение детей к занятию общественно-полезным трудом возможно только с согласия родителей. В нашей школе этот вопрос никогда не поднимался. А наши дети всегда готовы творить добрые дела. Я никогда не слышала, чтобы кто-то сказал «не хочу» или «не буду».

Следуя лучшим традициям советских времен, генеральщинские волонтеры помогают местным пенсионерам справиться с домашними делами - убрать территорию, навести в доме порядок, расчистить зимой дорожки от снега, принести воды, вскопать грядки.

В нашем селе немного одиноких пожилых людей, которые нуждаются в помощи, - рассказывает Ирина Юрьевна. - Одним помогают дети, другие еще сами справляются. Но наша волонтерская работа не ограничивается только помощью пенсионерам. Ребята занимаются благоустройством пришкольного участка. Содержат в чистоте и порядке территорию у памятника Воину-освободителю. Ежегодно, после пасхальных праздников, со старшими ребятами мы наводим порядок на местном кладбище. Школьники ухаживают за родником. С учителем физкультуры С.В. Ромаховым они обустроили территорию вокруг него, смастерили и установили лавочку.

Добровольные помощники не боятся никакой работы. В этом воочию убедилась и я, когда веселая стайка ребят с 3 по 8 класс пришла помочь своей односельчанке Валентине Григорьевне Булатовой.

Буквально 15 минут слаженной, дружной работы - и территория вокруг ее дома заметно преобразилась.

Не устали еще? - поинтересовалась я у разрумянившихся девчушек.

Нет, не успели устать, мы же только пришли, - ответили они, не отрываясь от дела.

Меня удивило то, что ребят не нужно было направлять, давать им указания. Они самостоятельно рассредоточились по двору и, умело орудуя граблями, привели его в порядок - очистили от прошлогодней травы и мусора. Все-таки деревенские дети, приученные с ранних лет к труду, особенно отличаются самостоятельностью и организованностью.

Дети у нас молодцы, они готовы прийти на помощь по первому зову, - улыбается хозяйка дома, глядя на своих помощников. - С ними мы не пропадем! А видели бы вы, какие они артисты! И поют, и танцуют. Это правильно, что их с ранних лет учат делать добрые дела. Не важно, кем они станут в будущем - юристами, учителями, инженерами или врачами, главное, чтобы они выросли неравнодушными, хорошими людьми.

Как отмечают отечественные историки, летом 1941 года тимуровское движение охватило уже весь СССР. А. Н. Балакирев в своей научной работе по исследованию данной организации приводит статистику, характеризующую разницу отношений детей к пионерии и тимуровцам на примере Бурятии: там за войну количество пионеров сократилось в 5 раз, а численность тимуровских организаций, напротив, увеличилась в 3 раза и достигла 25 тысяч человек.
Движение тимуровцев в Великой Отечественной войне пользовалось большим авторитетом у советских детей, поскольку было связано с конкретной работой – тимуровцы ухаживали за семьями фронтовиков, пожилых людей – кололи им дрова, носили воду, собирали золу и куриный помет для парников, деньги и облигации для строительства советского вооружения, шествовали над госпиталями, выступали перед ранеными с концертами… Как писал А. Н. Балакирев, только в Челябинской области в 1942 – 1943 годах насчитывалось свыше 3 тысяч тимуровских команд общей численностью 28 тысяч человек, дети заботились о 15 тысячах семей фронтовиков. В Хабаровском крае порядка тысячи команд тимуровцев занимались ремонтом жилья семей воевавших на фронтах ВОВ, помогали в воспитании маленьких детей, пололи огородные посадки и собирали выращенный урожай, заготавливали дрова. В Воронежской области во время войны действовало более 50 тысяч тимуровцев.
В начале 1942 года в СССР состоялись тимуровские слеты, где подводились итоги работы этих организаций по стране. Особую благодарность заслужили добровольные помощники комсомольцев, действовавшие в блокадном Ленинграде. В осажденном городе функционировали 753 команды с 12 тысячами тимуровцев. Ленинградские тимуровцы также заботились о семьях фронтовиков, пенсионеров и инвалидов, отоваривали для них продовольственные карточки, заготавливали топливо и убирали квартиры.

Загрузка...