aracs.ru

Проект традиции кубани. Народы Краснодарского края: русские, армяне, украинцы, татары

При упоминании о Кубани, в голове возникает картина с лихими казаками на конях и девушками в нарядных костюмах. Северо-Запад Кавказа, на большей части которого, в основном, располагается территория современной Кубани, славится разнообразием и обилием растительного и животного мира, привлекает местность и своим территориально-географическим расположением. Северный Кавказ – это кладезь природных ресурсов, многообразие рельефа, необыкновенная красота и прелесть местной природы. Как и любой народ, казачество имеет свои обряды и традиции, которые формировались на протяжении нескольких столетий и складывались, благодаря культурам Запада и Востока, которые перекликались между собой на этой благодатной земле.

Быт кубанской семьи

Так исторически сложилось, что самобытный и своеобразный быт и уклад Кубанской семьи имеет свои особенности, вот некоторые из них:

  1. Казачья семья практически всегда состояла из большого количества людей. В семье рождалось пятеро – семеро детей. Многодетные семьи создавались с учетом того, что сельское хозяйство велось своими силами, а работы всегда было много.
  2. Гостеприимство и щедрость были неотъемлемой частью Кубанского народа. Это связано с приравниванием гостя, особенно незнакомого или чужестранца, к Божьему посланнику.
  3. Воспитание детей начиналось с уважения к старшим. Их учили прислушиваться к советам и не встревать в разговоры взрослых.
  4. К женщине, будь то мать, жена или сестра, мужчины относились с особым уважением. По христианскому писанию, жена не должна вмешиваться в дела мужа и наоборот, муж в дела жены.
  5. Когда кто-либо входил в дом, то обязательно крестились на образа, а мужчины снимали головной убор.

Знаете ли вы, какой из праздничных напитков считался самым любимым и общепринятым у казаков?

Такой напиток назывался «Варена». В нем смешивались мед, водка, различные сушеные фрукты (яблоки, груши, изюм, виноград), которые варились с разного рода пряностями и имбирем.


Народные обычаи Кубани очень разнообразны и интересны. При возведении жилья, на землю бросались кусочки шерсти и перьев, дабы в доме все водилось, при этом в строительстве принимали участие все население станицы. Для того, чтобы сошло благословение на жителей будущего жилища, в стену вмуровывали деревянный крест.


Праздники и торжества

Празднование торжеств разного рода имели свои нюансы и правила: на свадьбе могли присутствовать только женатые и замужние пары, играли свадьбы исключительно осенью или зимой. Выбором суженого для дочери или невесты для сына занимались родители. Интересно проходило празднование Нового Года. В ночь с 31 декабря на 1 января жгли костры, гадали, устраивали различного рода ритуалы, ходили по домам с колядками и щедровками. Накануне Крещения народ посещал церковь, и домой обязательно возвращались со святой водой. Все, что оставалось на столе после празднования, а также солому и сено отдавалось и подкладывалось скотине и птице, чтобы в доме был достаток в новом году. Весной на Кубани праздновали Масленицу, в домах готовилась обрядовая пища, состоявшая из блинов и вареников. Последнее воскресенье перед постом считался днем «всеобщего прощения».

Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

Кстати, недавно появился и новый термин - "неоказачество". Кое-какие деятели пытаются оторвать казаков от древних корней, которые с молоком матери впитали в себя нынешние носители казачьей идеи - наши старики. Дескать, не было возрождения казачества, оно давно умерло. Но большинство жителей Кубани уверены, что не было разрыва исторических традиций и культуры казаков, казачий дух всегда присутствовал в наших хуторах и станицах, а поэтому говорить о неоказачестве кощунственно. Казачество обречено на расцвет, потому что идея возрождения пошла вглубь и вширь, привлекла к ним новых носителей казачьей идеи - нашу молодежь. Мы бережно храним традиции предков, поем дедовские песни, пляшем народные танцы, хорошо знаем свою историю, гордимся своими казачьими корнями. Значит - уверенно шагаем в третьем тысячелетие!

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой».

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке... Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».

Семейный и общественный быт. Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение а военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.

Обряды и праздники. На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старин у свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.

«В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен».

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом говорят и названия праздника - «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он - подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная. После них следовала Пасха - светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу». красили яйца, пекли паску, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный - кровь, огонь, солнце; голубой - небо, вода; зеленый - трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок - «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

Пасхальный «натюрморт» - прекрасная иллюстрация к мифологическим представлениям наших предков: паска дерево жизни, поросенок - символ плодородия, яйцо начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви, после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого. Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это - «родительский день», поминовение усопших.

Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, совести людей. На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.

Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Все население кубанских станиц, говорившее на двух близкородственных славянских языках - русском и украинском, легко усваивало языковые особенности обоих языков, и без труда многие кубанцы переходили в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в разговоре с русскими, особенно с городским человеком, стали использовать русский язык. В общении со станичниками, с соседями, знакомыми, родными «балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте. В то же время язык линейцев пестрел украинскими словами и выражениями. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем, казачьем! На кубанском».

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии - устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промыслы и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. К концу XIX века образовались центры кузнечного дела. В станице Старощербиновской, например, кузнецы изготавливали плуги, веялки и бороны. Они пользовались большим спросом в Ставрополье и в Донской области. В станице Имеретинской тоже изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, а в мелких станичных кузницах ковали, что могли: топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX - начала XX века в станицах и городах Кубани.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономическими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гуманитарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Человечество за свою историю накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром - они направлены на идейное и духовное возвышение человека.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо-вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.

« Традиции и обычаи Кубанских казаков »

Задачи:

Познакомить учащихся с историей, культурой, традициями кубанского народа.

Воспитывать любовь к Родине – Кубани и уважение к традициям и обычаям своего народа.

Развивать чувство толерантности.

Оборудование:

Иллюстрации из семейной жизни казаков, аудиозапись кубанского казачьего хора.

Диск с записями выступлений художественных коллективов,

Презентация « Природа Кубани»,

Плакат «Карта Краснодарского края»,

Иллюстрации детей в национальных костюмах.

Материал:

Костюмы для ряжения.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц.

Беседы: «Уважительное отношение казаков к старшим»

«Как казаки относились к родителям»

Создание альбома «Кубанские костюмы»

Ход занятия

Воспитатель:

Родимый край, простор полей безбрежный,

Хлеба стеной кругом, куда ни глянь,

Мы землю эту преданно и нежно

Зовем певучим именем Кубань.

Слайды «Кубань»

А сейчас я вам расскажу сказкуо Кубани.

Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их жилища всегда открыты для странников. Путники находили здесь тепло, заботу и внимание.

Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила.

Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила гнетущее впечатление: с одной стороны – скалистые горы, а с другой – выжженная солнцем степь, с третьей – безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями.

Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело.Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля.

Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу.

В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ракита зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома.

Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле.

Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали к ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению.

Жёлтые золотые монеты превратила в россыпь веснушчатых одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки;

бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянах; янтарный браслет – превратился в ромашки с ярким солнышком внутри; бирюзовые бусы – в ярко-синие колокольчики, звенящие

по ветру в степи. Долгие старания и упорство девушки не прошли даром.

Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах,

запестрели цветами луга, горы покрылись лесными массивами.

Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

СЛАЙДЫ «Природа Кубани» демонстрируются во время рассказывания сказки.

Воспитатель:

Всех жителей городов, станиц, посёлков Краснодарского края можно назвать одним словом -« кубанцы». А ещё все мы – Земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Среди наших земляков-кубанцев – люди ста двадцати национальностей: русские, адыги, украинцы, греки, армяне, цыгане и многие другие …

Сегодня мы отправимся в путешествие и узнаем о традициях и обычаях Кубанских казаков.

Оденем нарядные кубанские костюмы

(дети переодеваются в кубанские костюмы)

Ребено к(подготовленный заранее)

В пятнадцатом веке в России возникло казачество. А в восемнадцатом веке царица Екатерина вторая повелела казакам заселить Кубань, чтобы охранять южные рубежи России от кочевников. С тех пор и живут казаки на Кубани вот уже 200 лет. В мирное время они возделывают поля и разводят скот, а в тревожные военные времена все, как один, становятся под ружьё. Жили казаки на Кубани, хранили казачьи традиции, и для них не пустыми словами были такие понятия, как честь, доблесть. Любовь к родной земле.

– Когда казакам что-то нравится они кричат: «Любо!»

А вы, казачата, сумеете громко крикнуть? А, ну-ка, громче!

Воспитатель:

Сейчас мы поиграем.

Игра « Любо, не любо »

При появлении старшего казаки встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются.

Дети: «любо»

Воспитатель:

А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а еще хуже говорят «плохие слова»

Дети: «не любо»

Воспитатель:

Не пристойно обгонять старика, спросить разрешение пройти, при входе пропустить старшего.

Дети: «любо»

Воспитатель:

Младший должен проявлять выдержку, не прикословить.

Дети: «любо»

Воспитатель:

При спорах, раздорах, драках слово старшего – являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Дети: «любо»

Воспитатель:

Если называли старшего «стары», «дед»

Дети: «не любо»

Воспитатель: «А если «батько», «батьки»

Дети: «любо»

Воспитатель:

Родители с раннего детства учили детей: не убивай, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи женской честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество, но прежде всего крепи веру православную, и добавляли: если кому-то что то можно, то нам нельзя – мы Казаки!

Воспитатель:

Вот какие заповеди были у казаков. А как казаки относились к своим родителям. (Ответы детей) .

Воспитатель:

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета.

(Стук в дверь).

Казак (ребенок): «Здорово живете станичники. Хожу по станице, станичников приглашаю на проводы, ухожу на службу».

Воспитатель: Ребята, а давайте соберем казачка на службу

Детская игра « Соберем казачка в поход »

Воспитатель: А покажи казачок, готов ли ты к службе, поиграй с нами.

Игра-забава: «Сбей кубанку»

Воспитатель: Ай да молодцы, ловкие вы, славно у вас получается!

Звучит запись песн и « Прощай любимая станица »

Воспитатель: Вот с какими песнями провожали казака на службу.

В старину считалось, кто подкову найдет, тому она счастье принесет.

« Игра «Передай подкову»

В конце игры казачку дарят подкову на счастье.

Ребенок -казачок.

А вот, что отец говорил своему сыну:

Послушай моих речей сын наперед.

Служил твой дед, служил и я.

Даю тебе коня лихого

Пику, шпагу, портупей

Холи, корми коня гнедого

И ничего ты не залей

Слушай старших и начальство,

И береги своего коня.

Он твоего отца седого

Возил в огонь и из огня.

Воспитатель: Отец говорил сыну:

«А теперь сынку слухай, батьку:

Держись у сидле покрепче, да бей врага подуще,

А сын отвечал: «Так бадько и будэ! Прощивайте!»

Казачек уходит вучит песня «Проводы казака»

Воспитатель:

Казаки на Кубани умеют служить Родине. В Армию станичников провожало всё население станицы. Звучали песни с прибаутками и приплясом. И каждый старался оказать посильную помощь уходящим в поход. После напутствия раздавались узелки, в которых находились носовые платки, сахар, чай, табак, бумага, спички, мыло. Более бедным дарили башлыки, тёплые рубахи, рукавицы. У станичного правления девушки казачки танцевали с уходящими казаками. В знак верности уходившим, в память о себе, девушки повязывали казакам платок выше локтя.

Слайды «Проводы казака на службу»

К сожалению, наше путешествие подошло к концу.

Вот они-последние страницы,

И вся Кубань встает перед тобой.

Ты видишь, как пшеница золотится,

ты слышишь, как о берег бьет прибой…

И если даже родом ты не здешний,

однажды побывав у нас,

поймешь, какой природой славен край наш вешний,

какой красой особенно хорош.

Богат наш край садами и хлебами

Цемент и нефть он Родине дает…

Но самый ценный капитал Кубани

Простой и скромный труженик-народ.

Звучит песня Понаморенко «Ты,кубань,ты –наша Родина»

Уникальный регион нашей страны. Он расположен на стыке климатических поясов, исторических цивилизаций и национальных культур. Именно о народах и традициях региона пойдет речь далее.

Демографическая справка

В Краснодарском крае проживает около 5 млн 300 тысяч человек. Здесь проживают почти все народы России: татары, чуваши, башкиры и др. Из них гражданами Российской Федерации являются 5 млн 200 тысяч человек. Проживают как иностранцы - 12,6 тысячи. С двойным гражданством - 2,9 тысячи. Лиц, не имеющих никакого гражданства, - 11,5 тысячи человек.

Число жителей постоянно растет. Способствует этому приток мигрантов. Большим спросом пользуется жилье в крае. Люди переезжают сюда для постоянного места жительства. Это связано с мягким климатом региона.

В крае имеется 26 городов, 13 крупных поселков и 1725 других мелких сельских населенных пунктов. Соотношение городских и примерно 52 на 48 процентов. Почти 34% городского населения проживает в четырех крупных городах: Сочи, и Армавире.

Сплав разных народов

Народы, проживающие в Краснодарском крае - это около 150 национальностей. Основные этносы, населяющие Кубань:

  • Русские - 86,5%.
  • Армяне - 5,4%.
  • Украинцы - 1,6%.
  • Татары - 0,5%.
  • Другие - 6%.

Основную часть населения, как видно из списка, составляют русские. Более мелкие этнические группы проживают компактно на небольших территориях. Это, например, греки, татары, армяне. В Краснодарском крае они в основном живут на побережье и прилегающих территориях.

Кубанские казаки

Историческое сословие казаков сегодня занимается подготовкой к армии будущих призывников, военно-патриотическим воспитанием молодежи, охраной важных объектов в регионе, поддержкой общественного порядка. Без них уже не представляют себе жизнь все народы Краснодарского края, т.к. их роль огромна в поддержании порядка в регионе.

Уникальность земли кубанской

Очень своеобразны традиции народов Краснодарского края. Каждый, кто считает себя казаком, обязательно соблюдает многолетние традиции и наставления опытных людей, верных делу своих предков. Конечно, трудно перечислить все культурные особенности Кубани. Традиций и обычаев здесь очень много. И все они отличаются рациональностью и красотой. Но о наиболее интересных постараемся рассказать.

Строительство и благоустройства домов

Для казаков строительство жилища - одно из важнейших событий в жизни. Возводить дом каждой семье помогали практически всем миром.

Это, как считали кубанские казаки, связывает народ в единое целое, а значит, делает его сильнее. По такому принципу строились турлучные дома.

Перед началом строительства по периметру территории будущего жилья бросали клочки шерсти собак, овец, перья кур и т.д. Делалось это того, чтобы водилась живность в доме.

Затем в землю вкапывались столбы, их переплетали лозой между собой. Когда каркас был готов, звали всех друзей и соседей для того, чтобы те первыми сделали «мазанку» дома.

Обмазывали стены глиной, смешанной с соломой. В угол «передней» вбивался крест для благословения дома и его жителей. Мазали жилье в 3 слоя, последний из которых смешивали с навозом.

Такие дома считались самыми теплыми и «добрыми» не только по качеству строения, но и за счет положительной энергии людей, помогавших строить. После завершения стройки хозяева устраивали посиделки с угощениями. Это была своеобразная благодарность за помощь, взамен современной денежной оплаты.

Внутреннее убранство было практически одинаковым у всех жителей Кубани. В доме было две комнаты. В маленькой стояла печь. Деревянные лавки почти во всю длину комнаты и громадный стол. Это говорило о многочисленности семей и гостеприимстве. В большой комнате находились сундуки, комод и прочая мебель. Как правило, ее изготавливали на заказ. Главным местом в доме был красный угол - стол или полка, уставленная иконами и украшенная рушниками и бумажными цветами. Здесь хранили свечи, молитвенники, пасхальные яства, поминальные книги.

Рушники - это традиционное кубанское украшение жилья. Лоскут ткани, обвязанный кружевом, с узором-вышивкой крестиком или гладью.

Традиции народов Краснодарского края уходят глубоко в древность. Они чтят предков и стараются прививать культуру и традиции своим детям. Очень популярная часть кубанского интерьера - фотографии на стенах. Это считалось На фото были изображены важные события из жизни семьи.

Казачья одежда

Мужской гардероб состоял из военного и повседневного костюма. Военный мундир - темная черкеска, такого же сукна шаровары, башлык, бешмет, папаха, зимняя бурка и сапоги.

Женская одежда состояла в основном из ситцевой или шерстяной юбки в сборку у талии для пышности и кофточки с длинным рукавом и пуговицами, отделанной кружевом вручную. Значение одежды в казачестве имело большое значение. Считалось, что чем красивее одежда, тем яснее она указывает на статус в обществе.

Кухня

Народы Краснодарского края - это многонациональное сообщество, поэтому блюда кубанской кухни очень разнообразны. Основной рацион казаков - рыба, фрукты, овощи, и продукты животноводства. Самым популярным блюдом является борщ, в который добавляли фасоль, сало, мясо, кислую капусту. Также любимыми блюдами были галушки, вареники.

Мяса на Кубани едят намного больше, чем в любом другом регионе России. Любят на Кубани также сало, которое едят как в соленом, так и жареном виде. Раньше пищу традиционно готовили в печах в чугунной посуде.

Промыслы кубанцев

Народы Краснодарского края славились своими ремесленниками. Работали с деревом, глиной, камнем и металлом. В каждом крае были свои прославленные гончары, которые обеспечивали посудой весь народ. В кузнице работал каждый седьмой мужчина. Это самое древнее казачье искусство. Кузнецов ценили и восхваляли. Они умели изготавливать холодное оружие, домашнюю утварь, подковывать коней и многое другое.

Женским ремеслом было ткацкое производство. Девочек с детства обучали этому рукоделию.

Ткачество давало народу одежду, украшения для дома.

Выделывали полотна из конопли и овечьей шерсти. Станок, прялки были обязательными предметами в каждом доме. Женщины обязаны были уметь на них работать.

Народы Краснодарского края: быт

Семьи на Кубани были большие. Объяснялось это огромной нехваткой рабочих рук. С 18 до 38 лет каждый мужчина считался военнообязанным. Он проходил срочную 4-летнюю службу и обязан был посещать все сборы, иметь коня и полное обмундирование.

Женщины заботились о детях и стариках, занимались домашними делами. В каждой семье было больше 5 детей. В больших их количество достигало до 15. На каждого рожденного ребенка выдавали землю, что позволяло иметь хорошее хозяйство и кормить всю семью. Детей очень рано приобщали к труду. В 5-7 лет они уже помогали во всех делах, которые были им по силам.

Язык

Разговаривают в основном на смеси русского и украинского. В устной речи много заимствованных от горцев слов. Речь своеобразна и интересна. В общении используется много пословиц и поговорок.

Названия народов Краснодарского края

Эта часть России настолько многонациональна, что ее запросто можно назвать землей объединенных наций. Кого здесь только не встретишь! Благодаря этническому разнообразию культура этого края многогранна и интересна.

В Краснодарском крае живут как традиционные народы России (татары, мордва, марийцы, чуваши, осетины, черкесы, лезгины, кумыки, адыгейцы, аварцы, даргинцы, удмурты), так и представители наций других государств. Это армяне, украинцы, грузины, белорусы, казахи, греки, немцы, поляки, узбеки, молдаване, литовцы, финны, румыны, корейцы, таджики, туркмены, эстонцы.

Традиции кубанского казачества

Кубань - это уникальный регион, в котором на протяжении двухсот лет взаимопроникали, взаимодействовали и формировались элементы культур разных народов, включая южнорусские и восточноукраинские.

Домостроение. Событие, очень важное для каждой казачьей семьи, и дело, в котором принимали активное участие многие жители «кутка», «края», станицы. При закладке дома проводили специальные обряды: прямо на место строительства бросали перья и клочки шерсти домашних животных («чтобы все водилось»), а брусья, на которые потолок настилался, поднимали на цепях либо полотенцах («чтобы не было пусто в доме»).

При строительстве жилья также были свои традиции и обряды. К примеру, в стену, в передний угол, вмуровывали крест из дерева, дабы призвать благословение на обитателей.

Внутреннее убранство хаты. Зачастую в доме казака две комнаты: вылыка (великая) и малая хата. Центральным местом считали «божницу» («красный угол»). Оформляли ее в соответствии с традициями и обрядами в форме киота с иконами, которые украшали рушниками. Последние обшивали кружевами с обоих концов. На полотнище вышивали узоры гладью или крестом.

Казачий костюм. Утвердилась форма к середине XIX столетия. Это были темные шаровары, черкеска из черного сукна, башлык, бешмет, папаха, зимняя бурка, сапоги. В начале XX века бешмет и черкеску заменили гимнастеркой, папаху - фуражкой, а бурку - шинелью.

Женский же костюм состоял из ситцевой кофточки (кохточки) и юбки. Кофточка непременно была с длинным рукавом. Ее отделывали тесьмой, нарядными пуговицами, кружевами.

Казачья пища. Семьи питались пшеничным хлебом, а также продуктами рыбо- и животноводства, садо- и овощеводства. Казаки любили борщ, галушки, вареники. Жители Кубани умело солили, варили и вялили рыбу. Они употребляли мед, изготавливали вино из винограда, варили узвары и варенье, засаливали и засушивали фрукты на зимний период.

Семейный быт. Традиционно семьи были большими. Связано это с повсеместным распространением натурального хозяйства, и с постоянным недостатком рабочих рук, и даже с непростой обстановкой сурового военного времени. Женщина заботилась о стариках, воспитывала малышей, вела хозяйство. В семьях казаков часто было по пять - семь детей.

Обряды и праздники. Казаки отмечали Рождество, Пасху, Новый год, Троицу, Масленицу. Бытовали разные традиции: родильные, свадебные, крестины, проводы казака на службу и так далее.

Свадебные обряды требовали соблюдения множества строгих правил. Категорически нельзя было устраивать торжество в пост, а можно - осенью и зимой. Нормальным считалось вступление в брак в возрасте 18–20 лет. Молодые люди не имели права выбора: все решали родители. Сваты даже могли прийти без жениха, лишь с принадлежащей ему шапкой. В таких случаях девушка впервые видела своего будущего мужа прямо на свадьбе.

Устная разговорная речь. Она весьма интересна, поскольку является смесью русского и украинского. Кроме того, в ней присутствуют слова, заимствованные из языков горцев. Этот колоритный сплав полностью соответствует духу и темпераменту казаков. Речь их щедро украшалась пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Ремесла и народные промыслы. Кубанская земля была известна своими сынами - одаренными людьми, настоящими мастерами. Они, изготавливая любую вещь, в первую очередь думали о том, насколько она будет практичной. При этом из внимания не выпускалась и красота предмета. Жители Кубани порой создавали из самых простых материалов (металла, глины, дерева, камня) уникальные произведения искусства.

Загрузка...