aracs.ru

Урок литературы паустовский. К.Г. Паустовский об известных людях. Тревогой за своих детей

Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма» Цель: совершенствование знаний, умений, навыков учебной деятельности, формирование умения наблюдать за развитием сюжета, развитие речи через умение аргументировать свою точку зрения, умение рассуждать, воспитывать нравственные качества: любовь и внимание родным и близким, умение сопереживать. Методы, приемы Беседа Дополнительная информация Словесный Наглядность Применение музыки Работа с текстом Наглядный Ход урока Этапы урока, деятельность учителя и учащихся 1. Орг. момент 2. Повторение изученного материала ­ С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились? (К.Г.Паустовского) Где родился К.Г.Паустовский? (В Москве) В какой семье он рос? (В большой, где пели, играли на рояле, любили театр) Какие учебные заведения закончил К.Г.Паустовский? (гимназия, университет) Что для Паустовского Мещера? (его вторая родина) Что он говорит об этом? (чтение абзаца с.194) Что особенно привлекает нас в произведениях К.Паустовского? (душевное внимание, доброта, любовь к родине) 3. Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя. ­ Мы с вами прочитали много очень интересных произведений, которые пробуждают в нас красоту души человека, учат ценить жизнь. ­ К.Г.Паустовский всегда знал, для кого будет писать. Он писал для родных, для близких и совсем незнакомых людей, а значит писал и для меня, и для вас ­ для нас всех. Его произведения заставляют нас видеть мир как­то по­другому. И сегодня я вас приглашаю вас в мир Паустовского. Он не будет, как обычно, залит солнцем и усажен цветами; мы увидим безотрадную картину осени, когда само время словно замедлило свое течение. (вывешиваются картины поздней осени) ­ Что происходит в природе с приходом осени? (все вянет, желтеет) 4. Звучит музыка П.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» На фоне музыки чтение начальных строк рассказа (до слова «…стадо») ­ Каким настроением проникнут этот отрывок? Эта музыка? (осенним, грустным) Почему? ­С приходом осени природа увядает, умирает. Для чего автор начинает рассказ с осенней зарисовки? (настраивает на определенный лад) 5. Чтение 1 части до конца Анализ прочитанного. ­Какое чувство вызвало у вас описание жизни Катерины Петровны? Мы сказали, что с приходом осени природа увядает, а можем ли мы сказать о человеческом увядании? Почему? В описании природы говорится о маленьком подсолнечнике, который все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться. Так же долго, незаметно и тихо «доцветает» жизнь Катерина Петровна. Кто виноват в одиночестве Катерины Петровны? Найдите слова и выражения, которые подчеркивают ее одиночество. (…) Работа по иллюстрации (с.196) ­Как это одиночество выражено в иллюстрации? Как выглядит Катерина Петровна? (сгорбленная, маленькая) ­Что написала Катерина Петровна в письме дочери? (чтение письма в учебнике) Как вы думаете, писала ли раньше К.П. такие письма Насте? Какие слова говорят о материнской любви? (ненаглядная моя) Как бы вы откликнулись на такое письмо? Когда в последний раз виделись мать и дочь? (три года назад) Кто отнесет письмо К.П. на почту? (Манюшка, дочь соседа) Как

относятся к К.П. окружающие? (с уважением, заботятся о ней, оказывают посильную помощь) ­ Как можно озаглавить эту часть? («Мать») Словесный Работа с текстом Беседа 6. Чтение 2 части Анализ прочитанного. ­ Где мы мысленно оказались? (в большом шумном городе) Кем работала Настя? (секретарем в Союзе художников) Где она получила письмо? (на службе) Как дочь отреагировала на письмо матери? (Чтение ответа: «Она спрятала письмо в сумочку, не читая, ­ решила прочесть после работы») Какие чувства вызывали у Насти письма матери? Почему они были «безмолвным укором»? Какие неотложные дела помешали Насте поехать к матери? Когда Настя прочитала письмо? (когда вернулась домой) Решилась ли она поехать? Почему? (чтение отрывка «она подумала о переполненных поездах»…до «положила письмо в ящик письменного стола») Здесь автор предостерегает нас, читателей, от беспамятства и нелюбви, когда мы в суете забываем о самом главном. ­ Что произошло на выставке? (Даша подала Насте телеграмму) Как повела себя Настя? (спокойно, даже не поняла о какой Кате идет речь) (чтение отрывка) Как отозвался в своей речи Першин о Насте? (он назвал ее милой Анастасией Семеновной) Можно ли назвать «милую Анастасию Семеновну» по­настоящему чутким, заботливым человеком? ­ Почему Настя не открыла старому художнику правду? (ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда ее хвалят, у нее умирает мать) Почему Настя «скомкала телеграмму и нахмурилась»? (неприятное известие, не во время, это нарушило ее планы) Что произошло дальше? Ее слезы – это слезы очищения. Новым смыслом наполнилось для Насти письмо матери. ­ Какие чувства овладели Настей, когда она поняла, что теряет мать? (она поняла, что никто ее так не любит, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка) ­ Как можно озаглавить 2 часть? («Опоздала») 7. Беседа. Уточнение названия рассказа. ­ Ребята, мы с вами в суете жизни иногда забываем о главном. Задумаемся: достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам? Помним ли мы о том, что мама – самый близкий нам человек? Бережем ли ее? Так уж устроена жизнь, что только взрослея, человек начинает осознавать, какое это счастье, когда мама рядом. Мы взрослеем, а наши мамы стареют. Они не вечны и уходят от нас. Мы в неоплатном долгу перед матерью. Родители наши – это наша опора. Известный поэт Валентин Берестов так написал об этом, послушайте: Любили тебя без особых причин За то, что ты ­ внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней

Толковый словарь Применение пословиц Останется тайной опорой твоей. ­ Вот эту­то опору и потеряла Настя. От чего? Почему так произошло? (она выбрала работу, карьеру) Вам понравилась Настя? Почему? (неприязнь к Насте родилась сама по себе, можно было этого не допускать) ­ Вернемся к рассказу. Почему он назван «Телеграмма»? Что такое телеграмма? (работа с толковым словарем) Когда обычно отправляют телеграмму? Телеграммы отправляют в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. Вывод: сам рассказ и есть телеграмма, посланная нам, читателям. Чему учит нас этот рассказ? Она напоминает, как важно не забывать самых близких людей, быть внимательными к ним. Еще мы должны быть милосерднее, ответственнее за свои поступки. ­Между стихотворением В.Берестова и рассказом К.Паустовского есть некая параллель, которая подводит к такому заключению: Пока у вас есть мамы – Приезжайте к ним без телеграммы! 8. Итог урока. ­ Дождалась ли К.П. приезда дочери? Сможет ли кто­нибудь снять с нее «непоправимую вину, невыносимую тяжесть»? ­ Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» ­ говорит К.Паустовский. «За добро плати добром!» Чтение пословиц о матери. ­ Прочитайте внимательно пословицы и скажите, какая пословица относится к 1 части, какая ­ ко 2 части? Почему? Ананың көңілі балада, баланың көңілі далада. – Все мысли матери ­ о детях, все мысли детей – об играх. Ағайын алтау, ана біреу. – Родни много, а мать – одна. 9. Оценивание. 10. Дом. задание. Написать небольшое сочинение «Моя мама». 11. Рефлексия. Сегодня на уроке….

Урок литературы

в 8 классе

ТЕМА: «К. Г. Паустовский « Телеграмма».

Отношение Насти к матери.

Смысл названия рассказа.»

(2- ой урок)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: беседа, словарная работа, чтение и анализ прочитанного.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Паустовского, музыкальная композиция- запись

песни «Мама» в исполнении Лазаревой(слова – МартыненкоТ., музыка – Розанов А.), карточки с индивидуальным заданием для проверки домашнего задания.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ - Евдокимова Ирина

Николаевна

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Работа по составлению портрета Насти
  4. Обсуждение смысла названия рассказа
  5. Заключительное слово (наставление) учителя
  6. Домашнее задание

СЛОВАРЬ:

Пустельга - 1.Хищная птица из семейства соколиных.

2. Легкомыслинный, пустой человек (разг.)

ЭПИГРАФ УРОКА:

За добро плати добром, не будь пустельгой.

К.Г. Паустовский

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие

Посадка

Проверка готовности к уроку

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
  1. Беседа по прочитанному

Каково ваше впечатление о рассказе «Телеграмма» Паустовского?

О чём этот рассказ ? (Основная тема - взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти хона о Насте - завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об от ветственности человека за свои поступки.)

Определить, как построен рассказ, выделить 3 основные части и озаглавить каждую.

  1. часть - Мать.
  2. часть - Дочь.
  3. часть - Телеграмма.

Последняя (4 часть) в композиционном плане играет роль эпило га. Основные действие уже закончено: мать умерла и похоронена по сторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только уви деться с ней, но и на похороны. Но автор оставляет надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это то же «зарубка на сердце».

восприятию произведения, создает тональность повествования.)

(Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омерт вении природы: октябрь - «на редкость холодный», ветлы - «облетев шие», трава - «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение (тучи «тащились», «цеплялись», «даже сыпались назойливо».), и вечно будет длится этот нагоняющий тоску осенний месяц)

  1. Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? Восстановите прошлое героини. (Прошлое - в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к «Неизвестной» Крамского (подарок самого автора отцу героини). Кате рина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одино чество. Но и они тускнеют, как «потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом подчеркивает, что «сумрачно» не толь ко в опустевших комнатах, но и в душе героини.)

- Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не
приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна
оправдать дочь? Найдите строчки в тексте.

(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие пи сем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных ду хов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери ге роини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катери не Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)

  1. Самостоятельная работа по карточкам

Карточка №1

  1. Каков жанр этого произведения?
  2. Почему Тихон солгал Катерине Петровне?

« Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».

Карточка №2

  1. Какова композиция рассказа «Телеграмма»?
  2. Почему Катерина Петровна пытается оправдать свою дочь?
  3. Какой многоязычный смысл заключён в данном выражении?

« Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра».

Карточка №3

  1. Какую роль играют в рассказе Манюшка, Тихон, молоденькая учительница?
  2. Какой многоязычный смысл заключён в данном выражении?

«Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой - хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Карточка №4

  1. Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки,
    страусовые перья, стеклярскую черную шляпу», а потом дарит их
    Маняше?
  2. Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
  3. РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОРТРЕТА НАСТИ
  1. Слово учителя

Во II части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир - мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним (письмо отправлено - естественно рассказать о том, как девушка его получила), и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.

Обратимся к образу Насти.

Что в ее внешнем облике подчеркивает автор?

(«Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг - в переводе означает «Солнечный путь. Но авторское оп ределение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза- зеркало души человека. Что-то подобного мы и ожидали.)

  1. Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к художникам,
    а) Настя в мастерской Тимофеева.

Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

(Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрас ным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьется тонкая склеро тическая жилка», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты, сорока», В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное - осталось главное: мать и ее одиночество.)

Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и ис торией жизни Катерины Петровны?

(И молодой талантливый художник, и старая женщина пережива ют душевную драму, причина которой - человеческое равнодушие и непо нимание.)

- Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной автором в уста Тимо феева: «Ночи не спишь!.. Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся?».

(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года про водит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года жи вет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо».)

Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает скульптуру Тимофееву? Она, по вашему мне нию, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием
к матери?

б) Выставка Тимофеева.

Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза Художников.

Бездушна ли, по-вашему, Настя?

(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)

- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной

жизни.

(«Горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неу живчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма? Сколько душевных сил потратила.)

Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая
всяких оценок.

(«Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадка на узкоколейку, тряской телеге, засо хшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашен ной скуке сельских дней».)

Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает неежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах - «неизбеж ных» - выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

  1. Расположите эпизоды, рассказывающие о выставке Тимофеева.
  1. Обсуждение выставки, где звучат похвалы Тимофееву и Насте.
  2. Появление Даши с телеграммой,
  3. Выступление Першина.

Как Настя принимает телеграмму?
(Спокойно. Она даже не поняла, о какой Насте речь.)

  1. Почему Настя не открыла старому художнику правду?

(Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она на слаждается похвалой, у нее умирает мать.)

- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

(Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы.)

  1. Чтение и анализ эпизода «Настя под «хмурым небом».

Этот внутренний монолог героини - кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие сле зы - это слезы очищенья. Но с просветленьем души пришло и твердое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом на полнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «не наглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесенное за последний годы, мы готовы простить все Насте за ее раскаяние.

Успела ли Настя приехать к живой матери?

(Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Кате рину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей: «День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются немрачные, а светлые, жи вые штрихи.)

  1. Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте,

Настиному «недочувствию».

  1. Работа над эпиграфом к уроку.

В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона сказанные Ма-
нюшке. Почему они сказаны именно Манюшке?

(Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте.)

Какой смысл вкладывает в эти слова автор?

(«...не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие чи тателям.)

Какую библейскую заповедь нарушает Настя?

(Открываем ее запись не доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма постра-

дала ее душа.

Какие факты свидетельствуют о том, что совесть и Насти все же

пробудилась? (Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рас свет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не мог снять с ней непоправимой вины, невы носимой тяжести».),

4. ОБСУЖЛЕНИЕ СМЫСЛА НАЗВАНИЯ РАССКАЗА

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сооб щение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тре ноги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается подержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграм му; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ – ИТОГ УРОКА
  1. Прослушивание музыкальной композиции

Эта песня о самом дорогом, самом близком, самом родном и так необходимом для каждого из нас человеке – о мамочке. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нужда ются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» - говорит Паустовский.-За добро плати добром!»

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(на выбор)

1уровень- Подготовить проект «Тема блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

2уровень- Написать мини- сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».


1 группа

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег

выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.
Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, - хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.
В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: "Да ну тебя!" - и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.
Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.
Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.
Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. "Да ну вас! Проклятые!" - кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

- Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, - говорила бабка. - Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь - боялся пустыни.

- Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька.

- От злобы людской, - ответила бабка. - Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: "Вот тебе! Жуй!". - "Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. - У меня вместо ноги деревяшка." - "А ногу куда девал?" - спрашивает мужик. "Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии", - отвечает солдат. "Ничего. Раз дюже голодный - подымешь, - засмеялся мужик. - Тут тебе камердинеров нету". Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит - это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

- Отчего же он помер? - хрипло спросил Филька.

- От охлаждения сердца, - ответила бабка, помолчала и добавила: - Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

- Чего ж теперь делать, бабка? - спросил Филька из-под тулупа. - Неужто помирать?

- Зачем помирать? Надеяться надо.

- На что?

- На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

- А как его исправить? - спросил, всхлипывая, Филька.

- А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.

- Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих.

Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки завыл ветер? - Что слышит Филька в этом завывании?

Как история, рассказанная бабкой, разъясняет причину такой лютой стужи. - Что эта история помогла понять Фильке? - Что происходит дальше? - Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», - сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?

2 группа

Диалог Фильки и Панкрата.

Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

- Садись к печке, - сказал он.- Рассказывай, пока не замёрз.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

- Да-а, - вздохнул Панкрат, - плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

- Ты брось реветь! - строго сказал Панкрат. - Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил - сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать - неизвестно.

- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.

- Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью - тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

- Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

- Ну, - сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, - время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.

- Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

- Ишь ты, шустрый какой! - сказал мельник, - Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?

- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьём мы, ребята, и такой лёд!

- А ежели замёрзнете?

- Костры будем жечь.

- А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: "Да ну его! Сам виноват - пусть сам лёд и скалывает".

- Согласятся! Я их умолю. Наши ребята - хорошие.

- Ну, валяй собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.

Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? (Парадокс: А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает». - Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся? - Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам?

1 группа

История старой сороки

А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.

Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Кто же помог спасти жителей деревни – сами люди или старая сорока? - Как изменилась природа, когда добро победило злобу и эгоизм в душе Фильки?

2 группа

Финал сказки и беседа.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

- Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

- Да нет! - закричали ребята.- Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

- Ну что ж, - сказал Панкрат, - не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал - учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

- Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

- Как Филька помирился с раненым конем? Работа с иллюстрацией. - Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»? - Как изменился Филька? Почему же сказка называется «Теплый хлеб»?

Разделы: Литература

Цели урока:

  • знакомство учащихся с произведением К.Г.Паустовского,
  • развитие умения читательского мастерства,
  • воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.

Оформление: На доске: тема урока, репродукция картины А.Шилова “Мать”, содержание телеграмм, два эпиграфа:

1.“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький

2. Страницу и огонь,
Зерно и жернова,
Секиры остриё и усечённый волос –
Бог сохраняет всё,
Особенно слова
Прощенья и любви,
Как собственный свой голос.

В.Брюсов

Оборудование:

  • Магнитофон.
  • Записи “Времена года. Октябрь” П.И.Чайковского
  • “Песня о матери” в исполнении ансамбля “Белый день”.

Урок построен по технологии встречных усилий.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях
И вместе проведём урок.

II. Мотивация (эмоциональная)

Учитель. Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой, о которой Н.Рыленков написал:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…

– Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: “Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. И может стоит поучиться у писателя великому умению – остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живёт рядом с нами.

III. Подготовительный

– Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского. И называется оно?

– Телеграмма.

– Мы с вами читаем печальную историю о матери, напрасно ожидающей приезда своей дочери. Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы?

– Когда нужно сообщить что-то срочное.
– Когда стряслась беда.
– Когда у человека радость.

– А сколько было телеграмм послано в рассказе?

– Куда, кому и кем они были отправлены?

На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.

1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти. Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа.

– Взаимоотношения родителей и детей.

– Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем - отношения детей и родителей.

– Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

IV. Вызов

– Определите композицию рассказа. Сколько бы основных частей вы выделили? Почему?

Дети определяют 4 части, составляют план из кульминационных фраз каждой части и записывают его:

1. Мать. “Эх, горе её горькое, страданье неписаное!”

2. Дочь. “Эх ты, сорока!”

3. Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

4. Раскаяние. “Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести”.

На протяжение всего урока учащиеся работают над планом, его цитатным оформлением. Задача учителя – направлять и корректировать их работу.

V. Сотворчество

– Сегодня нас ждёт большая и интересная работа творческого плана. Мы пишем с вами синквейн – пока только 4 части, для этого нужно быть очень внимательным слушателем и читателем. Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

Дети отвечают.

– Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский?

– Описание пейзажа, интерьера.

Идёт исследовательская работа с чтением фрагментов рассказа. Картина осеннего пейзажа. Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”.

Холодная осень, назойливо сыпался дождь, тащились, цеплялись рыхлые тучи. Маленький подсолнечник всё доцветал и не мог доцвесть. Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….”.

Вывод: пейзаж печален, когда печален человек.

Описание интерьера: цвет жёлтый, сумрачный, есть серый. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.

– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально.

Дети дают словесный портрет: “Она маленькая, сгорбленная, молчаливая, терпеливая, тактичная, великодушная, беспомощная, безмерно любящая свою дочь”. Доказывают, цитируя текст.

– Какие моменты вас особенно затронули?

– Этот момент отражён в иллюстрации учебника. Катерина Петровна осторожно перебирает пухлый бумажник. Её дорого всё, что связано с дочерью, она боится спугнуть запах духов дочери.

– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны?

– Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.

– Занесите эти слова в синквейн. Прочитайте отрывок 1 абзац стр. 314.

– Почему впервые за последний год она решилась выйти из дома?

– Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?

– Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и сад, о нём тоже мало заботятся.

– В своей книге “Золотая роза” в разделе “Зарубки на сердце” Паустовский писал: “Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжёлой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни”. Найдите это соответствие.

– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет?

– Что поняла Катерина Петровна?

– Дни её сочтены, она умирает. И тогда она написала письмо.

Учитель читает письмо наизусть.

– Что вас затронуло в этом письме?

– О смерти она сказала очень просто, и думает она о саде.

– Действительно, Катерина Петровна и окружающий её мир – это одно целое, это всё родная земля, на которую, в конце концов, её опустили.

Чтение эпизода похорон, стр. 321.

– Каким стал пейзаж?

– Светлым, весёлым.

– Почему весёлым?

– Кончились её мучения, её одиночество, боль, успокоилась её страдающая душа. Смерть – избавление от страдания.

Продолжение работы над планом и синквейном. Слова Тихона заносятся в план и как кульминационная фраза в синквейн.

– Расскажите, пожалуйста, о дочери. Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы?

– Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы.

– В Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было всё это видеть, она много работала.

– Холодные глаза.

– Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?

Слово учителя: Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.
Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала?

– Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.

– А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?

– Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.

– Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.

– Неприятное известие. Это нарушило её планы.

– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

– Конечно, нет.

– Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?

– Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил её.

– Почему именно Гоголь?

– Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. “А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”
И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта её ненастоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь: “Эх ты!”

– Что стоит за этим “эх ты!”?

– Презрение, укоризна.

– И всё-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.

– Какой мы видим Настю после смерти матери? Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег…”.

– Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.

Чтение эпилога стр. 322.

– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.

– Холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить её страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличие от последних.

– Какие поговорки и пословицы о матери вы нашли?

Дети зачитывают пословицы и поговорки.

– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно.

Идёт работа над эпиграфом и репродукцией картины.
Звучит песня.
Дети продолжают работать над синквейном (кроме последней части – эмоциональное отношение). Эта часть даётся на дом в качестве одного из домашних заданий.

Ученики зачитывают свои работы.

VI. Рефлексия

– Ваши впечатления от рассказа?

– Зарубки на сердце. Что это такое?

– Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.

– У вас остались зарубки?

– Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем?

– Прослушиваем песню о матери, исполняемую группой “Белый день”.

Читаю своё стихотворение, написанное под впечатлением рассказа:

Засыпает белым снегом
Твой последний путь.
Ничего уже, родная, не вернуть.

Тебя нет, и в старом доме
Стынет тишина.
Посреди вещей музейных
Боль одна.

Боль страданья, ожиданья
Доченьки своей,
Той, которая отрада,
Свет твоих очей,
Но не шлёт из Ленинграда
Доченька вестей.

Ненаглядная забыла,
Что пришла пора,
И уже не скажет мама:
“Доченька моя”.

Ветки, зябкие от жалости,
Стучат глухо в ночь.
Ты прости её, пожалуйста,
Свою дочь.

VII. Домашнее задание

– “Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка”. Права ли Настя, думая так?
О людях, по-настоящему добрых, пойдёт у вас речь на втором уроке.
Благодарю детей за урок и читаю своё небольшое стихотворение:

Хоть наша встреча была недолгой,
Увидела: в вас равнодушных нет.
Желаю вам добра, любви и чувство долга –
Душа по капле собирает свет.

Загрузка...