aracs.ru

Сэмюэл морзе краткая биография и интересные факты. Сэмюэл Морзе - загадочная неоднозначная личность (10 фото)

Сэмюэль Морзе
автопортрет

Американский художник, основатель Национальной академии рисунка США, профессор живописи и рисования Нью-Йоркского университета, изобретатель электромагнитного пишущего телеграфа (аппарат Морзе) и кода (азбуки Морзе) Сэмюэль Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года.

Что такое азбука Морзе – знает каждый. А вот об её авторе известно не многим. Между тем, Сэмюэль Морзе – фигура для своего времени весьма необычная. Сын священника, ставший художником; художник, ставший изобретателем; изобретатель, ставший богачом; богач, ставший благотворителем, – и это всё о нем. Знакомьтесь, – тот самый Морзе!

Живописное начало

Сэмюэль Морзе родился в Чарльзтауне (штат Массачусетс, США) в семье состоятельного священнослужителя. Отец, преподобный Джежедия Морзе, очень интересовался географией и живописью, но всегда оставался верен избранному пути служения Богу.

Уже в раннем детстве у Сэмюэля обнаружились способности к рисованию. В школе ему доставалось от старого учителя за порчу классной мебели, которую он украшал изображениями людей и зверей, однако уже в пятнадцать лет Морзе написал маслом картину, которая потом висела в городской ратуше.

В 1807 году родители отправили Сэмюэля учиться в Йельский колледж, но он не проявлял особого интереса к наукам. По окончании колледжа Морзе устроился работать клерком в Бостоне, но вскоре стал просить отца отпустить его в Европу – брать уроки живописи.

Лукреция Пикеринг Уокер Морзе,
портрет кисти Сэмюэля Морзе

Родителям не нравилось увлечение сына рисованием, но надо отдать должное молодому Морзе: он никогда не думал и не жил так, будто достижения придут к нему сами собой.

Этот человек намечал себе цель, а потом неуклонно шел к ней. Сэмюэлю удалось убедить близких, что кроме одного желания писать картины, у него есть талант, и отец отпустил его в Англию.

Во время войны 1812 года между Англией и Соединенными штатами Морзе занял проамериканскую позицию. Он написал несколько исторических полотен, а в 1813 году представил на суд Лондонской королевской академии художеств картину «Умирающий Геркулес» и был удостоен золотой медали. Вернувшись в Америку, Морзе быстро понял, что его считают «английским» художником. Высокое искусство, к которому он прикоснулся в Европе, равно как и исторические полотна, созданные в европейской традиции, в США интереса не вызвали. Дабы заслужить признание у соотечественников, Сэмюэль решил пойти по чисто «американскому» пути: поставить свои художественные навыки «на поток» и извлекать из них прибыль. Он стал получать заказы на портреты и писал 4 портрета в неделю, получая за каждый 60 долларов. Таким образом, за год предприимчивый Морзе заработал 3 тысячи долларов, что в то время считалось солидной суммой. Теперь Сэмюэль мог жениться, и в 1818 году он обвенчался с девушкой по имени Лукреция Уокер.

Семья Морзе
Картина кисти Сэмюэля Морзе, 1810

Через несколько лет талант Морзе оценили коллеги: он был признан лидером молодых американских художников и едва ли не самым высокооплачиваемым портретистом в США. Среди его клиентов и друзей теперь были герой американской войны за независимость маркиз Лафайет, писатель Фенимор Купер, президент Мунро. В 1826 году Сэмюэль Морзе основал в Нью-Йорке Национальную академию рисунка и стал ее первым президентом.

Однажды, когда он в очередной раз поехал «подучиться» живописи в Европу, Морзе пришла в голову мысль написать картину, которая заинтересовала бы невежественных американцев, никогда не видевших шедевров мирового искусства. Так появилась наиболее известная его картина «Галерея Лувра», на заднем плане которой изображено в миниатюре столько шедевров, сколько смогло вместить полотно. Вдохновленный идеей просветительства, Сэмюэль упаковал свой холст и 1 октября 1832 года ступил на борт пакетбота «Сэлли», чтобы отправиться домой. Как сказал один из биографов Морзе, «он взошел на борт художником, а высадился на берег изобретателем».

Если хорошенько взяться…

Дело было так. На корабле знаменитый врач Чарльз Т.Джексон (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) демонстрировал пассажирам фокус-опыт: стрелка компаса, когда к нему подносили кусок провода, подсоединенного к гальваническому элементу, начинала вращаться. За опытом внимательно наблюдал Сэмюэль. «Извлечение искр из магнита» казалось чудом. Но художник Морзе увидел в этом чуде начало другого, более полезного чуда: а что, если сочетание искр использовать как код, чтобы передавать сообщения по проводам? Идея полностью захватила его. Морзе не был специалистом в электричестве, но он твердо верил, что можно добиться чего угодно, стоит только хорошенько взяться за дело: Бог вразумит!

За месяц, пока Морзе плыл домой, он даже набросал несколько чертежей. Однако три года усилий, которые Сэмюэль потратил на сбор аппарата по своим чертежам, не дали результата. Сказался недостаток знаний: всё, что он знал об электричестве, было почерпнуто из давно забытых лекций по физике в колледже. Что делать? Гениальные идеи чаще всего приходят в голову абсолютным дилетантам…

После его поездки в Европу для Сэмюэля Морзе начался нелегкий период в жизни. Умерла его жена, на руках остались трое маленьких детей. В довершение зол, конгресс США отверг кандидатуру Морзе, когда потребовалось написать исторические картины для американского Капитолия. Художник Морзе рассчитывал на эту работу, и разочарование его было настолько велико, что он поставил крест на своей карьере. И хотя в 1835 году Морзе стал профессором живописи и рисования в только что открывшемся Нью-Йоркском университете, сделал он это лишь из материальных соображений. Жалование профессора позволяло кормить семью и позволяло заниматься новым делом: изобретением телеграфного аппарата.

«Гирлянда»

В 1837 году Морзе продемонстрировал свое изобретение в Нью-Йоркском университете. Сигнал был послан по проволоке длиной около 518 м. Один из приглашенных на презентацию, промышленник Стив Вейл, согласился предоставить Морзе помещение для опытов и 2 тысячи долларов. Но с одним условием: Морзе должен был взять в компаньоны его сына, Альфреда Вейла. Морзе согласился, и Альфред, обладающий практической жилкой, оказал ему неоценимую помощь. В 1838 году Сэмюэль Морзе разработал систему сигналов – точек и тире – для кодирования передачи сообщений – знаменитую азбуку Морзе.

Но оставалась нерешенной проблема: как передавать сигналы на очень большие расстояния, чтобы можно было соединить телеграфной связью оба побережья Америки? Морзе поехал за советом к другому изобретателю, Джозефу Генри, который шестью годами раньше сконструировал реле. (Находить применение своему изобретению Генри предоставил другим, а сам занялся другими исследованиями). Генри посоветовал Морзе соединить множество электрических цепей в одну «гирлянду», вставив в каждую цепь свой источник тока и реле. «Гирлянда» позволяла передавать сигнал на большие расстояния по принципу эстафеты: каждая батарея могла передавать его лишь на ограниченное расстояние, но соединенные вместе, они доносили послание до финиша. Теперь можно было «сплести» такую «гирлянду» от Балтимора до Нью-Йорка и опробовать изобретение. Но дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1843 году. После семилетнего ожидания изобретатель получил от конгресса США 30 тысяч долларов на создание экспериментальной телеграфной линии.

Первая телеграмма

Но даже в жизни целеустремленного Морзе был момент, когда он готов был сдаться. Это случилось незадолго до его победы. Когда билль о субсидии на телеграф представили на рассмотрение палаты представителей, депутаты отнеслись к идее Морзе как к забавной шутке. Пятидесятидвухлетний изобретатель сидел в галерее для гостей и отлично слышал плоские остроты депутатов. В отчаянии он покинул зал, не дождавшись голосования. Сессия заканчивалась на следующее утро. Даже если бы билль был принят, президент Тайлер мог не успеть его подписать. Морзе заплатил по счету в гостинице и купил билет на поезд до Нью-Йорка. У него в кармане осталось всего тридцать семь центов.

Но на следующее утро дочь его друга, правительственного комиссара патентов, явилась с фантастическим известием: билль удалось «протащить», и Тайлер подписал его в полночь! Морзе был счастлив. Теперь у него появились деньги (те самые 30 тысяч долларов от конгресса), чтобы проложить пробную телеграфную линию. На радостях Морзе пообещал девушке, что передаст первую в мире телеграмму в ее честь, и предложил ей самой придумать содержание. Девушка выбрала слова из Библии: «Чудны дела Твои, Господи!»

«Говорящая молния»

Сэмюэль Морзе на склоне лет

27 мая 1844 года с помощью «морзянки» и телеграфного аппарата Морзе было послано первое телеграфное сообщение. Для передачи сигнала использовался ключ, изобретенный российским ученым Б. С. Якоби, а для приема – электромагнит, якорь которого управлял перемещением чернильного пера по бумаге. Когда Морзе смог через телеграф узнавать о событиях в столице в тот же день, когда они происходили (невиданное по тем временам явление!), его «говорящая молния» произвела сенсацию. А вскоре Морзе познакомился с талантливым дельцом О’Рейли, который спланировал и провел целую кампанию по оснащению телеграфом множества городов. «Говорящая молния» завоевала Америку, а затем и весь мир. Уже в 1851 году германская «Комиссия по устройству телеграфа» оценила преимущества аппарата Морзе над другими, и он нашел свое широкое применение.

Конечно, на пути идеи Морзе появлялось еще множество трудностей: первые кабели были несовершенны и выходили из строя в плохую погоду; фермеры, которых раздражал гул от телеграфной линии, грозились порвать провода; постоянно появлялись желающие оспорить авторские права на изобретение аппарата Морзе в суде. В конце концов в 1854 году все тяжбы были выиграны, права Морзе на его изобретение были признаны Верховным судом США, и телеграфные линии протянулись по обе стороны Атлантики.

Изобретение телеграфа совершенно затмило труды Морзе как художника. Несмотря на то, что его работы висят в государственных музеях США, редко кто из соотечественников может связать имя создателя «морзянки» с произведениями живописи. И это не удивительно: из человека искусства Сэмюэль Морзе превратился в удачливого бизнесмена, который сумел ещё при жизни насладиться плодами своего труда. Ему исправно платили за использование патента, и вскоре Морзе осуществил главную «американскую мечту» - открыл собственную фирму и стал очень богатым человеком. Ни «Галерея Лувра», ни портреты президентов не идут ни в какое сравнение с успехом «говорящей молнии», связавшей весь мир. Да, всего можно добиться, если хорошенько взяться за дело…

Во все времена встречаются люди одаренные, способные вырабатывать и воплощать в жизнь неординарные идеи, создавать что-то необыкновенное и нужное человечеству. Как правило, ярко выраженный талант ведет своего обладателя по своей особенной жизненной тропе, не отклоняясь ни на шаг от намеченного пути… А есть в истории примеры людей уникальных, освоивших одинаково успешно совершенно различные сферы, создав в каждой из них нечто принципиальное новое и совершенное. Одним из таких выдающихся представителей человечества стал Сэмюэл Морзе. Кто такой этот Морзе? Чем он известен?

Формирование творческого мировоззрения художника

Самуэль Морзе, дата рождения которого приходится на 27 апреля 1791 года, появился на свет в небольшом американском городке под названием Чарльзтаун, расположенном в Отец Самуэля был проповедником и с раннего детства старался пробудить в своем сыне желание учиться.

В результате родительских стараний молодой человек вырос любознательным и талантливым. Он успешно поступил в университет в Йеле в 1805 году, во время обучения в котором и формировалось его творческое мировоззрение постоянно ищущего человека.

Изучение живописи

Особый трепет и интерес у Морзе вызывала живопись. Он старательно изучал ее в студенческие годы, и, окончив университет, отправился в Англию, чтобы научиться живописи у легендарного Вашингтона Олстона. По признанию современников, молодой человек демонстрировал недюжинные способности в изобразительном искусстве. Уже в 1813 году он написал известную картину под названием «Умирающий Геркулес», которая нашла пристанище в Лондонской художеств. Работа была высоко оценена любителями искусства, и Морзе даже наградили за нее золотой медалью. В 1815 году молодой художник вернулся в Америку.

Успех художника

На родине его ждал не меньший успех - за несколько лет Сэмюэл Морзе (фото) стал кумиром начинающих художников того времени. Множество талантливых работ, принадлежавших его кисти, украшали стены музеев и высоко оценивались даже самой взыскательной аудиторией. Он же написал известный всему миру портрет одного из президентов США Джеймса Монро.

Позднее он стал основателем знаменитой Национальной Академии рисунка, которая вначале была обычным обществом живописцев, но благодаря художественным и организаторским способностям Морзе, за несколько лет сильно преобразилась.

Несмотря на стабильный успех, Сэмюэл Морзе не останавливался на достигнутом и продолжал развиваться. В 1829 году он вернулся в Европу. На этот раз целью было изучение того, как устроены и функционируют европейские школы искусств.

Этот опыт он собирался перенести на американскую действительность и еще больше усовершенствовать свою Академию.

Судьбоносное путешествие

Спустя три года Сэмюэл Морзе в Гавре сел на судно под названием «Салли», которое под руководством капитана Пелла направлялось в Нью-Йорк. Путешествие на этом паруснике стало для Сэмюэля судьбоносным и поворотным. Среди пассажиров оказался знаменитый врач Чарльз Джексон. Он славился своим новаторством в медицине - именно он открыл наркоз и прочие современные методы анестезии. В этот раз он показывал остальным пассажирам своего рода научный фокус: подносил к компасу отрезок провода, который был присоединен к В результате стрелка начинала вращение.

Идея передачи сигналов

Следует отметить, интересы Сэмюэля Морзе не ограничивались строго миром живописи, поэтому, когда он стал свидетелем этого опыта, в нем загорелась одна из его самых замечательных идей, изменившая мир. Он был в курсе опытов, которые проводил Фарадей, а также экспериментов Шиллинга, когда из магнита «извлекались искры». И все это побудило его создать своего рода систему для передачи сигналов по проводам на расстоянии с помощью различных комбинаций искр. Идея, столь неожиданная для художника, захватила его ум целиком и полностью.

Судно «Салли» плыло к американским берегам еще месяц. За это время Сэмюэл Морзе нарисовал чертежи предполагаемого аппарата для передачи сигналов. Потом несколько лет он работал над созданием этого устройства, но достичь ожидаемого результата так и не получалось. Помимо напряженной работы, на Самюэля свалилось несчастье - скончалась его супруга, оставив его одного с тремя детьми. Однако Морзе не бросал своих экспериментов.

Первая попытка собрать аппарат для передачи данных

Спустя некоторое время он получил должность профессора живописи в университете Нью-Йорка. Именно там впервые он показал публике изобретенный аппарат для передачи информации. Результат был впечатляющим - сигнал был подан на расстояние более полутора тысяч футов.

Особенно яркое впечатление устройство произвело на американского предпринимателя по имени Стив Вэйл. Он заключил с Морзе своеобразную сделку: он выделяет для его опытов две тысячи долларов, а также находит место, подходящее для исследований, а Сэмюэл в ответ обязуется взять себе в ассистенты его сына. Морзе с радостью согласился на предложенные условия, и результат не заставил себя долго ждать. В 1844 году им удалось передать на расстоянии первое сообщение. Его текст был незамысловатым, но вполне четко отражал происходящее: «Чудны дела твои, Господи!». Это был первый в истории человечества

Азбука Морзе

Дальнейшие исследования и эксперименты двух увлеченных людей привели к созданию знаменитой азбуки Морзе - системы кодирования с помощью коротких (точка) и посылок или символов. Однако историки не пришли к единому мнению по поводу авторства - многие полагают, что создателем был его партнер - сын пожертвовавшего деньги магната Альфред Вэйл.

Как бы там ни была, азбука, изобретенная в те времена, сильно отличалась от той, которую применяют в настоящее время. Она была гораздо сложнее, и включала в себя посылки не двух, а трех различных длин - точка, тире и удлиненное тире. Сочетания были очень сложными и неудобными, в связи с чем в последующие годы другие изобретатели значительно видоизменили систему кодирования, приблизив ее по содержанию и простоте к той, которой человечество пользуется сейчас. Но как ни парадоксально, изначальный вариант азбуки применялся довольно долго - вплоть до середины двадцатого столетия, правда, так долго сохранялся он только на железной дороге.

Доказать миру необходимость и применимость телеграфа оказалось не просто. Пока изобретение не давало стабильного и очевидного результата, Самуэль Морзе, дети которого остро нуждались в средствах на жизнь, не встречал поддержки ни на родине, ни за рубежом. Ученый-художник находился на грани бедности, но не терял надежды добиться поставленной цели. Когда это случилось, ему пришлось доказывать свое авторство, ведь былые инвесторы и партнеры накинулись на его детище, подобно воронам. Сэмюэл Морзе и его азбука произвели настоящий фурор в научных и общественных кругах

Общественная и семейная жизнь

Сэмюэл Морзе, биография которого полна крутых поворотов, оказался уникальным человеком, который смог проявить себя в двух совершенно разных сферах удивительно успешно. Несмотря на то, что телеграф, как способ передачи информации, был довольно быстро вытеснен телефоном и радио, система передачи информации, как идея, актуальна по настоящее время. В девятнадцатом веке это изобретение стало сенсационным, и принесло Морзе не только славу, но и материальное благополучие - страны, начавшие использовать устройство Морзе, выплатили изобретателю значительное вознаграждение, которого хватило на приобретение огромного имения, в котором расположилась вся большая семья Сэмюэла, и на то, чтобы этот удивительный человек до конца своей жизни щедро одаривал других. Он активно занимался благотворительностью, выделял деньги для школ, для различных обществ по развитию искусства, музеев, а также поддерживал молодых ученых и художников, памятуя о том, как ему самому однажды помог магнат Вэйл.

Слава Самюэля Морзе, как великолепного художника, не угасает и по сей день. Его работы хранятся в различных музеях мира, и по праву считаются ярчайшими образцами изобразительного искусства. А изобретенное им телеграфное устройство обрело постоянное место нахождения в Американском национальном музее.

Морзе был дважды женат, всего от обоих браков у него было семеро детей. Перед смертью, 2 апреля 1872 года, его окружало огромное количество благодарных и любящих членов семьи.

СЭМЮЭЛ МОРЗЕ

“Чу́ дны дела Твои, Господи!” – эту библейскую фразу 24 мая 1844 года отстучал на изобретенном им аппарате художник Сэмюэл Морзе, сидя в Вашингтоне в одной из комнат Капитолия, и в ту же минуту в Балтиморе, в 40 километрах от Вашингтона, ее прочитал его помощник Альфред Вэйл.

Чудны́ дела Твои, Господи: именитый почитаемый художник по существу открыл век мгновенной передачи информации на расстояние.

Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года в городе Чарлстаун, штат Массачусетс, в семье известного географа и кальвинистского проповедника Джедида Морзе.

Способность к рисованию проявилась у Сэмюэла, или, как его звали в семье, у Финлирано. Четырнадцати лет он поступает в Йельский колледж, где зарабатывает на жизнь и развлечения, рисуя миниатюрные портреты друзей-студентов и учителей. В колледже он с интересом слушает лекции по электричеству, не подозревая, как полученные азы знаний пригодятся ему впоследствии.

По окончании колледжа Финли возвращается в родной город и по настоянию родителей становится клерком в книжном издательстве, но продолжает рисовать. Его картина «Прибытие пилигримов» привлекла внимание знаменитого в то время художника Вашингтона Олстона, который уговорил родителей юного клерка отпустить с ним сына в Лондон для совершенствования его техники живописи.

В Лондоне под внимательным наблюдением Олстона Морзе увлеченно работает. Он посещает занятия в Королевской Академии Искусств, знакомится с выдающимся художником Бенджамином Вестом, который помогает ему овладеть секретами мастерства.

Одним из таких секретов было умение передать красоту человеческого тела, и Морзе доказал, что успешно овладел этим искусством, создав сначала гипсовую статуэтку, а затем большую картину «Умирающий Геркулес». Статуэтка удостоилась золотой медали на художественной выставке в Лондоне, а картина выставлялась в Академии Художестви получила хорошие отзывы критики.

В 1815 году Сэмюэл Морзе вернулся в Соединенные Штаты и открыл в Бостоне собственную студию. Началась его жизнь профессионального художника.

В поисках заказов он попал в город Конкорд, штат Нью-Хэмпшир, где повстречал свою суженую – шестнадцатилетнюю дочь местного адвоката Лукрецию Пикеринг Уолкер. Они обручились, и через два года, в сентябре 1818 года состоялась их свадьба. За время их недолгой совместной жизни у них родилось четверо детей – две дочери (одна из них умерла во младенчестве) и два сына.

Известность художника Морзе постепенно росла. Особенно популярным стал он в городе Чарлстон, штат Южная Каролина, где написал множество портретов местной знати. Власти города заказали ему портрет президента Джеймса Монро, и он в Вашингтоне уговорил президента позировать ему хотя бы по 10 – 15 минут. Когда портрет был готов, семья президента пришла в восторг и попросила художника сделать копию, которая теперь хранится в Белом Доме.

В 1822 году Морзе закончил работу над огромной картиной «Палата Представителей», на которой изобразил более 80 депутатов парламента и членов Верховного Суда, заседавших в полукруглой РотондеКапитолия. Считается, что написатькартину художник решил, видя коммерческий успех картины Франсуа-Мариуса Гране «Капелла в Церкви капуцинов в Риме», которая в течение всех 1820-х годов путешествовала по Америке. Однако, к разочарованию автора,желающих посмотреть картину было не очень много.

Почетной работой для художника Морзе стало создание портрета выдающегося деятеля американской революции легендарного маркиза Жильбера де Лафайета. В 1825 году Лафайет по приглашению Конгресса и президента Монро приехал в Америку, и город Нью-Йорк решил отметить это событие портретом гостя в натуральную величину. Несколько художников высказали желание рисовать знаменитость, но честь и гонорар в тысячу долларов были предоставлены Сэмюэлу Морзе.

Он поехал в Вашингтон, где Лафайет дружески его приветствовал. За три сеанса, которые он сумел выделить художнику, удалось написать только лицо, после чего работа с натурой была прервана: Лафайета ждали во многих штатах страны.

Морзе продолжал писать портрет по памяти, когда его разыскал нарочный с письмом от отца: «Мой дорогой сын, я с глубоким горем извещаю тебя о внезапной и неожиданной смерти твоей дорогой и любимой жены».

Лукреция Морзе умерла от инфаркта 7 февраля 1825 года через месяц после рождения сына Джеймса. Получив письмо, Морзе помчался домой в Нью-Хэвен, штат Коннектикут, но проститься с женой не успел: ее уже похоронили. Лафайет прислал прочувственное письмо с соболезнованием.

Морзе чувствовал себя усталым и разбитым, но портрет нужно было кончать, ион перевез холст из Вашингтона в Нью-Йорк, куда Лафайет приехал после триумфальной поездки по стране.Художнику удалось лишь несколько раз мельком видеть маркиза, прежде чем тот уехал из Штатов на родину.

Портрет был выставлен во вновь созданной Национальной Академии Рисования, одним из основателей и президентом которой был Морзе. Произведение получило противоречивые отзывы критиков, которые отмечали полное сходство портрета с оригиналом, но видели в портрете скорее символ, чем живого человека. Морзе и не скрывал некоторую символичность своей работы: небо в зареве заката как отражение великолепного вечера жизни Лафайета, пустое место на пьедестале рядом с бюстами Вашингтона и Франклина, предназначенное для бюста самого Лафайета.

В 1829 году Морзе уехал в Европу и пробыл там три года.

Во время долгого возвращения домой на пароходе «Салли» он сблизился с группой людей, обсуждавших последние эксперименты с электромагнетизмом. Морзе внимательно слушал: он интересовался этим еще со времени учебы в Йельском колледже. Говорили о мгновенном обнаружении электрического импульса в любой точке самого длинного провода. “Если это так, почему бы мгновенно и на любое расстояние с помощью электричества не передавать информацию? “ – задал себе вопрос Морзе. В памяти еще была жива горечь от несостояшегося прощания с покойной женой из-за опоздавшего сообщения. Уже на пароходе он набросал схему примитивной телеграфной системы и, сходя с судна, сказал капитану: «Когда однажды вы услышите о таком чуде, которое называется “телеграф”, знайте, что оно родилось на вашем прекрасном корабле».

После первых попыток создания работающего телеграфа Морзе уже перестал быть таким уверенным в успехе. Он не смог даже сделать хороший электромагнит, пока кто-то не показал ему, как изолировать провод и аккуратно намотать его на подковообразный сердечник. Наконец, он слепил примитивныйаппарат,в котором электромагнит притягивал карандаш к движущейся ленте, нанося на нее точки и тире – разработанный Морзе код.

Но устройство передавало сигнал только на короткое расстояние, и Морзе отправился за советом в Принстон, штат Нью-Джерси, к профессору Джозефу Генри. Генри уже пользовался электрическим телеграфом, которым он соединил свой дом с лабораторией, правда, вместо карандаша у него был подвешен колокольчик. Бескорыстный ученый-исследователь, он терпеливо объяснил Морзе, что было плохо в его системе и как передать сигнал на большие расстояния. Он познакомил Морзе со своим замечательным изобретением – электромагнитным реле, позволявшим усиливать слабый сигнал при прохождении его по цепи.

В 1837 году Морзе получил патент на электромагнитный телеграф. А дальше началось то, что в современном русском языке обозначается термином “внедрение”. Морзе демонстрировал свой аппарат вгородах Америки, в том числе и в столице. Люди ахали, изумляясь возможностям науки и техники, но когда дело доходило до денежной помощи, прекращались ахи и начинались вздохи. Морзе поехал в Европу, надеясь там получить средства, побывал в Англии, Франции и России, но результаты были не лучшими, чем на родине.

К счастью для Морзе, один из комитетовКонгресса Соединенных Штатов приступил к обсуждению проекта линии связи между Вашингтоном и Балтимором. Проект предусматривалсемафорнуюсвязь:предполагалось установитьвпределахвидимости семафоры и передавать с одного на другой информацию кодированным положением семафорных «рук». Одна такая линия уже существовала в стране, она имела массу недостатков,не работала ночью и в туман, но, за неимением лучшего, комитет был близок к тому, чтобы рекомендовать финансирование строительства.

Морзе помчался в Вашингтон и с помощью многочисленных друзей и приятелей (вот где пригодилась слава престижного художника) принялся лоббировать свой проект.

3 марта 1843 года вПалатепредставителейсостоялось голосование. 70 конгрессменов от голосования воздержались, заявив, что они не представляютсебе,что это такое – электрический телеграф; 89 голосов было подано «за» и 83 – «против». В этот жедень проект был принят незначительным большинством в Сенате, и вечером его подписал президент Джон Тайлер. Морзе получил 30 000 долларов на строительство линии.

Началась работа по прокладке линии. Попробовали прокладывать провода под землей, но плохая их изоляция вынудила отказаться от такого способа. Провода натягивали на столбах и деревьях, используя в качестве изоляторов горлышки разбитых бутылок. 24 мая 1844 года прокладка линии была завершена.

Утром этого дня Морзе сидел в одной из комнат Капитолия перед телеграфным аппаратом. ВБалтимореперед таким же аппаратом сидел его помощник Альфред Вэйл. Еще раньше Морзе попросил Анну Элсворт, дочь главы Патентного ведомства США, подобрать ему фразу для первого телеграфного сообщения.Аннавыбралафразу из Библии: «Чу́дны дела Твои, Господи!» («What hath God wrought!»). Отстучав эти слова, Сэмюэл Морзе возвестил начало телеграфного века.

Вскоре вся территория Америки была покрыта сетью телеграфных линий. Как и многие его предшественники-изобретатели, Морзе вынужден был обратиться в суд, чтобы пресечь незаконную деятельность некоторых бизнесменов, наладивших производство и продажу телеграфных аппаратов его конструкции. В 1854 году, после многочисленных слушаний, Верховный Суд признал Морзе единственным изобретателем системы, получившей распространение в Америке.

В 1861 году, за восемь лет до постройки трансконтинентальной железной дороги, телеграфная линия соединила оба океанских побережья страны. А еще до этого, в 1856 году, возникла идея соединить телеграфом Америку и Европу, проложив кабель по дну Атлантического океана. За дело взялся американский бизнесмен Сайрус Филд, не очень «подкованный» в технике человек, но блестящий и целеустремленный организатор. В качестве технических специалистов он взял себе в помощники Морзе и английского ученого и изобретателя Вильяма Томсона – будущего лорда Кельвина, автора температурной шкалы, носящей его имя.

Лишь через десять лет, в 1866 году после нескольких неудачных попыток линия была успешно проложена, вскоре проложили еще несколько, и с тех пор телеграфная связь через Атлантику устойчиво заработала.

Морзе был на вершине славы. Он жил в своем имении Локус Грэйв, и рядом с ним была его любимая Сара, его вторая жена, с которой они были вместе с 1848 года. Морзе познакомился с Сарой Элизабет Грисуолд, дочерью армейского офицера,на свадьбе своего сына Чарльза и через два месяца женился на ней. Этот брак вызвал множество пересудов: Сара была на тридцать лет моложе Морзе и глухой с младенческого возраста. Тем не менее, Морзе был счастлив с ней, свидетельством чему было рождение в любви их четверых детей.

Сэмюэл Финли Бриз Морзе умер 2 апреля 1872 года, не дожив 25 дней до 81 года. А за год до его смерти, 10 июня 1871 года в Центральном парке Нью-Йорка в знак признания заслуг Морзе была установлена его статуя.

Скульптор Байрон Пиккет поставил изобретателя на постамент, на котором большими буквами написано одно слово: «MORSE». Леваяего рука покоится на телеграфном аппарате, а в правой он держит ленточку с точками и тире – кодом Морзе.

Выступая на открытии монумента, выдающийся американский поэт Уильям Каллен Брайант, портрет которого когда-то написал художник Морзе, сказал, что, по большому счету, скульптура эта не так уж необходима, ибо монументом для Морзе стал весь земной шар.

О том, что создатель азбуки Морзе был художником, я, конечно, слышал. Но не думал, что Морзе был настолько талантливым и известным художником, и не подозревал, что некоторые его работы очень понравятся. А тут и представился случай – думаю, подробнее, чем в источниках, которые я использовал при подготовке материала, вы о Морзе-художнике нигде не найдете. Составляя увлекательный рассказ о жизни художника, а потом уже изобретателя (или наоборот?!), я пытался понять, как можно быть одновременно «физиком-лириком». Оказалось, никак! Сначала – лирик, потом – физик! Но при этом (при всей моей нелюбви к точным наукам!) даже рассказ об изобретениях показался мне интересным. Так что, открывайте для себя Морзе-художника, как сделал это я.

Сэмюэль Финли Бриз Морзе
Samuel Finley Breese Morse

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791-1872) Self-Portrait. 1818 г. Brick Store Museum, Kennebunk

Американский художник и изобретатель.
Морзе родился в богатой американской семье Джедида Морзе – прославленного проповедника в Новой Англии и известного географа и был старшим ребенком. Юноша отличался большой любознательностью и непоседливостью. Из Академии Филлипса, где Сэмюэль зарекомендовал себя эксцентричным студентом, отец в 1807 году перевёл его в Йельский университет. Морзе относился к науке равнодушно, к тому же, к беде строгих родителей, он любил рисовать миниатюрные портреты знакомых. После окончания университета Морзе в 1810 году вернулся в Бостоне и стал клерком.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Self-Portrait. 1809-1810 гг. National Academy Museum, New York

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791-1872) The Morse Family. 1810 г. National Museum of American History, Washington

В это время он познакомился и стал студентом художника и литератора Вашингтона Олстона (1779 -1843), который был на двенадцать лет старше. Художника очень уважали в Бостоне за идеализм его пейзажей, в первой половине девятнадцатого века Олстон стал самым почитаемым художником Америки.

Художник

Живопись так увлекла Морзе, что в июле 1811 года родители, хотя и выступали против этого увлечения сына, всё же разрешили Сэмюэлю сопровождать Олстона в Англию. Морзе сразу же начал готовиться к поступлению в Школу Королевской Академии художеств, куда и был принят с первой попытки в октябре этого года. Юноша подавал большие надежды как художник, но его сковывало то обстоятельство, что он безоговорочно принял на веру модную тогда интеллектуальную концепцию, будто живопись, посвященная исторической старине, гораздо выше искусства, отображавшего жизнь современников.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Self-Portrait. 1812 г. National Portrait Gallery, Washington

Во время войны 1812 года между Великобританией и Соединёнными Штатами, поддерживающими Наполеона, Морзе показал себя ярым патриотом. Однако в 1813 году, когда Морзе представил в Лондонскую королевскую Академию художеств картину «Умирающий Геркулес» (Галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут), он удостоился золотой медали. Над огромным полотном (восемь на шесть футов) художник работал в течение года.
По возвращении домой в 1815 году Морзе обнаружил, что американцы считают его английским художником и мало интересуются живописью. С другой стороны, Америка 1815 года любила портреты. В Бостоне в этом жанре «царствовал» Гилберт Стюарт, поэтому у Морзе не было даже надежды на успех.
Он начал путешествовать в поисках заказов: Конкорд, Ганновер и Портсмут в Нью-Гемпшире в 1816 году. Сэмюэль влачил скудное существование и рисовал портреты. Следующие несколько лет Морзе провел Чарльстоне, штат Южная Каролина (зимы 1817-18, 1818-19, 1819-20 и 1820-21). Уже в 1817 году Морзе получал шестьдесят долларов за портрет, а он мог писать четыре портрета в неделю.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Mrs. James Ladson 1818 г.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of James Monroe 1819-20 г.г. Белый Дом, Вашингтон

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Mrs. Daniel DeSaussure Bacot 1820 г. частная коллекция

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Mrs. Robert Young Hayne (Rebecca Motte Alston) 1820 г. Chrysler Museum, Norfolk

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Alexander Calder 1820 г. частная коллекция

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Robert Young Hayne 1820 г. Governer"s Mansion, Columbia

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Reverend Nathaniel Bowen 1821 г.

Десять лет ему пришлось вести жизнь странствующего живописца. После «творческого круиза» по Югу Морзе в 1818 году вернулся домой с тремя тысячами долларов, что позволило ему жениться на Лукреции Уокер из Конкорда.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Lucretia Pickering Walker Morse 1822 г. Mead art Museum, Amherst College

С этим капиталом Морзе уже с молодой женой вернулся в Чарльстон, забросил портреты и следующие полтора года посвятил работе над огромным историческим полотном для Палаты представителей в Вашингтоне.
Художник стал активным участником создания в Южной Каролине Академии изящных искусств, но со временем разочаровался в своей административной и деловой хватке и снял свою кандидатуру. Законченную картину для Палаты продать не удалось. Деньги кончились, и в конце 1821 г. он снова поехал в Нью-Йорк.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Study for the Old House of Representatives 1821 г.

В Вашингтоне Морзе заказали картину для интерьера палаты Конгресса в Капитолии. Это должен был быть триптих, на котором были бы изображены президент со своим кабинетом в окружении двух палат Конгресса.
Но работа не была сделана. Вместо этого, в 1823 году Морзе провел свои выставки в Нью-Хейвене, Бостоне и Нью-Йорке. После короткого возвращения в Нью-Хейвен, где теперь жила его семья, Морзе снова начал жизнь странствующего портретиста.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Little Miss Hone. 1824 г.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Benjamin West (copy after Sir Thomas Lawrence). 1824 г. Национальная Академия дизайна, Нью-Йорк

Осенью 1824 г. он поселился в Нью-Йорке.
Здесь художнику заказали большой портрет Лафайета, который совершал в то время поездку по Америке.

Морзе написал два портрета. Во всех портретах работы Морзе чувствуется талант, но его «Лафайет» был уже творением зрелого и серьезного мастера. И все же Морзе не был удовлетворен, несмотря на то, что через несколько лет он был признан вождем молодых американских художников.
Морзе был очень общителен и обаятелен, его с охотой принимали в домах интеллектуалов, богачей и политиков. Кроме того, он обладал редким даром заводить знакомства.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Alexander Metcalf Fisher 1822 г. Yale University Art Gallery, New Haven

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of William Cullen Bryant. 1825 г. Национальная Академия дизайна, Нью-Йорк

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of De Witt Clinton. 1826 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Jonas Platt. 1827-28 г.г. Бруклин

Среди его друзей были политик М.-Ж. Лафайет, романист Дж. Ф. Купер и даже президент США А. Линкольн. В стремительно растущем Нью-Йорке он создал несколько самых интересных портретов, когда-либо выполненных американскими художниками.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Samuel Nelson 1829 г.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Portrait of Mrs. Samuel Nelson (Catherine Anne Russell) 1829 г.

В 1825 году Морзе вместе с Генри Инманом, Эшером Дюраном, Уильямом Данлепом и Чарльзом Ингама основал в Нью-Йорке общество живописцев - Национальную Академии дизайна (National Academy of Design), которое избрало его президентом, которым он пробыл в течение первого десятилетия существования Академии. Краеугольным камнем концепции Академии у Морзе было то, что ее членство будет ограничено только профессиональными художниками. Он пытался организовывать все на примере лондонской Королевской Академии. Не всегда получалось лично присутствовать и следить за работой академии, ведь Морзе продолжал активно трудиться в качестве художника.

Возвращение в Европу

А в 1829 году Академия отправила Морзе в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи, что позволило претворить в жизнь давно запланированную мечту вернуться в Старый Свет.
Друзьями и спонсорами был собран Фонд в размере $ 3000, что позволило Морзе три года путешествовать и учиться в Европе, побывать в Лондоне, Париже, Северной Италии, Риме и Швейцарии, где он часто находился в компании американских товарищей - художников, которые приезжали учиться за границу.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Chapel of the Virgin at Subiaco 1830 г.

В Америке художники, преданные избранным жанрам, были обречены на полуголодное существование или же, подобно Пилу, открывали частные музеи, где наряду с всякими диковинами выставляли свои полотна. Опыт Пила натолкнул Морзе на мысль написать картину, которая заинтересовала бы Америку, никогда не видевшую ни в подлиннике, ни в копии «Мону Лизу», «Тайную вечерю» и другие шедевры мирового искусства.

Практически весь 1931 год Морзе провел в Париже, работая над картиной «Галерея Лувра» (Музей американского искусства, Чикаго), которую он окончил уже после своего возвращения в Нью-Йорк в конце 1832 года. Художник изобразил Квадратный Салон Лувра, а на заднем плане изобразил столько шедевров знаменитого музея, сколько могло вместить полотно.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Галерея Лувра 1831-1832 гг. Музей американского искусства, Чикаго

На самом деле произведения гораздо крупнее и висят в разных залах музея. Художник изобразил себя на первом плане, а писателя Джеймса Фенимора Купера с супругой Сьюзен Делонсей Купер и их дочерью - в левом углу помещения возле мольберта.
А вот один из эскизов к картине, копия с луврского оригинала.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Francis I, Study for The Gallery of the Louvre 1831-32 г.г.

Сравните с оригиналом великого Тициана.

Titian (Italian, 1488/1490-1576) Portrait of Francis I. 1539 г

В 1832 году Морзе, преисполненный надежд, упаковал холсты и вернулся в Америку на пакетботе «Сэлли». Он взошел на борт «Сэлли» художником, а высадился на берег изобретателем. В этом же 1832 году Морзе представил картину на всеобщее обозрение, но ожидаемого эффекта «бомбы» не произошло: коллеги и специалисты восхищались, публика осталась равнодушна.

Его Величество Случай!

А на изобретение телеграфа Морзе вдохновила случайная беседа на пароходе. Зашел разговор о европейских опытах по электромагнетизму. Незадолго до этого была опубликована книга Фарадея, а его опыты повторялись во многих европейских лабораториях. «Извлечение искр из магнита» было одним из чудес того времени.
Какой-то пассажир в ходе беседы сказал: «Если электрический ток можно сделать видимым на обоих концах провода, то я не вижу никаких причин, почему сообщения не могут быть им переданы». Морзе тут же высказал предположение, что сочетание искр может быть использовано как код для передачи сообщений по проводам. Эта идея захватила его, несмотря на то, что ему были почти неизвестны даже самые основные правила электричества. К тому же идея электрического телеграфа выдвигалась и до Морзе, но он-то полагал, что был первым. Морзе в то время твердо верил, что американцы могут добиться чего угодно, стоит только крепко взяться за дело. Что из того, что нет специальных знаний и подготовки?
За время месячного плавания Морзе набросал несколько предварительных чертежей. Следующие три года он потратил на безуспешные попытки построить по ним аппарат, работая на чердаке в доме своего брата Ричарда. В довершение к полному невежеству в вопросах электричества у Морзе не было ни времени, ни душевного покоя. Он посвящал почти всё своё время живописи, преподаванию в университете Нью-Йорка и политике. К тому же, скончалась жена, и на его руках осталось трое маленьких детей.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Lucretia Morse and Her Children. 1824 г.

В 1834 году у Морзе появился честолюбивый замысел написать исторические картины для четырех еще пустующих панелей Ротонды в здании Капитолия. Другие четыре к 1824 году расписал Джон Трамбал. Морзе обратился с просьбой к целому ряду конгрессменов, но Джон Квинси Адамс не поверил в то, что американский художник способен писать в нужном для подобной работы стиле. Художник был уверен, что он будет выбран среди всех художников, тем более, что он считал свою вторую поездку в Европу конкретной подготовкой к выполнению этого заказа для Капитолия. Почти два года решался вопрос Комиссией, но в 1836 году предложение было отклонено, и панели оставались пустыми еще в течение более десяти лет. Причиной отказа, по всей вероятности, считают тот факт, что в 1836 Морзе сделал неудачную попытку баллотироваться на пост мэра Нью-Йорка, заручившись поддержкой американских индейцев. Отказ явился таким тяжелым разочарованием для Морзе, что он фактически забросил живопись, хотя ему было всего сорок три года, и он находился в расцвете сил и таланта.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Niagara Falls from Table Rock 1835 г. Музей искусств, Бостон

В 1835 году Морзе был назначен на пост профессора живописи и рисования в только что открытом Нью-йоркском университете, созданном силами таких просвещенных умов Нью-Йорка, как Фенимор Купер, Вашингтон Ирвинг и другие.

Изобретатель

Но после того как в университете в 1836 году ему показали описание модели телеграфа, предложенной В. Вебером в 1833 году, он полностью отдал себя изобретательству. Морзе получал небольшое жалованье, на которое можно было прожить. «Вчерашний художник» вернулся к работе над электромагнитным телеграфом.

Samuel Finley Breese Morse. 1840 г.

Его карьера как художника, увы, не смогла выйти за рамки портрета, все надежды на достижение своих художественных амбиций было разрушены. Как образованный человек, Морзе «повернулся лицом к науке», увидев в этом путь к продвижению вперед и достижению цели. Хотя, может и стоило стремиться и дальше, "через тернии к звездам" именно в области изобразительного искусства. Понятно, что картины Морзе очень академичны, (не забывайте, на дворе еще середина 19 века, у нас царит Брюллов (кстати, манера похожа, не правда ли?), но, тем не менее, они точны по психологии, выверены по композиции, вообщем, производят впечатление. Для примера привожу картины, датированные самыми поздними годами из всего, что нашел в интернете. И от манеры Морзе 1820-х отличаются. Судя по названиям, на первой картине изображена повзрослевшая дочь художника, а на второй, возможно, вторая жена с дочерьми или невестка с внуками.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Susan Walker Morse (The Muse). 1836-37 г.г. частная коллекция

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) The Goldfish Bowl (Mrs. Richard Cary Morse and Family). 1835 г.

Samuel Finley Breese Morse (American, 1791–1872) Unidentified Woman.

Годы работы и учёбы потребовались, чтобы его телеграф заработал.
В распоряжении Морзе было несколько гальванических батарей, железных стержней и проволока. Он соединил их по схеме, которую сам начертил, и замкнул цепь. Никакого результата! Он сделал несколько переключений. Снова ничего! Много дней он безрезультатно бился над установкой. Наконец, отчаявшись, он обратился за помощью к коллеге с химического факультета Леонарду Гейлу. Гейл взглянул на беспомощную конструкцию Морзе и сжалился над ним. Морзе от кого-то слышал, что для того, чтобы сделать электромагнит, нужно обмотать проволокой подковообразный кусок железа. Гейл, который был знаком с работами Генри, объяснил Морзе, что обмотка сделана как попало, без всякой изоляции. Он показал Морзе, как производится намотка и как включать батарею в такую цепь. И тогда, наконец, аппарат Морзе подал признаки жизни.
В 1837 году изобретатель развил систему передачи букв точками и тире, ставшей известной во всём мире как азбука Морзе.
В сентябре 1837 года Морзе демонстрировал свой телеграф в Нью-йоркском университете. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов. Среди приглашенных в зале присутствовал преуспевающий промышленник из Нью-Джерси Стефен Вейл, который согласился пожертвовать 2 тысячи долларов и предоставить помещение для опытов при условии, что Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда. Морзе согласился, и это был самый удачный шаг в его жизни.
Альфред Вейл обладал не только настоящей изобретательностью, но и острым практическим чутьем. В течение последующих лет Вейл во многом способствовал разработке окончательной формы азбуки Морзе, введению телеграфного ключа вместо соединительного стержня и уменьшению размеров аппарата до компактной модели, которая стала общепринятой. Он изобрел также печатающий телеграф, который был запатентован на имя Морзе, в соответствии с условиями контракта Вейла и Морзе.
В декабре 1837 года Морзе обратился за помощью к Конгрессу США. На председателя сенатского Комитета по делам коммерции Фрэнсиса О. Дж. Смита демонстрация аппарата Морзе произвела такое впечатление, что он оставил свой пост и стал партнером Морзе. Но Смит был нечистоплотным дельцом, его дар публичной риторики и склонность к двурушничеству доставляли Морзе одни неприятности.

Третий раз в Европу

И все же, сначала Морзе не находил поддержки ни дома, ни в Англии, ни во Франции, ни в России, встречая везде отказ.
Смит отослал Морзе в Европу, чтобы получить там патенты на изобретение. В Англии Морзе сказали, что Уитстон уже изобрел электромагнитный телеграф, в чем он может убедиться, заглянув в ближайшую почтовую контору. На континенте Морзе стало известно, что электромагнитный телеграф уже изобрел Стейнхейл: «Можете пойти на ближайшую железнодорожную станцию и убедиться в этом!». Находясь во Франции, Морзе подружился с другим неудачливым изобретателем – Дагерром, который с не меньшим трудом, чем Морзе, пытался получить патент на открытый им способ фотографии. Товарищи по несчастью, они условились, что каждый из них будет отстаивать интересы другого в своей стране.
В России Морзе узнал, что барон Шиллинг изобрел электромагнитный телеграф еще в 1828 году, он получил указание правительства построить телеграфную линию между Петергофом и Кронштадтом. Смерть Шиллинга в 1837 году прервала эту работу.
Правда, в одном из источников прочитал, что сама идея мгновенного сообщения между людьми в дальних концах страны показалась Николаю I настолько крамольной, что он запретил даже упоминать об этом изобретении в печати.
Морзе поспешил обратно в Америку с тяжелым сердцем.

Трудные годы

Друзья восхищались его упорством перед бедностью и разочарованиями от неудач.
Изобретатель не оставлял надежды, хотя его положение никогда не было столь отчаянным. Он решил немного подработать. С этой целью, помимо занятий живописью, он открыл маленькую студию фотографии по способу Дагерра. Но и это предприятие потерпело крах.
В эти тяжелые годы Морзе буквально нищенствовал. Его ученик, бравший у Морзе уроки живописи, рассказывает:
« – Строфер, – спросил однажды Морзе, – как у нас с деньгами?
– Профессор, к сожалению, меня подвели. Но я жду перевода на следующей неделе.
– На следующей неделе! – грустно сказал Морзе. – Меня уже не будет в живых к тому времени.
– Почему, сэр?
– Я умру от голода.
– Может быть, вас устроят пока что эти десять долларов?
– Десять долларов спасут мне жизнь. Только и всего!
Я пригласил Морзе пообедать со мной, заплатил по счету и дал ему десять долларов. Морзе сказал: «Вот уже сутки, как я ничего не ел. Строфер, не становитесь художником – ведь вы обрекаете себя на нищету! Ваша жизнь целиком зависит от людей, которым наплевать и на искусство, и на вас. Дворовой собаке, и той живется лучше».
Очевидно, Строфер послушался совета. Он бросил живопись, стал военным и дослужился до генерала. Он прожил более счастливую жизнь, чем его учитель. Но имя его история сохранила лишь потому, что он однажды одолжил десять долларов Сэмюэлу Морзе.
В 1843 году Морзе, наконец, получил от правительства субсидию в 30 000 долларов для строительства первой телеграфной линии от Балтимора до Вашингтона. История получения субсидии тоже трогательна.
Когда билль о субсидии, наконец, был представлен на рассмотрение палаты представителей, депутаты отнеслись к нему как к забавной шутке. Пятидесятидвухлетний Морзе слушал с галереи для гостей плоские остроты депутатов и в отчаянии покинул зал, не дождавшись голосования. Сессия кончала свою работу на следующее утро. Даже если билль будет принят, президент Тайлер не успеет подписать его. Морзе заплатил по счету в гостинице и купил билет на поезд до Нью-Йорка, после чего у него осталось всего тридцать семь центов. На следующее утро дочь его друга, правительственного комиссара патентов, явилась с фантастическим известием, что друзьям Смита удалось протащить билль без всяких глупых поправок, и Тайлер подписал его в полночь.
Морзе был счастлив. Он обещал девушке, что передаст первую в мире телеграмму в ее честь, и предложил ей самой придумать содержание. Девушка выбрала слова из Библии: «Чудны дела твои, господи!»

Свершилось!

Смит вознаградил себя тем, что взял контракт на постройку. Морзе и Вейл решили сделать подземную линию, поместив сложное устройство в свинцовой трубе. Инженер Эзра Корнелл сконструировал специальный плуг, который одновременно рыл траншею, укладывал кабель и закапывал траншею. Смит истратил почти двадцать тысяч долларов на первые несколько миль. Морзе не находил себе места, сгорая от беспокойства. Корнелл по собственной инициативе подверг испытанию уже уложенный кабель и обнаружил, что линия парализована множеством коротких замыканий. Оказалось, что Смит решил не тратить драгоценных долларов на такую «безделицу», как изоляция. Корнелл предложил подвешивать оголенные провода на столбах и таким образом обеспечить быструю и дешевую телеграфную связь с Балтимором и избежать скандала. Вся линия была подвешена на деревьях и столбах, причем в качестве изоляторов применялись горлышки бутылок. Наконец, 24 мая 1844 года линия была закончена.

Horatio Greenough (American, 1805-1852) Samuel Finley Breese Morse

В этот день в Балтиморе собралась конвенция партии вигов для выдвижения кандидата в президенты. Вейл отправился в Балтимор, чтобы сообщить Морзе в Вашингтон обо всех событиях. Морзе попросили установить аппарат в зале Верховного суда в Капитолии. Там собралась толпа правительственных чиновников, судей и конгрессменов. Смешно, что каким-то образом сохранилась стенограмма первого разговора между Морзе и Вейлом.

Морзе. – У вас есть новости?
– Нет.
– Мистер Ситон шлет вам привет.
– Передайте ему мой привет.
– Который час?
– Три часа двадцать восемь минут.
– Какая у вас погода?
– Облачно.
– Делайте паузы между словами подлиннее.
– Говорят, акции Бьюкенена повышаются.
– Вокруг меня здесь целая толпа.
– У входа стоит пушка Ван-Бэрена, а на ней лисий хвост.

Но почти сразу интерес к изобретению был потерян, хотя правительство ассигновало 8 тысяч долларов в год на поддержание телеграфной линии и передало телеграф в ведение почтового ведомства. Только газеты быстро убедились в преимуществах телеграфа, и «Ассошиэйтед пресс» создало собственную телеграфную службу. Сам Морзе был тотчас же вовлечён в юридические распри и с партнёрами, и с конкурентами. Он отчаянно боролся, и Верховный Суд в 1854 году признал его авторские права на телеграф. К тому времени Морзе порвал с Вейлом и большинством других своих помощников.
На следующий год после первой публичной демонстрации телеграфа Морзе был переизбран на пост президента Академии дизайна, вторым президентом стал Эшер Дюран. А в это время возникали все новые и новые линии, и Морзе каждый раз платили за использование патента. Кончились дни лишений.

Последние годы

В 1858 году от десяти европейских государств Морзе получил за своё изобретение 400 000 франков. Морзе купил имение в Пончкифи, близ Нью-Йорка, и провёл там остаток жизни с большим семейством среди детей и внуков. В старости Морзе стал филантропом. Он опекал школы, университеты, церкви, библейские общества, миссионеров и бедных художников.

Samuel Finley Breese Morse.

B 1861 году Эшер Дюран отказался от должности президента Академии, и уже почтенному Морзе было предложено вернуться. Он согласился, но с условием, что его служба будет ограничена одним годом. Выражая свое нежелание, Морзе написал в Академию:
"Есть много причин, в основном личного характера, которые не позволяют мне согласиться на вашу просьбу. Я так давно не делал ничего в искусстве и не оставил никаких следов, что сознаю неспособность исполнять обязанности, которые вы на меня возлагаете».
Но стоит заметить, что хоть Морзе перестал рисовать, он никогда не терял интереса к Академии, поддерживая ее и словом, и делом.
Когда в 1863 году был создан стипендиальный Фонд для сбора денег на строительство новой штаб-квартиры Академии, Морзе сделал взнос в размере 1000 долларов, а два года спустя, незадолго до открытия этого здания, он сделал подарок Академии - портрет своего учителя Вашингтона Олстона кисти Чарльза Роберта Лесли. Позже Морзе передал в библиотеку Академии свою коллекцию книг по искусству.
После смерти в 1872 году слава Морзе как изобретателя угасла, так как телеграф потеснили телефон, радио и телевидение, зато его репутация художника выросла. Он не считал себя портретистом, но его картины, на которых изображены Лафайет и другие видные люди, знают многие американцы. Его телеграф 1837 года хранится в Национальном музее США, а загородный дом теперь признан историческим памятником.

В материале использованы статьи из книги Митчел Уилсон "Американские ученые и изобретатели" (Знание, 1975 г.), сайта www.bibliotekar.ru и мой перевод


Сэмюэл Морзе и одна из его самых известных картин *Умирающий Геркулес* |

Имя Сэмюэла Морзе всем знакомо благодаря его самому известному открытию – знаменитой азбуке, названной в честь изобретателя. Однако мало кто знает о том, что Морзе был еще и художником, к тому же основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке. Впрочем, об эстетической ценности его работ искусствоведы высказывали весьма противоречивые отзывы, так же, как ученые – о значении его изобретений. Кем же он был на самом деле – художником, изобретателем или талантливым авантюристом?


С. Морзе. Автопортрет, 1818. Фрагмент

Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился в Америке, в семье проповедника. Свою первую серьезную работу Сэмюэл создал в 14 лет – он тогда написал удачный семейный портрет, а немного позже – картину «Высадка паломников» о прибытии первых поселенцев в Америку. Это полотно привлекло внимание известного в те времена художника В. Олстона, который предложил юноше отправиться вместе с ним в Англию для изучения живописи. Родители Сэмюэла не одобряли этих занятий, но поездке не препятствовали. И в 1811 г., в возрасте 20 лет Сэмюэл Морзе начал изучать живопись в Королевской академии.

С. Морзе. Высадка паломников


С. Морзе. Слева – *Умирающий Геркулес*. Справа – *Суд Юпитера*

Во время учебы в Академии Морзе создал две значительные работы – «Умирающий Геркулес» (за нее художник получил золотую медаль на выставке) и «Суд Юпитера». В 24 года юноша вернулся в Америку известным художником, однако на родине его картин никто не покупал, и он начал писать портреты на заказ. Серди них был портрет бывшего президента США Джона Адамса, а также портреты маркиза де Лафайета и пятого президента США Джеймса Монро.

С. Морзе. Портреты Джеймса Монро (слева) и маркиза де Лафайета

В Нью-Йорке Морзе основал Национальную академию рисунка и стал ее президентом. В то же время он решил заняться усовершенствованием своего мастерства и продолжил обучение в Европе. Его занятия живописью были настолько усердными, что никто не мог предположить, что вскоре он займется кардинально другим родом деятельности. Позже Морзе признался: «Я посвятил свои молодые годы только живописи. Но, как оказалось, не смог забыть поразившую меня в юности фразу, услышанную на лекции по естественным наукам: "Если электрический ток встретит задержку на своем пути, он станет видимым". Эта мысль была первым семенем, из которого много лет спустя в моей голове выросло изобретение телеграфа».

С. Морзе. Галерея Лувра, 1831-32

Изобретателей телеграфа было несколько, и Морзе не был первооткрывателем: в России создателем нового вида связи был Шиллинг, в Германии – Гаусс и Вебер, в Англии – Кук и Уитстон. Но их электромагнитные аппараты были стрелочного типа, а Морзе изобрел электромеханический телеграф. Он получил патент на свое изобретение и продемонстрировал его работу в Нью-Йоркском университете. Однако ученые мужи не только не оценили его находку, но и прозвали Морзе авантюристом: дело в том, что он по сути ничего не изобрел, а просто объединил несколько успешно действующих изобретений своих предшественников. Но сам Морзе был уверен в том, что грамотное применение существующего не менее важно, чем внедрение чего-то нового.

С. Морзе. Слева – Муза (портрет старшей дочери Сьюзан)

Революционным изобретение Морзе стало благодаря не технологии передачи данных, а способу их фиксации и сфере применения. При этом Морзе не разбирался не только в последних открытиях в области электричества, но даже в основных его правилах и законах. У него не было ни специальных знаний, ни подготовки, но их заменили упорство и целеустремленность.

С. Морзе. Портреты Сэмюэла Нельсона и Кетрин Энн Рассел Нельсон, 1822

Телеграфы с магнитными стрелками существовали и до Морзе, но они были неудобны в применении. И он решил заменить стрелку на самописец, фиксирующий полученное сообщение на протягиваемой через аппарат бумажной ленте. Значительную помощь в изобретении оказал Альфред Вейл, у которого, в отличие от Морзе, было техническое образование: он изобрел схему печатающего телеграфного аппарата и усовершенствовал телеграфный код. В результате появилась знаменитая азбука Морзе, представляющая собой комбинации коротких и длинных сигналов, зафиксированных на бумажной ленте в виде точек и тире.

С. Морзе. Ниагара, 1835

Слава, богатство и признание пришли к нему только на склоне лет. Научно-практическую ценность его изобретения вынуждены были признать многие, даже те, кто настаивал на вторичности этих открытий. После смерти Морзе в 1872 г. его слава как изобретателя угасла, но о нем снова заговорили как о самобытном художнике-портретисте. Эти споры продолжаются и по сей день.

Известный американский художник и изобретатель Сэмюэл Морзе

Загрузка...