aracs.ru

Конспект занятия по картине К. Юона «Волшебница зима» (подготовительная группа). К. Юон картины «Волшебница зима» и «Русская зима. Лигачёво

Русский живописец Константин Юон создал огромное число художественных образов зимы в своих картинах. Он очень любил русскую природу, любил зиму, ее краски, ему нравилось изображать снег - всегда разный, то свежий, пушистый, то подтаявший, посеревший. Поэтому существует множество картин, передающих взгляд художника на зиму.

С 1908 по 1958 у художника был дом в Лигачеве, многие пейзажи он написал именно там, там черпал вдохновение, там его воплощал. Давайте рассмотрим и сравним две картины Юона на одну тему, написанные в этой деревне. Это картины "Волшебница-зима" и "Русская зима. Лигачево".

Картину "Волшебница-зима" художник написал в 1912 году, будучи молодым, полным сил художником, ищущим свои темы и способы выражения, пробующим новое. Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое, некрасивое. Зима несет красоту пейзажа, похрустывание белоснежного покрывала, радость зимних забав - катания с гор на санках, лыжных походов, забегов на коньках, прогулок на санях, запряженных лошадьми. Неудивительно, что художник назвал зиму волшебницей, - благодаря ей все сверкает и блестит на солнце.

Картина рассказывает об одном из радостных дней зимы и передает нам то, что увидел художник с высокого пригорка. Перед нами деревня - справа и слева на среднем плане картины художник изобразил деревянные деревенские дома. Вдали виднеется белый заснеженный лес, слева угадывается купол деревенской церкви на пригорке. Это пейзаж. Но он стал живым и динамичным благодаря группам людей и лошадей, умело вписанным в него.

На переднем плане застывший пруд, где дети катаются на коньках. Кое-кто затеял возню в сугробах. Несколько наездников едут верхом, также проезжают мимо сани с лошадьми, а за ними едут дровни. Немало людей вышло просто прогуляться. Вероятно, это воскресенье - все одеты довольно нарядно, на женщинах - яркие юбки. Как и полагается в деревне, тут же бегает парочка собак - прибежали за своеми хозяевами-мальчишками.

Картина отчасти напоминает старые голландские зимние пейзажи, включающие группы людей в движении, но при этом она наполнена русским колоритом, русским духом, русской поэтикой. Ох, и хороша зимой русская деревня - так и хочется сказать, глядя на это светлое полотно.

Прошло тридцать пять лет, минуло много исторических событий, две войны и революция, и наступила такая же снежная зима. Однажды художник вновь поднялся на тот же пригорок и глянул на деревню. То, что он увидел - он рассказал с помощью кисти и красок в картине "Русская зима. Лигачево".

Для картины художник взял немножко другой ракурс, но тема, смысл, суть картины остались те же. Только теперь это картина зрелого мастера. И немножко другое время. Послевоенное, тяжелое, голодное. На улицу любоваться прелестями зимы вышли только дети.

На переднем плане широкая, полностью засыпанная снегом дорога в лес. Заснеженный лес белый от снега. Более темной кажется лишь большая ель, она тоже запорошена снегом, но все равно остается темным пятном в пейзаже. Сразу внимание зрителя притягивает выходящая из лесу группа мальчишек школьного возраста: четверо впереди с собакой, еще парочка немного отстала.

За овражком начинается деревня - мы видим несколько домов на пригорке. Возле них играет детвора - зима для ребенка всегда останется волшебницей и всегда будет дарить ему радость снега, радость зимних игр. Есть и всадник на дальнем плане, и пара лошадей возле домов.

По своему колориту эта картина очень похожа на предыдущую: бело-голубая, светлая, с темными фигурками людей. А вот по настроению она немного отличается от первой - нет в ней загадки и волшебства, неожиданной радости. Просто красивый зимний день из жизни одной деревни, по-своему обыденный, по-своему неповторимый.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов».

Урок с использованием ИКТ

русский язык

тема: Сочинение по картине

К. Юона «Волшебница зима»

4 класс

Составитель: Долгополова Раиса Григорьевна

(учитель начальных классов)

г. Каменск – Уральский

Тема. Сочинение по картине К. Юона «Волшебница зима».

Цель. Познакомить с творчеством К. Юона.

Развивать умения использовать выразительные средства языка для

передачи своих мыслей и впечатлений; развивать чувство прекрасного.

Формировать умение строить текст, умение определять основную мысль

произведения.

Оборудование. Детские ноутбуки,

Презентация

«Картина К. Юона «Волшебница зима»

Портрет художника

Музыка П.И. Чайковского

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. (слайд 1)

Нравится вам эта картина?

Знаете ли вы, кто её написал?

Написал картину Константин Фёдорович Юон

Константин Фёдорович Юон

Сегодня мы познакомимся немного с творчеством этого художника; будем учиться передавать свои мысли и впечатления, строить правильные предло- жения и тексты; будем учиться видеть красивое.

Константин Фёдорович Юон – один из замечательных русских живописцев. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Полдень».


Рисовать начал с 8 лет. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан. К.Ф. Юон очень любил весну и зиму. Он писал «Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме».


Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

«Волшебница зима»

Его картину «Волшебница зима» можно смело назвать песней русской зиме.

III. Подготовительная работа. Работа по картине.

Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли её ласковы- ми именами.

Как можно назвать это время года, с кем или с чем сравнить?

Зима красавица, гостья,

рукодельница, чародейка

Вспомните строчки стихотворений о зиме. Выберите из них наиболее образ- ные выражения, которые характеризуют русскую зиму.

Внимательно ещё раз посмотрите на картину.

Перечислите то, что вы видите на ней.

(Окраина деревни, речка; по берегам деревья, причудливо разукрашенные,

принаряженные снегом.)

Что вы видите на переднем плане?

(Берег реки, деревья на берегу; детей, которые катаются на коньках.)

Этот вид очень напоминает строки А.С. Пушкина:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд.

Можно ли сказать, что больше всего нравится художнику на картине?

(Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу. У них радостное настроение оттого, что выдался отличный денёк. Каждый занят чем-то своим; но всё делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)

Природа для Юона – это прежде всего среда, в которой живёт человек. Художник оживляет природу.

Что особенно вы заметили в изображении среднего плана?

(Красочно показаны деревья; они очень большие; их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато - сероватого неба.)

Зима – это прежде всего снег. Как изображает снег художник?

(Снег серебристый, синеватый, белый; снег пушистым ковром устилает

землю; снег осыпал, украсил ветки деревьев; снег лежит на крышах домов)

И это обилие снега придаёт величие русской природе. Всё кругом становится необыкновенным и сказочным.

Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас в том, что зима – волшебница.

Что ещё создаёт образ волшебницы зимы?

(Большие сугробы, разубранные инеем деревья, мягкие пуховые перины и ковры из пушистого снега.)

Попробуйте, используя олицетворения, описать, какие превращения соверши- ла зима.

(Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмах- нула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов. Где серебристым инеем их накрыла, где алмазы и жемчуга развесила. Принарядила,

украсила всё вокруг.)

Каково ваше впечатление от картины?

Какие чувства она у вас вызывает?

(радость, лёгкость, очарование)

IV. Составление плана.

    Волшебница – зима.

    Зимние забавы.

    Сказочные деревья.

    Чувства и настроения, навеянные картиной.

V. Орфографическая подготовка.

VI. Составление рассказа по плану. Звучит музыка П.И. Чайковского.

VII. Прослушивание некоторых рассказов. Ребята вместе с учителем работают редакторами.

VIII. Письменная работа над сочинением.

Русским художником К. Юоном создано огромное количество величественных образов зимнего периода на своих картинах. Им была любима русская природа и зима с ее красками.

Мастеру нравилось показывать снег — всегда различный: свежим, пушистым, то подтаявшим или посеревшим. Поэтому существует много полотен, которые передают взгляды художника на зимний период.

С 1907 по 1959годы художник имел домик в Лигачеве. Много пейзажей он писал именно здесь, черпая вдохновения, которые воплощал. Рассмотрим две картины Юона по одной теме, которые написаны в этой деревушке. Это полотна: «Волшебница-зима» и «Русская зима. Лигачево».

Картина «Волшебница-зима» художником написана в 1911 году, когда он был молодой, полон сил, ищущий своим темам способы выражений. Эта картина о задорном зимнем настроении, рассказывающая о радости от зимы, о белоснежных сказках, преобразивших землю, укрывших под снегом все серое и некрасивое.

Зима приносит красоту в пейзажи, хруст снежного покрова, радость зимних игр и катаний с горки на санях и в повозках с лошадьми. Неудивительно, но художником названа зима волшебницей, благодаря которой ощущается солнечный блеск на снегу.
Картина говорит об радостных днях зимы, передает увиденную художником красоту с высоких пригорков.

Перед нами расположилась деревня — в середине картины художником изображены деревенские домики. Вдали виден белый от снега лес, слева купол деревенской церквушки на пригорке. Этот пейзаж живой и динамичный из-за группы людей и лошадей, вписавшихся в него.

На первом плане застыл пруд, где дети играют и катаются на коньках, затеяв возню в сугробе. Наездники ездят верхом, проезжают рядом санки с лошадьми, а за ними идут дровни. Много людей вышли просто погулять. Вероятно, это выходной день — все одеты нарядно, женщины в ярких юбках. Бежит пара собак за своими хозяевами.

Картина напоминает о старых голландских зимних пейзажах, включающих группы людей в движениях, и при этом она переполнена колоритом и русским размахом. Видно, что хороша зимняя деревня — хочется произнести это, глядя на прекрасное полотно.
Прошло тридцать четыре года.

Много различных исторических событий кануло в лету, войны и революция. А пришедшая вновь зима такая же снежная и светлая.

Однажды художник снова вышел на тот же пригорок и посмотрел на деревню. Все, что было им увидено – рассказано с помощью кисти в «Русской зиме. Лигачево».

Для картины художником взято немного других ракурсов, но теме предан тот же смысл. Теперь это картина заслуженного мастера, где изображено другое время: после войны, тяжелое и голодное. На улице любуются зимой только дети.

На первом плане широкая и полностью засыпана снегом дорога по лесу, тоже белому от снега. Более темной изображена большая елка, она тоже занесена снегом, но все же показана темным пятном на пейзаже. Внимание зрителя притянуто выходящей из леса группой мальчиков — школьников.

Людмила Буркотенко-Буркот

Конспект подгруппового открытого занятия по развитию речи (подготовительная группа ) - "Волшебница зима " (К. Юон)

Программное содержание :

Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь; воспитывать культуру ведения диалога.

Материалы :

Две снежинки, репродукция картины К . Юона «Волшебница зима » .

Ход занятия

Просмотр видеофильма «Зима » под музыку П. И. Чайковского.

Логопед :

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокожа, светлолица

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? (О зиме.)

Почему зиму называют царицей?

На какой тройке прилетела зима ? Что за скакуны в этой тройке? (Зимние

Какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)

Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима , какая? (Снежная, холодная, студеная, морозная, и. т. д.)

Это вы описали зиму.

А как описывают зиму художники? (картина К . Юона «Волшебница зима » )

Изображение зимы, когда она еще только вступает в свои права. Обратите внимание, на улице много прохожих. Люди вышли на улицу, они рады зиме, так как морозы еще не очень сильные, резвятся дети, играют в снежки, катаются на коньках.

Логопед : Какие чувства вызывает у вас эта картина ?

Дети : Чувство света, покоя.

Дети : Чувство радости, что кончилась дождливая осень, наступили тихие светлые дни.

Логопед : Какие характерные особенности русской зимы передает художник?

Дети : Кругом много пушистого снега.

Дети : Замерзший пруд.

Дети : Дети катаются на коньках.

Логопед : И глядя на все это, кажется, что не только люди, но и природа рада зиме.

Обратите внимание, на картине изображен пасмурный день, все небо в облаках. Но везде ли они одинаковы?

Дети : Облака белые и есть желтоватые.

Логопед : Но если мы присмотримся, то увидим, что и снег не совсем белый, и иней на деревьях - все имеет множество оттенков, которые в большинстве свом желтовато-розоватые, а иней хотя и серебристо-голубой, но под лучами заходящего солнца приобретает розоватый оттенок. Вы наверно наблюдали такую зиму тоже. Деревья в инее бывают, когда накануне этого дня было тепло, а ночью ударил мороз. А день на картине морозный . Это видно сразу. Ведь дым из трубы поднимается вверх. Ребята, подумайте, где находился художник, когда наблюдал это в природе?

Дети : Художник был далеко.

Дети : Он нарисовал все это не очень крупно.

Логопед : Да, он находился на пригорке и немного вдалеке.

Скажите, а что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.)

Физкультминутка

Морозы детям не беда

Не страшны им холода,

Ходим в шубах и ушанках

И катаемся на санках.

А потом на лыжи встанем

И с горы кататься станем.

Снег пушистый все летает,

А метель все завывает.

Сколько снегу намело!

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем

И в снежки играть пойдем.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке (снежинка)

Ребята, посмотрите какие большие снежинки опустились мне на ладошку.

Дыхательные упражнения.

Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

(Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.)

Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали, -

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)

Дети сморят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза.)

Глазки отдыхают.

(Дети складывают снежинки и садятся на стулья.)

Кто хочет научиться делать волшебную снежинку ?

Пройдите пожалуйста на свои места. Итак, мы начинаем творить волшебство . Перед вами лист бумаги со схематичным изображением снежинки. Обводим клеем изображение снежинки, затем обсыпаем волшебным порошком . Как вы думаете, из чего состоит волшебный порошок ? (из манной крупы, окрашенной в голубой цвет)

Прежде чем приступить к работе, нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю

(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю

(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)

Но где же снежинки? В ладошке вода?

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)

Растаяли хрупкие льдинки – лучи…

Как видно ладошки мои горячи.

(потряхивания расслабленными ладонями) .

Обильно обсыпаем клей порошком. Но чтобы снежинка получилась настоящей, нужно немного времени дать ей подсохнуть, а мы с вами еще немного поговорим о времени года – зима .

Ребята, о каком времени года мы с вами говорили? (О зиме.)

Что вам больше всего понравилось?

Литература :

1. Журнал "Ребенок в детском саду" №3, 2006 г.

2. Интегрированные занятия . Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Л. Г. Селихова, Изд.: Айрис – пресс, 2007 г.

3. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников., Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр, Изд.: Сфера, Творческий Центр, 2008 г.

4. Развитие речи детей 5- 7 лет, О. С. Ушакова, Изд.: Сфера, 2010 г.

Описание картины Юона «Волшебница-зима»

Этого художника считают одним из самых талантливых.
Одной из знаменитых его картин является «Волшебница-зима», которую он нарисовал в 1912 году, будучи молодым, энергичным живописцем, ищущим свои, неповторимые способы выражения на холсте русской природы.
На этой картине мы видим забавы зимнего времени года.
Глядя на нее, мы словно оказываемся в белоснежной сказке, и эту сказку по моему мнению создает снег, который украшает землю и все мрачное своим белоснежным ковром.

На картине художник запечатлел окраину деревни.
Вся краса зимнего пейзажа освещена ярким солнцем, которое отливает в снежных сугробах драгоценными кристаллами.
Задний план картины занимают деревенские дома, а за нами виднеется густой, но заснеженный лес.
Все деревья художник нарядил в белоснежные одеяния, и даже изображенный купол храма, едва заметен из-под снега.
Передний план картины занимает пруд, вода которого замерзла от трескучих морозов.
На этом пруду местная детвора устроила каток.
С берега за детьми наблюдают взрослые и престарелые, и мне кажется, они вспоминают свою молодость и юность, как когда-то сами могли сутками напролет кататься на санях и перекидываться снежными комками.
У самого пруда мальчишки играют задорно в снежки, многие просто валяются в снегу.
Я увидел, что на картине изображена женщина, она спешит на каток на пруду со своим маленьким ребенком.

Эта картина пропитана радостью, и весельем.
Люди выглядят счастливыми, дети радостно забавляются и веселятся.
Сразу хочется окунуться в их атмосферу, оказаться рядом, нацепить коньки и пуститься вперед, или налепить снежки и играть с местной детворой, пока не стемнеет.
Мне понравилась эта картина еще и тем, что на ней изображено мое любимое время года.
Я очень люблю зиму, за ее белоснежный наряд.

Загрузка...