aracs.ru

Какими художественными средствами тургенев характеризует положение нищего. Урок литературы. И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе "Нищий". «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда

Тема занятия: « Все мы братья....» (Художественная идея стихотворения в прозе на примере произведения И.С. Тургенева «Нищий»)

Цель занятия : выявление художественной идеи стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий»

Задачи занятия:

Развивать умения анализировать текст, высказывать своё мнение, делать выводы на основе анализа текста;

Формировать умение составлять схему к тексту с целью более глубокого осмысления его;

Формировать умения извлекать информацию из текста и оценивать поступки героев;

Формировать коммуникативные навыки

Воспитывать общечеловеческие качества (внимание, любовь и уважение к людям)

Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают о цикле стихотворений в прозе И.С. Тургенева, смогут использовать для понимания текста приём «Составление кластера», усовершенствуют свои умения определять значение слов и их роль в тексте и находить ключевые слова в тексте с целью более глубокого его понимания,

Ход занятия

А.С. Пушкин писал: «Чтение- вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека- есть наука самая занимательная». Сегодня мы с вами «последуем за мыслями» замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

В последние годы Иван Сергеевич жил во Франции, в местечке Буживаль.Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Что такое стихотворение? (Стихотворение- небольшое лирическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. (Литературная энциклопедия)

Ребята, но перед нами стихотворения в прозе.

Дайте определение стихотворению в прозе.

( Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме).

В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

Итак, мы имеем дело с небольшими произведениями, изображающими внутренний мир лирического героя, но написанными прозой.

А назывались первоначально « Senilia » (в переводе с итальянского – «старческое»).

Какие ассоциации у вас возникают при произношении этого слова? (Старость-мудрость.)

Значит, перед нами - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозе, заключающее в себе жизненный опыт, мудрость.

Окончательный вариант цикла «Стихотворения в прозе « содержал 83 произведения.

В 1880 году автор написал следующее предисловие: «Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет- и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое: и которое- нибудь из них, может быть, заронит тебе что- нибудь в душу».

Мы выполним просьбу Ивана Сергеевича. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений, написанным в феврале 1878 года, «Нищий». Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное. (Приложение 1)

Предтекстовая стадия

Какие ассоциации возникают при произношении слова нищий ? (Бедность, несчастье, грязный, голодный, бездомный, одинокий...)

Учитель фиксирует на доске названные детьми слова.

Установим связи между словами.

Что у нас получилось? (Скопление слов, цепочка, гроздь...)

Такой способ изображения называется кластер. Кластер в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. Кластер- графический систематизатор, показывающий несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Составление кластера позволит вам погрузиться в произведение, а также наглядно представить связи между ключевыми словами текста.

Первый этап смыслового чтения называется антиципация (от лат. anticipatio - предвосхищаю). Мы предвосхитили, предугадали содержание текста, основываясь на его названии.

Прекрасно! А теперь проверим, насколько верны наши ожидания.

Текстовая стадия

Обратимся к тексту. Текст читает учитель. (Приложение1)

Совпало ли содержание стихотворения в прозе с нашими предположениями?

Что можно добавить в нашу схему после прочтения? (старик, больной…) (Добавляем другим- красным цветом)

Что происходит при встрече?

Что просит нищий? (Милостыню...)

Что такое подаяние, милостыня?

Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка ?

(Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия.)

Какое подаяние получил нищий от автора? (Рукопожатие)

История ритуала рукопожатия такова. В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не прячет оружия.

В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с тобой воевать.

В 19 веке рукопожатие стало знаком согласия при заключении коммерческих сделок.

А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.

А какое значение имеет «рукопожатие» в произведениии И. Тургенева?

Ребята, а каждый ли человек в наше время может пожать руку нищему? (Нет)

А почему?

- Приходилось ли вам встречаться с нищими?

- Каково отношение к ним в обществе?

( Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить.)

- А как относится к этим людям И.С.Тургенев? (Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».)

Дайте лексическое значение слова «брат»? Индивидуальная работа с «Толковым словарём»

    Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат, сводный брат.

    Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)

    Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.

    Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.

В каком значении употребил это слово Иван Сергеевич? (В 3 и 4)

Что означает это обращение? (Автор восстановил равенства двух людей, восстановил право нищего называться человеком)

Обратите внимание, сколько повторяется слово «брат»? Как вы думаете зачем?

Вторичное прочтение произведения .

Читаем текст самостоятельно, выделяем ключевые слова.

Какие ключевые слова вы выделили?

Ребята называют ключевые слова (нищий, дряхлый старик, воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, нечистые раны, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука, стонал, мычал о помощи. Это тоже подаяние, брат.)

Анализ текста

Следующий этап – извлечение необходимой информации.

Теперь, используя ключевые слова, мы составим план текста:

    Встреча на улице.

    Несчастное существо.

    Рукопожатие.

    Братья.

Организация работы в группах.

Задача для группы №1.

Сожмите текст до 5-6 предложений, сохранив сюжет. Запишите в виде открытки, которую И.С. Тургенев мог бы послать В.Г. Белинскому после встречи с нищим в г. Богучар, где он был проездом. Выберите того, кто представит результаты работы вашей группы.

Выявление и формулирование основной идеи текста (группа № 2).

Представьте, что И.С. Тургеневу нужно отправить не открытку, а телеграмму. А в ней должно быть не более трёх предложений. Для этого вам придётся извлечь самую важную информацию из текста – его основную мысль.

Итак, заполняем бланки телеграмм. Выберите того, кто представит результаты вашей работы (2-3 человека)

Задание для группы №3

Какую мудрость мы извлекли из этого произведения? Написать в виде СМС сообщения.

Выступление группы №1.

Я проходил по улице. Встретил нищего. Он был бледен и болен. У него не было денег. Я пожал ему руку. Он назвал меня братом.

Выступление группы №2.

Я встретил человека. Часто у таких людей, как нищий, доброе сердце. Все мы друг другу братья.

Выступление группы № 3.

Подаяние может быть не только деньгами, но и поддержкой.

Слово учителя

Взаимопонимание – это главное, все люди – братья, мы все равны перед Богом.

Посмотрите, какие мысли и чувства родились у вас в результате смыслового прочтения произведения И.С. Тургенева. Это прекрасно.

Давайте создадим своё произведение. Будем использовать технологию составления синквейна .

    Тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.

    Фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    Одно слово- синоним, характеризующее суть предмета или объекта.

Нищий

Больной, просящий.

Просит, усмехается, пожимает.

Нищий готов к рукопожатию.

Брат.

Нищий

Голодный, несчастный

Стонет, мычит, ждёт

Нищий тоже человек

Брат

Рефлексия

В заключение хочется привести слова А.П.Чехова : «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Таким человеком сегодня для нас был великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

Запомните слова Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Приложение 1

НИЩИЙ

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал.., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат, – прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Произведение Тургенева «Нищий» входит в цикл его стихотворений в прозе. Это короткие очерки, напоминающие, по своей сути, притчи.

В стихотворении «Нищий» автор рассказывает о своей встрече с бедным стариком. Описывая его вид, Тургенев точно характеризует его состояние: обглодан беднотой. Нищий протягивает грязную и опухшую руку герою в ожидании подаяния. Он, как говорит автор, стонал и мычал о помощи. Рука старика дрожала.

Образ его вызывает жалость и сострадание. Однако, далеко не у всех. Ведь многие люди, встречаясь с нищими, с презрением отворачиваются от них. И многие не только откажут в помощи, но и не станут говорить с ними.

Тургеневский же герой, напротив, останавливается перед ним. Но, обнаружив, что подать нищему нечего, так как карманы его, как назло, оказываются пусты, он подает нищему руку. Этот его жест показывает равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.

Это и является главной идеей стихотворения. Равенство подчеркивает автор и жестом рукопожатия между ним и стариком и тем, что у обоих из них в этот момент было пусто в карманах. Эта, казалось бы случайность, имеет в произведении определенный смысл. Именно на этот момент оба мужчины были равны.

Сам герой смущен тем, что он не может оказать никакой помощи стоявшему перед ним старику. Он называет нищего братом. Тот отвечает ему тем же, называя это тоже подаянием. Он воспринимает сложившуюся ситуацию как должное. В его словах не таится скрытого разочарования. И, не удивительно. Ведь, наверняка, нередко приходилось слышать ему отказы в помощи. Но и жесту героя он тоже не удивлен.

Это говорит о том, что старик хоть и беден, и обделен, но он человек. Человек такой же, как и все: со своими чувствами, мыслями и со своей жизнью. Это еще раз подчеркивает равенство между людьми на духовном уровне, без учета условий того, как они живут: в богатстве, или в бедности. И, на месте этого нищего может оказаться практически каждый.

В последних строках Тургенев, размышляя об этой встрече, высказывает мысль, что и он получил подаяние. Оно заключается в том, что нищий принял и его ответ, и его жест, уравнивающий двух разных людей. Он не смог оказать помощи нуждающемуся, но показал ему свое отношение к нему, отношение человеческое. И нищий принял это его «подаяние».

2 вариант

Стихотворение в прозе – это литературная форма, прозаический смысл раскрытия речи сочетается с краткостью, без поддержания ритмической связи как в поэзии. Данный вид произведений достаточно сложный для написания, но И. С. Тургенев овладел им в совершенстве и написал целый сборник таких стихов.

Стихотворение «Нищий» Ивана Сергеевича Тургенева входит в сборник стихотворений в прозе написанном в 1877 – 1882 годах. Данный вид произведений считается финальным аккордом в творческой деятельности писателя. В данном сборнике вновь раскрываются старые темы, переосмысленные автором на склоне лет. Опытному читателю может показаться, что данные стихотворения являются небольшими версиями его предыдущих произведений, хотя сам автор говорил о том, что это лишь зарисовки на будущее. Цикл был выполнен незадолго до смерти писателя, именно поэтому в нём раскрываются такие темы как смерть, одиночество, скоротечность жизни.

В стихотворении «Нищий» рассказывается о внезапной встрече со стариком, который был беден. Описание нищего старика очень точное: обглодан беднотой, с опухшими воспалёнными глазами, красные грязные опухшие руки. Писатель специально акцентирует взор читателя на портрете бедного, его небрежном, грязном одеянии и плохом виде, чтобы сделать его максимально приближенным к реальности. К сожалению, большинство могут встретить таких несчастных людей на улице. Немногие решатся с ними заговорить, а тем более пожать руку, как это сделал писатель.

Нищий безмолвно просил о помощи протянутой рукой. Автор пошарив по карманам ничего не нашел и ему стало стыдно, обидно что он не может помочь этому человеку и просто пожимает руку. На что бедный поднимает на него свои глаза и в ответ также крепко жмет руку писателю.

Данное действие говорит о том, что все люди равны независимо от материального, духовного или иного богатства. Автор подталкивает к выводу, что человек может быть нищим как материально, так и духовно. Главный герой является нищим материально, но не духовно, так как оценивает жест писателя и благодарит за такое подаяние, что автор не пренебрёг им и не побрезговал пожать ему руку.

Также, автор очень интересно называет в начале стихотворения старика «нищим существом», а затем, не найдя ничего в карманах, называет его «брат». По моему мнению, это сделано для того, чтобы читатели поняли, что не стоит брезговать и задирать нос, ведь в любой момент они тоже могут оказаться нищими, как и этот бедный старичок.

Анализ стихотворения Нищий по плану

Лирические миниатюры Ивана Сергеевича Тургенева из цикла «Стихотворения в прозе» были созданы незадолго до смерти писателя. Всего их 85. Часть произведений была опубликована еще при жизни автора, а некоторые гораздо позже – в 1929 году.

В своих маленьких историях Тургенев поднимает общечеловеческие темы. Это своеобразные притчи, которые по силе изображения, многогранности и философской глубине сложно сопоставить с другими творениями. Написаны они простым, но емким и образным языком в форме воспоминаний, снов, видений, житейских историй.

Одна из жемчужин сборника – миниатюра «Нищий» . Во время прогулки рассказчик встречает старика и хочет подать ему милостыню. Но карманы, как назло, оказались пустыми. Внешность нищего, его бедственное положение Тургенев изображает предельно эмоционально, стараясь всеми средствами вызвать жалость к этому человеку. Руки у старика «грязные, опухшие, красные» , глаза – «слезящиеся, воспаленные» , а губы – «синие» . Перед читателем предстает «несчастное существо» в грубых лохмотьях.

Автор не говорит о погоде, но по состоянию нищего ясно, что он замерз. Дрожание протянутой руки старика, его стоны и мычание создают яркий образ , который никого не может оставить равнодушным. Для завершения картины Тургенев нашел предельно точное выражение: «безобразно обглодала его бедность» .

Старого человека писатель выбрал намеренно. Для усиления эффекта оба героя должны быть хоть в чем-то равны. Они не могут иметь одинаковое социальное и материальное положение, поэтому их объединяют возраст и пустые карманы. И пусть для рассказчика так вышло случайно, но в данный момент героев уравнивает и это обстоятельство.

О чувствах рассказчика Тургенев сообщает скупо. Тот потерян и смущен, но неожиданно крепко пожимает руку нищего и называет его братом. Этим жестом он признает их родство в духовном смысле. Нищий пожимает руку героя в ответ и также называет братом.

В миниатюрах Тургенева главную смысловую нагрузку несут последние фразы, которые раскрывают замысел писателя. Часто заключительный акцент показывает нам сюжет с неожиданной стороны. Благородный жест рассказчика нищий старик принимает не с изумлением, не с затаенным разочарованием, а с пониманием и мягкой иронией. Он тоже, можно сказать, подает милостыню герою, соглашаясь понять и простить его как равного.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Харитонова Ольга Николаевна, учитель МБОУ гимназия им. И.А. Бунинагорода Воронежа

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!

Стихотворенияв прозе И. С.Тургенева «Нищий», «Милостыня», «Два богача».

6 класс

углубленного изучения), для чтения и изучения предлагаются стихотворенияв прозе «Близнецы»,

«Русский язык», «Два богача». Мы сочли возможным и целесообразным привлечь

дополнительные тексты, тематически связанные с последним, - «Нищий»,«Милостыня».

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели урока:

1) уяснить гуманистический смысл и идейно- нравственное содержаниестихотворений в прозе

«Нищий»,«Два богача», «Милостыня»;

2) выявить специфику жанра стихотворения в прозе.

Задачи:

2) совершенствовать навык выразительного чтения ;

3) формировать навык литературоведческого анализа текста;

4) развивать творческие способности учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать, понимать:

- историю создания стихотворений в прозе И.С. Тургенева;

Идейно -нравственное содержание стихотворений в прозе «Нищий», «Два богача»,«Милостыня»,

их поучительный смысл;

- значение понятий по теории литературы: стихотворение в прозе, притча.

Обучающиеся должны уметь:

- воспроизводить содержание отдельных эпизодов и всего произведения в целом;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения поистории и

теории литературы и необходимые литературоведческие термины;

- соотносить изучаемое произведение с фактами общественной жизни и культуры;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

(монологическое высказывание по исследуемой проблеме, а также в ходе дискуссии, беседы).

Компетенции, на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке: читательская,

ценностно- мировоззренческая, культурологическая, речевая, коммуникативная.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая,

индивидуальная.

Формы организации деятельности учителя на занятии: организаторская.

Прогнозируемые результаты:

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- развитие рефлексивных навыков;

- совершенствование речевой культуры обучающихся;

- развитие личностного потенциала и творческих способностей обучающихся;

- повышение коммуникативной культуры обучающихся.

Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную

информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи

Техническое обеспечение занятия: тексты стихотворенийв прозе «Милостыня», «Нищий» «Два

богача» (распечатка текста у каждого учащегося), словарь литературоведческих терминов,

презентация в программе PowerPoint , компьютер, проектор, экран, аудиозапись городского

романса «Нищая» в исполнении А. Малинина.

Урок открывает заранее подготовленное сообщение одного из учащихся , посвященное

истории создания тургеневского цикла стихотворений в прозе.Приведем примерный текст

сообщения.

Стихотворения в прозе создавались Тургеневым в 1877 – 1882 годах. Первоначально писатель

рассматривал стихотворения в прозе как эскизы будущих произведений. Некоторые из новых

писателя напечатать их. Цикл, состоящий из 51 стихотворения, появился в декабрьском номере

журнала «Вестник Европы» за 1882 год.

Круг тем, затронутых в «Стихотворениях в прозе», обширен: тема смерти, тема войны,

тема подвига и героизма, тема настоящего и будущего русского народа. Значительное место в

стихотворениях в прозе занимает изображение людских слабостей и пороков. Во многих

произведениях цикла звучит тема всепобеждающей силы любви, самопожертвования во имя

ближнего, превосходства жизни над смертью.

парах. Дети получают листы, где представлена информация из словарей и справочников. Задача

школьников –отобрать главную информацию, составить и записать в тетрадь краткое

определение жанра стихотворения в прозе.Группе из 2- 3 человек учитель поручает найти

информацию о данном жанре в сети Интернет.

Материал для работы в парах :

Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. (М.: Просвещение, 1988):

«Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера,

графически представленное как проза.В стихотворении в прозе ощутимо повторение

ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже –рифмы и т. п.,

то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи», -

указывается в одном из справочников по литературе.

Словарь литературоведческих терминов (составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев):

«Стихотворение в прозе - небольшое прозаическое произведение лирического характера. В

стихотворении в прозе, как правило, преобладает не повествовательный, асубъективно-

оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и,

стихотворение в прозе отличается тем, что звуковая организация его не выдерживаетсякак

система, хотя и приобретает определенное художественное значение, текст графически

представлен как проза».

Литературный энциклопедический словарь (П од ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева):

«Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими

признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность,

обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления

или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма. Поэтому не следует

путать Стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по

метрическому признаку, - с ритмической прозой и свободным стихом. Форма Стихотворения в

прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию

религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов;

первым образцом Стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы"

(изд. 1842); термин "Ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел

у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878- 1882. Широкого распространения жанр не получил»

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E8%F5%EE%F2%E2%EE%F0%E5%ED%E8%E5_%E2_%EF

http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/stihotvorenie-v-proze/?q=458&n=216

http://enc-dic.com/lit/Stihotvorenie-v-proze-499/

http://slovar.lib.ru/dictionary/stihotvorenijevproze.htm

Через 3 минуты осуществляется проверка выполнения задания. Дети читают записанные

определения, сравнивают, устно дают оценку работе друг друга.

Продолжает занятие выразительное чтениест ихотворенияв прозе «Нищий» (тексты

присутствуют на каждом столе)и анализхудожественного текста. Основная форма работы –

коллективная: беседа.

Учитель. В стихотворении в прозе присутствует событийный ряд либо просто упоминаетсяо

событии, которое послужило поводом к написанию произведения. Лирический ряд –обращение к

сфере человеческих чувств - в стихотворении в прозе, как и влирике вообще, на первом плане;в

вызванные этими событиями, впечатления от увиденного или услышанного. Событийный ряд

обычно невелик.

Беседа начинается с вопроса:

- Какое событие лежит в основе сюжета произведения?

Главное событие, описанное в произведении, - встреча лирического героя с нищим стариком.

Встреча как встреча. В то время нищие на улицах Москвы и Петербурга –явление обыденное. Да

и в наши дни можно повстречать людей, просящих подаяние. Но этот человек особенный.

Задание классу:

- Прочитайте описание внешности старика. Какой вывод делает лирический герой, созерцая

нищего?

Старик назван «дряхлым». У него «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы»

(вероятно, от долгого пребывания на холоде), «нечистые раны» (следствие болезни и, так сказать,

«неухоженности», отсутствия должного присмотра за пожилым человеком), облачен он в

«шершавые лохмотья». Рука, которую он протянул, прося подаяния, «красная, опухшая, грязная».

существо!» Но дело тут, понятно, не столько в бедности, сколько в другом: человек оказался

никому не нужным, ему некому протянуть руку помощи. А «он стонал, он мычал о помощи».

- С какой целью в произведении использованы глаголы «стонал», «мычал»? Почему автор не

привел слова нищего, ведь наверняка он произносил конкретные фразы, стараясь привлечь

внимание проходившего мимо дворянина? Заметим, что, прощаясь с лирическим героем, старик

изъясняется вполне разумно и членораздельно.

отражают впечатление, произведенное на лирического героя обращением нищего. Речь

измученного старика сливается в сознании лирического героя в один непрерывный стон. Герой не

воспринимает данное обращение в его словесном выражении, да конкретные слова и не важны в

создавшейся ситуации. Взгляд, протянутая рука, весь облик человека, доведенного до отчаяния,

говорят красноречивее любых фраз. Нищий старик весь воплощенная мольба о помощи. И

лирический герой не мог пройти мимо, не мог не откликнуться на эту мольбу: «Я стал шарить во

всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». «А нищий

ждал… и протянутая рука колыхалась и вздрагивала».

Вопрос учащимся:

- Каковы дальнейшие действия и переживания лирического героя?

Герой смущен и растерян, он испытывает глубокое неподдельное страдание от того, что ему

нечего дать старику. Душевное волнение выдают «похолодевшие пальцы» рук. Однако герой

сумел в буквальном смысле слова протянуть руку реальной помощи ближнему: «Потерянный,

повинуясь искреннему, сердечному порыву. Аристократ не побрезговал коснуться «грязной,

опухшей» ладони бездомного нищего, нуждающегося в поддержке. Значимость своего поступка

он осознал позднее. Словесник обращает внимание учеников на изменение эпитетов,

просящего подаяние видится лирическому герою «грязной, опухшей»; позднее она названа

«трепетной». Выбор эпитетовфиксирует изменение душевных движений лирического героя.

- Какой была реакция нищего? Почему он сказал: «Это тоже подаяние…»?

Старик изумлен, во- первых, обращением «брат» к своей скромной персоне со стороны

«барина». От изъявлений сочувствия он, вероятно, давно отвык. Хорошо, если прохожие дадут

грошик, не прогонят прочь, не обругают. А сколько людей просто равнодушно проходит мимо!

Поэтому старик потрясен отношением к себе как равному. И лирический герой получил ответное

рукопожатие и ответное «брат».

- Прочитаем авторское резюме в конце стихотворения: «Я понял, что и я получил подаяние от

моего брата». В чем же состояло это подаяние, полученное аристократом от нищего?

Зачастую прохожие (даже те, что не «жадничают») не испытывают подлинного сострадания к

тем, кому подают милостыню. Нравственное «зрение» обывателей не позволяет воспринимать

уличных оборванцев как своих собратьев. Они для них не токмо не ближние, которых, согласно

заповеди Иисуса Христа, надо возлюбить, как самих себя, а, напротив, совершенно чужие,

дальние, невольно ставшие помехой, тревожащие их благополучие.Лирическая новелла

Тургенева запечатлела жизненный «эпизод» чрезвычайной важности –сближение, «братание»

людей, разница в социальном положении которых огромна, если не сказать - непреодолима.

Однако эту пропасть удалось «сократить», ибо лирический герой проявиллюбовь к ближнему в ее

единственно верном понимании. И то, что бедняк оценил и принял знак уважения, тоже

подаяние. Лирический герой получил урок подлинного человеколюбия, - и, надо сказать, без

Урок продолжает работа в группах. Учитель предлагает детям объединиться в 4 группы для

выполнения заданий.

Группа обучающихся № 1 работает со стихотворением в прозе «Милостыня».

Задание группе обучающихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения в прозе «Милостыня».

2. Дайте ответы на вопросы:

- Кто герой лирической новеллы? Приведите ключевые слова и выражения, с помощью которых

описан внешний облик персонажа.

- Как герой оказался в бедственном положении? В чем причина его страданий?

- Каково душевное состояние старика? Почему он не решается просить милостыню?

- Как выглядит обратившийся к герою незнакомец? Как вы думаете, кто это?

- Какой совет был дан старику божественным посланником? Какой довод приводит незнакомец ?

Почему старик «встрепенулся» после слов незнакомца?

- Когда герой произведения протянул руку для подаяния, как отреагировал первый прохожий? А

второй? Стыдится ли теперь старик того, что просит милостыню? Почему?

Информация для учителя

В «Милостыне» нет лирического героя , поэтому отсутствует и субъективно- оценочное

восприятие изображенной ситуации. Данное произведение скорее носит характер притчи. Однако

«Милостыню» к жанру стихотворений в прозе.

Герой «Милостыни» во многом подобен персонажу стихотворения «Нищий». Это «старый,

больной человек», бредущий вдоль большой дороги. «Он шатался на ходу» от усталости. Его

«исхудалые ноги» «ступали тяжко и слабо», «одежда на нем висела лохмотьями». Одним словом,

«он изнемогал» под гнетом душевных и физических страданий.

«…Он был некогда здоров и богат… здоровье истратил, а богатство роздал другим… И вот

теперь у него нет куска хлеба –и все покинули его, друзья еще раньше врагов…»Геройне привык

унижаться, поэтому испытывает горечь и стыд при мысли о подаянии.

«Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный,

но не злой», - таким предстал перед героем незнакомец.Судя по внешнему облику, по внезапному

появлению и такому же исчезновению, а также учитывая то, что незнакомец называет старика по

Выяснив, что старик, несмотря на неблагодарность окружающих, не жалеет о розданном

богатстве и совершенных благодеяниях, незнакомец убеждает героя в том, что не следует

стыдиться просить милостыню. Просить милостыню – значит предоставить другим людям

реальную возможность творить добро.

После этого персонаж произведения Тургенева больше не стыдится того, что ему приходится

стоять «с протянутой рукой». Он с надеждой заглядывает в глаза проходящих мимо. Первый

прохожий отвернулся с суровым лицом. Что ж, всякие бывают люди. Бывают и такие, которые не

понимают, что это проверка их душевной щедрости – или скупости и скудости. А ведь на самом

деле подаяние – процесс взаимообмена добром. И неизвестно, кто получает больше: тот, кому

подают милостыню, или тот, кто ее подает. И воистину нищи духом все проходящие мимо, не

внимающие мольбам о помощи.

Группа обучающихся № 2 работает со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Нищий» » (1 - ая и 2-

ая строфа) .

Задание группе обучающ ихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение фрагмен та стих отворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» » (1 -

ая и 2- ая строфа):

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто- то камень положил

В его протянутую руку.

2. Дайте ответы на вопросы:

- Каков внешний облик лермонтовского нищего? Сравните его с портретом героя произвед ения

Тургенева «Нищий».

- В чем различие сюжетных ситуаций в произведения х Тургенева и Лермонтова?

- Сравните значение слова «живой » в 1 и 2 строфе?

- Какова роль мотива камня в стихотворении Лермонтова?

Информация для учителя:

Сходство лермонтовского нищего с т ургеневским стариком п очти буквальное: «бедняк

иссохший, чуть живой», «взор являл живу ю м уку» .

Образ нищего - антитеза прихожанам: он беден отс у тствием матери альных благ, в то время как

окружающие продемонстри ровали абсолютную д у ховн ую нищету. У него « иссох шая» те лесная

оболочка - он и же непоправимо очерствели вн утренне. Даже взгляд, являвший «живую м уку» , не

смог разбередить людских сердец: нищий так и н е дождался живой реакции непосредственной

чуткости, реальной отзывчивости. Хуже тог о: «… к то - то камень положил // В его протян у т у ю

входит мотив окамене ния, омертвения души, явно из числа тех, кого в н ароде именуют

«нехристями». Иис ус Христос, к ак мы п омним, движимый человеколюбием, п ревратил ка мни в

хлебы. А людское безду шие, к ак ни прискорбно, способно порой произвести обратное.

Группа обучающихся № 3 работает со стихотворением в прозе «Два богача» .

Задание группе обучающ ихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение по ролям стихотворения в прозе «Два богача ».

2. Дайте ответы на вопросы (см. учебник, с. :

Информация для учителя

Главный герой сти хотворения деревенский му жик, принявший племянницу- сирот у в свой

разоренный домишко. Ему теперь б у квальн о «не н а что… соли добыть, п охлебку п осолить » , так

как н а «Катьку последние гроши » п ошли. Но в крестьянском семействе никто не ропщет и все с

радостью едят « и не солен у ю » похлебк у , потому что знают: главное в жи зни не оставить в беде

ближнего, протянуть р у к у помощи нуждающемуся в поддержке и сострадании. Тургенев

выделяющему «целые тысячи н а воспитание детей, на лечение больных, н а призрение старых» . Не

умаляя заслуг последн его, х удожник со всей ответственностью заявляет: «Да леко Ротшильд у до

во имя ближнего.

Группа обучающ ихся 4 осуществляет п одборку пословиц русского народа и афоризмов,

Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий»

Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны. … О, как безобразно обглодала бедность это несчастное сущест во!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собой.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

« Не взыщи, брат; нет у меня ничего брат».

Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль, 1878

Функционально-стилевая принадлежность текста. Анализ семантического пространства текста.

1. Концептуальное пространство:

а) предтекстовые пресуппозиции (знания о личности автора, времени создания произведения, его связях с другими текстами, обстановке, в которой создавалось произведение).

Данное произведение представляет собой разновидность художественного текста – стихотворение в прозе. « Стихотворения в прозе» создавались в 1877-1882гг., в последние годы жизни Тургенева. С этим связан и набор ключевых тем стихотворения: одиночество, смерть, скоротечность жизни, неизбежность увядания, старость. “Стихотворения в прозе” состоят из двух разделов “Старческие” и “Новые стихотворения в прозе”. Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в журнале “Вестник Европы” № 12 за 1882 год. “Новые стихотворения в прозе” при жизни Тургенева не печатались.

В стихотворении «Нищий» повествование ведётся от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу.

б) анализ семантики заглавия до и после прочтения текста:

Семантика слова «нищий» - это (по Ожегову):

1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опустошенный человек (Нищий духом)1

Имеется и другое толкование: Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край)2

После прочтения становится ясно, что имелось в виду первое значение слова «нищий» - крайне бедный, живущий подаянием. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий – это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.

в) выявление ключевых слов

Так как темой стихотворения является воспевание гуманного отношения к человеку, то ключевыми словами будут: «рукопожатье», «подаяние», «брат», «трепетные руки».

Определение значения слова «Рукопожатье» с точки зрения истории культуры: 1) рыцарский обряд, который имел следующее значение: « Я без оружия, я не буду с тобой воевать, я желаю тебе добра». 2) XIX век: «Я не таю обиду на душе. Я ничего не зажал в руке, у меня нет яда». 3) XXI век: «Мы равны, мы братья более родные, чем братья по крови».

восстановил право нищего называться человеком.

Но в системе деталей портрета нищего есть деталь, которая не соответствует образу - определение «трепетные руки». Мы трепещем, испытываем трепет, когда испытываем волнение, переживаем, т. е. чувствуем.

Получается, по отношению друг к другу оба героя совершают подаяние.

Нищий, вероятно, впервые за много лет ощутил себя человеком, от которого не отвернулись: автор увидел в нём человека, равного себе, подал руку, тем самым подчеркнул, что сочувствует ему, сопереживает. И автор «получил подаяние от… брата». Нищий видит, что в своей сытой, благополучной жизни прохожий не утратил способности быть человеком. И это самое важное.

г) характеристика экспрессивных и образных средств.

Выделим глаголы «стонал», «мычал», «вздрагивал», которые дополняют тягостную картину. И здесь наблюдается нисходящая градация: «стонал» - «мычал» - «вздрагивал» - «прошамкал».

Далее рассказчик, не найдя ничего у себя в карманах, просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Используя отрицательную частицу ни и нисходящую градацию, автор показывает, насколько пусто у лирического героя в карманах: «ни кошелька», «ни часов», «ни даже платка « - «ничего».

Здесь же мы можем наблюдать состояние лирического героя через использованные в тексте эпитеты: «потерянный», «смущенный», «мои похолодевшие пальцы».

Состояние лирического героя передано ещё и с помощью многоточий, встречающихся в тексте 7 раз. Видно, что автора переполняют чувства, он не может высказать того, что творилось в его душе, он потрясён увиденным: «шершавые лохмотья», «нечистые раны», «трепетная рука», «посинелые губы», «воспалённые, слезливые глаза» и т.д. С помощью многоточий Тургенев передаёт взволнованность и растерянность лирического героя.

Восклицательное предложение в стихотворении встречается всего один раз. С его помощью обычно передаётся восхищение и восторг, а здесь автору нечем восхищаться, и единственное восклицательное предложение (метонимическая конструкция) употребляется для усиления возмущения: «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!».

У И.С.Тургенева используется эпитет «несчастное существо» («О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо»), а также «шершавые» лохмотья (От грязи одежда стала шершавой). От этого образ нищего более жалкий и отталкивающий. Метафора «обглодала бедность это несчастное существо (т.е. человек крайне беден, в нем, казалось бы, уничтожено все человеческое) подчеркивает состояние нищего.

д) выявление словесных рядов, соответствующих основным проблемам и главным оппозициям текста.

Так как в стихотворении «Нищий» речь идёт о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню, то он и стоит в центре описания. Автор даёт этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза», «шершавые лохмотья», «посинелые губы» и т.д.

Получается такой образный ряд:

Воспаленные, слезливые глаза


Посинелые, синие губы

Нечистые раны

Шершавые лохмотья

Дряхлый старик

Несчастное существо

Красная, опухшая, грязная, трепетная рука

Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и задумавшись, лирический герой говорит, что это его «брат». Слово «нищий» употребляется в стихотворении 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), а слово брат используется 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим). И причём слово «нищий» в основном употребляется в первой части стихотворения, а брат - во второй. А это значит, что остановившийся возле нищего (а это был наверняка богатый человек, об этом мы можем судить по тому, что он искал в карманах кошелёк, часы, платок), понял, что этот старик такой же, как и многие другие люди, только попавший в трудную жизненную ситуацию.

И в самом конце стихотворения герой говорит не просто «брат», а «получил подаяние от моего брата». Местоимение «моего» подчёркивает изменившееся отношение героя к нищему. В стихотворении использована в основном нейтральная лексика, встречается также устаревшая, книжная, возвышенная или торжественная и разговорная (общение на равных.)

Таблица №1

Лексическое значение

Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто - нибудь близкий.

1) Очень бедный, неимущий.

2) Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

Устаревшая и книжная.

Обглодала.

Обгрызла.

Разговорная

Искать ощупью или перебирая, перекладывая что-нибудь.

Разговорная.

Говорить невнятно, пришёптывать.

Разговорная

Подаяние.

То же, что милостыня.

Устаревшая

Говорить невнятно, издавать тягучие, нечленораздельные звуки.

Разговорная.

Издавать стоны.

Устаревшая.

Одряхлевший от старости, утративший силу и крепость

Нейтральная

Лохмотья

Клочья, лоскутья, тряпьё

Нейтральная

Трепетная

Дрожащий, колеблющийся

Устаревшая

Потерянный

Расстроенный, растерянный

Разговорная

Смущенный

Полный смущения, выражающий смущение

Нейтральная

Просьба быть снисходительным, не осуждать, не обижаться

Устаревшая

Начать смотреть пристально, не сводя глаз

Разговорная

Сдавить, сжать

Нейтральная


Использование разной лексики указывает на то, что лирический герой близок по духу нищему.

Обратим внимание на то, как «работают» в стихотворении части речи.

Таблица 2.

Существительные

Прилагательные

Глаголы и его формы

Местоимения

лохмотья

бедность

существо

карманах

кошелька

подаяния

подаяния

слезливые

посинелые

шершавые

нечистые

несчастное

трепетную

Проходил

остановил

обглодала

протягивал

колыхалась

вздрагивала

усмехнулись

прошамкал

потерянный

смущённый

воспалённые

похолодевшие


В этой миниатюре больше всего существительных, это говорит о статичности стихотворения. Автору важно запечатлеть жизненную картину.

Употребление большого количества личных местоимений придаёт этому произведению оттенок искренности, взволнованности, лирический герой потрясён увиденным.

Глаголы и причастия, использованные в данном стихотворении, передают не быстрые, динамичные действия, а такие, которые могут происходить на одном месте: «протягивал руку», «стал шарить в карманах», «нищий ждал», «уставил глаза», «стиснул пальцы» и т.д. Слова этой части речи служат здесь в основном средством характеристики героев: «он стонал, он мычал о помощи», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «потерянный, смущённый», «прошамкал» и др.

Прилагательные, которых в стихотворении не очень много (12), выразительно характеризуют нищего: «дряхлый старик», «грязную руку», «синие губы», «слезливые глаза» и т.д.

е) анализ интертекстуальных связей.

Важная сторона русской литературы – поиск смысла жизни, особое предназначение человека. И.С. Тургенев в стихотворении продолжает тему библейской притчи: «Просите и получите, ищите и найдете, стучите и вам откроют. Каждый, кто просит, получает, кто ищет, находит, и кто стучит – тому откроют. Кто из вас даст сыну своему камень, когда тот просит хлеба? И кто даст сыну своему змею, когда тот просит рыбы? Если вы, какими бы злыми вы ни были, умеете давать доброе вашим детям, то настолько же больше Отец Небесный даст тем, кто у Него просит! Поэтому поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» (Евангелие Матфея).

2. Денотативное пространство:

а) анализ событийной структуры текста (основные и сопутствующие ситуации).

Событийная структура стихотворения включает в себя несколько микроситуаций:

1. Портрет нищего старика.

2. Крик о помощи.

3. Растерянность лирического героя

4. Подаяние от брата

Описание каждой такой микроситуации занимает в стихотворении примерно 2-3 предложения и может быть разбито на еще более мелкие ситуации. Однако все они объединены одной событийной макроструктурой – каким должно быть отношение к человеку. Эта главная тема стихотворения задается еще в первых строках: «Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик»). Далее тема переходит в другие микроситуации.

б) особенности художественного пространства.

Художественное пространство данного текста не ограничено и практически не определено. Хотя присутствует лексика, с пространственным значением, называющая конкретные реалии, указывающая на положение в пространстве: «Я проходил по улице». В художественный мир проникает пространство реального вещественного мира с его границами и рамками. Художественное пространство, казалось бы, сужается до пределов небольшого конкретного пространства. Мы видим улицу, по которой движется лирический герой. Однако все эти реалии не столько конкретные места, сознание человека может охватить огромное, не имеющее предела пространство. Это может быть любой город, даже любая страна. Именно поэтому можно говорить, что художественное пространство данного текста не ограничено. Неизвестно, куда шел лирический герой, что там, впереди.

Загрузка...