aracs.ru

Как правильно провести Родительский день? Традиции и тонкости. Что нужно сделать в родительский день

Об этом и о многом другом рассказывает катехизатор Воскресенского собора г. Семей Виталий Александрович Явкин.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай распивать в этот день спиртные напитки. Но даже те, кто так не делает, часто не знают, как именно можно и нужно правильно поминать усопших. И уж тем более совсем не многие знают, почему родительский день называется Радоницей и справляется именно на 9-й день после Пасхи.

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Это древнехристианский праздник, о котором Иоанн Златоуст упоминает еще в начале четвертого века.

На Радоницу было принято, и это продолжается по сегодняшний день, семьями ходить на кладбища, на могилы своих близких и родных, оплакивать их, переживая еще раз их потерю, вспоминать их, перечисляя их добрые дела, которые усопшие совершили во время своей земной жизни, вспоминать хорошие отличительные черты их характера, как бы разговаривая с усопшими, веря, что они в этот день слышат нас. Этимологически слово "Радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели.

Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Что касается именно 9-го дня после Пасхи, то это просто вопрос Церковного Устава. Обычно, после пасхальных праздников на первый же будничный день, во время которого мы можем служить панихиду, выпадает Радоница. Всю Светлую Седмицу (неделю) мы радуемся Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы должны вспомнить о наших дорогих усопших. Прежде всего — прийти в Церковь, заказать панихиды, помолиться о спасении их душ, а уж затем — идти украшать могилы близких людей.

Можно ли часто оплакивать усопших и часто посещать их могилы? Или лучше верить в то, что они уже в Царствии Божьем, а значит, им лучше, чем нам, и не стоит беспокоить их и терзать себя?

И снова отвечу, что нам нужно не убиваться и плакать, а молиться за наших покойников. Поминать их можно как в храме, так и добрыми делами в память о них. Но имейте в виду, мы не знаем, где оказался после смерти дорогой нам человек: в Царствии Божьем или в аду. Для этого мы и вершим добрые дела, чтобы Господь взял его к себе.

Что касается слез, то есть такой грех под названием «самоядение», когда человек скорбит больше, чем нужно, думает, как много недодал покойному, как много мог бы сделать для него, но не успел или не посчитал нужным. Ценить человека, уважать и беречь нужно при его жизни, чтобы после смерти не пришлось просить прощения на его могиле. После смерти наверстать упущенное уже невозможно.

Что лучше и правильнее в родительский день: поставить в храме свечу за упокой усопших, вспомнить их в душе добрыми словами, или собрать дома родню и друзей и помянуть ушедших в мир иной обедом со спиртным? И вообще, как Православная Церковь относится к наличию спиртных напитков на столе, как на родительский день, так и в день самих похорон?

Спиртные напитки на поминальных обедах Церковью категорически запрещены. Поминая усопших близких спиртным, мы оскверняем их память, не чтим ее. Они ждут от нас только молитв, а не пышных обедов. Мы должны молиться о тех, кого уже нет рядом. Это делается потому, что смерть очень часто приходит внезапно, и человек просто не успевает к ней приготовиться, примириться с Богом, покаяться во всех своих прегрешениях. Если же мы ограничимся на поминках лишь устройством стола (как это часто и бывает), потратим на это все свои силы, а о церковном поминовении забудем, то никакой пользы душе почившего не принесем.

Как православная Церковь относится к обычаю есть на кладбище после того, как люди приведут погост в порядок? Нужно ли оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего»?

Мы можем помянуть на кладбище усопших близких, однако это нужно делать по правилам. Поправив после зимы могилу, мы имеем право устроить поминальный обед на кладбище. Но начинать его нужно обязательно с молитвы об усопшем. После трапезы нужно снова прочитать молитву.

Еще раз заостряю внимание на том, что спиртное недопустимо. Также нельзя оставлять спиртное и еду на могиле. Это языческий отголосок, когда на кладбищах было принято устраивать не только пиры и пляски, но и целые гладиаторские бои. Также еда привлекает на могилы толпы пьяниц, которые обшаривают каждый венок в поисках спиртного и сигарет, за ними приходят стаи бродячих животных. И те, и другие топчут могилы дорогих нам людей, а собаки и вовсе лежат на надгробьях. Ведь при жизни никто из нас не допустил бы того, чтобы возле его матери, отца или брата лежала грязная бездомная собака. Также еда привлекает на могилу мух и червей. Нельзя втыкать в могилу и зажигать сигареты только потому, что покойный любил курить. Повторю, ему нужны только наши молитвы.

Но ведь не только спившиеся лица ходят в родительский день по кладбищам в поисках водки и еды, но и дети - в надежде найти на могиле конфеты, печенье или пряники, которые им никогда не купят спившиеся родители. Неужели нельзя оставить еду для них?

Этих детей на кладбище посылают опустившиеся родители. И каждый такой ребенок ищет не только конфетку для себя, но и шкалик для мамы или папы. Все они знают, что при нашем храме есть бесплатная трапезная, куда человек любого вероисповедания может прийти в любой день недели и покушать. Но ни эти дети, ни их родители не ходят к нам, потому что есть одно единственное правило: в трапезную нужно прийти трезвым и чистым. В большинстве своем, такие люди пьяные, грязные, сквернословящие. Они ведут себя недостойно, так же, как и те люди, что стоят, собирая милостыню, возле ворот храма. Многие прихожане от незнания своего подают им эту милостыню, что категорически воспрещается. Ведь они берут эти деньги исключительно на спиртное.

Да, мы должны подавать милостыню, делать добрые дела, кормить и одевать нуждающихся, но делать это нужно с умом. Если мы видим, что человек действительно нуждается, а еще лучше, если мы знаем этого человека, мы обязаны ему помочь. Но если мы видим, что сидит голодный бродяга, то ему не нужно давать денег, лучше купить ему еду. Ибо он, пропив данные вами деньги, превратит ваше доброе дело в злое.

Откуда взял свое начало обычай украшать могилы близких цветами и венками и отмечать место погребения устройством холма и креста над ним?

Церковь отрицательно относится к украшению могил цветами и венками. Этот обычай пришел к нам в конце 19 века из Европы, где начали украшать могилы цветами и венками. В то время купцы выкупали целые ботанические сады, а также разбивали парки на могилах своих предков. Еще великий святой Иоанн Кронштадтский говорил, что, если у вас есть лишние деньги, которые вы хотите потратить, раздайте их лучше нуждающимся. Отвезите в детский дом, дом престарелых, туда, где больно, голодно и трудно.

Нельзя украшать могилы искусственными цветами, это является обманом перед Богом. Даже Церковь во время больших праздников украшается только живыми цветами. Ненастоящие цветы - это ненастоящая жертва. Если вы хотите украсить могилу, сделайте это живыми цветами. Но при условии, что это цветы из вашего сада. Если покупные, то не надо и их. Лучше раздайте эти деньги по-настоящему нуждающимся людям. Вашему усопшему близкому нужны добрые дела в память о нем, а не бесцельная трата денег и не букет. Эти цветы мы несем для успокоения собственной души, мертвым нужны только наши молитвы. Число цветов (четное или нечетное) значения не имеет. Это просто суеверие.

Венки тоже не нужны. Это не наш обычай. Он был осуждаем святыми отцами. По всем правилам православная могила должна быть устроена так: нужна простая легкая ограда, чтобы могилу не топтали животные или люди, в случае если с лица земли сотрется холмик. Холм означает положение тела покойного. Крест означает, что здесь похоронен православный христианин. При жизни мы обозначаем себя православными нательным крестом. После смерти - крестом на могиле. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест обязательно должен быть деревянным.

Но он же не долговечен. Куда как красивее и богаче смотрятся мраморные плиты… Пусть окружающие видят, что здесь похоронен человек из состоятельной семьи, на которого не пожалели денег даже после смерти, то есть установили дорогой каменный памятник, а не дешевый деревянный крест.

Сгнивший и упавший в положенное время крест прикапывается на могиле, затем ставится новый. Каменные плиты и стелы не нужны категорически. С нравственной точки зрения Церковь осуждает такие «вечные» памятники. Потому что они переживают родственников усопших. Кладбище может остаться бесхозным. Его разрушают мародеры, и потом этими могильными плитами мостят тротуары. По ним ходят, плюют, гасят окурки. В качестве живого примера могу привести кладбище, которое находилось раньше там, где сейчас находится стадион «Спартак». До революции оно являлось местом захоронения христиан. В начале 60-х годов оно было разрушено, и могильные плиты растащили по всему городу. Дошло до того, что ими мостили тротуары. Многие из этих плит облиты краской, обмазаны цементом. Они были тротуарами, их топтали ногами. Если вы хотите, чтобы по имени ваших матери, отца, брата ходили ногами, плевали на их имена - ставьте такую плиту. Церковь не запрещает. Но это есть неправильно и нехорошо…Люди до сих пор откапывают эти плиты и приносят их к нам в Воскресенский собор, где мы храним их.

Люди часто кладут в гроб с усопшим зубные протезы, очки, монеты для выкупания места в Раю, даже мобильные телефоны. Иными словами, хоронят с человеком все то, чем он часто пользовался при жизни. Правильно ли это?

Хороня своих близких, мы не должны класть в гроб ничего, кроме положенного. А это покрывало, нательный крест, венчик на лбу. Если вы не знаете, что класть, нужно спросить в церкви. Никаких посторонних предметов в гробу быть не должно. Все они являются отголоском язычества, когда хоронили в ладьях, сваливая туда целые стада забитого скота… Касаемо очков, то, если у покойного за всю его жизнь было восемь пар очков, что, прикажете класть все восемь? Нет, конечно. Это лишнее. Для встречи с Богом не нужны ни очки, ни протезы.

Не так давно одного из наших батюшек пригласили на отпевание покойного, который ушел из жизни молодым. И каково же было удивление батюшки, когда он увидел, что в зубы покойного была вставлена сигарета, и она дымилась! На вопрос священника, что же это творится, родственники усопшего ответили, что при жизни он очень любил курить. И это его последняя сигарета, ведь после отпевания он будет предан земле. Священник отказался от отпевания и объяснил родным покойного, что их действия являются кощунством и издевательством над трупом, присоединяться к которому он не желает.

Как поступить, когда усопшие приходят к нам во сне и просят что-либо (ремень, носки, сигареты, очки)? Что правильнее в таком случае: съездить на кладбище и оставить на могиле эту вещь, или все же поставить в храме свечу за упокой близкого человека и помолиться за него?

Такое происходит довольно часто, в случае, если люди не поминают усопшего, не ставят в церкви свечи, не заказывают сорокоуст, если у них нет времени даже на молитвы о нем. В наши сны приходит не покойник. Наш усопший родственник находится либо в раю, либо в аду. А оттуда не приходят. В наши сны приходит ангел-хранитель, которого посылает Господь. И это ангел принимает образ наших ушедших из жизни матерей, отцов, словом, тех, кто имел для нас авторитетное значение. Если мы не послушаем их, мы не послушаем никого, даже, если к нам придет сам Господь.

Просьбу о каких-либо вещах нельзя воспринимать буквально. Усопший просит не ремень, часы или очки, а молитву или добрые дела в память о нем. После таких снов нужно заказать в церкви сорокоуст, поставить заупокойную свечу. После посещения храма можно поставить свечу и дома перед иконой и помолиться о том, кто уже не с нами.

Если есть возможность, купите ту вещь, которую просит покойник, и отдайте ее нуждающимся. Прикапывать что-либо на могиле нельзя. Место захоронения - это не помойка. Это место святое. Это как храм. Вы же не будет закапывать что-либо на территории Церкви? Нельзя делать это и на могиле некогда горячо любимого либо уважаемого человека.

Вещи покойного после его похорон нужно раздать нуждающимся. Также хотелось бы напомнить, что пожилым людям, которые уже чувствуют приход собственной смерти, нужно успеть разделить все свое имущество между наследниками еще при жизни, нужно дать им наставления о том, как жить дальше. Мнение о том, что если человек все раздал, значит, скоро он умрет, являются суеверием. Нельзя допускать того, чтобы после смерти человека, когда его тело еще не остыло, между наследниками возникла война из-за того, кому достанется более, а кому менее ценное имущество покойного, душа покойного, глядя на это, будет скорбеть. Все свои материальные вопросы нужно успеть решить здесь и сейчас, то есть при жизни.

- Можно ли ставить в храме заупокойную свечу, если не знаешь точно, был крещен умерший человек или нет?

Ставить свечи можно. Однако заказывать панихиды и сорокоусты нельзя. Также нельзя молиться о нем церковной молитвой. Молиться можно только своими словами: Господи прости все его прегрешения, вольные и невольные, если сие возможно.

- Как часто нужно поминать усопшего?

Очень важно поминать усопшего, в день его смерти, на 9-й и 40-й день, в полгода и на годовщину после смерти, а также в день его земного рождения, в день памяти святого, имя которого он носил, и в родительские дни. По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божиему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показывают райские обители, с девятого по сороковой - мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда - когда души вновь объединятся с преображенными телами, и начнется бесконечная жизнь всего человечества в новом, преображенном мире, где каждый займет свое место соответственно прохождению земной жизни и во многом в зависимости от молитв о нем Церкви после кончины. Поэтому Церковь и установила совершать особое поминовение усопших в третий, девятый и сороковой дни. И, конечно, поминать покойных нужно при каждом посещении церкви. Ходить сюда нужно как можно чаще. Это важно и для нас, живых, и для тех, кто уже умер и о ком мы молимся.

- Как Православная Церковь относится к кремации?

Достаточно популярный сейчас в больших городах способ погребения через кремацию тела - совершенно неправославный. Он не может быть приемлем для верующего человека.

Спасибо за познавательную беседу. Все то, что вы рассказали, можно узнать только в Церкви, для посещения которой, увы, не всегда есть время. Ваши пожелания семейчанам?

Помните, цель жизни каждого христианина - спасение души. То есть унаследование после телесной кончины и Второго пришествия Христова вечного блаженного пребывания с Богом. И чем больше добрых дел мы совершим, чем больше искренних молитв адресуем Богу, тем больше благодати получим от него. Любите своих близких при жизни, здесь и сейчас. Потом, после смерти, будет поздно. И лучше сегодня говорить слова любви живым родителям, чем завтра плакать на их могиле.

Беседу вела Елена ФОМЕНКО

«Радоница» означает весеннее поминовение умерших. Как раз в этот период, когда начинает расцветать природа, живые задабривали усопших, поминая их, старались разделись с умершими радость воскрешения. Радоница призывает верующих не переживать и не плакать из-за смерти родственников, а, напротив, радоваться их перерождению для новой вечной жизни. Праздник этот признан церковью, но имеет он корни языческие, народные.

Традиции православные

В этот день люди посещают церкви и храмы, а также слушают заупокойные службы. Кроме того, принято приносить угощения для того чтобы помянуть усопших в доме близких, в рабочем коллективе или же возле могилы умершего. В храм тоже принято приносить угощения (печенье, конфеты), которые после поминальной службы раздаются нуждающимся, что-то передается в детские приюты по церкви.

Традиционно в родительский день люди посещают кладбище, чтобы привести в достойный вид могилы своих покоящихся родственников. До того, как приехать на кладбище, нужно совершить следующий ритуал: одному из родственников нужно посетить церковь к началу поминальной службы, чтобы отдать с именем покойного. Усопшего помянут в алтаре. Также приветствуется, если поминающие в этот день причастятся сами.

Традиции народные и языческие

Существует еще одна традиция в родительский день: оставлять еду на могиле покойного. А некоторые оставляют рядом с могилой даже рюмку с . Но эта традиция не является православной, а относится к . В этот день важно помолиться за душу усопшего, а съестные продукты рекомендуется раздать беднякам, но не оставлять их на кладбище.

Многие родственники стремятся украсить могилы своих близких искусственными цветами. Это делать церковь настоятельно не рекомендует, так как данный ритуал - процесс обманный. Искусственные цветы – символ всего ненастоящего. Украшать могилу стоит только живыми цветами и желательно, чтобы цветы были из вашего собственного сада. От покупки цветов тоже стоит воздержаться, правильнее всего раздать деньги голодающим. Усопшим родственникам требуется память, а не ваши бессмысленные растраты.

Посетив могилу , нужно вспомнить его хорошие поступки, назвать добрые дела. Важно припомнить все положительные стороны характера и вести беседу с умершим. Семейный поминальный обед – тоже добрая традиция родительского дня.

Умершие родственники, близкие больше никогда не будут рядом с нами. Однако это не повод их забывать. Многие верят, что покойники на том свете ждут от живых молитв, переживают, если их не получают. Существует и особый день, в который принято ходить на могилку к умершим.

Это родительский день или Радоница, которая приходится на 9 день после празднования Пасхи. Ритуалы, выполненные в этот день, могли помочь исполнить желаемое, принести богатство, укрепить здоровье.

История Радоницы

Этот день принято связывать с церковью, христианством, но у Радоницы языческие корни. Когда-то на Руси отмечали праздник умерших. Он проходил именно весной. Согласно славянским поверьям хранительницу душ умерших звали Радоницей или Радуницей. Когда-то наши предки отправлялись к поминальным курганам, приносили жертвы. Тогда души умерших радовались, т.к. чувствовали, что их любят, уважают.

Когда же произошло крещение Руси, праздник остался, но наполнился новым смыслом. Родительский день носит и другое название – Пасха мертвых. В этот день было принято радоваться, ведь Иисус Христос одержал победу над смертью.

Специалисты считают, что слово «Радоница» получилось от слова «род», но некоторые связывают его со словом «радость», т.к. в этот день предкам напоминают, что недавно было Воскресение Христово – одно из самых радостных событий.

Приметы на родительский день

Существует немало примет на родительский день. Верить им или нет, каждый решает сам.

  1. В этот день нельзя работать на огороде, копать, сеять. Те, кто нарушит этот запрет, могут не рассчитывать на хороший урожай.
  2. Также приглядывались к погоде за окном. Если до обеда шел сильный дождь, а днем и вечером дул сильный ветер, это говорило о недовольстве усопших. Они беспокоятся, т.к. родные не приходят на кладбище. Но если в этот день ветра нет, зато капает дождик, это считалось хорошей приметой: будет счастье в домах, а также хороший урожай. Если погода солнечная, весенняя, то верили, что родители теплом дохнули из могил.
  3. Посещать кладбище в родительский день нельзя беременным женщинам.
  4. Если в этот день прийти на кладбище, но не помянуть усопших, то после смерти вас тоже поминать не будут.

Традиции и обычаи

Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», что как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких.

В родительский день также можно проводить обряды, читать заговоры. Но перед тем, как просить помощи для себя, для блага своей семьи, нужно почтить традиции, правильно провести этот день. Что же необходимо делать в родительский день?

  1. Посетить всей семьей могилы родных людей, вспомнить о них что-то хорошее, перечислить их достоинства. Многие верили, что в этот день покойники слышат живых.
  2. Нельзя переживать о смерти близких. В этот день следует радоваться, верить в жизнь вечную, весь Христос одержал победу над смертью.
  3. Посетить церковь, помолиться, заказать панихиды.
  4. Нельзя употреблять алкоголь в больших количествах.
  5. Почистить могилу после долгой зимы. Можно устроить прямо здесь обед, чтобы помянуть усопших. Но до него и после него нельзя забывать о молитве. Что-то оставлять на могиле не рекомендуется, т.к. этот обычай имеет языческие корни.
  6. Кто-то любит украшать надгробия цветами. Церковь этого не одобряет. Особенно нежелательны искусственные цветы. Можно принести живые цветы, если у вас есть свой сад, и вы взяли их оттуда. Но покупать цветы не стоит. Лучше потратить эти деньги на людей, которым необходима помощь. Православные отцы осуждали тех, кто нес на могилы венки
  7. Давать милостыню. В этот день было принято угощать нищих или юродивых, подавать им милостыню, чтобы они помянули усопших.
  8. Раньше в Радоницу готовили баню для мертвых. На ночь в нее клали мыло, чистую одежду, веники. Ночью в такую баню заходить было нельзя, т.к. иначе можно было потревожить мертвых. Зато утром все вместе шли в баню, разгребали золу. Тогда можно было по тем или иным знакам узнать будущее или получить ответ на волнующий вопрос.
  9. В старину на столе или подоконнике оставляли еду для умерших. Ее должно было хватить на целый день, т.е. это были обед, завтрак и ужин. Яйца на Радоницу красили отдельно. Если пасхальные яички были красными, то эти яйца для поминовения – желтыми или зелеными.

Заговоры, обряды, обычаи на родительский день

Обряды и ритуалы, выполненные в родительский день, могут помочь решить сложные проблемы, сделать свою жизнь более счастливой. Как уже говорилось, дождь в этот день был долгожданным, т.к. приносил счастье.

Существовал обычай «окликать дождь», что обычно доверяли детям, но могли это делать и взрослые. Нужно было, увидев облако, воскликнуть:

«Поливай, дождь, на бабью рожь, на дедову пшеницу, на девичий лён поливай ведром» или «Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!».

Если после этого начинался дождь. Если человек умывался такой дождевой водой, она приносила ему удачу и счастье.

Девушки в этот день умывались через кольца, золотые или серебряные. Тогда они могли долго оставаться красивыми и молодыми.

Заговор для семейного благополучия, богатства

Этот заговор сделает так, что духи будут оказывать вам помощь, увеличат ваши доходы. К тому же и достаток будет у всех родственников тех умерших, кого вы просили о помощи через этот заговор. Если в эти дни проводить подобные обряды, то ваши дети обязательно разбогатеют.

Необходимо приобрести в магазине разных вкусностей: печенье, шоколадки, пряники. Рано утром нужно пойти в церковь (до службы). Все эти сладости следует поместить в корзину для подаяния. На канун обычно ставятся свечи за упокой.

Необходимо приобрести 12 свечей и поставить их на 12 усопших родственников, повторяя:

«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имярек)».

Когда все свечи будут поставлены, надо прочитать заупокойную молитву:

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священическом церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов, за веру и отечество живот свой положивших, верных убиенных в междуусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; визступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имярек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имярек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь» .

Потом подаются записки с именами тех, кого вы решили помянуть. На поминальной службе принято стоять со свечками в руках. Нужно приобрести огромную свечу. Она не должна во время службы прогореть до конца. Огарок свечи необходимо принести домой, расположить перед иконой.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Тело в землю, душа на небеса. Тело на земле, деньги в закрома. Раб Божий (имя родственника), я за тебя молился Христу‑Богу, чтобы Он тебя в селениях райских упокоил, и всяким благом насытил‑напитал, и ты обо мне помолись, чтобы Господь меня здесь, на земле, упокоил и всяким благом насытил‑напитал. Все родственники мои, к вам молюсь: Вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех горняго Отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся, благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, емуже со превечным Отцем и пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь».

Как получить помощь от умерших родственников

Не всегда дела идут так, как бы нам хотелось. Почти каждый человек переживал в жизни черную полосу, когда особенно нужна помощь или поддержка. Можно рассчитывать на друзей, родственников, а можно провести обряды, которые обеспечат поддержку тех, кого уже давно нет в живых.

Если перед родительским днем вы чувствуете, что все плохо, в жизни слишком много неудач, нужно взять альбомный лист и красными чернилами написать на нем слова заговора. Эту записку положить на стол, а рядом с ней – фотографию умершего человека, на помощь которого вы рассчитываете. На следующий день, на Радоницу, бумагу с написанным на ней заговором нужно сжечь, а фотографию убрать на место.

«Раб(а) Божий(ья) (имя умершего), тебя я поминаю, о тебе не забываю, покоя и светлой жизни в раю желаю, с мирскими делами твоя душа рассталась, беда на земле осталась, так эта беда на меня навалилась, когтями и зубами в меня вцепилась, меня не отпускает, душа моя погибает, помоги мне, (имя умершего) с бедой распрощаться, чтобы на земле с ней не встречаться. Аминь».

Есть и другой вариант этого заговора. Чтобы получить совет от умершего, поддержку, нужно сходить в родительский день на кладбище. Там необходимо найти могилу близкого вам человека, встать перед ней на колени. После этого говорятся слова заговора. Когда они произнесены, нужно закрыть глаза, 5 минут посидеть в тишине. В голову должна прийти мысль, которая подскажет, как справиться с трудной ситуацией.

«Родненький мой (имя покойного), проснись, поднимись. Погляди, как я на белом свете мыкаюсь, страдаю. Приласкай меня, словом добрым».

Как при помощи заговора помочь душе умершего

Приятно получить помощь от своих умерших родственников, но и на том свете душе не всегда бывает легко. Живые могут ей помочь, прочитав этот заговор на Радоницу. Для этого обряда также необходимо посетить церковь и купить там 12 одинаковых свечей. После этого желательно вернуться домой, достать фотографию покойного и зажечь все свечи.

Посмотрев на снимок, нужно креститься и три раза повторять слова заговора:

«Господи, помилуй душу грешную раба(ы) Твоего(ей) (имя усопшего), не оставь его(ее) на растерзание бесов и чертей проклятых, не пусти в котел горючий, будь милостив и прости ей все прегрешения. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

После этого свечи необходимо затушить и опять пойти в церковь (в тот же день), и поставить их там.

Если вы чем-то обидели человека, которого уже умер, в родительский день можно попросить у него прощения. Для этого нужно отправиться на кладбище, взяв крашенку. Подойдя к могиле, следует три раза перекреститься, поклонится надгробью. Потом положить яичко на могилку и попросить, чтобы родственник или знакомый простил ради Христа.

Заговор за здоровье

На Радоницу можно улучшить свое здоровье. Для этого нужно найти любую вещь, которая когда-то была собственностью покойника. Свой выбор лучше остановить на чем-то ценном – часах, украшении, подойдет одежда. Перед тем, как произнести заговор, необходимо подготовиться: постелить на стол белую скатерть.

Нужно положить эту вещь на этот стол, три раза сказать слова заговора. Когда станет темно, необходимо, нашептывая заговор, прикоснуться вещью до лба, пупка и колен. Потом эту вещь нужно убрать туда, где она лежала раньше.

«(Имя умершего) приди, то, что оставил (имя умершего), найди, силой целебной надели и обратно уходи. Пусть хворь с твоей помощью уйдёт, пусть болезнь отступит, пропадёт. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Заговор на пророческий сон

В ночь на Радоницу во сне могут прийти покойные родители или другие родственники, чтобы рассказать о вашем будущем.

Чтобы такой пророческий сон приснился, нужно сходить на кладбище, поклониться и сказать:

«Радуница, Фомина неделя, день всех усопших Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь».

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Загрузка...