aracs.ru

Башкирская юрта. Поселения и жилище. История и описание юрты

2. Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий историко-этнографический справочник. Уфа, 1995.

3. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы: историко-этнографические очерки. М., 1961.

4. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М., 1972.

5. Левшин. А.М. Из истории киргиз-кайсацких орд и степей. Алма-Ата, 1997.

6. Ковалевский А.Н. Книга Ахмеда-ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу. Харьков, 1956.

7. Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, 1981.

8. Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический словарь Сибири. М.-Л., 1961.

9. Рона Таш А. По следам кочевников. М., 1964.

10. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955.

11. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. М., 1974.

12. Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.

Р. М. Юсупов

В прошлом юрты (тирмә) изготавливались специальными мастерами (тирмәсе, оҫта), которые были известными людьми в районах Башкирии. По данным С.Н. Шитовой и других авторов, среди мастеров по изготовлению юрт была четкая специализация. Одни мастера делали только решетчатые каркасы юрт (д. Абдулнасырово Хайбуллинского района), другие – жерди купола (уҡ) (дд. Абдулкаримово, Куватово, Янгазино Баймакского района). Деревянный обод для устройства свето-дымового отверстия в верхней части купола изготавливали особые мастера в д. Ишберды Баймакского района и д. Рафиково Хайбуллинского района, так как рядом было немало березовых лесов. Кошмы для покрытия решетчатого остова юрты, ее купольной части, отдельно купольного отверстия производили только женщины в деревнях юго-восточных и зауральских районов Башкирии. Среди кошмодельщиц также были особо признанные, благодаря своему умению, мастерицы. Мастерство и практические навыки мастеров обычно передавались из поколения в поколение, то есть в большинстве случаев это было семейным делом, обеспечивавшим благосостояние семьи.

Материал для изготовления юрты

Основным требованием к древесному материалу при изготовлении решетчатой основы вертикальных стенок юрты (кирәгә), состоящей из отдельных решеток (ҡанат), а также длинных купольных жердей (уҡ) была в первую очередь легкость и в то же время прочность. Этим качеством обладают в большинстве случаев обыкновенная ива, тальник. Именно они при умелом изготовлении придают юрте легкость и изящество. Деревянный обод, образующий свод юрты над ее купольной частью (сығараҡ, тағараҡ), должен быть тяжелым и прочным, так как обод своей тяжестью удерживает и придает прочность купольной части, да и всей конструкции юрты. Потому деревянный обод для купола юрты изготавливают из искривленных стволов березы (ҡайын), черной ивы (ҡара тал). Казахские, туркменские и другие мастера Средней Азии делают заготовки для обода юрты из карагача (ҡара ағас), который отличается тяжестью и прочностью. Он использовался при установке больших юрт, но стоил очень дорого. Плотность и прочность древесины березы и карагача обеспечивали надежность и долговечность службы ободов из этих материалов, так как они помимо всего прочего были устойчивы к воздействию метеорологических осадков. В этом отношении деревянный обод, изготовленный из черной ивы, был менее прочным и долговечным.

Заготовка сырья

Сырье для изготовления конструктивных деталей юрты готовили до либо после сокодвижения в стволах деревьев. Мастера обычно заготавливали стволы березы, ивы ранней весной, в конце февраля – середине марта, либо поздней осенью, в конце октября, в ноябре месяце. Срезанные заготовки длиной 200-250 см для решеток и купольных жердей высушивали в тени, в сухом помещении, укладывая на ровную поверхность, очищали от коры, выстругивали специальным столярным инструментом – двуручным тартҡы, а также подправляли неровности небольшим рубанком (йышҡы).

Изготовление купольных жердей

Для того чтобы придать нужный изгиб в нижней части купольных жердей, нижнюю, более толстую часть обтесывали на участке 70-80 см, придав уплощенную форму шириной до 4-5 см. После этого заготовку вымачивали в воде или на пару, чтобы размягчить перед процедурой сгибания нижней части купольных жердей, которые и придавали сферическую форму купольной части юрты. После процедуры вымачивания нижнюю часть купольных жердей изгибали на специальных станках, накладывая друг на друга по 6-8 штук. Форму изгиба проверяли специальным лекалом. Деревенские мастера в районах Башкирии изгибали более простым традиционным способом. Вбивали в землю три кола высотой до 0,5 м или вставляли их в специально выбитые отверстия на полу или стене мастерской. Расстояние между первым и вторым колом было до 1,5 м или чуть более, третий кол вбивали в землю или пол на расстоянии 40-50 см от второго кола, но не на одной линии, а на 30-40 см ниже. Вымоченные жерди длиной 200-250 см (в среднем 220 см) сгибали в утолщенной части и вставляли между колышками и сушили 10 и более дней. После высыхания купольные жерди принимали нужную форму изгиба, что и придавало куполу юрты объемность и сферичность. Толщина купольной жерди в нижней части, которая привязывалась к решетке, была, как уже говорили, 4-5 см, в центральной – 3-4 см, верхний конец жерди, который вставлялся в деревянный обод свода, делался для прочности соединения четырехгранным.

Жерди, которые крепились над верхней частью дверной коробки, делались короче остальных, так как верхняя перекладина дверной коробки, к которой крепились жерди, была на 20-30 см выше решетчатых стен юрты. В верхней перекладине дверной коробки делались специальные косые пазы, куда и вставлялись нижние концы наддверных купольных жердей (Рис. 1.2). В нижней части каждой жерди просверливали отверстие, через которое пропускали сыромятный ремешок или прочную веревку для привязывания жерди к верхним решеткам (перекрестиям) концевых планок решетки. Количество жердей зависело, таким образом, от количества развилок в каждой решетке. На юрту из 5-6 решеток уходило в среднем 100-120 купольных жердей длиной 200-220 см из березы или ивы.

Изготовление решеток юрты

Вертикальные стены юрты (кирәгә,тирәс) раздвижные, состоят из отдельных звеньев-решеток вытянутой формы (ҡанат), которые как бы крыльями укрывают ее остов. От количества звеньев-решеток зависела величина юрты. Средние юрты были чаще всего из 5-6 решеток. Для торжественных случаев, свадеб и т.д. делали просторные, высокие юрты из 10-12 звеньев. Материалом для решеток чаще всего служили ива и тальник, в изобилии произраставшие по берегам рек и водоемов. Они отвечали главным требованиям для решеток – были легкими, гибкими и прочными на изломе. Заготовленный в весенне-осенний период материал также высушивали, выравнивали с обеих сторон рубанком. В среднем длина планок для решеток была 180-200 см, толщина 1,5-2 см, ширина до 3 см. Планки в центральной части слегка изгибали наружу. Для этого также вбивали в землю или пол на расстоянии друг от друга 60-70 см 3 кола, центральный кол отстоял от боковых кольев на 10-15 см от осевой линии. Между кольями вставляли по 5 штук ивовых планок и держали до полной фиксации искривления в центральной части планки 10-12 дней. Изгиб придавал выпуклость боковым стенкам юрты. Отдельные решетки (ҡанат) состояли из четного количества ивовых или тальниковых планок. Обычно в одной решетке было 44-48 планок: по 22-24 в каждом направлении, так как планки накладывались друг на друга в разных направлениях и скреплялись в перекрестиях сыромятными ремешками с узелками на концах. (Рис. 1.3.) Состоятельные и богатые скотоводы могли скреплять планки медными гвоздиками с чеканными головками. У киргизов, богатых казахов в прошлом планки скрепляли чаще всего также медными, а то и серебряными клепками с чеканными головками. После сборки решеток их красили с внутренней стороны красной краской. В нормально растянутом виде каждая решетка по 24 планки в каждом направлении и расстоянии между планками 10-15 см имела длину от 270 до 350 см.

Изготовление свето-дымового деревянного обода

Деревянный обод обычно делают двусоставным, из двух половинок. Диаметр составляет в среднем 120-150 см. Обе половинки обода делали из искривленных стволов березы, тщательно обтесывая, придавая им форму полукруга, или же из простого ствола березы, который после недельной распарки в теплой воде искривляли при помощи тех же кольев, вбивая их в землю по размеру обода и необходимой кривизне. После придания обеим половинкам обода форму полукругов их стыковали, плотно стягивая, сыромятным ремешком, который пропускали через просверленные на торцевых концах полукругов отверстия. Поверх соединений место стыка обматывали сырой кожей, края которой сшивали. По мере высыхания кожа стягивалась и очень прочно фиксировала место соединений полукругов, благодаря чему получался очень прочный цельный свето-дымовой обод. Далее в боковой поверхности обода делали сквозные отверстия, направленные косо снизу вверх, куда при сборке купола вставляли заостренные или четырехгранные концы купольных жердей. Количество отверстий в ободе равнялось количеству жердей купола (100-120 штук). Над свето-дымовым ободом делали купол из выгнутых вверх и перекрещивающихся по центру дугообразных планок. Дуги, предварительно выгнув, вставляли в просверленные отверстия по верхнему торцу обода по 3-4 штуки в каждом направлении. Таким образом, эти выгнутые вверх на высоту до полуметра планки над свето-дымовым обручем логично завершали сферическую форму шатровой части юрты. Внутреннюю сторону деревянного круга-обода, а также нижнюю поверхность дугообразно изогнутых планок-перекладин украшали резьбой.

Изготовление дверей юрты

До конца XIX – начала XX вв. вместо двери вход в юрту снаружи прикрывался толстым, иногда двухслойным прошитым войлоком. Ширина войлочного полога была шире дверного проема, благодаря чему он плотно прикрывался. В летнее время войлочный полог скатывался в рулон и подвешивался над дверью, при необходимости он легко опускался.

С начала XX в. начали делать деревянные одно- и двустворчатые двери. В период своих исследований в дореволюционной Башкирии в 1905-1908 гг. С.И. Руденко застал в юртах, за редким исключением, в основном, деревянные двери. По словам наших информаторов, дверная коробка делалась из местного строительного материала: липы (самая легкая и популярная), осины, дуба и сосны. Доски дверной коробки готовились из досок длиной 120 см, шириной 15 см и толщиной 4-5 см. Внутренний размер проема двери составлял 160 на 80 см. В боковых косяках дверной коробки вдоль ее ширины просверливались сквозные отверстия, к которым подтягивались и крепились ремешками боковины войлока, укрывающего решетчатые стенки юрты. В верхней стороне дверной перекладины просверливались на глубину 2-3 см 5-6 отверстий, куда вставлялись нижние концы купольных жердей. (Рис. 1.2) Для устойчивого крепления крайних решеток параллельно обоим боковым косякам дверной коробки крепились по одной вертикальной круглой стойке диаметром 3-4 см. Стойка вставлялась в специальные отверстия, высверленные по концам верхней и нижней перекладины дверной коробки, которые выступали на 10-12 см за края дверной коробки. Дверь обычно делали двустворчатой, изнутри покрывали красной краской. Снаружи в холодное время межсезонья ее утепляли войлочными полстями. Дверь обычно крепили специальными широкими ремешками или дверными шарнирными петлями.

Сборка юрты

Прибыв на место летовки, выгружали с навьюченных лошадей, телег сложенные и связанные решетки, купольные жерди войлочные покрышки, свето-дымовой обруч, дверную коробку, бытовую утварь, посуду и т.д. После этого выбирали место для установки юрты на более-менее ровном месте, поближе к воде и опушке, если рядом был лес. После этого начиналась сборка юрты. Традиционно этим делом занимались женщины. Вначале ставили с восточной стороны дверную коробку, к которой с левой стороны прикрепляли ремешками первую решетку, к ней – все остальные, скрепляя их между собой ремешками и крепко обвязывая на стыках веревками из конского волоса (Рис. 1.1). Самую последнюю решетку крепили к вертикальной стойке с правой стороны дверной коробки. Концы планок боковин решеток вставляли в отверстия на наружных сторонах дверных косяков. После этого по всему периметру верхнего края решетчатого остова юрты стягивали каркас веревкой и поверх нее протягивали вытканную красивым узором цветную шерстяную тесьму.

Рис. № 1. Варианты крепления решетки и отдельных планок

Азии. М., 1991)

Смонтировав и жестко скрепив решетчатый остов юрты (кирәгә, тирәҫ), приступали к сборке купола юрты. Здесь помогали мужчины. Вначале на двух специальных шестах с заостренными концами 2-3 мужчин поднимали свето-дымовой деревянный обод (Рис. 2). Женщины вставляли в концы обода острые или граненые концы жердей. Нижний конец жердей крепили к перекрестиям верхнего края решеток юрты. Затем последовательно крепили ремешками к решетчатому остову остальные купольные жерди. Как уже говорили, на нижнем конце этих жердей просверливали специальные отверстия, через которые продевали и крепко завязывали узлом сыромятные ремешки так, чтобы длинные их концы оставались свободными. Этими концами и подвязывали к верхним перекрестиям планок решетки нижние концы жердей.

Рис. № 2. Сборка юрты

(из книги С.И. Вайнштейн. Мир кочевников центра

Азии. М., 1991)

После этого деревянный каркас юрты покрывали войлочными полстями. Вначале укрывали четырьмя длинными прямоугольными полстями войлока боковые стены юрты. Затем тремя трапециевидными кусками войлока покрывали купольную часть юрты таким образом, чтобы нижние края купольного войлока на 10-15 см нависали над верхним краем боковых стен юрты. После этого боковые стены юрты обвязывали вкруговую специальными 3-4 поясами из конского волоса шириной от 2 до 10 см. Это укрепляло и остов юрты и плотно прижимало нижний нависающий край купольного войлока к верхнему краю боковых стен юрты. Купольные войлочные покрышки также крепко перетягивались крест-накрест 4-6 волосяными арканами или веревками, концы которых привязывались к колышкам, прибитым в землю по периметру юрты. Специальной четырехугольной кошмой (төндөк) закрывали купол свето-дымового отверстия. Три конца этой войлочной кошмы прочно крепились веревками к корпусу юрты, к четвертому свободному углу крепили веревку, с помощью которой можно закрывать или открывать дымоход в куполе юрты. Свето-дымовое отверстие было обычно открытым, его закрывали только в непогоду. Купольные пласты войлока были обычно толще боковых, и их края обычно обшивали конским волосом для жесткости. Купольные войлочные полсти поднимали с помощью специальных деревянных шестов длиной 250-300 см, на одном конце которого был острый металлический гвоздь, другой конец был просто заострен. Острым концом длинного шеста поддевали верхний край купольного войлока, другой конец шеста, уперев в землю, без особого труда двумя шестами поднимали войлочную покрышку на купольную часть юрты. В холодное время года низ юрты дополнительно утепляли широким поясом из войлока, который вкруговую стягивали веревкой. По периметру юрты прокапывали канавку на случай дождей и таяния снега, чтобы вода не затекала внутрь юрты. Обычно юрты на летовках покрывали темным или серым войлоком. Богатые скотоводы покрывали свои жилища белым войлоком. Свадебные юрты также укрывались белыми кошмами. В торжественных случаях боковые стены юрты украшали красивыми декоративными тканями, китайским шелком. Верх юрты также укрывали поверх войлочных покрышек светлым шелком.

Обустройство полов

Полы устилали обычно несколькими слоями войлока. На землю стелили старые, темные, серые войлоки. Поверх них обычно стелили свежие, белые войлочные покрытия. На них стелили красивые ручной выделки циновки. Перед выходом и у входа расстилали также небольшие циновки. Деревянные полы в юртах обычно не настилали, так как в просветах между досками и землей создавались сквозняки и терялось тепло, в то время как при войлочной подстилке края войлочных полстей по периметру юрты загибались кверху, тем самым создавая герметичность и сводя на минимум потерю тепла. Кроме того, под деревянными полами могли скапливаться мусор, грязь, насекомые, мыши, что, по мнению стариков, отрицательно влияло на внутренний комфорт и ауру благополучия и здоровья внутри юрты.

Таковы основные этапы и особенности изготовления тюркской юрты со сферическим куполом из традиционных материалов и традиционным способом. Юрта легко собирается и разбирается. 2-3 женщины могут устанавливать ее в течение одного часа. Мужчины помогают женщинам лишь при подъеме деревянного свето-дымового обруча. Юрта хорошо сохраняет тепло, в летнюю жару в ней прохладно и уютно. Если очень жарко, нижние войлоки поднимают и привязывают веревками. Обтянутые легкими декоративными тканями боковые стенки защищают от пыли и мусора. Основные параметры 4-5-звеньевой юрты следующие. Общий вес с войлочными покрытиями стен и купола – 400-450 кг, без войлочных покрытий – 150-200 кг. Окружность – около 16-18 м., высота – до 3 м и более, диаметр – 8-10 м, площадь – около 20 м². Однако при входе в юрту все размеры теряют значение, и внутреннее ее пространство и убранство поражают Вас своей умиротворенностью, защищенностью и простым земным счастьем.

Литература

1. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

2. Левшин А.И. Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы, 1996.

    Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, 1981.

    Народы Средней Азии и Казахстана. М., 1962. Т.II.

    Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л.. 1955.

    Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.




Остов юрты состоял из деревянных складных решеток (канат), которые ставили по кругу. К ним прикреплялась конусообразная крыша, образуемая из деревянных тонких жердочек (ук), опиравшихся нижним концом на решетки, верхним (заостренным) – к деревянному кругу (сагарак), который одновременно был и окном, и дымовым отверстием для выпуска из юрты паров, скапливающихся под ее войлочным сводом от дымящегося среди нее котла.


Сверху юрта покрывалась пятью-семью кошмами (войлоком). «Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум - трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее» (Руденко С.И.)


Внутреннее убранство юрты Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на две части: мужскую и женскую. На полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому пол юрты застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами.


Женская половина юрты Занавесь (шаршау) разделяла жилище на две неравные части. Правая от двери (меньшая) часть была женской, там хранились предметы хозяйственной необходимости кожаная и деревянная утварь, пищевые припасы, женская и детская повседневная одежда и т.д.)


Мужская половина Левая, бо"льшая часть предназначалась для мужчин, она же была и гостевой. На ее решетчатые стены развешивались орнаментированное воинское снаряжение всадника (колчаны, футляры и сумы для дроби и пороха), конская упряжь, праздничная одежда. И, наконец, в мужской половине, вдоль стены напротив входа, было традиционное почетное место – урын.




Злые силы, по представлениям древних башкир, могли проникнуть в жилье через входную дверь, место соединения различных частей юрты. Поэтому украшалась прежде всего линия, где соединяется решетчатый остов с куполом: на ней закреплялась широкая тканая лента с геометрическим узором. Сам остов, как отмечалось, декорировался узорными тканями, паласами.


Постоянные жилища башкир В зимнее время башкиры жили в домах, которые в полукочевом скотоводческом хозяйстве представляли простые срубы в основном без декора. Заметные изменения в строительной технике и способах украшения жилищ произошли во второй половине XIX в. При сооружении дома башкиры исходили из принципа: жилище должно быть не только прочным и удобным, но и привлекательным в художественном отношении.








На фасаде наиболее декорированными были наличники окон, ставни, фронтоны, т.е. части, которые закрывали места соединений, через которые могли проникнуть в дом вредные духи. Наличники окон, украшенные хотя и не сложной резьбой, оживляли фасад дома, придавали ему привлекательный вид. Возможно, поэтому долгое время именно они были основным, нередко единственным объектом художественного оформления. Особое внимание уделялось украшению верхней части наличников. Нижняя их часть, как правило, скрытая от глаза изгородью, забором, отделяющим дом от улицы, орнаментировалась меньше.







Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Юрта – жилище башкир»

Цель: формирование представления детей о юрте – жилище башкир.

Задачи: Образовательные: познакомить детей с юртой - жилищем, в котором в древние времена жили башкиры – башкорты. Что обозначает это слово в переводе на русский. Развивающие: развивать интерес к жизни башкир; толерантность. Развивать речь детей: умение отвечать распространенными предложениями, с использованием прилагательных и наречий, умение обобщать и делать выводы. Воспитательные: воспитывать любознательность, желание узнать новое, интересное о жизни других народов Урала. Словарь: обогащение словаря: ук, сагармак, войлок, аркан, юрта, аул активизация словаря: башкорты, кочевники, скотоводы, земледельцы. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие. Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о башкирах; рассказ воспитателя о башкирах – коренных жителях Урала. Рассматривание экспозиций о башкирах в музее «Родничок» нашего детского сада. Материал и оборудование: презентация «Юрта – жилище башкир»; интерактивная доска, 4 стула, 4 больших платка, альбомные листы бумаги, цветные карандаши; Ход НОТ : Организационный момент : Звучит башкирская музыка.

О каком народе южного Урала мы говорили на прошлом занятии? Как башкиры сами называют себя? Что обозначает слово башкорт на русском языке? Что интересного вы узнали о башкортах на прошлом занятии? Как понимаете слова: скотовод, кочевник, земледелец? Сегодня мы поговорим с вами о жилище башкир. Может, кто из вас знает, как оно называется? (ответы детей). Послушайте: Юрта, юрта – круглый дом,

Побывайте в доме том,

Трудятся отец и мать,

Что мне делать? Отдыхать.

Быть без дела не люблю,

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей. Догадались, как называется жилище башкир? Да, это – юрта или по - башкирски – тирмэ. Послушайте загадку: « В этом доме нет углов. Вот уж рай для неслухов! И такое вот жилище ты всегда в горах отышешь? Это юрта. Юрта - дом (тирмә – по башкирски) переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников. Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Юрты строились из жердей - ук, тонких, гибких прутьев, прутья переплетали, получалась решетка, из решеток строили юрту - тирмэ (решетчатая юрта). Верхняя часть юрты называлась сагармак. На что похожа верхняя часть юрты? (на солнышко, на цветочек и т. д.). А в самой середине – отверстие. Для чего оно было нужно? (для воздуха, выхода дыма из очага, появления в юрте солнышка). Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко проникать свету и воздуху, в юрте не было окон, как вы думаете, почему? (чтобы хранилось тепло). Но была дверь. Зимой она была деревянная. Почему? (чтобы было тепло). Летом, весной, осенью она была войлочная, тканевая. Почему? (чтобы не было жарко). Снаружи юрту покрывали войлоком. Войлок - это очень плотный материал, сделанный из прессованной овечьей шерсти. Давайте поиграем в игру « Найди войлок» (нужно, среди множества кусочков ткани найти войлок). Зимой юрту укрывали 5-7 слоями войлока, а в теплое время года 1-2 слоями. Чтобы ветер не срывал войлок, его завязывали длинными веревками – арканом. Юрты были повседневными и праздничными. В повседневной жили постоянно. Праздничная была очень красивая, нарядная, она была для гостей, праздников, свадеб. Сегодня мы отправимся в путешествие в аул. Вы знаете, что это такое? Да, это поселение башкир – кочевников. Какое строение было главным в ауле? (конечно, юрта). В ауле было несколько юрт. Догадались почему? Да, кочевали башкиры из одного пастбища на другое не по - одиночке, а небольшими группами. Кто-то пас скот, кто-то охранял аул, кто-то мед дикий искал. Но, главным в ауле была юрта.

Я предлагаю вам поиграть в башкирскую игру «Тирмэ». В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

    Мы, веселые ребята,

    Соберемся все в кружок.

    Поиграем, и попляшем,

    И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры . С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Юрта и прилегающее к ней пространство - это место, где башкиры проводили все свободное время, работали, ели, спали и принимали гостей. По свидетельству очевидцев прием гостей и родственников по случаю праздников или семейных событий - любимое времяпрепровождение башкир.

Вот как описал юрту в VII веке китайский поэт Во Цзюй в

Стихотворении "Белая юрта", фрагмент которого я вам прочту:

Буря не оторвет юрту от земли,
Проливные дожди не просочатся в нее,

Нет углов в юрте, кругло поставленной,

Так тепло, когда уснешь, лежа в юрте». Я предлагаю вам нарисовать юрту кочевников – башкортов, вспомните все, что я вам о ней говорила и постарайтесь отразить это в своем рисунке. А теперь – игра
«Найди жилище башкир» . Среди множества разных жилищ, найдите то, которое по – вашему мнению больше всего подходит башкирам и объясните, почему? (играет башкирская музыка). Правильно вы нашли башкирское жилище кочевников – скотоводов башкир. Итог занятия: Что интересного вы узнали на занятии? О чем бы рассказали своим родителям? Какими знаниями поделились бы с ребятами других детских садов нашего города? Давайте зайдем в наш музей. Как он называется? В музее посмотрим экспонаты о юрте.

Кочеткова Любовь
Конспект экскурсии в музейный уголок «Башкирская Юрта»

ТЕМА : «Народы Поволжья»

ВИД : Экскурсия в музейный уголок «Башкирская юрта »

ЦЕЛЬ : Сформировать у детей знания, о том, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа ;

Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;

Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях республики Башкортостан ;

Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь Родине.

Формирование национальной толерантности к людям разных национальностей, проживающих в г. Тольятти

Воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории и жизни башкирского народа

Уважение к культурному прошлому народов Поволжья.

Словарная работа : упражнять в описании предметов быта. Слова для активного усвоения : тирмэ – юрта , кумыс, трапеза, куполообразный, хике – нары, шаршау – занавеска.

Материалы и пособия : музейная экспозиция «Башкирская юрта » (предметы быта башкир ) ; альбом с фотографиями, иллюстрации, аудио -записи, видео, интернет-ресурсы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : Создание музейного уголка «Башкирская юрта »

Социально- коммуникативное развитие : Дид. игра «Россия большая страна» .

Художественно - эстетическое развитие : Дид. игра «Сложи орнамент» Изготовление и роспись пиалы.

Рисование : «Украшение бочонка для меда» , «Юрта » , «Тюбетейка»

Аппликация : «Украшение пиалы башкирским орнаментом » .

Физическое развитие :

Подвижные национальные игры «Юрта » , «Медный пень» , «Липкие пеньки»

Познавательное развитие : Беседы : Мой край Башкортостан », «Салават Юлаев» ; «Курай- растение и музыкальный инструмент» ; «Башкирская юрта » , «Поющий родник» , «Лекарственные растения Башкортостана » , «О городе Уфе» ,

Речевое развитие : Чтение книг (сказка «О курае» , легенда о происхождении шиханов, легенды о реках Башкортостана , сказка «Медведь и пчелы» );

Заучивание народных пословиц и поговорок; Отгадывание национальных загадок; Чтение рассказов о народах Поволжья.

Ход ЭКСКУРСИИ.

Воспитатель в национальном башкирском костюме встречает детей у входа в музейный уголок «Башкирская юрта »

Воспитатель : Здравствуйте, дети. Сегодня я приглашаю вас в необычный дом. Старинное жилище кочевых народов Башкирии называется юрта , или «тирме» .

А сначала я хочу рассказать вам легенду о происхождении народа – башкиры .

- Башкирское племя пришло с турецких краев. В турецком городе Гарбалэ жили четыре брата. Жили они дружно, и каждый из них обладал ясновидением. Однажды старший из братьев увидел сон. Во сне ему некий человек сказал так : «Уходите отсюда. Вы не те люди, что должны жить здесь, вы - святые. Отправляйтесь на восток, там найдете себе лучшую долю».

Утром он рассказал свой сон братьям. «Где это лучшая доля? В какой стороне восток?» - спросили те с недоумением. Никто ничего не знал.

На второй день старшему брату снова привиделся сон. Тот самый человек опять говорит ему : «Покиньте этот город. Угоните отсюда свой скот. Как только вы тронетесь в путь, навстречу вам попадется волк. Он не тронет ни вас, ни скот ваш - пойдет своей дорогой. Вы идите за ним. Когда он остановится, остановитесь и вы».

Утром братья отправились в путь. Не успели оглянуться, навстречу им выбежал волк. Те пошли за ним. Долго шли они на восток, и, когда добрались до места, волк остановился. Остановились и четыре брата, шедшие за ним. Выбрали себе землю в четырех местах и там обосновались. У братьев было трое сыновей, они тоже выбрали себе землю. Так они стали владельцами семи участков земли. И отсюда среди башкир распространилось слово «семирод» . Поскольку их предводителем был корт (волк, семиродцев прозвали «башкортами » (главный волк) . Так от этих семи братьев пошли башкиры .

В те времена не было больших домов, машин, магазинов. Люди ничего не могли себе купить из одежды и еды, поэтому одевали и кормили себя сами. Для этого люди выращивали домашних животных. Они давали людям молоко, мясо, шерсть. Из коровьего молока делали сметану, катык, кумыс, творог. Кумыс это напиток, приготовленный из лошадиного молока.

Это очень полезный напиток и с его помощью лечат многие болезни. Овцы и бараны дают человеку мясо и шерсть.

Назовите, какие вещи есть у вас, связанные из шерсти?

За животными нужно ухаживать, кормить их свежей и сочной травой, поить чистой водой. Чтобы найти луга и поля с такой травой, башкирам всей семьей приходилось переезжать с места на место, поэтому башкирский народ вел кочевой образ жизни.

Чтобы постоянно не строить новые дома на новом месте, у людей были

легкие, прочные, переносные и очень удобные дома. Эти дома назывались –

тирмэ, что в переводе с башкирского языка означает юрта .

У башкир существовали обычаи почитания юрты : нельзя входить в юрту с оружием, нельзя наступать на порог дома, раньше это было равносильно объявлению войны. Дверной занавес нужно отодвигать только правой рукой, входить в дом с правой ноги. Войдя в юрту нужно разуться слева и пройти по солнцу к тому месту, которое вам предложат. Нельзя покинуть дом, не попробовав хлеба, это считается оскорблением. В юрте нельзя шуметь, громко разговаривать. Юрту нельзя оскорблять, ведь это храм, настоящий храм, сопровождающий кыргызов всю их жизнь

А сейчас мы поиграем в башкирскую игру «Юрта » .

Игра «Юрта »

Дети делятся на четыре группы и образуют кружочки по углам зала. В центре

каждого кружочка стоит стул, на котором большой платок. Вначале все дет

и образуют круг, идут по кругу простым шагом и поют :

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

Разбежимся на лужок.

Припев : Ля- ля- ля

Закончив петь, дети быстро бегут к своим стульям, берут платок за концы и натягивают его над головой в виде шатра. Получается юрта . Выигрывает та группа детей, которая быстрее всех сделала юрту.

Воспитатель : А вот теперь мы пройдем в юрту и послушаем о ее устройстве и внутреннем убранстве. Юрта имела три уровня : пол (олицетворял Землю, куполообразную крышу (олицетворение неба, внутреннюю часть (воздух)

Юрты башкиры сооружали из шерсти , дерева и кожи. В её нижней части была решетка, скрепленная ремнями. В центре жилища был очаг, над ним - дымовое отверстие. Если очаг был во дворе, то в центре жилища расстилалась скатерть, вокруг неё раскладывали подушки, мягкие подстилки, чепраки. Вход в юрту располагался с южной стороны. Все предметы

внутри юрты расположены по определенным правилам. Занавес (шаршау) разделяла юрту на две части : мужскую и женскую.

Ребята, а как вы думаете, что находилось в женской половине?

Молодцы! Правильно.

Правая, меньшая часть, была женской, в ней была спальня с предметами хозяйственной необходимости, кухонная утварь, «турсуки» с крупами и припасами Ближе к центру подвешивалась люлька для младенца. Кухонные принадлежности : деревянные половинки, ковши, тоже развешивались на стенах.

Напротив входа в юрту или чуть левее центра стоял сундук. На нем аккуратно сложена постель и подушки, поверху украшенная накидкой – сэлтэр.

Левая часть была для мужчин - гостевая. Мужская половина была украшена более ярко и богато : начиная от двери (по стенам юрты) развешивалась сбруя лошади, седла; затем праздничная одежда; вышитые полотенца. Под полотенцами, на самом видном месте на подставках стояли сундуки, на которых горкой высились аккуратно сложенные одеяла, подушки, паласы, перетянутые вышитой лентой. Богатство и благосостояние семьи определялось по высоте уложенных на сундуках вещей. Напротив выхода развешивалось оружие : сабли, лук и стрелы, кинжалы.

В гостевой половине юрты всегда стоял накрытый скатертью бочонок с кумысом. Вокруг бочонка расставлялись чаши для питья кумыса.

Все предметы быта башкир – сундуки , подставки, колыбели, посудные полки выполнены из дерева.

Трапеза и отдых устраивались и на широких деревянных нарах - хике. «Хике» служили и столом, и местом отдыха. Сон в юрте был здоровым и целебным. Куполообразная ее форма, а также войлочное окружение способствовали этому. Основными цветами, преобладающими в интерьере башкирской юрты (тирмэ) были красный, зеленый, желтый и черный.

А теперь давайте вспомним :

1) Как назывались переносные дома у башкир ?

2) Какой формы была юрта ?

3) Как в переводе на башкирский язык будет «юрта » ?

4) На какие части делилась юрта ?

5) Чем покрывалась юрта ?

6) Как располагались предметы внутри юрты?

Молодцы, ребята!

А сейчас я приглашаю вас выпить чаю с башкирским медом и с баурсаками и послушать мелодию, исполняемую на народном башкирском музыкальном инструменте - курай

6класс

Тема: Башкирская юрта.

Цель: - повторить и закрепить знания о видах декоративно- прикладного

искусства;

Ознакомить учащихся с украшением и убранством башкирской юрты;

Прививать уважение и любовь к культуре башкирского народа,

Развивать эстетический вкус учащихся.

Оборудование: книги, тетради, ручки, картина Сыромятникова «Кибитка

на кочевке (Юрта)»,рисунок башкирской юрты, рисунки «Виды башкирских орнаментов», «Встреча гостей», «Убранство башкирской юрты», ноутбук.

План урока: 1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Повторение пройденного материала.

4. Изложение нового материала.

5. Закрепление.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

8. Оценивание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. . Начать наш урок я хотела бы со стихотворения. Слайд1

В башкирском узоре – цвет мёда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта

Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (Орнамент)

2. Объявление темы и цели урока. Слайд2

Сегодня мы закрепим знания о декоративно- прикладном искусстве, о

видах декоративно-прикладного искусства, ознакомимся с украшением,

убранством башкирской юрты.

3.Повторение пройденного материала .

1) Что такое декоративно-прикладное искусство? Слайд3

(Украшение предметов быта орнаментом)

2) Что такое орнамент? Слайд4

(от лат. слова «украшенный»)

3) Какие функции выполнял орнамент в древности и какие функции он выполняет сейчас? (Орнамент играл роль талисманов и предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил. а теперь стали просто предметами украшения.)

4) Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент? (образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов). Слайд5

Какие основные фигуры используются в башкирском орнаменте?(геометрические и растительные элементы, а зооморфный орнамент употреблялся в вышивке)

5) Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте?

цветовой гамме самыми распространенными были красный, желтый, зелёный цвета) Слайд6

6)Каждый цвет носил определённый смысл. Что означает каждый цвет?

( красный – цвет тепла и огня

желтый – цвет изобилия и богатства

черный – цвет земли и плодородия

зеленый – цвет вечной зелени,

белый – цвет чистоты помыслов, миролюбие

синий – цвет свободолюбия,

коричневый – цвет старости увядания) Слайд7

7) Какие орнаментальные комплексы вы можете назвать?

(Ребята рисуют на доске простейшие узоры орнаментов)

1-й – геометрический; Слайд8
2-й – кускарный, (криволинейные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны);
Слайд9
3-й – растительный;
Слайд10
4-й – ковровый (группа сложных узоров- многоступенчатые ромбы, треугольники);
Слайд11
5-й –украшения в виде женских налобных повязок, аппликации на обуви в виде парных изображений животных и птиц);
Слайд12
6-й -
геометрические узоры ткачества и вышивки: квадраты и ромбы, простые зубчатые завитки, восьмиконечные розетки и др. Слайд13

8) Как располагается узор в башкирском орнаменте?(симметричны)

9) Какие виды декоративно прикладного искусства вы знаете? Слайд14

(Резьба по дереву, ковроткачество, тиснение на коже, вышивка, ювелирные украшения).

10) Где можно встретить башкирский орнамент? Слайд15-21

Вывод: Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе.

4. Новая тема. Сообщение учителя.

Предметы быта, о которых мы с вами сейчас говорили и которые вы называли, предназначены для ежедневного использования. Поэтому они должны быть не только красивыми, но и, в первую очередь, удобными в употреблении.

Сама организация жилья так же была подчинена этой цели.

Слайд 1

Тема нашего сегодняшнего урока : Слайд 22

Декоративно-прикладное искусство в организации жилья башкир”.

Запись даты и темы урока в тетради.

Одним из исконных занятий башкир является полукочевое и кочевое скотоводство. Жизнь кочевников не могла не наложить свой отпечаток на весь уклад жизни: на способы постройки жилья, на особенности приготовления и хранения пищи. Вместе со своим скарбом (т.е. имуществом) и скотом башкиры перемещались с одного места на другое: летом – на летнее пастбище – джайляу, а зимой – на зимнее – кышлау. В зимнее время башкиры жили в домах. Слайд 23

Традиционное жилище древних башкир называется тирмэ – юрта. Слайд 24

Это переносное жилище. Очень прочное, легкое и удобное в транспортировке. Легко собирается и разбирается (за 1 час).

Площадь ее составляет 15-20 кв. метров. Обычно в такой юрте проживало 5-6 человек.

Слайд 25

Юрты были двух видов:

    Тюркский тип – коническая форма, крыша имеет форму купола (имеет форму конуса)

    Монгольский тип – сферическая форма, крыша имеет форму низкого конуса (имеет форму шара)

Слайд 26

Деревянный каркас юрты состоял из:

    шанрак – круговое навершие юрты – символ семейного благополучия, мира, спокойствия.

    уык – купольные жерди,равномерно расходящиеся от центра, напоминают лучи солнца – источник жизни и тепла

    канат – сборно-раздвижная решетка

У богатых башкир было по 3-4 юрты:

    для жилья;

    для приготовления пищи;

    для гостей – была покрыта белым войлоком и украшена орнаментом и называлась она актирмэ – белая юрта. Слайд 27

В таких юртах принимали приезжих гостей, отмечали семейные торжества.

Слайд 28 Пространство гостевой половины наполнялось самыми яркими и красочными предметами: постельными принадлежностями, узорными скатертями, полотенцами.

Летом в юрте было прохладно. Во время дождя она не промокала, и ветер не продувал ее. Так что же это за чудо– покрытие?

Оно называется войлоком. ( от тюрк. ojlyk - покрывало) - плотный материал из валяной шерсти. Слайд 29

Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум - трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее» (Руденко С.И.)

Теперь мы с вами имеем представление о том, что такое юрта, как она выглядит, какую площадь занимает. Слайд 30

А что же у нее находится внутри? Давайте заглянем. Внутреннее убранство юрты зависело от степени обеспеченности семьи: чем она была богаче, тем многочисленнее, красочнее были предметы обихода.

Описание убранства юрты: Мебель в юрте почти отсутствует, зато очень много тканей и различных

предметов из мягких материалов: ковров, паласов, подушек, одеял, скатерти и т. д.

Вход – закрывается деревянными створками или шкурами животных.

В центре располагался очаг для обогрева юрты. Пищу в самой юрте готовили крайне редко. Для этого была приспособлена специальная юрта с небольшим камином для приготовления пищи.

Важнейшим элементом башкирской юрты была занавесь (шаршау), которая разделяла жилище на

две части: мужскую и женскую. На полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь

же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому пол юрты

застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами.

Слайд 31 Мужская половина была более ярко и богато украшенная: начиная от двери (по стенам юрты) развешивалась сбруя лошади, седла; затем праздничная одежда; вышитые полотенца. А на самом почетном месте, напротив входа, оружие. Под полотенцами, на самом видном месте на подставках стояли сундуки, на которых горкой укладывались аккуратно сложенные одеяла, подушки, паласы, перетянутые вышитой лентой. Богатство и благосостояние семьи определялось по высоте уложенных на сундуках вещей.

Слайд 32 На женской половине находилась кухонная утварь, турсуки с крупами и продуктами, шкафчики для посуды . В юртах состоятельных башкир можно было встретить низкие кровати с резными деревянными спинками.

Почему многие вещи в юрте развешивались на стене?

(Вещи в юрте размещались таким образом, чтобы как можно меньше

занимать пространство пола и оставлять его свободным для людей. Поэтому вещи как бы «жмутся» к стенкам).

Слайд 33 Перед вами картина В.С. Сыромятникова «Кибитка на кочевке /Юрта/». Она

написана в 1929 году. Что вы здесь видите? (ответы учащихся)

Где находится кибитка? (В степи. Недалеко от юрты находится деревья. Кибитку огородили изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к кибиткам)

Юрты на кочёвках всегда выстраивались в ряд и огораживались по несколько штук или все вместе изгородью из жердей, чтобы скот не подходил к самым кибиткам.

5.Закрепление пройденного материала.

Практическая работа. Слайд 34

Ребята, мы с вами сегодня также попробуем себя в роли мастеров художников. Перед вами башкирская юрта.

Чего здесь не хватает? (орнаментов, т. е. узоров) Сейчас мы с вами украсим юрту орнаментом.

Дети, какие цвета обычно используются в башкирских орнаментах? (красный, желтый, зеленый)

Слайд 35 Перед вами лежат зелёные полоски из цветной бумаги размерами 10X8 .Сделаем кускарный элемент. А потом приклеим ваши узоры на юрту.

Слайд 36 Видео, как собрать башкирскую юрту.

1. Сложите лист бумаги вчетверо цветной стороной внутрь.


2. Нарисуйте четверть орнамента.

3. Вырежьте работу по контуру не смыкая ножницы.


4. Разверните работу, расправьте линию сгиба.

6.Подведение итогов.

Вопросы:

В настоящее время где можем встретить юрты? (во время праздников)

Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу, или какому- либо селу можно увидеть на домах, плакатах, башкирский орнамент.

Многонациональный народ Башкирии высоко чтут традиции края и любят свою культуру - культуру наших предков. Мы думаем, что башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколения.

7.Домашнее задание : прочитать текст в учебнике на стр.97-102,ответить на вопросы устно, нарисовать юрту.

8.Оценивание.

Слайд 37

Я хочу закончить урок со стихотворением, в котором отражается красота, богатство нашей земли.

Башкортостан, поля твои

Пусть будут плодородны,

Пусть будут сыновья твои

Отважны, благородны!

Ты славишься, Башкортостан,

Своей грядой седою,

Пусть с нею нефтяной фонтан

Сравнится высотою.

Пусть яблони твои к земле

От тяжести склонятся.

И пусть в любой твоей семье

В 5 раз прибудет счастья!

Еще чего желаем мы?

Чтобы в Отчизне нашей

Была Башкирия наша

Счастливей всех и краше!

Урок окончен. Спасибо за урок!

Загрузка...