О теневом театре. Детский театр теней на Измайловском: история создания, репертуар, отзывы Театр теней как называется
Однажды в далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского мператора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене.
Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль выресовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса Теневого театр и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она - за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань - не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами.
С этой прекрасной легендой связывают начало появления Теневого театра - искусства, пришедшее к нам в 200 году до нашей эры, в эпоху императора Хань-Ву-ци. Далее Театр теней начал свое триумфальное шествие по земле, он появился в Индии, Турции, прошел по всей Азии, с войсками Чингиз-Хана добрался до Европы, покорил ее, дошел до России, покорил весь Питербург, потом Москву.
Спектакли Теневого театра в древности, как правило, проходили ночью, прямо на улице при свете маслянной лампы и куклы одного спектакля могли насчитывать до 1000 фигур, не считая декораций.
Куклы для таких спектаклей делались из шкур, шкуру выделывали до прозрачной тонкости, а потом вырезали из нее фигурку куклы, вырезали на ней узоры и раскрашивали. Чаще всего кукол делали из ослиной кожи. И потому в народе театр теней еще называют - "театр кукол из ослиной кожи".
Высота куклы для Теневого театра чаще всего делалась высотой 30 сантиметров. Фигурки делались подвижные, они состояли из соединенных между собой частей. Находящейся за экраном человек управлял куклой с помощью специальных длинных прутьев,
(бамбуковых, стальных, деревянных), а зрители видели только тени кукол, которые проецировались на освещенном экране, видели движение, захватывающий сюжет, слышли музыку, пение, но не видели самого кукловода, так как свет сзади экрана, направлялся к тому под углом, что делало кукловода незаметным.
Самый известный Театр теней сейчас - Яванский, Вайанг-Кули: куклы которого до сих пор делаются из шкуры буйвола, шкура утончается так, что она становится тонкой и прозрачной, как бумага. Эти куклы так и называют бумажные куклы Вайанг-Кули. Такие куклы очень прочные. Например, куклы, что хранятся в немецком музее, до сих пор не потеряли свой цвет. Хотя им уже 1200 лет!
На западе театр теней считается одним из самых изящных и элитарных искусств, в Европе даже проводятся специальные фестивали.
8 выбрали
Она есть у каждого, но вы привыкли ее не замечать. Спешите по своим делам, думая о вечном, а она покорно следует рядом. Еще не догадались? Речь идет о вашей тени – о самом управляемом из неуправляемых явлений. С давних времен люди пытались ее "приручить" и вполне преуспели в этом занятии. Поэтому сегодня я предлагаю вам окунуться в удивительный мир театра, где балом правят тени!
А знаете ли вы, что первые театры теней появились еще во втором тысячелетии до нашей эры в Китае и Индии? Затем воины Чингисхана распространили эту необычную форму искусства по другим странам Азии. В 16 веке театр теней получил широкое признание в Турции. В Европу эти увлекательные шоу проникли лишь ко второй половине 18-го веке. Известно, что сам Гете в 1770-х годах организовывал выступления в театре теней.
Тени воспроизводят фантастические, фольклорные или мифологические сюжеты, но стиль и культурные особенности таких необычных пьес зависят страны, где проводятся выступления. Китайские тени предпочитают исторические сцены, индийские – религиозные или эпические, а турецкие обращаются к комедийному жанру.
Мерцают свечи, тихо гаснет день,
Театр теней готовит представление:
Прочь занавес, на сцене Леди-Тень
Чарует нас внезапным появлением.
Но мир такой – иллюзия, мираж,
Как бабочка, летящая на пламя:
Взмах крылышек, затем крутой вираж,
И тень исчезла где-то между нами…
(с) Неизвестный автор.
Театр теней в Китае
Считается, что именно в Поднебесной появился первый театр теней. Удивительный факт, но благодаря личной трагедии императора, опечаленного смертью жены, возник такой незаурядный вид искусства. Все дело в том, что сановник, наблюдавший как дети на улице играют с собственной тенью, решил подобным образом утешить императора. Правитель был настолько потрясен, увидев "ожившую" тень любимой, что тот час же забыл о скорби.
Довольно быстро театр теней распространился по всем провинциям Китая. Первые марионетки рисовали на рисовой бумаге и уплотняли ослиной кожей. Для управления использовались бамбуковые, деревянные или металлические палочки. В те времена необычный театр называли "Люй Пи-ин", что в дословном переводе означало: "фигурки из ослиной кожи".
Завораживающие представления под традиционную музыку быстро обрели заслуженную популярность. Кукловоды и музыканты работали бок о бок, оживляя народные сказки и притчи. Ныне Китай обсуждает возможность включения национального театра теней в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Власти подчеркивают, что такой театр – особая форма искусства, имеющая большую историко-культурную ценность.
Театр теней в Турции
Турецкое искусство кукольного театра теней было основано на "экранизации" многочисленных похождений одного персонажа – Карагоза (от тур. Karagöz, дословно "черный глаз"). Он изображался в виде уродливого маленького человечка с большим носом и огромными черными глазами.
Начиная с 16-го века Карагоз – несомненный весельчак и добродушный неудачник – стал частым гостям на праздничных представлениях. Сатирические пьески разыгрывались в частных домах, кофейнях, на улицах и площадях. Но самым любопытным для меня явилось то, что постановки такого театра теней были полной импровизацией!
Позднее один из видов турецкого театра теней так и стали называть – "карагоз". Представления проходили даже при дворе султана. Со временем, благосклонность правителя и народное признание позволили кукольникам организовать свою собственную гильдию. Остроумные сюжеты незамысловатых пьес карагоза были живым воплощением городской сатиры. В настоящее время традиционный театр теней пришел в упадок, его вытеснило кино и телевидение. Ныне выступления карагоза в Турции можно увидеть лишь в праздник Рамадан.
Театр теней в Индонезии
Индонезия свято чтит и очень бережно относится к своим культурным традициям. Одной из них является удивительный яванский театр теней – ваянг кулит (wayang – означает любое зрелище, дословно переводится как "кукла", kulit – "буйволиная кожа"). Разновидностей индонезийского театра несколько: ваянг кулит – с плоскими марионетками из кожи буйвола, а ваянг голек – с объемными. В Джакарте, столице Индонезии, обычно говорят просто "ваянг", имея ввиду привычный нам театр теней.
Считается, что ваянг возник в 11 веке вместе с подъемом индонезийской литературы. С тех пор традиции и особенности "теневых представлений" практически не изменились: зрители садятся по обе стороны экрана, действом управляет один человек (даланг), а повествование сопровождается игрой оркестра (гамелана).
Ки Мантеб Сударсоно (Ki Manteb Sudarsono) – один из самых известных далангов в современной Индонезии. Только представьте, что его рекорд по продолжительности непрерывного показа составляет 24 часа и 28 минут! Ки Мантеб отзывается о своей работе так: "Я вообще считаю, что ваянг – не для дураков. Он для умных, для интеллектуалов. Ваянг заставляет думать. Глядя в телевизор, думать не надо: палец покажут, и уже смешно. В ваянге такое невозможно, там надо размышлять, чувствовать…"
Театр теней в современной России
А что же у нас? Увы, театр теней в России – редкий жанр. Традиционным считается кукольный театр, где главные действующие лица – марионетки, а не их тени. В 1920-е годы персонажей театра теней создавали известные художники-кукольники Иван Семенович и Нина Яковлевна. Чуть позже, в 1937 году, был основан уникальный "Московский театр теней". Практически все приемы для его постановок были заимствованы у традиционного китайского театра.
Наши "теневые" представления ориентированы на юных зрителей. Спектакли российских театров теней опираются на народный фольклор, сказки, басни и т.п. Несомненно, одно: такое необычное развлечение всегда интересно и детям, и взрослым. Всем известные сказки – "Конек-горбунок", "Золотое руно", "Маленький принц" – в новом прочтении выглядят еще более волшебно.
К началу II тысячелетия относятся первые сведения о существовании в Китае теневого театра. Свои сюжеты китайский театр теней черпал из общего с драмой и кукольным театром источника -популярных исторических сказаний и легенд. Немудрено, что именно люди Востока, склонные к глубоким наблюдениям за природой, созерцательности, медитации и проникновению в святая святых сути вещей и явлений, одними из первых умудрились постичь харак-
тер тени. Ценители и создатели утонченных видов искусства, работающие с изящными образами в поэзии и живописи, китайцы по достоинству оценили свойство материи отбрасывать тень -увидели изящное в грубом.
Китайский театр теней свои сюжеты черпал из популярных легенд и древнейших исторических сказаний. Фигурки персонажей для представлений изготовлялись из кожи(ослиной,бараньей,или,как в Фуцзяни, - обезьяньей) или из цветной бумаги. Нередко их украшали цветными шелками, так что китайский театр с его красочными представлениями можно было бы назвать цветотеневым. Куклы управлялись тремя спицами, крепившимися к шее и запястьям фигуры, и были подвижны.
По одной из версий, искусство китайского театра теней уходит корнями в эпоху династии Хань (206 до н.э.-206 н.э.). Правящий в те времена император Хань Уди был опечален неожиданной смертью своей любимой жены и поэтому забросил все государ-
6 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
ственные дела. Сановник Ли Шао-вэн прогуливался по улицам и в раздумьях о том, как вывести императора из тягостного состояния, обратил внимание на детей, которые забавлялись игрой со своими тенями на земле. Это навело сановника на оригинальную мысль, как разогнать тоску своего властелина. Он вернулся домой и на лоскуте плотной материи изобразил покойную жену императора (в профиль). Затем раскрасил и вырезал изображение, а к рукам и ногам прикрепил тоненькие бечёвки. Когда стемнело, он натянул шёлковую ширму и поставил свечи так, чтобы на ширме появилась тень от изготовленной им фигуры. Фигура приходила в движение, когда дергали бечёвки.
Он пригласил императора, скрылся за экраном и показал куклу в движении, стараясь подражать не только изящным манерам, но даже интонациям голоса погибшей. Увидев тень своей покойной любимой жены, император Хань Уди весьма утешился, взял себя в руки и вернулся к заброшенным государственным делам. С тех пор игра теней стала одним из новых развлечений во дворце императора. Вскоре это дворцовая забава переросла в массовое народное увлечение. Так зародился театр теней. Но есть и другая, менее романтичная, версия возникновения теневого театра. Согласно этой версии, знатным дамам в Китае не позволялось смотреть «живые» сцены, поэтому для них
давали теневые представления, которые в тем времена были необычайно любимы и популярны. Во времена династии Юань (1279-1368) театр теней был развлечением для воинов, находившихся вдали от населенных мест. А во времена нашествия Чингиз-хана театр теней переходил с воинами из одного места в другое, что способствовало его быстрому и широкому распространению. В скором времени свои театры теней возникли в Персии, арабских и юго-восточных странах появились свои театры теней. А в Китае во времена династии Мин (1368-1644) появилось множество театральных трупп, сюжеты представлений которых были навеяны старинными легендами о войне между княжествами Чу и Хань.
Со временем театр теней, как и любое драматическое искусство, стал модифицироваться и разделился на несколько направлений. Познакомимся с самыми известными из них.
Восточная школа теневого театра - самая известная и авторитетная - возникла в местности Таньшань.
Западная школа теневого театра, которая иначе именуется Пекинским театром теней.
Пайбань пиин - самый музыкальный и пластически совершенный теневой театр, в постановках которого всё подчиняется ритму ударов бамбуковых палочек.
ТеатрЛунси - самый изящный и живописный, поскольку фигурки, их наряды и декоративные украшения очень красивы и выпол-
8 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
няются в традиционной китайской манере живописи.
Шэньсийский театр - фольклорный, все действия в сюжетах строятся на сказках и легендах о добрых волшебниках и путешествиях на запад.
Люй Пиин - бумажный театр теней, а Ян пиин - театр теней из козлиной кожи.
Техника изготовления и мастерство исполнения Техника изготовления - это сложный, выверенный временем процесс отбора материала, поиска яркого образа и его создания в форме теневой фигуры (силуэта), гра-фирования и окрашивания.
Во времена династии Сун (960-1279) использовали козлиную кожу. Талантливые художники рисовали различные образы на бумаге и копировали на поверхности развёрнутой кожи, затем вырезывали силуэты и окрашивали. Впоследствии стали использовать кожу буйволов и ослов. В некоторых местах этот вид театра так и называют - Люй Пи-ин, что означает «тени из ослиной кожи».
Мастера-умельцы даже складывали поговорки, в которых ясно указаны все ключевые технологические связки. К примеру, в них говорится о том, что ослиная кожа самая подходящая для теневой фигуры, так как она очень мягкая, большая по площади и при этом достаточно тонкая (при хорошей выделке даже просвечивается), поэтому подходит для изображения головы персонажа. Кожа на
спине осла подходит для вырезания предметов домашнего обихода (столы и стулья, ширма и т. д.). Кожа на шее подходит для вырезания животных (таких, как лошади, тигры) или повозок, лодок и т.д. По сей день знамениты театры теней, возникшие в местности Тан-шань провинции Хэбэй, на берегах речки Луаньхэ. Многие силуэты и декорации теневого театра являются ценными экспонатами музеев. Типичные образы различных персонажей обычно имели только профиль, т.е. вырезались брови, глазницы, рот и нос, а всё остальное было пустотелым. Головы фигурок традиционно раскрашивались в красный, зелёный, жёлтый, белый и чёрный цвета. С помощью цвета обозначали характеры героев представления. К примеру, по сюжету древнего романа «Трое-царствие» образ любимого в народе героя Гуань Юй всегда выглядит следующим образом:красное лицо, густые черные брови, зоркий взгляд. Всем своим обликом он выражает характерные черты человека честного, прямодушного и всегда готового на подвиги. Зелёный цвет - отличительный признак отваги и смелости. Например, в представлениях времен династий Суй (581-618) и Тан (618-907) образ народного любимца Чэн Яоцзинь всегда был зелёного цвета. Чёрным обозначали строгость, бескорыстность, справедливость как важнейшие черты в характере персонажей. Жёлтым цветом обычно выделяли образы людей, имеющих волшебную силу,
сбрить шерсть и высушить кожу до прозрачного состояния. После этого на подготовленную кожу наносится эскиз будущей фигурки, которая вырезается при помощи ножей и ножичков разного размера и формы, а потом - аккуратно раскрашивается. Цвет фигурки не должен быть монотонным, кукла при этом может быть однотонной или очень пёстрой. Ключевым и наиболее сложным элементом изготовления считается утюжка, которая производится после вырезания и окраски фигуры. В завершении работы отдельные детали соединяют вместе, и кукла полностью готова. К счастью, пока современные кино и телевидение соперничают друг с другом за массового зрителя, в Китае продолжает сохраняться группа народных художников, которые ежегодно «высаживают» на экране теневого театра всё новые и новые цветы творчества, чтобы развивать и сохранять для потомков это замечательное древнее китайское искусство, не перестающее быть современным и удивительно новым. |
а белым - маркировали образы людей хитрых, коварных, вероломных. Обычно театральная труппа состояла из пяти-семи человек человек. Оркестр состоял из струнных музыкальных инструментов (китайская скрипка «эрху», «ху-цинь», «юецинь» - род лютни); ударных музыкальных инструментов (небольшие барабанчики «бяньгу», «юньгу», различного размера медные тарелки); духовных музыкальных инструментов (труба, сонна) и многих других. Но следует отметить, что музыканты обычно играли на нескольких инструментах и помимо этого выполняли роли актеров-дублеров. Важное место в труппе занимали актёры, которые ловко управляли фигурками с помощью бамбуковых палочек и заставляли их выполнять различные движения. Причём движения выполнялись точно по сюжету: актёр синхронизировал действо, текст и аккомпанемент музыки. Примечание: на конце бамбуковой палочки была прикреплена тонкая бечёвка, соединяющая подвижные части
фигурки.
Театр теней восточной Ганьсу получил широкое распространение при династиях Мин и Цинн в XIV-XIX веках. Фигурки для театра теней в этой местности особенно красивы и сделаны с большим вкусом. Материалом для изготовления марионеток теневого театра здесь служила черная кожа молодых буйволов. Такая кожа достаточно тонкая, но прочная и пластичная. В процессе подготовки материала для будущей куклы нужно было
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
Индия:танцующие боги
Искусство театра теней стало популярным в Индии в XVI столетии, особенно в период правления Буда Редди. Индийские куклы - самые большие в театральном мире, и представления теневого театра часто происходят возле храма Шива, бога - покровителя кукол. Согласно фольклору, в те времена, когда игрушки традиционно вырезали цельными из одного бруска дерева, жил мастер, который делал необычных кукол из отдельных деталей. Однажды в магазин этого мастера зашёл бог Шива с женой -богиней Парвати. Парвати, взглянув на кукол, была настолько очарована, что попросила мужа разрешить их духам вселиться в кукол, чтобы они могли потанцевать.
После того как боги насладились зрелищем и устали, они забрали свои души и ушли. Мастер же, который с интересом наблюдал за происходящим, захотел вновь заставить кукол танцевать. Он перевязал их части и смог управлять куклами с помощью нитей.
Представления театра теней обычно проходили ночью с заката до рассвета. Широкую поляну хорошо утрамбовывали и на бамбуковых шестах ставили огромный экран. За экраном разжигали костер из скорлупы кокосовых орехов. По другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, располагались многочисленные зрители. Перед экраном садился рассказчик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ о жизни богов и подвигах героев народного эпоса «Рамаяны» и «Ма-хабхараты». Во время рассказа вдруг начинал бить барабан, потом вступали другие музыкальные инструменты, и на экране появлялись куклы - герои повествования. Казалось, что они приходили к людям из другого мира. Спектакль теневого театра мог продолжаться много ночей подряд. Детей на такие зрелища не пускали. Мало того, мужчины и женщины смотрели представления отдельно.
Современный Китай унаследовал одну из богатейших в мире театральных традиций.Китайский театр теней является старинным народным искусством этой страны. Он появился при династии Тан (618 - 907 гг.), его становление происходило в эпоху Пяти династий (907 - 960 гг.), во времена династии Сун (960 - 1279 гг.) он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вначале вырезались из бумаги, а позже из конской, коровьей иослиной кожи. «Сценой» теневого театра служит экран - прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей, за которой актеры поют и управляют бамбуковыми палочками фигурками-персонажами. С помощью света, направленного на экран, на нем отражаются эти очень выразительные фигурки-персонажи, наделенные и романтикой, и комизмом. Исполняемые актерами арии тесно связаны с местными народными песнями, мелодиями, музыкальными драмами.
Китайский театр теней в разных районах Китая имеет различия в формах фигурок персонажей, в манере исполнения, в результате чего сформировалось много стилей этого вида искусства. Например, театр теней Южного Ляонина очень маленький, длина его экрана всего 6 - 7 сантиметров, сцена хэбэйского театра теней в диаметре достигает одного метра; дворцовый театр теней отмечается особо ажурной работой, и он баснословно дорогой... Персонажи теневого театра разных мест также непохожи друг на друга; например, шлем у фигурок можно снимать только в сычуаньском театре теней; очень своеобразны лица персонажей в пекинском театре теней. И еще, в зависимости от того, в эпоху какой династии зародился театр, фигурки-персонажи в китайском театре теней отличаются головными уборами и украшениями, нарядами, чертами лица. Но всех их объединяет одно: ажурность и тонкость исполнения.
За последние годы немало выдающихся произведений теневого театра одно за другим вывозятся за границу и становятся экспонатами частных коллекций и зарубежных музеев. Так, в музее кожи одной из стран собираются изящные произведения китайского театра теней, но главное внимание здесь обращается лишь на искусство древних мастеров, и мало кто знает о многогранной истории и содержании китайского театра теней. Такая постановка дела очень огорчает и беспокоит Лю Цзилиня, который изучает искусство китайского театра теней всю свою жизнь. Смысл своей работы он видит в широкой пропаганде китайского театра теней, его мечта - сделать этот вид искусства достоянием человечества, донести содержание, историю, культуру китайского театра теней до каждого жителя планеты. За последние 10 лет он, работая над коллекционированием произведений китайского театра теней, он собрал более 6000 произведений теневого театра разных школ с эпох династий Мин, Цин, периода республики, вплоть до 90-х годов. Его ценнейшая коллекция никого не сможет оставить равнодушным.
В древности в таких странах как Индия, Индонезия и Китай для развлечения и религиозных целей использовали театр теней. Услышав об этом, возможно, кто-то представил себе такую картину: люди поры каменного века садятся у костра и наблюдают за тенями, играющими на стенах пещеры, а тени эти образуются при помощи складывания рук особым образом. Все было не совсем так. В Китае этот вид искусства был довольно высоко развит. Действие происходило на специальном экране. Его сопровождали музыка и звуковые эффекты. Театр теней являлся одним из видов кукольного театра, который был очень популярен в Китае до наступления современной эпохи. В трех других видах кукольного шоу использовались куклы на тонких веточках, куклы, которые надевались на руку, а также марионетки, управляемые при помощи веревок и проволоки. Представления театра теней проходили по вечерам. Даже в плохо обустроенных военных лагерях и самых примитивных селениях люди могли немного отвлечься от повседневных хлопот и развлечь себя наблюдением за фигурами, двигающимися на фоне специального экрана или обычной простыни, на которые был направлен свет лампы. Что касается представлений, проводимых для представителей императорского двора или богатых людей, то в них принимали участие только самых опытные и известные мастера. К тому же в этих представлениях участвовали музыканты и использовались специальные звуковые эффекты. Китайский театр теней был популярным развлечением в стране, по крайней мере, на протяжении тысячи лет. В настоящее время тоже можно увидеть полные представления этого вида искусства или его элементы.
Подобные театры теней существовали в давние времена во многих странах. Обычная лампа, полка, на которую устанавливались фигурки и тонкий экран - это все, что нужно было, чтобы организовать просмотр. Перед лампой, направленной на экран, устанавливалась специальная полка, на которую попеременно ставили вырезанные из картона или кожи фигурки, изображающие людей, предметы мебели, пагоды, городские стены, деревья или цветы. Музыка и звуковые эффекты превращали зрелище в увлекательное шоу. Это были своего рода древние мультипликационные фильмы.
История театра теней
Говорят, что монгольские воины, которые завоевали Китай в 13-м веке, очень любили смотреть представления театра теней в своих лагерях. Они принесли этот вид искусства с собой на территорию Оттоманской империи, откуда после он распространился в соседних регионах.
Когда французские миссионеры вернулись из Китая домой, они рассказали о театре теней. В 1767 г. проходили представления театра теней в Париже и Марселе. Есть мнение, что именно таким образом театр теней появился в Европе. Эти представления были очень популярны во Франции, и поначалу они назывались Ombres Chinoises, т. е. китайские тени. Были различные варианты устройства театра теней. Один из них назывался Ombres Francaises, т. е. французские тени. Театр теней был очень популярным развлечением в Париже в течение всего 18-го века. В 1880 годах в кабаре Черная кошка (Cabaret Le Chat Noir) проходило много различных популярных постановок театра теней. Для этих представлений использовалась очень яркая иллюминация.
В наши дни театр теней все еще жив. Современные мастера используют пластик, освещение, управляемое компьютерными программами, современные краски и звук. Они также могут создавать персонажи, которые полностью управляются компьютерами. Мастерам кукольного театра теней трудно соперничать с современными развлекательными средствами, но, по крайней мере, те новые технологии, которые они используют, помогают им оставаться интересными для многих зрителей в Китае и других странах.