aracs.ru

Конспект урока внеклассного чтения по рассказам М.Пришвина. План-конспект занятия (6 класс) на тему: Методическая разработка внеклассного чтения на тему:"М. М. Пришвин "Синий лапоть"

Занятие подготовила воспитатель

ГБОУ школы-интерната №2

города Армавира Краснодарского края

Ядыкина Ульяна Михайловна

Внеклассное чтение.

М.М.Пришвин «Синий лапоть»

Цели и задачи:

  • Закрепить знания о биографии писателя;
  • Вырабатывать умение ориентироваться в тексте;
  • Воспитывать у ребят интерес к чтению, стремление как можно больше узнавать нового для себя;
  • Развивать речь воспитанников, совершенствовать произносительные навыки на материале рассказа;
  • Обогащение словарного запаса воспитанников, коррекция речи.

Оборудование: интерактивная доска, наборное полотно, выставка книг М.М. Пришвина.

Словарь: воспевать, агроном, физминутка.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Рапорт дежурного. Сообщение темы занятия.

Фонетическая зарядка. (записана на доске)

- Ребята, в начале нашего занятия проведем фонетическую зарядку.

1 . Говори звуки с движениями:

а__о__у__и__ы__э

2. Прочитай словосочетания, правильно произноси звуки –б, -п:

Собирали в кучи

Зайцы пропали

Родионыч оторопел

3.Прочитай слова по знакам:

Сугроб, хлеб

Зубки, коробка

4.Праваильно прочитай и отгадай загадку:

Кто в шубке беленькой зимой,

А в серой шубке летом?

  1. Основная часть.

Ребята, сядьте ровно, будьте внимательны. Говорите четко и правильно. Прочитайте план нашего занятия.

План.

1.Беседа о биографии писателя.

2.Ответы на вопросы.

3.Кроссворд.

4.Итог.

Ребята, что мы будем делать в начале?

(Мы будем беседовать о биографии писателя.)

(Будем отвечать на вопросы.)

Показ презентации.

Слаид 1 Эпиграф к презентации

Слаид 3 Цитата Пришвина о Родине.

Слаид 5 Мать М.М.Пришвина.

Слаид 6 Годы учебы писателя.

Слаид7,8 Творчество писателя.

Слаид9 Могила Пришвина на Введенском кладбище.

Слаид 10 Музей-усадьба Пришвина.

Слаид 11,12,13,14 Природа глазами Пришвина.

Слаид15 Пришвин детям.

Слаид 16,17 Электронная физминутка.

Слаид 18 Человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Синий лапоть».

Слаид 19,20 Беседа по вопросам.

Физминутка.

Слаид 21,22,23 Кроссворд.

Слаид 24 Спасибо за внимание.

  1. Итог занятия.

Ребята, вам понравился рассказ М.М.Пришвина «Синий лапоть»?

Что больше всего вам понравилось,запомнилось?

Что мы делали сегодня на занятии?

Все ребята сегодня хорошо работали, всем спасибо, можете идти на перемену.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина ”. Константин Паустовск ий

Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину" М.М.Пришвин.

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье.

Мать М.М. Пришвина Мария Ивановна (1842-1914) Когда Мише исполнилось 7 лет, умер его отец, Михаил Дмитриевич. Потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать детям образование.

В 1883 году Миша поступил в первый класс Елецкой гимназии, из 4-го класса которой его выгнали «за дерзость учителю». В 1900 году Михаил уехал в Германию, где поступил в Лейпцигский университет. В 20 лет он успешно сдал экзамены и в Россию вернулся с дипломом агронома. И всё же настоящим призванием Михаила было творчество писателя. В 1906 году в журнале «Родник» был опубликован первый рассказ Пришвина «Сашок».

Многое, о чем писал в своих произведениях Пришвин, не фантазия, не вымысел. В основу его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления. Пришвин много путешествовал. Михаил Михайлович Пришвин писал о красоте русской природы, о русских людях, о животных.

С идит Пришвин на пне, а кругом большой лес. В руках Пришвин держит записную книжечку. Сидит и слушает, что ему шепчет лес. В се понимает писатель и записывает в книжечку.

Умер Михаил Михайлович Пришвин 16 января 1954 года в Москве. Похоронен писатель на Введенском кладбище. На могиле писателя стоит памятник в виде птицы счастья.

Музей-усадьба М.М.Пришвина находится недалеко от Москвы, в деревне Дудино на берегу Москвы-реки. Этот дом Пришвин купил в 1946 году и проводил там каждое лето.

Природа глазами Пришвина

Пришвин много писал для детей: о природе, о животных, о самих детях.

Электронная физминутка для глаз

Человек и природа в рассказе М.М.Пришвина «Синий лапоть».

Беседа по вопросам: 2. Кого Родионыч называл синим лаптем? (Родионыч называл синим лаптем зайца.) 3. Как называли охотники мелкий хворост? (Охотники называли мелкий хворост грачевник.) 4. В какое время года исчезли зайцы в лесу? (Зайцы в лесу исчезли осенью.) 5. С чем связали охотники исчезновение зайцев? (Охотники связали исчезновение зайцев с вырубкой леса.) 1. От чьего имени ведётся рассказ? (Рассказ ведется от имени автора, М.М.Пришвина.)

6. Какое слово пропущено? Найдите в тексте. «Родионыч был такой………., что лучше всякой гончей мог нагнать зайца на охотника». (Родионыч был такой искусник, что лучше всякой гончей мог нагнать зайца на охотника.) 7. Как заяц перехитрил охотников? (Заяц спрятался от охотников на вершине грачевника.) 8. Почему Пришвин и Родионыч не убили зайца? (Пришвин и Родионыч не убили зайца, потому что им стало жалко умного зайца.)

Кроссворд

По горизонтали: Кто написал Рассказ «Синий лапоть»? 2. Заячий хвостик на языке охотников. По вертикали: Как по-другому называется мелкий хворост? Кто такой Родионыч? Кто такой синий лапоть?

Кроссворд. 3 2 111 1 1 2

Спасибо за внимание.


Литературное чтение (4 класс)

Тема: «М.М. Пришвин – певец русской природы».

Цель : познакомить детей с жизнью и творчеством М.М. Пришвина, расширить знания детей о природе нашей Родины, прививать любовь к природе.

Подготовка к уроку : дети читают не меньше 5 рассказов М.М.Пришвина, рисуют рисунки к одном из них, учитель готовит жетоны для детей, учитель вывешивает рисунки к рассказам М.М.Пришвина художников- иллюстраторов (Презентация), русские пейзажи разных времен года.

Ход урока.

Сегодня наш урок посвящён М.М.Пришвину. М.М.Пришвина называют певцом русской природы. Как вы думаете почему? (М.М. Пришвин умел слушать природу, наслаждаться ею) . В конце урока мы вернёмся к этому вопросы и дополним наши ответы.

Организационный момент:

Дети делятся на 3 команды любым способом (из горшочка вытаскивают карточки с номерами 1,2,3 ; или геометрические фигуры трех видов)

1 этап.

В зависимости от уровня детей, команды получают задания:

1 команда: текст с биографией М.М. Пришвина,портрет, вопросы, отвечая на которые должен получиться рассказ о М.М. Пришвине. (Приложение 1)

1)Где родился М.М. Пришвин?

2)Как жилось его семье?

4)Легко ли было ему учиться?

2 команда: текст из воспоминаний М.М. Пришвина с вопросами. (Приложение 2)

6)К чему призывает нас?

3 команда: показать животных из рассказов М.М. Пришвина.

Подводятся итоги первого этапа, выдаются жетоны.

2 этап.

На доске развешаны иллюстрации из книг М.М. Пришвина художников или учитель показывают Презентацию, подготовленную по рассказам М.М.Пришвина.

Команды должны узнать, к каким рассказам относятся иллюстрации. («След барсука», «Вася Весёлкин», «Дедушкины валенки», «О чём шепчутся раки», «Лоси», «Медведь» , «Беличья память», «Землеройка», «Серебряное утро», «Пиковая дама»

За правильный ответ выдаются жетоны.

3 этап.

Те иллюстрации, которые не были отгаданы, дети разбирают и придумывают по ним рассказы по командам. Потом рассказывают, что получилось. Далее детям выдаются тексты тех рассказов, по картинкам которых они придумывали сами. Дети читают, какая история была написана М.М.Пришвиным.

4 этап. Викторина «Знатоки природы» по рассказам М.М.Пришвина.

1) Всем известно,что есть птицы, которых можно научить говорить. Это всем известные попугаи.

А можно ли научить говорить грача? (да, в рассказе «Говорящий грач» автор рассказывает нам, как долго подкармливал грача гречневой кашкой. Был голодный год. Грач прилетел кокну, а Пришвин спрашивает его: « Кашки хочешь, дурашка?» очень ему хотелось, чтобы грачонок ответил: «Хочу».

Но вот случилась беда: воры обчистили, остатки крупы выгребли. так лег спать голодным. Утром в окошко постучали: прилетел грач… хотел автор его поймать, а он залетел на самую верхушку дерева, смотри сверху и говорит:

Хочешь каш-ки, ду-ра-шка?)

2) Однажды Михаил Михайлович вздумал немного промять своего Трубача и дать понять ему лисичку или зайца в лесу. В густом ельнике, на перекрестке двух зеленых дорожек, он дал волю Трубачу, и он сразу же ткнулся в куст, вытурил молодого русака и с ужасным ревом погнал его по зелёной дорожке.

Но очень скоро возвратился Трубач очень смущенный, с опущенным хвостом, и на светлых пятнах его была кровь.

Внимание, вопрос! Кто же ободрал собаку. (Трубачу бы только хватить зайца, но вдруг на него из овина вылетает большая черная курица - прямо ему в глаза. И он повертывается назад и бежит. А Пиковая Дама ему на спину – и клюёт, и клюёт его своей пикой.

И вот отчего на светлых пятнах была кровь: гонца расклевала обычная курица)

3) Весной после пробуждения барсук не уходит далеко от норы. Остатки мокрого снега, грязь,ручейки и лужи воды не располагают аккуратного веря к дальним проулкам. Нор нарыто барсуками множество.

Внимание, вопрос! Зачем же им столько нор? (Все из-за лисы, которая любит селиться в готовых квартирах и неопрятностью своею выживает хозяев- барсуков)

4) - Внимание, вопрос! По какому признаку можно обнаружить присутствие лисы в норе? (по сильному и неприятному запаху)

5) Обоняние и хороший вкус помогают лисице добывать себе еду?

Внимание, вопрос! Какова основная пища лисы: зайцы или грызуны? (основная еда- грызуны. Она слышит их даже под снегом. Опустив низко голову, она бежит по полю, прислушиваясь, не пискнет ли полёвка или мышь под снегом. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы. На куропаток, тетеревов и рябчиков охота ненадежна)

5 этап. Напишите один день из жизни М.М.Пришвина.

6 этап . Чтение учителем рассказов М.М. Пришвина «Дедушкин Валенок», «Медведь»

7 этап. Выставка детских рисунков.

8 этап. Подведение итогов. Выставление оценок.

9 этап. Организация прогулки в лес или парк с целью наблюдения за жизнью леса.

Приложение 1.

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)

Родился он 4 февраля в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Отец его был купцом. О том, как он стал писателем, Пришвин М.М. рассказал в романе «Кащеева цепь». Отец рано умер, мама осталась одна с пятью детьми. Мальчик видел, как трудно маме растить детей и давать им образование, видел нужду крестьян, и вот он решает, что все люди находятся в плену у Кащея Бессмертного. В этом мире много зла, а он, мальчик, должен разорвать эту цепь. Но мальчик борется со злым Кащеем не за себя одного, а за счастье всего живого на земле.

Мальчику было трудно учиться. Несмотря на все трудности, М.М.Пришвин окончил университет в Германии,стал агрономом. Работал агрономом, а также корреспондентом,учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школ. Много путешествовал, изучал фольклор народов Севера. Писателем стал уже в зрелом возрасте. М.М.Пришвин очень хотел, чтобы все любили родную природу. Для этого он не жалел своих сил. Каждый год,с ранней весны и до глубокой осени, он жил и работал среди лесов и полей, писал там свои рассказы. «Я нашел для себя любимое дело,-говорит Пришвин,- искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека; и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл»

1)Где родился М.М. Пришвин?

2)Как жилось его семье?

3)Роман, в котором М.М. Пришвин описывает, как он стал писателем, называется «Кащеева цепь» . Почему?

4)Легко ли было ему учиться?

5)Какое образование получил М.М. Пришвин?

6)Почему М.М. Пришвин решил стать писателем?

Приложение 2.

Михаил Пришвин

Моя родина

(Из воспоминаний детства)

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.

Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину.

1)С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?

2)Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

4)В чём заключалась его охота?

6)К чему призывает нас?

7)Какая главная мысль этого рассказа.

Урок 39 «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ» (внеклассное чтение по произведениям К. Паустовского и М. Пришвина)

01.02.2012 16745 1154

Урок 39 «Берегите природу» (внеклассное чтение по произведениям К. Паустовского и М. Пришвина)

Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством М. Пришвина и К. Паустовского; учить слушать, понимать и ценить родную природу.

Ход уроков

1-й урок

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Соревнование знатоков леса.

– Какие деревья селятся в «приболотице» – на краю болота? Какие – на сухих островках в болотном «море»? Почему эти островки называются «бори́́ нами»?

– Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке?

– Где и как растут клюква, черника, брусника, голубика, костяника?

– Где цветет волчье лыко?

– Как возникает болото и почему оно так называется? Правда ли, что болото – кладовая солнца, и как это понять?

– Каких зверей и птиц мы встречаем в сказке-были? Перечислите их. Какие у них повадки, какие звуки они издают?

3. Чтение и анализ миниатюр М. Пришвина из книги «Лесная капель».

Учитель. М. М. Пришвин – тонкий знаток и ценитель родной природы.

За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днем, год за годом записывал он голоса леса, воды, лета, осени.

– Послушайте несколько миниатюр М. Пришвина из его «Лесной капели».

Подготовленные группы учащихся читают миниатюры, делятся впечатлениями, представляют рисунки.

«Лесная капель»

весна воды

Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху.

После дороги птицы перелетают кормиться на поля, на те места, где стало черно.

Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут на снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым.

Последние хрустящие остатки льда на дороге – их называют черепками. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло, и оно размякло под водой: на этом желтом ложе заяц, перебегая на ту сторону ночью, оставил следы.

Ручей и тропинка

Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей: так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка, а за ручьем на северном склоне среди хвойных деревьев лежит сибирский таежный нетронутый лес.

Светлая капель

Солнце и ветер. Весенний свет. Синицы и клесты поют брачным голосом. Корка наста от лыжи, как стекло, со звоном разлетается. Мелкий березняк на фоне темного бора в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде горного ледника, из-под которого, как в настоящем леднике, струится вода рекой, и от этого ледник отступает. Все шире и шире темнеет между ледником и краем крыши полоса нагретого железа. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку, висящую в тени на морозе. От этого вода, коснувшись сосульки, замерзает, и так сосулька утром сверху растет в толщину. Когда солнце, обогнув крышу, заглянуло на сосульку, мороз исчез, и поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз, и это везде на крышах, и до вечера всюду в городе падали вниз золотые капли.

Далеко еще до вечера стало морозить в тени, и хотя еще на крыше ледник все отступал, и ручей струился по сосульке, все-таки некоторые капельки на самом конце ее в тени стали примерзать, и чем дальше, тем больше. Сосулька к вечеру стала расти в длину. А на другой день опять солнце, и опять ледник отступает, и сосулька растет утром в толщину, а вечером в длину: каждый день все толще, все длиннее.

Первый цветок

Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это прорябило, а это показался первый цветок.

Бедная мысль

Внезапно стало теплеть. Петя занялся рыбой, поставил в торфяном пруду сети на карасей и заметил место: против сети на берегу стояло около десяти маленьких, в рост человека, березок. Солнце садилось пухлое. Лег спать: рев лягушек, соловьи и все, что дает бурная «тропическая ночь».

Только бывает так, что, когда совсем хорошо, бедному человеку в голову приходит бедная мысль и не дает возможности воспользоваться счастьем тропической ночи. Пете пришло в голову, что кто-то, как в прошлом году, подсмотрел за ним и украл его сети. На рассвете он бежит к тому месту и действительно видит: там люди стоят на том самом месте, где он поставил сети. В злобе, готовый биться за сети с десятком людей, он бежит туда, и вдруг останавливается и улыбается: это не люди – это за ночь те десять березок оделись и будто люди стоят.

Реки цветов

Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.

И мне так хорошо было пройтись по этому лугу; я думал: «Значит, недаром неслись весной мутные потоки».

Пень-муравейник

Есть старые пни в лесу, все покрытые, как швейцарский сыр, дырочками и сохранившие прочную свою форму… Если, однако, придется сесть на такой пень, то перегородки между дырочками, очевидно, разрушаются, и чувствуешь, что сам на пне немного осел. И когда почувствуешь, что немного осел, то вставай немедленно: из каждой дырочки этого пня под тобой выползет множество муравьев, и ноздреватый пень окажется весь сплошным муравейником, сохранившим обличие пня.

Листопад

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался… Кто боится чего-то в лесу, тому лучше не ходить, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.

Парашют

В такой тишине, когда без кузнечиков в траве в своих собственных ушах пели кузнечики, с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. Он слетел в такой тишине, когда и осиновый листик не шевелился. Казалось, движение листика привлекло внимание всех, и все ели, березы и сосны со всеми листиками, сучками, хвоинками и даже кусты, даже трава под кустами дивились и спрашивали: «Как мог в такой тишине стронуться с места и двигаться листик?». И, повинуясь всеобщей просьбе узнать – сам ли собой сдвинулся листик, я пошел к нему и узнал. Нет, не сам собой сдвинулся листик: это паук, желая спуститься, отяжелил его и сделал своим парашютом: на этом листике опустился небольшой паучишко.

Деревья в плену

Дерево верхней своей мутовкой, как ладонью, забирало падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершина березы стала гнуться. И случилось, в оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому, и ветка верхняя с комом согнула аркой все дерево, пока наконец вершина с тем огромным комом не погрузилась в снег и этим не была закреплена до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах. Рядом гордые ели смотрели сверху на согнутую березу, как смотрят люди, рожденные повелевать, на своих подчиненных.

Весной береза возвратилась к тем елкам, и если бы в эту особенно снежную зиму она не согнулась, то потом и зимой и летом она оставалась бы среди елей, но раз уж согнулась, то теперь при самом малом снеге она наклонялась и в конце концов непременно каждый год аркой склонялась над тропинкой.

Страшно бывает в снежную зиму войти в молодой лес: да ведь и невозможно войти. Там, где летом шел по широкой дорожке, теперь через эту дорожку лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз со всеми своими фигурами, дерево прыгает вверх и уступает дорогу. Медленно так я иду и волшебными ударами освобождаю множество деревьев.

– Произведение «Лесная капель» имеет и другое название – «Времена года». Как вы думаете, какое из названий больше подходит к нему?

– Какая, по-вашему, связь между сказкой-былью «Кладовая солнца» и «Лесной капелью»?

4. Самостоятельная работа.

Учитель. О родной природе написано много хороших книг, например: К. Паустовский. «Мещерская сторона», «Растрепанный воробей», «Кот-ворюга»; М. Пришвин. «Этажи леса», «Лесной доктор»; В. Бианки. «На великом морском пути», «Аскыр»; Г. Скребицкий. «От первых проталин до первой грозы».

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: прочитайте 1–2 книги из приведенного выше списка, сделайте краткую запись о книге, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Постарайтесь обосновать свой выбор.

2-й урок

I. Изучение нового материала.

1. Беседа о творчестве К. Г. Паустовского.

Книга о центральной России – «Мещерская сторона», 1937 год.

Краткий пересказ книги подготовленными учащимися.

– Чем достигается поэтичность этих произведений? (Дни и месяцы наблюдений, терпеливое совершенствование мастерства.)

Два цикла рассказов: «Мещерская сторона» и «Летние дни».

Два плана рассказов:

– внешний – событийный;

– внутренний – мотив красоты родной природы.

Рассказ «Бакенщик»: «Учить их стараюсь… уважению к родной земле. Без этого человек – не человек, а труха».

Рассказы настроения, раздумья.

«Ленька с Малого озера».

(Он не приемлет и взрослых, и детей, равнодушных к окружающему, душевно черствых, лишенных чувства прекрасного.)

«Собрание чудес» (1946 г.) и «Колотый сахар» (1939 г.). «Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы».

2. Слово учителя.

К. Г. Паустовский – еще и «музыкальный» писатель. У него есть замечательные рассказы о Григе, Шопене, Моцарте. В своих произведениях ему удивительно удается слить воедино музыку и слово.

Рассказ «Старый повар» – о Моцарте. Его личность, недолгая жизнь и загадочная смерть до сих пор окутаны тайной. Глубина его музыки, ее динамизм делают его композитором скорее XX века, нежели XVIII, от которого он оторвался и ушел в будущее.

«Счастье! Звучит нестареющий Моцарт», – так мог сказать о своих ощущениях не один поклонник его таланта. А один из них – дворянин, человек высокой культуры, дипломат Г. В. Чичерин – оставил в своей книге о Моцарте такое признание: «Для меня Моцарт был лучшим другом и товарищем всей жизни, я ее прожил с ним, самым сложным и тонким, самым синтетическим из всех композиторов, стоявшим на вышке мировой истории, на перекрестке исторических течений и явлений… Лично для меня Моцарт – композитор настоящего и даже единственный вполне настоящий композитор. Мой лучший друг, мой единственный вполне настоящий друг.

У меня были революция и Моцарт».

3. Слушание «Реквиема» Моцарта.

– Что вы можете сказать об этом произведении? (Скорбная, торжественная музыка; встреча композитора с «черным человеком», внезапная смерть; роковое произведение.)

Учитель. Была еще одна незабываемая встреча в жизни Моцарта.

4. Чтение рассказа «Старый повар».

а) Вопросы:

– Кто главный герой рассказа? Моцарт? Старый повар? Музыка, искусство?

– Какой грех лежит на душе старика? (Ради больной жены совершил воровство.)

– Каково его последнее желание?

– В чем смысл слов «Слушайте и смотрите!», обращенных к старику?

– Что происходит с героем? (Под влиянием музыки он накануне смерти получает счастье, которого был лишен всю жизнь.)

– В чем смысл названия рассказа? В нем такая обыденность, приземленность. («Не хлебом единым жив человек».)

б) Выразительное чтение отрывков из рассказа на фоне музыки «Маленькая ночная серенада» Моцарта.

Учитель. Музыка Моцарта, по мнению многих, близка живописи Леонардо да Винчи, Рафаэля.

Посмотрим слайды с репродукциями художников эпохи Возрождения и послушаем Моцарта.

– Чем созвучны музыка и живопись? (Одухотворенностью, глубиной, красотой.)

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать небольшое сочинение о своих наблюдениях природы, придумав ему название.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Урок литературного чтения в 3 классе.

М.М. Пришвин «Выскочка».

Цели урока: - расширение знаний учащихся о жизни и творчестве М.М. Пришвина;

Знакомство с рассказом «Выскочка», развитие умения анализировать поступки и характер героев;

Отработка навыка беглого выразительного чтения, расширение кругозора учащихся, развитие памяти, речи и мышления.
Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Введение в новую тему. Знакомство с биографией писателя.
- Прочитайте имя автора и название произведения, которое мы будем сегодня читать (слайд 1) .

Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954) - писатель (прозаик, публицист). М.М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье (слайд 2) .

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии. Но через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет образование было продолжено в Рижском политехническом институте. В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму.

С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать.

Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. В 1906 году впервые был опубликован его рассказ - «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Жень-шень» и многие другие. Также высоко ценятся его дневники.


III. Беседа о названии рассказа.

Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём или о ком он?

Кто такой «выскочка»? Кого так называют?(ответы учащихся).

Обратимся к толковому словарю Ожегова: (слайд 3)

ВЫСКОЧКА - человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.
- Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком идет речь в этом рассказе:

(Слайд 4)

Ушки чуткие торчком,

Хвост, взлохмаченный крючком.

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака).

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета. (Сорока).

О собаках мы с вами много говорили. А что вы знаете о сороках?

Сообщение учащ-ся: (слайд 5)

Сорока.


Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее легко запоминается – резкое стрекотание. Глаз у нее зоркий – никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.

Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он – темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шашками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.

Поселяется она в светлых лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из крупных сучьев. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна, культурных злаков, подсолнечника.

Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.


IV. Знакомство с рассказом.

Чтение учащихся.


V. Физминутка.
VI. Обсуждение прочитанного.

Словарно – лексическая работа.

Объясните значение слов: (бдительный – очень внимательный; радужный – разноцветный)

Объясните выражения:

В семье не без урода.

«Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».
Беседа по содержанию произведения:


  • Почему М.М. Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

  • Как автор описывает Вьюшку, ее поведение и повадки?

  • Какой породы собака? (Лайка) Что вы знаете о лайках? (Ответы учащихся). Именно этой породы были первые путешественники в космос.

  • Откуда приехала Вьюшка? Почему ее так назвали? (Лайка приехала с берегов сибирской реки Бии. Так ее и прозвали. Бия – Бьюшка – Вьюшка). (слайд 6)

  • Что вы узнали о сороке? На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряженный?

  • Как проявила себя Вьюшка в ситуации с сорокой?

  • Как автор относится к собаке и к сороке: с любовью, насмешкой, юмором, состраданием, нежностью?

VII. Работа по содержанию произведения.
1. Расшифруйте пословицу. Объясните ее смысл. Как связана каждая пословица с изучаемым нами произведением? (слайд 7):
СОВСЕМ КТО НЕ ЗНАЕТСЯ ГЛУП НИ С КЕМ

(Глуп совсем, кто не знается ни с кем.)

Цели:
Сформировать у учащихся представление как о необыкновенно добром, терпеливом, внимательном, изобретательном, хорошем знатоке природы, человеке и писателе.
Развивать у учащихся речь, память, творческие способности и умение анализировать произведения.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Наглядность и оборудование:
Портрет М. М. Пришвина, выставка книг «С Пришвиным в лес», плакат «Охранять природу – значит охранять Родину», иллюстрации к рассказам М. М. Пришвина, рисунки учащихся к прочитанным произведениям, кроссворд, грамзапись «Голоса птиц», проектор, компьютер, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Разгадывание кроссворда. (Приложение 1)
Учитель: Сегодня наш урок я хочу начать с разгадывания кроссворда. Вот он, перед вами.
Сообщение темы урока.
Прочитайте, что получилось в зелёных клеточках.
Учитель: Как вы догадались, мы поговорим о рассказах Михаила Пришвина. Тема нашего урока «Михаил Михайлович Пришвин – певец русской природы».
(Стук в дверь. Входит М. М. Пришвин.)
Пришвин: Шёл на охоту, услышал свою фамилию и решил зайти.
Учитель: На охоту, а ружьё?
Пришвин: Моя охота в находках. Мне хочется найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, никто в своей жизни их не встречал.
- Расскажите, что вы обо мне знаете?
Биографию писателя рассказывают ученики на фоне музыки (показ презентации)
М. М. Пришвин – великий писатель, путешественник и охотник. Большую часть своей жизни он провёл в путешествиях. Где он только не побывал?! На Крайнем Севере и Дальнем Востоке, в горах Урала, в степях Казахстана, в Крыму и на Волге. М. М. Пришвин родился 5 февраля 1873, умер в 1954 году. Родился он в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии, в купеческой семье, в дворянской усадьбе, доставшейся по наследству его отцу, там он провёл детство, часто возвращался туда в течение жизни. Среднее образование Пришвин получил в Тюменском реальном училище. Учился в Рижском Политехническом институте. За участие в революционном кружке был арестован, сидел в тюрьме, а затем выслан в Германию. Там окончил Лейпцигский университет. Вернувшись на Родину, работал агрономом. Он уже пишет и издаёт агрономические книги. Но ему становится ясно – наука не его призвание. Он круто изменяет свою судьбу: становится писателем. В литературу вошёл как детский писатель. Писал о том, что видел и сам пережил в природе. Рассказы Пришвина побуждают к любознательности, зоркости, в них большой момент игры, охоты за меткими наблюдениями, за чудесным мгновением, когда распускается первый лист, падает первая капель весеннего светлого дождя. Секрет Пришвинского обаяния – в его зоркости. В своих замечательных книгах Пришвин рассказал много интересного о природе, об охоте на различных зверей и птиц, о дружбе человека с животными, о повадках зверей, о простых деревенских ребятах и об их дружбе, смелости, находчивости. За заслуги в литературе М. М. Пришвин награждён орденами «Знак почёта» и «Трудового красного знамени».
Пришвин: А кто из вас читал мои рассказы? (Ответы детей)
Пришвин: Даже иллюстрации нарисовали. Молодцы! Ну, мне пора.
Рассматривание выставки книг.
Учитель: По многим лесным тропинкам прошагал удивительный волшебник русского слова. Судя по обложкам книг, иллюстрациям на них, скажите:
- О чём писал Пришвин? (Ответы детей)
Учитель: Природа – главный герой его произведений. Много света и солнца, много любви к природе, а через неё к человеку в книгах этого тонкого художника.
- Ребята, давайте примем участие в интересной охоте без ружья. Вместе с героями рассказов М. Пришвина побываем в лесу, понаблюдаем за птицами, лесными зверями. Итак, с Пришвиным в лес.
Звучит грамзапись «Голоса птиц».
IV. Анализ прочитанных произведений. (Работа по уровням)
1) Анализ рассказов, прочитанных учащимися III уровня.
Учитель: Сила обаяния Пришвина в зоркости, умении видеть, наблюдать. Он подмечает тончайшие оттенки в поведении животных.
- В каких рассказах вы читали об этом? («Гаечки», «Изобретатель», «Муравьи»)
- Почему утёнка прозвали изобретателем?
- Есть у белки память?
- Как же белка находит свои запасы, засыпанные снегом?
- О каком рассказе пойдёт речь? (Показ иллюстрации)
- Каким образом ёж запасся яблоками?
- Что необычного в поведении муравьёв подметил автор? Прочитайте.
- Как разговаривают деревья?
V. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
2) Анализ произведений, прочитанных учащимися I уровня.
Учитель: У собак перед всеми зверями особая любовь к человеку. Всюду М. Пришвина сопровождали собаки.
- Назовите клички собак, с которыми вы встретились в рассказах.
- Как называется рассказ, из которого взяты слова «Визгу много, шерсти мало»? Назовите кличку собаки. Почему о ней так сказано?
- Как М. Пришвин относился к ним? Докажите. («Глоток молока»)
- Назвать кличку собаки, которая спасла жизнь человеку. В какой это повести? (Иллюстрация)
3) Анализ повести «Кладовая солнца».
Сценка.
Настя: Что это, Митраша, так страшно воет вдали?
Митраша: Отец говорил, что это воет на Сухой речке старый Помещик. Все волки на Сухой речке убиты, но Серого убить невозможно.
Настя: Так чего же он так страшно воет теперь?
Митраша: Отец говорил, что волки воют весной оттого, что им есть теперь нечего. А Серый ещё остался один, вот и воет.
Настя: Мы куда же пойдём?
Митраша: Мы пойдём на север по этой
·тропе.
Настя: Нет, мы пойдём вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь? – какое это страшное место Слепая елань. Сколько погибло в нём людей и скота. Нет, Митрашенька, не пойдём мы туда. Все идут в эту сторону, значит, там и клюква растёт.
Митраша: Много ты понимаешь! Мы пойдём на север, как отец говорил: там есть палестинка, где ещё никто не бывал.
Настя: Вот ещё! Отец наш сказку любил рассказывать, а может быть, вовсе нет никакой палестинки!
Митраша: Понимаешь ты!
Учитель:
- Назовите имена детей.
- Почему они жили одни?
- По сколько лет им было?
- Как они управлялись с хозяйством?
- Что вы можете сказать о детях?
- Как травка спасла Митрашу?
Учитель: Постоянное общение с родной русской природой, в которой они черпали силы, позволило им стойко переносить жизненные испытания.
4) Анализ рассказа «Вася Весёлкин».
Учитель:
- В каком рассказе мы встречаемся с мальчиком, который спас собаку Жульку? (иллюстрация)
- Как Вася спас собаку?
- Зачем его искал Пришвин?
- Как учителю и Пришвину удалось найти мальчика? (зачитать)
- Что вы можете сказать об этом мальчике?
- Как Пришвин отблагодарил его?
5) Анализ рассказов, прочитанных учащимися II уровня.
Учитель:
- В каких рассказах автор пишет о заботливом отношении животных к своим детёнышам? («Лоси», «Ярик», «Пиковая дама», «Рождение Кастрюльки»)
- В каких рассказах вы прочитали о забавных случаях? («Как заяц сапоги «съел», «Говорящий грач», «Белый ожерёлок»)
6) Учитель: Человек – часть природы. Он сильнее всех живых умом. И вот, как разумное существо, он не должен причинять вреда природе, а должен заботиться о своих «братьях младших», охранять и защищать всё живое.
- В каких рассказах М. Пришвин призывает бережно относиться к природе? («Лесной хозяин», «Лесной доктор», «Сухостойное дерево»)
- Почему горит дерево? Кто его поджёг?
- Сухостойное дерево. Почему оно засохло? (зачитать)
- Прочитайте слова Пришвина. («Охранять природу – значит охранять Родину»)
(Ответы детей)
Учитель: Эти слова красной нитью проходят через все произведения Михаила Пришвина.
VI. Итог урока.
- Чему учат рассказы Михаила Пришвина?
- Можно ли соотнести строки из стихотворения Кайсын Кулиева с произведениями Пришвина?
Береги всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора:
Оно высокое и вековое.
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
Ответы детей.
Лесовичок: Меня прислал к вам Пришвин с телеграммой.
(Читает телеграмму)

ТЕЛЕГРАММА
Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.
Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Обязательно подкармливай птиц зимой, а весной с помощью старших делай для них домики. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками. Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания. Не забывай и о том, что растения дают животным убежище. Оберегая травы, кусты и деревья, ты помогаешь зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в этих зарослях.
Лесовичок: Что же передать Пришвину? (ответы детей)
Учитель: Пришвин поставил перед собой задачу – средствами художественного слова изображать многообразные связи человека и природы с тем, чтобы воспитать у людей чувство бережного отношения к природе.
VII. Оценки.
Учитель: А закончим наш урок песней «Давайте сохраним».
Песня «Давайте сохраним».
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб её лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стержнях – осетра,
Касатку – в небесах,
В таёжных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним.
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!
VIII. Домашнее задание.
Рассказы Л. Н. Толстого.

Приложение 1.

Замените одним словом: дятел, сорока, грач. (Птицы)
Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)
Какую собаку в одном из рассказов звали как птицу? (Рябчик)
Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. Детёныш. (Лягушонок)
Трудолюбивые насекомые. (Муравьи)
Кто попался на колбасу? (Ярик)
Живёт в лесу, ухает как разбойник. Люди его боятся. А он людей боится. (Филин)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 9»
г. Лиски Воронежская область

Урок по внеклассному чтению
на тему:

«М. М. ПРИШВИН – ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ».

по программе Л. Ф. Климановой.

Загрузка...