aracs.ru

«Глобус модель Земли. Географическая карта. Что такое глобус? История и современное использование глобусов

Тестовые задания.

1. Моделью земного шара является

а) географическая карта

б) аэрофотоснимок

в) глобус

г) топографическая карта

2. В чём достоинства глобуса по сравнению с географической картой?

а) глобус изображает поверхность Земли более подробно

б) глобус даёт представление о форме и истинном облике поверхно-сти Земли

в) глобус удобен при транспортировке

г) глобус даёт представление о значениях радиусов Земли

3. Географическая карта — чертёж. Это означает, что она

а) может быть нарисована любым человеком

б) создаётся с использованием определённых правил

в) понятна любому человеку

г) даёт представление о реальном виде объектов

4. Зелёным цветом на физической карте изображаются

б) растительность

Г) низменные равнины

5. В отличие от аэрофотоснимков космические изображения

а) более подробны

б) позволяют охватить огромные участки земной поверхности

в) являются истинным изображением территории

г) могут быть выполнены любым человеком

6. Из предложенного списка выберите слова и термины, имеющие отношение к аэрофотоснимкам. Выпишите их буквенные обозна-чения.

а) физическая карта

б) вертикально вниз

в) самолёт

г) горизонтально

д) фотография

е) подводная лодка

Тематический практикум

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Глобус и карта

Глобус — уменьшенное изображение земного шара. На глобусе хо-рошо видно, как расположены материки, океаны, моря и их размеры. На глобусе получается наиболее правильное изображение земной по-верхности без каких-либо искажений.

Но у глобусов есть крупный недостаток: изображение на них силь-но уменьшено. Для того чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры — десятки метров! Пользоваться таким глобусом, конечно, невозможно.

На обычных же глобусах, применяющихся в школах, нельзя изо-бразить мелкие подробности в очертаниях материков, в строении речной сети, горных хребтов и т. п. Многие государства (например, Дания, Бельгия, Португалия) изображаются такими малыми фигура-ми, что на них едва хватает места для одного кружка — условного зна-ка столицы.

Поэтому создаются географические карты, на которых изобража-ется не весь земной шар, а только часть земной поверхности, но зато с большей подробностью. При этом изображение с поверхности шара нужно перенести на плоский лист. Однако поверхность шара нельзя развернуть, разостлать на плоскости без складок и разрывов.

При со-ставлении карты приходится допускать некоторые неточности. Поэ-тому на карте возникают искажения направлений, расстояний и пло-щадей, неодинаковых в разных частях карты. Путём сложных мате-матических расчётов и построений эти искажения стараются свести к минимуму.

Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?

Для того, чтобы получить на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные размеры.

В чём причина имеющихся на картах искажений?

Изображение нужно перенести на плоский лист. Но поверхность шара нельзя развернуть, расстелить на плоскости без складок и порывов.

Можно ли сделать карту полностью лишённой искажений?

Путем сложных математических расчетов и построений искажения пытаются свести к минимуму.

Как вы думаете, какие страны (кроме названных в приведённом выше тексте) тоже сложно показать на глобусе?

Микрогосударства Ватикан, Люксембург, Лихтенштейн, Сан-Марино.

Картографический практикум.

Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечислен ных географических объектов.

1 — Бенгальский залив

2 — острова Новая Зеландия

3 — Австралия

4 — река Конго

5 — Чёрное море

6 — полуостров Индостан






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие учебно-познавательного интереса к материалу о форме Земли и о ее моделях (шарообразной и плоской).

Предметные задачи урока:

  • развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
  • формировать понимание того, что глобус – это модель Земли; карта - плоскостное изображение земной поверхности;
  • ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

Личностные задачи урока: создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

Метапредметные задачи урока:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
  • строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
  • использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию, слушать собеседника излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей; (коммуникативные);
  • учиться правильно давать определения изучаемых понятии?;
  • получать различную информацию из различных источников (учебник, интернет, глобус, карты).

Оборудование: глобус, карта полушарий, проектор, приложение .

Ход урока

Этап Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Организационный: позитивный настрой, проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний Географический диктант:

1. Земля имеет форму...

2. На каком месте среди всех планет относительно солнца находится Земля?

3. Радиусы Земли неодинаковые, тот, что больше - ..., тот, что меньше....

4. Движение Земли вокруг своей оси называется...

5. Орбитальное движение длится...

6. Линия, по которой Земля движется вокруг солнца, называется...

7. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за....

9. Две точки Земной поверхности, не участвующие в осевом вращении, называются....

10..Линия, одинаково удалённая от северного и южного полюса, которая делит земной шар на два полушария, называется...

С помощью проектора демонстрирует вопросы для проверки имеющихся знаний

Итог: во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете)

1. Отвечают на вопросы в тетради:

1. Геоид (приплюснутый у полюсов шар)

3. экваториальный, полярный

4. осевое (суточное)

5. 365 - (366 суток)

10. экватор

2. Обмениваются тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка, оценивание)

НОРМА ОЦЕНОК НА ДОСКЕ

(исходим из количества ошибок)

6 и больше = “2”

3. Проблемная ситуация. Формулировка цели, постановка задач Слайды 5 Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте определить:

Почему именно эти предметы размещены на слайде? О чём пойдёт речь на уроке? Какова будет наша цель?

Демонстрирует слайд.

Организует обсуждение, резюмирует высказывания детей

Предлагают варианты формулировки цели.

Отвечают на вопросы

Слайды 6-16 история создания разных глобусов. Рассказ учителя об истории создания различных глобусов.

Объяснение учителя может быть заменено предварительно подготовленными сообщениями учащихся об истории создания различных глобусов (учитель демонстрирует, сопровождает рассказ изображением)

Корректирует ответы

Сообщения учащихся об истории создания глобусов. Учащиеся сравнивают изображения, пытаются сформулировать заключение: что изображается на глобусе, почему создание глобуса-это шаг вперёд в истории науки, в чём преимущества и недостатки глобуса.
Просмотр мультипликационного ролика Проблемное задание Поиск ответа на вопрос: Что в мультфильме выдумка, что научно доказанная истина?

Обсуждение, дополнение ответов одноклассников

Посмотрите на изображение на слайдах 19-21 Постановка вопроса:

Что представляла собой старинная карта?

Организация дискуссии:

Почему плоскостное изображение земной поверхности было необходимо? В чём преимущества карты? В чём недостатки? Почему карты древности отличаются от тех, что висят у нас в классе и собраны в ваших атласах?

Высказывают предположения вступают в дискуссию. Учатся отстаивать свою точку зрения при этом выслушивают точку зрения одноклассников
Гимнастика для глаз:

Дети закрывают глаза под тихую музыку выполняют команды учителя:

“Представили наш ученический глобус, сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе. Поехали в восточном направлении, сделали полный оборот, глаз не открываем, прыгнули взглядом на северный полюс, на южный, вновь на северный и снова на южный, вновь сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе, поехали по линии экватора в западном направлении. Увеличили мысленно глобус в два раза и проделали ту же процедуру ещё раз”

Продолжение Слайд 22. Условные знаки на карте и в атласе Предлагает проанализировать изображения карты и глобуса Изучают условные знаки карты, цветовую шкалу, масштаб
Различие географических карт

Многообразие карт

Вводит новые понятия (план, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, атлас); демонстрирует на слайдах 23-37 Просматривая различные слайды, пытаются определить, в чём различие, сходство, преимущества и недостатки каждого вида изображений.
4 Закрепление новых знаний Продолжите фразу: Я считаю, что глобус (карта) для работы важнее и удобнее, потому что..... Помогает сформулировать ответы Отвечают на вопросы, сравнивают
5 Рефлексия Что удивило на уроке?

О чём хотели бы узнать ещё?

Организует обсуждение Высказываются
6 Домашнее задание Параграф 5.

ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Ответы на вопросы развёрнутые, доказательные (оформляем в тетради), используя различные источники информации

Пояснение требований к выполнению домашнего задания Записывают в тетради вопросы:

1. Может ли быть космический глобус?

2. Могут ли быть аэрофотосъёмки всей земной поверхности? Если “да”, то можно ли из них составить карту или глобус, если “нет”, то почему?

3. Зачем человеку нужны разные карты, ведь на них изображается одна и та же поверхность, не лучше ли сделать одну, но качественно?

Глобус и географическая карта


Глобус и географическая карта

Одни из самых важных изобретений человека, которые позволяют изобразить земную поверхность.

С помощью них мы можем «путешествовать» по планете.


Что такое ГЛОБУС?

Глобус – уменьшенная модель Земли, на которой изображена её поверхность.

Слово «Глобус» в переводе с латинского языка означает ШАР.

Самый первый земной глобус - это глобус Кратеса из Пергамы. Он был сделан во II в. до н.э. Однако, ни сам глобус, ни его изображение не найдены.


Первый глобус

Первый реальный глобус создал в 1492 г. немецкий географ Мартин Бехайм и назвал его «Земное яблоко». На нем не было Америки, и расстояние между Европой и Азией было в два раза меньше, чем оно есть на самом деле.


Что мы видим на глобусе?

Глобус имеет форму немного приплюснутого шара. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый и белый цвета. Синий - вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый -лед.

Глобус называют «мяч в сетке». При вращении глобуса на месте остаются только полюса: северный и южный. Главный пояс земли – «экватор», его еще называют «самая длинная параллель».


Океаны мира:

На глобусе указаны материки и океаны.

Океанов - пять: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.


Материки:

Всего материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.


Географическая карта

Географическая карта - это условное изображение поверхности Земли на плоскости.



Глобус и Карта

Общее

Глобус

Различное

встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.

Карта

целый шар

две половинки – Западное и Восточное полушария

Вспомните:

1. Какие виды изображения земной поверхности вам известны?

Ответ: Глобус, карта, чертеж, фото, рисунок.

2. Чем отличаются указанные вами виды изображения земной поверхности?

Ответ: Способом и методом изображения земной поверхности.

Как вы думаете:

1. Можно ли карту назвать моделью Земли?

Ответ: Да, можно. Карта – это представление мира на плоскости, для удобства и компактности.

Проверим знания:

1. Что такое глобус?

Ответ: Глобус – трехмерная модель земного шара, на котором изображены все имеющиеся на поверхности земли объекты: материки и океаны, острова и полуострова, моря и заливы.

2. Что такое географическая карта?

Ответ: Географическая карта – чертеж, изображающий земную по-верхность.

3. Что обозначается на географической карте оттенками синего цвета?

Ответ: Водные объекты – океаны, моря, реки, озера и пр.

4. Что обозначается на географической карте оттенками зеленого, желтого, коричневого цвета?

Ответ: Зеленый и желтый цвет на карте – равнины. Самые низкие равнины обозначены зеленым цветом, а желтым – приподнятые. Ко-ричневым цветом обозначаются горы.

А теперь более сложные вопросы:

1. Чем отличается глобус от географической карты?

Ответ: Глобус - предмет довольно громоздкий, он не складывается. Карта удобнее, на ней изображено большее количество информации, чем на глобусе.

2. Почему на географической карте отражено больше разной информации, чем на глобусе?

Ответ: Карты бывают разные – политические, физические, стран и городов мира. А на глобусе отражены лишь некоторые материки и города.

3. Как с помощью географической карты можно изучать историю географических открытий?

Ответ: На карте великих географических открытий помещены сведения о маршруте открывателей.

4. Почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности?

Ответ: Земная поверхность – это поверхность шара. А карта – плоская поверхность. Нельзя так просто взять и развернуть сферическую поверхность на плоскую, так как возникнут пустоты. Их заполняют «растягивая» изображение. Поэтому и появляются искажения.

От теории к практике:

1. Укажите сходства и отличия фотографического изображения земной поверхности, выполненного с поверхности Земли, борта самолета, борта космического корабля. Результаты работы занесите в таблицу, перечертив ее в тетрадь. Сформулируйте вывод о достоинствах и недостатков каждого из видов фотографических изображений.

2. Фотография с поверхности Земли.

Фотография с поверхности Земли имеет больший охват, чем с борта самолета, но меньший, чем с борта космического корабля.

3. Фотография с борта самолета.

Фотография с борта самолета имеет большую детализацию изображения, чем фотография с поверхности Земли или борта космического корабля. Но при этом охватывает меньше объектов на изображении, чем фотография с космического корабля или поверхности Земли.

4. Фотография с космического корабля.

Является наиболее масштабной, но и, в свою очередь, менее детали-зированной.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Слайд 28

Описание слайда:

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Слайд 31

Описание слайда:

Слайд 32

Описание слайда:

Слайд 33

Описание слайда:

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

Слайд 36

Описание слайда:

Слайд 37

Описание слайда:

Слайд 38

Описание слайда:

Слайд 39

Описание слайда:

Слайд 40

Описание слайда:

Слайд 41

Описание слайда:

Слайд 42

Описание слайда:

Слайд 43

Описание слайда: Описание слайда:

Природные и социальные ориентиры Природные ориентиры. Стороны горизонта определяют по звездам (Полярная звезда показывает направление на север). Днем можно определить стороны горизонта при помощи часов и Солнца: на часах надо выставить местное время, направить часовую стрелку на Солнце, разделить пополам угол между стрелкой и числом 12 на циферблате. Полученная линия укажет направление север - юг (до полудня юг будет справа от Солнца, после полудня - слева). Таким же образом определяются стороны горизонта по часам и полной Луне. Большинство из растений являются своеобразными «компасами»: мхи и лишайники располагаются на северной стороне деревьев и камней, кора деревьев грубее и чернее с северной стороны. Муравейники стоят с южной стороны деревьев, а на хвойных деревьях смола обильнее накапливается с южной стороны, ветви отдельно стоящих деревьев длиннее также с южной стороны. Социальные ориентиры. Алтари и часовни православных и лютеранских церквей обращены на восток, алтари католических церквей - на запад, буддийские пагоды обращены фасадами на юг.

Слайд 45

Описание слайда:

Слайд 46

Описание слайда: Описание слайда:

Абсолютная высота (от лат. absolutus -независимый) - расстояние в метрах по вертикали от заданной точки на поверхности Земли до среднего уровня поверхности океана (моря). Абсолютная высота (от лат. absolutus -независимый) - расстояние в метрах по вертикали от заданной точки на поверхности Земли до среднего уровня поверхности океана (моря). В России абсолютная высота исчисляется от нуля футштока в Кронштадте (порт в Ленинградской области на о. Котлин, Балтийское море). Она бывает положительной (местность лежит выше уровня океана) и отрицательной (местность расположена ниже уровня океана). Положительную абсолютную высоту имеет большая часть суши. Примеры отрицательной абсолютной высоты встречаются на суше реже: впадина Каттара, Африка (-133 м), Долина Смерти, Северная Америка (-85 м). Неровности земной поверхности, т.е. рельеф и воды на географических картах отображают двумя способами: с помощью горизонталей (изогипсы -от греч. hýpsos - высота) - показывают линии с одинаковой абсолютной высотой и изобат (от греч. bathos - глубина) - показывают линии одинаковой глубины. Для определения абсолютных высот и глубин на физических картах помещают шкалу высот и глубин. Следует отметить, что при повышении высот от 0 м и более, цвет поверхности на физической карте меняет оттенок со светло-зеленого (равнины) до темно-коричневого (высокие горы). При увеличении глубины цвет поверхности также меняется с голубоватого (0 м) до темно-синего (глубочайшие впадины и желоба). Следовательно, высоту или глубину на физической карте определяют по оттенку цвета, находящемуся в спектре.

Слайд 49

Описание слайда:

Слайд 50

Описание слайда:

Слайд 51

Описание слайда:

Слайд 52

Описание слайда:

Слайд 53

Описание слайда:

Слайд 54

Описание слайда:

Загрузка...