aracs.ru

Чему учит произведение по щучьему велению. Исследование сказки «По щучьему велению. С какими просьбами к Емеле обращались невестки в сказке "По щучьему велению"? Восстанови последовательность просьб. Расставь цифры в нужном порядке

Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.

Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).

Русская сказка впервые опубликована в сборнике П. Тимофеева «Сказки русские» в 1787 году, а в дальнейшем распространялась в виде лубков и переиздавалась многими собирателями сказок: А. Афанасьевым, В. Далем, И. Буниным, А. Толстым.

Почему дурак?

Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.

Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать ), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского.

Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень. Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное.

Емеля-простак

Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина.

Вот здесь я бы отметил первый и важный урок : простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости.

Был ли Емеля ленив?

На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:

Невестки отвечали:

Милостивый государь наш, дурак любит - ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает ; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.

Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!

Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой.

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду.

Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста». Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)

Выводы

Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.

Название произведения: "По щучьему велению, по моему хотению".

Число страниц: 5.

Жанр произведения: русская народная сказка.

Главные герои: Емеля-дурачек, невестки, Щука, Царь, Царевна.

Характеристика главных героев:

Емеля - простой парень.

Ленивый, но добрый.

Пощадил щуку и выпустил ее в реку.

Хитрый и ловкий.

Проучил царя.

Царь - требовательный и капризный.

Хотел сжить со свету родную дочь и Емелю.

Вовремя признал свою неправоту.

Марья-царевна - красивая и верная девушка.

Вместе с Емелей осталась жить и строить новое царство.

Краткое содержание русской народной сказки "По щучьему велению" для читательского дневника

Жили в деревне три брата.

Старшие работящие были, а младший все на печи валялся.

Как-то послали невестки Емелю за водой на озеро, а парень в проруби увидел щуку и словил ее.

Щука просила, чтоб Емеля отпустил ее, а она взамен исполнит все его желания.

Стоило Емеле только сказать "По щучьему велению, по моему хотению", как ведра сами себя в дом заносили, а топор сам рубил дрова и отправлял их сразу в печь, а сани без лошадей отправлялись в лес.

О том, что Емеля своими чудо-санями подавил кучу народу в городе, узнал царь и отправил к нему вельможу.

Но первого в избушке отколотили, а второй привез гостинцев и всё-таки смог убедить дурака к царю приехать.

Когда Емеля прибыл во дворец, то увидел дочку царя и пожелал, чтоб девушка в него влюбилась.

Царь разозлился, посадил обоих в бочку и выкинул в море.

И тут желания щуки пригодились.

Емеля выбирается с Царевной на берег, строит красивый и высокий замок, а сам меняет себе внешность и становится настоящим красавцем.

Царь при встрече не узнает Емелю, но парень напоминает о себе.

Со страху Царь просит дурачка женится на его дочери.

Емеля сыграл свадьбу и стал править целым царством.

План пересказа сказки "По щучьему велению"

1. Жили три брата.

2. Невестки и Емеля-дурачек.

3. Емеля идет за водой.

4. Щука в проруби.

5. Рыба просит о пощаде, а взамен исполняет желания Емели.

6. Топор сам отправляется дрова рубить.

7. Невестки посылают Емелю в лес.

8. Сани топчут и давят людей в городе.

9. Емелю ловят, но его бита всех колотит.

10. Царь узнает о проделках дурака.

11. Вельможу избивает бита Емели.

12. Вельможа дает гостинцы.

13. Емеля на печи приезжает во дворец.

14. Царевна влюбляется в парня.

15. Приказ царя закрыть их в бочке.

16. Емеля и царевна выбираются на берег.

17. Высокий замок и Емеля-красавец.

18. Охота царя.

19. Разговор царя с Емелей.

20. Свадьба дурака с Царевной.

Рисунок-иллюстрация сказки "По щучьему велению"

Главная мысль произведения "По щучьему велению"

Главная мысль сказки заключается в том, что человек - сам кузнец своего счастья.

Каждый способен поймать удачу за хвост, но не каждый умеет правильно распоряжаться своими желаниями.

Сказка показывает нам, что для того, чтобы чего-то добиться, недостаточно просто лежать на печи, но и нужно что-то делать, чтоб мечта стала реальностью.

Чему учит русская народная сказка "По щучьему велению"

Сказка учит нас многим вещам:

1. Быть внимательным и добрым.

2. Слушаться старших и не лениться выполнять их просьбы.

3. Быть трудолюбивым, а не пролеживать штаны на одном месте.

4. Верить в чудеса и в мечты, но и самому делать что-то для их осуществления.

5. Быть ловкими и находчивыми.

6. С умом использовать свои желания.

Краткий отзыв о сказке "По щучьему велению" для читательского дневника

Сказка "По щучьему велению" мне очень понравилась.

В ней описывается история простого и ленивого парня по имени Емеля, у которого исполнялись все желания.

Поначалу я был в растерянности, почему именно лежебоке и лентяю Емеле посчастливилось так в жизни?

Но на самом деле, Емеля - добрый и отзывчивый парень, который просто сохранил жизнь волшебной щуке и получил взамен ее благодарность.

В сказке творятся настоящие чудеса: сани ездят сами, печь выезжает из избы и катает Емелю, а в конце парень и совсем делает из себя красавца.

И все это благодаря одной волшебной щуке.

Емеля сумел получить не только красавицу Царевну в жены, но и все царство.

Конечно, в жизни таких чудес не бывает.

И для того, чтоб мечты исполнились, нужно что-то делать.

Однако, мечтать надо и надо делать все, чтобы мечты становились реальностью.

Именно это я и понял из сказки "По щучьему велению".

Отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего:

Царь ест, пьет и не надивится:

Кто же ты такой, добрый молодец?

А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить?

Я - тот самый Емеля.

Захочу - все твое царство пожгу и разорю.

Какие пословицы подходят к сказке "По щучьему велению"

"У лодыря, что ни день, то лень".

"Хитростью поймаешь даже льва, силой не поймаешь и сверчка".

"Не ленись, а трудись".

"Одна удача идет, другую ведёт".

"Все глупому удастся".

Неизвестные слова и их значения

Прорубь - отверстие во льду.

Вельможа - знатный офицер.

Дивится - удивляется.

Давеча - недавно.

Кафтан - мужская длинная накидка.

и множество других

Дневник читателя (Клюхина) по русской народной сказке "По щучьему велению"

1. Перечисли главных героев сказки "По щучьему велению".

Главные герои сказки "По щучьему велению": Емеля, щука.

Еще в сказке задействованы царь, Марья-царевна, два брата Емели, старик, невестки, офицер, вельможа.

2. Выпиши из текста одно предложение, которое тебе понравилось. Запиши в читательский дневник.

Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся.

3. Куда собрались однажды братья? Отметь правильный ответ в читательском дневнике.

Правильный ответ: на базар.

4. С какими просьбами к Емеле обращались невестки в сказке "По щучьему велению"? Восстанови последовательность просьб. Расставь цифры в нужном порядке.

Правильная последовательность просьб:

1) сходить на реку за водой;

2) нарубить дров;

3) съездить в лес и привезти дрова.

5. Где оказался Емеля и Марья-царевна? Отметь в читательском дневнике.

Правильный ответ: на берегу моря.

6. Вставь в предложение пропущенные слова. Определи количество слогов в каждом записанном тобой слове. Запиши в читательский дневник.

Пропущенные слова: Топор, лавки, двор, дрова, избу, печь.

Слово 1 – 2 слога;

Слово 2 – 2 слога;

Слово 3 – 1 слог;

Слово 4 – 2 слога;

Слово 5 – 2 слога;

Слово 6 – 1 слог.

7. Каким был Емеля? Перечисли черты его характера.

Емеля был ленивым, хитрым, сообразительным.

8. Кто не смог справиться с Емелей, когда царь приказал привести его во дворец? Отметь правильный ответ.

Правильный ответ: офицер.

9. Почему Емеля согласился поехать к царю? Запиши ответ.

Сначала вельможа разузнал у невесток, что Емеля любит.

А затем пообещал, что у царя он это получит.

Емеля не смог отказаться от красного кафтана, шапки и сапог.

10. Подбери к слову неохота слова, близкие по смыслу.

Неохота – лень, нежелание, не хочется, не тянет.

11. Понравилась ли тебе сказка "По щучьему велению"? Чем? Почему? Запиши свой ответ в читательский дневник.

Мне понравилась сказка "По щучьему велению".

Она имеет очень увлекательный сюжет, легко читается и вызывает улыбку.

К тому же, в сказке много неожиданных поворотов.

Все они по-своему интересны.

Анализ сказки «По щучьему велению» поможет подготовиться к уроку и узнать главную мысль.

Анализ «По щучьему велению»

«По щучьему веленью» – русская народная сказка. Главному герою Емеле посчастливилось поймать говорящую щуку. С ее помощью он исполнял все свои желания: ведра сами несут воду, сани едут сами без лошади, печь сама везёт главного героя во дворец к царю. Сюжет имеет глубокий смысл.

Емеля – это младший сын в семье, дурачок, которому все прощается и сходит с рук. Он ленив и безразличен ко всему, что происходит вокруг. Но когда его что – то заинтересует – он с охотой берется за дело. Он не поленился и поймал щуку, да еще руками – это ведь совсем непросто! Значит, он еще и силен и ловок. Но он еще и добрый – оставил пленницу в живых. А благодаря тому, что теперь все его желания выполнялись, он многого достиг и даже завоевал царевну.

Герои сказки «По щучьему велению»

  • Емеля — главный герой сказки
  • Марья – царевна
  • Братья Емели
  • Воевода
  • Щува — сказочный персонаж

Главная мысль сказки «По щучьему велению» — нужно быть добрым. Нельзя судить о людях по внешнему виду, в итоге Емеля оказался совсем не дураком и помогла ему во всём щука. Емеля и щука становятся друзьями.

Елена Рудь

1. Информация о сказке .

2. Сюжет сказки

3. Главные и второстепенные герои сказки .

4. Главный герой сказки – Емеля .

1. Информация о сказке «По щучьему веленью » .

Мы уже знаем сказки идут от народа , некоторые придумывают писатели. Как появилась сказка «По щучьему веленью » ? эта сказка является продуктом народного творчества. Она имеет несколько вариаций : «Емеля и щука » , «Несмеяна царевна» , но везде главные герои Емеля и щука .

Русский этнограф Афанасьев, по примеру других сказочников (Братья Гримм, Шарль Перо) ездил по стране и собирал народное творчество. Иногда несколько изменял название истории отдельные элементы. Благодаря ему узнали о сказке «Емеля и щука » .

Следующим писателем, который переделал знакомый сюжет, стал А. Толстой. Он добавил в неё литературную красоту и вернул сказке старое название «По щучьему веленью » и сделал её более интересней, для детей. Обновлённая сказка быстро разлетелась по Москве и Петербургу, а местные театры даже добавили в свой репертуар новый спектакль.

По сказке сняты мультфильмы : в 1957 г. Союзмультфильм, 1984. Свердловская киностудия. Знаменитый Александр Роу в 1938 г. Снял сказу «Несмеяна царевна» .

2. Сюжет сказки

«По щучьему веленью » – это волшебная сказка , её герой Емеля , который посчастливилось поймать говорящую щуку. С помощью щуки он исполнял все свои желания : ведра сами несут воду, сани едут сами без лошади, печь сама везёт главного героя во дворец к царю . Сюжет прост, но в нём сокрыт глубокий смысл.

Емеля – это младший сын в семье, этакий дурачок, которому все прощается и сходит с рук. Он ленив и безразличен ко всему, что происходит вокруг. Но когда его что – то заинтересует – он с охотой берется за дело. Он не поленился и поймал щуку, да еще руками – это ведь совсем непросто! Значит, он еще и силен и ловок. Но он еще и добрый – оставил пленницу в живых. А благодаря тому, что теперь все его желания выполнялись, он многого достиг и даже завоевал царевну и стал добрым молодцем.

3. Главные и второстепенные герои сказки .

1. Емеля 7 . Жена среднего брата

2. Царь 8. Скоморохи (3)

3. Марья –царевна 9. Офицер

4. Старший брат 10. Девушки-крестьянки (2)

5. Средний брат 11. Щука

6. Жена старшего брата 12. Стражники (2)

4. Главный герой сказки – Емеля .

Емеля главный герой сказки «По щучьему веленью » , поймал говорящую щуку и с помощью неё исполнял свои желания. На первый взгляд, он выглядит лентяем и лежебокой, который ни к чему в жизни не стремится, но вызывает к себе симпатию своей смекалкой и оптимизмом. Но он ещё и добрый – отпускает рыбу назад в речку. Нельзя судить о людях по внешнему виду, в итоге Емеля оказался совсем не дураком и помогла ему во всём щука. Емеля и щука становятся друзьями.

Герой сказки «По щучьему веленью » сделан с помощью ткани, синтепона, капроновых колготок, шапочка связана. Но как же Емеля без печки . Печку сделала из коробок, которые обклеила бумагой и разрисовала гуашью.

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию макет по сказке «По щучьему веленью». Макет создан из обувной коробки. Фоном явились.

"По щучьему велению" "Бобовое зернышко" Зимой когда темнеет очень рано разыгрывается фантазия, что же можно сделать своими руками? А.

Педагогическое эссе «Как воспитать героя» В детском саду проводится месячник по патриотическому воспитанию дошкольников. На педсовете принято решение познакомить детей с людьми героических.

Паспорт педагогического проекта «Я живу на улице героя» Визитная карточка портфолио педагогического проекта «Я живу на улице Героя». Автор (ы) проекта Фамилия, имя, отчество Тесленко Наталия Владимировна.

Ктуальность проекта Дошкольный возраст - это возраст формирования личности, характера, именно в этом возрасте интенсивно расширяется кругозор.

Сценарий новогоднего театрализованного представления «По щучьему велению» Сценарий новогодней сказки «По щучьему велению» 2013 – 2014 уч. год Цель: - поддержание и укрепление традиций празднования Нового года в.

Главный герой сказки - Емеля - вобрал в себя как негативные, так и положительные качества обычного русского парня своего времени.

Неизвестный автор

Некоторые сказки появляются сами по себе, другие придумывают писатели. Как появилась история под названием "По щучьему велению"? Сказка, автор которой до сих пор не известен, является продуктом народного творчества. Она имела несколько вариаций и в разных регионах рассказывалась неодинаково.

Русский этнограф Афанасьев, по примеру Братьев Гримм или Шарля Перро, решил организовать вояж по стране и собрать разрозненные легенды в один объемный труд, так сказать, систематизировать народное достояние. Он несколько изменил название истории и обобщил отдельные элементы, отличавшиеся в зависимости от региона. Благодаря этому сказка "Емеля и щука" приобрела популярность.

Следующим, кто взялся кроить знакомый сюжет, стал Алексей Толстой. Он добавил в народный эпос литературную красоту и вернул произведению старое название "По щучьему велению". Сказка, автор которой постарался сделать ее более интересной для детей, быстро разлетелась по Москве и Петербургу, а местные театры даже добавили в свой репертуар новый спектакль.

Главные персонажи

Главным персонажем этой легенды выступает некий не слишком расторопный молодой парень Емеля. В нем собраны те негативные качества, которые не дают ему вести хорошую жизнь:

  • легкомыслие;

    безразличность.

Тем не менее, когда он проявляет свой ум и доброту, ему попадается настоящая удача - щука из проруби.

Вторым персонажем, буквально антиподом Емели, является щука. Она умна и справедлива. Рыба призвана помочь молодому человеку в его личном становлении, направить его помыслы в нужное русло. Как и полагается в таких ситуациях, Емеля и щука стали друзьями.

Третий герой выступает в образе злодея. Царь - занятой человек, руководящий многомилионным государством, которого Емеля вынуждает своими выходками снизойти до простолюдина. Сказка "Про Емелю и щуку" наделила его завистливым характером.

Царская дочь - приз для главного героя за то, что он становится на путь исправления.

История

Сказка "Емеля и щука" начинается со знакомства с главным героем. Он настолько несмышлёный и крайне ленивый, что все порученное ему приходится переделывать другим людям.

Невестки Емели допрашивались у него помощи долгими уговорами. Тем не менее как только ему кто-то пообещает вознаграждение за то, что он делает, сразу примется за работу с двойной силой.

И вдруг в один прекрасный день Емеля достает из проруби волшебную щуку. Та предлагает ему свою службу в обмен на жизнь. Парень тут же соглашается.

Волшебная помощь

После того как щука становится его волшебным подчиненным, Емеле живется еще лучше, чем прежде. Теперь ему даже совсем несложных поручений выполнять не приходится.

Магические силы рубят дрова, ходят по воду и даже избивают его неприятелей. Емеля остается очень доволен тем, что происходит. Он так обленился, что и с печи вставать не хочет. Щука помогает ему и в этом, превращая печь в первый прототип механического средства передвижения.

Во время таких прогулок верхом на ней Емеля может задавить несколько крестьян, которые попадутся по дороге. Себя он оправдывает тем, что люди сами прыгнули под его печку.

Похоже, что в содеянном он ни капли не раскаивается. Сказка "Про Емелю и щуку" содержит в себе скрытую мораль.

Царь и Емеля

Услыхав про невиданное чудо, самоходную печку, да еще и про крутой нрав ее хозяина, царь решает вызвать Емелю к себе.

С неохотой "герой" является, чтобы посмотреть на хоромы господские. Но эта поездка меняет всю жизнь парня.

В царском дворце он встречается с королевной. Та поначалу тоже кажется достаточно своенравной и облененной. Но Емеля решает, что ему пора остепениться, и хочет позвать ее в жены.

Господская дочка сначала не соглашается. Сам монарх выступает против такого союза, питая надежды на то, что его дочь выйдет замуж только за знатного человека или зарубежного царя.

Емеля просит щуку, чтобы та заколдовала непослушную королевну. В итоге молодой человек добивается своего. Девушка дает согласие. Они женятся.

Разгневанный царь запирает навечно влюбленную пару в бочке и бросает их в море. Емеля просит щуку спасти их. Та делает так, чтобы бочку прибыло к берегу, они выбираются из нее.

Парень просит щуку построить себе огромный дворец, а самого превратить в писаного красавца. Волшебная рыба исполняет желание.

Счастливые молодожены живут припеваючи, пока к ним не заявляется разозленный царь. Его дворец гораздо меньше, чем у Емели. Главный герой милостиво прощает государю все прошлое. Он приглашает его пообедать у них. Во время банкета Емеля признается ему, кто он на самом деле. Царь остается пораженным ловкостью и умом молодого человека. Теперь он понимает, что именно такой парень и должен был жениться на его дочери.

"По щучьему велению" - сказка добрая и поучительная. Ее конец не оставляет конкретного руководства к действию. Наоборот, каждый должен сам подумать и решить для себя, что в жизни правильно, а чего делать не стоит.

“По щучьему велению” (русская сказка): анализ

Эта история чем-то напоминает мечту славянских народов с помощью волшебных сил получить все желаемое, не сильно при этом напрягаясь.

В то же время поймать щуку Емеля сумел только самостоятельно, когда таки принялся делать хоть что-то и на совесть.

Законченный лодырь на глазах у читателей эволюционирует до трудолюбивого, порядочного человека. Получив достаточную мотивацию в виде любви к принцессе, он забывает о желании оставаться лентяем, жить только в свое удовольствие и принимается за дело.

Если щука и не производит на него большого впечатления, он изначально принимает ее как должное, то первый отказ девушки пробуждает в нем чувства.

В тот момент, когда Емеля на печке начинает давить прохожих, по мнению многих исследователей сказки, у парня проявляются царские черты. После этого инцидента даже монарх обратил на него свое внимание.

Возможно, что наши предки, которые создали сказку, видели в последнем внешнем преображении Емели и внутренние изменения к лучшему.

Когда он стал красивее, то сумел простить и понять царя, сделался добрее и внимательнее к другим. Люди с видимыми отличительными знаками на лице обычно считались плохими или даже знакомыми с нечистой силой.

Пока Емеля выглядел как обычный, не слишком приятный парень, он и не мог стать царем. С обретением внутренней красоты все сразу же изменилось.

Традиционные русские сказки всегда заканчивались обнадеживающе. Скорее всего, крестьяне того времени именно так представляли себе самый счастливый день.

«По щучьему веленью»

Коронной фразой всей сказки является "По щучьему веленью, по моему хотенью". Это своеобразное заклинание, которое вызывает волшебную щуку. Произнося данные слова, Емеля получает все, что хочет. "По щучьему велению", то есть просто так. Без того, чтобы приложить к этому какие-либо усилия. Несмотря на то что сказка называется "Емеля и Щука", в народе она была переименована в честь этих волшебных слов.

Щука учит парня этому тайному заклинанию. И как только оно звучит, магия начинает действовать, где бы ни был Емеля. Хоть на печи, хоть под водой. В бочке его спасает фраза «по щучьему веленью». Сказка проводит ее главной нитью.

Эти слова сразу же стали пословицей в народе. Они означают попытку сделать что-то не своими руками, а за чужой, чаще всего магический, счет.

Сказка в поп-культуре

Когда историю впервые напечатали большим тиражом и ее смогли прочитать многие, она тут же стала популярной.

Сказка "Емеля и щука" даже стала основой для одноименного фильма. Детскую кинокартину сняли в 1938 году. За режиссуру отвечал знаменитый на то время Александр Роу. Отдельные элементы сценария были взяты из пьесы Елизаветы Тараховской "Емеля и щука". Сказка в ее интерпретации была адаптирована к современным реалиям, но мораль осталась той же.

Режиссер Иванов-Вано снял мультфильм по тому же вымыслу в 1957 году. А еще раз пьесу Тараховской взяли в 1970, на новую экранизацию Владимира Пекаря.

Третий мультфильм создал Валерий Фомин, уже в 1984 году.

Сказка "Емеля и щука" была увековечена на марках ГДР в 1973 году. Каждый из шести штемпелей изображает один из сюжетов были.

Популярными стали и сами упоминания Емели. Главный герой сказания начал ассоциироваться с ленивым человеком, стремящимся получить богатство, ничего не делая при этом.

"Емеля и щука" - сказка, автор которой не известен, никак не пожелал себя увековечить и остаться в пямяти потомков, не стремившийся к славе, богатству, известности. Тем не менее его образ как нельзя лучше демонстрирует, каким должен быть хороший человек.

Загрузка...