aracs.ru

Большой цирк в риме. Большой цирк – античный ипподром в Риме

Привычный для нас цирк, в который так любят ходить и дети, и взрослые, появился далеко не сразу. С первым цирком его связывает разве что округлая форма. А представления, которыми вначале Рим развлекал свою публику, носили более жестокий характер.

Воинственные жители

Римляне-солдаты большую часть своей жизни проводили в набегах на соседние государства. Это не могло не наложить определенный отпечаток на их характер. Даже вернувшись домой, они требуют пролития крови и сражений. Именно это и происходило в стенах цирка.

Так, в нем могли сражаться люди друг с другом, люди с животными, хотя, скорее наоборот, так как часто дикие звери были в несколько раз сильнее и побеждали в один присест. Иногда на импровизированной арене выступали только животные, яростно пытавшиеся выжить в смертельной схватке. Но начиналось все со скоростных соревнований по езде на колесницах.

В двухколесные деревянные повозки запрягали четверку лошадей с наездниками, одетыми в разные цвета. Они должны были проехать семь раз, описывая круги. Побеждал тот, кто приезжал до намеченной линии быстрее всех. Обычно возниц было четыре, но делать заезды они могли по желанию зрителей и магистрата с утра и до вечера.

Кажется, будто ничего сложного в этом нет. На самом деле, управлять двумя парами взмыленных лошадей, которые так и норовят сбросить седока на каждом повороте, было очень опасно. Вдобавок ко всему, в центре цирковой арены была установлена каменная ость высотой до 1,5 метров, повторяющая форму самого цирка. На ее плоской вершине был установлен ряд статуй богов, в том числе Виктории (богини победы), Фортуны (богини удачи) и своеобразное счетное табло. А по углам стояли столбы, с которыми можно было легко столкнуться, неправильно рассчитав вход в поворот, и разбиться. Поэтому наездники на колесницах всегда выбирали между тем, чтобы срезать поворот, но подвергнуть себя риску смерти или потратить несколько секунд, но безопасно объехать препятствие.

Не стоит говорить, что на соревнованиях не обходилось без летальных случаев. Зрители тоже не скрывали своих эмоций. Сверху они изливали на участников потоки криков, хвалебных слов, брани, свистели неудачникам.

Награждение

Победителей же ждала весомая награда: мешочек с золотом, лавровый венок, пальмовая ветвь. Кстати, награждались и люди, и кони. К скакунам в Древнем Риме вообще было особенное отношение. Их отбирали только из самых ценных пород, тратили на это уйму денег. За особо породистым рысаком могли ехать за тридевять земель. Наездники могли сколотить целое состояние, регулярно участвую в гонках. Но часто азарт превышал мнение рассудка, и они соревновались до тех пор, пока могли держать в руках поводья или пока не погибали там же. А на их смену приходили все новые жаждущие славы и денег.

Вскоре для соревнований стали выбирать участников из четырех разных групп: белых, красных, синих и зеленых. На их победу делались разные ставки, даже император не видел ничего зазорного в том, чтобы поддерживать одного из наездников. Позже на основе игры были созданы четыре политических партии, и немалую роль в государственных интересах играло то, кто из ее представителей победил на скачках!

Гладиаторские бои

Позже заезды на колесницах сменились гладиаторскими боями и травлей животных. Римляне особо почитали эти виды «циркового мастерства», ведь на них регулярно проливалась кровь, слышались крики победивших и стоны побежденных. Но в боях не просто наносили друг другу раны: стычки гладиаторов требовали особых умений, хитрости и ловкости, чтобы как можно дольше продержаться живым, а зрители успели насытиться зрелищем.

Именно поэтому, прежде чем выйти на поле, гладиатор проходил специальную подготовку в школе бойцов по умению держать любое оружие, метать копья. Как правило, школы обучали рабов и военнопленных. И у тех, и у других не оставалось другого выбора, как победить на поле и ждать следующего поединка или умереть. Иногда в ряды гладиаторов вступала и городская беднота, которая получала крышу над головой и пищу, однако никаких льготных условий содержания они не имели.

«Представление» могло иметь несколько сценариев, но чаще происходило так: на поле выходили два противника в ярких одеждах, которые прикрывали небольшие участки тела. Один из них играл роль рыболова, вооружался сетью и копьем с тремя наконечниками, а второй был рыбой со щитом и ножом, которым нужно было первым поразить ловца.

Чем больше ран наносили друг другу соревнующиеся, тем больше это распаляло зрителей, которые поддерживали их с трибун. Когда же один из гладиаторов понимал, что его время сочтено, он мог попросить пощады у зрителей, и только они решали исход битвы. Большой палец, поднятый вверх, даровал несчастному жизнь, если кулак с пальцем опускался вниз, побежденного добивали.

Гладиаторские бои просуществовали около половины тысячелетия (105 г. од н.э. - 404 г. н.э.). И все это время они пользовались большой популярностью.

Бестиарии и бои диких зверей

Но если здесь был хоть какой-то шанс выжить, схватка с диким зверем в большинстве случаев заканчивалась плачевно. Против разъяренного медведя или кабана выпускали человека, практически не вооруженного ничем. Поэтому победа раба считалась чем-то сродни божественному чуду.

Когда бои людей римлянам надоедали, на арене устраивались битвы животных, причем диковинных, например, носорога или слона с вепрем, львом, диким медведем. Для того чтобы атака была яростнее, животных пытались разозлить, а потом устраивали их встречу. Или могли их связать вместе и наблюдать, как огромный комок шерсти и плоти становится окровавленным. Но рева раненых животных слышно не было - он заглушался восторженным ревом толпы.

Откуда брали животных?

Во времена римских нападений новозахваченные территории обязаны были присылать в Италию диких животных. Вереницы клеток с ними постоянно прибывали в Рим, после чего зверей содержали в зоопарке, пока не наступал их черед для выступления. Иногда зверей и обучали, а потом показывали публике. Однако мирные цирковые номера не прижились в Риме, зрители не могли просто так отказаться от сцен кровопролития.

Каким он был?

Около 600 лет назад до н.э. в Риме появился первый цирк. Он состоял целиком из дерева, поэтому был небольшой ширины и высоты. Постепенно его перестроили, поэтому основа стала каменной с мраморными вставками и бронзовой отделкой, а верхушка так и осталась деревянной. Так ее можно было легко разобрать в нужный момент и увеличить. Снаружи постройка выглядела как большая кольцевидная стена, состоящая из аркад и колоннад. К каждому арочному проходу вела узкая лесенка, чтобы зрители не толпились, рассаживаясь по местам.

Изнутри он выглядел как просторное поле в центре, окруженное нависающими трибунами. От дождя и солнца защищало натянутое поверху белое полотно. Самые нижние места - только для важных персон: самого императора, консула и другой знати - были каменными. Деревянные скамьи были предназначены для простых жителей. Часто экономия на верхних постройках приводила к трагедиям: часть верха могла загореться или попросту обвалиться, а огромная скученность людей не позволяла им спастись.

Великий римский цирк

Самые захватывающие поединки проходили в Главном цирке Рима, расположенном между холмами Палатин и Авентин. Длина арены достигала 590 метров, а ширина - 80 метров. В его строительстве поочередно принимали участие выдающиеся императоры: Луций Тарквиний, Гай Юлий Цезарь, Нерон, Константин. Однако самым известным на сегодня цирковым сооружением считается . Всего только в Риме насчитывалось около семи цирков, были они и в других крупных городах - Карфагене, Коринфе, Лионе - и вмещали по разным данным от 50 до 150 тысяч человек.

Тайный смысл, или требование «хлеба и зрелищ»

Цирковые развлечения проводились довольно часто и требовали массивных финансовых вложений. Вход на зрительское место был бесплатным, кроме того, организаторы обязаны были хорошо покормить публику. И пока те наслаждались зрелищем, внизу их ждали горы мяса, вино, фрукты. Однако пока знать не наелась, простолюдинов к столам не подпускали.

Государство не терпело бы подобные растраты, если бы имело другую возможность создавать иллюзию процветающего государства. Таким способом пытались задобрить людей и предотвратить бунты, то и дело вспыхивающие на территории Италии. Девиз правящей верхушки гласил, что обычным горожанам нет смысла лезть в политику, лучше пусть они развлекаются просмотром поединков, которые император устраивает в их честь!

Вот откуда и пошло выражение «хлеба и зрелищ». Оно отображает культурный уровень римлян того времени, которые предпочитали не знать, что творится за пределами их страны, но не пропускали ни единого гладиаторского или бестиарийского поединка.

Колизей не был самым большим February 6th, 2017

Когда мы с вами слышим или видим в кинофильмах о развлечениях в Риме, на ум тут же приходит Колизей и гладиаторские бои. Величественный образ огромного сооружения не раз эксплуатировался в кино. Однако самым популярным местом была не эта арена.

Представьте себе, если Колизей вмещал в себя 50 тысяч человек, то на трибунах этого сооружения хватало места 250 тысячам зрителей. Весь город стекался посмотреть на зрелищные гонки колесниц. Ни в каком другом месте невозможно было развлечь больше народа, чем тут.

Давайте узнаем что это за место было в Риме...

Фото 2.

Циркус Максимус или Большой цирк — один из самых огромных и вместительных ипподромов (600 на 150 м), построенных в Древнем Риме.
Цирк располагался между холмами Авентин и Палатин, его поле было настолько великим и необъятным, что впервые за историю Италии на арене одновременно соревновались 12 колесниц.

По данным историков, инициатором его создания был Тарквиний Приск - царь, правивший Древним Римом в 6 веке до нашей эры. Он избрал для строительства долину Мурция, теперь лучше известную, как ложбина между холмами Палатин и Авентин. Эта местность тесно связана с рядом легенд. Одна из них рассказывает о похищении сабинянок, другая посвящена эпизодам из жизни Геракла

Фото 3.

Изначально цирк не включал в себя иных построек, лишь на время соревнований, проводившихся после жатвы, здесь устанавливалась сцена и временные места. В остальное же время года цирк служил местом для сельскохозяйственных работ.

Позже на ипподроме были установлены святилища богов: алтарь Конса, святилище триады Сея, Сегетея, Тутилина, сохранившиеся даже после возведения основных построек цирка.

Фото 4.

С 329 года было положено начало возведение основных построек: старта, статуй, ворот, мет, аппарата с яйцами для счета, также был проведен канал и увеличена площадь цирка.

Менялись времена, менялись правила соревнований. Колесницы, изначально ездившие исключительно по прямой, стали соревноваться и по кольцу, в связи с проведением здесь канализации. В последствии, этот казалось бы «бытовой» эксперимент превратился в традицию.

После прихода к власти Юлия Цезаря цирк все более расширялся, вмещая до полумиллиона стоящих и сидящих зрителей. Циркус Максимус переживал свои лучшие времена, изо дня в день становясь все более благоустроенным: здесь были установлены специальные ворота для выезда победителей, построены три башни, стойла, обелиски.

Фото 5.

Особого внимания в этом списке удостоены древнейшие обелиски, опередившие по рождению сам цирк. Первый из них был вывезен из Египта и сейчас находится на Пьяцца дель Пополо, второй — на площади Латеранского дворца.

Строители не ограничивались лишь функциональными постройками, возведя на территории цирка скульптурный комплекс с дельфинами, бассейнами и шарами, посвященный Нептуну — мифологическому богу морей и потоков.

Фото 6.

После окончания строительства Большой Цирк в Риме занял огромную территорию. Древнеримская знать получила возможность лицезреть соревнования, в которых одновременно принимали участие более 10 колесниц. Изначально все конструктивные элементы цирка были деревянными. По этой причине здесь не раз вспыхивали пожары. После очередного разрушения, ипподром римский восстанавливал Юлий Цезарь. Он подошёл к решению задачи со свойственным ему размахом. Результаты его работы можно видеть и в наши дни.

Фото 7.

Состязания на ипподроме происходили 50 раз в год на протяжении многих столетий. Помимо конных соревнований здесь организовывались масштабные представления, битвы с дикими животными. Последнее мероприятие, состоявшееся на арене ипподрома, датируется 549 годом. В последующие годы средневековья, каменные сооружения ипподрома частично разобрали, использовав этот материал для других нужд.

Циркус Максимус в Риме стал местом зарождения многих традиций. Например, если соревнования колесниц изначально проходили только по прямой линии, то канализационный туннель, проведённый под ареной и деформировавший её, привёл к вынужденному изменению прямолинейного «маршрута», сделав его кольцевым.

Фото 8.

На всём протяжении своего активного существования, ипподром Древнего Рима беспрестанно совершенствовался. Самые значительные преобразования он пережил в период, близкий к 46 году до нашей эры. В том числе была значительно увеличена площадь арены - её длина достигла 600 метров. Все трибуны стали каменными и смогли вмещать около 300 тысяч зрителей.

В свои лучшие времена Circus Maximus в Риме представлял собой удлинённое сооружение, центральную и основную часть которого занимала арена. С одной её стороны были установлены 3 башни с воротами для въезда участников состязаний. Здесь же располагались стойла для лошадей. На противоположной стороне находились другие ворота, предназначенные для торжественного выезда победителей.

По середине арены проходила узкая платформа, которую украшали обелиски, привезённые из Египта. В настоящее время, чтобы их увидеть, нужно посетить площадь Народа и площадь Латеранского дворца. На платформе помимо обелисков размещался ряд скульптурных композиций. Сооружение включало в себя бассейны и святилища богов.

После прекращения проведения в Большом Цирке игр здесь начался печальный период разрушений. Каменные сооружения цирка привлекали застройщиков со всего Рима, разбиравших их для строительства новых зданий.

Фото 9.

Места для зрителей подразделялись на несколько рангов - ближайшие к арене предназначались для знати, а на внешних трибунах размещались различные лавки. К сожалению, Большой Цирк в Риме, описание которого могло бы занять не одну страницу, превратился в руины. Но даже они потрясают своей грандиозностью и величием.

Ближайшие окрестности ипподрома - место работы археологов, ведь основная часть сооружения уже успела покрыться толстым слоем земли. Ежегодно на раскопках находят всё новые артефакты, приоткрывающие странички многовековой истории легендарного сооружения.

Арена Циркуса Максимуса по-прежнему остаётся крупнейшей в Италии и старейшей в мире. Сегодня это место паломничества тысяч туристов, которые получают уникальную возможность прикоснуться к истокам цивилизации. И в наши дни величайший ипподром Древнего Рима всё также собирает множество зрителей. Но приходят они сюда не для того, чтобы оценить возможности скакунов, а чтобы увидеть выступления мировых звёзд и принять участие в интереснейших массовых мероприятиях.

Фото 10.

Циркус Максимус расположен в Риме, в районе улицы del Circo Massimo. Чтобы доехать до него на общественном транспорте, можно воспользоваться:
автобусами следующих номеров: 60, 81, 75, 160 и 175.

Сюда также ходит трамвай номер 3.

Но удобней всего будет сесть в поезд метрополитена линии В и доехать до станция Circo Massimo, а затем немного пройтись, следуя рекомендациям дорожных указателей.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 14.

Фото 16.


источники

Большой цирк являлся самым большим стадионом в Древнем Риме и мог вместить около 250 тысяч человек. Это составляло почти четверть населения столицы в те давние времена.

Состязания между колесницами были одним из самых популярных способов развлечения у римских граждан. Говорят, что даже Ромул, первый из семи царей Рима, участвовал в этих состязаниях. Большой цирк имеет богатую историю, которая началась в 6 веке до н. э., когда пятый царь Рима Тарквиний Приск, создал эту арену между холмами Палатино и Авентин.

Пожар 31 года до н. э. был первый из трех, который уничтожил деревянную структуру стадиона. Большой цирк был реконструирован императором Августом, который добавил сюда императорскую ложу. Она была украшена обелиском, привезенным из Гелиополиса. Сегодня этот обелиск находится на площади Пьяцца дель Пополо. Другой обелиск был добавлен на сооружение уже в 4 веке.

Второй пожар произошел в 1 веке, во времена императора Нерона. Это было поистине разрушительное пламя, которое в то время разрушило большую часть столицы, пострадали многие достопримечательности Рима www.earth-tour.ru/rim , правда позже большинство из них было восстановлено.

Сам Большой цирк восстановили в 103 году, во времена Траяна. Римская империя была тогда на пике своего могущества и это огромное сооружение отражало этот статус. Теперь это было каменное сооружение высотой в 3 этажа. Первый этаж и трибуны были построены из мрамора.

Большой цирк стал комплексной ареной, длиной 600 метров и шириной 150 метров, где соревнования приобретают совершенно новое измерение и величие, вызывая восторженные эмоции у публики.

Большой цирк иногда использовался и для других мероприятий, таких как религиозные процессии или гладиаторские бои, но, в основном, он использовался для гонок на колесницах. Они были чрезвычайно популярны у римлян и собирали огромное количество народа, который поддерживали своих фаворитов. Участники были разделены на 4 группы: красная, белая, зеленая и синяя. Эти группы представляли 4 времени года, соответственно, лето, зиму, весну и осень.

Последнее соревнование колесниц в Большом цирке состоялось в 549 году нашей эры, почти через одно тысячелетие после первого. К сожалению, сегодня можно только различить то место, где некогда находилось одно из величайших зданий древнего мира. Большинство частей этой арены были использованы в качестве строительного материала для многих средневековых зданий эпохи Возрождения.

Большой цирк (Circo Massimo, Чирко Массимо) – это самый большой ипподром в Древнем Риме , расположенный на левом берегу реки Тибр, между холмами Палатином и Авентином, практически в центре современного города.

Название Circo Massimo – Большой цирк – произошло от латинского Circus Maximus. Одно из значений слова Circus – ристалище, место для конных соревнований . В долине между холмами веками происходили скачки – историки предполагают, что это могло быть сезонное празднование в честь Нептуна Конного.

Первые соревнования были устроены в Риме в 500 году до нашей эры, при царе Тарквинии Приске (лат. Lucius Tarquinius Priscus). Колесницы, запряженные четверками лошадей – квадригами – мчались со старта по прямой. Добравшись до конца долины, они разворачивались и во весь опор скакали обратно, стараясь прийти на финиш первыми.

Во II веке до н.э. правила изменились в связи со строительством в Риме примерно в 146 году до н.э. водопровода. Его проложили по дну долины, выкопав тоннель высотой 4,5 и шириной 2, 5 метра. Вдоль всего ристалища протянулся холм, который не стали разравнивать, а пустили квадриги по кругу. Так полностью оправдалось второе значение латинского Circus –круг, а затем появилось итальянское слово Circo (чирко) – цирк. Цирк и в самом деле был «массимо» – большой, размером с целую долину, шириной 150 метров и длиной более шестисот.

Описание

Описания цирка в разные периоды развития отличаются. Вначале зрители, желающие посмотреть на конные соревнования, размещались прямо на склонах холма. Постепенно появились первые постройки: скамьи для самых уважаемых и богатых горожан, деревянный старт и стойла для коней.


В период своего расцвета, который пришелся на правление первых римских императоров, Большой цирк представлял из себя одно из самых внушительных сооружений в Риме. в I веке до н.э. перестроил его, расширив и удлинив арену и выкопав вокруг нее канал.

Теперь благодаря новым размерам (118 м в ширину и 621 в длину!) она одновременно вмещала 12 квадриг.

Вокруг стадиона возвели ограду, построили деревянные трибуны для патрициев и ярусы для публики попроще. Сидячих мест насчитывалось 150 тысяч , в последующие века их число увеличилось более чем в два раза. Как минимум столько же болельщиков переживали за исход состязаний стоя.

На одном конце арены располагались три башни, центральная с воротами для въезда внутрь, к двум другим полукругом были пристроены стойла для лошадей — карцеры. Через ворота с противоположной стороны покидали цирк победители.

Вдоль арены, по центру, шла узкая платформа, украшенная двумя древнеегипетскими обелисками. Оба обелиска уцелели и украшают в Риме (Piazza del Popolo) и площадь перед Латеранским дворцом (Palazzo del Laterano).

С обеих сторон платформу завершали закругления со столбами в виде конусов – метами. От одной из мет начинался бег колесниц, чтобы закончиться на противоположном конце арены через семь кругов. Круги приходилось считать, для этого на платформе были установлены две подставки, каждая на семь шаров. Со временем рядом появились небольшие фонтаны в виде дельфинов – морских коней покровителя ристалищ Нептуна.

Закат

После Цезаря Circo Massimo привлекал к себе жителей Древнего Рима еще полтысячелетия. Казалось, закат его славы еще не скоро. Многие императоры, правившие в Риме, вносили свою лепту в украшение цирка.

Так, после пожара, случившегося в Риме в 31 г. до н.э., восстановил цирк и придал ему окончательную форму . Ее основой стали каменные трибуны в виде ступеней для привилегированных зрителей – сенаторов и всадников. Два верхних яруса остались деревянными, снаружи появились аркады с магазинчиками и трактирами. Украшение продолжалось и после Августа: при Клавдии карцеры-стойла стали мраморными, а меты – золотыми, при Нероне во имя расширения арены закопали канал .

В последний раз скачки прошли в Большом цирке в 549 году, во время правления императора Тотилы. После этого началась эпоха разрушения.

Камень с древних построек римляне разбирали на строительство новых зданий, остатки заносило грунтом. Археологи, проводившие раскопки в XIX веке перед строительством на этом месте газового завода, обнаружили нижние ряды цирка на глубине 6 метров.

Сегодня в Риме на месте Большого цирка раскинулась обширная поляна овальной формы. Оставшиеся руины – части дорожки, мраморных карцеров и каменных трибун – потрясают своими размерами наших современников.

Здесь расположена очень важная для города зона отдыха. Часто ее используют для проведения массовых торжеств, парадов военной техники, концертов и празднования .

Как добраться

Добраться до Массимо пешком за 5 минут можно от (Foro Romano) и (Colosseo), а с холма Палатина прямо к цирку ведет лестница Кака (Scalae Caci). Она хранит память о десятом подвиге Геракла. Говорят, именно здесь изрыгающий пламя трехглавый пастух Как, сын Гефеста и Медузы, спрятал двух лучших коров Гериона, украденных им у Геракла, спящего на . Здесь же Геракл вступил с Каком в единоборство и вернул украденное.

Если усталость берет свое, самое удобное – воспользоваться метрополитеном и доехать до станции Circo Massimo (линия В). Сюда также подвезут:

  • автобусы № 60, 81, 75, 160 и 175;
  • трамвай № 3.

Легенда о сабинянках

Историки предполагают, что события легенды о сабинянках, ставшей излюбленным сюжетом мировой культуры, развернулись именно здесь, в долине Большого цирка.

Во времена Ромула весь Рим умещался на Палатине и был настолько силен, что мог подчинить себе всех вокруг. Но в городе воинов не было женщин, некому было продолжать род. Обратились к соседям за помощью, но получили отказ, и тогда хитрый Ромул пригласил их отпраздновать в большой долине у подножия Палатина праздник Нептуна, бога лошадей. Среди прочих пришли и сабиняне, взяв с собой жен и детей. В разгар праздника римские юноши кинулись похищать сабинских женщин – сабинянок.

Их мужья и братья не стерпели оскорбления и вскоре осадили Рим, но те же женщины, из-за которых все началось, смогли помирить мужчин. Так было положено начало объединению разрозненных укрепленных поселений на семи холмах в древний и вечный город.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Если пофантазировать, то можно представить, как после реконструкции Юлия Цезаря Большой цирк вмещал 250000 сидячий и столько же стоячих зрителей, а на арене состязались 12 колесниц одновременно! Осмотрите сначала древний ипподром со стороны развалин, а потом поднимитесь на Палатин и полюбуйтесь им сверху. Вход бесплатный. Можно спуститься на арену, где всё ещё хорошо заметен разделяющий гребень (спина).

Как использовали Большой цирк

Большой цирк (Circo Massimo) – огромное сооружение, служившее для проведения гонок на колесницах – первый ипподром и стадион античного Рима, вмещавший до двухсот тысяч зрителей. Он был образцом для всех цирков Империи. В наши дни Цирк Массимо стал туристическим объектом, демонстрирующим былую мощь Древнего Рима.

Строительство и реконструкции Большого цирка

Каждый римский правитель вносил свои изменения в облик Большого цирка. Первые состязания колесниц в долине между и прошли при Тарквинии Древнем, однако долгое время на этой территории не существовало никаких специальных построек. В 329 году до н.э. были построены первые деревянные сооружения стадиона, а прилегающие сельскохозяйственные угодья впервые были осушены.

Примерно в 50 году до н.э. развитием цирка занялся Юлий Цезарь. Арена была продлена и расширена, по периметру и между дорожками были проделаны дренажные каналы, на короткой стороне овального ограждения выстроили ворота для всадников. Были построены трибуны для высокопоставленных зрителей, деревянные ярусы для горожан и плебса. По оценке Плиния-старшего, в то время цирк вмещал до 250 тысяч человек.

Загрузка...