aracs.ru

Биография макса вебера. Карл Мария фон Вебер (Carl Maria von Weber)

Биография

Вебер родился в семье музыканта и театрального антрепренёра, вечно погружённого в различные проекты. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца, в силу чего нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более или менее продолжительное время, был Иоганн Петер Хойшкель, затем по теории - Михаэль Гайдн , брались уроки и у Г. Фоглера . - появились первые произведения Вебера - маленькие фуги. Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене . Более основательно теорию композиции Вебер впоследствии прошёл с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера; одновременно он занимался на фортепиано у Франца Лауски. Первым сценическим опытом Вебера была опера «Die Macht der Liebe und des Weins». Хотя он в ранней молодости и писал много, но первый успех выпал на его оперу «Das Waldmädchen» (1800). Опера 14-летнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге . Впоследствии Вебер переработал эту оперу, которая, под названием «Сильвана», долго держалась на многих оперных германских сценах.

Написав оперу «Peter Schmoll und seine Nachbarn» (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату «Der erste Ton», оперу «Абу Гассан» (1811), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал.

Макс Вебер , его сын написал биографию своего знаменитого отца.

Сочинения

  • «Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828);
  • «Karl Maria von W. Ein Lebensbild», Макса Марии фон В. (1864);
  • «Webergedenkbuch» Кохута (1887);
  • «Reisebriefe von Karl Maria von W. an seine Gattin» (Лейпциг, 1886);
  • «Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von W.» (Берлин, 1871).

Из произведений Вебера, кроме вышеупомянутых, укажем на концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; «Concert-stück», op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; большой концертный дуэт для кларнета и ф-но, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, 2 концерта для кларнета с оркестром, Вариации для кларнета и ф-но, Концертино для кларнета с оркестром; andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, «Aufforderung zum Tanz» («Invitation à la danse») и др.

Оперы

  • «Лесная девушка» (нем. Das Waldmädchen ), 1800 - сохранились отдельные фрагменты
  • «Петер Шмоль и его соседи» (нем. Peter Schmoll und seine Nachbarn ), 1802
  • «Рюбецаль» (нем. Rübezahl ), 1805 - сохранились отдельные фрагменты
  • «Сильвана» (нем. Silvana ), 1810
  • «Абу Гасан» (нем. Abu Hassan ), 1811
  • «Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz ), 1821
  • «Три Пинто» (нем. Die drei Pintos ) - незакончена; завершена Малером в 1888 году.
  • «Эврианта» (нем. Euryanthe ), 1823
  • «Оберон» (нем. Oberon ), 1826

В астрономии

  • В честь главной герони оперы Карла Вебера «Эврианта» назван астероид (527) Эврианта (англ.)
  • В честь героини оперы Карла Вебера «Оберон» назван астероид (528) Реция (англ.) русск. , открытый в 1904 году
  • В честь героини оперы Карла Вебера «Прециоза» назван астероид (529) Прециоза (англ.) русск. , открытый в 1904 году.
  • В честь героинь оперы Карла Вебера «Абу Гасан» названы астероиды (865) Зубаида (англ.) русск. и (866) Фатме (англ.) русск. , открытые в 1917 году.

Библиография

Дрезден. Могила Карла Марии фон Вебера и его семьи

  • Ферман В., Оперный театр, М., 1961;
  • Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962:
  • Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. - Л., 1965;
  • Бялик М. Г. Оперное творчество Вебера в России // Ф. Мендельсон-Бартольди и традиции музыкального профессионализма: Сборник научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. - Харьков, 1995. - C. 90 - 103.
  • Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966;
  • Moser H. J.. С. М. von Weber. Leben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955.

Примечания

Ссылки

  • Произведения Вебера на сайте Classical Connect Бесплатная библиотека классической музыки на Classical Connect
  • Краткое содержание (синопсис) оперы «Вольный стрелок» на сайте «100 опер»
  • Карл Мария Вебер: ноты произведений на International Music Score Library Project

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Ойтине
  • Умершие в Лондоне
  • Композиторы Германии
  • Оперные композиторы
  • Романтические композиторы
  • Композиторы по алфавиту
  • Родившиеся в 1786 году
  • Умершие в 1826 году
  • Умершие от туберкулёза
  • Основоположники национального оперного искусства
  • Музыканты по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вебер, Карл Мария фон" в других словарях:

    - (Weber, Carl Maria von) КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР (1786 1826), основоположник немецкой романтической оперы. Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился в Ойтине (Ольденбург, ныне земля Шлезвиг Гольштейн), 18 или 19 ноября 1786. Его отец, барон Франц… … Энциклопедия Кольера

    - (Weber) (1786 1826), немецкий композитор и дирижёр, музыкальный критик. Основоположник немецкой романтической оперы. 10 опер («Вольный стрелок», 1821; «Эврианта», 1823; «Оберон», 1826), виртуозные концертные пьесы для фортепиано. («Приглашение к… … Энциклопедический словарь

    Вебер (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, ‒ 5.6.1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель. Создатель немецкой романтической оперы. Родился в семье музыканта и театрального антрепренёра. Детство и… … Большая советская энциклопедия

Как истинному романтику Веберу свойственна многосторонность: хотя центром притяжения для него была опера, он также писал превосходную инструментальную музыку и добился успеха как концертирующий пианист. Кроме того, Вебер проявил себя одаренным музыкальным критиком.


ВЕБЕР, КАРЛ МАРИЯ ФОН (Weber, Carl Maria von) (1786–1826), основоположник немецкой романтической оперы. Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился в Ойтине (Ольденбург, ныне земля Шлезвиг-Гольштейн), 18 или 19 ноября 1786. Его отец, барон Франц Антон фон Вебер (дядя жены Моцарта Констанцы, урожденной Вебер), был опытным скрипачом и директором передвижной театральной труппы. Карл Мария рос в атмосфере театра и первые шаги в музыке делал под руководством сводного брата, отличного музыканта, в свою очередь учившегося у Й.Гайдна. Позднее Вебер занимался композицией с М.Гайдном и Г.Фоглером. С юных лет Вебера привлекала опера; в 1813 он стал директором оперного театра в Праге (где одним из первых поставил Фиделио Бетховена – оперу, которая до того шла только в Вене). В 1816 его пригласили возглавить только что основанную Немецкую оперу в Дрездене. Европейская слава пришла к нему, после берлинской премьеры его оперы Вольный стрелок (Der Freischtz) в 1821. Весной 1826 Вебер поехал в Лондон, чтобы руководить постановкой своей новой оперы Оберон (Oberon), написанной для театра «Ковент-Гарден». Однако композитор не перенес тягот путешествия и скончался от туберкулеза в Лондоне 5 июня 1826.

Как истинному романтику Веберу свойственна многосторонность: хотя центром притяжения для него была опера, он также писал превосходную инструментальную музыку и добился успеха как концертирующий пианист. Кроме того, Вебер проявил себя одаренным музыкальным критиком. В возрасте 14 лет он освоил литографический способ печати, изобретенный А.Зенефельдером (1771–1834), и даже улучшил его. Как писал Вебер венскому издателю Артариа, это усовершенствование позволяло «гравировать ноты на камне с результатом, не уступающим лучшим английским гравюрам на меди».

Веберовский Вольный стрелок – первая настоящая романтическая опера. Эврианта (Euryanthe, 1823) явилась попыткой создать музыкальную драму, и это произведение оказало значительное влияние на вагнеровского Лоэнгрина. Однако тяжело больной к этому времени композитор не вполне справился с трудностями поставленной им задачи, и Эврианта имела лишь непродолжительный успех (популярной стала лишь увертюра к опере). То же самое относится к Оберону (Oberon, 1826), созданному по мотивам комедий Шекспира Буря и Сон в летнюю ночь. Хотя в этой опере есть восхитительная музыка эльфов, прелестные картины природы и увлекательная песня русалок во втором акте, в наше время исполняется лишь вдохновенная увертюра к Оберону. Среди сочинений Вебера в других жанрах можно отметить два фортепианных концерта и часто исполняемый концертштюк для фортепиано с оркестром; четыре сонаты; несколько циклов вариаций и знаменитое Приглашение к танцу для фортепиано соло (позже инструментованное Гектором Берлиозом).

1786 - 1826

Творческий путь

Немецкий композитор, дирижер, превосходный пианист. Он так же был музыкальным критиком. Написал критические статьи: “Музыкальные и драматические заметки”, автобиографический роман (незавершенный) “Жизнь музыканта”, рецензии. Значение творчества Вебера в западноевропейской музыке – основоположник национальной немецкой оперы (романтической). Несмотря на оперы Моцарта (зингшпили) и “Фиделио” Бетховена, в Германии, по сути, не было национальной оперной школы, господствовала итальянская опера. Вебер выступал против нее в рецензиях. Первую немецкую романтическую оперу написал Гофман – “Ундина”.

Основные произведения: 10 опер, музыка к спектаклям “Турандот” и “Проциоза”, 2 симфонии, увертюры, 2 фортепианных концерта, “Концертштюк” для фортепиано с оркестром, концерты для кларнета, фагота, валторны, камерные ансамбли, 4 сонаты для фортепиано, “Приглашение к танцу”, вариации, романсы, пьесы, песни, хоровые сочинения.

Жизненный путь

С детства Вебер находился в атмосфере театра, т. к. его отец был антерпринтром (устроителем и капельмейстером) в труппе. Из-за постоянных переездов не было постоянного образования, но в конце 90-х годов он начинает заниматься с Михаэлем Гайдном (младший брат Йозефа Гайдна) и пишет первые произведения и оперы: опера “Лесная девушка”, зингшпиль “Петер Шмоль и его соседи”.

В 14 лет он выступает как пианист, а в 17 лет как дирижер. В 1803 году занимается с аббатом Фоглером, который привил Веберу интерес к народной музыке.

1804-1817 гг. – становление оперного творчества. Вебер работает при различных дворах и театрах (капельмейстер в оперном театре Бреславля, несколько лет прослужил личным секретарем герцога Вюртембергского в Штутгарде, руководил оперным театром в Праге (1813-1816 гг.). В Дармштадте он встречался с другими композиторами, и образовалось “Гармоническое общество”, в числе композиторов которого был Мейербер. Вебера интересует немецкая литература и немецкая музыка (песня). Начал писать критические статьи. Появляются оперы “Рюбецаль”, “Сильвана”, “Абу Гассан”.

1817-1826 гг. – зрелый дрезденский период. В это время Вебер работает как дирижер и руководитель оперного театра. Идет борьба за национальную оперу (немецкую), против итальянской. Это период творческого расцвета. В этот период Вебер создает свои лучшие произведения: сонаты, “Приглашение к танцу” (поднимает бытовой жанр на художественную высоту). Предвосхищает вальсы Шопена, написал “Концертштюк” для фортепиано с оркестром - программная музыка, виртуозное концертное произведение.

1821 г. – опера “Волшебный стрелок”. С огромным успехом она была поставлена в Берлине. Это – рождение национальной немецкой оперы. Жанр – романтический зингшпиль.

1823 г. – опера “Эврианта”. Написана для Вены. Новый тип оперы – большая романтическая рыцарская опера без разговорных диалогов. В основе сюжета – средневековая легенда (13 века). Эта опера большого признания не получила. Она предвосхищает оперы Вагнера (“Лоэнгрин”).

1826 г. – опера “Оберон”. Поставлена в Лондоне. Сказочная опера. По жанру – зингшпиль. Сочетается фантастика с реальностью.

“Волшебный стрелок”

Опера прошла в Берлине с колоссальным успехом. Это – первая немецкая романтическая опера. Жанр – романтический зингшпиль. Либретто – Кинда. По народному сказанию о черном охотнике (из книги Апеля “Книга страшных историй”).

Строение оперы: 3 действия: 1-е действие – завязка драмы; 2-е действие – развитие; 3-е действие – кульминация и развязка. В 1-ом и 3-ем действиях есть массовые сцены. Во 2-м действии – фантастика. Оно (2-е действие) контрастирует с 1 и 3 действиями. В драматургии видны 3 плана:

1 план – народно-бытовые массовые сцены. Для них Вебер использует бытовые жанры, танцы, марши, подменные Богемские темы, интонации “золотого хода” валторн. Ясная и простая инструментовка, очень простые гармонии, несложные мелодии, которые близки народным темам. Он переделал местный богемский колорит и опоэтизировал его.

1 действие – хоры и лендлер, марш крестьян, песнь народа.

3 действие – хор подружек, хор охотников.

2 план – связан с фантастикой – финал 2-го действия. Музыка резко контрастирует с 1-м и 3-м действиями. Это – фантастика ужасов. Огромную роль играет оркестр. Вебер использует совершенно иные выразительные средства, чем в 1-м плане. Финал 2-го действия – сцена в “Волчьей долине”. Каждую пулю сопровождает новое фантастическое видение: буря, дикая охота (лай собак), дикий вихрь, битва и др. Использует минор. Тональный план: c-moll, fis-moll, c-moll. Лай собак – аккорды у валторн и фаготов. Вихрь – фагот и низкие струнные с неуклюжей темой в басу. Вебер использует деревянные духовые инструменты в нехарактерных регистрах: кларнеты – в низком, флейты – либо очень низко, любо очень высоко, пронзительно. Использует так же тромбоны, валторны и литавры. Оркестровые находки Вебера повлияли на творчество других композиторов – Берлиоза, Мусоргского (“Ночь на лысой горе”).

3 план – связан с отдельными героями:

Характеристика Макса – типичный романтический герой. Ария (I действие) – слабовольный характер. Агата – более целеустремленная натура. Ей посвящена большая ария – портрет во II действии из нескольких разделов: речитативное вступление, 1-й раздел – возвышенного молитвенного характера. Последний раздел – быстрая, активная, очень оптимистическая музыка, это – лейтмотив Агаты, который звучит в увертюре и завершает всю оперу. Есть и другие лейтмотивы. Один из них – лейтмотив Самьеля – лейтмотив злых сил. Есть так же лейт-тембры. У Агаты – кларнет, у Самьеля – флейта в низком регистре. Лейтмотивы предвосхищают творчество Вагнера.

Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился 18 ноября 1786 года в Эутине. Отец мечтал о музыкальной карьере сына и всячески способствовал занятиям музыкой. Семья много переезжала, но в каждом новом городе для Карла всегда находили учителей. Первое произведение он написал в Зальцбурге под руководством Михаэля Гайдна, оно было опубликовано и получило положительные отзывы в прессе. В 1798 году умерла мать Вебера. Семья снова переезжает, на этот раз в Мюнхен. Здесь Карл написал первую оперу «Сила любви и вина». Через два года во Фрайбурге состоялась премьера оперы «Лесная девушка». Отец пытался отдать сына в ученики к Йозефу Гайдну, но тот отказался.

Благодаря успехам в дирижировании в 1804 году Вебер возглавляет театральный оркестр в городе Бреслау. Под его руководством оркестр претерпевает некоторую реформацию: Карл по-новому рассаживает оркестрантов, назначает отдельные репетиции ансамблей для разучивания новых партий, вмешивается в постановки, а также вводит генеральные репетиции. Эти изменения были приняты музыкантами и публикой неоднозначно. Вскоре после несчастного случая, когда Вебер отравился кислотой, противники его реформы вернули всё на прежние места.

16 сентября 1810 года во Франкфурте с успехом прошла премьера его оперы «Сильвана». Воодушевленный, он пишет «Абу Гасан», а спустя полгода отправляется в концертное турне. В апреле 1812 года, находясь в Берлине, Вебер узнает о смерти отца. Здесь он пишет клавирную музыку и занимается переработкой «Сильваны». В следующем году, во время визита в Прагу, ему предлагают возглавить городской театр. Без долгих колебаний он соглашается, для него это была отличная возможность реализовать свои идеи и рассчитаться с долгами. 19 ноября 1816 года Вебер объявляет о своей помолвке с Каролиной Брандт. Вдохновленный этим событием он пишет две фортепианные сонаты, концерт для кларнета и фортепиано, а также несколько песен.

В 1817 году Вебер был приглашен на пост музыкального директора дрезденской немецкой оперы. 4 ноября он женился на Каролине Брандт. В Дрездене он пишет свое лучшее произведение – «Вольный стрелок». Однако работа над оперой продолжалась долгий период. Она была омрачена смертью маленькой дочери композитора и болезнью жены. К тому же у Вебера было много заказов, с которыми он едва справлялся. Премьера «Вольного стрелка» состоялась 18 июня 1821 года в Берлине. Вебера ждал успех. Бетховен, восхищенный музыкой, сказал, что Вебер отныне должен писать только оперы.

В это время прогрессирует болезнь легких композитора. В 1823 году он заканчивает оперу «Эврианта», которая тоже весьма успешно была принята зрителем, а затем, во время упорной борьбы со своим недугом, пишет «Оберон». Премьера прошла в Лондоне с небывалым успехом. В истории столичной сцены такое было впервые – композитора попросили на сцену.

ВЕБЕР, КАРЛ МАРИЯ ФОН (Weber, Carl Maria von) (1786–1826), основоположник немецкой романтической оперы. Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился в Ойтине (Ольденбург, ныне земля Шлезвиг-Гольштейн), 18 или 19 ноября 1786. Его отец, барон Франц Антон фон Вебер (дядя жены Моцарта Констанцы, урожденной Вебер), был опытным скрипачом и директором передвижной театральной труппы. Карл Мария рос в атмосфере театра и первые шаги в музыке делал под руководством сводного брата, отличного музыканта, в свою очередь учившегося у Й.Гайдна . Позднее Вебер занимался композицией с М.Гайдном и Г.Фоглером. С юных лет Вебера привлекала опера; в 1813 он стал директором оперного театра в Праге (где одним из первых поставил Фиделио Бетховена – оперу, которая до того шла только в Вене). В 1816 его пригласили возглавить только что основанную Немецкую оперу в Дрездене. Европейская слава пришла к нему, после берлинской премьеры его оперы Вольный стрелок (Der Freischütz ) в 1821. Весной 1826 Вебер поехал в Лондон, чтобы руководить постановкой своей новой оперы Оберон (Oberon ), написанной для театра «Ковент-Гарден». Однако композитор не перенес тягот путешествия и скончался от туберкулеза в Лондоне 5 июня 1826.

Как истинному романтику Веберу свойственна многосторонность: хотя центром притяжения для него была опера, он также писал превосходную инструментальную музыку и добился успеха как концертирующий пианист. Кроме того, Вебер проявил себя одаренным музыкальным критиком. В возрасте 14 лет он освоил литографический способ печати, изобретенный А.Зенефельдером (1771–1834), и даже улучшил его. Как писал Вебер венскому издателю Артариа, это усовершенствование позволяло «гравировать ноты на камне с результатом, не уступающим лучшим английским гравюрам на меди».

Веберовский Вольный стрелок – первая настоящая романтическая опера. Эврианта (Euryanthe, 1823) явилась попыткой создать музыкальную драму, и это произведение оказало значительное влияние на вагнеровского Лоэнгрина . Однако тяжело больной к этому времени композитор не вполне справился с трудностями поставленной им задачи, и Эврианта имела лишь непродолжительный успех (популярной стала лишь увертюра к опере). То же самое относится к Оберону (Oberon, 1826), созданному по мотивам комедий Шекспира Буря и Сон в летнюю ночь . Хотя в этой опере есть восхитительная музыка эльфов, прелестные картины природы и увлекательная песня русалок во втором акте, в наше время исполняется лишь вдохновенная увертюра к Оберону . Среди сочинений Вебера в других жанрах можно отметить два фортепианных концерта и часто исполняемый концертштюк для фортепиано с оркестром; четыре сонаты; несколько циклов вариаций и знаменитое Приглашение к танцу для фортепиано соло (позже инструментованное Гектором Берлиозом).

Загрузка...