aracs.ru

Развитие русской культуры 14 16 века. Русская культура XIV – начала XVI веков. Министерство образования и науки РФ

1. Этапы культурного развития эпохи. Особенности

2. Материальная культура. Занятия и быт

3. Фольклор

4. Письменность и литература

5. Архитектура

6. Изобразительное искусство

1. В культурном развитии можно выделить три этапа:

А) от вторжения Батыя до середины XIV века : упадок культуры и начало её возрождения. Ведущими центрами культуры, наряду с непострадавшими от нашествия Новгородом и Псковом, становятся новые – Москва и Тверь

Б)вторая половина XIV века – первая половина XV : хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление ересей

В) вторая половина XV-начало XVI : укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московской архитектуры, расширение культурных контактов с Западом, широкая проповедь новгородских и московских еретиков

Особенностями развития русской культуры этой эпохи являются:

1. Поступательное развитие русской культуры было приостановлено в результате монголо-татарского нашествия, в ходе которого погибли памятники, исчезли мастера, забыты секреты мастерства

2. Практически все культурные центры, кроме Новгорода, Пскова и Смоленска, разрушены, поэтому возрождение культуры начинается с формирования новых культурных центров и совпадает с возвышением Москвы

3. Москва сыграла роль центра для возрождения национального самосознания, а Куликовская битва послужила толчком для развития культуры. Москва к концу XV века стала политическим, религиозным и культурным центром

4. Это эпоха, когда формируются новые духовные ценности и эстетические представления, в том числе, формируется идея мессианства Руси (Москва - третий Рим)

2. Бытовые условия жизни русских людей мало изменились. Основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному. Боярские хоромы представляли собой целый комплекс срубов, среди которых уже встречались «белые избы», то есть там стояли печи с дымоходом. Русь растеряла секрет изготовления стекла, поэтому окна затягивались бычьим пузырем, а в богатых домах слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками.

Питались хлебом и другими мучными изделиями, кашами, овощами, а наряду с мясом (баранина и говядина) ели много рыбы (влияние православной церкви, установившей постные дни).

Одежда разных слоев населения больше отличалась материалом, нежели покроем: простолюдины носили домотканое, а знать – бархатное, парчовое, атласное с использованием дорогих мехов – соболя и горностая. Главные элементы одежды – кофтаны, шубы. Обувь для крестьян – лапти, а в городе – кожаные сапоги. С конца XIII века возрождалось ремесленное производство, особенно распространилось литейное дело – отливка медных пушек, колоколов, церковной утвари, предметов обихода. Высоко развито ювелирное дело – чеканка, гравировка. Высокого уровня достигла обработка дерева.



Русские люди всех сословий, как и прежде, ценили баню (мыленку). В великокняжеские хоромы были проведены водоводы – водопровод.

3. После батыева нашествия русская культура как бы «впала в литургический сон». В это время Русь напрягала все силы, чтобы выжить, и одним из главных средств к выживанию явилось сохранение культурных традиций. Лучше всего это просматривается на примере фольклора – устное народное творчество, представленное сказками, песнями, былинами. Главной темой русского фольклора была борьба с кочевниками. В сказках, песнях, сказаниях отразилось народное представление о тех событиях, которые переживал народ. Детям рассказывали о страшном Дюдеке – враге всех христиан. Прообразом Дюдеки послужил Дюденя, а баскак Чолхан (Щелкан) стал героем песни о восстании в Твери. Примечательно, что в этой песне ничего не говорится о последовавшей каре тверичанам, потерпевшим поражение.

«Песня об Авдотье Рязаночке» рассказывала, как Авдотья из ордынского плена выводила людей.

Возник целый цикл сказок о Бабе Яге Костяной ноге. Интересно происхождение этого персонажа: ордынцы своих начальников и уважаемых стариков называли «бабай-ага» (мудрый, старший), а в русских сказках родился образ подруги Кощея Бессмертного. Этот образ перекочевал во владимирские сказки из южных былин.

В середине XIV-XV веке стал создаваться известный сказочный цикл об Иване Царевиче.

Особый цикл былин – о Садко, Василии Буслаеве сложился в Новгороде.



Вообще произведения фольклора XIII-XV веков сохранили множество черт былинного эпоса времён Киевской Руси, например, в исторических сказаниях, песнях и былинах, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего Илья Муромец и Алёша Попович) участвуют в борьбе против татар. Да и сам образ князя Владимира окончательно соединил двух героев русской истории – Владимира Красное Солнышко и Владимира Мономаха.

Существует целый цикл сказаний о гибели русских городов во время монгольских походов. Например, «Сказание о разорении Рязани», в котором рассказывается, как жена рязанского князя Евпраксия с маленьким сыном Иваном бросилась с высоких хором, чтобы не достаться ордынцам.

Победа русских на Куликовом поле вызвала множество литературных сочинений, из них самое яркое «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о его брате князе Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая» (иначе «Задонщина»). В «Сказании о побоище на Дону» рассказывается о поездке князя Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, о выступлении русских ратников, в деталях описывается сама битва, рассказывается о возвращении русских, о гибели Мамая в Кафе и о появлении хана Тохтамыша.

В конце XIV века написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.

4. В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. И кроме служителей церкви грамотой владели многие горожане. При монастырях, княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов. Но после нападения ордынцев уровень грамотности заметно снизился, причем даже в тех городах, которые не подверглись нападению (Новгород, Псков, Смоленск).

С XIV века наряду с пергаменом (выделанная кожа) использовалась привозимая из Европы бумага. Изменилось письмо: на смену торжественному уставу пришёл более быстрый в написании полуустав, а с конца XV века стала преобладать скоропись. Всё это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи. Они содержали информацию и о природных, исторических явлениях, и литературные сочинения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите, а уже со второй половины XIV века ведущее место в летописании окончательно перешло к Москве. В сочинениях, созданных на территории Москвы, проводилась идея единства Руси, общности её киевского и владимирского периода, борьбы Москвы и Твери за первенство, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Интересно, что тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю, зато московские летописцы подчеркивали, что Великое княжение – это отчина московских князей. В XV веке появился летописный свод, получивший название «Русский хронограф».

Тема борьбы за торжество православной веры над иноземными завоевателями, тема единства русской земли стали преобладающими и в литературе.

В 1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, но она погибла в московском пожаре 1812 года. В 1479 году создан Московский летописный свод, главной идеей которого стала преемственность Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории и стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – сочинения по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 году Пахомием Логофетом.

Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических событиях, поэтому повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. До Куликовской битвы широкую известность имели повести о битве на Калке, о разорении Рязани (кстати, в ней и рассказано о подвиге Евпатия Коловрата), об Александре Невском. Блистательная победа на Куликовом поле вызвала целую серию исторических повестей, например, «Сказание о Мамаевом побоище», а по образцу «Слова о полку Игореве» Софроний (Софоний) Рязанец создал «Задонщину».

В период объединения русских земель расцвел жанр житийной литературы. Жития – это церковные сочинения о выдающихся русских людях: князьях, деятелях церкви. Героями житийной литературы становились те, чья жизнь была связана с эпохальными событиями, и чей жизненный подвиг являлся примером для многих поколений. Неслучайно многих из них церковь причислила к лику святых. Правда, она это делала часто много времени спустя.

Житийная литература во многом расцветала благодаря талантливым писателям Пахомию Лагофету и Епифанию Премудрому, которые составили жизнеописание митрополита Петра, Сергия Радонежского. В это время было широко распространенным «Житие святого Александра Невского», которое проникнуто высокой идеей служения родине. «Повесть о жизни и трагической смерти тверского князя Михаила Ярославича» дает высокую оценку жизненного подвига князя.

В XIV-XV веках на Руси вновь появились хождения – сочинения о дальних путешествиях. Самым знаменитым из них стало «Хождение за три моря», в котором тверской купец Афанасий Никитин описывает, как он за тридцать лет до Васко де Гамы побывал в Индии (1466-1472).

Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Среди них особенно интересна лирическая «Повесть о Петре и Февронии», которая рассказывает о любви крестьянки и князя.

XIV-XV век – это время острых религиозных споров, и русская литература пополнилась сочинениями священнослужителей. Так появляется «Повесть о белом клобуке», созданная в окружении новгородского архиепископа Геннадия, известного своими преследованиями еретиков. В этой повести утверждалась мысль о превосходстве церковной власти над светской. В противовес «Повести о белом клобуке» в кремле было составлено «Сказание о князьях владимирских», в котором провозглашалось происхождение рода Рюриковичей от самого Августа Цезаря.

5. Русская архитектура тяжело пережила нашествие. Исчезли храмы, а прежние центры каменного зодчества на северо-востоке и на юге пришли в упадок. Так что крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород, Тверь, где в конце XIII века были построены первые каменные храмы после нашествия Батыя. Но со второй половины XIV века центрами каменного строительства стали Новгород и Москва, причем архитектура этих центров значительно отличалась.

Новгородцы и псковичи строили много, но небольших по размеру храмов. В XIV веке самые значительные памятники – это церкви Фёдора Стратилата на Ручье (1361 год) и Спаса на Ильине-улице (1374 год). Это – мощные, одноглавые, с одной абсидой храмы. Их отличительная черта – богатое декоративное украшение фасадов.

В московском княжестве каменное строительство сохранилось уже при Иване Калите. В кремле были воздвигнуты 4 каменных храма, но их разобрали в конце XV-начале XVI веков из-за ветхости. До нас дошли храмы той эпохи: Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и собор Андроникова монастыря в Москве (1427 год), которые продолжили традиции Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества. Однако эти храмы более приземисты и почти лишены резьбы.

Самые яркие сооружения оборонительного характера – это стены московского кремля. Первые построены из местного белого камня при Донском, но они обветшали, сильно пострадали от нашествия Тохтамыша, и новый из красного кирпича московский кремль, сохранившийся до наших дней, был построен итальянскими мастерами, поэтому созданные в конце XV-начале XVI веков стены московского кремля сочетают традиции русских деревянных крепостей и достижения итальянской крепостной архитектуры. Стены московского кремля сооружались с 1485 года под руководством Антона и Марка Фрязиных, Алевиза Миланца.

Территория кремля – около 27 га. Стены – 2,25 км. Толщина стен – до 6,5 метров. Высота 5-19 метров. В XV веке было сооружено 18 башен из 20 ныне существующих. Кремль занял место при впадении реки Неглинной в Москву-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, и он соединил обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы «на острове». Под укрытием его мощных стен оказались дворцы великого князя и митрополита, монастыри, здания государственных учреждений.

Сердцем кремля стала Соборная площадь, на которую выходят главные соборы, и центральным сооружением в Кремле является колокольня Ивана Великого (окончательно достроили колокольню при Борисе Годунове, и она достигла 81 метра). На Соборную площадь выходит главный собор московского Кремля – Успенский собор, построенный в 1475-1479 годах по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Эту крепость начинали строить псковские мастера, но случился «трус» (землетрясение), и стены разрушились. Когда Аристотель Фиораванти приехал в Москву, то Иван III ему посоветовал съездить во Владимир и познакомиться с Успенским собором времен Андрея Боголюбского. Так Фиораванти удалось соединить традиции русского зодчества с передовыми техническими достижениями европейской архитектуры. Успенский собор пятиглавый, величественный превратился в крупнейшее общественное здание: здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. Неслучайно у современников от этого храма создавалось впечатление: «Из един камня сделан».

В 1481-89 годах псковские мастера построили Благовещенский собор – это домовая церковь московских государей.

Неподалеку от Благовещенского собора под руководством итальянца Алевиза Нового в самом начале XVI века (1505-09) был построен Архангельский собор, который имеет ещё более выразительные черты итальянского возрождения. Внешние убранства этого собора напоминают настенные украшения венецианских дворцов. Собор был усыпальницей.

Кроме культовых сооружений, в Кремле возводились светские дворцовые постройки. Так построен Новый дворец, состоящий по русской традиции из отдельных зданий с переходами и крылечками. В этот комплекс вошла знаменитая Грановитая палата. Её построили итальянские мастера Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1487 – 91 годах. Она внешним и внутренним убранством соответствовала своему предназначению: это был тронный зал, где проходили важнейшие церемонии и пышные приемы иностранных послов. Это почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре один массивный четырёхгранный столб. Площадь зала 500 квадратных метров, а высота – 9 метров. Свое название Грановитая палата получила от граней, которые украсили наружные стены.

Именно благодаря величественным архитектурным сооружениям Москва приобретала облик царственной столицы.

6. Развитие изобразительного искусства, как и архитектура, отразило те процессы, которые происходили в социально-экономической и политической жизни России.

Иконописные центры свое существование в период монгольского нашествия прекратили. Но на рубеже XIV-XV веков начинается их возрождение, а в XV веке русская иконопись достигла вершин своего развития. В это время местные художественные школы сливаются в общерусскую. Но этот процесс долгий и продолжался в XVI-XVII веках.

Успехи русской живописи связаны, прежде всего, с двумя великими художниками – Феофаном Греком и Андреем Рублевым.

Феофан Грек приехал на Русь в XIV веке из Византии. Он расписывал храмы в Новгороде, Москве. Для его живописи характерна особая выразительность, которая достигается сочетанием тёмного колорита и контрастных пробелов. До наших времен сохранились росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине-улице.

Андрей Рублёв – младший современник Феофана Грека – работал в другой манере. Его произведения не создают настроения напряжения, драматизма, которые свойственны Феофану Греку, а напротив, живопись Андрея Рублева дает ощущение умиротворенности, гармонии и веры в будущее. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире, иконы в иконостасе Благовещенского собора московского кремля, но самая знаменитая его икона «Троица» (1422-27 годы), написанная для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. На этой иконе изображены 3 юноши, которые символизируют Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция иконы сосредотачивает внимание на главном – на спокойных одухотворенных лицах и фигурах. Также Рублёву принадлежат иконы звенигородского чина, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее.

Позже творчество Андрея Рублева было признано образцом для русских иконописцев.

В конце XV века представителем московской школы живописи стал Дионисий, который работал в московском Кремле, и самая известная его работа – это роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502-1503 гг).

Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16 века. С размахом велось строительство, развивалась культура государства.

В 15-16 веках строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном строительстве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16 века была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532 ᴦ.) и храм Василия Блаженного в Москве (1555 – 1560 гᴦ.). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

К живописи 16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ. Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Также в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатанье. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, рукописные книги могли быть напечатаны, хоть и их стоимость превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гᴦ. ʼʼанонимнойʼʼ московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 ᴦ., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и принято называть ʼʼАпостолʼʼ.

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия и всœех вытекающих последствий, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16 века включает в себя ʼʼИстории о казанском царствеʼʼ, ʼʼСказание о князьях Владимирскихʼʼ, 12-томник ʼʼВеликие Четьи-Минœеиʼʼ, включающий всœе чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

В 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость.

За счёт огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается исходя из мест посœелœения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева.

Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

Русская культура XIV — первой трети XVI в. развивалась под воздействием ряда факторов. Это — зависимость страны от Орды и понимание русским обществом ее тяжести, борьба за освобождение страны, все более глубокое осознание не только идеи византийского наследия, но и идеи об особом месте Руси в окружающем мире как «святого царства», противостоящего и католическому Западу, и исламскому Ближнему Востоку. Еще одним важным фактором стало объединение русских земель. Дело в том, что между Северо-Западом Руси (Новгород, Псков) и ее Северо-Востоком (Москва и другие русские земли) имелись существенные различия не только в социально-экономическом и политическом, но и в культурном развитии. Культура Северо-Запада Руси была более открыта по отношению к европейскому миру, психология новгородца не исключала приобщения к западным культурным ценностям. Московская Русь была несравненно более замкнутой, несла в себе идею собственной исключительности и мессианства, особой великой и спасительной значимости для истинного христианства. Однако новгородский вариант историко-культурного развития был насильственно прерван при Иване III, а окончательно — позже, при Иване IV. Московский же вариант в значительно большей степени опирался на начала традиционализма, церковной ортодоксии, морального неприятия тех видов деятельности, которые были связаны с обогащением, на предпочтение духовных начал по отношению к материальным. И если в культурном развитии Руси киевского времени ощущался прорыв к новым началам европейского христианского мира, то послемон-гольская Русь, за исключением ее Северо-Запада, все более замыкалась в себе.
Присущее новгородской культуре свободомыслие выразилось в проникновении через Новгород в XIV—XV вв. еретических учений, выражавших сомнение в ортодоксальной церковной догматике и опиравшихся на особенности мышления людей развитого средневекового города. Так, стригольники выражали сомнение в необходимости церковной организации и даже в божественной природе Христа, видя в нем проповедника и учителя, но не Бога, а человека. Еще дальше пошли «антитринитарии», или «жидовствующие», отвергавшие иконы и основной догмат христианства о троичности Бога (Бог един в трех лицах: Бог-Отец. Бог-Сын. т.е. Иисус Христос, и Бог-Дух Святой). Не случайно, по-видимому, именно в Новгороде в конце XV в. впервые появился полный перевод Библии на русский язык с греческого, сделанный по замыслу архиепископа Геннадия.
Носителем русской культурной традиции 14-16 веков выступали широкие слои населения города и села. Частично эта традиция была нарушена вследствие нашествия Батыя и последующих мероприятий ханской власти, когда ремесленники в конце XIII в. угонялись в Орду или даже в Монголию на строительство новой столицы Каракорума. Это привело к утрате ряда специальностей, связанных с художественным ремеслом. В то же время в народной культуре на смену былине стали приходить песни на исторические сюжеты, прежде всего о борьбе с Ордой, как, например, песни о восстании в Твери против баскаков 1327 г., а также плачи русских пленников и пленниц, которых угоняли в рабство в Орду, а позже — в Крым.
В письменной литературе продолжал сохраняться жанр воинской повести. Это — цикл повестей о Куликовской битве, одна из которых, «Задонщина», имела прямую связь со «Словом о полку Игореве». Во второй половине XV — начале XVI в. распространился жанр публицистики, в произведениях которой так или иначе проводится идея богоизбранности Руси и ее права на византийское наследие. Повесть о Темир-Аксаке рассказывала об избавлении Руси от нашествия хорезмского эмира Тимура в 1395 г. с похвалой великому князю московскому Василию I, пользовавшемуся будто бы Божьим покровительством. «Повесть о новгородском белом клобуке», созданная, возможно, новгородским переводчиком Дмитрием Герасимовым, сообщала о том, как принявший христианство римский император IV в. Константин в благодарность за исцеление возложил на голову папы Сильвестра белый клобук — символ церковной власти и благочестия. Затем белый клобук попал в Константинополь патриарху Филофею. Когда же Филофею пришла весть о скором захвате Константинополя «агарянами» (мусульманами) за умножение грехов, о гибели там христианства, он отправил белый клобук архиепископу Великого Новгорода Василию. В повести высказывалась идея, что после гибели первого и второго Рима «на третий Рим», т.е. на Русскую землю, падет благодать Святого Духа. По существу это была идея преемственности духовной власти: от Рима через Константинополь к Руси. Идея же о преемственности светской власти содержалась в «Сказании о князьях Владимирских», где утверждалась мысль о прямом происхождении рода великих князей московских от римского императора Августа, брат которого Прус якобы был прямым предком родоначальника русской княжеской династии Рюрика. К жанру описания путешествий относилось «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина второй половины XV в., содержавшее ценные сведения об Индии. Что касается летописания, то оно все более принимало официальный характер, особенно московское.
Подъем, который переживала Русь в XIV в., отразился на строительстве и архитектуре. Незадолго до Куликовской битвы в Москве был выстроен белокаменный Кремль вместо деревянного, представлявший собой мощное оборонительное сооружение. Большая перестройка кремлевских сооружений происходила при Иване III и Василии III. Для строительства Успенского собора Кремля был приглашен известный мастер из Болоньи Аристотель Фиораванти. В перестройке кремля участвовали и другие итальянские мастера, создавшие Архангельский собор, Грановитую палату для посольских приемов, а также начавшие строить колокольню Ивана Великого, сооружение которой завершилось позже, при царе Борисе Годунове. Кремлевский Благовещенский собор соорудили псковские мастера. Все это обширное строительство было призвано подчеркнуть в глазах приезжавших в Москву иностранцев мощь Московской державы и ее правителей.
Живопись органически соединила в себе два начала, связанные с развитием местных традиций и усвоением византийского влияния. Работы прибывшего из Константинополя во второй половине XIV в. мастера Феофана Грека отличаются характерным для византийской живописи мрачным колоритом и в то же время скрытой в образах огромной внутренней силой. Таков лик «Пантократора» (Вседержителя) из росписи церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Младший современник Феофана Грека русский живописец Андрей Рублев расписывал ряд соборов, в том числе Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Самое известное его произведение — икона Троица, на которой изображены три ангела, принесшие Аврааму и Сарре благую весть. Русская традиция выразилась в несравненно более светлом, радостном, умиротворенном колорите, чем у Феофана Грека, а образы ангелов проникнуты глубоким внутренним спокойствием, сосредоточенностью и одухотворенностью. С именами Феофана Грека, Андрея Рублева, а также Даниила Черного связан расцвет русской живописи на рубеже XIV—XV вв. В работах выдающегося художника второй половины XV в. Дионисия заметно влияние со стороны высшей светской и церковной власти. Его фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря отличаются не только светлым, радостным колоритом, но и повышенным вниманием к технике живописи, стремлением не столько к выражению внутреннего содержания, сколько к созданию внешнего впечатления. Помимо фресок, ему принадлежит иконописное изображение известного церковного и политического деятеля времени Дмитрия Донского митрополита Алексия, умершего незадолго до Куликовской битвы.
Культура Руси, сумев пережить тяжесть нашествия и власти Орды, а также связанного с этим отрыва от европейского мира, частью которого при всей своей самобытности она являлась в киевский период, все же сохранила свою оригинальность и оказалась способной к дальнейшему развитию, а в некоторой степени — к восприятию идей и тенденций европейской культуры.

Лекция, реферат. Культура русских земель и Русского государства в 14-16 веках - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.

Литература

В XIV-XV вв. больше всего летописей составляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поучения. Развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. В XVI в. идеологическая деятельность церкви приобрела широкий размах. Церковь развернула борьбу со всякого рода инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания учения Христа, жестоко карала вольнодумцев-еретиков.

Живопись

Русская живопись в XIV-XV вв. достигла невиданного расцвета. Человек и его духовный мир - центральная тема русской живописи.

Великим художником был Феофан Грек , приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. До нашего времени дошли лишь иконы «Деисус» в Благовещенском соборе.

Андре́й Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Рублёв создал свой шедевр - икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея).

Диони́сий - ведущий московский иконописец конца XV - начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Наиболее известные работы Дионисия - стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.

Также XIV-XV в стал периодом развития книжной миниатюры.

Книжное дело

Центрами грамотности и просвещения в XVI в. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки рукописных и печатных книг. До середины XVI в. все книги на Руси писались от руки. С 1553г. начинается русское книгопечатание. В апреле 1564 г. дьяк Иван Федоров издал первую русскую датированную печатную книгу «Апостол» (о деятельности учеников Христа). Затем последовали «Часослов» и другие книги, которые отличались высоким уровнем полиграфии.

Архитектура

В 1485 году началось строительство новых кремлевских стен и башен. Получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий - палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487-1496). Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554-1560 годах.

13. «Смутное время» в начале 17 века.

Смутное время (1598-1613) в истории Отечества характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, «великой разрухой Московского государства».

Причины смуты : 1. прервался род Рюриковичей 2. начало XVII в. являлось катастрофой для России (голод, всеобщее недовольство, люди начинают покидать родные села для путешествия по стране) 3. опричнина, показавшая народу его бесправие перед произволом власти

После смерти Ивана IV Грозного (1584) престол унаследовал его сын Федор (1584-1598) - не способный для правления человек. Вся власть была в руках его шурина-Бориса Годунова.

Начало смуты положила гибель сына Ивана Грозного Дмитрия. После смерти Федора Земским собором был избран царем Борис Годунов. С его смертью прекратилась династия Рюриков на московском престоле.

В 1601 - в Польше объявляется самозванец Лжедмитрий (Григорий Отрепьев) , выдававший себя за сына Ивана Грозного.

В 1605 Бояре предав Бориса (его смерть) присягнули Лжедмитрию, который начал царствовать.

В 1606 в ходе восстания Лжедмитрий убит. На троне Василий Шуйский . Усиление крепостного гнета, нестабильность и произвол феодалов вызвали восстание крестьян, холопов.

1606 -первая крестьянская война. Основные причины: процесс закрепощения, нестабильность и смута во властных структурах. Иван Болотников -глава восстания крестьян и холопов из Путивля двинулся На Москву.

Летом 1607 г ., когда войско Ивана Болотникова осаждало Тулу, в Стародубе появился второй самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий II ). Лжедмитрий II добился некоторых успехов.

В июне 1608 г. Лжедмитрий II подступил к Москве, В Тушино перебралось немало дворян и представителей власти, недовольных правлением Шуйского. В стране установилось двоевластие. Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов. В Москве произошел дворцовый переворот.

Царь Василий 17 июля 1610 г. был свергнут с престола. После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Власть перешла в руки бояр, которые вскоре присягнули на верность польскому королевичу Владиславу, в сентябре 1610 года поляки вступили в столицу.

Часть русских городов не поддержала поляков, страна раскололась на два лагеря. Период с 1610 по 1613 год вошел в историю как «семибоярщина» – по числу бояр, возглавивших «русскую» партию.

В стране поднимается мощное народное антипольское движение и в 1611 году образуется народное ополчение, осадившее Москву. Руководил ополчением рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Из-за противоречия в правительстве I ополчение распалось, но уже на следующий год сформировалось второе ополчение в Нижнем Новгороде. Его староста Кузьма Минин в сентябре 1611 г. призывал сограждан помочь Московскому государству. Начальником земского ополчения был приглашен стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский . В октябре ополченцы штурмом взяли Москву и поляки капитулировали.

В январе 1613 года был созван Земский собор, на котором произошло избрание нового царя. Во многом благодаря патриарху Филарету, на царство посадили Михаила Романова , которому в ту пору было 16 лет. Власть нового царя была существенно ограничена боярами и Земским собором, без благословения которых царь не мог принимать наиболее важных решений.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ :

Оценить значение Смутного времени для судьбы нашего государства очень тяжело. Непосредственные события этого периода привели к глобальной хозяйственной разрухе и обнищанию страны . Последствием смуты было и то, что Россия потеряла часть своих земель , которые предстояло возвращать с большими потерями: Смоленск, западная Украина, Кольский полуостров . На неопределенный период можно было забыть о выходе к морю, а значит и о торговле с западной Европой. Сильно ослабленное русское государство находилось в окружении сильных врагов в лице Польши и Швеции, оживились крымские татары. С другой стороны, роль народа в изгнании польско-шведских интервентов, воцарение новой династии Романовых (1613-1917) – сплотили общество, на качественно новую ступень поднялось самосознание русского народа.

Введение С. 3
Глава 1. Русская культура XIV – XV веков С. 6
1. Книжное дело С. 6
2. Литература. Летописание С. 8
3. Архитектура С. 12
4. Живопись С. 15
5. Накопление научных знаний С. 17
Глава 2. Русская культура XV – начала XVI веков С. 19
1. Книжное дело С. 19
2. Летописание. Литература С. 20
3. Архитектура С. 21
4. Живопись С. 25
Заключение С. 26
Список использованной литературы. С. 27

Введение

В середине XIII века Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, что имело катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Оно сопровождалось истреблением и уводом в плен значительной части населения, разрушением материальных ценностей, городов и селений. Установившееся на два с половиной столетия золотоордынское иго создало крайне неблагоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития экономики и культуры.
В результате политических событий XIII - XIV веков различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга. Вхождение в разные государственные образования затрудняло развитие экономических и культурных связей между отдельными регионами прежде единой Руси, углубляло различия в языке и культуре, существовавшие и ранее. Это привело к сложению на основе древнерусской народности трех братских народностей - русской (великорусской), украинской и белорусской. Формированию русской (великорусской) народности, начавшемуся в XIV и завершившемуся в XVI веке, способствовали возникновение общности языка (при сохранении в нем диалектных различий) и культуры, складывание общей государственной территории.
Два основных, тесно связанных между собой обстоятельства исторической жизни народа в это время определяли содержание культуры и направление ее развития: борьба с золотоордынским игом и борьба за ликвидацию феодальной раздробленности, создание единого государства.
Монголо-татарское нашествие привело к углублению феодальной раздробленности. В культуре разобщенных феодальных княжеств наряду с сепаратистскими тенденциями все более отчетливо проявлялись и тенденции объединительные.
Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.
Для культуры этого времени характерна также идея неразрывной связи Руси XIV - XV веков с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Эта тенденция отчетливо проявилась в устном народном творчестве, летописании, литературе, в политической мысли, архитектуре.
В данном реферате мы рассмотрели развитие русской культуры в XIV – начале XVI веков. Этот период можно разделить на два этапа: XIV – середина XV века и конец XV - начало XVI века. В пределах первого периода в свою очередь можно выделить два этапа историко-культурного процесса. Первый из них (примерно до середины XIV столетия) отмечен заметным упадком в различных сферах культуры, хотя уже с конца XIII в. наблюдались признаки начавшегося возрождения. Со второй половины XIV в. - второй этап - начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая явилась важной вехой на пути освобождения страны от иноземного ига. Куликовская победа вызвала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении существенных местных особенностей в культуре идея единства Русской земли становится ведущей.
Рубеж XV - XVI веков - переломный в историческом развитии русских земель. Три связанных между собой явления характерны для этого времени: образование единого Российского государства, освобождение страны от монголо-татарского ига и завершение формирования русской (великорусской) народности. Все они оказали прямое воздействие на духовную жизнь России, на развитие ее культуры, предопределили характер и направление историко-культурного процесса.
Преодоление феодальной раздробленности, создание единой государственной власти создавало благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития страны, послужило могучим стимулом подъема национального самосознания. Благотворное влияние этих факторов сказалось на развитии всей русской культуры в конце XV - первой половине XVI века, особенно ярко проявившись в общественно-политической мысли и архитектуре.
И в духовной культуре идея единства и борьбы за независимость с иноземными захватчиками продолжала оставаться одной из ведущих.
В период монголо-татарского ига Русь была изолирована от стран Центральной и Западной Европы, продвинувшихся вперед в своем развитии. Для Российского государства установление связей с западноевропейской культурой было важным условием преодоления отсталости и укрепления своего положения среди европейских держав. В конце XV - начале XVI века успешно развивались связи с Италией и другими странами, благотворно сказавшиеся на русской культуре, в Россию приезжали работать выдающиеся зодчие и другие мастера.
Важнейший фактор развития культуры - влияние церкви на духовную жизнь общества, прочность ее позиций в государстве. На протяжении рассматриваемого периода эти взаимоотношения были далеко не одинаковыми.
Развитие прогрессивных тенденций в культуре, элементов рационалистического мировоззрения оказалось связанным с кругами, оппозиционными самодержавию.

1. Русская культура XIV – середины XV веков

1.КНИЖНОЕ ДЕЛО.
Хотя губительные последствия иноземных вторжений отрицательно сказались на сохранности книжных богатств и на уровне грамотности, все же традиции письменности и книжности, заложенные в ХI-ХII веках, удалось сохранить, они получили дальнейшее развитие.
Подъем культуры со второй половины XIV века сопровождался развитием книжного дела. Крупнейшими центрами книжности были монастыри, при которых существовали книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие сотни томов. Наиболее значительными были сохранившиеся до нашего времени книжные собрания Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей. От конца XV в. до нас дошла опись библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря (4, С.67).
Но церковь не обладала монополией на создание и распространение книг. Как свидетельствуют приписки самих писцов на книгах, значительная их часть не принадлежала духовенству. Книгописные, мастерские существовали и в городах, при княжеских дворах. Книги изготовлялись, как правило, на заказ, иногда и на продажу.
Развитие письменности и книжного дела сопровождалось изменениями в технике письма. В XIV в. на смену дорогому пергамену пришла бумага, которую доставляли из других стран, главным образом из Италии и Франции. Изменилась графика письма; вместо строгого "уставного" письма появились так называемый полуустав, а с XV в. и "скоропись", что ускоряло процесс изготовления книги. Все это делало книгу более доступной и способствовало удовлетворению возраставшего спроса (9, С..47).
В книжной продукции преобладали богослужебные книги, необходимый набор которых был в каждом культовом учреждении - в церкви, монастыре. Характер читательских интересов отражали "четьи" книги, т. е. книги, предназначенные для индивидуального чтения. Таких книг было много в монастырских библиотеках. Наиболее распространенным типом "четьей" книги в XV в. стали сборники смешанного состава, которые исследователи называют "библиотеками в миниатюре".
Репертуар "четьих" сборников достаточно обширен. Наряду с переводными патриотическими и агиографическими произведениями в них имелись оригинальные русские сочинения; рядом с религиозно-назидательной литературой соседствовали произведения светского характера - отрывки из летописей, исторические повести, публицистика. Примечательно появление в этих сборниках статей естественнонаучного характера. Так, в одном из сборников библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря начала XV в. помещены статьи "О широте и долготе земли", "О стадиях и поприщах", "О расстоянии между небом и землею", "Лунное течение", "О земном устроении" и др. Автор этих статей решительно порывал с фантастическими представлениями церковной литературы о строении Вселенной. Земля признавалась шаром, хотя по-прежнему ставилась в центр мироздания (4, С.32). В других статьях дано вполне реалистическое объяснение явлений природы (например, грома и молнии, которые, по мнению автора, происходят от столкновения туч). Здесь же статьи по медицине, биологии, выписки из сочинений римского ученого и врача II в. Галена.
Русская книга XIV - XV веков сыграла выдающуюся роль в возрождении к жизни памятников литературы прошлого и в распространении современных ей произведений глубокого идейно-политического звучания.

2. ЛИТЕРАТУРА. ЛЕТОПИСАНИЕ.
Русская литература XIV - XV веков унаследовала от древнерусской литературы ее острую публицистичность, выдвигала важнейшие проблемы политической жизни Руси. Особенно тесно было связано с общественно-политической жизнью летописание. Будучи историческими трудами, летописи в то же время являлись и политическими документами, игравшими большую роль в идеологической и политической борьбе (1, С.12).
В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия летописание переживало упадок. Но оно, прервавшись на время в одних, возобновлялось в новых политических центрах. Летописание по-прежнему отличали локальные особенности, большое внимание к местным событиям, тенденциозное освещение событий с позиций того или иного феодального центра. Но красной нитью во всех летописях проходила тема единства Русской земли и ее борьбы против иноземных завоевателей.
Местный характер вначале имело и московское летописание, появившееся в первой половине XIV века. Однако с возрастанием политической роли Москвы оно постепенно приобрело общегосударственный характер. В ходе развития московское летописание становилось средоточием передовых политических идей. Оно не только отражало и идеологически закрепляло успехи Москвы в деле объединения русских земель, но и активно участвовало в этой работе, усиленно пропагандируя объединительные идеи.
О росте национального самосознания свидетельствовало возрождение общерусского летописания в конце XIV - начале XV веков. Первый общерусский свод, порвавший с узкими местными интересами и ставший на позиции единства Руси, был составлен в Москве в начале XV века (так называемая Троицкая летопись, погибшая во время московского пожара 1812 г.). Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных областных сводов. Около 1418 г. при участии митрополита Фотия было предпринято составление нового летописного свода (Владимирский полихрон), главной идеей которого был союз московской великокняжеской власти с городским населением феодальных центров в целях политического объединения Руси. Эти своды легли в основу последующих летописных сводов. Одним из самых значительных произведений русского летописания стал Московский свод 1479 года (1, С.49).
Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти. В них явственно выступает сложившаяся в начале XV века историко-политическая концепция, согласно которой история Руси XIV - XV веков, является прямым продолжением истории Древней Руси. Летописи пропагандировали ставшую позднее официальной идею о том, что Москва наследует политические традиции Киева и Владимира, является их преемницей. Это подчеркивалось тем, что своды начинались с "Повести временных лет".
Объединительные идеи, отвечавшие жизненным интересам различных слоев феодального общества, получали развитие и в ряде других центров. Даже в Новгороде, отличавшемся особенно сильным сепаратистскими тенденциями, в 30-х годах XV века был создан общерусский по своему характеру Новгородско-Софийский свод, включивший в свой состав свод Фотия. Общерусский характер приняло и тверское летописание, в котором пропагандировалась сильная великокняжеская власть и отмечались факты освободительной борьбы против Золотой Орды. Но в нем явно преувеличивалась роль Твери и тверских князей в объединении Руси (1, С.50).
Центральной темой литературы стала борьба русского народа против иноземных захватчиков. Поэтому одним из распространенных жанров становилась воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица.
Выдающийся памятник повествовательной литературы воинского жанра - "Повесть о разорении Рязани Батыем". Основную часть ее содержания составляет рассказ о взятии и разорении Рязани татарами и о судьбе княжеской семьи. В повести осуждаются феодальные раздоры как основная причина поражения русских и в то же время с точки зрения религиозной морали происходящее оценивается как наказание за грехи. Это свидетельствует о стремлении церковных идеологов использовать сам факт катастрофы для пропаганды христианских идей и упрочения влияния церкви.
Борьба против шведских и немецких феодалов отразилась в светской дружинной повести об Александре Невском, в которой содержалось подробное описание Невской битвы и "Ледового побоища". Но эта повесть до нас не дошла. Она была переработана в житие Александра Невского и получила религиозную окраску. Подобную трансформацию претерпела и повесть о псковском князе Довмонте, посвященная борьбе псковичей с немецкой и литовской агрессией (1, С.52).
Памятником тверской литературы начала XIV века является "Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде". Это злободневное политическое сочинение, имевшее антимосковскую направленность На основе устного народнопоэтического произведения написана "Повесть о Шевкале", посвященная восстанию в Твери в 1327 году.
Победа над монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 году вызвала подъем национального самосознания, внушила русскому народу уверенность в своих силах. Под ее воздействием возник Куликовский цикл произведений, которые объединяет одна главная мысль - о единстве Русской земли как основе победы над врагом. Четыре основных памятника, входящие в этот цикл, различны по своему характеру, стилю, содержанию. Все они говорят о Куликовской битве как о величайшей исторической победе Руси над татарами (4, С.24-25).
Наиболее глубоким и значительным произведением этого цикла является "Задонщина" - поэма, написанная Софонием Рязанцем вскоре после Куликовской битвы. Автор не стремился дать последовательное и обстоятельное изображение событий. Его цель - воспеть великую победу над ненавистным врагом, прославить ее организаторов и участников (4, С.345). В поэме подчеркнута роль Москвы в организации победы, а князь Дмитрий Иванович представлен как подлинный организатор русских сил.
В Летописной повести о Куликовской битве впервые дается связный рассказ о событиях 1380 г. В ней подчеркнуты единство и сплоченность русских сил вокруг великого князя, поход против татар расценивается как дело общерусское. Однако в повести заметно отступление от реальных исторических фактов, которые осмысливаются с точки зрения религиозной морали: конечной причиной поражения татар выступает "божественная воля"; в духе религиозных понятий осуждается поведение рязанского князя Олега; Дмитрий Донской изображен как христианский подвижник, наделенный благочестием, миролюбием и христолюбием.
"Сказание о Мамаевом побоище" - наиболее объемное и самое популярное произведение Куликовского цикла. Оно противоречиво в идейном и художественном отношении, в нем сосуществуют два различных подхода к пониманию событий. С одной стороны. Куликовская победа расценивается как награда за христианские добродетели, свойственные русским; с другой - реальный взгляд на вещи: автор "Сказания" хорошо разбирается в политической ситуации того времени, высоко оценивает героизм и патриотизм русских людей, дальновидность великого князя, понимает значение единства между князьями. В "Сказании" находит обоснование идея тесного союза церкви и княжеской власти (описание отношений Дмитрия Донского и Сергия Радонежского) (4, С.189).
Лишь в связи с жизнеописанием Дмитрия Донского говорится о Куликовской битве в "Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского". Это торжественный панегирик умершему князю, в котором восхваляются его дела и определяется их значение для настоящего и будущего Руси. В образе Дмитрия Ивановича сочетаются черты идеального житийного героя и идеального государственного деятеля, подчеркиваются христианские добродетели князя. В этом нашло отражение стремление церковников к союзу с великокняжеской властью.
События 1382 года., когда произошло нападение Тохтамыша на Москву, легли в основу повести "О Московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской". Повести присуща такая черта, как демократизм, поэтому она занимает особое место в литературе XIV - XV веков, освещая события с позиций широких масс, в данном случае населения Москвы. В ней нет индивидуального героя. Простые горожане, взявшие в свои руки оборону Москвы после того, как из нее сбежали князья и бояре, - вот подлинный герой повести (9, С.53-54).
В рассматриваемое время большое развитие получила житийная литература, ряд произведений которой пронизан актуальными публицистическими идеями. Церковная проповедь в них сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви (причем первенствующее значение отводилось церковной власти) как главном условии усиления Руси. В житийной литературе находили отражение и специфически церковные интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересами великокняжеской власти. Публицистический характер носило "Житие митрополита Петра", написанное митрополитом Киприаном, который усмотрел общность судьбы митрополита Петра, не признанного в свое время тверским князем, со своей собственной и со своими сложными взаимоотношениями с московским князем Дмитрием Ивановичем.
В житийной литературе получил распространение риторическо-панегирический стиль (или экспрессивно-эмоциональный стиль). В текст вводили пространные и витиеватые речи-монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально-богословского характера. Большое внимание уделялось описанию чувств героя, его душевного состояния, появлялись психологические мотивировки поступков действующих лиц. Экспрессивно-эмоциональный стиль достиг вершины своего развития в творчестве Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.

Загрузка...