aracs.ru

Немытая Европа или как относились к личной гигиене в древние времена (6 фото)

согласно описаниям ученых, в Европе до 19 века выливали помои из окон, а мылись
2 раза в месяц.
Для славян же
слово «баня» было святым. Вашему вниманию предлагаются статьи
познавательно-развлекательного характера. В них нет обилия дат и понятий.
Однако, забавные факты полезны для развития мировоззрения с разных сторон.
Итак,
продолжим путешествие по истории древних славян, подчеркивая прикольные
интересные моменты. По упоминаниям византийских историков, древние славяне
считали, что великим воинам не нужны доспехи, что в бою настоящее мастерство
брони не требует. В минуты особой опасности, славяне раздевались по пояс и шли
в бой на страх врагам. О внешнем виде большой заботы не проявляли. В боевых
походах чистая одежда была не у многих. Но дома, на Руси, огромное значение
имели бани. Чистоте уделялось важнейшее место. Иностранцы удивлялись, как славяне
хлещут себя вениками, какую жару могут вытерпеть! Ничего подобного в
средневековой Европе не было. В древности баня топилась «по-черному». Трубы у
банной избы не имелось. Весь дым из печки оседал на стены. Копоть была толщиной
в половину ладони. Сидеть надо было осторожно – такая сажа отмывалась с трудом.
Славяне считали, что здесь живет злой дух «Банник», который может человека
уморить. Возможно, едким дымом ослаблялись его злые чары. Бояться духов люди
перестали, но баня «по-черному» сохранилась в некоторых регионах России и в XXI
веке. Случалось, что между племенами славян велись войны. Причины были разные:
то невест юных украдут, то землю не поделят. Известен факт, когда проигравшие
должны были привезти победителям 40 возов березовых и дубовых веников! То есть
веники являлись элементом государственного налогообложения. Банные веники были
в Древней Руси своеобразной конвертируемой валютой! Вот какое место в
мировоззрении славян занимала чистота. В следующей статье поговорим об
особенностях военной подготовки с детства.
На
Руси с древних времен большое внимание уделялось соблюдению чистоты и
опрятности. Жителям Древней Руси был известен гигиенический уход за кожей лица,
рук, тела, волосами. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана,
сливки и мед, жиры и масла смягчают, и восстанавливают кожу лица, шеи, рук,
делают ее эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем
трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из
окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и
косметические свойства которых им были известны
Свойства
растительных средств язычники знали в совершенстве, поэтому в косметических
целях применялись в основном они. Также были хорошо известны и лечебные
свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни
растений и умело использовали их для приготовления косметических средств.
Например,
для румян и помады использовали сок малины, вишни, натирали щеки свеклой. На
чернение глаз и бровей шла черная сажа, иногда использовалась коричневая
краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел. Для окраски
волос также использовали растения: например, шелухой лука окрашивали волосы в
коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из
барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука,
листьев крапивы, желтую -из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д.
Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью
которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.
В
Древней Руси каждому цвету, при нанесении макияжа, придавалось свое, магическое
значение - люди верили, что с помощью одного цвета можно приворожить, с помощью
другого, наоборот, отвадить.
Особенно
тщательно русские женщины заботились о том, как выглядит лицо. Для придания
коже лица здорового, привлекательного вида, а также для разглаживания морщин,
не жалели ни молока, ни сметаны, ни яичных желтков. Матери делились со своими
дочерями секретами красоты, например о том, что отвар петрушки и огуречный сок
отбеливают кожу, а настой василька хорош при жирной, пористой коже. Крапива и
корни лопуха служили лечебным средством для борьбы с перхотью и выпадением
волос.
Для
освежения тела делали массажи с мазями, приготовленными на травах, применяли
так называемый «холодец» - настой из мяты.
Бытовая
косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного
происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных
жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для
ухода за волосами использовалось репейное масло.
В
Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому
косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане. Особенно распространены
были русские бани со своеобразным хлестким массажем вениками. Для излечения от
кожных и душевных болезней древние лекари рекомендовали лить на горячие камни
настои трав или пиво, придающее запах свежеиспеченного ржаного хлеба. Для
смягчения и питания кожи хорошо наносить на нее мед.
В
банях проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали
ароматными бальзамами. Среди служителей бань были даже вырыватели волос, причем
проделывали эту процедуру без боли.
В
России было распространено еженедельное мытье в бане, если же бани не было,
мылись и парились и русских печах. В арсенале профилактики закаливания разумной
системы гигиены русская баня испокон веков была на первом месте.

Долгое время хорошим тоном было цитировать известные строки Лермонтова о «немытой России» и поминать какие-то абстрактные «вшивые орды русских». С недавних пор маятник качнулся в другую сторону. Что общего между корианд-ром, русским калачом, порохом, хлорными шторами и портретом кисти Леонардо да Винчи «Дама с горностаем»? Первое, что приходит в голову: «Шизофрения у спрашивающего». На самом деле все эти предметы и понятия самым прямым образом связаны с гигиеной. Вернее, с ее историей.

Долгое время хорошим тоном было цитировать известные строки Лермонтова о «немытой России» и поминать какие-то абстрактные «вшивые орды русских». С недавних пор маятник качнулся в другую сторону. Всуе и по существу поминают погрязшую в нечистотах Европу. Истина, как водится, где-то посередине.

Кривые зеркала

Дело в том, что, встретившись лицом к лицу после долгого перерыва, обусловленного татаро-монгольским нашествием, русские и европейцы обнаружили друг в друге больше различий, чем сходства. Прежде всего это касалось чистоплотности.

Вот типичное средневзвешенное мнение европейца о наших предках XVII столетия: «Русские ужасно нечисты. Они насквозь пропахли самыми подлыми и зловонными овощами - луком и чесноком, которые поедают в неимоверных количествах. Зубы здесь чистить не принято, считается, что тем самым сдирается с них природный лоск. Между тем, многие знатные мужи и дамы имеют зубы отвратительно черные и гнилые. Также у них в домах водится несметное количество черных тараканов, коих не выводят, а, напротив, почитают за хорошую примету - к богатству».

А вот как в том же XVII столетии отзывался о европейцах московский посол Петр Потемкин: «В Париже, в королевском дворце великой смрад и сугубое зловоние, само же его величество Лудовик XIV смердит, аки дикой зверь. Паче же прочего в великую досаду нам стали воши, коих здесь называют «Божьим жемчугом» и не находят в них никакой нечистоты». В общем, налицо своего рода «война миров».

Евроголь и евровыдумки

Какое-то время в Европе следили за чистотой тела ничуть не хуже, чем на Руси. Германские и кельтские племена отлично знали бани, более того, успели даже познакомиться с римскими стандартами гигиены, передовыми для того времени. Однако под ударами северных варваров пали не только стены Рима, но и вековые деревья европейских лесов. К XIV столетию древесина стала дефицитом. Ее едва хватало для строительства и хоть какого-то отопления жилищ. Омовение горячей водой стало непозволительной роскошью. Очень кстати появились и мудрствования католических схоластов, которые уверяли, что мыться христианину вообще неприлично: достаточно той воды, что пролилась на него при крещении, остальное - от лукавого. Нищета, подкрепленная идеологией, - страшная сила. И вот Папа Римский Климент V умирает от дизентерии, Климента VII заживо сжирают чесоточные клещи, герцог Норфолк покрывается гнойными язвами…

Тем не менее упрекать европейцев в том, что они грязны и нечистоплотны, не стоит. Во всяком случае чистить зубы и ногти там приучали с дет-ства. Насчет остального все сложнее.

Да, с чистой водой и топливом были проблемы. Но ум человеческий изворотлив. Достаточно взглянуть на картину Леонардо «Дама с горностаем». Это не просто милое домашнее животное. Это своего рода предмет туалета. Вроде мыла, только от насекомых. Дело в том, что у мелких зверьков температура тела выше, чем у человека, - раз; меха и волос больше - два; кожа нежнее - три. Вот их и использовали как блохоловки, а также мобильные сборники для вшей. От клопов, засилье которых бесило даже смирившихся со вшами европейцев, использовали специальную траву-клоповницу. Мы ее называем кинзой, или кориандром, нимало не задумываясь о названии. А ведь греческое слово «koriannon» - производное от «korios», то есть «клоп». Кстати, кориандр поставляли ко дворам вельмож монахи-картезианцы. И в монастырях этого ордена никогда не водились клопы.

Хлорные шторы из той же оперы. В середине XIX века Лондон сжало в своих объятиях «великое зловоние» - Темза оказалась запружена нечистотами. Ежедневно туда спускали 24 тонны конского навоза и 1,5 млн кубометров человеческих фекалий. В течение двух недель Палата общин заседала за шторами, пропитанными хлорной известью. Только после этого решили озаботиться нормальной канализацией. Нет, попытки завести цивилизованные, незловонные отхожие места в Европе предпринимались намного раньше. Но оканчивались провалом. В буквальном смысле. Так, в замке Эрфурт в 1183 г. состоялся съезд европейского рыцарства. Председательствовал сам император Фридрих Барбаросса. Этот съезд мог оказаться для императора роковым - под цветом рыцарства подломился деревянный пол, и благородные господа рухнули в огромную яму, куда отводились нечистоты. Погибли около сотни человек. Барбаросса же успел зацепиться за оконный проем.

Русью пахнет

На Руси туалеты в домах не устраивали. Для отправления естественных надобностей придумали известные нам всем деревянные домики, которые так и назывались - «задок» либо «отхожее место». То есть расположенное в глубине двора, до которого еще нужно дойти. В эру огнестрельного оружия сортиры оказались весьма кстати. Первые сорта пороха были просты по составу - древесный уголь, сера, селитра. За последней-то и лазили в выгребные ямы. Как выяснилось, человеческие фекалии при длительной ферментации выделяют селитру. Если учесть, что при помощи московских пушек была сброшена власть Орды, то придется признать: русские не зазря «коптили небо».

В отличие от европейцев, которые и руки, и лицо мыли в одной и той же воде, мы пользовались проточной. Русские никогда не садились за стол с грязными руками. Правда, если вдруг на улице хотелось есть, а руки помыть негде? Русские нашли оригинальный выход, наладив производство калачей - пышной булки с тонкой ручкой. За нее-то и брались немытыми ладонями. А съев остальное, ручку выбрасывали собакам либо жертвовали нищим. Кстати, отсюда и пошло выражение «дойти до ручки», то есть опуститься.

Победа над холодом. Восточная часть Европы от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей была обитаемой уже за несколько тысячелетий до нашей эры. Условия жизни наших далеких предков не были однородными и сильно отличались от тех, в которых жили древние греки и римляне. Широкие степи на юге, непроходимые леса на севере делали жизнь не только трудной, но и опасной. Борьба с голодом, набегами соседних племен и холодом были главной заботой жителей этих территорий.

Наши предки жили в землянках или шалашах из веток. Несколько позже они научились строить дома из бревен. Пол в них был земляной, а окошки прорубали около земли. В углу из камней складывали очаг. Дым из него уходил через окошко или дверь. Такие постройки просуществовали много лет.

Следующим шагом в борьбе с "холодом было изобретение печи. Печь отличается от очага тем, что имеет дымоходы. Дым не попадает в помещение, а выводится наружу. Это изобретение было важным достижением коммунальной гигиены не только потому, что воздух в помещении становился чище, но и потому, что печь давала возможность лучше обработать пищу, в ней создавался более равномерный нагрев. Это содействовало улучшению питания.

Бревенчатый дом, в котором имелся очаг или печь, стали называть избой. По мнению некоторых историков, слово "изба"

Рис.1. Письмо на бересте: А - поза писца; Б - береста с письменами; В - писало.

происходит от слова "истьба", которое в древнеславянском языке возникло от слова "истопка". Теперь люди могли регулировать температуру в помещении, что для жителей территорий с холодной зимой было очень важно.

Развитие письменности и решение гигиенических проблем, связанных с письмом. Новые открытия нередко решали проблемы не только культурные и технические, но и гигиенические. К концу XVI в. на Руси прочно утвердилась письменность на бумаге. Но писали и раньше, правда не на бумаге, а на бересте. В качестве перьев использовали писала - острые предметы, которыми выцарапывали надписи. Не сразу люди пришли к современному способу письма - сидя за столом или стоя около него. В древние времена бересту держали в левой руке, которая опиралась локтем на левое колено (рис.1). Правой рукой наносили буквы. Одно слово от другого не отделяли, часто прибегали к сокращениям, только в конце фразы иногда ставили точку, другие знаки препинания отсутствовали. Такое письмо вызывало ряд трудностей чисто гигиенического характера. Неудобная поза вызывала большие статические нагрузки у человека, и письмо было довольно утомительным делом. Для того чтобы написать или прочесть такой текст, надо было затратить немало нервной энергии. Писец и чтец уставали не только физически, но и психически. В то время люди не знали слитного письма (оно было изобретено позже) и выписывали каждую букву отдельно. Это намного снижало производительность труда.

Появление бумаги, легких гусиных перьев и слитного письма не только ускорило работу, но и решило многие гигиенические вопросы. Писать стало удобно, и это отразилось на производительности труда. Древний летописец, даже самый квалифицированный, мог за день заполнить 2-3 листа, 4-5 листов считалось рекордом.

Санитарно-гигиеническая культура в Киевской Руси и Московском княжестве. Развитие письменности содействовало усилению санитарной пропаганды. В XI-XII вв. на Руси появляются некоторые книги, в которых затрагиваются вопросы гигиены. Среди них можно назвать "Поучения" Владимира Мономаха и произведение его внучки, княгини Евпраксии, "Мазь". Евпраксия жила в Киеве, потом переехала в Византию. Там она познакомилась с трудами Гиппократа и Галена, которые оказали на нее известное влияние. В этих книгах описывалось лечебное действие многих трав, говорилось о важности чистоты воздуха, с том, как сохранить здоровье в разные времена года, о движении и покое, питании и питье, сне и бодрствовании, о бане, о беременности и выборе кормилицы, об уходе за новорожденным. В книге много полезных советов, не устаревших и в наши дни.

Монголо-татарские орды принесли много бед славянским народам: голод, истребление людей, многочисленные эпидемии. После битвы на Куликовом поле, где Дмитрий Донской учинил татарским полчищам сокрушительный разгром, начали усиливаться русские княжества, среди которых самым мощным стало Московское.

Победа над татарской ордой привела к подъему земледелия и к возрождению ремесел. Московское государство становится центром русской культуры. Усиливается и пропаганда гигиенических знаний. Об этом свидетельствует дошедший до нас литературный памятник "Домострой", в котором наряду с другими поднимаются санитарно-гигиенические и педагогические вопросы.

В "Домострое" подробно описываются приемы влажной уборки помещения, говорится, как мыть и скрести полы, стены, столы и скамейки в избе, как содержать в порядке сени и крыльцо, куда стелить рогожу, а где насыпать сено, чтобы можно было обтереть ноги.

Авторы "Домостроя" требовали, чтобы все, взрослые и дети, мыли руки перед едой, перед приготовлением пищи и перед всякой работой. В книге содержалось немало рецептов приготовления блюд, обращалось внимание на чистоту посуды, сообщалось даже, что давать на завтрак, обед и ужин господам, что слугам, что надо есть в будни, а что по праздникам.

Интересен раздел о хранении пищи, в частности рыбы. Здесь рекомендуют и соление, и промораживание продуктов, дают многие другие полезные рецепты.

В "Домострое" определенное внимание было уделено дойке коров. Дояркам советовали чисто мыть руки, теплой водой промывать, а затем вытирать вымя коровы, сдаивать молоко в чистый подойник и в чистом месте.

Рис.2. Одежда и головные уборы бояр XVII века: А - шуба; Б - кафтан; В - "горластая* шапка; Г - тафья; Д - колпак.

Мода XV-XVII вв. и проблемы гигиены. Общая санитарная культура в это время оставалась на довольно низком уровне. Соображения престижности, дань моде нередко оказывались сильнее гигиенических соображений и здравого смысла. Бояре принимали гостей в собольих шубах и меховых шапках даже в летнее время. Причем богатый боярин носил три шапки сразу: внизу плоскую шапку тафью, на ней меховой колпак, на колпаке соболью "горластую" шапку. Рукава делались длинными, до самого пола (рис.2). В хоромах топили жарко, дабы показать, что хозяева на дровах не экономят.

Расхождения между требованиями гигиены и модой, к сожалению, встречаются и в наши дни, несмотря на то что уровень гигиенической пропаганды теперь очень высок.

Понять, почему бояре престиж и моду ставили выше удобства, будет нетрудно, если учесть, что богатство и роскошь отгораживали их от простого народа, жившего в крайней бедности. Неудобные боярские одежды были отменены Петром I.

Санитарно-гигиенические реформы Петра I. Рост санитарной культуры в России XVIII в. связан прежде всего с реформами Петра I, в которых санитарному законодательству уделялось большое внимание. При Петре 1 были изданы указы о предохранении войск от болезней, правила торговли пищевыми продуктами, запрещалось пускать в продажу падший скот, торговать мясом больных животных. Было проведено благоустройство мостовых.

При Петре I предпринимались шаги и для улучшения гигиенической пропаганды среди учащихся. В 1719 г. выходит пособие "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению", где разъяснялись многие вопросы этикета и сообщались санитарно-гигиенические правила поведения в обществе.

Проблемы гигиены в трудах М.В. Ломоносова. При Екатерине II в России была привита первая оспенная вакцина. Смельчаку было не более 8 лет. Царица пожаловала ему дворянство и герб. Однако санитарно-гигиеническая культура простого народа находилась на чрезвычайно низком уровне. Угрожающее положение создавала детская смертность.

Важный вклад в становление гигиенической науки в России сделал М.В. Ломоносов. В труде "О размножении и сохранении народа российского", изданном уже после смерти автора, были проанализированы причины заболеваний детей в сиротских приютах, в семьях крестьян и бедных горожан. Сокращенное издание книги вышло в 1818 г., полное - в 1871 г.

Одной из важных причин детской смертности, по мнению М.В. Ломоносова, были церковные обряды. Ломоносов подробно описал наиболее частые и опасные детские болезни, их признаки и лечение. Эти сведения он предлагал разослать по всем приходам и детским приютам, чтобы грамотные люди могли в случае надобности оказать помощь, поскольку врачей во многих областях России просто не было.

Санитарно-гигиеническое состояние армии и гражданского населения в период и после Отечественной войны 1812 г. Практические мероприятия, решавшие многие санитарно-гигиенические проблемы в армии, были связаны с деятельностью М.Я. Мудрова. Длительное пребывание в странах Европы и хорошее знание России позволили ему не только обобщить предшествующий опыт, но и прийти к ряду оригинальных решений.

Приход к власти Наполеона и обострение отношений между Россией и Францией указывали на приближение войны, которая разразилась в 1812 г. Всю свою энергию М.Я. Мудров направляет на улучшение санитарного состояния русской армии. Он подробно изучил болезни, наиболее часто встречающиеся в войсках, и разработал систему правил, их предупреждать. Жизнь в условиях казармы благоприятствовала появлению, многих инфекционных заболеваний. Необходимо было определить" количество врачей и фельдшеров для оказания помощи тем или иным подразделениям, вооружить их необходимыми знаниями, позволявшими контролировать качество пищи, воды, бытовые условия, бороться с инфекционными заболеваниями. М.Я. Мудров понимал, что для решения этих важных вопросов необходимо разрабатывать методы гигиены, используя методы смежных наук: физики, химии, биологии, медицины. Многие из этих вопросов были им успешно решены. М.Я. Мудров разработал меры профилактики ряда опасных заболеваний. Под его руководством и при личном участии осуществлялась борьба с холерными эпидемиями в Петербурге и Саратове. В 1831 г. в Петербурге во время ликвидации эпидемии холеры он умер от этой болезни.

Экспериментальное направление гигиены в России. С развитием капитализма в России возникают новые отрасли промышленности, а вместе с ними нарастают проблемы охраны труда. В 30-50-х гг. прошлого столетия они приобретают настолько острый характер, что к ним привлекают внимание народа многие прогрессивные деятели культуры: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов, другие демократы-разночинцы. В какой-то степени этому способствовали успехи в области военной гигиены, которую продолжили Н.И. Пирогов и А.П. Доброславин.

А.П. Доброславин впервые в России создал гигиеническую лабораторию, где провел ряд экспериментальных исследований. Он организовал аналитическую станцию для исследования доброкачественности пищевых продуктов. С именем А.П. Доброславина связано введение санитарной экспертизы. До этого систематический санитарный надзор в стране фактически отсутствовал, хотя попытки ввести его предпринимались, начиная с указов Петра I.А.П. Доброславин является родоначальником экспериментального направления в отечественной гигиене.

Развитие школьной, социальной и коммунальной гигиены в России. С несколько других позиций подошел к решению гигиенических вопросов Ф.Ф. Эрисман (1842-1915). Круг его интересов был необычайно широк: от самых общих вопросов социальной гигиены до школьной гигиены. Родом из Швейцарии, он получил блестящее образование в европейских странах и как врач-окулист был приглашен в Россию. Здесь он исследовал влияние табака и потребления алкоголя на зрение, занимался изучением глазных болезней у гимназистов. Исследование глазных болезней и их профилактика, изучение нарушений скелета у детей, возникающих из-за неправильного сидения, привели Ф.Ф. Эрисмана к мысли о необходимости создания школьной парты. Парты Эрисмана сохранились во многих школах и до наших дней. Это всем знакомые двухместные скамейки и столы с наклонным надстольем, под которыми сделаны две ниши для портфелей.

Ф.Ф. Эрисман установил, что при сидении за партой (конечно, при условии, если парта подобрана по росту) обеспечивается рациональная поза во время чтения, письма, лекционных занятий, что способствует нормальному развитию скелета и мышц, предупреждает нарушение осанки и близорукости у учащихся.

Большие заслуги принадлежат Ф.Ф. Эрисману в области социальной гигиены и гигиены труда. Он подробно исследует условия труда на различных предприятиях Москвы и в ее окрестностях, Петербурга и создает книгу "Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда". Кроме того, он пишет большое количество обличительных статей, которые используются революционной прессой. Ученый совет МГУ присваивает ему звание доктора медицины и приглашает заведовать кафедрой гигиены на медицинском факультете Московского университета. На этом посту он проработал 14 лет. В 1896 г.Ф. Ф. Эрисман в числе 42 профессоров университета потребовал пересмотра дела студентов, высланных полицией за революционную деятельность. В ответ на это царское правительство потребовало увольнения этих профессоров и Ф.Ф. Эрисман вынужден был вернуться на родину в Швейцарию. Место Ф.Ф. Эрисмана занял его ученик Г.В. Хлопин.

Используя методы анализа факторов внешней среды, Г.В. Хлопин продолжил исследования, начатые А.П. Доброславиным, и внес существенный вклад в теоретические основы коммунальной гигиены. Созданная им методика исследования пригодности для употребления пищевых продуктов применяется и в наши дни. Он занимался вопросами водоснабжения, боролся против загрязнения рек промышленными отходами, занимался гигиеной труда и проблемами питания.

Основные этапы развития гигиенической науки и санитарии в нашей стране после великой октябрьской социалистической революции

Санитарно-гигиенические декреты, принятые при участии В.И. Ленина. Тяжелое наследство оставило царское правительство Советскому государству. Около миллиона людей ежегодно умирало от эпидемий, свыше 40% детей не доживало до 5 лет. Антинародная политика самодержавия привела к плачевному санитарному состоянию многих городов и сел. Голод, разруха, эпидемии, беспризорность детей и подростков, гражданская война и интервенция тяжелым бременем обрушились на население.

В декабре 1917 г. был издан Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР за подписью В.И. Ленина "О назначении коллегии по заведованию Главным военно-санитарным управлением". В задачу этого органа входила не только организация помощи раненым солдатам, но и обеспечение противоэпидемической защиты населения и войск. Делались массовые прививки против брюшного тифа и холеры. Для того чтобы сократить детскую смертность, уже на 6-й день Советской власти был принят закон о предоставлении женщинам оплачиваемых отпусков по беременности и родам и выплате пособий на ребенка.

Это были первые санитарные законы. В июле 1918 г. на Всероссийском съезде Советов был учрежден Народный комиссариат здравоохранения РСФСР. Первым наркомом здравоохранения стал Н.А. Семашко. В том же 1918 г. был издан Декрет о 8-часовом рабочем дне.

Большое значение в истории советской гигиены и санитарии имел VIII съезд РКП, где была принята новая программа партии. Он завершился следующим постановлением: "В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП предлагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний". Эти мероприятия предусматривали: оздоровление населенных мест (охрану почвы, воды, воздуха); постановку общественного питания на научно-гигиенических началах; организацию мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней; создание санитарного законодательства; борьбу с социальными болезнями (туберкулезом, алкоголизмом и т.д.); обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной помощи.

Началась коренная перестройка старой частной медицины и создание советской социалистической системы здравоохранения. Прежде всего надо было побороть эпидемии, которые поражали войска, население городов и сел. С этой целью к концу 1920 г. было организовано 300 банно-прачечных и дезинфекционных отрядов, 30 поездов-бань, которые могли обслуживать по 130 тыс. человек в сутки. В 1919 г. выходит Декрет о санитарной охране жилищ.

В апреле 1919 г.В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР "Об обязательном оспопрививании". Это было началом иммунизации населения. В результате оспа в нашей стране была ликвидирована задолго до 1980 г., когда Всемирная организация здравоохранения объявила о полном избавлении человечества от этой инфекции. Теперь уже оспу не прививают. Однако многие инфекционные болезни еще остались, поэтому в 1958 г. утвержден календарь прививок, действующий на территории нашей страны. В нем указано, в каком возрасте и против каких болезней необходимо делать каждому ребенку прививки, чтобы предохранить его от наиболее опасных инфекций.

Состояние гигиены и санитарии во время Великой Отечественной войны и в последующие годы. Великая Отечественная война была суровым испытанием для нашего государства, для всего советского народа. Вместе с тем если во время первой мировой и гражданской войн люди погибали не только от пуль и снарядов, но и от инфекций, то во время Великой Отечественной войны эти потери были несравнимо меньшими. Даже в осажденном Ленинграде санитарная служба стояла на такой высоте, что эпидемий не было. Удалось преодолеть и другую опасность: авитаминозы. В первую мировую войны от цинги погибло много солдат и мирных жителей. Во время Великой Отечественной войны армия и мирное население от недостатка витамина С не страдали. Варили крапиву, делали настои хвои и употребляли их в пищу. Эти простые средства позволяли добывать необходимые дозы витамина С, которые люди не могли получить из традиционных продуктов питания.

Санитарное законодательство в СССР. В послевоенное время гигиена становится многоотраслевой наукой. Помимо социальной, коммунальной и личной гигиены дальнейшее развитие получают гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена физической культуры и спорта, а затем космическая и радиационная гигиена.

Параллельно совершенствуется и санитарное законодательство. Первое постановление об учреждении санитарных органов было принято в 1927 г., с 1933 г. начинает действовать санитарная инспекция, а с 1939 г. создаются санитарно-эпидемиологические станции (СЭС). Они действуют во всех республиках, областях, городах, районных центрах. Имеются и отраслевые станции, например СЭС водного транспорта. В 1969 г. были утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении. В этом документе говорится о том, что все предприятия и учреждения обязаны обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проводить мероприятия, направленные на ликвидацию и предупреждение загрязнения природной среды, оздоровление труда и быта населения, предупреждение болезней. Специальный пункт предусматривает расширение мероприятий, приобщающих население к санитарной культуре.

Внимание к экологическим проблемам сохраняется и в постановлении 1987 г. "Об основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 г.". Это не случайно. Мощность современной промышленности такова, что она может нарушать экологическое равновесие, созданное тысячелетней эволюцией. В постановлении подчеркивается, что разрешить это противоречие можно только при организации природопользования на научной основе. Решение ведомственных задач без учета экологических последствий приводило и приводит к крупным ошибкам, исправлять которые чрезвычайно трудно. Даже такой безобидный, казалось бы, технологический процесс, как сплав леса отдельными бревнами, вызывает серьезные изменения в водной среде, которые в конечном счете сказываются на здоровье населения. При таком способе сплава леса часть бревен тонет. Они начинают гнить. В воду поступают продукты гниения, в том числе и фенолы. Они отравляют рыбу: на коже рыб появляются красные пятна, у них лопаются подкожные сосуды, желтеют жабры. Теряется не только товарный вид рыбы, но и ее питательная ценность. Дешевый сплав леса требует затем больших затрат на то, чтобы выловить затонувшие бревна и как-то очистить реки. Теряются ценные породы рыбы, которая не может заходить в загрязненные реки для метания икры.

Природопользование, проводящееся на научной основе, требует совместной работы специалистов многих областей, в том числе и гигиенистов, которые могут определить, как скажутся в будущем те или иные производственные процессы на здоровье населения. Это очень трудная задача, поскольку приходится предвидеть последствия, которые могут наступить через многие годы.

Принципиально по-иному предполагается организовать профилактическую работу. Обычно человек обращается к врачу при недомогании, нередко тогда, когда болезнь запущена и лечить ее трудно. В постановлении намечен план перехода на поголовную диспансеризацию населения. Это значит, что ежегодно каждого человека будут обследовать врачи разных специальностей, чтобы выявить заболевания как можно раньше и при необходимости оказать своевременную помощь. Диспансеризацию теперь проходят работники химической промышленности, шахт, металлургических заводов, население крупных городов. Постепенно диспансеризацией предполагается охватить всех жителей страны. Однако успех этого мероприятия будет зависеть не только от медиков, но и от сознательности населения.

В постановлении особым пунктом подчеркнуто значение сани- тарного просвещения, без которого невозможно даже говорить о здоровом образе жизни. Можно строить стадионы, открывать ли от этого польза, если никто не будет их посещать?

О пользе движения, закаливания, правильного питания, о вреде курения и употребления алкоголя написано немало. Многие знают об этом, но далеко не все следуют полезным рекомендациям.

А ведь только знать - этого мало, надо уметь выполнять намеченную программу. Конечно, у каждого она будет своя, но если она будет построена с учетом санитарно-гигиенических рекомендаций, то успех придет. клубы здоровья, приобретать дорогостоящие тренажеры.

В век научно-технического прогресса роль гигиены возрастает. Она вынуждена решать многие экологические вопросы, связанные с охраной природы всего земного шара. В центре ее интересов оказалась проблема "Человек и биосфера". Суть ее в том, чтобы сохранить жизнь на Земле.

Гигиена разрабатывает мероприятия, которые уже не могут принести пользу, если будут осуществлены только в одной стране, даже в самой могущественной. Только усилиями многих стран, всего человечества можно сохранить и улучшить условия, необходимые для существования жизни на нашей планете.

По письменным и археологическим источникам мы знаем, что гигиена в Древней Руси была на достаточно высоком уровне. Ибн Русте описывает баню у славян, которой они часто пользовались, а про русов говорит, что они «опрятны в одежде». В археологии тоже представлен определенный «туалетно-гигиенический набор» Древней Руси Х в., который мы здесь и охарактеризуем.

Гребни

В IX - Х в. в Европе широко распространяются односторонние орнаментированные костяные (роговые) гребни. Уже О. И. Давидан доказала распространение таких гребней в Древней Руси из Западной и Северной Европы. Родиной этих гребней считается Северная Германия (фризские гребни), и уже оттуда, через острова Северной Атлантики и через Скандинавию, вместе с купцами и воинами они попадают сначала в Старую Ладогу, а затем широко распространяются в Древней Руси (Давидан, 1962. С. 100). Причем, встречаются такие гребни в основном в торгово-ремесленных и раннегородских центрах, где отчетливо проявляются элементы «дружинной культуры». Например, шведские коллеги в контексте изучения гарнизона Бирки вполне однозначно пишут, что односторонние орнаментированные гребни являются элементами мужской и воинской культуры (Hedenstierna-Jonson, 2006. P. 54): при раскопках сгоревшего длинного дома, где располагался воинский гарнизон Бирки было найдено около 40 гребней с футлярами, что стало дополнительным основания для подсчета численности гарнизона - около 40 человек (подтверждено материалами могильника).

Односторонние гребни. Старая Ладога.

Известны в Х в. и односторонние костяные гребни с высокой спинкой. Они часто украшены зооморфным орнаментом - изображениями лошадей или птиц. Такие гребни встречены в Старой Ладоге, Владимирских курганах, в Тимерево и на Сарском городище. В конце Х в. появляются костяные цельные двусторонние гребни (Древняя Русь. Быт и культура, 1998. С. 20).

Гребни с высокой спинкой. Старая Ладога.

Копоушки

Специальные маленькие «лопаточки» для чистки ушей. Копоушки были чрезвычайно популярной туалетной принадлежностью многих народов Евразии и даже Африки. Появились они еще в эпоху бронзы. В I тыс. н. э. встречаются в погребениях гуннов, авар и готов. Широко распространены от меровингской Франции до танского Китая. У коми и удмуртов копоушки бытовали до XIX в., а в настоящее время благополучно существуют в традиционной культуре хантов, манси и бурятов (Салангина, 2004. С. 2).

Самая маленькая из средневековых восточноевропейских копоушек имеет длину 3 см, самая крупная - 14 см. Ножки и пластины-держатели копоушек часто бывают орнаментированы. Спектр орнаментальных тем - самый широкий: от обычного геометрического орнамента до изображений птиц, животных и людей. До 60% средневековых копоушек имеет орнамент.

Копоушка. Бирка.

В Х в. копоушки изготовлялись из бронзы и кости, причем костяные изделия в Восточной Европе преобладают над металлическими почти в два раза. Скорее всего, делались копоушки и из дерева, но данных об этом не сохранилось. В VIII - X вв. у алан, венгров и, шире, основного населения салтово-маяцкой культуры, практически все известные копоушки изготовлены из бронзы. У финнов преобладают костяные копоушки, хотя на веских и карельских землях широко распространены и бронзовые. Из экзотических материалов, не относящихся к нашему периоду, - на тысячу лет раньше у скифов и сармат были известны копоушки из золота и стекла. Древнерусские материалы Х в. как всегда полиэтничны - у нас распространены копоушки и костяные, и бронзовые.

Анализ погребальных материалов Восточной Европы средневековья (включая финское население) показал, что 70% погребений с копоушками являются женскими (Салангина, 2004. С. 14). Вероятно, можно сказать, что копоушка - это преимущественно (но не исключительно) женский атрибут. Помимо утилитарных функций, копоушки могли выполнять роль украшений-подвесок и амулетов-оберегов.

Копоушки. Старая Ладога.

Ножницы

В Х в. были одновременно распространены пружинные и шарнирные ножницы. Пружинные численно значительно преобладают. Использовались они в самых разных сферах жизни - от стрижки ногтей до стрижки овец. Туалетное назначение, конечно, имели ножницы с небольшой длиной режущего полотна.

Пружинные ножницы. Общая длина - 13 см. Старая Ладога.

Шарнирные ножницы - менее распространенный в Х в. и, можно сказать, более «привилегированный» тип. Они известны в Гнездово, в Тимерево, на Шестовице и на Сарском городище. На Русь этот тип ножниц попал, скорее всего, из арабского мира через наших степных соседей (вероятнее всего - при помощи арабских купцов). Так например, в одном только Саркеле найдено 6 пар шарнирных ножниц.

Достаточно интересный экземпляр шарнирных ножниц был найден в 2003 г. в Гнездово. Они откованы из железа; под соединяющий гвоздик подложена маленькая круглая бронзовая пластина; по сохранившимся следам медного сплава можно предположить, что рукоятки ножниц были полностью обтянуты бронзой. На одной из ручек при реставрации выявлена арабская надпись «Аллах» (Мурашева, Ениосова, Фетисов, 2007. С. 43 - 44).

Шарнирные ножницы с надписью «Аллах» на ручке. Гнездово.

Бритвы

В Древней Руси появляются достаточно поздно. В Новгороде бритвы широко распространяются в XIII в. К более раннему времени (XI - XII вв.) относятся находки бритв в Берестье (Брест) (Древняя Русь. Быт и культура, 1998. С. 18).

О бритвах Эпохи викингов информация достаточно противоречивая. До того, как сложилась классическая для средневековья «новгородско-ладожская» форма бритв, отнести к бритвам те или иные изделия IX - X в. бывает довольно проблематично.

Складные бритвы. XIII в. Новгород.

До конца еще не определено, ножами или бритвами являются в Х в. складные изделия с широким клинком. Такие складные ножи известны в VII - VIII вв. на территории современной Германии; в конце Вендельской эпохи и в Эпоху викингов они распространяются и в Скандинавии - встречены в Вальсгерде и в Бирке.

Предмет, интерпретированный для Х в. как бритва, происходит из Гнездова. По описанию Д. А. Авдусина, это «древнейшая на Руси железная бритва, короткая и широкая, складная, как и современные „опасные“ бритвы. Она имела медную ручку».

В публикации Макушникова 1999 г. говорится о бритве Х в., найденной в Нисимковичах - складная, но с прямым клинком (Макушников, 1999. С. 139).

Складная бритва (?) из Нисимковичей.

Таким образом, распространение традиционных бритв в Древней Руси в Х в. точно определить пока невозможно. Но ведь как-то же наши далекие предки брились? А что брились - это мы точно знаем по письменным источникам.

Пинцеты

Среди способов удаления волос с лица есть одна совершенно людоедская версия - пинцет.

Пинцеты, как и ножницы, были инструментами многофункциональными. Помимо ювелирных и ремесленных пинцетов различных размеров, традиционно выделяют и пинцеты туалетные. Считается, что ими выщипывали волосы на лице. Мода на них пришла в Древнюю Русь из Северной Европы. Уже в Вендельску эпоху, в VI - VII вв., такие пинцеты известны на Готланде. В Эпоху викингов туалетные пинцеты распространены в Скандинавии (в той же Бирке), где они встречаются преимущественно в мужских погребениях.

Туалетные пинцеты. Бирка.

На Рюриковом Городище известно 4 скандинавских бронзовых туалетных пинцета. Навершия трех из них оформлены в виде человеческих голов в головных уборах (Пушкина, 1988). Известны такие пинцеты в Гнездово и в Новоселках под Смоленском.

Навершие туалетного пинцета. Гнездово.

Литература:

  1. Давидан О. И. Гребни Старой Ладоги // АСГЭ. Вып. 4. Л. 1962.
  2. Макушников О. А. Средневековое поселение и могильник Нисимковичи-1 в Посожье// ГАЗ. Минск. 1999. Вып. 14.
  3. Мурашева В. В., Ениосова Н. В., Фетисов А. А. Кузнечно-ювелирная мастерская пойменной части Гнездовского поселения // Гнездово. Результаты комплексных исследований памятника. СПб. 2007.
  4. Пушкина Т. А. Скандинавские находки из Городища под Новгородом // СС. Таллин. 1988. Вып. XXXI.
  5. Салангина С. В. Копоушки как исторический источник (по материалам археологических памятников Восточной Европы). АКД. Ижевск. 2004.
  6. Старая Ладога. Древняя столица Руси. Каталог выставки. СПб. 2003.
  7. Hedenstierna-Jonson Ch. The Birka warrior. Stockholm. 2006.

Средство для мытья и стирки люди искали ещё с древности. Например, в Древней Руси мыло людям заменяла зола и квасная гуща. Золу использовали в разных видах - растворяли в холодной воде, кипятили, распаривали в печи. Полученной субстанцией мыли тело, волосы и стирали бельё и даже мыли пол. Для мытья волос также использовали глину и кислое молоко.

В качестве мыла брали овсяную муку, смешанную с отварами и настоями трав - липы, полыни, розмарина, ромашки и хмеля.

Женщины ополаскивали волосы в воде, в которой распаривали берёзовые или крапивные веники. А лицо умывали отваром пшеничных отрубей.

Использовали в домашнем приготовлении моющих средств и мыльный корень, мыльнянку, орляк, ягоды бузины. Эти пенообразующие растения прекрасно очищали кожу и отстирывали вещи. Древние рецепты не канули в Лету и используются до сих пор при производстве мыла, шампуней и масок для волос серии «рецепты Бабушки Агафьи ».

Производство мыла

Мастера-мыловары появились на Руси в XV веке. В записях того времени значится, что некий Гаврила Ондреев завёл в Твери «поварню мыльную с котлом мыльным и со всей поряднею». В Москве на Великом торге возле Кремля среди других торговых рядов упоминается и мыльный.

Постепенно количество мелких мыловаренных мастерских увеличивалось, мыловарение было налажено и во многих домах. Для производства мыла стали применять поташ - карбонат калия. Главный источник поташа - зола растений. Со временем производство мыла достигло промышленных масштабов, его отправляли даже на экспорт, что привело к массовой вырубке лесов. А это повлекло за собой подорожание дров и мёда.

Петр I, придя к власти, задумался о поиске более дешёвого заменителя поташа. Но проблему эту решили только к концу XVIII века, когда французский химик Николя Ле Ман получил соду из поваренной соли. Этот щелочной материал вскоре окончательно заменил поташ.

Загрузка...