aracs.ru

Что такое музыкальная динамика? Динамические оттенки и их обозначения. Динамические оттенки

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Динамика

«Возможно передать сто динамических градаций, помещающихся между пределами,
которые я называю: ещё не звук, и уже не звук».
Г. Нейгауз

Вы, конечно, слышали о взрывчатке под названием «динамит». Знаете спортивную команду «Динамо». Где ещё можно встретить этот корень? Ну конечно, в магнитофонных усилителях - «динамиках». Во всех этих примерах речь идёт о силе: δύναμις [динамик] в переводе с греческого «сила». Но последний пример нам ближе всего, потому что в нём идёт речь именно о силе звука. Силу звука мы регулируем не только с помощью рычага громкости. Это можно сделать прямо на клавишах фортепиано, сыграв громче или тише, forte или piano. Эти оттенки (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.

Динамика - сила звука, динамические оттенки (нюансы) - оттенки силы звука.

Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки, как и разнообразные оттенки, существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть-чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо, то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

И даже такие чисто музыкальные особенности, как crescendo (крещендо)- постепенное нарастание звучности и diminuendo (диминуэндо) - постепенное ее ослабление, также присутствуют и в природе.

Прислушайтесь к тому, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь все громче, все сильнее, захватывая в момент кульминации всю крону целиком, заставляя ее раскачиваться, шуметь и лишь затем постепенно ослабляя свой напор до полного успокоения. Такой характер динамики, который можно было бы схематично изобразить музыкальными знаками cresc., dim., - всеобщий закон любого звучания.

А может быть, его проявление следует искать и в более широких границах - не только в музыке, не только в звуках вообще, а в многообразии всех существующих вещей? Не об этом ли писал Ф. Тютчев в своем стихотворении «Волна и дума»?

Дума за думой, волна за волной -
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь - в заключении, там - на просторе, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.

Если этот «вечный прибой и отбой» и есть тот самый всеобщий закон жизни, то, может быть, музыка потому так воздействует на человека, что она наиболее ярко несет в себе его очевидное воплощение? Ведь в любом, даже самом маленьком, музыкальном произведении есть свои правила распределения динамики, придающие ему выразительность и осмысленность. Более того, в этой осмысленности состоит главное отличие художественной динамики от звуковой динамики природы: в музыке она никогда не выступает как «призрак тревожно-пустой», а, наоборот, образует глубоко закономерное движение, участвуя в создании художественного образа наряду с другими средствами музыкальной выразительности.

Вспомните вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Музыка этого необыкновенно выразительного фрагмента передает неторопливое приближение московского утра. Одноголосная негромкая мелодия, открывающая вступление, подобна первому лучу света, который все больше наступает, разрастается, окрашивается сиянием восходящего солнца, внезапно вспыхивающего и играющего на золотых куполах московских церквей.

Слушая этот фрагмент, еще раз убеждаешься, как велики, как поистине безграничны возможности музыки в передаче не только всякого движения, процесса, но и тончайших его оттенков и градаций. Не просто общая линия постепенного динамического нарастания, но мельчайшие детали, подробности - все это сообщает музыке такую достоверность, ощущение подлинности.

Это тот самый реализм в музыке, о котором писал Б. Пастернак: «Везде, в любом искусстве, реализм представляет, по-видимому, не отдельное направление, но составляет особый градус искусства, высшую степень авторской точности». Такая точность свойственна творчеству каждого большого музыканта, одинаково добросовестного и в построении большой композиции, и в отделке каждой мелочи. На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии № 6 Л. Бетховена! Послушайте, как наряду с оркестровкой и гармоническими красками проявляет себя в этом сочинении динамика.

Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает ее наступление: хмурится небо, усиливается ветер (тремоло литавр), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных). Все это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к высшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски. Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением и в оркестре; гроза удаляется - и лишь отдаленные раскаты грома еще слышатся в музыке. Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются (минор уступает место мажору), музыка просветляется.

Динамика - одно из самых ярких выразительных средств музыки. Можно даже сказать, что это важнейший носитель музыкальности вообще, в чем бы она себя ни проявляла: в поэзии, в прозе, в интонациях человеческой речи. Ведь и в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит; и при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос; да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем человека по особенностям звучания его речи. И часто оказывается так, что негромкие, но веские слова убеждают нас гораздо больше, чем шумное многословие.

Музыканты давно исследуют художественные возможности громкостной динамики. Еще в эпоху Возрождения динамическими средствами создавались различные эффекты - например, эффект эха в хоре О. Лассо «Эхо». Было замечено, что сопоставление громкостей при исполнении одной и той же мелодии звучит как отзвук эха, придавая музыке особую пространственность. Известно также, что тихая, размеренная мелодия убаюкивает, а громкая и торжественная - взбадривает, поэтому все колыбельные мира поются негромко, а все походные марши, наоборот, весьма звучны.

Однако между этими крайними проявлениями динамики располагается, по точному замечанию Г. Нейгауза, множество промежуточных оттенков. Не только композиторы, но и исполнители хорошо знают, что воспроизведение авторского замысла в огромной степени зависит от точности в соблюдении динамических оттенков. Г. Нейгауз – выдающийся пианист и педагог - повторял своим ученикам: «Нельзя путать Марию Павловну (mр) с Марией Федоровной (mf), Петю (р) с Петром Петровичем (рр), Федю (f) с Федором Федоровичем (ff)». Эти слова говорят нам не только о живом восприятии динамических оттенков, но и о требовательности замечательного мастера к соблюдению мельчайших нюансов громкости.

Динамические оттенки :
рр – пианиссимо - предельно тихое исполнение.
р – пиано - тихо.
mp – меццо-пиано - умеренно тихо.
mf – меццо-форте - умеренно громко.
f – форте - громко.
ff – фортиссимо - предельно громко.

Разумеется, как и любое другое выразительное средство, динамика исключительно редко применяется в каком-нибудь одном звучании. Во всей истории музыки не найдешь произведения, которое от начала до конца было бы одинаково громким или одинаково тихим. На движение динамики оказывают влияние не только естественные законы распределения громкости, но и многие другие обстоятельства.

Попробуйте, например, пропеть любую мелодию непременно звуком одной громкости - и вы тотчас же убедитесь в немузыкальности вашего исполнения. Мелодия ведь сама по себе гибка и изменчива; когда она движется вверх, хочется спеть ее чуть погромче, когда заканчивается – требует уменьшения звука. При этом она вся целиком может звучать в пределах какого-либо одного оттенка - например, mf; таким образом, все более тонкие градации громкости будут происходить в границах данного обозначения.

Именно поэтому выразительность музыки основана на динамической изменчивости. Постепенное нарастание кульминация - спад, например, в рассмотренном нами фрагменте из Симфонии № 6 Л. Бетховена - один из возможных вариантов динамики; контрастное сопоставление звучностей, как в хоре О. Лассо «Эхо»,- другой ее вариант.

Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Ведь обращаясь к определенному программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех ее сторон - ритма, гармонии, фактуры и, конечно, динамики.

Пьеса «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» К. Дебюсси, как и большинство произведений этого поэтичнейшего композитора, отличается мельчайшей детализацией музыкального письма. Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная,- вот образ этой музыки, которая, как всегда, намного выше и богаче тех слов, которые можно о ней сказать.

Луна печалилась. Смычками в забытьи
Водили ангелы. Из трепетной груди
Виол в тиши цветов рождался плач горючий
То белых, как туман, то голубых созвучий.

Эти строки из стихотворения С. Малларме «Явление». Они могут быть отнесены к музыке К. Дебюсси - яркого и последовательного выразителя неуловимых чудес природы. Краски, звуки, ароматы, звучащий свет - это мерцание передается в его музыке как будто на грани ее мыслимых возможностей. Все, чем о себе говорит музыка, утончается до предела, детализируется - и в переливах гармонического колорита, и в ажурной детальности ритма, и в тончайшей динамической нюансировке. Слушая «Лунный свет», испытываешь впечатление полной зримости лунного сияния, каждой веточки, каждого темного сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.

Не менее выразительны и примеры звуковой изобразительности динамики.

Слышали вы когда-нибудь, как просыпается утренний лес, как постепенно наполняется он разнообразными звуками, шорохами, пением птиц? А ведь пение птиц издавна влекло музыкантов. Для многих из них это стало своеобразной школой композиторского мастерства. Особенные тембры, присущие каждой птице, характер щебетания, темп, штрихи и, наконец, громкость, которая свойственна ее пению, - все это учило точности, детальности, выразительности музыкальных характеристик. Оркестровое произведение О. Мессиана «Пробуждение птиц» - один из результатов такой «лесной школы», где очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц. В музыкальном фрагменте, приводимом ниже, можно услышать пение вертишейки, домового сыча, лесного жаворонка, камышевки, черного дрозда и других птиц, постепенно пробуждающихся и своим пением встречающих рассвет. Музыка «Пробуждения птиц» открывает новые возможности звукоизобразительности – не только ритмической и тембровой, но и динамической.

«Динамика» в переводе означает «сила». Эта сила, подразумевающая громкость звучания, может быть понята и шире - как сила, воздействующая на человека наряду с другими музыкальными «силами». В ней заключен огромный мир образных возможностей: мир звукового многообразия, мир выразительного музыкального движения, внутренней жизни музыкального произведения, каждый миг которого никогда не бывает эмоционально-нейтральным, безразличным. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука.

Вопросы и задания :
1. Какими динамическими оттенками ты передал бы различные звуки природы: шум дождя, грохот грома, шелест листвы, гул моря (продолжи этот ряд сам)?
2. Есть ли, по-твоему, динамические оттенки у незвучащих явлений или предметов? С чем ты их связываешь (какие качества, с какими оттенками)?
3. В Дневнике определи «громкое» и «тихое» стихотворения.
4. Какова роль нюансов в динамике музыкального произведения? Постарайся связать свой ответ со словами Г. Нейгауза, вынесенными в эпиграф к этому разделу.
5. Среди средств музыкальной выразительности назовите, которые можно встретить не только в музыке, но и в окружающем мире; которые являются принадлежностью только музыки.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 16 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», mp3;
Бетховен. Симфония №6 фа мажор, op.68 - IV. Allegro, mp3;
Лассо. «Эхо», mp3;
Мессиан. «Пробуждение птиц», mp3;
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В этой статье Вы познакомитесь с базовыми понятиями динамики, узнаете наиболее популярные обозначения и способы динамической работы, а также ошибки и проблемы с которыми сталкиваются начинающие музыканты.

Что такое динамика в целом?

Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что от греч. δύναμις - сила, мощь.

О какой силе идет речь в применении к музыке?

Конечно же о силе звука, одном из 4 параметров музыкального звука в целом. (Все 4 параметра звука рассматриваются )

Cила звука в свою очередь влияет на громкость звука, так как чем сильнее мы дергаем струну, или ударяем по клавише фортепиано, тем сильнее амплитуда колебаний звучащего тела и больше его громкость.

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. И громкость звука сама по себе мало что значит для исполнителя.

Важно уметь работать с громкость и самое главное иметь широкую палитру динамических оттенков, которые вы можете воспроизводить на вашем инструменте.

Под динамическими оттенками музыканты чаще всего подразумевают относительную систему обозначения громкости, которую можно встретить в нотных обозначениях.

Самая простая схема выглядит следующим образом.

p (piano — пиано) — тихо

f (forte — форте) — громко

Остальные обозначения являются производными от них

pp — пианиссимо — очень тихо

mp — меццо пиано — не очень тихо

mf меццо форте не очень громко

ff — очень громко

Как видите, шкала достаточно относительна и порой отличить mp от mf практически невозможно.

Именно поэтому данные обозначения называются обозначениями относительной громкости.

Понятно, что форте на гитаре и форте на фортепиано это совершенно разные громкости.

Сравнительная таблица громкости в децибелах без привязки к инструменту.

fff Форте-фортиссимо - самое громкое 100 фон 88 сон
ff Фортиссимо - очень громкое 90 фон 38 сон
f Форте - громкое 80 фон 17,1 сон
p Пиано - тихое 50 фон 2,2 сон
pp Пианиссимо - очень тихое 40 фон 0,98 сон
ppp Пиано-пианиссимо - самое тихое 30 фон 0,36 сон

Первый этап освоения динамики на вашем инструмента это научиться играть форте и пиано, без плавных переходов.

Затем вы можете попробовать играть сначала pp, затем сразу ff. Обратитесь к профессиональному педагогу для получения эффектных упражнений по освоению динамики.

Одна из самых распространенных ошибок среди начинающих музыкантов это отсутствие работы над динамикой. Все, что они играют звучит не очень тихо и не очень громко. Такой подход обедняет музыку и ее выразительность и конечно же должен быть искоренен на самых первых этапах занятий.

Нужно учиться играть во всех возможных динамических диапазонах.

Следующий важный элемент динамики в музыке это градации, то есть переход от одного уровня динамики к другому.

По сути, любая музыкальная фраза строиться на использовании плавного изменения динамики и очень редко все ноты играются на одной громкости.

Для обозначения явных изменений динамики используются обозначения

cresc. и dim. или усиливая и ослабляя

Также в нотах используются вилочки, для обозначения увеличения или уменьшения громкости:

Резкие изменения громкости

sf или sfz — внезапно громко или резкий акцент

Также встречается обозначение fp (forte piano ) оно значит «громко, затем сразу тихо»;

sfp (sforzando piano ) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Также в нотных обозначениях встречаются акценты, который выставляются над отдельной нотой, что указывает на их динамическое выделение в сравнении с окружающими звуками. Сила акцента может варьироваться от едва уловимого изменения, до очень острой атаки. На картинке изображения акцента 3 и 4.

В джазе можно очень часто встретить деакцентирование или ghost ноты. Это ноты, которые записываются взятыми в скобки и практически не играемые или играемые на минимальной динамике.

Такие звуки позволяют сохранять пульсацию и являются важным признаком стиля.

Важно отметить, что динамика отвечает за эмоциональность музыки, а также значительно влияет на фразировку, так как агогика практически всегда опирается на правильную работу с динамикой.

Понаблюдайте за вашей речью и речью других людей и попробуйте мысленно записать их динамику. Вы услышите, что речь любого человека меняется динамически в зависимости от эмоций. Дежурные фразы мы произносим mf, когда взволнованы мы можем говорить громкой, с крещендо к важным словам. Когда спор в разгаре участники могут быть на ff, а к концу спора затихнуть.

Шепот это pp или даже ppp, что очень часто связано с тайнами или секретами, которые мы хотим поведать другим людям.

Все, что нужно для освоения динамики это перенести динамику живой речи в вашу игру.

Слушайте других музыкантов обращая внимание на динамику — ведь именно здесь скрыта большая часть секретов успешного исполнения.

Один из популярных приемов работы с динамикой это эффект эха, при котором фраза повторяется тише или наоборот громче. Современные музыканты применяют этот прием к ударам по малому барабану или проведению темы.

Такой контраст динамики также очень характерен для музыки эпохи барроко.

В те времена градиентные переходы были не так популярны, как сегодня — поэтому основной прием работы над динамикой состоят в сопоставлении тихих частей громким и наоборот.

Углубляясь в природу динамики звука вернемся к началу статьи.

2 простые градации звука это тихо и громко.

Но если взять крайности, то можно говорить о полной тишине (пауза тоже музыка) и максимальной громкости.

Это область, которая требуется тщательного изучения на инструменте. Попробуйте найти самый тихий звук, который можно извлечь.

Когда появляется переход от тишины к звуку? Такой процесс может быть подобен медитации.

Или самый громкий звук — можете ли вы сделать самое громкое форте еще более громким?

Подобно тому, как художники различают десятки оттенков цветов, музыканты учатся различению тончайших оттенков динамики.

В начале пути вы слышите только громко и тихо. Затем начинаете улавливать переходы и оттенки форте, пиано, акценты, ghost ноты.

В идеале звуковой поток будет восприниматься вами, как бесконечные волны звуковой динамики переходящие от форте к пиано и наоборот.

Как видите, динамика это простая и в тоже время сложнейшая для освоения часть музыки. Несложно понять виды музыкальной динамики и ее переходы, но гораздо сложнее научиться слышать и исполнять эти переходы.

Используйте идеи изложенные в этой статье, а также внимательно читайте указания композиторов, ведь их задача максимально точно и однозначно указать вам на все динамически изменения, которые нужно соблюдать для создания максимально точной интерпретации.

Для музыкантов исполняющих рок, джаз и любую другую современную музыку важно учится слышать динамику, так как в нотах она не выписывается, но неизменно присутствует в любой композиции, так как музыка невозможна без динамики!

На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки .

Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы - громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».

Как вы думаете, что объединяет взрывчатку под названием «динамит», спортивную команду «Динамо» и магнитофонные «динамики»? Все они происходят из одного слова – δύναμις [динамис], в переводе с греческого «сила». Вот и слово «динамика» происходит отсюда. Оттенки звука (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.

Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:

  • pp – Pianissimo – пианиссимо – очень тихо
  • p – Piano – пиано – тихо
  • mp – Mezzo piano – меццо-пиано – в меру тихо
  • mf – Mezzo forte – меццо-форте – в меру громко
  • f – Forte – форте – громко
  • ff -Fortissimo – фортиссимо – очень громко

Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».

Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.

Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?

Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?

Да, громко.

Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:

Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.

Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:

Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире (<), а чтобы спеть потише – прикрывает клюв (>). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).

В данном примере длинная динамическая “вилка” (<),означает, что фрагмент нужно играть все громче и громче, пока не закончится знак крещендо.

А здесь сужающаяся “вилка” (>) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).

Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «» (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) - постепенное ослабление.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:

  • poco – поко – немного
  • poco a poco – поко а поко – мало-помалу
  • subito или sub. – субито – внезапно
  • più – пью – более

Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:

  • al niente – аль нинте – буквально «до ничего», до тишины
  • calando – каландо – «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость
  • marcato – маркато – подчёркивая каждую ноту
  • morendo – морендо – замирая (затихая и замедляя темп)
  • perdendo или perdendosi – пердендо – теряя силу, сникая
  • sotto voce – сотто воче – вполголоса

Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент . В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.

В нотах он обозначается:

  • sforzando или sforzato (sf или sfz) – сфорцандо или сфорцато – внезапный резкий акцент
  • forte piano (fp) – громко, затем сразу тихо
  • sforzando piano (sfp) – указывает на сфорцандо с последующим пиано

Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике.

Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки по теме "Динамические оттенки, их роль и значение в музыке.«Король» бальных танцев (история возникновения и распространения вальса)"


Автор: Атаманова Людмила Ивановна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ, г. Усмань, Липецкой обл.
Краткое описание: Предлагаю Вам конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки для 1 класса. Данный материал будет полезен педагогам ДОД ДШИ, работающим в отделении общего эстетического образования. В предлагаемой разработке урока использован личностно-ориентированный подход. Данная работа содержит презентацию для наглядности изучаемого материала. Урок направлен на развитие музыкальных способностей у учащихся, расширение знаний в области анализа музыкального произведения, воспитание музыкальной культуры.

Цель: Познакомить учащихся с понятием «динамика», помочь разобраться с обозначением, ролью динамических оттенков в музыке, а также рассказать о возникновении и распространении вальса, его месте в богатом и разнообразном мире музыки, привлекая детей к активному участию в уроке.
Задачи:
1. Воспитательные : воспитывать чувство бережного и уважительного отношения к культурному наследию, принимать танец как часть духовной и национальной культуры.
2. Развивающие : развивать музыкальные способности: слух, речь, память, включать творческое воображение на уроке, проявлять максимальную активность.
3. Образовательные : формировать умение запоминать, ориентироваться в динамических оттенках, применять их на практике. Узнавать вальс среди других музыкальных жанров.
Оборудование: музыкальный инструмент, нотный, литературный и учебный материал, технические средства.

Ход урока

(Слайд)
Учитель: Ребята, на нашем самом первом уроке мы познакомились с понятием «звук». Что же это?
Ученики: Звук - результат колебаний упругого тела (например, струны, столба воздуха). Звуки делятся на музыкальные и шумовые.
Учитель: А еще по своей природе звуки бывают тихими и громкими, и их никогда никто не перепутает. Перед вами две коробки. (Слайд)
Учитель: Угадайте, какие звуки в них прячутся? Сначала впишите недостающие буквы в клетки по горизонтали, затем обозначьте в рамочках, какие это звуки: громкие или тихие.


Учитель: И все же понятие «громко» или «тихо» очень относительное. Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете проигрыватель на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение, поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Один и тот же звук воспринимается нами по разному. Но и звучать он может неодинаково. Например, звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкие, скажем, для арфы или гитары. Давайте постучим по столу: тихо- чуть громче- еще громче- громко- очень громко! Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать.(Слайд)
Учитель: Сила звучания называется громкостью и является очень важным свойством музыкальных звуков.
Записать определение в тетради.
Музыка может быть громкой или тихой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую. (Слайд)
Учитель: Изменение громкости звуков в музыке называется динамикой .
Записать определение в тетради
Динамика (греческое слово dinamikos означает «силовой») - сила звука. Музыка, как и человеческая речь, наполнена множеством звуковых оттенков. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Эти звуковые оттенки называются динамическими. Вы ведь никогда не говорите только громко или только тихо. Сила звучания зависит от того, что и как вы хотите сказать. Говорить, петь или играть с силой - значит, с чувством, с большим душевным подъемом. Если сильно ударить по клавишам, получится…
Ученики: Громко!
Учитель: А если слабо?
Ученики: Тихо!
Учитель: Итальянские слова форте (громко) , пиано (тихо) . Название какого инструмента получится из этих слов?
Ученики: Фортепиано.


Учитель: Запомните эти обозначения и запишите. (Слайд)
Учитель: А сейчас давайте поиграем. Разгадайте шараду и заполните клетки. Ответ записывают на доске
К двум нотам известным прибавим предлог,
Получится долгий и громкий гудок.
СИ-РЕ-(НА)


Учитель: Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивайте громкость- сирена приближается, проезжает мимо, удаляется… Чем ближе, тем громче, чем дальше, тем тише.(Слайд) Запишем определения:
(crescendo) крещендо- постепенно усиливая, (diminuendo) диминуендо -постепенно ослабляя .

Домашнее задание

нарисуйте динамические вилочки к этим обозначениям:
P_________f ; f_________p
Учитель: Мы познакомились сегодня только с основными динамическими оттенками, но если посмотреть на динамические вилочки, то можно увидеть, что в разных точках этих вилочек звук будет меняться. Об этом мы поговорим на следующем уроке, а сейчас- слушание музыки и вы наверняка обратите внимание на динамические оттенки, которые будут в ней звучать, как на одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Но, прежде, чем музыка зазвучит, я должна о ней рассказать. Вы, конечно, много раз убеждались в том, что музыка тесно связана со всеми искусствами: литературой, театром, кино и даже с изобразительным искусством: живописью, архитектурой, скульптурой. Но все эти искусства существуют и без музыки, имея вполне самостоятельное значение. А вот есть такая область искусства, которая без музыки не существует. Какое же это искусство?
Ученики: Танец.


Учитель: Конечно, танец. И поэтому, когда мы произносим слово «танец», в нашем сознании всегда возникают не только танцевальные фигуры самого танца, но и характерная для него музыка- музыкальный образ этого танца. Танец, хореография- это огромная и очень разнообразная область искусства. Бывают танцы, рожденные одним народом, а ставшие достоянием многих. Одни только танцевались простым народом в деревнях и городах, другие - только в аристократических салонах, а бывали и такие, которые пользовались одинаковым успехом и в простом народе, и в придворных кругах.




Мы сегодня поговорим только об одном танце, удивительном танце! Он возник на определенной национальной почве, но постепенно стал танцем почти всех народов мира, появился в широкой демократической среде, можно сказать, на городской и деревенской площади, а стал танцем абсолютно всеобщим. Сперва он только предназначался для того, чтобы его танцевали. А очень скоро он буквально пронизал собой все области музыки без исключения. Существует этот танец более трех веков и не подает никаких признаков постарения. Я думаю, вы догадались, что это за танец. Ну а чтобы ваш ответ был более убедительным, отгадайте загадку:

Ярко зал весь засверкал,
Приглашают всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот?
Вальс!


Ну, конечно, вальс, танец, имеющий трехдольный размер (раз, два, три). Он подчеркнут типичным для вальса изложением аккомпанемента: на первой четверти находится басовый звук, а на второй и третьей четвертях - два аккорда, образующих с басом слитно звучащую гармонию. (показ нотного текста)
А сейчас послушайте, как этот вальс прозвучит в исполнении.
Исполняет ученик Р. Бажилин «Вальс»
К домашнему заданию раздать ноты с «Вальсом», где дети должны расставить динамические оттенки.

Учитель: А вы знаете, как возник вальс?


Давным-давно жители небольших австрийских городов и деревень после работы собирались на лужайках отдохнуть. Они пели, плясали, бойко притопывая своими деревянными башмаками, кружась и подпрыгивая: раз-два-три. Весело играла нехитрую мелодию скрипочка, парни подхватывали девушек и слегка подбрасывали их в танце. И так дошел этот танец до самого главного города Австрии, ее столицы - Вены. А жители Вены все были завзятыми танцорами. Танцевали они и у себя дома, и в гостях, и в танцевальных залах, и просто на улицах города. Когда деревенский танец «раз-два-три» пришел в Вену, жители австрийской столицы посмотрели на него свысока и сказали пренебрежительно: « ландль», что означало провинциал, деревенщина. Ну что это за танец! Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те дружно вскрикивают; попробуй спляши такой танец на гладком паркете- тотчас шлепнешься! Разве что в шутку попробовать? Конечно, не так лихо…тише, тише! Не надо так прыгать! Движения помягче, плавнее. А он ничего, этот «лендлер», этот провинциал! И танец «Лендлер» стал постоянным гостем всех танцевальных залов.(Слайд)
Исполняю Ф. Шуберт «Лендлер»
Обсуждение, связанное с характером и динамикой

Учитель: А потом этот танец превратился в другой, который стали называть вальсом. Но откуда взялось это название? Может, оно благороднее предыдущего? Ничуть! Есть такое приспособление вальцы, между которыми плющат и прокатывают металлические пластинки. Эти два валика все время крутятся и втягивают своим вращением металлическую ленту. Не так ли втягивает, вовлекает в кружение музыка танца? Вот и назвали новый танец словом «вальцен»- крутящийся, вращающийся. (Слайд)
Вот как описывает характер вальса в своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.

Но по настоящему вальс стал знаменитым, когда на него обратили внимание композиторы. А знаете ли вы, кто первым начал сочинять вальсы? Нет? Тогда я вам сейчас расскажу. Но для этого давайте вспомним сказки Андерсена.
Ученики: Огниво, Дикие лебеди, Дюймовочка.
Учитель: Ну а в какой сказке главную роль играет музыка?
Напомню вам, что в этой сказке принцесса отказалась принять от принца подарки-настоящую розу и соловья - и выйти за него замуж. Тогда принц измазал себе лицо сажей и поступил к королю-отцу принцессы на работу. К вечеру принц смастерил волшебный горшочек, весь увешанный бубенчиками: когда в этом горшочке что-нибудь варили, бубенчики вызванивали старинную песню.
Звучит «Ах, мой милый Августин»
Ученик: Сказка называется «Свинопас». (Слайд)


Учитель: Ну а кто такой Августин?
Августин-это имя певца. Жил он в Вене почти четыреста лет назад. Он ходил по городу и пел песни. Все очень любили Августина, так как в его обществе жизнь становилась ярче и веселее. Особенно популярным сделался певец в год эпидемии чумы. Черный мор безжалостно косил людей. Но Августин ходил по городу и пел свои песни. Люди слушали его песни и верили, что чума скоро пройдет. Однажды, возвращаясь домой поздней мартовской ночью после пирушки с друзьями, Августин оказался на кладбище и упал в яму, где хоронили бедняков, умерших от чумы. Проснувшись утром, Августин, как ни в чем не бывало, встал и пошел в город, рассказывая приятелям про свой необычный ночлег. После этого слава певца возросла еще больше, и люди верили, что его музыка, его песни сильнее чумы.
Песня звучит еще раз.
Учитель: Это же вальс! Возможно, что Августин один из первых музыкантов мира, начавших сочинять вальсы! А сколько красивых вальсов написаны композиторами в разных странах! Это и русские композиторы, и французские, и немецкие. (Слайд)


А сейчас мы послушаем вальс немецкого композитора К.-М. Вебера из оперы «Волшебный стрелок».
Это один из самых ранних вальсов, опера была создана в 1821 году. Здесь еще чувствуется связь с лендлером, тем более что в опере его танцуют крестьяне под незамысловатый аккомпанемент деревенских музыкантов прямо на площади.
Веселым праздником завершается традиционное состязание охотников в стрельбе. Крестьяне в своей простой незамысловатой одежде и деревенских башмаках танцуют не спеша, плавно описывая круги. И мелодия простая и безыскусная, имеет равномерное вращательное движение.
Звучит вальс К.-М. Вебера из оперы «Волшебный стрелок»
В вальсе всего лишь одна тема, она звучит несколько раз на протяжении пьесы. Каждое построение вальса имеет 8 тактов- такая структура типична для танцевальной музыки. Ну а закончим мы наш урок одним из самых прекрасных вальсом в мире. Его сочинил человек, который в начале 20 века жил в столице вальсов- городе Вене и получил там титул «Король вальсов». Это знаменитый Иоганн Штраус (их было двое- отец и сын, оба были известны и оба знамениты, но сын значительно превзошел своего отца). (Слайд)

Что такое динамические оттенки в музыке? Честно говоря, фраза "динамические оттенки" несколько мудреная, но смысл её очень простой. Это - степень громкости исполнения музыки.

Почему такой термин прижился в музыке? Потому что он происходит от греческого слова "dynamicos" - то есть, "сила" и подразумевает, с какой силой нужно играть ту или иную часть произведения.

В музыке различают такие динамические оттенки:

pp - pianissimo (читается, как "пианиссимо") обозначает - очень тихо
p - piano (читается, как "пиано") тихо
mp - mezzo piano (читается, как "меццо пиано") обозначает - умеренно тихо, чуть громче чем пиано

mf - mezzo forte (читается, как "меццо форте") - умеренно громко
f - forte (форте) громко
ff - fortissimo (фортиссимо) - очень громко.

Как видите, динамические оттенки - это просто разные степени громкого и тихого звучания.

Есть ещё и такой термин, как "сфорцандо". Обозначается sf и подразумевает резкое выделение отдельного звука, ноты или аккорда. Не следует путать сфорцандо с акцентами, когда выделяется из группы нот, одна или несколько. Акцентирование нот, как бы придает некую ценность тем или иным нотам, их вес и важность различны, впрочем, как и цены в затоке . Советую присмотреться, лето не замедлит прийти, подумайте о предстоящем отдыхе и времени отпусков.

Итак, когда мы акцентируем ноту, мы её сознательно выделяем, делаем громче остальных, таким образом может образовываться особый ритм на фоне общего. Поэтому акцентирование больше относится к построение ритмических фигур. А вот сфорцандо - это все таки термин обозначающий динамический оттенок.

К обозначению динамических оттенков относятся также и такие слова: diminuendo (диминуэндо) - постепенное ослабление звука и crescendo (крещендо) постепенное усиление звука.

Итак, для чего даны эти обозначения в нотах? Для того чтобы передать нюансировку того или иного произведения. Конечно, конечная трактовка лежит на исполнителе, но эти знаки в нотах помогают понять, как автор музыки видит её исполнение.

Изучить нотную грамоту можно, не обязательно посещая уроки, нанимая репетитора, но и используя данный курс.

Загрузка...