aracs.ru

Кем работал дубровский. «Дубровский»: история создания. Реальные прототипы главного героя

Язык оригинала: Год написания:

«Дубро́вский» - неоконченная (по крайней мере необработанная) и не изданная при жизни повесть А. С. Пушкина (1833 год), представляющая собой романтическую историю о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - отпрысков двух враждующих помещичьих семейств.Многие фразы из этого романа дожили и до нашего времени. Такие как "Спокойно,Маша, я Дубровский". Также часто употребляется слово "троекуровщина", что значит правила и порядки, какие были у Троекурова.(жестокое обращение к дворовым, неуважение важных чинов и т.д.)

История создания

У А. С. Пушкина повесть названия не имела. Вместо названия было написано «21 октября 1832 года». Последняя глава написана 21 октября 1833 года . Повесть написана карандашом

Сюжет повести

Богатый и своенравный русский барин Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, бедным и независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким и своенравным характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.

Из-за дерзости Дубровского происходит ссора между ним и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистеневку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Слуга Дубровских поджигает Кистеневку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робин Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова и под его видом становится гувернером в семье Троекурова.Он подвергается испытанию с медведем и простреливает ему ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова Машей возникает взаимная привязанность-любовь.

Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против ее воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти ее, однако, слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя, Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает «банду» и скрывается за границей. У Пушкина в черновиках сохранился конец повести. Верейский умирает, Дубровский приезжает в Россию под видом англичанина и они с Машей вновь соединяются.

Экранизации

  • Дубровский (фильм) - фильм режиссёра Александра Ивановского, 1935 год .
  • Благородный разбойник Владимир Дубровский - фильм режиссёра Вячecлaва Hикифopoва и его 4-х серийная расширенная телеверсия под названием "Дубровский", 1989 год .

См. также

  • Романы А. С. Пушкина

Примечания

  • Онлайн словарь Ожигова http://slovarozhegova.ru/
  • Александр Белый «О Пушкине, Клейсте и недописанном «Дубровском»». «Новый мир », № 11, 2009. С.160.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дубровский (повесть)" в других словарях:

    Дубровский Эдгар (Эдгард) Борисович (родился 16 марта 1932 года) писатель, сценарист. Содержание 1 Биография 2 Cценарии к фильмам 3 Библиография … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дубровский. Дубровский … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Выстрел (значения). Выстрел Жанр: повесть

    У этого термина существуют и другие значения, см. Метель (значения). Метель Жанр: повесть

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гробовщик. Гробовщик Жанр: Мистика

    Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/22 декабря 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования… … Википедия

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр … Википедия

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ. Степень известности Л. в той или иной стране во многом зависит от интенсивности культурных связей этой страны с Россией в прошлом, а затем с СССР. Наибольшую популярность его стихи и проза приобрели во… … Лермонтовская энциклопедия

Книги

  • Дубровский: Повесть (Учеб. пособие + лит. запись на С D) , Пушкин Александр Сергеевич. Учебное пособие из серии Новая библиотека`Русское слово`. Пособие представляет собой акцентированный и прокомментированный текст классического произведения плюсдиск с записью этого…

«Дубровский». В этом неоконченном произведении речь идет о двух враждующих дворянских семействах и о любви между их потомками: Владимиром Дубровским и Машей Троекуровой.

История создания

В основе сюжета лежит реальная история, которую Пушкину рассказал приятель. Один небогатый дворянин судился за землю с соседом и в результате оказался вытеснен из собственного имения. Оставшись без земли, зато с крестьянами, организовал банду и принялся грабить. Пушкин использовал этот материал практически целиком, изменив только фамилию главного героя.

Название разбойничий роман получил в 1841 году, при первой публикации, и дал его не автор, а издатель. Работа над произведением была начата в 1832 году, а последняя глава написана в феврале 1833 года. Закончить произведение и подготовить его к печати автор уже не успел. Литературоведы отмечают, что в этом романе Пушкина много моментов и ситуаций, схожих с теми, что можно найти в работах и прочих западноевропейских произведениях подобного жанра, написанных в то время.

Сюжет

Краткое описание сюжета романа таково: отец главного героя, небогатый отставной поручик Андрей Гаврилович, живет по соседству с бывшим сослуживцем, богатым генералом в отставке Троекуровым. В начале произведения отношения между соседями изображаются дружескими. Троекуров, правда, показан человеком жестоким и своенравным, с прихотями, самодуром, перед которым заискивают чиновники и соседи. Достаточно сказать, что Троекуров имеет обыкновение неожиданно запирать собственных гостей в одной комнате с голодным медведем и подает это как шутку.


Андрей Гаврилович Дубровский - дворянин и независимый человек, хозяин имения, однако большими средствами не располагает. Однажды соседи ссорятся. Началом размолвки становится дерзкое поведение троекуровского слуги, а заканчивается все тем, что Троекуров, подкупив суд, безнаказанно отнимает у Дубровского имение. Прямо в зале суда Андрей Гаврилович сходит с ума, а его сын Владимир, который служит в гвардии в чине корнета и живет в это время в Петербурге, вынужден теперь вернуться домой.

Дома герой находит отца в тяжелом состоянии. Вскоре тот умирает, а благородный герой, исполнившись жаждой мщения, поджигает собственное имение, теперь перешедшее в руки соседа-негодяя. В огне погибают и судебные чиновники, которые прибыли в бывшее имение Дубровских, чтобы оформить передачу собственности. Это ответ на вопрос, почему стал разбойником Дубровский. У героя после того, как он порвал с законом таким образом, не остается иного выбора.


Дубровский превращается в местного , и окрестные помещики в ужасе трепещут перед ним. Поместье злодея Троекурова герой, однако, обходит стороной. Однажды герою попадается учитель-француз, который едет к Троекурову, чтобы поступить к тому на службу. Дубровский подкупает этого человека и под его именем попадает в дом недруга, где начинает играть роль гувернера. Троекуров пытается провернуть с Дубровским любимую шутку с медведем, но герой убивает зверя, выстрелив тому в ухо.

К Дубровскому проникается любовью Маша, семнадцатилетняя дочь Троекурова. Отец же собирается против воли выдать девушку замуж за некоего князя Верейского, старика пятидесяти лет. Герой пытается предотвратить нежеланный брак возлюбленной, но опаздывает. Вооруженные разбойники во главе с Дубровским нагоняют свадебный кортеж, когда тот едет из церкви и следует в поместье Верейского, то есть уже после того, как брак заключен. Маша отказывается считать себя свободной и принимать помощь Дубровского, потому что с ее точки зрения уже поздно, свадьба состоялась, судьба предрешена.


Верейский наносит Дубровскому рану и оказывается в руках разбойников, однако герой велит не трогать того. Банда во главе с Дубровским уходит обратно в леса и там сталкивается с солдатами, которые прочесывают местность. Разбойники выходят из этого сражения победителями, однако правительство продолжает охоту за ними, и герой распускает шайку, а сам убегает за границу.

Пушкин сделал несколько набросков к завершающему, третьему тому романа, но это произведение так и не было создано. По предположению исследователей, Дубровский должен был вернуться в Россию после смерти мужа Маши, князя Верейского, вероятно, под личиной англичанина. Однако кто-то пишет на героя донос, и планы воссоединения с возлюбленной оказываются под угрозой.

Образ и характер

Пушкин дает яркий портрет Дубровского. Это молодой мужчина двадцати трех лет, среднего роста, безбородый, кареглазый, русоволосый, с прямым носом и бледной кожей, со звучным голосом. Умеет произвести величественное впечатление. Мать героя рано умирает, и воспитанием Владимира в детстве занимается отец. Позже герой отправляется в Петербург, где учится в Кадетском корпусе, а после выпуска зачисляется в гвардию в чине корнета. Служит в пехотном полку, расквартированном в Петербурге.

Дубровский демонстрирует такие качества, как смелость, щедрость, доброта, ум, отвага, великодушие. Живя в Петербурге, герой, несмотря на ограниченные средства семьи, мало задумывается о будущем и ведет расточительный образ жизни, играет в карты и влезает в долги. Ловко танцует вальс, умеет играть на фортепиано и проворен на охоте.


Отца герой знал мало, поскольку с юности жил в Петербурге и мало общался с родителем. Тем не менее Дубровский сердечно к нему привязан и тяжело переживает трагическую болезнь, а позже и смерть отца. Ради отца герой уходит со службы. Крестьяне относятся к молодому хозяину с уважением и присоединяются к нему, когда Владимир решает стать разбойником.

Встав на кривую дорожку, герой продолжает демонстрировать благородство: грабит не всех подряд, а только известных в округе богатеев, и никого не лишает жизни.

Любовь

История любви Маши и Дубровского проста. Юная героиня, выросшая на французских романах, живет мечтами о «красивой» любви. Среди людей, вхожих в дом Троекуровых, нет ни одного подходящего кандидата на роль пылкого возлюбленного, с которым Маше захотелось бы связать жизнь. Окружающих героиню мужчин интересуют в основном охота, деньги, выпивка - вещи приземленные и неромантичные. Молодой гувернер-француз, под личиной которого скрывается Дубровский, не похож на тех, кого девушке приходилось знать раньше.


Маша влюбляется в него после эпизода с медведем. Дубровский выглядит в глазах героини отважным и гордым героем, который «не намерен терпеть обиду», - нетипичное поведение для гувернера, то есть человека того рода, к которому в семье Троекуровых принято относиться с пренебрежением.

Сам Дубровский ради любви к Маше отказывается от планов мести, которые лелеял прежде, поступая к Троекурову на службу под чужой личиной. Позже Дубровский раскрывается перед Машей и сообщает, кто же он на самом деле такой. Это открытие пугает девушку. Маше известно о ненависти Дубровского к Троекурову, отцу героини. Дубровский, несмотря на неприязнь к родителю Маши, питает к ней нежные чувства и убеждает девушку в собственной искренности. Герой собирается бежать с возлюбленной, когда узнает о планах Троекурова насчет свадьбы, но случай ломает их планы.

Экранизации

Первой экранизацией романа «Дубровский» стал черно-белый американский фильм под названием «Орел». Это немое кино 1925 года с сильно переделанным относительно книги сюжетом. Роль Дубровского исполняет знаменитый актер и секс-символ эпохи немого кино Рудольф Валентино. В фильме корнет Дубровский, красавец-офицер императорской гвардии, отвергает любовные притязания самой императрицы , которая пытается соблазнить гордого молодого человека.


После этого герой становится изгоем, уходит из армии и возвращается домой, где находит отца при смерти, а фамильное имущество и землю - в руках негодяя Кирилла Троекурова. Отец героя умирает у него на руках, а сам Владимир, загоревшись жаждой мести, собирает шайку конных бандитов и под именем Черный орел принимается защищать угнетенных и бедняков, словно Робин Гуд. В финале герой с попустительства любвеобильной императрицы сбегает за границу вместе с Машей, избежав смертного приговора.


Следующая экранизация вышла в 1936 году в СССР. Это все еще черно-белый фильм, но на этот раз сценарист строго следует сюжету романа. Роль Дубровского исполнил .


В 1946 году вышла итальянская экранизация с Россано Брацци в роли Дубровского («Черный орел», или «Aquila Nera»). Сюжет снова заметно изменен. В этой версии Дубровский вместе с шайкой разбойников верхом врываются в поместье Троекурова прямо перед свадьбой, когда Машу должны были против ее воли выдать замуж. Дубровский убивает жениха-конкурента, который в фильме зовется «князь Сергей». Карета Троекурова, в которой тот пытается удрать от Дубровского вместе с дочерью, срывается в овраг, Троекуров гибнет, а Маша и Дубровский счастливо воссоединяются.


Первая цветная экранизация романа вышла в 1988 году под названием «Благородный разбойник Владимир Дубровский». Это четырехсерийная мелодрама российского производства, где в роли Дубровского выступил . Никаких фортелей с сюжетом здесь нет, действие развивается в соответствии с пушкинским каноном.


Не так давно, в 2014 году, вышел полнометражный фильм и его пятисерийная версия для телевидения под названием «Дубровский» с в главной роли. Действие разворачивается в современной России. Дубровский превращается в московского юриста-карьериста, который зависает по модным клубам. Отец героя - отставной полковник, а Маша Троекурова - выпускница английского колледжа и дочь бизнесмена.

Цитаты

«Мы должны жить в праве народа».
«Спокойно, Маша. Я Дубровский. Можешь не бояться».

По этому тексту поставлено несколько фильмов, его сюжет стал основой знаменитой оперы. При этом для многих современников Пушкина и самых именитых исследователей его творчества это всего лишь авантюрная история, создание романа «Дубровский» многими объявляется заблуждением, явной ошибкой великого поэта. Так ли это?

Русский Робин Гуд

Пушкинский гений заставлял его ставить всё новые и новые задачи. В стихах явился тот язык, который стал основой великой литературы, великой культуры. В прозе этим языком - простым, ясным, выразительным - были написаны «Повести Белкина», которые трудно назвать текстами чисто прозаическими, ведь в них так по стихотворному точно выверено место для каждого слова, для каждого звука.

От "Барышни-крестьянки" к "Дубровскому"

Хотя спустя два года после «Барышни-крестьянки» в «Дубровском» опять появляются влюбленные молодые люди из соседних поместий, даже общаются они похоже - оставляя в дупле дерева нужное сообщение, история создания романа «Дубровский» показывает нам нового Пушкина. Повзрослевший автор совсем по-другому смотрит на мир.

Начиная с лета 1831 года для Пушкина становится все более актуальным создание другого характера, где главным содержанием становится увлекательно рассказанная история. Создание романа «Дубровский» могло начаться с желания создать русскую реплику на авантюрные романы, столь популярные в западноевропейской литературе. Но считать пушкинский текст лишь эхом романов Вальтера Скотта или рассуждением на «разбойничью» тему, предложенную Шиллером, недопустимо банально для уровня Александра Сергеевича. Возможно, первые побудительные мысли могли иметь подобную форму, но затем они стали гораздо значительнее.

Дубровский - Островский?

Именно Островским вначале планировал назвать главного героя Пушкин. Такое впечатление произвела на него рассказанная хорошим московским другом П. В. Нащокиным история. Создание романа «Дубровский» во многом определено знакомством Пушкина через Нащокина с обстоятельствами дела белорусского помещика Павла Островского.

Бумаги на владение маленьким сельцом в двадцать душ, которое находилось в Минской губернии, сгорели во время наполеоновского нашествия. Этим воспользовался богатый сосед, отсудивший сельцо у обедневшего помещика. Какое-то время тот вынужден был наняться в домашние учителя, но вскоре в тех местах начались нападения на судебных исполнителей и на других чиновников. Арестованный Островский, по некоторым данным, сумел сбежать, перепилив цепи на кандалах, и след его затерялся. Перед нами почти точная фабула пушкинского романа.

Дело поручика Муратова

Во второй главе «Дубровского» Пушкин помещает документ, который подводит итог тяжбе Троекурова с бывшим другом. Этот вердикт кажется авторским сочинением, так впечатляющи его канцеляризмы и тяжеловесные обороты. Но оказывается, это копия документа из судебного дела об отчуждении имения поручика Мартынова в пользу соседа - полковника Крюкова. Пушкин вложил копию документа в черновики романа, лишь внеся карандашные правки - поменял реальные фамилии на те, которыми он наделил героев «Дубровского».

В черновиках обозначено место - Козловский уезд Тамбовской губернии, где и произошла эта история. Создание романа «Дубровский» во многом базируется на подобных процессах, происходивших на просторах империи. Окончательный вариант фамилии главного героя стал для Пушкина делом решенным, когда он познакомился с подобными судебными делами в где располагалось знаменитое пушкинское имение Болдино. Среди реальных людей ему встретился помещик с такой выразительной фамилией. Именно эта фамилия стала названием неоконченного романа, когда его решили опубликовать в посмертном собрании сочинений.

Народный бунт

Конечно, трудно представить работу Пушкина слепой компиляцией на основе реальных житейских случаев. Не может так выглядеть история создания романа «Дубровский». Пушкина интересовали и более значительные явления общественной жизни. Как он мог обойти молчанием вооруженные выступления 1830 года в Париже и Лилле, польское национально-освободительное движение, направленное против Николая I, да и в современной ему Российской империи тут и там вспыхивали холерные бунты.

Накладывала свой отпечаток работа Пушкина над историей пугачевской войны. Какая история создания романа "Дубровский" - рассказа о благородном разбойнике, воевавшим с правительственными войсками - могла обойтись без ссылок на не забытую в народе В Кистеневской роще собираются мужики, очень похожие на тех, кого Пушкин отправил в армию Пугачева в «Капитанской дочке». Также мы не видим полного одобрения автором стихии бунта, - в незавершенном «Дубровском» молодой разбойник распускает свою шайку, что кажется вполне логичным.

Итог

Даже совсем краткая история создания романа «Дубровский» делает несостоятельными уничижительное мнение самых уважаемых литераторов об этом произведении Пушкина. Чтобы определить его как неудачную попытку заработать деньги путем создания легковесного чтива, надо очень высокомерно относиться к великому имени. Александр Сергеевич, который пытается достичь уровня Загоскина, Лажечникова или Булгарина (именно таким он представлен в «Дубровском» некоторыми критиками), - слишком жалкое зрелище, чтобы быть правдой.

В своём поместье Покровское живёт богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии и бывшего сослуживца Троекурова. Оба они вдовцы. Дубровский имеет сына Владимира, служащего в Петербурге, а у Троекурова есть дочь Маша, живущая с отцом, и Троекуров часто заговаривает о своём желании женить детей.

Неожиданная размолвка ссорит друзей, а гордое и независимое поведение Дубровского отдаляет их друг от друга ещё сильнее. Самовластный и всесильный Троекуров, чтобы выместить раздражение, решает лишить Дубровского имения и приказывает заседателю Шабашкину отыскать «законный» путь к этому беззаконию. Судейские крючкотворы исполняют желание Троекурова, и Дубровского вызывают к земскому судье для решения дела.

В судейском заседании в присутствии тяжущихся читается решение, исполненное юридических казусов, согласно которому имение Дубровского Кистеневка переходит в собственность Троекурова, и с Дубровским случается припадок безумия.

Здоровье Дубровского ухудшается, и ходившая за ним крепостная старуха Егоровна пишет письмо в Петербург Владимиру Дубровскому с уведомлением о случившемся. Получив письмо, Владимир Дубровский исхлопатывает отпуск и едет домой. Дорогой кучер рассказывает ему об обстоятельствах дела. Дома он застаёт больного и одряхлевшего отца.

Андрей Гаврилович Дубровский медленно умирает. Мучимый совестью Троекуров едет мириться с Дубровским, которого при виде врага разбивает паралич. Владимир велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон, и в эту минуту умирает старый Дубровский.

После похорон Дубровского в Кистеневку приезжают судейские чиновники и исправник, чтобы ввести Троекурова в права владения. Крестьяне отказываются повиноваться и хотят расправиться с чиновниками. Дубровский останавливает их.

Ночью в доме Дубровский застаёт кузнеца Архипа, решившего убить приказных, и отговаривает его от этого намерения. Он решает покинуть имение и приказывает вывести всех людей, чтобы поджечь дом. Архипа он посылает отпереть двери, чтобы чиновники могли выйти из дома, но Архип нарушает приказ барина и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро уезжает со двора, а в занявшемся пожаре гибнут приказные.

На Дубровского ложится подозрение в поджоге и убийстве чиновников. Троекуров посылает донесение губернатору, и завязывается новое дело. Но тут другое событие отвлекает внимание всех от Дубровского: в губернии появились разбойники, которые грабили всех помещиков губернии, но не трогали лишь владения Троекурова. Все уверены, что предводитель разбойников - Дубровский.

Для своего внебрачного сына Саши Троекуров выписывает из Москвы учителя-француза, мсье Дефоржа, на которого производит огромное впечатление красота семнадцатилетней Марьи Кириловны Троекуровой, но она не обращает никакого внимания на наёмного учителя. Дефоржа подвергают испытанию, вталкивая в комнату с голодным медведем (обычная шутка с гостями в доме Троекурова). Не растерявшийся учитель убивает зверя. Его решительность и смелость производят большое впечатление на Машу. Между ними происходит дружеское сближение, которое становится источником любви. В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. За обедом речь заходит о Дубровском. Один из гостей, помещик по имени Антон Пафнутьич Спицын, признается, что он в своё время дал в суде ложные показания против Дубровского в пользу Кирилы Петровича. Одна дама сообщает, что неделю назад Дубровский обедал у неё, и рассказывает историю о том, что ее приказчик, посланный на почту с письмом и 2000 рублей для ее сына, гвардейского офицера, вернулся и сообщил, что его ограбил Дубровский, но был уличён во лжи человеком, приехавшим к ней в гости и назвавшимся бывшим сослуживцем ее покойного мужа. Вызванный приказчик рассказывает, что Дубровский действительно остановил его по дороге на почту, но, прочитав письмо матери к сыну, не стал грабить. Деньги отыскались в сундуке у приказчика. Дама считает, что человек, выдавший себя за друга ее мужа, был сам Дубровский. Но по ее описаниям у неё был человек лет 35, а Троекурову доподлинно известно, что Дубровскому 23 года. Этот факт подтверждает и новый исправник, обедающий у Троекурова.

Праздник в доме Троекурова завершается балом, на котором танцует и учитель. После ужина Антон Пафнутьич, имеющий при себе большую сумму денег, изъявляет желание ночевать в одной комнате с Дефоржем, так как он уже знает о храбрости француза и надеется на его защиту в случае нападения разбойников. Учитель отвечает согласием на просьбу Антона Пафнутьича. Ночью помещик чувствует, как кто-то пытается забрать у него деньги, спрятанные в мешке на груди. Открыв глаза, он видит, что над ним стоит Дефорж с пистолетом. Учитель сообщает Антону Пафнутьичу, что он Дубровский.

Каким же образом попал Дубровский в дом Троекурова под видом учителя? На почтовой станции встретил он едущего к Троекурову француза, дал ему 10 тысяч рублей, получив взамен бумаги учителя. С этими документами он приехал к Троекурову и поселился в доме, где все его полюбили и не подозревали, кто он такой на самом деле. Оказавшись в одной комнате с человеком, которого не без основания он мог считать своим врагом, Дубровский не удержался от искушения отомстить. Утром Спицын покидает дом Троекурова, ни словом не обмолвившись о ночном происшествии. Вскоре разъехались и остальные гости. Жизнь в Покровском течёт по-обыкновенному. Марья Кириловна чувствует любовь к Дефоржу и досадует на себя. Дефорж держится с ней почтительно, и это успокаивает ее гордость. Но однажды Дефорж украдкой передаёт ей записку, в которой просит о свидании. В назначенное время Маша приходит в условленное место, и Дефорж сообщает ей о том, что он вынужден скоро уехать, но перед этим должен сказать ей нечто важное. Неожиданно он открывает Маше, кто он такой на самом деле. Успокаивая испуганную Машу, он говорит, что простил ее отца. Что это именно она спасла Кирилу Петровича, что дом, в котором живёт Марья Кириловна, - священ для него. Во время признаний Дубровского раздаётся негромкий свист. Дубровский просит Машу дать ему обещание, что в случае несчастья она прибегнет к его помощи, и исчезает. Вернувшись в дом, Маша застаёт там тревогу, и отец сообщает ей, что Дефорж, по словам приехавшего исправника, не кто иной, как Дубровский. Исчезновение учителя подтверждает справедливость этих слов.

На следующее лето в своё поместье Арбатове, расположенное в 30 верстах от Покровского, возвращается из чужих краёв князь Верейский. Он наносит визит Троекурову, и Маша поражает его своей красотой. Троекуров с дочерью наносят ответный визит. Верейский устраивает им замечательный приём.

Маша сидит в своей комнате и вышивает. В открытое окно протягивается рука и кладёт ей на пяльцы письмо, но в это время Машу зовут к отцу. Она прячет письмо и идёт. У отца застаёт она Верейского, и Кирила Петрович сообщает ей, что князь сватается к ней. Маша замирает от неожиданности и бледнеет, но отец не обращает внимания на ее слезы.

В своей комнате Маша с ужасом думает о браке с Верейским и считает, что лучше выйти за Дубровского. Внезапно вспоминает она о письме и находит в нем только одну фразу: «Вечером в 10 часов на прежнем месте».

Во время ночного свидания Дубровский уговаривает Машу прибегнуть к его покровительству. Маша надеется тронуть сердце отца мольбами и просьбами. Но если он окажется неумолим и принудит ее к замужеству, она предлагает Дубровскому явиться за ней и обещает стать его женой. На прощание Дубровский даёт Маше кольцо и говорит, что, если случится беда, ей достаточно будет опустить кольцо в дупло указанного дерева, тогда он будет знать, что ему делать.

Готовится свадьба, и Маша решает действовать. Она пишет письмо Верейскому, умоляя его отказаться от ее руки. Но это даёт обратный результат. Узнав о письме Маши, Кирила Петрович в ярости назначает свадьбу на следующий день. Маша со слезами просит его не выдавать ее за Верейского, но Кирила Петрович неумолим, и тогда Маша заявляет, что прибегнет к защите Дубровского. Заперев Машу, Кирила Петрович удаляется, приказав не выпускать ее из комнаты.

На помощь Марье Кириловне приходит Саша. Маша поручает ему отнести кольцо в дупло. Саша исполняет ее поручение, но видящий это какой-то оборванный мальчишка пытается завладеть кольцом. Между мальчиками завязывается драка, на помощь Саше приходит садовник, и мальчишку ведут на барский двор. Внезапно они встречают Кирилу Петровича, и Саша под угрозами рассказывает ему о поручении, которое дала ему сестра. Кирила Петрович догадывается о сношениях Маши с Дубровским. Он велит запереть пойманного мальчика и посылает за исправником. Исправник и Троекуров о чем-то договариваются и отпускают мальчишку. Тот бежит в Кистеневку, а оттуда тайком пробирается в кистеневскую рощу.

В доме Троекурова идут приготовления к свадьбе. Машу везут в церковь, где ее ожидает жених. Начинается венчание. Надежды Маши нa появление Дубровского испаряются. Молодые едут в Арбатово, как вдруг на просёлочной дороге карету окружают вооружённые люди, и человек в полумаске отворяет дверцы. Он говорит Маше, что она свободна. Услышав, что это Дубровский, князь стреляет и ранит его. Князя хватают и намереваются убить, но Дубровский не велит трогать его. Дубровский вновь говорит Маше, что она свободна, но Маша отвечает, что уже поздно. Из-за боли и волнения Дубровский теряет сознание, и сообщники увозят его.

В лесу боевое укрепление разбойничьей шайки, за небольшим валом - несколько шалашей. Из одного шалаша выходит старуха и просит караульщика, поющего разбойничью песню, замолчать, потому что барин почивает. В шалаше лежит Дубровский. Внезапно в лагере возникает тревога. Разбойники под командой Дубровского занимают определённые каждому места. Прибежавшие караульщики сообщают, что в лесу солдаты. Завязывается сражение, в котором победа оказывается на стороне разбойников. Несколько дней спустя Дубровский собирает своих сподвижников и сообщает о своём намерении оставить их. Дубровский исчезает. Ходит слух, что он скрылся за границу.

Пересказал

Это произведение великого русского классика о потомках двух враждующих помещичьих семей так и осталось незаконченным, не было подготовлено к печати, на страницах рукописи остались пометки и замечания самого автора, и даже не имело названия. Но, тем не менее, именно этот роман до сей поры считается одним из самых известных произведений о разбойниках на русском языке.

Первая публикация романа датируется 1841 годом. Но произведение прошло строгую цензуру, в ходе которой претерпело значительные искажения, изменения, некоторые части романа были вырезаны, пропущены. Причиной таких изменений стали, конечно же, популяризация вольнодумия, показ разбойничьего атамана как положительного героя, обладающего способностью любить, сострадать и сопереживать. Лишь много лет спустя, уже в советское время, читатель получил возможность ознакомиться с ним в полном объеме.

История создания романа «Дубровский»

В основу романа автор положил вражду социальных слоев страны, она очень ярко выражается в его драматизме, контрастных сценах произведения, душевных метаниях и героя, и персонажей второго плана.

Замысел написать роман такого плана появился у Пушкина после услышанного им от друзей рассказа о дворянине белорусского происхождения Островском. Именно он стал прототипом главного героя, именно его жизненные перипетии легли в основу произведения. История эта случилась в 1830 году, когда у Островского было отнято его родовое имение, а его крестьяне, не пожелав стать собственностью нового хозяина, выбрали разбойничий путь.

История эта до глубины души поразила Пушкина, который являлся непримиримым борцом за право человека к свободомыслию и старался всячески подчеркнуть это в своих произведениях, за что и подвергался гонениям и опале.

О сюжете романа «Дубровский»

Сюжетная основа романа разворачивается вокруг судьбы главного героя. Несмотря на то, что Владимир Дубровский наделен такими качествами, как благородство, смелость, доброта и честность, жизнь его не складывается, его преследуют фатальные неудачи и беды.

В ходе повествования герой проходит не один, а три жизненных пути – от честолюбивого и расточительного офицера гвардии к мужественному и необычайно скромному учителю Дефоржу, до непримиримого и грозного разбойничьего атамана.

Потеряв родительский дом, привычное с детства окружение, социум и утратив возможность простого культурного общения, герой теряет еще и любовь. В конце романа ему не остается ничего другого, как пойти против закона, вступить в жестокий поединок с господствующими в те времена нравами и устоями общества.

Загрузка...