aracs.ru

Символы украинцев. Украина в символах – народные и государственные обереги. Современный национальный флаг

Из выступления президента Украины Петра Порошенка 23.08.2014 в честь дня национального флага Украины:

«Опрос, проведенный накануне Дня Независимости, показал что почти 95% украинцев гордятся и национальным флагом, и национальным гербом... Наш флаг — это живой свидетель побед и неудач. Неудач, без которых, к сожалению, не бывает ни одна война... Наш государственный флаг — пароль, по которому мы знаем, кто у нас свой, а кто чужой »

Я тоже по этому "паролю" определяю "кто у нас свой, а кто чужой". И в этой связи, хочу предложить Вам небольшой экскурс по истории национальных символов современной Украины:


Свастика и тризуб - знак средины 20-х годов для участников молодежной украинской организации "Пласт". В общем, ничего криминального. Ее, как известно, использовали задолго до большевиков, а при большевиках, в годы Гражданской войны, ее использовали, например, калмыцкие части.


Митрополит Андрей Шептицкий - один из тех, кто поддерживал "Пласт", жертвовал средства на его развитие. Членом этой организации был и Степан Бандера - будущий лидер Организации Украинских Националистов


Логотип Союза украинских фашистов, начало 1920-х гг.

"Союз украинских фашистов (СУФ) — националистическая организация, созданная в Чехословакии украинскими эмигрантами в начале 1920-х годов. Руководители: Петр Кожевников и Леонид Костарив. 12 ноября 1925 года СУФ стал соучредителем Лиги украинских националистов (ЛУН), которая послужила базой для последующего формирования Организации украинских националистов (ОУН). В январе 1929 года П. Кожевников участвовал в Учредительном конгрессе Организации украинских националистов, на котором были выработаны идеологические, программные и уставные основы ОУН. Был избран членом Провода ОУН, встречался с Муссолини. По данным ОУН, П. Кожевников был казнён ОУН(б) во время борьбы с ОУН(м), так как подозревался в сотрудничестве с немецкой разведкой как представитель ОУН(м). П. Кожевников выжил после покушения, но был заключён в советскую тюрьму после войны и затем эмигрировал в ФРГ"


Медаль "Союза Украинских Фашистов"


Перстень "Союза Украинских Фашистов"



"За Украину". "Орган Украинского Фашистского Здвига (Движения)" (перевод). Май 1939

"Украинский Фашистский Здвиг (Движение) - украинская националистическая организация в Белграде. Она периодически сотрудничала из ОУН и стояла на близких к националистам позициях. ... Организация вместе с другими украинскими организациями ("Просвещение" и "Украинское Общество") действовала в конце 1930-х годов в Королевстве Югославия полулегально"


Стишки про любовь к Украине и "Обращение к братьям фашистам - членам У.Ф.З (Украинского Фашистского Здвига (Движения)) " (перевод с украинского):

"Братья мои, Фашисты! В эту минуту все народы готовятся к жестокой борьбе за свое существование, за свое быть или не быть.
Их борьбу между собой, мы - фашисты, должны использовать! Она даст нам возможность скинуть с себя ярмо угнетателя!
Минута этой борьбы уже приближается и мы все, как один, должны взять в руки ружье и грозной поступью встать на защиту своего народа, своего государства" (перевод с украинского).


Акт восстановления "Украинского государства" за подписью Ярослава Стецько

Из текста документа:

"3. Вновь создающееся Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Велико-Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа ГИТЛЕРА создает новый порядок в Европе и в мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации .

Украинская Национальная Революционная Армия, которая создается на украинской земле, будет бороться дальше совместно с СОЮЗНОЙ НЕМЕЦКОЙ АРМИЕЙ против московской оккупации за Суверенное Соборное Государство и новый порядок во всем мире .

Да здравствует Суверенное Соборное Украинское Государство! Да здравствует Организация Украинских Националистов, Да здравствует руководитель Организации Украинских националистов и Украинского Народа СТЕПАН БАНДЕРА!

СЛАВА УКРАИНЕ!"


"Пусть живет украинская держава" ... и немецкие офицеры на трибуне. Примечательно, что с одной стороны желто-голубое украинской знамя, а с другой нацистское


К фото выше


Откуда есть и пошел герб Украины. Оккупационной газета "Снежнянский вестник". 12.04.1942г.


"Украинское слово" про отмену колхозной системы


Тризуб и свастика. "Спасибо фюреру Великой Германии". Львов


Тризуб и свастика




СС, тризуб, галицкий лев. Добровольцы дивизии СС "Галичина"


Во время одного из парадов в честь дивизии СС "Галичина" ( , ). Тризуб и свастику разделяет галицкий лев


Галицкий лев, нацистская свастика и флаг национальных цветов


Использовался 28 апреля 1943 года во Львове на параде


Добровольцы дивизии СС "Галичина". Тризуб и нацистская символика


Популярный ныне лозунг "Слава Украине" был популярен и у будущих сс-манов из дивизии "Галичина", да и у бандеровцев из УПА...


Борцы за независимость и "победители нацизма" из дивизии СС "Галичина". Присягали на знамени с тризубом


Ну... и со свастикой тоже...


Национальная символика. Дивизия СС "Галичина". Январь 1945г.



Курсы пропагандистов УВВ (Українське визвольне військо (Украинская освободительное войско - перевод*)). Свастика, тризуб, фото фюрера


Вот такие "пионеры" из УВВ. Большие почитатели национальной символики!


Украинцы (Ukr Luft Flak)


К фото выше


Нарукавная нашивка офицерского состава 201-го шуцманшафт батальона


Кокарда украинских полицаев в Генерал-губернаторстве (в августе 1941 в состав Генерал-губернаторства были включены земли Галиции (Дистрикт Галиция с центром в Львове (Лемберге))


Из батальона "шума". Короче, полицаи...




"Сотня УВВ (Украинское освободительное войско - прим.*), сформированная при танковой групе генерала фон Клейста. 1942".

На рукавах у них повязка с национальными цветами — жёлтым и синим


"Моторизована колона Українського Визвольного Війська, Східна Пруссія"
Моторизованная колонна Украинского освободительного войска, Восточная Пруссия (перевод)

Желто-голубое знамя с нарисованной нацистской свастикой



Flak helper armband UKRAINE (добровольные помощники люфтваффе)


Присяга добровольных помощников люфтваффе. 1944


ЮНАК СС. О таком они мечтают и сейчас!


"Украинская милиция". Львов


"Украинская милиция". Львовский погром 1941г.


К фото выше


Еще один львовский "милиционер" и участник львовского погрома 1941г.


К фото выше. Стрелочкой отмечен "милиционер" с удостоверения


Еще один львовский "милиционер"


Тарас Шевченко между свастикой и тризубом


Рядом

Члены редакции оккупационной харьковской газеты "Новая Украина". "Патриоты" на фоне национального герба


А это сама газета "Новая Украина", которую делали "патриоты" я фото выше

Когда третий Рейх доживал свои последние дни, орган "Украинских вооруженных сил" продолжал вещать о его близкой победе:


Газета "Тризуб" от 26 апреля 1945 года. Заголовок: "В этот час решений победит гений А.Гитлера"


Газета "Тризуб" от 26 апреля 1945 года. Название одного из заголовков: "Победа будет одержана. Доктор Геббельс про нынешнее положение"

Фото газеты "Тризуб" предоставлены poltora_bobra

Кое-что любопытное из истории тризуба:


Тризуб использовал НТС - Народно-трудовой союз российских солидаристов. Сборище разного эмигрантского отребья, ставившего своей целью борьбу за свержение коммунистического строя в СССР. Члены организации сотрудничали с Власовым


Печатный орган НТС (послевоенный)


Хазарская тамга. Обращаясь к тем, кто любит называть Россию Ордой: "Ну что скажите, ордынцы?"

Вот вам национальный флаг и национальный герб Украны! Вот вам те, кто под этим флагом и гербом "боролся за незалежность"! Вы считаете себя достойными продолжателями их "борьбы", их "идеалов"? А я - нет! Я - внук ветерана Великой Отечественной, и мой дед воевал под другим флагом и гербом за независимость моей великой Родины. Но это не мешало ему быть украинцем и любить Украину. Я тоже украинец и люблю Украину, но не Украину Бандеры и гауптмана Шухевича, не Украину дивизии СС "Галичина", батальонов "Роланд" и "Нахтигаль", не Украину шуцманов из 118-го и прочих шуцманшафтбатальонов. Не Украину, с "героями" с нацистским душком, как прошлых, так и нынешних. Это не моя Украина!

А еще, в моих жилах течет и польская кровь. Предки, по линии матери, были из Польши. Мой дед-фронтовик всю жизнь молился по-польски. Так научили его в детстве, таким он и умер. Православным украинцем, читающим молитвы по-польски. ... Волынскую резню я тварям бандеровским не прощу никогда! И, как поляк, и, как православный украинец!


Есть чем гордиться?


... Я никогда не буду праздновать под символами сс-манов и полицаев...

Калина

Калина - символ життя, крові, вогню. Деякі дослідники пов"язують її назву із сонцем, жаром, паланням. Калина часто відіграє роль світового древа, на вершечку якого птахи їдять ягоди і приносять людям вісті, іноді з потойбіччя. Та й саме древо пов"язує світ мертвих зі світом живих.

Калина символізує материнство: кущ - сама мати; цвіт, ягідки - діти. Це також уособлення дому, батьків, усього рідного. Калина - український символ позачасового єднання народу: живих з тими, що відійшли в потойбіччя і тими, котрі ще чекають на своє народження. Калина уособлює й саму Україну. Як символ Батьківщини, вона "проросла" в гімнові січових стрільців:

Ой у лузі червона калина похилилася.

Чогось наша славна Україна зажурилася.

А ми тую червону калину підіймемо.

А ми нашу славну Україну розвеселимо!

Вінок

Вінок - символ життя, долі, життєвої сили; символ дівоцтва. Вінок є також символом довершеності:

А в цьому домочку, як у віночку






Рушник

Смуга полотна сама по собі має насичене символічне значення - дороги, долі, захисту. А коли ця смуга ще й має на собі виткані чи вишиті знаки-обереги - захисна сила її, відповідно, посилюється. По всій Україні рушником накривали хліб на столі. Коли син вирушав у далеку дорогу, мати дарувала йому рушник. Хлібом-сіллю на рушнику і досі зустрічають гостей. В українській хаті рушники вивішують над іконами і над портретами родичів. Рушник використовується в багатьох обрядах, насамперед тих, що пов"язані зі шлюбом і проводами в потойбіччя.


Писанка

Писанка - символ Сонця; життя, його безсмертя; любові і краси; весняного відродження; добра, щастя, радості. Кожен орнаментальний мотив має певне сакральне значення. З них на писанці складається мальована молитва про злагоду і мир поміж людьми. У християнській культурі українців писанка стала символом воскресіння. В народі кажуть: "У світі доти існуватиме любов, доки люди писатимуть писанки".


Вишиванка

Вишиванка - символ здоров"я, краси, щасливої долі, родової пам"яті, порядності, чесності, любові, святковості; оберіг. Вишита національна жіноча та чоловіча біла сорочка. Символіка вишивки залежала від того, кому призначалося вбрання: парубкові - нареченому, чоловікові, хлопчикові; дівчині, заміжній жінці.

Виготовлялися з лляного чи конопляного полотна домашньої роботи. Було чимало типів традиційних сорочок за формою, використанням матеріалів, а також за семантикою кольорів: подільський, галицький, поліський, волинський, наддніпрянський, полтавський, гуцульський, буковинський, лемківський тощо. Цікаво, що символіка вишиванок часто-густо збігається із символікою орнаментів предметів матеріальної трипільської культури. Виявлені на Черкащині срібні бляшки з фігурками чоловіків /датують їх VI ст./ ідентифікуються з узорами вишиванок XVIII-XX ст.. Щоправда, символіка вишивки часто-густо складалася з двох частин: історичної /родової/ і прогнозуючої /загадування майбутнього, продовження роду/. На вишиванках застосовувалися традиційні символічні орнаменти: геометричні /вважаються найдавнішими/, рослинні, зооморфні /тваринні/. Іноді типи орнаментальних форм поєднувалися: орнаментально-рослинний з переважанням першого чи останнього. Символіку форм конкретизувала символіка барв. Скажімо, подільська кольорова мережка, виконана хрестиком і низзю з декоративним швом-качалкою /качалочкою/ подає ромб, розміщений поміж двома горизонтальними лініями. Трикутник між ромбом та лініями вишивався навскісними лініями у вигляді завитків /"баранячі роги"/. В орнаментах переважає чорний і червоний кольори із украпленням синього, зеленого, жовтого /золотого/. Такий тип вишивки міг символізувати не лише хліборобську працю на чорноземі в зоні лісостепу з наявністю річок, озер чи журливість вдачі, любов, цілеспрямованість подолянина у досягненні мети, а й певну гармонійність у стосунках людини з природою і людських взаєминах; силу, міць; зростання; часом - запліднення тощо /слід розглядати конкретний зразок призначення вишивки/. Із зображеннями ромба й двох ліній могли пов"язуватися певні уявлення про календар, чотири пори року, між народженням та смертю /дві лінії/. Народ ставився до вишиванок як до святині. Вишиванки передавалися з покоління в покоління, з роду в рід, береглися як реліквії. Символічний образ сорочки-вишиванки часто зустрічається в народних піснях про кохання, сімейне життя, а також соціально-побутових /козацьких, чумацьких, бурлацьких, наймитських та ін./. За традицією, дівчина, готуючи придане, мала вишити своєму нареченому сорочку: Шовком шила, шовком шила, золотом рубила. Та для того козаченька, що вірно любила. Сорочка /особливо чоловіча/ була символом кохання, вірності, невірності. В давньому замовлянні сказано: "Якою білою є сорочка на тілі, таким щоб і чоловік до жінки був", звідки видно, що "білий - милий". У деяких народних піснях, як зауважував О.Потебня, образ не пояснюється, але його можна зрозуміти на основі символічних значень: Ой коби я була знала, що я твоя буду, Випрала би-м сорочечку від чорного бруду /тобто: покохала б, поєдналася з тобою за умови обов"язкового майбутнього заміжжя/; Заковала зозуленька на жовтім пісочку. А хто ж мому миленькому випере сорочку? У другій половині XIX ст. в європейській фольклористиці широко обговорювався сюжет про графа, котрий потрапив у полон до невірних, і про його дружину. Біла сорочка, що її дала дружина чоловікові, - символ вірності: поки сорочка біла, доти жінка вірна. Випрати сорочку в чумацьких піснях означає полюбити чумака, навіть якщо він одружений. Характерно, що не завжди чумак погоджується на любовні стосунки з випадковими особами жіночої статі /в піснях це переважно дівчата або молода шинкарка-здирниця/, не дозволяє якій-небудь "прати сорочку", хоч вона й не біла, бо "сьома неділя". Таким чином, чумак зберігає вірність коханій дівчині, до якої має повернутися. Сорочка-вишиванка оспівана, зображена в різноманітних жанрах народної творчості /в тім числі - жартівливих, пародійних/, сучасними поетами. Вона є символом українця загалом і України зокрема, проте в XX ст. престиж вишиванки як одягу занепав під згубними впливами шовіністично-космополітичних, комуно-фашистських, екстремістських та інших тенденцій. М.Дмитренко.

Вишня

Вишня - символ світового дерева, життя; символ України, рідної землі; матері; дівчини-нареченої. У давнину вишня була одним із священних дерев далекої Японії та Китаю. Для праукраїнців вишня, за даними О.Шокала, - світове дерево життя /див. Дерево життя/. Як відомо, колись слов"яни святкували Новий рік 21 березня. Це було свято весни, Новий рік споконвічних хліборобів. "У давнину в Україні, - підкреслює дослідник, - вишня була ритуальним деревом весняного новорічного обряду. Деревце вишні садили восени в діжечку, тримали його в хаті, а навесні, у березні, вишенька розвивалась і розквітала. По тому, як вона квітне, дівчата вгадували долю на цілий Новий рік" /Українознавство. - К., 1994. - С.286/. На думку Г.Лозко, назву "вишня" слід вважати прикметником жіночого роду, від форми "вишній", тобто "божественний" /пор. із словом "Все-вишній" /Всевишній/. Отже, вишня - це "божественне дерево", присвячене Сварогу /Дмитренко М. та ін. Українські символи. - К., 1994. - С.118/. Окремі дослідники зіставляють це слово із весняним сонцем у зеніті, тобто "вишнім" сонцем. Лінгвістичний аналіз етимології слова "вишня", зроблений нами, підтверджує думку про правильність зіставлення її з образом світового дерева, священного дерева життя. По-перше, слово "вишня" - слов"янського походження, воно мало такі регіональні варіанти як "вишник", "вишника". Водночас слово "вись" /висота/ /світове дерево, як відомо, дуже високе, дістає кроною неба/ мало аналогічні форми - "вишник", тобто "вищий", "старший", "вишок" - вершина, шпиль. Словник Б.Грінченка /Т.1. - С.201/ фіксує форму "вишній", тобто "верховний", а отже "небесний", "божественний". Водночас у Словнику вміщено фразу "Господи вишній, чи я в тебе лишній?", яку можна зіставити із фольклорним виразом "Ненько, моя вишня, Чи я в тебе лишня..." Отже, у свідомості праукраїнців вишня асоціювалася із небом, високим деревом життя, Богом. Окрім того, білий колір її цвіту асоціювався із святістю, бо "світ" - це "свят". За даними М.Костомарова, слов"яни обожнювали саме світло як джерело життя, білий колір /пор. імена язичницьких богів Світовид, Білобог/. Споконвіку священні речі українців - білі /хата, вишиванка, хустина, рушник/. Священний птах лелека має біле забарвлення. Таким чином, безсумнівно, вишня була у наших пращурів Священним Деревом Життя, Матері-богині, України. Відгомін цих вірувань знаходимо у творах усної народної творчості, українських письменників. У свідомості українців і нині вишня - це рідна домівка:"Садок вишневий коло хати" /Т. Г. Шевченко/. Або:"Як я любив у хмарах вишняку Твої білесенькі, немов хустини, хати" /М.Старицький/. У поемі І.Я.Франка "Іван Вишенський" змальовано, зокрема, епізод, коли саме вишневий цвіт нагадав герою на чужині про рідну Україну і змусив повернутися із грецького Афону. Ліна Костенко використала цей образ для опоетизації весни, кохання, нареченої: Ще сніг ковтала повідь широченна, І рала ждав іще тужливий лан. А під горою вишня - наречена Вже до віночка міряла туман.

У поемі І.Драча "Смерть Шевченка" вишневий цвіт асоціюється із безсмертям Великого Кобзаря. І на завершення - рядки, написані одним із авторів Словника: О, вишня - Матінко Всевишня - Весь білий світ - то вишні цвіт. Правічне дерево Вкраїни - Її безсмертя в плині літ. О.Потапенко.


Волосся


Волосся - символ богині неба, землі; багатства; розвитку духовних сил; енергії, вогню, плодючості, здоров"я; символ скорботи, трауру; обстрижене волосся - символ покритки /стриги/, втраченого дівоцтва, цнотливості; "народження-смерті"; вічної пам"яті; оберіг. Волосся - багатозначний символ. Волосся на голові символізувало духовні сили людини, і водночас - ірраціональні космічні сили та біологічні інстинкти. Автор Словника символів Х. Е. Керлот зазначає, що волосся означає

енергію, плодючість. Густа шевелюра означає життєвий порив, радість життя, духовний розвиток. В індуїзмі волосся символізує "силові лінії" Всесвіту. Втрата його означає падіння і бідність. Водночас добровільне постригання, напр., у ченці, означало відмову від усіх земних втіх, абсолютний аскетизм. У Малій Азії саме їм жерці і жриці приносили в жертву своє волосся. За міфами, Самсон втратив сили, коли його обстригли, тобто позбувся підтримки богів. За даними О. М. Афанасьєва, "стародавньою поетичною мовою трави, квіти, кущі та дерева називались волоссям землі". Люди одухотворювали землю, вважаючи сушу тілом, каміння - кістками, воду - кров"ю, а рослини - волоссям велетенської істоти. Тому-то у народних казках саме щітка /гребінь для волосся/, кинуті героєм, перетворюються у рівний ліс: із кожної волосинки виростає дерево. Отже, у казках волосся - символ енергії, плодючості, буйної рослинності. У давнину на Русі-Україні категорично заборонялося заміжній жінці "світити волоссям".

Одним із найганебніших вчинків було зривання хустки із голови жінки. Це зумовлено віруванням в те, що, вийшовши заміж, дівчина переходить під владу чоловіка, який заволодів її косою, а отже - честю. Тому з"явитися перед чужим без хустини означало зрадити своєму чоловіку. Найганебнішим на Україні для дівчини було колишнє насильне обстригання, яке символізувало неславу за втрату вінка, цнотливості. Така дівчина звалася "стрига" або "покритка", бо їй хлопці за зраду відтинали волосся, їй заборонялося ходити із непокритою головою. Очевидно тому, що волосся, коса зокрема, /див. Коса/ були символом незайманості, святості. Одним із стародавніх символічних ритуалів був обряд пострижин. За даними Геродота, скіфи, гіперборейці стригли волосся на ознаку трауру. Дівчата перед шлюбом обтинали коси і жертвували їх богині Артеміді. У багатьох народів категорично заборонялося це робити, щоб не потрапити під вплив демонічних сил.

На Русі-Україні лише воїни /за свідченнями В.Колесова /"повністю збривали волосся, присвячуючи своє життя і життєву силу Перуну". Візантійців дуже вразила зачіска князя Святослава. На виголеній голові був лише жмут волосся на маківці /подібний до запорозького "оселедця"/. Пострижини проводили, коли дитині виповнювалося 3-5 років і символізували перехід її в "отроцтво". На думку І.Снігирьова, цей обряд розглядали як щось аналогічне хрещенню.

Каждый народ имеет свои символы. Если говорят клен, то это о знаке Канады.



К растительным символам Украины относятся калина, ива, дуб, тополь, барвинок, бархатцы. Они с давних времен олицетворяют красоту Украины, духовную крепость народа, удостоверяют любовь к домашней земле.

О народных символах составлено множество легенд, из воспевают в песнях. Они используются в обрядах, обычаях, их вышивают на рубахах, полотенцах. Народные символы – это наши святыни.

Издавна в народе наиболее уважаемым деревом в Украине является ива.


"Без ивы и калины – недостает Украины”, – говорится в народной поговорке. В Украине представлено более 30 видов этого дерева. Говорят: "Где вода, там и ива”. Она своими корнями скрепляет берега, очищает воду.

Когда копали колодец, то бросали ком ивовой колоды для очистки воды. В ведро с водой клали ивовую дощечку, а на нее ставили кружечку для питья воды. Это была своеобразная народная гигиена.
Под ивами молодежь назначала свидание, объяснялась в любви.
О тихой, скромной иве составлено большое количество песен. В украинской иве живет и дух Львиной Нимфы. Склоненные ивовые ветви вызывают грусть и печаль.

Тополь также является украинским народным символом. Со стройным тополем сравнивали гибкий девичий стан и несчастливую девичью судьбу. О тополе сложено множество песен, составлены легенды.


***
В одном селе жила красивая молодая девушка Поля и бравый парень по имени Стриба. Они любили друг друга. Однажды старшие попросили Стриба побежать в соседнюю деревню узнать, спокойно ли там. Побежал Стриба, но, не добежав до деревни, увидел множество врагов. Быстрее ветра прибежал он домой, рассказал всем о том, сколько врагов видел.

Люди решили спрятать скот, имущество и переждать в горах, пока враги оставят их землю. Бог молнии и грома Перун увидел людей и решил узнать, что случилось и почему они здесь. Спустившись на землю, Перун услышал, что рассказали ему люди. И здесь он увидел Полю. Она ему донельзя понравилась, и он сказал: "Эта девушка такая красива, что я возьму ее себе в жены".
Люди обрадовались, потому что иметь такого Высокого покровителя не всем дано. А Стриба, услышав, впал в обморочное состояние. Увидев это Перун сказал: "Вижу я, что на чужом горе своей благодати не построишь. Поэтому пусть она будет ничья". Ударил палкой о землю и там, где стояла девушка, выросло стройное зеленое деревце. Люди, которые были ближе, видели, что стряслось, а те, которые – дальше, спрашивали: "Где Поля?" И слышали в ответ: "То Поля”. А Стриба Перун забрал с собой и сделал Богом земных ветров…
***

Всегда любили в Украине и целебную красавицу калину , которая является символом девичьей красоты и нежности. Она росла вокруг каждого дома.


Красивая она и в пору цветения, и тогда, когда багровеют осенью ее листья, и зимой, когда на фоне белого снега алеют ее ягоды.

Девушки вышивали на рубахах калину, ее вплетали в веночек. Из веточки калины отец сыну делал свирелку, а девочкам-младенцам колисочку (кроватку).

Калину воспевают в песнях, о ней составлены легенды. В одной из них рассказывается о том, как красивая молодая Калина завела в болото врагов-бусурманив. Много из них погибло, но все-таки погибла и молодая красавица. На месте ее гибели вырос куст, который в почтение девушки и назвали калиной.

Калиной украшали свадебный каравай. Перед молодыми на столе ставили букет из веточек дуба и калины. И на свадебном полотенце (рушнике) вышивали калину с дубом как символы девичьей красоты и нежности и мужской силы и прочности.
Куст калины сажали и на могиле казака или чумака, который погиб.

Символом силы, могущества, долголетия является дуб .



Дуб живет долго. Известный в Украине 1300-летний Дуб, который растет в городе Юзефин Ровенской области. В с. Верхняя Хортица растет 800-летний дуб. Обхват его ствола - 8м. Во время грозы электрические разряды больше всего "притягивает" дуб. Из 100 ударов молнии в деревья - 54 приходится на дуб.

Матери своим сыновьям на рубашке вышивали листья дуба, чтобы ребенок был сильным, крепким. Спали на дубовой мебели, которая, по поверьям, добавляла во время сна силы. Дуб, как и другие народные символы, имеет лечебные свойства. В дубовом лесу хорошо чувствуют себя люди, которые страдают сердечными заболеваниями.

Есть в Украине и растения-символы. Одно из самых любимых – барвинок .


то растение назвали так в почтение любви юноши Бара и девушки Венки. Барвинком украшают свадебный каравай, его сажают вокруг дома. Барвинок вплетают девушки в веночек. Он зеленеет даже под снегом. Барвинок является символом любви.


Много в Украине также символов животных . В княжеские времена любимым животным был бык .


В казацкие времена – конь .



Во многих думах, песнях воспевали казака и здесь же вспоминали его коня.

Но самыми любимыми животными символами Украины являются птицы . Люди считали, что весной души умерших в образе птиц возвращаются на землю. А поскольку это души умерших - то где им место? В раю . И возвращаются они осенью в рай. Очевидно, из этих двух слов образовалось теплые "Края" . А ключи помощью теплых Краев Бог поручил кукушке, - говорится в легенде.


Открывает кукушка ключами теплые края, выпускает птиц согласно очереди на землю. А вдобавок Бог поручил кукушке делать долгие годы жизни людям. И в теплые края она должна улететь раньше, чтобы встречать других птиц. Поэтому не успевает она высидеть птенцов и подбрасывает яйца в чужие гнездышки. Но как бы то ни было, о кукушке в Украине никто отродясь не говорил плохо. В народных песнях ее сравнивали с матерью, которая заботится о своих детях, называли мягко "зозуленькою-матинкою".

Любимой птицей является и аист .




Его назвали в почтение божества добра и любви - Леля. Ну, а как известно – c помощью любви рождаются дети. Вот и приносит их в наши дома аист.
Говорили когда-то, сколько Лель живет в душе хорошего человека, а аист мостит гнездо во дворе хороших людей.

Символом тоски в Украине является журавль .


Курлыканье журавлей вызывает грусть.

Символом матери является ласточка.



Если мама умирала, то дети клали ласточку ей в гроб, а на воротах ставили перевернутые грабли и сверху прикрепляли ласточку. Так они стояли 40 дней и все, кто шел мимо двора знали, что умер тот, на ком держалась вся семья. С ласточкой связаны крепость примет, поверье.

Украинский народ донельзя певучий. Давняя легенда рассказывает о птичке, песни которой стали переводом для птичьего слога песен нашей Родины. Эта птичка - соловей


Старые люди рассказывали, что когда-то давно эта красивая птичка не бывала в Украине. Гнездилась в далеких краях и не знала туда дороги. Но поскольку соловьи были донельзя певучие, то летали по всему свету и собирали песни всех народов для индийского царя.
Залетел один соловей и на Украину, но в деревнях было немо.

– Что-то люди здесь не живут? - подумал соловей. - Ни песни, ни музыки не слышно. Но зашло солнышко, и люди вместе стали возвращаться домой. То здесь, то там слышались песни. Но песни были грустными. Тяжелый труд забирал все силы. Здесь соловей запел и развеселил их. Забыли люби усталость и запели своему заморскому гостю.

Со всех земель слетелись соловьи к царскому саду, с принесенными ими песни. Но все это было уже знакомо царю и он сердился. И тут под окнами запел соловей из Украины, и правитель потерял покой. Такие песни он вдобавок не слышал - и велел тому соловью напевать песни на ночь...

Удивленные соловьи весной вместе полетели на Украину, послушать эти песни, перевести их на птичий слог, чтобы петь в далекой Индии. На Украине они высиживают птенцов, чтобы продолжить род там, где они слышали наилучшие в мире песни.


Не перечесть все те легенды, сказки, песни, стихотворения о дорогих и родных украинскому сердцу символах. Они воспроизведены в вышивках на рубахах, полотенцах. Ключ наш!

Для начала – скучный, но важный абзац. Официальными государственными символами на нашей весёлой планете считаются флаг, гимн и герб. Последний может включать в себя еще и девиз. Вся эта подборка (кусок ткани, песенка и картинка) создается не только для того, чтобы было что вешать над парламентом или петь на стадионах. Чаще всего в государственные символы (что, в общем, свойственно символам как таковым) вкладывается особый смысл. В данном случае – закрепляется фундаментальный исторический миф. Как я уже демонстрировал ранее, то, что СССР присобачил на герб целую планету Земля, означает не желание художника продемонстрировать своё умение рисовать кружочки, а желание коммунистов распространить революцию на весь мир. То, что на гербе Ватикана под папской тиарой нарисованы два ключа – от Рая и Рима, недвусмысленно намекает на то, где находится владелец белой шапки и какой властью он обладает. То, что у современной России флаг, как у Российской империи, и герб, как у Российской империи, а вот гимн – от тех весёлых ребят, которые в подвале одного частного дома в Екатеринбурге расстреляли все надежды на восстановление этой самой империи, то это уже не фундамент и не миф, а просто абсурд. Одна орлиная голова смотрит на трон, другая – в подвал. В какую сторону лететь – непонятно. Идем по приборам.

Даже сами россияне интуитивно чувствуют это противоречие. Вот, допустим, кхм-кхм, журналист Кашин расстраивается , что гимн России не поют на площадях. В качестве замены постсоветскому гимну Кашин рассматривает около десяти мелодий, включая «Родину» «Гражданской обороны» и «Этот поезд в огне» группы «Аквариум». Тем не менее, грустно заключает, кхм, журналист, ни один из предложенных вариантов не дотягивает «ни до немецкого гимна, ни до польского, ни даже до украинского». Какая жаль. Вывод Кашина: «То есть, у русских и России нет потенциального гимна и, возможно, будущего».

По поводу последней фразы. Чушь и дичь, конечно же. Гимн у России есть и сейчас. Единственная и главная его проблема – он не ложится в цельный исторический миф. Именно поэтому стихам Михалкова на музыку гимна СССР никогда не стать главным музыкальным произведением современной России. Проблема не в мелодии – в отсутствии системы.

Владимир Чёрна Книженька

Невероятно, но факт: в отличие от России, именно хаотичной, бессистемной, анархо-раздолбайской стране под названием Украина удалось сложить идеальную систему государственных символов. Более того: все эти символы до единого плотно увязаны с историческим мифом в замечательную смысловую систему, которая за последний год укрепилась до прочности иридия. Повторюсь: все узловые моменты украинской истории так или иначе интегрированы в современные государственные символы.

Цепочка узловых моментов украинского исторического мифа на данный момент выглядит так: Киевская Русь – запорожское казачество – УНР – Вторая мировая (с УПА и украинцами в составе Красной армии) – независимость – война на Донбассе. Виктор Ющенко в бытность президентом пытался интегрировать в эту цепочку еще и трипольскую культуру, но впихнуть невпихуемое у него не получилось: ну не имели трипольцы отношения к славянам, а значит, и к украинцам, хоть ты тресни, Виктор Андреевич.

Поехали по списку с самого начала. Киевская Русь намертво закреплена в государственной символике Украины гербом страны, геральдическим (это важно) трезубцем («тризубом»). Уточнение про геральдику важно, потому как украинский герб-трезубец не имеет отношения к трезубцу-оружию. Ну не использовали древние славяне трезубцы и всё тут. Вот римляне использовали, и китайцы тоже, и даже черепашки-ниндзя использовали, а славяне – нет.

Геральдический трезубец в его нынешнем виде – практически точная копия личного знака Владимира Великого, крестителя Руси. Этот трезубец, как и сам Владимир Святославович, произошли от князя Святослава Храброго, личным знаком которого был двузубец. Владимир слегка изменил «подпись» отца, добавив в нее третий «зуб». Так больше тысячи лет назад появился будущий герб Украины. Потомки Владимира из рода Рюриковичей всячески дорабатывали «подпись» предка, проводя своеобразный ребрендинг символа, в котором тем не менее угадывались черты двузубца Святослава и трезубца его сына.

Отдельная сноска для любителей погонять здравый смысл по кочкам зауми. Конечно, в ряде культур трезубец – символ темных сил и потустороннего мира. Разумеется, именно трезубыми вилами черти в аду запихивают в котлы души грешников. Да, с трезубцем изображали и языческого бога Зевса, и не менее языческого Посейдона, и, конечно, Шиву, куда без него. И… и что?

Конечно, можно предположить, что Владимир Красно Солнышко был на самом деле Владимиром Черна Книженька, и сознательно выбрал сатанинский символ своим знаком. Тогда давайте признаем, что Русь крестил сатанист, а РПЦ признала сатаниста святым и равноапостольным, и на этом дискуссию закончим. А искать индуистскую смысловую нагрузку в гербе киевского князя Х века – извращение для совсем уже больных ублюдков. С тем же успехом можно натянуть сову на глобус и сообщить, что у России на гербе орел, и у США – орёл, и у Третьего Рейха был тоже орёл, а у шумеров и турков-сельджуков – так вообще двуглавый, но из этого не следует, что Россия – страна американо-шумерских нацистов-сельджуков. После – не значит вследствие, есть такой логический принцип.

Вернемся к Украине и трезубцу. Происхождение герба Украины от личного символа князя Владимира напрямую зафиксировано в Конституции: «Головним елементом великого Державного Герба України є Знак Княжої Держави Володимира Великого (малий Державний Герб України)». То есть Украина официально декларирует преемственность современного государства от Киевской Руси. Запомнили и идем дальше по списку узловых моментов исторического мифа. Следующая станция – запорожское казачество.

«…Попереду – Порошенко…»

…И сразу уточнение: не само казачество как таковое, а государственное образование Войско Запорожское, в украинской историографии – Гетманщина. Сие развеселое государство с размытыми в духе того времени границами, милым сердцу любого украинца хаосом и милитократией (властью военных, или, другими словами, хунтой) оставило по себе добрую память на украинских землях и не очень добрую – на всех соседских. Что, впрочем, свойственно большинству милитократических государств.

Запорожское казачество потопталось не только по большей части Восточной Европы. Знатный след оно оставило и в истории Украины, став, по сути, её главным духовным символом. Разудалое, хаотичное, варварское, «три козаки – два гетьмани» – в запорожском казачестве современная Украина отразилась, как в зеркале.

Единых символов Войска Запорожского, по сути, не так уже и много. Общего герба у казаков не было, зато были печати. На них чаще всего изображался, как ни странно, казак. В полный рост, с саблей на боку и с мушкетом (самопалом) на плече. Его мы пока отложим в сторонку вместе с саблей и мушкетом, а сами вспомним другие символы.

Общего флага у Войска Запорожского как государства опять же не было, зато была (правда, не всегда) единая на всю армию Большая хоругвь:

А у полков, куреней и паланок были другие, малые хоругви, самых разнообразных расцветок.

Особенно часто встречались желтые или белые символы на голубом или малиновом фоне. Желто-голубые знамена мы пока отложим к казаку, мушкету и сабле, а сами займемся малиновыми флагами.

На хоругвях (и на Большой хоругви в том числе) чаще всего встречались следующие символы: казацкий крест, полумесяц, шестиугольная звезда. Об использовании в современной украинской символике шестиконечной звезды не могло идти речи уже с начала ХІХ столетия, когда этот символ окончательно закрепился за евреями. Аналогичная история и с полумесяцем: в том же ХІХ веке этот символ закрепился за Османской империей, а оттуда перешел к Турции, её многочисленным мусульманским соседям и бывшим подданным, вроде Азербайджана, Ливии, Туниса и Алжира. О том, чтобы эти символы стали одними из государственных в православной Украине ХХ века, и речи быть не могло.

Другое дело крест.

Особая форма и историческая подоплека сделали его основным символом украинской воинской славы. Поэтому казацкий крест занимает свое почетное место именно там, где и должен: на эмблемах и флагах украинских военных и силовиков. На малиновом флаге украинской армии, как и пять веков назад, снова желтый казацкий крест. Он же – на флагах ВВС, МЧС, СБУ, Нацгвардии, пограничников и даже почему-то у пенитенциарной службы. Выделились только милиционеры (у них – странная восьмиконечная звезда из сорока восьми лучей), а также моряки. В отличие от нашей доблестной милиции, в случае с флотом всё как раз логично: военно-морской флаг Украины происходит от казацкого боевого морского знамени, пожалованного Лиманской (Черноморской) флотилии Войска верных казаков императрицей Екатериной II в 1787 году.

В 1918 году, при гетмане Скоропадском, производный от казацкого флаг стал символом флота Украинской Державы. Синий крест при Скоропадском обзавелся дополнительными тонкими полосами по краям, а в левом верхнем углу появился сине-желтый государственный флаг с трезубцем.

В 1992 году группа морских офицеров, разрабатывавшая новую символику для флота независимой Украины, единогласно рекомендовала принять без изменений флаг, разработанный при Скоропадском. Позже изменения всё-таки внесли, убрав крестик над трезубцем. Именно в таком виде впервые был поднят флаг ВМС Украины на десантном корабле «Донецк» в Крыму (ирония судьбы, черт возьми). Через несколько лет флаг Украины из военно-морского флага исчез, а потом снова появился, но уже без княжеского трезубца. В таком виде он и существует до сих пор.

На эмблеме ВМС, кстати, всё тот же малиновый казацкий крест.

Где еще у нас казаки, кроме крестов на эмблемах? Ну разумеется, в музыке. В государственном гимне: «І покажем, що ми, браття, козацького роду». В современном варианте гимна, кстати, используется только первый куплет стихотворения Павла Чубинского, тогда как в других куплетах мелькают и «москалі погані», и «Богдане, славний отамане» вкупе с «лицарством-козацтвом». А «Запорожский марш», он же «Козацький марш» – один из основних маршей армии Украины. Не забываем об отложенном в сторону вооруженном казаке с желто-голубой хоругвью и переходим к следующим узловым моментам украинской истории – двадцатому веку.

Три «НР»

Собственно, еще в середине века XIX украинцы создали и закрепили так называемые этнические цвета. Процессы на Востоке и Западе Украины, даром что были они в разных государствах, шли по разным дорогам в один пункт. На землях Гетманщины (Центр и Восток) уже с XVIII века закрепился своеобразный стандарт для казацких флагов и гербов – золотые символы на голубом поле. А веком позже, в 1848 году, независимо от казацких традиций, на Западной Украине вместе с национальным возрождением из исторического небытия воскресли сине-желтые флаги Русского королевства (Regnum Russiæ, в украинской историографии – Галицко-Волынская держава, исчезла во второй половине XIV века). На флаге Русского королевства на синем поле изображался золотой лев, вопреки законам зоологии поднимающийся на скалу. Во время австрийской «Весны народов» 1848 года желтый лев на синем фоне стал украинским этническим символом, а сине-желтые (и желто-синие) флаги – украинским этническим знаменем.

С началом распада Российской империи голубо-желтые цвета как символ украинской нации стали использоваться повсеместно. Использовала его и УНР – Украинская народная республика, образованная в 1917 году как автономия в составе России. Правда, закрепить биколор на документальном уровне Центральная Рада УНР не очень торопилась, поэтому их умудрились обогнать… коммунисты. В декабре 1917 года в Харькове была провозглашена еще одна УНР, советская, которая позже во избежание путаницы стала называться то СУНР, то УНСР, то УНРС (как видим, избавиться от путаницы не очень получилось). Эта вот УНР(С) использовала красный флаг с желто-синим национальным флагом в крыже (то есть верхнем левом углу).

В 1918 году произошло… да много чего произошло в том году, но нас интересует только Украинская Центральная Рада, которая в середине января таки приняла сине-желтый морской флаг с золотым трезубцем Владимира Великого. Наконец это случилось – украинские национальные цвета соединились с будущим национальным гербом. Чуть позже вслед за морским флагом был принят и сине-желтый государственный, а заодно и трезубец-герб. А еще чуть позже, попинав друг друга, обе УНР были аннигилированы немецкими союзниками той УНР, которая без мигрирующей буквы «С». Новое государственное образование, Украинская держава, она же Второй гетманат, во главе с (сюрприз!) гетманом по фамилии Скоропадский, оставила сине-желтый флаг без изменений, но утвердила соответствующий чину герб – на синем фоне золотой казак с саблей и мушкетом (помните, мы его откладывали в сторону?), а над геральдическим щитом – золотой трезубец.

Потом немецкие союзники ушли (Первая мировая закончилась для них поражением), вместо них пришел Петлюра, после чего Скоропадский подписал отречение и ушел вслед за немцами. В Киеве снова провозглашена УНР под управлением Директории, флаг УНР – все так же сине-желтый, герб – золотой трезубец на синем поле.

Параллельно на Западе Украины провозглашена ЗУНР. Флаг ЗУНР – все такой же сине-желтый, как и у киевских «коллег». Герб – галицкий золотой лев на синем фоне. А в самом начале 1919 года трезубец официально стал гербом и Запада страны. Между УНР и ЗУНР был подписан Акт Злуки, согласно которому ЗУНР входила в состав просто УНР. Под Актом была поставлена печать с трезубцем. Отныне его стали использовать на Западной Украине не только как государственный герб, но и как национальный символ.

Потом была печальная история. Вместо банальной гражданской войны на территории Украины начался уже совсем ад, с взятием туда-сюда Киева, поляками, румынами, чехами, коммунистами, анархистами, белогвардейцами, остатками армии УНР, просто бандитами и идейными бандитами. Время от времени на территории нынешней Украины находилось до двух десятков разнообразных Украин поменьше. Иногда Украин становилось так много, что они вылазили на Кубань и в Белоруссию. Чем это всё закончилось, нам известно. Сине-желтый флаг запрещен, флаг Украинской ССР – сначала красный, а потом сине-красный с золотым серпом и молотом. И звездочкой.

Трезубец вошел в НАТО

Собственно, к середине двадцатого века украинцы уже обладали неразрывной и стройной системой национальной символики. Более того, эта система, даже несмотря на отсутствие у украинцев собственного государства, была узнаваема во всем мире. Яркий пример.

Экспедиционный итальянский корпус в России (CSIR), он же 8-я Итальянская армия, во время Второй мировой войны изрядно попасся на территории УССР. Итальянцы помогали оккупировать Одессу, брали Сталино (ныне Донецк), Горловку и Енакиево (ныне Горловка и Енакиево), потом на свою беду ушли из Украины и пошли на Сталинград. Под Сталинградом итальянцы вместе с немцами схлопотали по ушам, попали в окружение и частично эвакуировались обратно на родину. Остальные или эвакуировались через десяток лет, после плена, или удобрили российскую землю.

Казалось бы, героическая прогулка по южным и восточным землям Украинской ССР, переросшая в крах под Сталинградом, не могла быть связана у итальянцев ни с чем, кроме красных серпо-молоткастых флагов и криков «Za rodinu, mat’ vashu!». Ан нет. После «русского похода» в эмблемы тех подразделений, которые входили в состав Экспедиционного корпуса, были внесены новые символы, означающие героические победы итальянских солдат на землях Украинской ССР. Символом этой самой УССР, между прочим, на тот момент уже пару десятков лет был красный флаг с соответствующей аббревиатурой и – с 1937 года – вдобавок с серпом и молотом. Именно эти флаги итальянцы срывали со зданий в захваченных городах.

Но на эмблемах итальянских полков – совсем другой знак. Вот он:

И, разумеется, обретение независимости – только под «блакитно-жовтим» и «тризубом». Никак иначе.

Война на Донбассе, разумеется, никак не повлияла на систему символов пятидесятимиллионой нации, устоявшуюся за столетие. Видеть такие фотографии из захваченных городов Донбасса больно, но уже давно не смертельно.

Нынешняя война ничего не отобрала у нации, но дала потенциальный девиз, нахальный и потому замечательный – «Слава Украине». Еще война дала нам единый пантеон героев и единых врагов. Вторая мировая развела единый исторический миф нации на два противоположных направления: там – повстанцы, а там – красноармейцы. Теперь герои снова одни – солдаты АТО. И флаг у них – не красно-черный и не алый, а сине-желтый. Правильный.

Но заканчивать тексты на духоподъемной ноте я не привык, а привык кого-то пинать. Пнуть (это как минимум) хотелось бы каждого из народных депутатов Украины всех созывов с 1996 года включительно, которые так и не удосужились принять закрепленный двадцатой статьёй Конституции Большой Государственный Герб Украины. Вот он, на картинке.

Помните, мы вооруженного казака в сторону откладывали? Так вот это опять он. И галицкий лев тут как тут, и печать Владимира Великого, и сине-желтая лента – все узловые моменты украинской истории, все символы Украины (кроме гимна, естественно) тут логично объединены в одну систему. Единственное, я бы в свете войны немного укропа добавил к калине и пшенице – чисто позлить сами знаете кого. Для вкуса. А так всё отлично. Совершенная система. И девиз на ленту опять же можно добавить. Например, на латыни. «Gloria Ucraina» – звучит?

P. S.: О, решил пнуть еще «перевертышей». Ну тех, которые не за сине-желтый флаг, а за желто-синий. Голубчики, с момента появления слова «Украина» желто-синий флаг украинцы использовали лишь в следующих случаях:
- до 1918 года, то бишь до юридического закрепления сине-желтого флага государственным символом УНР;
- в годы Второй мировой – но только члены и соратники ОУН(М), наиболее плотно сотрудничавшей с нацистами;
- в любом году между этими точками и после них – по незнанию, природной глупости или из-за комплекса этих факторов (запомнил в школе, что «жовто-блакитний», значит пусть так и висит, какая разница).

Выберите, голубчики, какой из указанных пунктов вызывает у вас горячее желание и дальше переворачивать флаг и займитесь наконец чем-то полезным. Хотите что-нибудь перевернуть – переверните копилку и отдайте выпавшие деньги армии. Пользы будет больше. Я всё сказал.

В 1944 году Владимир Сосюра написал свой знаменитый стих «Любіть Україну”. Школьникам и школьницам независимой Украины это произведение хорошо известно, но не все его понимают. Может быть, потому что недостаточно знакомы с нашей богатой историей и культурой?
Лучше узнать летопись Украины помогут национальные символы государства. Надо только внимательно рассмотреть флаг, герб, вышиванки, рушники… Такой повод будет у каждого из нас — во время празднования Дня Независимости Украины, который мы отметим 24 августа.

Государственные символы Украины

Флаг: что означают цвета
Традиционно считается, что голубая и желтые полосы на национальном флаге означают безоблачное небо и желтую пшеницу в поле. Но не все историки согласны с этим. Ведь синий означает «силу Бога», а желтый - «веру в Бога». Кстати, хоть на нашем флаге голубая полоса находится сверху, принято говорить, что флаг «желто-голубой». Это неслучайно. С 1917 года обратная современному флагу расцветка была у неофициального знамени Автономной Украины (в составе Российского государства). Поменяли расположение цветов на флаге созданной Украинской народной республики (1918-1920гг).

Герб: Отец, Сын и Святой Дух
Известно, что на гербе образно изображен трезубец князя Владимира, который, как известно, крестил Русь. Но исследователи геральдики трактуют один из самых знаменитых символов Украины несколько иначе. Говорят, он означает три стихии — небо, землю, воду… Помимо прочего, трезубец считается знаком триединства Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Таким образом, наш герб является универсальным оберегом. Он – залог счастья, благополучия и процветания нации.

Гимн сделали политкорректным
За основу национального гимна на музыку Михаила Вербицкого взят текст стихотворения Павла Чубинского «Ще не вмерла Україна», написанный еще в 1862 году. В новом варианте произведения остались слова только первого куплета и припева песни. Дело в том, что в оригинале были не совсем политкорректные слова. В частности, «Станем братья в бой кровавый от Сяна до Дона». Здесь бдительные дипломаты усмотрели посягательство на земли России и Польши. Ведь, Дон — река в европейской части России, а Сян — река на Востоке Польши.

Знаки отличия Президента Украины

Штандарт Президента — полотнище с изображением Герба Украины, обрамленного растительным мотивом. Герб и орнамент вышиты на штандарте миллионом стежков нитью червонного и желтого золота. Изображение кажется объемным (за счет специальной подкладки). Подобная технология в создании штандарта использована и в США, Франции, Великобритании.


Знак (колар) Президента — колье, наподобие женского. Такой знак отличия является символом власти у правителей Польши, Чехии, Болгарии, Росси, Молдавии. Считается, что ажурная цепь колара с ладанкой нашего Президента принадлежали гетману Ивану Мазепе. На этой цепи закреплены также семь медальонов ручной работы. На медальонах изображены два трезубца: золотой княжеский и трезубец Владимира-Крестителя. А также – гербы Галицко-Волынского княжества (в его состав входили украинские земли), Великого княжества Литовского (в свое время княжеству принадлежала часть территории современной Украины), Украинской Народной Республики (символ первой попытки образования независимой Украины в XX веке) и родовой герб Богдана Хмельницкого. Отдельного внимания заслуживает символ Украинского казацкого государства («Казак с мушкетом»).


Гербовая печать
— любопытно, что этот знак отличия был изготовлен всего за неделю. Печать сделана из серебра, а тубус рукояти покрыт позолотой. Сверху на последней красуется лазуритовый шар, который внешне очень похож на вид Земли из Космоса. Кстати, золотой цвет рукояти и шар-украшение вместе соответствуют расцветке государственного флага (голубой и желтый). Весит печать почти полкилограмма.


— сделана из серебра, украшена 64 драгоценными камнями (изумрудами и гранатами). Весит булава 750 грамм. На ней выгравирован девиз «OMNI REVERTUTUR», что в переводе с латыни означает «все возвращается».

Национальные особенности
«Язык» одежды
Национальная одежда украинцев — целое искусство, в котором каждая
деталь символична. Речь идет о вышиванках, венках, плахтах (юбках), шароварах.

Вышиванка. Рубашки украинцев стали популярными далеко за пределами Украины. Но вряд ли за границей знают, что значат символы, вышитые на сорочках. Так геометрические узоры чаще всего «работают» как обереги (к примеру, круг — символ жизни, солнца, он защищает от злых духов). Всевозможные цветы украшают рубашку, тоже со смыслом. Так, роза на вышиванке — символ красоты (рисунок для женщин, девушек), дубовые листья — силы (мужской знак).

Этот головной убор считался личным солнцем каждой девушки,
пожеланием ей счастья, благоразумия. Ленты в венке были призваны беречь роскошные волосы девушки от сглаза. Поэтому закрывали косу по всей ее длине. При этом имела значение и расцветка ленточек, цветы венка (к примеру, малиновая лента — цвет достатка; василек — символ верности).

Плахта. Традиционная юбка с запахом, которая одевалась поверх длинной сорочки. Кстати, это название юбки и ткани, из которой она сделана. Ткань, как правило, была клетчатой или в горизонтальную полоску. Скорее всего, всевозможные растительные мотивы, вышивки, нашивки, узоры появились на национальной одежде значительно позже.

Шаровары. Не случайно они появились в мужском гардеробе. Говорят, что под эти просторные брюки, у щикотолок, казаки прикрепляли груз. В бою с помощью такой хитрости одним ударом ноги можно было запросто уложить противника.

Рушник-пожелание

Иногда говорят, что по вышитому полотнищу рушника можно прочитать настоящее послание. Его адресуют молодым на свадьбе, детям при крещении, умершим на похоронах. Так, изображение хмеля означает пожелание любви, винограда — пользы, ромба — плодородия. Но какими бы ни были узор и окантовка, в рушнике зачастую использовали два цвета: красный и черный. В этом заложен определенный философский смысл. Ведь красный — цвет любви, черный — печали. А как иначе? В жизни они всегда переплетены.

Тарас Шевченко есть даже в Буэнос-Айресе
О вкладе Шевченко-Кобзаря в литературу и культуру Украины хорошо сказал русский писатель Николай Лесков: «…Тарас Григорьевич Шевченко, справедливо названный в одной из сказанных над его гробом речей «батьком рiдного слова».

В мире насчитывается более тысячи памятников Кобзарю. Монумент писателя есть в Буэнос-Айресе, Будапеште, Парагвае, Тбилиси, Канаде, Москве, Санкт-Петербурге, Беларуссии, Алма-Ате. Интересно, что увидеть изображение молодого Тараса Григорьевича чаще всего можно именно за границей. В Украине Шевченко, как правило, изображают уже в преклонном возрасте.


Не салом единым…

После проведения чемпионата Европы по футболу, украинская национальная кухня стала знаменитой на весь мир. Фанаты открыли для себя новый продукт — сало, а борщ, вареники, горилка навсегда покорили сердца европейцев. Особенно иностранцы расхваливали борщ. Правда, далеко не все смогли бы попробовать варианты этого блюда (в различных регионах борщ готовят по-своему). Только официально известно более ста рецептов борща. А сколько еще блюд, которыми можно удивить — деруны, голубцы, пампушки…

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

У нас появился Viber канал в котором мы рассказываем о коммунальных платежах, тарифах, льготах и субсидиях. Присоединяйтесь!

Загрузка...