aracs.ru

Русский характер толстой анализ произведения. Как изображается русский характер в рассказе "Русский характер". Урок внеклассного чтения по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер" Русский характер толстой анализ

А.Н. Толстой «Русский характер». Человеческая красота и сила характера героев произведения. Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа Н.М. Карамзин

Алексей Николаевич Толстой

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.

Отец Алексея Николаевича Толстого Николай Александрович Толстой

Его мать Александра Леонтьевна Толстая, урожденная Тургенева

Детство Алексей провёл своё детство в семье отчима в Сосновке недалеко от Самары.

Учёба и литература Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником "Лирика". В 1910-1912 гг. опубликовал романы "Чудаки", "Хромой барин" и цикл рассказов и повестей. В середине 20-ых годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого "Хождение по мукам" - роман "Сестры" . Вторая часть трилогии, "Восемнадцатый год", вышла в 1928 г., третья, "Хмурое утро", - в 1941 году. В начале 30-ых годов Толстой приступил к своему роману "Петр Первый" (1930-1945). -19 марта 1943года за роман "Хождение по мукам" присуждена Сталинская премия первой степени. Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку "Приключения Буратино", которая стала одной из любимейших книг детворы.

Годы войны В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции он опубликовал автобиографический роман "Детство Никиты" (1921), а год спустя фантастический роман "Аэлита". В 1923 году Толстой вернулся в Россию. 30 марта 1943года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка "Грозный". В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер».

Награды Алексея Толстого Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями - за трилогию "Хождение по мукам", за роман "Петр Первый" и за пьесу "Иван Грозный".

Дом- музей

Памятник А.Н.Толстому

Одно из первых изданий рассказа А.Н. Толстого «Русский характер» (библиотека красноармейца)

Солдат Иван Сударев, рассказчик истории

Танкист Егор Дрёмов

Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.

Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки "тигр" и "пантера", штурмовые орудия "Фердинанд", самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190-А" и штурмовики "Хейнкель-129".

Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер.

Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено.

Окончательно похоронило гитлеровскую операцию "Цитадель" крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля.

В нем с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были отказаться от наступления.

12 июля начался второй этап Курской битвы - контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород.

Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия.

23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге.

В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолетов.

За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов - участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза - медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда»

Мать и отец Егора Дрёмова

Катя Малышева, невеста Егора

Характер – совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.

Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила – человеческая красота. А.Н. Толстой

Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа Н.М. Карамзин

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.Н. Толстой «Русский характер. Человеческая красота и сила

Характера героев произведения.

Цель урока: добиваться знания и понимания выдающихся произведений

Литературы и искусства

Задачи: 1. Сформировать у учащихся нравственную, эстетическую оценку

Поступков главного героя произведения, научить

Самостоятельно давать такую оценку человеческим поступкам,

Разбираться в характерах людей.

2. Развивать умение производить классификацию фактов, делать

Обобщённые выводы; развивать умения обобщения и

Конкретизации.

3. Воспитывать чувство гордости за свою страну и народ.

Формировать чувства долга и готовности к защите Родины.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийная доска, портрет

Писателя, выставка книг писателя, на доске тема урока и

Эпиграф (слова Карамзина).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Игра « Пожелания другу»

Бросайте мяч своему другу, давая ему добрые пожелания.

2. Вступительная беседа о писателе.

1 ученик: Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.(слайд 4)

2 ученик: Отец Алексея Николаевича Толстого - Николай Александрович Толстой. (слайд 5)

3 ученик: Его мать Александра Леонтьевна Толстая, урожденная Тургенева. (слайд 6) Алексей провёл своё детство в семье отчима в Сосновке недалеко от Самары. (слайд 7)

1 ученик: Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником "Лирика". В 1910-1912 гг. опубликовал романы "Чудаки", "Хромой барин" и цикл рассказов и повестей.
В середине 20-ых годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого "Хождение по мукам" - роман "Сестры" . Вторая часть трилогии, "Восемнадцатый год", вышла в 1928 г., третья, "Хмурое утро", - в 1941 году. В начале 30-ых годов Толстой приступил к своему роману "Петр Первый" (1930-1945). -19 марта 1943года за роман "Хождение по мукам" присуждена Сталинская премия первой степени.
Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку "Приключения Буратино", которая стала одной из любимейших книг детворы. (слайд 8)

2 ученик: В годы первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции он уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции он опубликовал автобиографический роман "Детство Никиты" (1921), а год спустя фантастический роман "Аэлита".
В 1923 году Толстой вернулся в Россию.
30 марта 1943года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка "Грозный".
В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер». (слайд 9)

3 ученик: Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями - за трилогию "Хождение по мукам", за роман "Петр Первый" и за пьесу "Иван Грозный". (слайд 10) Дом - музей в г. Самаре. (слайд 11) Памятник А.К. Толстому (слайд 12)

  1. Основная часть урока.

Учитель: Тема нашего урока сегодня: «А.Н. Толстой «Русский характер». Человеческая красота и сила характера героев произведения»

«Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа»

Н. М. Карамзин (слайд 1)

Эти слова великого русского писателя лучше всех других слов, определяют главную мысль произведения А.К. Толстого «Русский характер». Перед вами одно из первых изданий рассказа А.Н. Толстого «Русский характер», вышедшее в библиотеке красноармейца. (слайд 12)

Кто в произведении является рассказчиком истории? (Солдат Иван Сударев), (слайд 13)

Назовите имя главного героя? (Танкист Егор Дрёмов) (слайд 14)

Физминутка.

Рассказ учителя: Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. (слайды 15 - 16) Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки "тигр" и "пантера", штурмовые орудия "Фердинанд", самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190-А" и штурмовики "Хейнкель-129". (слайд 17) Советское командование решило сначала обескровить ударные группировки врага в оборонительных сражениях, а затем перейти в контрнаступление. Начавшаяся битва сразу же приняла грандиозный размах и носила крайне напряженный характер. (слайд 18) Наши войска не дрогнули. Они встретили лавины танков и пехоты врага с невиданной стойкостью и мужеством. Наступление ударных группировок противника было приостановлено. (слайд 19) Окончательно похоронило гитлеровскую операцию "Цитадель" крупнейшее за всю вторую мировую войну встречное танковое сражение под Прохоровкой. Оно произошло 12 июля. (слайд 20) В нем с обеих сторон одновременно участвовали 1200 танков и самоходных орудий. Это сражение выиграли советские воины. Фашисты, потеряв за день боя до 400 танков, вынуждены были отказаться от наступления. (слайд 21) 12 июля начался второй этап Курской битвы - контрнаступление советских войск. 5 августа советские войска освободили города Орел и Белгород. (слайд 22) Вечером 5 августа в честь этого крупного успеха в Москве впервые за два года войны был дан победный салют. С этого времени артиллерийские салюты постоянно возвещали о славных победах советского оружия. (слайд 23) 23 августа был освобожден Харьков. Так победоносно завершилась битва на Курской огненной дуге. (слайд 24) В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий противника. Немецко-фашистские войска потеряли около 500 тыс. человек, 1500 танков, 3 тыс. орудий и 3700 самолетов. (слайд 25) За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов - участников битвы на Огненной дуге, были награждены орденами и медалями. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. (слайд 26) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза - медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда» (слайды 27 -28)

Обобщающая беседа

Урок внеклассного чтения по рассказу

Алексея Николаевича Толстого «Русский характер».

7 класс

Цель урока:

Образовательная: познакомить с творчеством великого русского писателя А.Н.Толстого, с историей создания рассказа «Русский характер», прочесть и проанализировать текст произведения.

Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь обучающихся, умение грамотно формулировать ответ, формировать умение вести диалог, быть слушателем и отвечающим.

Воспитательная: прививать чувство любви к своей Родине, чувство гордости за героические поступки людей в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: высказывания известных людей о русском характере на доске, проектор, мультимедийная доска, тексты рассказов.

Ход урока.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. У нас сегодня необычный урок, урок- размышление. Мы познакомимся с новым произведением, которое не оставит вас равнодушными и заставит глубоко задуматься над простым с первого взгляда вопросом.

2. Формулирование темы урока

Слово учителя.

На доске расположены высказывания известных философов и критиков, писателей и поэтов. Давайте прочтем их.

Чтение высказываний (читают дети)

1. «Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствие, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя глубокое русло».
(К. Ушинский)

2. «Наши характеры образуют наши нравы».
(К. Гален)

3. «В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлые годины легко отрешатся от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был человек - так себе, потребовалось от него быть героем - герой»

(А. Толстой)

4. «Русский народ - великий народ. Русский народ - это добрый народ. У русского народа ясный ум. Он как бы рождён помогать другим народам. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него - стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Поэтому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ - неодолим, неисчерпаем».

(И.В. Сталин)

Что объединяет все эти высказывания?

Ученики (Все эти высказывания русских философов, критиков, писателей, поэтов о характере и его чертах.Высказывания содержат положительные характеристики. Следовательно, это высказывание о характере русских людей).

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском характере, его силе и несгибаемости. Познакомимся с рассказом АлексеяНиколаевич Толстого «Русский характер», который был написан в 1944году.

Тема нашего урока : «В чем сила и несгибаемость РУССКОГО ХАРАКТЕРА?» (по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер»).

О силе и несгибаемости русского характера рассказывали в своих произведениях многие писатели и поэты. Это произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», М. Шолохова «Судьба человека», К. Воробьева «Это мы, Господи!», В. Кондратьева «Сашка», А.Т. Твардовского «Василий Теркин», стихи и рассказы К. Симонова и, конечно, рассказы А.Н. Толстого «Родина», «Русский характер».

3. Слово о писателе

Алексей Николаевич Толстой (1882/83-1945) - русский писатель, оставил глубокий след в литературе как прозаик, драматург, публицист. Он автор социально-психологических, и романов, повестей и рассказов, произведений,лауреат трёх первой степени ( ; ; - посмертно)(слайд 1,2)

Литературная деятельность А. Н. Толстого началасьдо Октябрьской революциив сложной исторической обстановке. Он был военным корреспондентом на фронте в первую мировую войну. Он, по определению , художник «большого, ценного, веселого таланта». Тема Родины оставаласьвечной темой его творчества. Во время Великой Отечественной войны писатель воспевал свой народ, любовь к своей родине. А.Толстой написал и много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (слайд 3)

Творчество Алексея Толстого отличается тематическим и жанровым многообразием. Общеизвестные из них этои рассказы 20-х годов, и трилогия «Хождение по мукам» (романы «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»), «Петр I», повесть « », повесть «Хлеб» и другие.Он внесзначительно важный вклад в развитие русской литературы. (слайд 4)

4. О рассказе «Русский характер» (слайд 5, 6)

«Русский характер» - последнее значительное произведение А.Н. Толстого - входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева», написано 7 мая 1944 года. Цикл состоит из семи коротких историй, объединённых одной темой (изображение Великой Отечественной войны), одной идеей (описание героизма советских людей), одним рассказчиком (бывалый кавалерист Иван Сударев). В каждом рассказе свои главные герои: бойцы Красной армии, оказавшиеся в немецком тылу и создавшие партизанский отряд («Как это начиналось»); репрессированный кулак, который согласился стать бургомистром при немцах и сообщал важнейшие сведения об оккупантах партизанам («Странная история»), и т.д.

В каждом рассказе есть рассуждение о русском характере, который проявляется особенно ярко в критические моменты истории.

Рассказ «Русский характер» завершает цикл «Рассказы Ивана Сударева» и подводит своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Тема «Русского характера» обозначена автором в самом начале: «мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере». Идея рассказа проясняется благодаря кольцевой композиции: и в начале, и в конце произведения помещаются рассуждения о красоте человеческого характера, которую автор видит в поступках каждого героя: Егора Дрёмова, его родителей, невесты, водителя танка Чувилёва, рассказчика Ивана Сударева.

5. Знакомство с рассказом (чтение)

6. Словарная работа.

Россия –великая страна, не поддающаяся ни под какие мерки, шаблоны, законы логики. Характер России – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет о русском характере, удивительном и непредсказуемом, когда надо – жестоком, когда надо – милосердном, но всегда стойком и мужественном, сильном и несгибаемом, о загадочной русской душе.

А как вы понимаете слово «характер»?

Обучающиеся дают свои ответы.

Давайте посмотрим, верны ли ваши ответы. Посмотрите на доску

Характер -а, м.

1 . Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении . Сильный, волевой, твёрдый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твёрдость, не уступить в чём-н.). В характере чьем-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твёрдым характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером). Литературные характеры (персонажи с их характерными чертами).

2. Отличительное свойство, особенность, качество чего-н. Затяжной х. болезни. Беседа делового характера. Х. местности.

А как вы считаете «русский характер» - это какой характер?

Ответы: мужественный, стойкий, ответственный, героический, сильный, могучий, упрямый

7. Беседа по содержанию текста:

Понравился ли вам рассказ? Какие чувства он у вас вызвал?

(Понравился. Рассказ грустный. Вызывает чувство горечи и гордости за Егора Дремова, за всех его родных людей)

Кто рассказывает историю молодого бойца?

(Рассказчиком является Иван Сударев- однополчанин Егора Дремова).

Кто главный герой произведения? Что о нём говорится в рассказе?

(Главный герой рассказа – Егор Дрёмов)

Что о Егоре мы узнаем из рассказа? Что пишет о нем Алексей Николаевич в начале произведения? Найдите и зачитайте эти слова. (слайд 7)

(А.Н.Толстой пишет о нём так: «Человек он простой, тихий, обыкновенный, - колхозник из приволжского села Саратовской области… до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича»).

Как же воевал Егор?

(Доблестно, «он носит золотую звёздочку и половина груди в орденах»).

Каким писатель рисует Егора Дрёмова? (найдите и прочтите элементы портрета)

(«Среди других заметен сильным и соразмеренным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, - бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает щлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнётся от душевной приязни»).

Какое несчастье произошло с бойцом? (слайд 8)

(Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк – на бугре. На пшеничном поле – был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувилев вытаскивает лейтенанта из горящего танка. Но комбинезон на Дремове уже горел. Чувилев кидал пригоршнями землю на лицо, голову, одежду лейтенанта. Надо было сбить огонь. Его надо было спасать. У Егора стучало еще сердце.)

Долгим и тяжелым было выздоровление Дремова. Почему же читатель не испытывает радости, читая следующие строки рассказа?

(«Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. Больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему»).

Как характеризует героя улыбка, которая появилась на лице Егора во время разговора с генералом?

(Улыбка Егора жизнеутверждающая.Герой прошёл через суровые опасности, которые не сломили его, а закалили в нём патриотические чувства, он обладает огромной внутренней силой, верой в победу над врагом).

Как человек меняется на войне?

(«На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как здоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке – ядро».

В ходе оборонительных сражений на Курском рубеже были освобождены г.Орёл, Белгород, Харьков, Воронеж. Лондонское радио передало 7 августа: «Такого поражения, как под Орлом и Белгородом, немцы не испытывали даже в 1918г. Поколения будут вспоминать о том, как Красная Армия нанесла тяжёлый удар фашистам, продемонстрировала тем самым своё мужество и мастерство».

Родина высоко оценила подвиги советских воинов под Курском. Свыше 100 тысяч солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, 180 самых мужественных – удостоены звания Герой Советского Союза. Отличившимся при освобождении советских городов соединениям присвоили почётные наименования Орловских, Белгородских, Харьковских.

Именно во время Курского сражения, когда немцы дрогнули, с Егором Дрёмовым случилось несчастье: герой обгорел, лицо было сильно изуродовано. Какое впечатление на окружающих производит обезображенное лицо Егора?

(- Из рассказа читаем такие строки: «Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала»; «…генерал во время разговора старался не глядеть на него»; невеста «подошла близко к нему. Взглянула, и будто её слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась»).

Как характеризует Егора его отношение к своему несчастью?

(Он произносит замечательную фразу: «бывает хуже, но с этим жить можно». Эти слова героя говоря о его сильной воле, об умении смотреть правде в глаза, о том, что его характер несломлен этим несчастьем. Егор считает, что уродство ему не помешает воевать дальше).

Какие черты характера раскрываются в герое в момент его приезда домой. Какие чувства испытывает Егор, приближаясь к родительскому дому?

(Он боится встречи с родными. Егору тяжело, потому что он не знает, как родные отнесутся к его уродству. Очень боится волнения, испуга старенькой матери. А вдруг сердце не выдержит? Ясно видно, что герой колеблется, боится причинить душевную боль родителям. Сейчас он не знает, как они примут его и как переживут его уродство).

Найдите и прочитайте эпизод встречи Егора с матерью. Что необычного заметили вы в её поведении, когда сын был ещё дома? (слайд 9)

(Внимательной, заботливой, доброй была онак Егору: накормила, пристально следя за его рукой, выстирала портянки, вымыла сапоги, напекла пшённых блинов).

О чем постоянно думает Егор, находясь дома?

(«Неужели никто не узнаёт его? Нужен ли он кому-нибудь с таким лицом?» Егора нужно понять, ведь до войны он был, наверное, симпатичным молодым человеком, а после ранения его лицо изуродовано. Это его угнетает. Ему хотелось, конечно же, чтобы мать и отец узнали его, обняли, расцеловали. Ему больно оттого, что этого не случилось. Он был готов крикнуть им: «…признаете же вы меня, урода!»)

Почему Егор принимает решение уйти?

(Когда невеста Катя, увидев его, тоже не узнала, а ещё испугалась, отпрянула от него. Это его очень сильно огорчило, поэтому он решил уйти. Да и родители не почувствовали в этом уроде своего сына).

Беда не сломила Егора. Он не хочет чувствовать себя инвалидом, прятаться за спины своих товарищей, поэтому он вернулся на фронт, чтобы вновь воевать.

Какие черты характера свойственны герою?

(Герой – человек мужественный, скромный, он наделён настоящей человеческой красотой. Внутренняя красота ценится выше всего.

Он искренне любит своих родителей, невесту настолько, что не хочет причинять им душевную боль) (слайд 10,11)

Какое решение принимает невеста Егора, узнав, что именно он навестил родителей во время отпуска? Прочтите отрывок рассказа, подтверждающий ваш ответ.

(Катя любила и любит Егора по-прежнему и готова ждать до конца войны, и его обезображенное войной лицо не пугает ее, не может заставить ее забыть своего Егора).

Красивая Катя ему отвечает: «Егор, я с вами собиралась жить навек. Я вас буду любить верно... очень буду любить… Не отсылайте меня…»

Перечитайте начало и конец рассказа, обратите внимание на кольцевую композицию рассказа. В чем видит Алексей Толстой сущность русского характера? (слайд 12)

(Сила и глубина русского характера заключается в любви к Родине, к родным людям, за них не страшно и жизнь отдать. Некогда лейтенанту думать о себе и о своем горе, надо Отчизну защищать от гнусного врага, чтобы матери с отцом и любимой Кате, и всему русскому народу дать возможность мирно жить. «Пришла суровая беда… И поднимается в нем великая сила - человеческая красота»

Характер красив, если человек умеет искренне любить, понимать того, кто любит его, не обижать его, не причинять никакой боли).

Отец о своем сыне говорит «если это был бы он, таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно…»

Объясните слова отца.

(Отец сказал:«Таким лицом…гордиться нужно…» Это объяснить просто: человека искалечила войной, он защищал Родину, а не прятался за спинами тех, кто ушёл на фронт).

Так в чем же, по-вашему, сила и несгибаемость русского характера?

Сила и несгибаемость русского характера заключается в безграничной любви к Родине и родным людям, в поступках человека, а в данном рассказе в героических поступках лейтенанта Егора Дремова, который несмотря на нечеловеческие страдания, физические и душевные, нашел в себе силы вернуть любовь родных людей и продолжить боевые действия за освобождение своей страны от немецких захватчиков. Сила русского характера его родителей в том, что, безгранично любя своего сына, сумели разглядеть под изуродованной маской своего родного Егорушку, приехали к нему в часть и силой своей родительской любви вернули ему силы и желание жить и бороться. Сила и несгибаемость характера невесты Кати также заключается в любви к Егору и желании быть всегда рядом с ним, каким бы он ни был. Сила характера водителя танка Чувилева заключается в том, что, не думая о себе, он кинулся к горящей машине и спас жизнь своему командиру.

Их сила в умении всегда оставаться людьми, любить, сочувствовать, защищать, выручать, оберегать, никогда не сдаваться, не сгибаться под ударами судьбы.

Давайте прослушаем песню в исполнении Александра Маршала «Русский характер» (приложение 3) и поразмышляем еще раз над прочитанным. Вдумайтесь в слова автора: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота».

8. Рефлексия.

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Как может проявиться русский характер в современное время?

Можете ли вы о себе сказать: «У меня настоящий русский характер?»

В чем это проявляется?

9. Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему: «Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в современном мире?»

Художественная задача Алексея Толстого состояла в исследовании тех черт русского характера, которые на протяжении всей истории позволяли выстоять и победить. Завершением цикла «Рассказы Ивана Суцарева» (1942-1944) стал рассказ со знаменательным названием «Русский характер» (1944).

О судьбе танкиста, едва не сгоревшего в танке, рассказал Толстому сотрудник газеты «Красная звезда». Эта конкретная история приобрела обобщающий смысл, выросла в размышления писателя о силе духа русского человека, мужестве солдата, любви матери, верности женщины.

В изображении Егора Дрёмова прежде всего подчёркнута типичность героя. Это был, по словам рассказчика, «простой, тихий, обыкновенный» человек. Он наделён самой распространенной биографией: до войны жил в селе, с уважением относился к матери и отцу, добросовестно трудился на земле, теперь геройски воюет. Дрёмов, как его отец и дед, носит имя Егор, что означает «возделывающий землю», и этой деталью автор подчёркивает связь поколений, преемственность нравственных ценностей народа.

Именно этот «обыкновенный» человек эстетически выделен писателем на фоне других, поставлен в обстоятельства, которые, при всей их реальности, нельзя не признать исключительными. Даже внешне Егор особо отмечен богатырским сложением и красотой: «Бывало, заглядишься, как он вылезает из башни танка, — бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает шлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнётся от душевной приязни». Мотив «богатырства» звучит и в рассказе о делах Егора, который — один из немногих! — отмечен «звёздочкой» («Золотой Звездой» Героя Советского Союза).

Но главное в рассказе не боевые эпизоды с участием лейтенанта Дрёмова (они показаны в изложении других персонажей). В центре произведения находится личная, казалось бы, ситуация, связанная с переживаниями героя после тяжёлого ранения во время танкового сражения на Курской дуге.

У Дрёмова почти полностью обгорело лицо, после операций изменился голос. Ряд подчёркнутых автором деталей позволяет показать процесс обнажения глубинной сути характера. Егор лишился своей внешней привлекательности (мотив «уродства» во второй части рассказа варьируется в инстинктивном реагировании людей на внешность обгоревшего танкиста). Но тем ярче проявляется внутренняя красота и сила героя.

Она — в стремлении остаться в строю, в настоящем боевом братстве, связывающем Егора с товарищами по оружию, в его любви к близким и заботе о них.

Кульминацией рассказа стала сцена в родном доме, когда самые дорогие люди не узнали Егора в человеке с изуродованным лицом, а он решил не быть для них обузой со своим несчастьем и назвал себя чужим именем. Но теперь уже родные дают Егору урок настоящей человечности и любви. Мать, сердцем почувствовавшая, что это сын был в родном доме.

Отец, как всегда немногословно сказавший главное: «Таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно» (не случаен эпитет «справедливый», употреблённый в отношении к отцу). Катя Малышева, навек связавшая с Егором свою жизнь («красивая Катя», в изображении которой подчёркнута гармония внутреннего и внешнего). «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота».

Эти слова, завершающие рассказ, подводят эмоциональный итог размышлениям Толстого о русском характере, художественное исследование которого писатель вёл на протяжении всей своей жизни.

Виктория Довжаница
Конспект урока чтения в 8 классе по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер»

Урок чтения

Класс : 8 «В»

Тема : Рассказ А . Н. Толстого «Русский характер »

Цель :

Показать сущность русского характера : силу духа, любовь к людям, к Родине, верность, преданность, самопожертвование.

Задачи :

Развивать произвольное внимание, процессы мышления (анализ, синтез, обобщение, связную речь (давать развёрнутый ответ на вопросы) ;

Воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к Родине.

План к тексту

1. Несчастье Егора Дрёмова;

2. В родительском доме;

3. Внутренняя красота человека;

Презентация;

Инвентарь для сценки (кувшин, ложки, чашки, платок, пилотка) ;

Кроссворд;

Учебник.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Сядьте правильно, руки положите на парты.

1. Сообщение темы и цели урока .

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что это такое русский характер .

2.Вступительное учителя :

Русский характер формировался веками . Были былинные герои, как на картине В. Васнецова «Три богатыря» . Исторические личности Александр Невский, Михаил Кутузов. (слад 1-3)

Особенно проявился русский характер во время Великой Отечественной войны. Много подвигов совершили солдаты.

Летом 1943г. было самое большое танковое сражение на Курской дуге. в нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов (слайд 4-8)

II. Закрепление материала

Мы читали рассказ А . Н. Толстого «Русский характер » об одном из героев Курской битвы.

Кто главный герой произведения? (Егор Дрёмов)

Выборочное чтение

Каким его описывает Алексей Николаевич в начале произведения? Прочитайте (слайд 9)

Пересказ 1пункта плана

Какое несчастье случилось с Егором? Расскажите . (Пересказ первого пункта плана)

А вы обжигались? Больно?

c) Выборочное чтение

Как изменилось лицо героя? Прочитайте

Как отнёсся Егор к своему новому лицу? Прочитайте

Характеристика героя

Как вы думаете, легко он пережил своё несчастье?

А почему он так сказал? (герой сильный духом, не сломался)

Почему Егор Дрёмов поехал домой?

f) Выборочное чтение

Какой он увидел свою мать, о чём подумал? Прочитайте

Наконец он решает постучать в дверь, сердце его колотится.

Драматизация, чтение по ролям

Как разговаривали Егор и мать? (волновались)

Какие чувства, эмоции испытывали Егор? Мать? (любовь к матери, тревога за сына)

Постарайтесь передать эти чувства и эмоции. Сценка

Мать : -Кто там?

Егор : - Лейтенант, Герой Советского Союза, Громов.

Мать : - Батюшка, а чего тебе надо-то?

Егор : - Марье Поликарповне привёз поклон от сына, старшего лейтенанта Дрёмова.

Мать : - Жив Егор-то мой? Здоров? Батюшка, да ты зайди в избу. (садятся) Ты скажи- страшно на войне-то?

Егор : - Да, конечно, страшно, мамаша, однако – привычка. (мать уходит, а Егор один, сидя за столом) Да признайте же вы меня.

Спасибо дети.

Выборочное чтение

Вскоре пришёл отец. Как Егор встретился с отцом? Прочитайте

Что думал Егор о матери ночью? («неужели не узнала… мама, мама» )

А о чём думала мать? (ворочалась, вздыхала, не спала.

Как прошла встреча Егора и Кати?

Характеристика героя

Какое решение принял Егор и почему?

О чём писала мать Егору в письме? Прочитайте

Почему она написала такое письмо? (сердце любой матери очень чувствительно)

В конце рассказа происходит встреча сына с матерью и любимой девушкой. Какие черты характера проявились в поступке Кати Малышевой? (любовь, верность, преданность) (слайд 10)

Как вы думаете, прав ли был Егор, скрывая от близких своё несчастье? Почему?

Почему рассказ называется «Русский характер » ? В каких словах рассказа заключается его главная мысль? Прочитайте (слайд 11)

(«Да, вот они, русские характеры ! Кажется, прост человек, а придёт беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота» А. Н. Толстой «Русский характер » )

В чьих поступках проявился русский характер ? Чем красивы поступки этих людей?

Слово учителя

В истории Великой Отечественной войны много было проявлений русского характера . Рассказ о подвиге Алексея Маресьева

(слайд 12)

Рассказ о подвиге Александра Матросова (слайд 13)

А как вы думаете, сейчас есть примеры проявлений русского характера ?

Рассказ о подвиге Романа Филиппова (слайд 14)

Недавно, 25 февраля, закончилась Зимняя олимпиада. Нашим спортсменам очень мешали. Но они проявили русский характер , волю, любовь к своей Родине и выиграли в хоккее и фигурном катании. (Слайд 15)

Только русские люди способны на такие поступки.

Какие черты свойственны только русскому характеру ? (слайд 16)

А теперь проверим, как хорошо вы помните героев. Разгадаем кроссворд.

IV Домашнее задание Посмотреть фильм.

Публикации по теме:

Открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу Платонова «Юшка» «Я тоже, всему свету нужен…» - открытый урок по литературе в 7 классе. Учитель: Стучкова Лариса Александровна Предмет: литература Класс:.

Конспект занятия по рассказу Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной.

«Русский характер! Поди-ка опиши его…» - с этих удивительных, проникновенных слов начинается рассказ «Русский характер» Алексея Толстого. Действительно, возможно ли описать, измерить, дать определение тому, что находится за пределами слов и чувств? И да, и нет. Да, потому что говорить, рассуждать, пытаться понять, познать самую суть всё одно необходимо. Это, если можно так сказать, те импульсы, толчки, благодаря которым и крутится жизни. А с другой стороны, сколько бы мы не говорили, нам всё равно не достать до дна. Эта глубина бесконечна. Как описать какие слова подобрать? Можно и на примере героического подвига. Но как выбрать, который предпочесть? Ведь их столько, что сложно не растеряться.

Алексей Толстой, «Русский характер»: анализ произведения

Во время войны Алексей Толстой создаёт удивительный сборник «Рассказы Ивана Сударева», состоящий из семи небольших историй. Все они объединены одной темой - Великая Отечественная война 1941-1945 годов, одной идеей - восхищением и преклонением перед патриотизмом и героизмом русского народа, и одним главным героем, от имени которого и ведётся повествование. Это - бывалый кавалерист Иван Сударев. Последним, завершающим весь цикл, становится рассказ «Русский характер». Алексей Толстой с его помощью обобщает сказанное ранее. Он - своеобразный итог всему тому, о чём говорилось прежде, всем рассуждениям и мыслям автора о русском человеке, о русской душе, о русском характере: красота, глубина и сила - это не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде».

Тема и идея рассказа

С первых строк автор обозначает тему рассказа. Конечно же, речь пойдёт о русском характере. Цитата из произведения: «Мне именно хочется поговорить с вами о русском характере…» И здесь же мы слышим ноты не то чтобы сомнения, а скорее сожаления по поводу того, что форма произведения столь мала и ограничена - небольшой рассказ, что не соответствует избранному автором размаху. А тема и название уж очень «многозначительные». Но делать нечего, потому что говорить хочется…

Кольцевая композиция рассказа помогает отчётливо прояснить идею произведения. И в начале, и в конце читаем размышления автора о красоте. Что есть красота? Физическая привлекательность понятна каждому, она на самой поверхности, стоит только протянуть руку. Нет, не она волнует рассказчика. Он видит красоту в ином - в душе, в характере, в поступках. Особенно она проявляется на войне, когда смерть постоянно рядом вертится. Тогда становятся, с человека «слезает какая только есть чепуха, шелуха, словно кожа, омертвевшая после солнечного ожога», и не исчезает, и сохраняется лишь одно - ядро. Явственно оно видно и в главном герое - в молчаливом, спокойном, строгом Егоре Дрёмове, в его пожилых родителях, в красивой и верной невесте Катерине, в водителе танка Чувилове.

Экспозиция и завязка

Время действия рассказа - весна 1944 года. Освободительная война против фашистских захватчиков в самом разгаре. Но она не действующее лицо, а скорее фон, тёмный и суровый, но так отчетливо и ярко проявляющий удивительные краски любви, доброты, дружбы и красоты.

В экспозиции приводятся краткие сведения о главном действующем лице рассказа - Егоре Дрёмове. Человек он был простой, скромный, тихий, сдержанный. Говорил мало, особенно не любил «разглагольствовать» о военных подвигах да стеснялся разговоров о любви. Один только раз вскользь упомянул о своей невесте - девушке хорошей и верной. С этого момента и можно начать описывать краткое содержание «Русский характер» Толстого. Примечательно здесь, что Иван Суздалев, от имени которого ведётся повествование, познакомился с Егором уже после его страшного ранения и пластических операций, но в описании его нет ни единого слова о физических недостатках товарища. Наоборот, он видит лишь красоту, «душевную приязнь», заглядывается им, когда тот спрыгивает с брони на землю, - «бог войны».

Продолжаем раскрывать краткое содержание «Русский характер» Толстого. Завязка сюжета - это страшное ранение Егора Дрёмова во время сражения на Его лицо было практически ссажено, и даже местами виднелись кости, но он выжил. Ему восстановили веки, губы, нос, но это уже было совсем другое лицо.

Кульминация

Кульминационная сцена - приезд отважного воина домой в отпуск после госпиталя. Свидание с отцом и матерью, с невестой - с самыми близкими людьми в его жизни, обернулось не долгожданной радостью, а горьким внутренним одиночеством. Он не смог, не смел признаться старым родителям, что стоящий перед ними человек с изуродованной внешностью и чужим голосом и есть их сын. Нельзя, чтобы старенькое лицо матери отчаянно задрожало. Однако, в нём теплилась надежда, что отец и мать сами узнают его, догадаются без объяснения, кто к ним приехал, и тогда будет сломлена эта невидимая преграда. Но этого не произошло. Нельзя сказать, что материнское сердце Марии Поликарповны совсем ничего не почувствовало. Его рука с ложкой во время еды, его движения - эти, казалось бы, мельчайшие детали не ускользнули от её взора, но она всё-таки не догадалась. А здесь ещё и Катерина, невеста Егора, не то что не признала его, а при виде страшного лица-маски откинулась и испугалась. Это стало последней каплей, и он на следующий день покинул отчий дом. Конечно, в нём была и обида, и разочарование, и отчаяние, но он решил пожертвовать своими чувствами - лучше уйти, отгородиться, лишь бы не пугать своих самых родных и близких. Краткое содержание «Русский характер» Толстого на этом не заканчивается.

Развязка и заключение

Одной из главных черт русского характера, русской души является жертвенная любовь. Именно она и есть чувство истинное, безусловное. Любят не за что-то и не ради чего-то. Это непреодолимая, неосознанная потребность быть всегда рядом с человеком, заботиться о нём, помогать ему, сострадать ему, дышать вместе с ним. И слово «рядом» не измеряется физическими величинами, оно означает неосязаемую, тонкую, но невероятно прочную духовную нить между любящими друг друга людьми.

Мать после скорого отъезда Егора, не могла найти себе место. Она догадалась, что этот человек с изуродованным лицом и есть её любимый сын. Отец сомневался, но всё же сказал, что если тот приезжий солдат действительно его сын, то здесь не стыдиться надо, а гордиться. Значит, он истинно защищал свою Родину. Мать пишет ему на фронт письмо и просит не томить и сказать правду, как есть. Растроганный, он признается в обмане и просит прощения… Спустя некоторое время к нему в полк приезжают и мать, и невеста. Взаимное прощение, любовь без лишних слов и верность - вот счастливая развязка, вот они, русские характеры. Как говорится, вроде прост с виду человек, нет в нём ничего примечательного, а придёт беда, дни суровые настанут, и поднимается в нем тотчас же великая сила - человеческая красота.

Загрузка...