aracs.ru

Психология малых групп. Взаимоотношения в коллективе. Группы и коллективы

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько разновидностей групп: 1) условные и реальные; 2) постоянные и временные; 3) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанное взаимными контактами.

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большем количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Группа имеет следующие психологические характеристики (рис. 8):

По психологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют функции: I) социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов; 2) нормативную функцию, так как референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

У ведущего тренинговой группы нередко возникает задача ее разделения на отдельные подгруппы. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают работу в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифицировать процесс общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробление на подгруппы.

При этом следует помнить об одном важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в определенном составе. Нужно постоянно перетасовывать участников, чтобы предоставить возможность каждому пообщаться со всеми.

Применение одних и тех же приемов быстро надоедает, поэтому я предлагаю набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов разделения участников тренинга на отдельные подгруппы.

Расчет

Это самый элементарный способ. Производится расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д., в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. (Как вариант - апельсин, мандарин, банан...)

Сегментация круга

Если тренинг проходит в круге, то группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от ведущего к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Цветоделение

Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых».

Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета. Исключением может стать игра, где есть негативные персонажи, а также если ведущий рассматривает темный цвет одежды конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, которые нуждаются в «отыгрывании».

Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д.

Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам.

Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными».

После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.

Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав.

Атомы и молекулы

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего.

В результате можно либо создать две команды (из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре), либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число будет равно количеству выбывших участников, которые тогда смогут образовать свою группу).

Лидеры

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части.

Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.)

«Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Футбольный метод

Для разбивки на группы этим способом потребуется определить 2-3 лидеров, активных ребят (число ребят зависит от количества мини-групп, которые вы хотите создать) и попросить их набрать себе команду, соблюдая следующее условие – первым делает выбор один из лидеров, другой в это время не предпринимает никаких действий. Когда выбор первого сделан, второй лидер может сделать свой выбор, и лишь после этого делает выбор третий. Причем принцип набора людей в команду таков: первый выбирает второго, второй третьего, третий четвертого и т.д.

Любое число

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число - от единицы до числа, равного количеству участников.

По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все.

После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе.

Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися.

Разбивка по критерию

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков.

Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»

Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга - и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу.

Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.

Барабан

Вожатый стоит спиной,сзади подходит ребенок и коладет руку ему на плечо.и вожатый говорит направо или налево.

Расчет по кругу

Расчет в кругу на веники-савочки-наперстки и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить отряд...) Просто если они будут стоять в кругу, то полюбому на каждую игру будут разные команды, т.к. они же не смогут каждый раз становиться одинаково. ;)

«Выбери...» (10 мин.)

Если вы хотите разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп - 5 добровольцев и т.д.

Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?». Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого вы­брали, задается следующий вопрос: «Кому бы вы до­верили нести рюкзак?». Остальные вопросы веду­щий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?».

Если остается несколько человек, которых не вы­брали, можно предложить им самим определить ко­манду, в которой они бы хотели работать.

«Фишка» (10 мин.)

Материалы: если вы хотите разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 2 подгруппы - из 2-х цветов. (Для группы из 15 че­ловек - по 5 листочков каждого цвета и т.д.)

Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведуще­го все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.


«Молекулы» (5 мин.)

Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что все мы - атомы, которые движутся в хаотичном по­рядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целую клетку, организм.... Сейчас заиграет музыка, и мы все начнем двигаться в пространстве, как атомы в ха­осе. А потом я назову любое число, и такое число атомов объединятся в одну молекулу, а потом не­сколько молекул - в клетку, клетки - в организм».

Звучит музыка, все участники двигаются в хаотич­ном порядке. Тренер говорит «2 атома», потом «2 мо­лекулы», «2 клетки», «2 организма». Участники раз­делены на две группы.

«Цвета» (5 мин.)

Материалы: разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников.

До занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия пере­мешать жетончики и раздать по одному каждому уча­стнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков - это первая команда, а второй цвет - вторая.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речи на художественном творчестве. Тема «Зима»

Организованные занятия по изобразительной деятельности представляют эффективное средство развития речи у дошкольников с дизартрией. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществ...

Методическая разработка занятия с использованием современных технологий «Упражнения для игры квартами на примере гитарных партий рок- группы «Deep Purple»

Зафиксировать в практическом применении учащимися понятия игра квартами и создать условия для закрепления материала на доступных примерах известных песен рок-групп «Deep Purple...

Какие цвета использованы?Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, светло-оранжевый, ярко-желтый и др.Игровой мат...

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....

Простые и чуть более сложные задания помогают делить участников на малые группы каждый раз новым способом. Некоторые способы заставляют участников непроизвольно смеяться, создавая дополнительный позитивный настрой на работу.

2 ГРУППЫ

Расчет на 2-х персонажей — на Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье.

Объединиться по наличию/отсутствию углов у фигур — треугольники, квадраты, круги и овалы.

Открытки-половинки — предложите владельцам одной открытки найти свою пару и встать лицом друг к другу. Вся группа должна выстроиться в 2 шеренги парами — лицом друг к другу.

Круг пополам — группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от тренера к участнику, сидящему напротив.

2-6 ГРУПП

Разноцветные стикеры — подходят для деления на 2-4 группы. Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

Хобби — 2-4 человека (сколько надо групп) называют хобби, остальные выбирают, какое из хобби им ближе и расходятся по малым группам.

Расчёт по форме — на треугольники, квадраты, круги, трапеции, прямоугольники и овалы. Можно также раздать участникам вырезанные из бумаги фигуры разной формы и цвета. В этом случае их можно будет перемешивать в группы и по форме, и по цвету.

3 ГРУППЫ

Расчет на 3-х персонажей — на белый, красный и чёрный; на тройку, семёрку и туз; на даму, короля и туза; на солнце, звёзды и луну; на Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа; на дедушку, бабушку и курочку Рябу.

4 ГРУППЫ

Расчет на 4-х персонажей — на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви, бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.

7 ГРУПП

Расчет по цветам радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый

ЛЮБОЕ КОЛИЧЕСТВО ГРУПП

Открытки — разрежьте их на нужное количество частей (равное нужному количеству людей в малой группе), перемешайте и раздайте участникам; предложите участникам найти другие части своей открытки и образовать малую группу.

количество открыток = количество участников: количе-ство людей в малых группах

Игра «Звери» — шепнуть на ухо каждому животное, количество животных по числу нужных групп; участники молча ходят по комнате и изображают своё животное; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Деление на «первый-второй» — способ простой, но его можно украсить, если деление происходит на иностранном языке. Например, на шведском: этт, тво, тре, фюра, фем, секс… (1, 2, 3, 4, 5, 6…). Можно спросить у тех участников, кто знает какой-нибудь необычный язык.

Конфеты разных цветов/сортов — участники вытаскивают себе конфету из пакета и объединяются по типу конфеты или цвету фантика.

Игра «Звуки Му» — шепнуть на ухо каждому животное или птицу, количество животных по числу нужных групп; участники ходят по комнате и издают звуки своего животного; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Листочки — тренеру нужны небольшие листочки по количеству участников группы. На каждом он пишет номер (номера
по количеству малых групп). Затем участники вытаскивают по одному номеру и молча ищут свою группу.

По внешним признакам участников — например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых». Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых». Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: цвет волос, глаз и т. д.

Пары «Звериная семья» — в пакет складываются парные листочки с названием животного и его детёныша (динозавр и динозаврик, бегемот и бегемотик, и т. д.). Участники вытягивают их в случайном порядке. «Родитель» и «детёныш» находят друг друга и объединяются в пару.

Систематизировано и описано: Кира Кононович

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"


    Отличное упражнение!
    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей . В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру . и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче . Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству.

  • Бегом к своей цели

    Энергичное и сильное упражнение для тренингов целеполагания, уверенности, личностного роста, к оторое позволяет через метафору дать участникам тренинга прочувствовать силу собственного внутреннего сопротивления на пути к выбранной цели . Упражнение наглядно показывает, что для успешного достижения цели недостаточно только сформулировать цель и наметить план действий, важен ещё настрой на достижение цели и отсутствие сопротивления. Участники смогут за короткое время ярко, полно, глубоко пережить свое сопротивление и получат мотивацию к изменениям.
    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная методичка данного упражнения для тренинга разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру. и содержит массу рекомендаций, подсказок и тренерских "фишек", позволяющих профессионально провести это упражнение. Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем тренерской методички: 9 страниц. Бонусы! Аудио-файл (9:45 мин.) и подробный блок теории к упражнению.

Большинство активных упражнений основано на работе в малых группах. Игры для разделения участников на подгруппы помогут тебе в интересной форме из одной большой группы участников образовать подгруппы из двух, трех, четырех человек и т.д.

«Выбери…»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Если ты хочешь разделить группу на 4 подгруппы, вызывается 4 добровольца; если на 5 подгрупп – 5 добровольцев и т.д. Ведущий задает вопрос добровольцам: «Кого бы вы взяли с собой в поход?» Добровольцы выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задается следующий вопрос «Кому бы вы доверили нести рюкзак?». Остальные вопросы ведущий может придумать сам, а может воспользоваться следующими: «С кем бы вы поделились яблоком?», «Кому бы вы доверили свою тайну?».

Если остается несколько человек, которых не выбрали, можно предложить им самим определить команду, в которой они бы хотели работать.

Семейка Майерс

Продолжительность: 5 минут

Необходимые материалы: карточки с надписями*. Необходимо придумать такое количество «семей», сколько групп вы хотите сформировать. Стулья по количеству групп.

Ход работы.

Ведущий раздаеткаждому участнику одну карточку и произносит задание всем участникам: «По сигналу необходимо будет всем участникам начать очень быстро меняться карточками. Нужно поменять карточку максимальное количество раз. Когда прозвучит другой сигнал обмен необходимо прекратить и сесть на стулья по семьям. Причем сесть надо определенным образом – на стул садится папа, ему на колени садится мама, ей на колени – сын, на колени сыну – дочь».

Созданные семьи - это и есть малые группы, в которых можно работать дальше.

Комментарии:

  • если необходимо создать группу с количеством человек больше 4-х, то можно добавить дедушку, бабушку, собаку, кошку и т.д., объяснив участникам место, на которое они должны сесть
  • в качестве сигнала можно использовать хлопок, музыку, либо сигнал детской дудочки, гармошки.

Упражнение одновременно может использоваться как игра-разминка.



«Города»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: не требуются.

Ход работы.

Ведущий подходит к первому участнику и просит назвать его любимый город, потом к следующему и т.д., в зависимости от требуемого количества групп, которое должно получится. Например, Маша называет г. Амстердам, Витя – г. Москва, Саша – г. Париж, следующие участники по заданной очередности называют те же самые города. Таким образом, все участники делятся на три группы в зависимости от названий городов, которые им выпали.

«Цвета»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага.

Ход работы.

Если ты хочешь разделить группу на 3 подгруппы, приготовьте листочки 3-х цветов; если на 4 – 4-х и т.д. (для группы из 15 человек – по 5 листочков каждого цвета и т.д.). Участники встают в круг и закрывают глаза. Ведущий на спину каждому крепит листочки. По команде ведущего открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться по группам.

«Фишка»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага.

Ход работы.

Необходимо подготовить разноцветные листочки (красные, желтые, зеленые) по количеству участников. Для занятия необходимо подготовить жетончики двух или более цветов. Перед началом занятия следует перемешать жетончики и раздать по одному каждому участнику. Когда необходимо будет разделить группу, нужно просто сообщить участникам, что один цвет жетончиков – это первая команда, а второй цвет – вторая.

«Первый, второй, третий…»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Для разделения на группы участникам необходимо рассчитаться на первый, второй, третий…После чего участники группируются в соответствии со своим номером.

«Фауна»

Продолжительность: 10 - 15 минут.

Необходимые материалы: бумага.

Ход работы.

Для того чтобы разделить группу на подгруппы, необходимо подготовить листки с названием определенного животного или насекомого в соответствии с числом групп, которые должны образоваться.

Пример: муха, обезьяна, корова. Каждый участник вытягивает листок, после чего должен изобразить тот образ, который ему выпал, стараясь подражать повадкам данного представителя фауны. Таким образом, участники находят представителей своих групп.

«Открытка»

Продолжительность: 5 минут.

Необходимые материалы: разные открытки, по количеству подгрупп.

Ход работы.

Ведущий заранее режет открытки на кусочки. Кусочков должно быть столько, сколько человек в малой группе.

Ведущий раздает каждому участнику кусочек открытки. Когда все получили свой кусочек, предлагается объединиться в группы, найдя «своих». Группы сформированы, когда участники малых групп сложили из своих кусочков открытки.

Комментарий: упражнение удобно тем, что из группы можно сформировать подгруппы, разные по размеру, разрезав открытки на разное количество кусочков.

III. Игры – разминки

В процессе встречи участники могут уставать от переизбытка информации, поэтому важно переключать их внимание при помощи игр-разминок. Данные игры помогут психологически и физически разрядить участников, настроить их на дальнейшую работу.

«Бабушка из Бразилии»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Все участники встают в круг (лицом в центр круга). Ведущий показывает определенные движения: прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами «У меня есть бабушка в Бразилии», «У нее вот такая нога», «У нее вот такая рука и голова набок», «Она прыгает и кричит: «Я самая красивая бабушка на свете» и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.

«Пустой стул»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники делятся на первый, второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» - встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом – взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним – задержать.

«Ураган»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, черными глазами и т.д.). Причем, если участник обладает названными признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет только тот признак, которым он сам на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-либо место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Фруктовый салат»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: листки бумаги.

Ход работы.

Ведущий раздает каждому участнику листок бумаги с надписью определенного фрукта (банан, ананас, персик) в соответствии с количеством присутствующих. Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем «бананам». Когда участники меняются местами, он должен занять чье-либо место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Он должен произнести «Поменяйтесь местами все Бананы, либо Ананасы, либо Персики». Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Фруктовый салат», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Молекулы или Броуновское движение»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает – «тишина и замри», два сигнала «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала – «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 и т.д.)!». Участниками необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекулах).

«Олени»

Продолжительность: 5 - 10 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники образуют 2 круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?» Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, а левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потоптать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

«Театр Кабуки»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будет изображать: принцессу, дракона или самурая.

Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона и самурая.

Принцесса: кокетливо делает реверанс. Дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед. Самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роли, ведущий сообщает.

«Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу».

Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и, по команде ведущего, характерным движением показывают роль, которую выбрали.

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной.

Например: принцесса и Самурай (1 очко получает принцесса, потому что она его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому что он его убивает). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

«Ужасно-прекрасный рисунок»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: листы бумаги и фломастеры.

Ход работы.

Группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого этот рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину. При необходимости группа делится на 2 подгруппы, чтобы упражнение прошло быстрее.

IV. Игры и упражнения для подведения итогов

Для яркого и запоминающегося завершения работы важно воспользоваться короткими по времени играми и упражнениями для подведения итогов. Они направлены на подведение итогов и оценку эмоционального состояния группы.

«Дерево и человек»

Продолжительность: 2 минут.

Необходимые материалы: карандаши и листок бумаги со схемой «Дерево и человек».

Ход работы.

Желательно разбить группу на несколько подгрупп по 5-7 человек в каждой. Модератор в каждой группе собирает участников и предлагает каждому выбрать карандаш определенного цвета и на схеме «Дерево и человек» закрасить одну из фигурок, с которой он себя символизирует. Далее следует обсуждение, где каждый по очереди высказывается, почему он выбрал именно этот цвет и эту фигурку.

«Анкета»

Продолжительность: 10 минут.

Необходимые материалы: анкеты на каждого участника.

Ход работы.

В конце занятия участникам раздаются анкеты для заполнения, ФИО указывать не обязательно.

Образец анкеты оценки встречи ты можешь найти в разделе III.

«Погода»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: маркеры и листы бумаги.

Ход работы.

На стену или флип-чарте прикрепляется лист бумаги, на котором чертится две оси Х и У, где отмечаются шкалы от 0 до 30 С. Каждому участнику предлагается описать, какую погоду он чувствует, и отметить маркером температуру воздуха на системе координат. После того, как каждый участник это сделает, модератор должен соединить все точки на осях. В результате получается общая картина, которая отражает «погоду» в группе. Далее следует обсуждение в группе.

«Беседа»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: не требуется.

Ход работы.

Проводится беседа об итогах групповой работы, где каждый может высказаться о том, что ему понравилось и не понравилось и т.д.

«Фигурки из бумаги»

Продолжительность: 10 - 20 минут.

Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход работы.

Желательно разбить группу на несколько подгрупп по 5-7 человек в каждой. Модератор в каждой группе собирает участников и предлагает каждому выбрать бумагу определенного цвета и в течение 10 минут создать фигурку. После этого каждый представляет свое творение, описывая эмоциональное состояние.

«Море»

Продолжительность: 20-30 минут.

Необходимые материалы: «море» - нарисованное на бумаге, по размеру 4-х склеенных между собой листа А1; вырезанные из цветной бумаги «острова», карточки из картона по числу участников, скотч, маркеры.

Ход работы.

Ведущий вешает «море» в удобном, обозреваемом всеми участниками месте и закрепляет на нем острова. Примеры островов: «остров открытий», «остров вопросов», «остров радости и веселья», «остров невезения», «остров новых знакомств», «остров знаний» и т.д. Раздает всем участникам карточки и предлагает нарисовать на карточке какое-либо плавсредство (корабль, лодка, плот, круг и т.д.).

Ведущий просит участников по очереди подходить к «морю», размещать там свой «корабль» и комментировать, почему выбрано именно это место. Упражнение заканчивается, когда все участники разместили свои корабли.

Загрузка...