aracs.ru

Конспект занятия по рисованию «Разноцветные матрёшки. Роспись матрешки: поэтапное описание работы, мастер класс

Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским "изобретением", хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать "спасибо"... японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. И появилась матрешка отнюдь не в древности, а в конце XIX века. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей и традиционным русским сувениром.

Перед Вами поэтапный мастер-класс по росписи матрешки . Сразу скажу, что существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, майданскую, вятскую, тверскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи .

Когда я расписывала свою матрешку , я придерживалась кое-каких правил росписи, но все же назвать традиционной эту матрешку нельзя, она авторская на 100%.


Итак, приступим.

Для росписи матрешки нам потребуются:

  • Деревянная заготовка матрешки (ее можно приобрести в магазинах для рукоделия. В последнее время такого рода магазины стали очень популярны, поэтому, я думаю, что с приобретением заготовки пробелм не возникнет.)
  • Акриловый грунт . Если же грунта у Вас нет, то можно развести с водой клей ПВА, и использовать полученную смесь в качестве грунтовки.
  • Краски для росписи . Я использовала акварельные и акриловые (перламутровые) краски. Скажу сразу: акварелью расписывать матрешку сложно, потому что акварель быстро сохнет, и могут остаться некрасивые разводы. Можно вместо акварели использовать гуашь.
  • Кисти для росписи и для покрытия лаком.
  • Зубочистки . Ими очень удобно рисовать мелкие детали и точки.
  • Лак . Лучше использовать паркетный лак, ПФ-283, ПФ-157 (очень блестящий, но долго сохнет). Акриловый лак не используйте ни в коем случае! Во-первых, от него течет краска, весь труд будет насмарку. Во-вторых, он совсем не блестит, поверхность будет матовой.
  • Ластик и карандаш.
  • Тряпочка.

  • Как уже писалось выше, нам потребуются заготовки для матрешек. Если заготовки не очень гладкие, необработанные, то можно пройтись по ним мелкой наждачкой.


    Покрываем заготовку грунтом. Очень многие мастера говорят, что лицо матрешки не грунтуют, чтобы была видна текстура дерева. Я загрунтовала всю заготовку. От лака дерево темнеет, а мне хотелось, чтобы моя матрешка была белолицей:) Грунт разбавляем водой в пропорции примерно 1:2.


    Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.


    Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.


    Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).


    Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель (на рисунке помечена галочкой) и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.


    Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки. Лучше для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) использовать мягкие кисти. У меня была старенькая кисть "Пони", которую я обычно использую для клея или лака. Она подошла очень хорошо, было меньше разводов.


    Перламутровой белой акриловой краской расрашиваем рукава.


    Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.


    Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки. Опять же лучше использовать мягкую кисть. Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.


    Прорисовываем ягодки. Для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрите один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью.


    Акриловой золотистой краской декорируем корзинку:


    Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.


    Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.


    Приступаем к самому ответственному этапу - росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица охрой желтой очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.


    Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.



    Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.


    В точечной технике оформляем кокошник и серьги.


    Декорируем сарафан:

    Низ также оформляем в точечной технике:


    Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!


    Как всегда, желаю Вам больших-пребольших успехов в творчестве! Jeiana Johanssen

    Мир заполонили множество исконно русских изделий. Наш человек может оставить след даже в вакууме, если поднатужится захочет. Об одном из таких следов поведаю Вам в этом уроке, вы узнаете как рисовать матрешку карандашом. Непосвященному человеку может показаться, будто это некая пародия на Киндер-сюрприз. Это девица пышной круглой формы, которая вмещает себе несколько уменьшенных копий самой себя. Традиция эта не пришла русскому просто так, а приехала прямиком с Японии в 19 столетии. Тогда из страны восходящего солнца была доставлена фигурка лысого мудреца Фукурума, которая разбиралась на несколько маленьких. Идея понравилась мастеру Василию Звёздочкину, и он решил повторить подвиг, лишь изменив пол игрушки.

    Рассмотрим некоторые факты про это чудо:

    • Есть легенда, что если положить в матрешку бумажку с желанием – оно обязательно исполнится. И чем больше вложено уменьшенных копий в неё, тем желание будет мощнее и круче.
    • Имя Матрена игрушка получила не из русской культуры, а из индийской. Из древнеарийского слово матри, что означает мать.
    • Самая большая матрешка живет в невзрачном городке Семенове. Фигурка имеет 1 метр высоты и складывает в себе 56 особей поменьше. Наверное, за загадывание желаний в такой нужно уже платить американскими рублями.

    Давайте нарисуем русское чудо.

    Как нарисовать матрешку карандашом поэтапно

    Шаг первый. Мотя будет состоять из пяти особей, и начнем мы с того, что для каждой выделим прямоугольное место на бумаге. Шаг второй. В каждой геометрической фигуре рисуем формы статуэтки. Каждая следующая должна быть уменьшенной копией предыдущей. Шаг третий. Кружечками выделим места для лиц, нарисуем руки, сплетенные вместе. Шаг четвертый. Линиями определяем расположение глаз, носа и рта так. Шаг пятый. Теперь можно нарисовать симметрические и аккуратные лица. Кроме этого, сделаем начальные наброски для букетов в руках. Шаг шестой. Добавим букеты и набросаем цветков на сами куклы, сделаем их более красочными. Шаг седьмой. Уберем прямоугольники ластиком аккуратно, не задевая сам рисунок.Штриховкой сделаем густые прямые волосы, и просто обведем контуры более жирной линией.
    На DayFun Вы всегда найдете уроки рисования на самые различные темы. А если не нашли, то напишите мне на этой странице, и я постараюсь сделать такой урок для Вас.

    Рисование - это не просто времяпрепровождение. Изображение на бумаге показывает отношение ребёнка к окружающему его миру, передаёт переполняющие его в данный момент чувства. Оно помогает родителям лучше познать внутренний мир малыша. Искусству передавать своё видение окружающего на бумаге надо учить. Тому, как нарисовать (поэтапно) один из любимейших детьми персонажей - матрёшку - карандашом, посвящена эта статья.

    Как нарисовать матрешку поэтапно карандашом

    Бытует мнение, что если природа не наделила малыша талантом к изобразительному искусству, нет необходимости и тратить на это время. Оно в корне неправильно хотя бы потому, что рисование развивает у малыша такие качества, как:

    • хороший вкус;
    • способность увидеть красоту мира, который его окружает;
    • пространственное и абстрактное мышление.

    Кроме того, занятие рисованием способствует физическому и умственному развитию ребёнка, прививает много качеств, которые сослужат ему в дальнейшем хорошую службу. Вот некоторые положительные моменты занятий изобразительным искусством:

    • развивается мелкая моторика;
    • тренируется память;
    • укрепляется рука, что так необходимо для успешного овладения в будущем навыками письма;
    • воспитывается собранность и усидчивость.

    К четырём годам малыш уже умеет обводить контуры, рисовать кружки и шестигранники. Он знает основные цвета, умеет выполнять инструкции, разбирать и собирать любимую матрёшку. Наверное, пора в этом возрасте попробовать нарисовать её карандашом. Вот пошаговая инструкция получения одного из вариантов рисунка. Сначала надо приготовить всё необходимое для этого:

    • лист из альбома для рисования;
    • хорошо заточенный простой карандаш;
    • несколько круглых предметов, имеющих различный диаметр (крышки, чашки, маленькие блюдца из игрушечного столового набора);
    • ластик.
    Если вы хотите, чтобы ребёнок раскрасил полученный рисунок, приготовьте ещё и фломастеры или акварельные краски.

    Кладём на лист бумаги, расположенный вертикально, приготовленные круглые предметы таким образом, чтобы сверху получился меньший, а снизу - больший кружок. Предметы кладутся встык.
    Обводим оба предмета карандашом. Получаем голову и туловище будущего рисунка матрёшки, которые соединяем между собой с обеих сторон скоцией (наклонной линией). Чтобы игрушка была устойчивой, пририсовываем внизу основание.
    Лицо куклы получаем с помощью предмета меньшего, чем голова, диаметра. Следующий шаг - рисуем волосы, концы и узелок косынки. Далее следуют рукава с манжетами, кисти рук, «вкладываем» в одну из них цветочек.
    Рисуем на лице три маленьких кружочка, которые будут играть роль рта и глаз. Опору матрёшки, подол её сарафана, окантовываем волнистой линией.
    Обозначаем зрачок глаз, щёки, дорисовываем брови, губы. Рисунок готов. Если вы считаете, что ваш малыш в состоянии раскрасить свой рисунок, предложите ему это сделать фломастерами или акварельными красками. Здесь уже дайте ребёнку применить всю буйность его фантазии.
    Для раскрашивания лица и рук в телесный цвет необходимо смешать охру и белую краску, можно добавить чуточку оранжевого кадмия.

    В некоторых источниках говорится о том, что матрешка - игрушка отнюдь не русская, а изначально сотворенная в Японии. Однако те экземпляры, что считались «первоначальными» и принадлежали мастерам из Азии, больше походили на слепки с русских матрешек, расписанных в Сергиевом Посаде. Отличало их отсутствие лакового покрытия на японских версиях, а также измененные черты лица. Как менялись традиции в их оформлении, и как выполнить роспись матрешек своими руками?

    Традиции в росписи матрешки: от древности до современности

    Самый популярный на сегодняшний день вариант росписи матрешки зовется «сергиевским» стилем, по имени города, где производились такие фигурки. Характерных особенностей у матрешек из Сергиева Посада немало, поскольку их образы видоизменялись с течением времени. Так, в самом начале 20-ого столетия матрешки расписывались под древнерусских витязей и бояр, а к годовщине Отечественной Войны были даже выпущены матрешки, изображающие великих полководцев - Кутузова и Наполеона. Поэтому нельзя говорить о том, что эта кукла может иметь лишь женское лицо. Отдельно стоит упомянуть и об исполнениях героев русских сказок: персонажи повестей Пушкина, Гоголя и Ершова, басен Крылова - все они нашли воплощение в деревянных фигурках с красочными лицами. Те же сказочные сюжеты повторились и в «тверских» матрешках, но здесь это скорее традиция, нежели однократное выполнение.

    Интересно, что при этом «сергиевские» матрешки также могли иметь дополнительные детали оформления - от головных уборов до мелких предметов «в руках». И все же, самая традиционная роспись матрешек отражала привычные русскому человеку моменты: простой быт, праздничные и повседневные образы, различные слои общества - от цыган до старообрядцев. Распознать такую матрешку можно по цветастому платку, если изображена девушка, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами.

    «Семеновская» роспись матрешки характеризуется не столько определенными деталями, сколько подбором цветов: здесь всегда присутствуют чистые теплые тона - желтый, красный, а также нередки добавления зелени и синего. При этом основные детали очерчены черным контуром, что придает четкости всем линиям. Наряд для женских и мужских образов не может быть праздничным или принадлежащим зажиточному слою - среди «семеновских» матрешек только сельчанки, в простых сарафанах с цветочными узорами. А вот платок, обязательно покрывающий ее голову, всегда расписан горохом.

    «Вятская» роспись легко отличается по общему образу: у такой матрешки сдержанная, даже застенчивая улыбка, свойственная северной девушке, светлые волосы всегда с рыжими бликами, глаза традиционно голубые. Одежда чистых цветов, особенно это касается передников, в которых всегда присутствуют детали красного цвета. У первоначальных образцов сарафаны были на тонких лямках, а в руках матрешки держали букет полевых цветов (безусловно, нарисованный). В то же время, сама по себе роспись «вятских» матрешек специалистами окрещена как плоская, поскольку они очень схематичны в некотором роде: простые круги-румяна на щеках, однотонные без бликов волосы и одежда. Здесь отсутствует глубина, и главное определение, которое подходит игрушке - простота. Помимо этого «вятскую» матрешку традиционно инкрустируют соломкой.

    Матрешки «Тверские» имеют интересную изюминку в своей росписи - это максимальная живость лиц. Если сравнить технику прорисовки глаз, можно заметить, что у «тверской» игрушки глаза настоящие, полноцветные и детализированные, в то время как у большинства иных матрешек они едва намечены половинчатыми дугами и обрамлены ресницами. Даже в переходах цветов на лице «тверская» матрешка по критерию натуральности выигрывает, поскольку здесь рисунок тяготеет к фотографии - настолько реальными кажутся лица. Да и не только они: волосы вместо сплошной заливки имеют разбиение на отдельные пряди и локоны, на обрамляющих лица платках немало складок.

    А вот «крутецкую» роспись можно узнать издалека по особой технике 1-ого мазка, которая также имеет альтернативное название «китайка» или «китайская роспись». Для ее выполнения на плоскую кисть набирается несколько оттенков краски, после чего кисть прикладывается и поворачивается особым образом: все это позволяет моментально воспроизвести объемную деталь за счет переходов цвета. У «крутецкой» матрешки данная техника используется абсолютно для каждой части изделия - и для узоров на одежде, и для волос, и даже для румянца на щеках.

    Роспись матрешек своими руками : основные способы и правила

    Все существующие способы росписи матрешек условно подразделяются на 2 группы: это традиционная роспись, уходящая корнями в историю игрушки, или же авторский стиль, который позволяет получить абсолютно новую фигурку. Если мастерица не углубляется в быт прошлых столетий, скорее всего она будет придерживаться основных правил в росписи матрешки, однако внесет немало и от себя. Какой бы способ росписи Вы ни выбирали, обязательно следовать нескольким рекомендациям:

    • Матрешка - образ преимущественно человека и в большинстве случаев женщины, даже девочки, о чем говорит задорный румянец, чистота лица и мягкость взгляда.
    • Красный цвет присутствует в любой росписи, даже если он лишь для нескольких деталей, а не основной. Это традиционный цвет.
    • Свободное пространство на поверхности всегда занимают изображения цветов, преимущественно, полевых, поскольку подавляющее большинство матрешек изначально изображало крестьянских девушек.

    Также необходимо отметить разность способов росписи с точки зрения используемых материалов. Изготавливаемые в Полховском Майдане игрушки обязательно загрунтовываются, прежде чем покрыть их анилиновой краской, разведенной слабым раствором спирта. Знаменитые «сергиевские» матрешки, напротив, не грунтуются, а также не имеют вообще никакой подложки, но могут иметь акварельный слой, который обязательно фиксируется лаком. За счет него же достигается и плотность цвета, если это необходимо.

    Поэтапная роспись матрешки: мастер-класс


    Вне зависимости от стиля, которого Вы будете придерживаться при росписи матрешки, Вам понадобится сама деревянная заготовка, которая будет расписываться, грунтовка, которую легко сделать самостоятельно из клея ПВА, разбавленного водой, акриловые и/или акварельные краски, причем последние можно заменить гуашью - она более податлива и не так быстро схватывается, что удобно для начинающих. Для разметки деталей - карандаш и резинка. Также потребуется набор кистей различных форм и размеров, с ними Вам помогут определиться в художественном магазине. Главное, не забудьте еще прихватить кисть для финишной лакировки изделия. Вдобавок, нужные тонкие зубочистки или иголки, которыми будут выполняться самые мелкие детали, и сам лак: мастерицы рекомендуют паркетный, очень плотный. Акриловый не допускается.

    1. Необработанная заготовка предварительно ошкуривается, после чего грунтуется: раствор наносится плотным слоем синтетической широкой кистью, изделие сушится. Если Вы используете готовый акриловый грунт, его нужно разбавить водой. Также, если Вам нужно сохранить естественную текстуру дерева, грунтовкой обрабатывается только зона лица матрешки - вырисовывается белый круг, изделие также сушится.
    2. Следом начинают уже красками оформляться основные части игрушки: начинайте с крупных - передника, платка. Прежде чем их прорисовывать, можете наметить линии карандашом: это упростит процесс, а под плотным слоем гуаши тонкие наметки будут не видны. При необходимости Вы можете предварительно даже полностью нарисовать желаемый образ на бумаге, просчитав все по ширине и высоте.
    3. Теперь можно переходить и к декоративным элементам, также работая от крупных к более мелким. Для этого уже рекомендовано использовать не только кисти, но и иглы, зубочистки и ватные палочки. Последние хорошо использовать, если совмещать несколько оттенков сразу. Краску распределяют по бумажному листу, создавая несколько разных островков. В каждый из них окунается край ватной палочки, которой начинают формировать узоры на поверхности фигурки.
    4. Более тонкие детали-линии уже рекомендовано выполнять кистью с длинным ворсом, также не забывая сначала распределять краску по бумаге, и лишь потом переносить на матрешку. Это позволит сделать слой плотным, но без неравномерных сгустков.
    5. Последний этап - прорисовка деталей лица, и начинается он с волос, не прикрытых платком. Следом рисуются румяна на яблочках щек, а также черные глазки, складка верхнего века, брови. При необходимости задается направление ресниц. Более тонкой кистью со светлой краской ставятся блики в зрачках и на завязках платка, темной - прорисовываются отдельные волоски.

    Последними добавляются губки, а также самые мелкие детали - горошки на платке, заполняющие пространство между цветами, тонкие усики возле листьев, темная кайма у лепестков, и пр. На этом роспись матрешки завершена, а для сохранения полученного результата достаточно будет лишь воспользоваться паркетным лаком и дать изделию полностью высохнуть.

    Загрузка...