aracs.ru

Презентация на тему: Осенние и зимние явления в жизни растений. Конспект экскурсии по биологии «Осенние явления в жизни растений




  • Тема: листопад как одно из осенних явлений в жизни растений

  • Объект исследования: осенние явления в жизни растений

  • Предмет исследования: листопад как одно из осенних явлений в жизни растений

  • Цель: описать листопад как одно из осенних явлений в жизни растений



Задачи:

  • Задачи:

  • изучить осенние явления

  • изучить листопад как одно из явлений в жизни растений

  • определить растения по форме листовой пластинки

  • Проблема: определить растения, которые сбрасывают листву

  • Гипотеза: листву сбрасывают не все растения





Листопад

  • Листопад

  • Увядание цветов

  • Созревание плодов

  • Изменения в жизни травянистых растений ( пожелтение и отмирание надземных органов)

  • Закладка зимующих почек

  • Завершение образования годичных колец







  • Изучение опавших листьев растений на школьном участке






    В жизни растений приходит пора осенних явлений: у деревьев и кустарников - осеннее расцвечивание листьев и листопад, у многолетних травянистых растений - пожелтение и отмирание надземных органов (полное или частичное), у однолетников- полное отмирание. Все зимующие растения переходят в состояние осенне-зимнего покоя, а однолетники переживают зиму в виде семян.

Презентация на тему: Осенние и зимние явления в жизни растений

1 из 34

Презентация на тему: Осенние и зимние явления в жизни растений

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

По данным Северодвинского городского краеведческого музея Зима в Северодвинске -Первая декада ноября – 2 декада марта. По данным Северодвинского городского краеведческого музея Зима в Северодвинске -Первая декада ноября – 2 декада марта. Среднесуточная температура воздуха ниже 0 градусов. По области 171–234 дня, в Северодвинске 183 дня.

№ слайда 3

Описание слайда:

Однолетние растения, принесшие семена, осенью заканчивают свой жизненный цикл. Двулетние и многолетние растения осенью погружаются в покой. В покоящихся органах основные проявления их жизнедеятельности сохраняются и могут быть обнаружены. В начале зимы в деревьях запасы крахмала исчезают, заменяясь сахаром что имеет большое значение для увеличения морозостойкости растения. Однолетние растения, принесшие семена, осенью заканчивают свой жизненный цикл. Двулетние и многолетние растения осенью погружаются в покой. В покоящихся органах основные проявления их жизнедеятельности сохраняются и могут быть обнаружены. В начале зимы в деревьях запасы крахмала исчезают, заменяясь сахаром что имеет большое значение для увеличения морозостойкости растения.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Состояние зимнего покоя вызывается различными причинами, в соответствии с чем можно различать покой глубокий и вынужденный. Первый, по-видимому, связан с физико-химическими изменениями цитоплазмы клеток, с накоплением в ней веществ, тормозящих рост. Второй непосредственно обусловливается внешними воздействиями. Прекращение роста побегов у наших деревьев начинается тогда, когда внешняя температура еще достаточна для вегетативных процессов. Но уже в январе ветки и растения в теплом помещении энергично пробуждаются: почки распускаются и дают побеги, весенние растения зацветают. Значит, в это время их покой в природе является «вынужденным», обусловленным внешними факторами, главным образом низкой температурой зимы. Состояние зимнего покоя вызывается различными причинами, в соответствии с чем можно различать покой глубокий и вынужденный. Первый, по-видимому, связан с физико-химическими изменениями цитоплазмы клеток, с накоплением в ней веществ, тормозящих рост. Второй непосредственно обусловливается внешними воздействиями. Прекращение роста побегов у наших деревьев начинается тогда, когда внешняя температура еще достаточна для вегетативных процессов. Но уже в январе ветки и растения в теплом помещении энергично пробуждаются: почки распускаются и дают побеги, весенние растения зацветают. Значит, в это время их покой в природе является «вынужденным», обусловленным внешними факторами, главным образом низкой температурой зимы.

№ слайда 6

Описание слайда:

У большинства древесных растений переход в состояние покоя выражается осенним листопадом, которому предшествует осенняя окраска листьев. Листья берез становятся светло-желтыми; рябины - пунцово-красными; осины - оранжевыми; ольхи - мутного буро-зеленого оттенка. Осенняя перемена окраски листьев распространяется также на кустарники к некоторые травы. У большинства древесных растений переход в состояние покоя выражается осенним листопадом, которому предшествует осенняя окраска листьев. Листья берез становятся светло-желтыми; рябины - пунцово-красными; осины - оранжевыми; ольхи - мутного буро-зеленого оттенка. Осенняя перемена окраски листьев распространяется также на кустарники к некоторые травы.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Вслед за переменой окраски листьев наступает листопад, имеющий в первую очередь значение предохранительного средства от засыхания деревьев зимой, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы и с прекращением всасывания из охлажденной почвы. Вслед за переменой окраски листьев наступает листопад, имеющий в первую очередь значение предохранительного средства от засыхания деревьев зимой, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы и с прекращением всасывания из охлажденной почвы.

№ слайда 9

Описание слайда:

Независимо от перекрашивания и других изменений в тканях пластинок листьев, происходит подготовка к сбрасыванию. В черешках появляется так называемый разделительный слой клеток, где и про исходит отделение под влиянием легкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью. Независимо от перекрашивания и других изменений в тканях пластинок листьев, происходит подготовка к сбрасыванию. В черешках появляется так называемый разделительный слой клеток, где и про исходит отделение под влиянием легкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Хвоя и листья зимнезеленых растений обладают способностью переносить значительные морозы. Опасность засохнуть зимой от чрезмерного испарения у большинства наших зимнезеленых деревьев и кустарничков предотвращается резким сокращением листовой поверхности. Примером может служить иглоподобная хвоя сосен и елей, мелкие чешуеподобные листья вереска и водяники. Хвоя и листья зимнезеленых растений обладают способностью переносить значительные морозы. Опасность засохнуть зимой от чрезмерного испарения у большинства наших зимнезеленых деревьев и кустарничков предотвращается резким сокращением листовой поверхности. Примером может служить иглоподобная хвоя сосен и елей, мелкие чешуеподобные листья вереска и водяники.

№ слайда 14

Описание слайда:

Широкие листья у некоторых зимнезеленых растений (брусника, подбел, грушанки и др.) сохраняются лишь в том случае, если они зимуют под защитой снежного покрова. Широкие листья у некоторых зимнезеленых растений (брусника, подбел, грушанки и др.) сохраняются лишь в том случае, если они зимуют под защитой снежного покрова.

№ слайда 15

Описание слайда:

Но и листья зимнезеленых растений, готовясь к перезимовке, испытывают серьезные изменения. Внешне это проявляется в изменении их окраски. Хвоя елей и сосен темнеет, становится тусклой. У вереска, багульника, болотного вереска листья буреют. Весной перезимовавшая хвоя и листья вновь приобретают обычную зеленую окраску. Но и листья зимнезеленых растений, готовясь к перезимовке, испытывают серьезные изменения. Внешне это проявляется в изменении их окраски. Хвоя елей и сосен темнеет, становится тусклой. У вереска, багульника, болотного вереска листья буреют. Весной перезимовавшая хвоя и листья вновь приобретают обычную зеленую окраску.

№ слайда 16

Описание слайда:

Зимой рассеиваются семена у видов с сухими плодами. После установления снежного покрова заканчивается рассеивание семян у березы, серой ольхи, обыкновенного ясеня, мелколистной липы. Большинство семян или плодов этих видов снабжены придатками - «крыльями», способствующими их распространению ветром по снежному пасту. Зимой рассеиваются семена у видов с сухими плодами. После установления снежного покрова заканчивается рассеивание семян у березы, серой ольхи, обыкновенного ясеня, мелколистной липы. Большинство семян или плодов этих видов снабжены придатками - «крыльями», способствующими их распространению ветром по снежному пасту.

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

Зимой у многих деревьев и кустарников наблюдается рассеивание семян. У некоторых из них, обладающих сочными плодами (рябина, боярышник, калина, можжевельник и др.), нередко часть плодов долго сохраняется на ветвях. Зимой у многих деревьев и кустарников наблюдается рассеивание семян. У некоторых из них, обладающих сочными плодами (рябина, боярышник, калина, можжевельник и др.), нередко часть плодов долго сохраняется на ветвях.

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

По окончанию листопада осенью и зимой древесные ветви голые. В биологическом отношении наибольший интерес представляют защитные приспособления почек в виде наружных кожистых чешуй, волосистого покрова, клейких смолистых веществ, выделений воска и т. п. С точки зрения приспособления растений к перенесению зимы все высшие наземные растения можно разделить на пять главных экологических групп. Главным критерием для этого разделения является высота положения почек возобновления, из которых в неблагоприятное время года появятся новые побеги. По окончанию листопада осенью и зимой древесные ветви голые. В биологическом отношении наибольший интерес представляют защитные приспособления почек в виде наружных кожистых чешуй, волосистого покрова, клейких смолистых веществ, выделений воска и т. п. С точки зрения приспособления растений к перенесению зимы все высшие наземные растения можно разделить на пять главных экологических групп. Главным критерием для этого разделения является высота положения почек возобновления, из которых в неблагоприятное время года появятся новые побеги.

№ слайда 23

Описание слайда:

Первый тип (фанерофиты) составляют деревья и кустарники, почки которых располагаются на ветвях выше снежного покрова. Находясь на открытом воздухе, подвергаясь действию ветра и т. д., они наделены соответствующими приспособлениями против опасности потери воды испарением. Первый тип (фанерофиты) составляют деревья и кустарники, почки которых располагаются на ветвях выше снежного покрова. Находясь на открытом воздухе, подвергаясь действию ветра и т. д., они наделены соответствующими приспособлениями против опасности потери воды испарением.

№ слайда 24

Описание слайда:

Второй тип (хамефиты) -кустарнички и травянистые растения, почки возобновления которых находятся на небольшом расстоянии от почвы и зимуют в толще снежного покрова. Почки этих растений покрыты более нежными и зелеными чешуями. Покрытые снегом, растения этой группы могут сохранять часть своей листвы. Этот тип включает вечнозеленые кустарнички: бруснику, багульник, и др. Из травянистых растений, одни перезимовывают только с почками, другие с листьями. Среди этих растений есть стелющиеся по земле, есть сохраняющие на зиму наряду с листьями и цветки. Второй тип (хамефиты) -кустарнички и травянистые растения, почки возобновления которых находятся на небольшом расстоянии от почвы и зимуют в толще снежного покрова. Почки этих растений покрыты более нежными и зелеными чешуями. Покрытые снегом, растения этой группы могут сохранять часть своей листвы. Этот тип включает вечнозеленые кустарнички: бруснику, багульник, и др. Из травянистых растений, одни перезимовывают только с почками, другие с листьями. Среди этих растений есть стелющиеся по земле, есть сохраняющие на зиму наряду с листьями и цветки.

№ слайда 25

Описание слайда:

Третий тип (гемикриптофиты) составляют растения, почки возобновления которых лежат на одном уровне с землей, а поднимающиеся над землей части их отмирают на зиму. Обычно эти растения образуют на почве зимующую розетку листьев, в центре которой рас полагается нежная зеленая почка. Таковы, например, маргаритка, первоцвет, медуница, манжетка, подорожник. Третий тип (гемикриптофиты) составляют растения, почки возобновления которых лежат на одном уровне с землей, а поднимающиеся над землей части их отмирают на зиму. Обычно эти растения образуют на почве зимующую розетку листьев, в центре которой рас полагается нежная зеленая почка. Таковы, например, маргаритка, первоцвет, медуница, манжетка, подорожник.

Описание слайда:

Четвертый тип (геофиты) - растения, сохраняющиеся на зиму лишь в подземных частях - в виде клуб луковиц, корневищ - и, следовательно, имеющие почки возобновления уже под поверхностью почвы. Например, мать-и-мачеха. Четвертый тип (геофиты) - растения, сохраняющиеся на зиму лишь в подземных частях - в виде клуб луковиц, корневищ - и, следовательно, имеющие почки возобновления уже под поверхностью почвы. Например, мать-и-мачеха.

№ слайда 28

Описание слайда:

Пятый тип (терофиты) составляют растения однолетние, нацело теряющие все свои части и переносящие зиму в виде семян, хорошо защищенных плотными оболочками от резких колебаний температуры и от потери воды. Сюда относится большинство сорняков, произрастающих среди наших культурных растений – мокрица, ярутка, пастушья сумка, лебеда, крапива жгучая. Пятый тип (терофиты) составляют растения однолетние, нацело теряющие все свои части и переносящие зиму в виде семян, хорошо защищенных плотными оболочками от резких колебаний температуры и от потери воды. Сюда относится большинство сорняков, произрастающих среди наших культурных растений – мокрица, ярутка, пастушья сумка, лебеда, крапива жгучая.

№ слайда 29

Описание слайда:

В особую группу выделяются поселяющиеся на древесных стволах низшие растения - лишайники, некоторые водоросли, мхи. Не будучи ничем защищены, они, однако, стойко переносят зимнюю стужу. Эту стойкость, по всей вероятности, мы должны отнести за счет свойств цитоплазмы этих растений. В заключение подчеркнем, что для многих наших растений воздействие низких температур зимой представляет обязательное условие для нормального развития. В особую группу выделяются поселяющиеся на древесных стволах низшие растения - лишайники, некоторые водоросли, мхи. Не будучи ничем защищены, они, однако, стойко переносят зимнюю стужу. Эту стойкость, по всей вероятности, мы должны отнести за счет свойств цитоплазмы этих растений. В заключение подчеркнем, что для многих наших растений воздействие низких температур зимой представляет обязательное условие для нормального развития.

Описание слайда:

№ слайда 32

Описание слайда:

Самый распространенный способ зимовки водных растений - в виде побегов с сильно скрученными и укороченными листьями, или в виде зимующих почек, образующихся в конце вегетационного периода. Наполняясь крахмалом и получая высокий удельный вес они осенью опускаются на дно. Зимующие почки образуются, например, у водокраса, роголистника, пузырчатки. Самый распространенный способ зимовки водных растений - в виде побегов с сильно скрученными и укороченными листьями, или в виде зимующих почек, образующихся в конце вегетационного периода. Наполняясь крахмалом и получая высокий удельный вес они осенью опускаются на дно. Зимующие почки образуются, например, у водокраса, роголистника, пузырчатки.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Велижская средняя общеобразовательная школа №2

Экскурсия

«Осенние явления в жизни растений»

6 класс

Выполнила:

Кудряшова Екатерина Вячеславовна,

учитель биологии и химии

Цели:

образовательная – развивать у учащихся понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды; осенняя окраска листьев, листопад, распространение семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания, подготовка растений к зиме; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.

развивающая – развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.

воспитательная – развивать диалектико-материалистическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде; формировать у учащихся эстетическое восприятие природы.

Оборудование:

папка для гербаризации листьев;

карточки – задания;

дидактический материал с изображением деревьев и кустарников;

полиэтиленовые мешочки для сбора семян и плодов;

лупа, линейка, блокнот, карандаши.

Методы обучения:

    наблюдение;

    беседа;

    рассказ;

    распознавание объектов.

План:

I. Вступительное слово учителя.

II . Самостоятельная работа учащихся по карточкам.

III . Итоги экскурсии.

IV . Домашнее задание.

Проведение экскурсии.

I . Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?

Ученики: Осень

Учитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»:

« Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...»

Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.

Учитель: Ребята, я просила вас найти какие-нибудь стихотворения, рассказы, пословицы, загадки на тему «Осень». Давайте проверим, что вы подготовили.

Ученик:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)

Учитель: Молодец! Кто-нибудь из вас подготовил еще стихи?

Ученик 1: Стихотворения про осень

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А.С. Пушкин)

Ученик 2: Пословицы про осень:

Осенью скот жиреет, а человек добреет.

Осень хвастлива, весна справедлива.

Осень прикажет, а весна свое скажет.

Осень - запасиха, зима - подбериха.

Осень - время собирать урожай.

Осень - погоды перемен восемь.

Брюзжит, что худая муха в осень.

В осень и у вороны копна хлеба.

Придет осень, за все спросит.

Цыплят по осени считают.

В осень и у воробья пир.

Осенью и воробей богат.

Осень непогодь несет.

Ученик 3: Загадки про осень:


Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...
(Осень)

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(Береза)

Ученик 4:

Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Упадет – почернеет.

(Лист)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Лес)

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо подготовились.

Ребята, как вы думаете, а почему не которые люди не любят осень?

Ученик: осенью, опадают листья, отцветают растения, все становится желтым и идет дождь.

Учитель: Правильно. Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?

Ученик: бумажки, бутылки, битое стекло.

Учитель: весь этот мусор не нужен природе. А как вы думаете почему?

Ученик: этот мусор не нужен природе, потому что он долго разлагается и загрязняет окружающую среду.

Учитель: Верно. Например, полиэтиленовые пакеты разлагаются около 100 лет. Ребята, если мы пришли в лес на пикник, что мы должны сделать при уходе?

Ученик: Все отходы мы должны взять с собой, а то, что легко разлагается закопать.

Учитель: Все верно. Сегодня мы пришли сюда, чтобы разобраться, почему растения сбрасывают листву, почему желтеют листья и многое другое. Итак, какие же изменения произошли при смене лета на осень?

Ученики: уменьшился день, понизилась температура воздуха, увеличилась влажность, выпадает большое количество осадков.

Учитель: Все правильно. А какие изменения произошли с растениями?

Ученики: Трава потемнела, пожелтели листья деревьев и кустарников, опадают листья, некоторые растения отцвели, а на некоторых уже появились семена.

Учитель: Верно.

II . Учитель: Ребята, после экскурсии нам надо будет ответить на вопросы: Почему сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью и как растения приспосабливаются к изменениям условий внешней среды и как они готовятся к зиме?

Для того чтобы ответить на все эти вопросы нам необходимо выполнить ряд заданий. Для работы нам нужно разделиться на 5 групп по 4 человека и каждая группа получает свое индивидуальное задание на карточке.

Задания предусматривают выполнение двух видов работ:

Первый вид работы направлен в основном на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям.

Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.

Перед выполнением заданий провожу инструктаж.

Привожу пример 2 карточек (всего их было 5).

Карточка 1

Изучить процесс листопада.

1.Отметьте изменения в жизни деревьев, кустарников, трав. Какой стала окраска у большинства растений, а у каких растений осталась зеленой до самых заморозков.

2.Отметьте в таблице виды растений и сроки их листопада: частично сбросили, полностью освободились от листвы, оставили на зиму (+).

Листопад

Растение

Частично сбросили

Полностью сбросили

Оставили на зиму

3.С помощью лупы рассмотрите, основание черешка опавшего листа и найдите слой ткани способствовавшей его отделению.

4.Соберите листья различной окраски и сделайте из них гербарий с подписями названий растений.

5.Рассмотрите окраску листьев у различных деревьев и кустарников и внесите данные в таблицу.

Окраска листьев

Название растения

Окраска листьев

6.Одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев и кустарников?

7.Написать не большой рассказ на тему: «Осень».

Карточка 2

Изучить многообразие плодов.

1. Соберите плоды, которые распространяются ветром (ясень, клен, липа, береза).

2. Соберите плоды, которые распространяются птицами (рябина, калина, бузина).

3. Соберите плоды, которые распространяются человеком (череда, гравилат, подорожник, ромашка, репейник).

4.Соберите плоды, которые распространяются саморазбрасыванием (акация).

5.Заполните таблицу.

Название растения

Тип плода

Особенности строения плода

Способы распространения

Дуб

желудь

Коричневого цвета, окружен плюской.

С помощью животных и человека

6. Почему у растений на плодах образуются волоски, крылья? С чем это связано?

7. Составьте 2 синквейна на тему: «Осень».

      1. При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме.

Итак, ребята подойдите ко мне и ответьте на вопрос: Когда начинается календарная и астрономическая осень?

Ученики: календарная осень начинается 1 сентября, а астрономическая - после 23 сентября.

Учитель: А ботаническая осень всегда приходит как-то неожиданно с появлением массового пожелтения листвы у березы и липы. Однако, настоящая осень наступает даже не тогда, когда все листья на деревьях стали желтыми, а с того времени когда начинается листопад. Как вы думаете, ребята, почему это явление очень важно для растений?

Ученики: Именно в этот период растение готовится к неблагоприятному периоду - зиме. Именно с опадением листвы уменьшается испарение.

Учитель: А что случилось бы, если бы листва не опадала?

Ученик: При сохранении листвы испарение бы продолжалось, корни не могли бы восполнять потери влаги из-за промерзания почвы, и это привело бы к гибели растения. Сбрасывание листьев предохраняет растение от механического повреждения, т.к. Под тяжестью снега на широкой листовой пластинке ветви бы сломались. Вместе с листьями растение удаляет вредные вещества, которые к осени из стволов и стеблей переходят в листья.

Учитель: Все правильно. Скажите, ребята, а одинакова ли продолжительность листопада у разных видов деревьев?

Ученики: Нет, она различна.

Учитель: А как же происходит листопад?

Ученики: К осени у основания черешка листа образуются особые мелкие клетки, напоминающие пробку - это отделительный слой.

Учитель: Как называется место на стебле, где был прикреплен лист?

Ученик: Это место называется листовым рубцом.

Учитель: в период листопада листья, меняют свою окраску на желтую, красную, фиолетовую, чем объясняется это многообразие цветов?

Ученики: Это объясняется тем, что помимо хлорофилла в листьях находятся и другие окрашивающие вещества. Но весной зеленый пигмент их покрывает и не дает им проявляться. Осенью хлорофилл разрушается и начинает преобладать другое вещество – антоциан, от которого листья становятся красными или фиолетовыми.

Учитель: Молодцы, все правильно. А как вы думаете, почему хвойные деревья не сбрасывают на зиму хвою?

Ученик: Сосна и ель - засухоустойчивые растения, испаряющая поверхность их хвоинок очень мала и они покрыты восковым налетом, который почти не пропускает влагу.

Учитель: В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.

Итак, ребята, мы сегодня с вами проделали огромную работу, пронаблюдали, как растения готовится к зиме, листопад.

Делаю вывод, придав материалу целостность.

IV . Напоминаю о сроках письменного отчета. Каждая группа
школьников представляет выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.

По результатам экскурсии провожу обобщающий урок. К этому уроку в кабинете биологии монтирую выставку наиболее удачных творческих работ учащихся: сочинения - миниатюры, стихи собственного сочинения, рисунки, коллекции плодов и семян, гербарные листы, поделки из природного материала.

Свои восхищения явлениями природы, свои чувства, любовь дети выражают в рисунке, в написании стихов, синквейнов, кроссвордов, эссе, рассказов.

Отчеты проверяю и оцениваю:

На обобщающем уроке подводим итог экскурсии по двум видам работ, предусмотренных в карточках. Ребята читают свои ответы на вопросы, показывают рисунки, читают стихи, обмениваются мнениями, ведут дискуссии.

Опыт проведения таких обсуждений показывает роль и значение экскурсий: ребята становятся активнее, заинтересованнее в изучаемом и обсуждаемом материале, они с удовольствием делятся наблюдениями и впечатлениями. Наблюдая живописные уголки природы, школьники учатся понимать красоту, у них развивается любовь к русской природе.

Экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

Источники

Пасечник В.В. Биология, грибы, растения. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010.

Интернет ресурсы:

1. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

2. А.С. Пушкин «Унылая пора»

3. И.Бунин «Листопад»

4. пословицы про осень

5 . загадки про осень

Загрузка...